FantLab ru

Туллио Аволедо «Метро 2033: Корни небес»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Голосов:
153
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Корни небес

Le radici del Cielo

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Последний Папа Римский умер более двадцати лет назад. Остатки Ватикана ютятся в мрачных катакомбах Святого Каллиста. Однажды приходит известие, что в Венеции обитает Патриарх, способный возглавить Святую Католическую церковь. И команда из нескольких швейцарских гвардейцев и последнего члена Инквизиции, Джона Дэниэлса, отправляется в путь. По бессолнечной Италии, полной опасностей.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2012 // Лучший главный герой герой: Отец Дениэлс


Корни небес
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Le Radici Del Cielo
2011 г.
(итальянский)
Korzenie niebios
2013 г.
(польский)
Die Wurzeln des Himmels
2013 г.
(немецкий)
Le radici del cielo
2013 г.
(итальянский)
Az ég gyökerei
2014 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В своё время мне очень понравилось «Метро 2033». О последовавшей серии сказать того же не могу: я честным образом прочитал первые четыре книги и сейчас, по прошествии какого-то времени, не помню ни названий, ни сюжета, ни героев. Как-то всё слишком стандартно и слишком уныло.

Однако, выход вселенной за пределы бывшего СССР вызвал дополнительный интерес. Всё-таки иностранные продолжения российского фантастического романа появляются то ли очень редко, то ли вообще впервые. И в общем-то английская «Британия» мне показалась хоть и не шедевром, но относительно занятной книженцией. Поэтому решился продегустировать итальянский постапокалипсис.

Скажем так — первые три четверти романа в целом нравились (хотя через первые страницы пришлось продираться), даже мелькала мысль «наконец-то во всей серии появилось хоть что-то, действительно достойное внимания». Написано очень натуралистично, жёстко, жестоко. Язык специфический, всё в настоящем времени, что, в принципе, усиливает «реалистичность» (в кавычки взял потому, что сама по себе такая вселенная не очень реальна; зато поведение героев в ней — вполне).

К слову сказать, общего с «Метро 2033» — только радиация и невероятные мутанты. Даже мир немного другой — в Италии свирепствует ядерная зима, а у Глуховского я такого не припоминаю.

К сожалению, ближе к окончанию роман начал разочаровывать всё больше и больше:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
автор убеждал-убеждал читателя в реалистичности, убеждал-убеждал, почти убедил, а потом вдруг на тебе: попал ГГ в плен, а его добрый дух мистически выручил (и не один раз). Он же внезапно обеспечил главному герою иммунитет от радиации и от голода, и так далее. Может, я и не справедлив слегка, но мне больше нравится та мистика, которая мешает главному герою, чем та, которая его спасает.

Общее впечатление среднее.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обязательные кураторские записки, которыми Дмитрий Глуховский снабжает каждую новую книгу серии, красноречивы до зубовного скрежету. Они пестрят прилагательными (чаще всего в превосходной степени), всегда напыщенны и неуместно парадны. Что ни книга, то «настолько необычная, насколько и незабываемая», что ни язык, то «интересный, затейливый, яркий», что ни сюжет, так «напряженный, как струна натянутая», «пронзительный» и прочая карамель в этом духе. На деле же под глуховскими фантиками чаще всего прячется либо колченогая поделка начинающих авторов, либо ладно сбитый, но абсолютно стерильный в плане художественной ценности текст «проектного» автора (Леженда, Палий, Шакилов, Буторин и пр.), которых Глуховский — внимание! — в свое время клятвенно обещал в серию не пускать, а из нелюбимого им «сталкера» так и подавно.

Однако в предисловии к «Корням Небес» Глуховский никого не обманул. Да, случись ядерная война, все будет именно так. Да, книга мрачная и полна физиологических подробностей. И в третий раз «да»: на данный момент это самый сильный и крепкий роман во всей серии.

«Корни Небес» — это путь через покрытую снегом и льдом Италию вместе с католическим священником, последним инквизитором Святой Церкви Джоном (Джеком) Дэниэлсом. В нелегком путешествии его сопровождает отряд швейцарских гвардейцев — элитной церковной стражи, которая, впрочем, похожа на саму себя ровно настолько, насколько Рим постъядерный напоминает довоенный. Цель всей миссии — добраться из Рима до Венеции, где по слухам кочующих по поверхности караванщиков, обитает таинственный Патриарх. Его нужно найти и уговорить занять вакантную после смерти Папы должность главы римско-католической церкви. Но это лишь одна сторона медали. На её реверсе миссия куда менее благочестивая, в которой отец Дениэлс всего лишь разменная монетка.

Не избегая классической для подавляющего большинства постапокалиптической литературы схемы — квестовый поход из точки А в точку Б, — Аволедо старательно уходит в сторону от уже набившего оскомину отстрела мутантов и поиска очередного триггера, способного если не спасти, то хотя бы удержать мир в нынешнем своем состоянии. Разумеется, мутанты и схватки никуда не делись, но сцены с ними тут настолько невыразительны и схематичны, что складывается ощущение: здесь они исключительно ради соблюдения «технического задания» сеттинга.

Роман нестерпимо реалистичен, чем на корню убивает тот постапокалиптический романтизм, коим отравлены многие читатели серии. Мир, в котором обитают выжившие, чудовищен: грязь, смерть, каннибализм, тотальный геноцид — средневековье в худших его проявлениях. Но кровь, боль и ее проявления у Аволедо вовсе не для китча. Наоборот, они — сакральны, они объект изучения, они — симптомы времени. Как и религия. И люди, которые исповедуют в новом мире и то, и другое. Поэтому в книге есть место и откровенному уничижению Святого Престола, Папы, и свету настоящей Веры, и языческому мракобесию, и христианскому фанатизму. Причем сплелось все крепко — не развязать. И если Маккарти в своей «Дороге» убедительно описал пустоту, то Аволедо напомнил читателю, чем она может заполниться. Религии уходят как люди. Религии теряются как люди.

Финальный аккорд романа делает большой шаг в сторону от канона и тем, наверное, не по нраву многим фанатам вселенной. Он по-настоящему булгаковский, волшебный, сюрреалистичный. Как сказал один из авторов серии: он — открытая дверь, за которой раскинулось нечто, что не оценить одними лишь глазами. Финал требует подготовки, паузы, терпения — лишь по их результатам можно оценить всю глубину авторского замысла.

Вердикт: очень крепкий и солидный роман, выделяющийся на фоне коллег своей общей «взрослостью», детализированностью погибшего мира, небанальной и сложной идеей. Тот самый случай, когда книге тесно в проектных рамках, и когда украшающий обложку значок «Метро2033» не должен никого от неё отворачивать.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Жестокость, мрачность, безысходность?

Пожалуй. Творение Димы Глуховского было сказкой-фэнтези, со всеми составляющими, и занятным антуражем. Несмотря на несколько впечатляющих эпизодов и общий мрачноватый фон, «Метро 2033» и воспринималось как сказка.

А вот «Le radici del Cielo»... Это немного другое. Во первых, эта книга действительно угнетает. Давит, словно свинцовые тучи бессолнечной Италии. Во вторых — она более цельная. И не воспринимается сказкой, и это притом, что текст периодически скатывается в лютую фантасмагорию. Чудно, да? Жестокая и совершенно невероятная дикость мира, в котором живёт Джон Дэниелс, заставляет поверить в саму себя, в свою жуткую суть.

Страшный мир, который автор создаёт из своей родины — величественного до сих пор Рима, яркой Венеции, мирного Римини, аккуратной и уютной Умбрии... Всё это стирается с лица земли, и становится жутким отражением в разбитом зеркале. Ядерные бомбы подняли в воздух облака пыли, на землю лёг снег цвета праха, бесконечные волны ветра пропитаны неведомыми ошмётками биологического и химического яда, распылённого во время Дня Скорби... Люди пытаются выжить, находясь на вечной грани безумия, до конца не веря, что Апокалипсис обрушил их мир в Ад, а не привёл в Царствие Небесное. Дети-мутанты, которых люди разводят на мясо, изуродованные гниющие создания нового мира, огромная машина смерти, хозяин которой вообразил себя Искупителем...

Всё это кажется одновременно и реальным постапокалиптическим пространством, миром, пережившим (?) пламя ядерной войны, и метафизическим ирреальным пространством Преисподней, контуры которого размываются при попытке сфокусированного взгляда... Апофеоз, конечно, Венеция, город, который и жив и мёртв одновременно... вместе со всеми своими жителями.

Inferno...

Посреди всего этого выживает человек, и его душа — священник Джон Дэниелс. Нелегко приходится человеку Веры в мире, где Четыре Всадника прошли, а Царства Божьего не наступило. Он пытается найти место себе и своей Вере там, где местам им обоим больше нет. Именно поэтому он соглашается на самоубийственную миссию, отправившись по разрушенному полуострову к прекраснейшему из городов старого мира...

Сюжет, конечно, здесь довольно банальный для постапокалипсиса — путешествие из одной крайней точки карты в другую, с демонстрацией ужасов нового мира — насколько фантазии у автора хватит. Но, мне кажется, здесь Аволедо пошёл чуть-чуть дальше, чем Глуховский. Он уловил мысль о том, что люди должны перемениться и стать другими. Должен измениться их взгляд на мир, их Вера. Сикстинская капелла рухнула, и Бог обрущился со своей высоты на человека. Чтобы найти Его снова, необходимо торить другие пути. Отсюда и взялась таинственная фигура Патриарха, который одновременно принадлежит и ужасам постядерного универса, и метафизическим, непознанным областям. Для того, чтобы выжить в мире, люди должны стать совсем-совсем другими... Шагнуть за пределы своей и без того нечёткой и размытой кошмарной реальности, и познать нечто другое.

В общем, это полноценно взрослый роман, пусть даже в сюжете и есть свои, иногда весьма существенные косяки. Но это не слишком важно. Автор написал не столько роман о постядерном мире, сколько о метафизическом Аде, и это, возможно, было новым словом, свежей струёй в волне подростковых боевиков по мотивам «Метро 2033». В любом случае, меня пока ни на что из этой серии не тянет, и, вероятно, роман Туллио Аволедо окажется одной из её немногочисленных вершин.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Говоря о «Корнях небес» многие упоминают жестокость, мрачность и циничность романа. Я же отметил бы красивейший язык, которым написана книга. Настоящая литература, ценная и формой, и содержанием. Излишний натурализм, мелькающий в некоторых эпизодах, утяжеляет восприятие, временами даже отталкивает от чтения, но в упрек автору ставить данные художественные ходы совсем не хочется – честной книге незазорно говорить о неприятных вещах. Аволедо не упивается мерзостью, не кайфует от чернухи и это, на мой взгляд, его оправдывает в выборе изобразительных средств. Талантливому человеку многое прощается :)

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что хотелось бы сказать – этот роман очень мрачный и жестокий. Это касается как всего содержания, так и деталей, ужасающие подробности находятся почти в каждом эпизоде. В целом, роман слабо вписывается в рамки вселенной Глуховского, скорее это классический постапокалипсический хоррор. Выделяется произведение из цикла и достаточной продуманностью, впрочем, за таким жестким сюжетом погрешности автора можно было и не заметить. Автору особо удалась атмосфера безысходности, которая удачно сочетается с разрушенными внешним и внутренним мирами героев. В общем, роман понравился своими способностями выходить за многие «рамки» и удерживать внимание, не смотря на эмоции неприятия.

Действия романа происходят на поверхности, относительно динамичные действия героев часто сменяются описанием новой реальности и адекватными ситуациям диалогами. Возникает некое погружение в циничный и гармоничный ад.

Я бы не советовал верующим и особо впечатлительным людям читать данную книгу.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Корни Небес» пришли уже достаточно давно, почти месяц назад, сразу же начал их читать, но только в школе на переменах или в очереди где-нибудь, поэтому дочитал только вчера вечером.

Первое, что хочу выделить — атмосфера. Я не знаю, в чём проблема, но в других книгах (кроме «Выборга») при чтении было такое чувство, что всё это (апокалипсис) произошло понарошку и закончится через пару дней. Туллио Аволедо показал, что всё произошло взаправду. При чтении книги понимаешь, что ты действительно читаешь постап, а не романтическую комедию со счастливым концом, который ты предвидишь с самого начала. Это мир, в котором доверять можно лишь самому себе и надеяться только на свои силы. Таки понятия, как честь, дружба, сострадание постепенно исчезают. В новом мире нет места для Героев — спасителей человечества, они никому не нужны, их в лучшем случае считают сумасшедшими, а то и вовсе хотят убить. Вместо них планета заполняется дикарями, маньяками, религиозными фанатиками... Кстати о религии — это вообще отдельная тема. Новому миру нужны такие боги, которые оправдают те зверства, которые совершают люди, или переделать старых богов на новый лад.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тот же кардинал Албани, который был христианином легко приказал стереть с лица Земли целый город лишь потому, что увидел в «Патриархе» конкурента за власть. Тот же Дэвид Готшальк, который во имя Господа вырезал целые поселения людей, тоже считал себя проповедником истинной веры.

Второе — это сам сюжет.

Отчётливо видно, что в книге нет Героя, которого мы привыкли видеть: человека, готового пожертвовать собой во имя спасения мира. Несмотря на то, что Джон вроде бы и герой, весь его путь от Рима до Венеции усеян трупами и залит кровью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ради своей «благородной» миссии он готов помочь Готшальку вырезать город Римини.
Так же, в отличие от других книг, Джону никто из людей не помогает, у каждого свои цели и интересы, люди шли вместе с Джоном до тех пор, пока их пути пересекались, а потом с лёгкостью были готовы убить его, как только он переставал быть нужен. Помощь пришла от тех, кого сам Джон называл творениями Дьявола: ужасных мутантов, которые оказались человечнее многих людей, призраков, существа по имени «Патриарх». Все те качества, которые люди растеряли, променяв на инстинкт самосохранения, унаследовали эти существа. Они были готовы помочь людям выжить в суровом мире, но люди хотели лишь одного — уничтожить всех тех, кто не похож на них. Джон единственный, кто смог понять это и схватить протянутую ему руку помощи.

Что же касается правдоподобности всего этого, то мне намного больше верится в призраков и разумных мутантов, нежели в «супермена» Томского (Московские Туннели) или «мушкетёра» Князева (Выход Силой). Как-то натуральный выглядит, что ли.

Итак, на данный момент, по моему мнению, это лучшая книга серии. Выражаю огромную благодарность автору за нее, сегодня начинаю читать вторую часть «Крестовый поход детей», которая недавно мне пришла.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Крона Преисподней»

Рецензия на «Метро 2033: Корни небес» Туллио Аволедо

После прочтения романа об Италии у меня сложилось ощущение, что мой мозг перевернулся. Если большая половина «Корней небес» описывает путешествие из Рима в сторону Венеции, то оставшаяся часть представляет собой множество загадочных образов одного города. Города Света.

Интересные фишки романа: во-первых, повествование идёт от лица американца, последнего инквизитора Католической Церкви. Во-вторых, почти весь роман в русской версии (не знаю, как дело обстоит с итальянской) написан в настоящем времени – за исключением флэшбэков, что очевидно. В-третьих, начальный и конечный пункты маршрута расписаны довольно подробно, а всё равно и о Риме, и о Венеции в 2033 году можно написать много чего интересного.

Действие начинается в столице Италии и медленно, но точно продвигается на север страны. За это время главный герой успевает увидеть множество смертей, много жестокости и море крови. Самое страшное в том, что чем ближе к финалу, тем больше жестокости добавляет автор. Особенно это отразилось в образе Дэвида Готшалька. Появляются следы его «Самой Большой и Быстрой Церкви на Колёсах», затем он сам, Человек Боли, а позже раскрывается его сумасшествие, в частности, заключавшееся в уничтожении атеистических общин (я сам атеист, поэтому было немного грустно читать об убийствах неверующих).

Кульминация всего романа приходится на его конец. Вся история, которая имеет место быть в постъядерной Венеции, настолько нереалистична и прекрасна, что отличить правду от вымысла практически невозможно. Тут и люди, и призраки, и мутант Патриарх, вызывающий мёртвых… Всё это слилось в настолько густую кашу в моей голове, что даже сейчас мне трудно понять, где заканчивались видения Джона, а где начиналась его реальная жизнь.

Кстати, о мутантах. Туллио касается вопроса будущего мира «Вселенной Метро 2033», что до этого особенно никто и не делал. Неожиданно было встретить эпизод с Москвой, но именно тогда главный герой впервые встретил существо новой расы людей. А затем появляется человек-таракан, по аналогии с упоминавшейся в романе новеллой Кафки названный Грегором Самсой. В главе про Римини читатель сталкивается с описанием разумных летающих тварей, в которых тоже есть что-то от человека. А в довершение всего – ещё и мистически непонятный Патриарх. Сразу на ум вспоминаются чёрные из «Метро 2033», как раз считавшиеся «людьми новыми». Автор определённо преследовал, помимо всего прочего, мысль о судьбе человечества через многие годы после две тысячи тридцать третьего. И мне кажется, такой подход очень правильный.

Подводя итог всему выше сказанному, хотел бы сердечно поблагодарить Туллио за замечательный, сильный, полноценный и взрослый роман, ставший весомой частичкой в создании этой вымышленной вселенной!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман бросает читателя сразу в гущу событий — первые две главы посвящены по сути вербовке и знакомству с командой, имеющей особо важную скрытую цель. Для внешней же оболочки перед ними поставлена задача попроще.

Итак, перед нами простирается Рим после известных событий. О том, где конкретно происходят события, как выглядит герой, сколько выжило сказано очень мало. Нет брифинга на миллион тысяч страниц о том, какая секта живет там-то, какой альянс обознался здесь. Тулио не трещит на каждой странице о том, какие монстры и мутанты существуют на поверхности. Я скажу даже больше. Здесь в принципе нет деления станций метро по интересам, которые когда-то придумал Глуховский (бандиты, фашисты и так далее). Тулио оказался выше, за что ему честь и хвала.

Книга подготовлена не только для итальянцев. В главных героях здесь люди нескольких стран и вероисповеданий, характеры так же у всех отличаются (хоть и штампы). Например, Джон Дэниэлс — американец, единственный представитель древнейшей организации (какой — не скажу, узнавайте сами). Для вычурности стрелять он не умеет. Вообще.

Так что те, кто привык видеть и встречать в «ВМ-2033» только крутых боевиков, которые одной левой врага, будут слегла удивлены. Тем лучше.

Отдельно отмену наличие иллюстраций. Их не 1-2 штуки, но в меру. Конечно, это давно не ново. И все же приятная мелочь.

Аволедо жестко прогоняет нас по страшнейшему миру Италии после общего конца света. Нас ждут различные зомби (живые люди, которые уже разлагаются), каннибалы, кошмарные испытания, страшные истории (пугающие отсутствием человечности). Радует, что автор попытался найти объяснения мутациям, которые произошли в мире будущего. Конечно, пара писаталей и до него в ВМ-2033 делали такую попытку, но Тулио взялся напомнить нам, что же стало причиной.

По-моему, это самая жесткая цикла вселенной. Многое я пролистывал без омерзения или жалости. Но сцена, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Адель признается, что была изнасилована, а потом следует выстрел ей в голову на глазах её возлюбленного

- это, пожалуй, один из самых пронзительно-тяжелых моментов романа. Тулио постарался вложить максимум эмоций в эпизод. И у него получилось.

Мне определенно не понравилась глава про призраков. Как-то серо, притянуто за уши. Очень неудачное пятно во всем романе. Ещё в книге хватает роялей в кустах и прочих чудесных спасений главных героев. Где-то рядом и все главы, содержащие сны. Блекло, неинтересно.

Вообще финальная четверть «Корней небес» выглядит так. словно её писал другой автор, неопытный, который просто не знал, как закончить иначе. Из-за этого 8 баллов. И то с натяжкой.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мощная, захватывающая, философская и вполне реалистичная для данного мира книга. С рецензией Д. Глуховского, в которой он говорит о 16+ — согласен. Сцены насилия и всего, что с этим связаны, показаны страшно. В основе страх психологический, роль которого складывается из церковной составляющей романа. Путешествие по Италии показано на высоте, да, есть жуткие «баги» в виде грузовика, которые мне не понравились, но они все перекрываются произведением. Если сравнивать с «Британией», то она отдыхает на сеновале.

Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на мрачность и жестокость читала с огромным интересом. В романе много поистине замечательных эпизодов, захватывающих внимание.

Неоднозначно оцениваемый финал у меня лично не вызвал негативных впечатлений. Кому-то отсутствие реализма не понравилось, но ведь это фантастика.

Конечно, Аволедо несколько выбивается из общего стиля Вселенной Метро2033, но лучше такая вот откровенная мистика, чем розовые сопли и очередное спасение остатков человечества безмозглым супергероем.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх