fantlab ru

Павел Крусанов «Ворон белый. История живых существ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
45
Моя оценка:
-

подробнее

Ворон белый. История живых существ

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Роман одного из ведущих мастеров современной интеллектуальной прозы может быть прочитан как аллегория, сродни величественным образам Апокалипсиса. Другие прочтут его как злободневную героическую хронику, историю смертельного поединка человека и бесчеловечного Зверя, пришедшего в современный мир, чтобы погубить жизнь. Третьи увидят в книге картину альтернативного сегодня, где Главный дух и его помощники, вещающие из волшебного ящика, ведут Русскую кочевую империю к новым победам. Каждый найдет в романе то, что пожелает найти. И это признак настоящей литературы.


В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Октябрь 2011'10», 2011 г.

— журнал «Октябрь 2011'11», 2011 г.

— сборник «О людях и ангелах», 2014 г.


Номинации на премии:


номинант
Портал, 2012 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2013 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Ворон белый. История живых существ
2012 г.
Ворон белый. История живых существ
2013 г.
О людях и ангелах
2014 г.

Периодика:

Октябрь № 10, 2011
2011 г.
Октябрь № 11, 2011
2011 г.

Аудиокниги:

Ворон белый. История живых существ
2015 г.
Ворон белый. История живых существ
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слышу вой под собой, вижу слёзы в глазах

Это значит, что зверь почувствовал страх

Я смотрю в темноту, я вижу огни

Это значит, где-то здесь скрывается зверь

«Укус ангела» в начале двухтысячных произвёл на меня впечатление и я со временем приобрёл ещё пару томиков автора — «Мёртвый язык» и «Ворон белый». «Мёртвый язык» не дочитал, поэтому и «Ворона» отложил на дальнюю полку.

«Ворон белый».

Восторженные описания Стаи, компании очень разных людей, читать где-то даже неловко. Все состоявшиеся, все многогранные, с милыми причудами. Понятно, что Крусанов списывал героев со своих друзей и поэтому был максимально комплиментарен. А может, это зависть к людям, на протяжении жизни сохранившим много близких друзей.

Погуглил. Оказалось, под видом Белой Стаи Крусанов вывел группу Питерских Фундаменталистов, одним из вдохновителей которой он и являлся, прототипом Рыбака, например, является Илья Стогов. ПФ вели летопись своих похождений, большие куски из которой Крусанов, не мудрствую лукаво, без изменений вставил в текст романа.

Это бесшабашное, хулиганское движение питерских писателей начала двухтысячных, склонное к широким жестам и ярким поступкам и призывающее Империю, из унылого 2020-го выглядит наивным и раздражающим анахронизмом. Хотели Империю? Получите. Хотели проливы и Царьград? Вот вам Крым.

Альтернативное настоящее, чуть более сказочное. Без точек бифуркации. Просто на наш мир натянули забавные декорации с дирижаблями и обозвали водку живой водой, а телефоны болталками.

Друзья ходят в баню и распивают живую воду. То на лавочках, то в гостях друг у друга. Хохмят и умничают, демагогически и онтологически оправдывают консерватизм.

Тем временем в мир приходит жуткий эсхатологический Жёлтый Зверь. И Белая Стая отправляется с ним на встречу.

Появление и зверства Зверя провоцируют масштабную русско-китайскую войну, грозящую перерасти в Третью Мировую. На тех немногих страницах, где речь идёт о военных действиях, Крусанов оживает и даёт волю фантазии.

В путешествии Стая использует любую возможность, чтобы пуститься в обсуждение всех и всяческих тем, местами очень любопытно. Смысл жизни, лидерство, теория мультивселенной.

При этом роман злоупотребляет пейзажными длиннотами, живописующими красоту России.

Финал мощный.

7(ХОРОШО)

Надо «Укус ангела» перечитать. «Бом-бом» и «Американскую дырку» добавил в список к прочтению.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Время в большей степени родина, чем пространство»,- утверждение, опровергаемое самим автором в ходе романа. Его герои – странники во времени, причем время в романе течет из прошлого в будущее – как это было заведено у древних русичей. Мироздание по автору представлено состоящим из множества сфер, местами соприкасающихся или даже пересекающихся. В точках контакта возможны переходы из одного мира в другой.

Из какого варианта будущего пришли странники в «послеперестроечный» вариант России – неясно, один из братьев — выходец из принципиально иного мира.

Читатель настигает белое братство накануне очередного часа-Х , когда братство семерых (счастливое число по Велесову исчислению) вскидывается как новобранец по тревоге и несется в неизвестную даль без четкого плана, на встречу неведомому врагу. Попав в нужное время и место, братство кладет голову на плаху во имя разумного консерватизма – во имя того светлого, что еще стоило бы сохранить в реальности, с которой они сами готовы проститься. Армагеддон откладывается при активном участии тотемной птицы-ворона. Белый ворон по древним легендам – птица вещая, медиатор между мирами живых и мертвых, носитель живой воды. Братство отправляется в одну из множества Германий второй мировой войны, сохраняя атавистическую память о предшествующем «родном» языке, при этом происходит и смена тотема (Красный орел). Прототипами героев послужила группа «питерских фундаменталистов» — писателей, которые считают, что конец света уже наступил, просто никто, кроме них этого не замечает. Книга написана хорошим литературным языком, сеет и разумное, и доброе.

Зло в романе конкретное, но безликое, и тем большей жутью от него веет, причем по нарастающей.

Литература не может разрешить злободневных проблем нашего мира, но она может в очередной раз привлечь к ним внимание и ей по силам создать позитивный сценарий для заблудшего человечества.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ворон» вполне себе обычный для Крусанова роман, опять живописующий дружбу интеллектуалов эскейпистского толка, игнорирующих т.н. «современнность» и своими чудачествами живописующих жизнь. Группа петербургских «могов»( Секацкий и другие) выведены под псевдонимами, как и в предыдущем романе «Мертвый язык». Много вкусного, интеллектуального жонглерства, превосходных юморных цитат — на любителя. Формальная канва — появление Зверя-истребителя, война с Китаем и поиски Зверя друзьями — имеет подчиненное значение. Из всего однотипного цикла романов Крусанова «Американская дырка» определенно получше «Воорона», с другой стороны, «Мертвый язык» — послабей. Исключительно для поклонников текстов Крусанова, который все же пишет повеселей и живей остальных «могов».

Понравилась мне история со стариком, который на замечание застеегнуть ширнинку ответил: «Когда в доме покойник — окна настежь».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх