fantlab ru

Дмитрий Мережковский «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
59
Моя оценка:
-

подробнее

Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)

Другие названия: Воскресшие боги Леонардо да Винчи

Роман, год; цикл «Христос и Антихрист»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Роман Д. С. Мережковского (1865-1941) «Воскресшие боги Леонардо да Винчи» — часть трилогии «Христос и Антихрист». Этот роман — яркое историческое повествование о жизни и творчестве великого итальянского гуманиста эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Публикуемый текст романа подготовлен на основе прижизненных авторских изданий.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Воскресшие боги Леонардо да-Винчи
1990 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1990 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1990 г.
Христос и Антихрист: Воскресшие боги
1992 г.
Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)
1993 г.
Христос и Антихрист. Полное издание в одном томе
2008 г.
Воскресшие боги
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди как боги, а боги — как люди

В этом романе Мережковский знакомит читателя не только с художником-изобретателем-мыслителем-мечтателем — творцом Леонардо, но мы по мере чтения всё больше узнаём Леонардо-человека. Конечно наши представления об этом исключительном представителе средневекового Возрождения чаще всего возвышенные, а наш взгляд на него всегда направлен снизу вверх — так нас учили в школе и так мы видим Леонардо. Однако такой взгляд всё-таки слегка академичен и отстранён от человеческой сути Мастера и Творца. И чтобы лучше понять Леонарда-человека Мережковский довольно подробно и в красочных деталях даёт нам окружение художника, его взаимоотношения с окружающими людьми, причём как с учениками, так и с «равными» ему художниками-современниками, и, конечно же, с сильными мира сего. И потому мысли и чувства художника и творца становятся для нас отчётливее и резче, а его мечта о полёте и о совершенстве — ближе и понятнее.

Собственно говоря вот эта устремлённость Леонарда в полёт и пронизывает всю его жизнь, воплощаясь то в полотнах художника, то в его изобретениях. И вершиной этого стремления становится Джоконда, становится портрет Моны Лизы — в версии Мережковского — женщины, в которую был влюблён Леонардо и к близости с которой стремился, стараясь затянуть изготовление портрета, чтобы продлить возможности видеть её и быть рядом с ней — не с ней как с женщиной, но рядом с ней как с Идеалом, Мечтой…

Вообще этот роман показался мне более тёплым и более красочным, нежели первая книга трилогии. Здесь больше жизни и больше человеческого, и немного меньше философско-религиозных соображений и размышлений. Хотя, конечно же, вот эта линия борьбы светлого и тёмного начал в романе тоже прослеживается, и в портретах и картинах художников Возрождения проглядывают лики античных богов и богинь — так же, как затем в финале романа увидит их в православных иконах русский иконописец.

Отличный цикл, непременно прочитаю часть третью. А там и вообще пойдём вдоль Мережковского дальше.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга переносит читателя в эпоху Возрождения, в те противоречивые времена, когда сливались воедино христианские заветы и языческое миросозерцание, менялось сознание и жили гении, и один из этих гениев — художник и ученый Леонардо ди сер Пье́ро да Винчи.

Основная тема произведения – борьба христианского и антихристианского, и развивает тему автор, используя именно образ Леонардо да Винчи и его многогранное творчество. Так, на картинах Леонардо, отражающих изменения в социуме, вместо святых появляются простые люди, культ Бога постепенно сменяется культом человека, красивого тела, происходит синтез, казалось бы, абсолютно несочетаемого – канонов веры, обычаев, искусства и науки, неких абстракций.

Но все же, в финале романа проскальзывает идея, что все изменения, произошедшие в социуме временны, что человек забудет обо всем земном и вновь уступит Богу, вернувшись в лоно Церкви.

Странный роман, эмоциональный и двойственный. Его нельзя воспринимать как простое жизнеописание и я попробую перечитать это произведение через несколько лет, поскольку поймала себя на том, что сейчас не готова осознать и расшифровать в полной мере всю мистическую символику, использованную Мережковским. Мне нужно подрасти. Посему оценку прочитанному не присваиваю.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх