FantLab ru

Джон Скальци «Люди в красном»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Голосов:
672
Моя оценка:
-

подробнее

Люди в красном

Redshirts: A Novel with Three Codas

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прапорщик Эндрю Даль был назначен на корабль “Бесстрашный”, являющийся флагманом Всеобщего Союза с 2456 года. Это престижная должность, и Эндрю рад, что ему придется работать в лаборатории ксенобиологии.

Жизнь хороша… до тех пор, пока Эндрю не начинает понимать, что, во-первых – каждая Удаленная миссия включает в себя летальное столкновение с какими-нибудь пришельцами; во вторых – капитан корабля, главный научный офицер, и смазливый лейтенант Керенский, всегда переживают эти столкновения; в-третьих – по крайней мере, один из незначительных членов экипажа погибает.

Не удивительно, что большая часть сил среди команды тратится на избежание, любыми средствами назначения на Удаленную миссию. Эндрю внезапно находит информацию, о том, чем действительно является “Бесстрашный”, что может позволить им спастись.

© Перевод аннотации geralt9999

Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2013 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ

лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2016 // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2012 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第46回 (2015) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Люди в красном
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Redshirts: A Novel with Three Codas
2012 г.
(английский)
Redshirts: A Novel with Three Codas
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычно... Если вы хотите увидеть на страницах книги стандартную фантастику со всевозможными клише, то тут этого нет, хотя в начале может показаться именно так. Эта книга полностью пропитана сатирой. Сатира, драма и крупицы юмора, а фантастика лишь антураж.

Практически все повествование состоит из диалогов. Они очень умело написаны, но самих персонажей Скальци раскрыть так и не удалось, впрочем эта цель явно не преследовалась. Вся соль в идеи книги, в простой истине которую она несет, остальное лишь балласт, порой очень занимательный.

Сюжет хорош, более про него ничего не скажешь не проспойлерив. Стоит просто знать, что вас ждет «вот это поворот!» и роман превратится в совершенно другое.

Заключительные три эпилога еще больше уводят повествование от начальной концепции, но в целом они прекрасно дополняют книгу и ее основную идею.

Премию Хьюго думаю дали заслуженно. Некий новый взгляд на литературу, а история не штампованная, хотя посвящена киноштампу. Понравится далеко не всем, но если после прочтения трети книги вы окажетесь в восторге, остальное поглотится моментально и захочется добавки.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тому, кто не смотрит американские космические мыльные оперы (в частности, spin-off от Star Trek), почерпнуть будет нечего. Нечто, написанное на потребу Северной Америке и не далее.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось. Начало интригует и продолжение совершенно неожиданное. Читается весело и легко, иногда шуточки, правда, ну прям такие))) Довольно откровенные) Но в целом получила удовольствие)

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: сборник из двух небольших вещей Скальци.

У «Людей в красном» Хьюго, Небьюла, некая премия Геффена и номинации на несколько других премий.

В итоге: столько вкусного и в таком небольшом объёме! Сначала — сатирическая деконструкция научно-фантастических стартрекоподобных сериалов как жанра, написанная смешно и со знанием дела; потом, внезапно — отношения Автора и Персонажа, тоже очень глубоко и интересно.

Космос, путешествия во времени, прорыв повествования в реальность.

Отлично! И, что немаловажно, без пустословия и затягивания.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Ложной слепоты» логично было бы прочитать «Эхопраксию», но я решил дать отдых мозгу и впервые воспользовался системой рекомендаций Фантлаба, выбрав свежую иностранную фантастику. Чуть было тут же не пожалел, когда двух офицеров безопасности «Интрепида» поглотили борговианские земляные черви. Потом этот момент, кстати, находит объяснение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За борговианских червей я не в ответе. Я тогда провалялся две недели с птичьим гриппом. Сценарист, писавший про Борговию, обожает «Дюну». К тому времени, когда я вернулся, было уже поздно. Наследники Херберта нас чуть живьем не съели.

И вообще, представлявшееся изначально простенькой пародией действо, начинает резко усложняться, демонстрируя сюжет в сюжете, довольно сложные перемещения между реальностями этих сюжетов и не таких уж ходульных персонажей, хоть и донельзя архитипических, но я легко представлял себе и правильного занудного Даля, и склонного к не считаться с Уставом Финна, расслабленного Хэнсона (у парня просто нет причин напрягаться), неудачливого Херста, и не сильно комплексующую Дюваль. Ну а уж командный состав «Интрепида» легко представят все, кто хоть раз смотрел что-то из «Звёздного пути». Разве что придурковатый русский астронавигатор Анатолий Керенский вызывал вопросы, но в конце и он оказался славным малым.

Скальци любит телесериалы, а вот халтуру — нет. Поэтому книга смеётся не над сериалами вообще, а над подходом «и так сойдёт».

Впрочем, престижнейшие премии «Красномундирники» получили не за пародию на телеиндустрию, как мне представляется. А за те самые три эпилога, что многим, судя по отзывам, оказались не по нраву. А именно там поднимаются вопросы ответственности человека за свою жизнь, за своё дело и за своих близких.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это пародийно-ироническая фантастическая повесть с элементами сюрреализма и абсурдизма, даже скорее — стёб. Не могу сказать что очень плохо, просто очень специфично, наверное, на любителя фантастических телесериалов... Приключения героев заканчиваются аж тремя(!) эпилогами, которые, как ни странно, читать совершенно не обязательно, они как отдельные тексты, причём очень невразумительные и скучные.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«На стыке драмы и пародии,

или Постпостмодернистская космоопера»

Порой важнее сам путь, чем его финал. Дорога, а не ее последний километр. События между началом и концом. Но если вам неизвестна главная подоплека романа Джона Скальци «Люди в красном» (которые на самом деле «Краснорубашечники»), притом спойлеры для вас страшнее призрака коммунизма, оставляйте этот отзыв и все ниже идущие. И как можно скорее закрывайте вкладку фантлаба и приступайте к самой книге, ведь она того стоит.

В некотором смысле «Люди в красном» как раз о доктрине кинематографического жанра «роад муви», но, разумеется, не только. Сразу бросаются в глаза фантастические элементы повествования и общий сюжетный фон происходящего. Дальний космос, пришельцы, исследовательские миссии, храбрые разведрейсы в неизведанные миры и огромный, бескрайний океан (или космическая туманность, что больше к месту) тех любимых нами элементов старой доброй фантастики прямиком из 80-ых и раньше. Когда зрители и сценаристы не шибко задумывались о законах физики и оставляли учебники «Вводный курс логики» пылиться где-то в пустых библиотеках колледжей и школ. Зато и те, и другие люди истово любили научную или не совсем фантастику и искренне верили, что совсем недолго, и на Марсе зацветут яблони, на Альфе Центавре появится постоянный форпост человечества и вообще звезды станут ближе, чем земной Владивосток. Что у нас такое было, что там, за бугром. Но их кино- и ТВ-произведения, как раз носившие в себе эти самые надежды и веру в красивое завтра, конечно, имели много глупостей. Именно о них, на первый взгляд, «Люди в красном». Пародия на Стартрек, на штампы в фантастическом секторе развлекательных программ, на глупости тамошних сценаристов и прочее похожее. Но концовки, которых аж три, говорят, что перед нами не просто литературная изнанка зомбифицирующего ТВ с элементом постмодернистской игры. Произведение Скальци больше стартрековского оммажа, книжного фарса или интерактивного заигрывания с читателем и послесовременным жанром.

«Люди в красном» — это пример метамодернизма, постпостмодерна, редкого пока еще явления как такового, да тем более в рамках фантастического гетто. Это попытка преодоления ироничного, безысходного, детерминистского (несмотря на культ случайности), наджанрового, экспериментального в форме постмодернизма его же инструментами и средствами. Выход из атмосферы всеобщей обреченности, надменной элитарности и снобизма, в которой возможен якобы только определенных черт юмор, пафос, но не реальные действия или хотя бы надежда на изменения мира вокруг или своей собственной судьбы. «Люди в красном» как раз иллюстрация борьбы с судьбой, предопределенностью, фатумом за свободу выбора. За выход из течения реки, в которую дважды вроде б и не вступишь, но ощущения такое, что вступил во что-то похлеще этой самой речушки. Если хотите, данное произведение — производственный роман. В том смысле, что в нем люди производят из самих себя других людей — смелых, свободных и управляющих своими жизнями сами. И заставляющий, в хорошем смысле, читателей сделать тоже самое — стать свободными и независимыми.

Разве можно как-то по-другому воспринимать борьбу с Сюжетом, с Авторами, высмеивание абсурдности управляемого не нами мира вместе с высмеиванием в тройственном эпилоге постмодернизма как такового, с его методами и сутью? Джон Скальци создал великолепный фантастический роман, в котором все на грани. Реальность, фантазия, фантастика, нарратив, Автор, творение, свобода и Фатум. В котором из ростков постмодернистского упадка проявляется метамодернистский восход, возрождение надежд. Появление смыслов вновь. Через осмеяние глупостей и нестыковок сериальной фантастики минувшего столетия пробуждается любовь к этому самому жанру и космосу вообще. Через трагедии на стыке комедий главных (по ходу сюжета или Сюжета они преображаются и в «главных», и вновь в главных, и...) героев, смелостью и решительностью которых проникаешься, дается мысль о необходимости выхода из своей, как модно говорить, зоны комфорта. О превращении себя в человека свободного, а не предопределенного кем-то иным. Системой, богом, сценаристом и т.д. В этом и во многих других планах «Люди в красном» безмерно хороши, их форма и внутреннее содержимое идеально вымерено и более чем достойно прочтения.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, о второстепенных героях и статистах. Она у меня серьезнее воспринимается, чем просто как пародийно-юмористическое чтиво. Большую роль играет антураж, идет отторжение, когда для того, чтобы вызвать эмоциональный интерес с выбросом адреналина, начинают извращенно убивать. Это ни в книге, ни в фильме не привлекает.

Когда в Эпилоге 1, сценарист (Анонимный писака) из за творческого кризиса страдал, возникал вопрос, а как же Достоевский писал? а Марк Твен? а Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой»? фантастика же? Правильный ответ дала Дениз Хоган Нику Вайнштайну, что пишет он плохо, — но извиняет себя.

А вот в Эпилоге 2 (Второе лицо), все намного серьезнее, Мэтт вдруг сам оказался в роли статиста, второстепенного героя, только это уже реальная жизнь. А в реальной российской (и не только) жизни, сами знаете, как часто сбивают насмерть людей, и отделываются условным сроком, если вообще дело доходит до суда. Это очень плохо написанный сценарий, и пишет ее жизнь-судьба-божественное провидение, и как Мэтту, тут никакой Хестер не поможет.

Завершающим аккордом прозвучала повесть «Божественные двигатели»...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бог открыл глаза и пристально посмотрел в глаза капитану.

– Было время, когда люди путешествовали меж звезд без нашей помощи, – при этих словах бог погремел цепью, – а посредством сил, которые ваш народ укротил самостоятельно, своими знаниями. Посредством науки, долгих и упорных разработок.

Как много в этом откровении, особенно на фоне новостей о том, что церковь все таки «уничтожила» единственный планетарий в городе Барнауле, и забрала под свои нужды здание в котором он находился. Интересно, хоть один планетарий построили церковники?

А в целом, можно сказать, что книга о том, что всё в твоих руках, сценарий своей жизни ты можешь сам написать.

И, как смешно ни звучало бы, но вспомните писателей, жалующихся на то, что их герои выходят из под контроля, и делают то, что считают нужным, а не то, что хочет сделать с ними Автор.

p.s. Не люблю сериалы смотреть, редко хватает терпения и интереса хотя бы с начала и до конца досмотреть, наверное свою роль сыграл прививочный «Богатые тоже плачут» и отечественные клоны на него, иммунитет-отторжение пошло, поэтому не могу провести параллель с сериалами типа «Звездного пути» или «Звездных врат».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная по своей сюрности книга. Высмеивать все штампы из телекосмоопер так тонко- это значит любить эти шоу. Автор их любит. Да что уж там. Он их обожает и не устает иронизировать над ними в каждой строчке.

А слова одного из героев все писатели должны держать перед собой как напоминание

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никто из нас, кроме Дэвиса, не бесится из-за того, что умер. Все умирают. Ты тоже умрешь. Что нас бесит — так это то, что наши смерти были настолько, черт побери, бессмысленными. Когда ты выпиливал нас, Ник, это ничего не приносило сюжету. Просто легкое щекотание нервов зрителям перед первым перерывом на рекламу, о котором они забывают, едва закончится первый ролик с чипсами. И ты наградил нас действительно дрянной гибелью. Бессмысленной, дрянной гибелью, Ник.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Таки прочитал роман «Люди в красном». Вопреки опасениям он оказался ничем не хуже двигателей в этом же сборнике. Просто жанр другой, но написано все также живо и интересно. Сюжет пересказывать смысла нет, скажу лишь, если даже в прологе вам не было смешно от ситуации с местными земными червями, то дальше лучше не читать. Там примерно все на таком уровне.

В целом, весь сборник получился отличный, когда-нибудь обязательно перечитаю. Буду и дальше у этого автора читать всякие сольные романы, да повести, если они когда-нибудь выйдут.

Еще не рекомендую читать эпилоги. Все эпилоги. Они ни о чем. Лучше остановиться на последней главе.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не в бровь а в глаз! Очень меткая, смешная, тонкая сатира над Звездным путем в частности и сериалами про космос вообще.

Когда читал постоянно ловил себя на мысли: «Почему же я не замечал все эти штампы раньше, когда смотрел TOS, TNG, Вавилон 5, Звездные врата... К примеру, как я мог не обращать внимания на то, что проводка в пультах управления на мостике такая слабая, взрывается и искрит при каждом попадании вражеского корабля, хотя там взрываться-то нечему?» В общем, сатира удалась на славу.

Отдельно хочется упомянуть тройной эпилог, это, по-сути, три отдельных рассказа, третий, из которых, напрямую связан с первым. И эти эпилоги-рассказы подводят жирную черту под всей этой историей.

Всем, кто хочет от души посмеяться — настоятельно рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий стеб над «Звездным путем» с тремя «эпилогами» в игру «драмо-философия жизни» (хотя последний весьма лиричный, но только в связке со предыдущим стёбом).

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала хотелось бы от души «поблагодарить» переводчиков, издателя или кого бы то ни было, кто решил, что на русском роман должен называться так. Спасибо, благодаря вам я чуть не прошла мимо, потому что «Люди в красном» может порождать множество ассоциаций и герои-статисты, сериалы и жанр космооперы отнюдь не стоят среди них в первом ряду. «Краснорубашечники» между тем вполне определенный термин и роман с таким названием, еще до того, как его раскроет читатель, дает некое представление о своих содержании и героях.

Чтение первой половины книги доставило мне редкое удовольствие, которое я давно не испытывала от книг. Наверное потому что я люблю хороший юмор, да еще и с оттенками черного, также меня привлекает, когда комический эффект строится на реакции единственного (ну или нескольких, как здесь) нормального человека на ненормальную ситуацию. При этом роман, являясь пародией, пародией при этом не ограничивается, и замечательно читается как самостоятельное произведение. Соглашусь с теми, кто считает, что знакомство с тем же «Звездным путем» для чтения не обязательно, хотя читать в этом случае несомненно было бы несколько интересней.

При этом утверждать, что первая половина книги лучше я, пожалуй, не стану: первая половина книги захватывает меня юмором, но вторая нравится раскрытием персонажей и некоторыми их размышлениями. Для меня проблема заключается в том, что эти две половины мало друг с другом стыкуются и читаются скорее как два самостоятельных произведения с общими героями.

Не могу сказать, что в книге есть персонажи, которые надолго засядут в памяти как личности, однако с компанией героев было достаточно интересно провести время, и именно в виде небольшой команды наверное они и запали мне в душу. Почему-то мне особенно пришлось по душе их общение между собой, перебрасывание шуточками и совместные… операции, назовем это так, чтобы не спойлерить.

В целом рада, что прочитала. Книга настолько пришлась по душе, что я бы, пожалуй, с большой охотой прочитала бы что-то в подобном жанре и в подобном стиле.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и многим здесь, мне очень понравилась первая половина книги. Атмосфера дешевой фантастики, бред и нелогичность. И на всем этом фоне адекватное поведение главного героя. Это было действительно интересно читать и сюжет интриговал. К сожалению автор уделил самой вкусной части очень мало времени. Дальнейшее действие становится скучным и малоинтересным. Эпилоги же вообще вгоняют в тоску. Поставлю 7, только за первую половину рассказа.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не соглашусь со многими рецензентами, мне эпилоги не зашли. Это какое-то просто добивание до объема. А от сама книга, особенно первая половина, на 10, бодро, интерсеноЮ живо, потом конечно к путешествию во времени бодрость падает, но это уже автор пытался вырулить и как смог, но читать интересно и ненапряжно. Ставлю 7 общую, за первую половину 10, за вторую и эпилоги 5.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх