FantLab ru

Дмитрий Мережковский «Смерть богов (Юлиан Отступник)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
64
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть богов (Юлиан Отступник)

Другие названия: Отверженный

Роман, год; цикл «Христос и Антихрист»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Будущий император Юлиан, впоследствии названный Отступником, не может смиренно смотреть на то, как разрушают древние храмы Аполлона и Афродиты. В его сердце горит любовь к олимпийским богам. Но время приносит перемены...

Примечание:

Опубликован первоначально под названием «Отверженный».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1990 г.
Христос и Антихрист
1992 г.
Аэций — последний римлянин
1995 г.
Христос и Антихрист. Полное издание в одном томе
2008 г.
Юлиан Отступник
2012 г.
Смерть богов
2012 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто вы, люди которые ищут Мережковского на фантлабе?)

Дмитрий Мережковский может быть сильный философ, проповедник, историк, религиозный деятель ну или кто-то еще, но не писатель. Сильный писатель, наверное, не может позволить себе полностью подчинить свой текст какой-либо социальной, мистической или культурной идее. Хотя поздний Толстой, ну или Достоевский могли бы поспорить) Юлиан, как впрочем и весь цикл, именно об этом.

Тем ни менее роман довольно легко читается, Отступнику не откажешь в увлекательности. Повествование достаточно плавно, последовательно. Тема раскрыта, концовка закономерна. Галилеянин победил. В романе присутствует интрига, не отпускает текст почти до конца.

Работа с источниками, топонимами, ересями, обстановкой и предметами заслуживает огромного уважения и отдельного упоминания, эффект погружения присутствует на максималках.

Мистическое содержание романа, в частности та самая идея 3-его завета, не мешает восприятию и чтению романа как исторического. Проблема в том, что весь текст в мельчайших деталях подчинены именно религиозной идее, все что делают Протагонист и Антогонист последовательно ведет к мистической развязке — признанию победы Христа. Все второстепенные персонажи явлЮтся либо носителями религиозной идеи, либо средствами описания достоинств или пороков религиозных идей. Все детство и юность императора являются фоном создающим контраст. Даже природные явления подчинены сфере мистики. Дайте нам Дмитрий Сергеевич хоть немного человека, домиков, котиков ну или там чего еще чистого, без налета духовных исканий… Роман все таки

Как стилист Мережковский слаб, хотя пытается. Описания невыразительны и тривиальны.

Резюме: Исторический роман подчиненный мистической теме. Динамично, увлекательно, но очень со своей колокольни.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во все времена многие бунтари и отступники, шедшие против той или иной системы, были овеяны ореолом романтизма. И ореол этот порой был не то чтобы особо заслуженным. Тот, кто преподносился как борец за народные свободы в итоге мог просто оказаться бандитским атаманом, который в основном лишь грабил да убивал, а своим бунтом преследовал сугубо личные цели. Да и точка зрения противоположной стороны в таких историях редко приводиться. А ведь, как говориться, даже Робин Гуд с точки зрения шерифа – элемент дестабилизации экономики в провинции.

В данном романе мы как раз имеем пример излишней романтизации образа одного из таких бунтарей. Автор рисует нам Юлиана-Отступника (прослеживая его путь от раннего детства до самой кончины) с его попытками вернуться от христианства назад к язычеству как чуть ли не предтечу деятелей Эпохи Возрождения. Но в реальности краткая, но бурная деятельность данного императора носила скорее негативные последствия. Дело в том, что Константин Великий, которого порой принято величать Равноапостольным, судя по дошедшим до нас сведениям о нем, был человеком не то чтобы особо набожным и видел в единой религии скорее политический инструмент, с помощью которого он намеревался хоть как-то навести порядок в империи, которую штормило уже не первый век. И во времена Юлиана христианства еще не было четко сложившейся системой, страдало от многих проблем, например от ересей, порой весьма радикальных. Поэтому с чисто практической точки зрения все душевные порывы императора-отступника выглядели как попытки разломать с трудом залитый фундамент, который еще и закрепиться толком не успел. И за сим итогом его кратко правления в итоге скорее всего стало то, что его порешили свои же во время очередного военного похода (история о его смерти весьма мутная).

Язык повествования достаточно ровный и приятный, писать автор умел, а иначе его навряд ли бы стали переиздавать сотню лет спустя. Отдельные детали того времени выписаны достаточно тщательно и не являются столь уж надуманными. Но в итоге мы все равно получаем просто очередную картину с идеями художника и попытками выдать желаемое за действительное, повешенную на гвоздь истории.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знакомство с Мережковским началось у меня с этого романа. Удивительное погружение практически на 2000 лет назад к периоду, приближающему Рим к падению. Последний языческий император по сути своей является христианином больше, чем те, кто исповедует эту религию. От этого судьба его обретает пронзительную трагичность, словно он остался наедине с олимпийцами, не сумев протянуть из прошлого в будущее нить своей веры.

Сильный манифест против «книжников и фарисеев», против приспособленчества и лицемерия, но отнюдь не против веры (ни языческой ни христианской).

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх