fantlab ru

Станислав Лем «Робинзонады»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Оценок:
216
Моя оценка:
-

подробнее

Робинзонады

Marcel Costat «Les Robinsonades»

Другие названия: Марсель Коска. Робинзонады

Эссе, год; цикл «Библиотека XXI века»

Аннотация:

Вслед за «Робинзоном» Дефо появилось на свет целое множество инфантилизованных вариантов жизни без людей, среди этих подделок нужно особо выделить «Робинзонады» Марселя Коски. Главный герой этого произведения понимает, что на необитаемом острове без других людей и общения долго не выживешь, обязательно сойдешь с ума. Он понял, что мир, в который он попал, нужно устроить по-человечески, и решил сам его создать в своем воображении, населить слугами и стать для них господином.

Входит в:

— журнал «Если 1993'8», 1993 г.

— сборник «Fantastyczny Lem», 2001 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Малая форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в 10 томах. Том 10. Насморк. Абсолютная пустота. Мнимая величина. Голем XIV. Провокация
1995 г.
Библиотека XXI века
2002 г.
Библиотека XXI века
2004 г.
Абсолютная пустота
2010 г.
Абсолютная пустота
2010 г.
Абсолютная пустота
2011 г.
Абсолютная пустота
2019 г.
Библиотека XXI века
2021 г.

Периодика:

Если № 8, август 1993
1993 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Fantastyczny Lem
2001 г.
(польский)
Апокрифи
2002 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помимо несомненных достоинств самой пседорецензии, пародирующей нелюбимый Лемом «новый роман» (хотя сам Лем время от времени использовал литературные приёмы «нового романа»), а именно, Мишеля Бютора и Натали Саррот, в «Робинзонадах» имеются интересные мысли, касающиеся социологии и культурной антропологии. Там есть над чем поразмыслить, даже если отвлечья от злоключений героя романа Марселя Коски.

А ещё интересно, что «Робинзонады дают ключ к одному из самых непрозрачных «Путешествий Йона Тихого» — «Двадцать восьмому путешествию». Это, так сказать, бонус.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где бы был человек без правил, а человеческая культура без запретов?

Конечно, Робинзон Марселя Коски слишком отвлеченный образ, поскольку воюет он не с дикой природой, а только с самим собой, и страхи его преследуют не животные, а экзистенциальные. Ну так и с Марселя Коски спрос небольшой. Хотя, надо отдать должное, свой главный вопрос он поставил верно. Серьезный вопрос о способности человека сохранить самого себя в социокультурном вакууме звучит в антураже комических перипетий заигравшегося воображения.

Окружение себя выдуманным обществом — необходимая попытка человека самоорганизоваться, сохранить социальные навыки. Если правил нет, то их нужно придумать. Оказалось, что у игр разума есть свои побочные эффекты.

Очень изящно и смешно, особенно первая половина.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мнению рецензента «Абсолютной пустоты» это просто пародия, передразнивание, которое высмеивает «Nouveau Roman». Я не знаток этого течения, поэтому не могу назвать объекты пародии. Действительно, просто пересказ содержания «Робинзонад», особенно второй части, где логика повествования сменяется сумбуром и хаосом, выглядит именно насмешкой. Но когда Лем приступает к разбору вымышленных же рецензий французских критиков, становится ясно, что основная цель псевдорецензии глубже, чем издевательство над разумом. Попутно разъяснив, что эти критики ничего не поняли в романе (классическое «Ну и дураки же вы все!»), Лем даёт прекрасный разбор «клинической» вещи, находя в ней глубокую задумку автора. Вот эта часть уже больше напоминает пародию, насмешку над критическим рецензированием, умеющим высосать из пальца смысл даже там, где его нет. Что не мешает Лему завершить псевдорецензию вполне логическим выводом: «От реальности, никогда не оставляющей нас, нет иного пробуждения, кроме смерти».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне показалось, что этот текст не о попытке избежать сумасшествия на необитаемом острове (которая, с определённой точки зрения, к сумасшествию и привела), а о высокой адаптируемости человеческого разума — пусть и в пределах фантастического рассказа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Робинзон попал в изоляцию, испытывал дискомфорт — и создал себе слуг. Он почувствовал одиночество — и создал женщину. Он понял, что компания вымышленной женщины введёт его в соблазн — и потому женщина оказалась трёхногой. Но когда соблазн возник, несмотря ни на что, пришлось срочно принимать меры — просто для того, чтобы не сойти с ума на почве невозможности физического контакта с несуществующим человеком. Вот тогда он и создал общество, которое, как подметил Лем, идеализировало женщину и вознесло её на недосягаемый пьедестал. Таким образом был исключён любой физический контакт, но сохранилось чувство; там, где не спасла третья нога как фактор уродства, помогло понимание общественного устройства. И заметьте: в авторской подаче все эти действия являются абсолютно осознанными для Робинзона, хотя и странными со стороны наблюдателя.

Сомневаюсь, что в аналогичной ситуации мозг реального человека смог бы действовать подобным образом, но, с другой стороны, хоть и «голова — предмет тёмный», а исследованию всё же подлежит. Поэтому до конца исключать такой вариант событий не буду.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если в качестве смысловой основы всего цикла брать высказывание самого Лема — »...со смехом выкрикивать то, о чем всерьез и прошептать-то не хватит духу...» — то текст получается... эээ... довольно скользким в плане приемлемости самой обсуждаемой проблематики.

Что-то вроде «Лолиты Набокова», только — в сфере идентификации признаков психического здоровья и адекватности определения границ нормальности психики Личности. Работники правоохранительных органов утверждают, что преступника тянет на место преступления. По аналогии — Творца Квазиреальностей также должны «будоражить» проблемы возможного «перехода» вымышленных персонажей в Реальный Мир. Что-то такое Пушкин писал кому-то из приятелей по поводу своей Татьяны Лариной: «...ты представляешь, что она выкинула? Она вышла замуж!...».

Одно дело — мучаться в одиночестве, и совсем другое — «выплеснуть в публику», спрятавшись за маской паяца. Совсем иное сердцебиение

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, именно описанный Лемом вариант действий Робинзона и может привести к сумашествию — шизофрении. Ибо у Дефо, отшельник как раз занимался делом, благодаря чему и сохранил (более — менее) ясность рассудка. Интересно, что эротики у Лема на восьми страницах рассказа больше чем у Дефо во всем рамане. Ну оно и понятно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ситуация Робинзона, взятая Лемом с целью осмысления невозможности попытки бегства личности от общества, как бы человек не пытался себя убедить в благообретённости одиночества.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно было наблюдать, как человек на необитаемом острове создает в своем воображении собственный мир, чтобы отдалиться от невзгод и не сойти с ума от одиночества.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычный подход к Робинзону. Правда создавая такой мир всё же существует очень большая вероятность сойти с ума.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх