FantLab ru

Стивен Кинг «Туман»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.58
Голосов:
3104
Моя оценка:
-

подробнее

Туман

The Mist

Другие названия: Мгла; Твари

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 217
Аннотация:

Дэвид Дрэйтон отправляется в город за продуктами со своим пятилетним сыном и соседом Нортоном. Жену он оставил дома в маленьком городке штата Мэн — наводить порядок после ночной бури и ждать электриков.

Со стороны озера направляется странный туман, обволакивая всё вокруг... Уже в магазине Дэвид понимает, что случилось что-то серьёзное... В тумане находится нечто зловещее, что преграждает путь наружу. Ситуацию усугубляет миссис Кармоди, местная «ненормальная», которая находит своё толкование происходящему...

Примечание:

Первая публикация на русском языке была в журнале «Вокруг света» в номерах с 4 по 7 за 1988 год: №4 стр. 48-56 (с предисловием Член-корреспондента АМН СССР В.И. Иванова.); №5 стр. 52-60; №6 стр. 52-59; №7 стр. 48-55. Перевод А. Корженевский, рисунки А. Гусева.


Входит в:

— антологию «Dark Forces», 1980 г.

— сборник «Команда скелетов», 1985 г.

— журнал «Вокруг света 1988'04», 1988 г.

— журнал «Вокруг света 1988'05», 1988 г.

— журнал «Вокруг света 1988'06», 1988 г.

— журнал «Вокруг света 1988'07», 1988 г.

— антологию «Угроза с Земли», 1989 г.

— антологию «Инкуб. Затейник. Туман», 1993 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1981 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2009 // Переводной роман (повесть; США, 1980)

Экранизации:

«Мгла» / «The Mist» 2007, США, реж: Фрэнк Дарабонт

«Мгла» / «The Mist» 2017, США, реж: Адам Бернштейн, Гай Ферленд, Ричард Лэкстон, ...



Похожие произведения:

 

 


Угроза с Земли
1989 г.
Монстр
1992 г.
Несущая огонь. Туман
1992 г.
Сияние
1992 г.
Инкуб. Затейник. Туман
1993 г.
Лангольеры
1993 г.
Лангольеры
1993 г.
Туман
1993 г.
«Экспресс-НЛО» № 6 сентябрь 1994. Литературное приложение
1994 г.
Кладбище домашних животных. Туман
1996 г.
Команда скелетов
1996 г.
Туман
1996 г.
Кэрри
1997 г.
Последняя перекладина
1999 г.
Команда скелетов. Том 1
2000 г.
Туман
2001 г.
Команда скелетов
2003 г.
Команда скелетов
2004 г.
Команда скелетов. Сердца в Атлантиде
2004 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2008 г.
Туман
2012 г.
Команда скелетов
2014 г.
Команда скелетов
2015 г.
Команда скелетов
2016 г.
Команда скелетов
2017 г.
Команда скелетов
2018 г.
Команда скелетов
2019 г.

Периодика:

Вокруг света № 5, май 1988 г.
1988 г.
Вокруг света № 6, июнь 1988 г.
1988 г.
Вокруг света № 7, июль 1988 г.
1988 г.
Вокруг света № 4, апрель 1988 г.
1988 г.

Аудиокниги:

Туман
1989 г.
Команда скелетов
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Dark Forces
1980 г.
(английский)
Skeleton Crew
1985 г.
(английский)
Skeleton Crew
2007 г.
(английский)
The Mist
2018 г.
(английский)
Der Nebel
2020 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал в не очень хорошем настроении, как-то раскис после беспонтово тупо ужасного рассказа Кинга «Сорняк» (читать не советую, почти один негатив). «Туман» норм, хотя ужасы тупые и зло в них через чур слишком всемогуще. А так интересно на людей посмотреть-почитать, все какой-то и жизненный опыт, и опыт преодоления экстремальной ситуации, есть там и умные, и слабые звенья (в смысле, люди), тема отношений и повествование об попытках людей выбраться, что-то предпринять и самоорганизоваться очень понравились. Концовка на высоте — интригнула, волнующая, потрясла воображение, но завершение слишком печальное все таки, слишком уж безпроблесковое.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всей своей сегодняшней нелюбви в Кингу должен признать,что это одно из его самых удачных произведений.

Туман,монстры,фанатики — ух как всё хорошо здесь,ничего лишнего и без обычной для Кинга тягомотины и высасывания сюжета из пальца в его более поздних повестях и романах.

Помню,как в начале 90-х в одном читальном зале буквально залпом читал «Туман» в уже хорошо потрёпанных номерах «Вокруг Света» и б-же,как же мне нравилось!

Нравилось и позже,когда перечитывал более полную версию,и (внимание — каминг-аут!) нравится и сейчас,хотя перечитывать не планирую,и со времени последнего перечитывания минуло уже довольно много времени — боюсь окончательно испортить впечатления.

Жаль,в повести так и не сказали,какое отношение имели солдаты к появлению тумана,да и вообще с объяснениями «откуда это взялось» у Кинга постоянная беда во всех его творениях.

Скажу и про экранизацию Дарабонта 2007 года,без этого никак — такой откровенно ПОГАНОЙ концовки трудно было вообразить.

Зачем,зачем она здесь?

Кинг лично её одобрил,Дарабонт снял — для чего?

Чтоб сказать зрителю,что фанатики были правы,сидя ровно на пятой точке в универмаге и никуда не двигаясь,ждать помощи?

То есть ГГ,расстрелявший в упор всех друзей и сына,был гораздо хуже этой толпы,которая выталкивала из универмага «жертву» монстрам???

Фильм абсолютно покалечил мораль оригинальной повести,ну да пусть это останется на совести тех,кто эту концовку нам показал.

ЗЫ.Зарубленный после первого сезона сериал «по мотивам» не смотрел — по отзывам там вообще всё плохо.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стивена Кинга окутало «Туманом» Джеймса Герберта, написана данная повесть через год после появления подобного романа у Герберта, но у мастера было своё видение и своя история, произведения двух писателей объединяет только сам туман и ничего более. В основе лежит типичная Кинговская идея, объединить под одной крышей в результате какого-либо события совершенно разнотипных людей и посмотреть, что из этого выйдет. А понятно, что из подобного ничего хорошего выйти не может. И в повести звучит хорошая мысль, что даже если двух человек запереть вместе, они поубивают друг друга через определённое время. И найдут из-за чего. Вот и в «Тумане» люди начинают дробиться на группки, которые начинают противостоять друг другу, достигая кульминации ближе к финишу. Особенно ярко Стивен показал религиозных фанатиков, до чего может довести оголтелая пропаганда в стрессовой ситуации, когда многие люди готовы поверить во что угодно и идти за своим мессией. Плюс в то время, конец 70-80-ые подобное в США (да и не только) было везде и всюду, куча разных культов, сект, и здесь Кинг нам очень красочно расписал, как в подобное можно вляпаться. В наше время, да с развитием интернета, подобное уже редкость. И концовка в книге, кстати, лучше, чем в фильме, потому что она даёт поразмыслить. А в фильме Дарабонта

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Именно момент, что военные опять приезжают и всех спасают, гип-гип-ура, это очень тупо, избито и неоригинально от слова совсем. То, что герой всех застрелил, это да, это жестко, и даже жестоко, но имеет место быть. Но тогда надо было закончить, что те же щупальца Дэвида не тронули, а просто стали игнорировать, и он никак не мог самовыпилиться, да любой конец был бы неплох, кроме военных

Неплохая повесть, но Кинг может лучше, что он и доказывал в других своих произведениях. Я читал «Туман» ещё в детстве, 2 раза, тогда впечатления от книги были более восторженными и яркими, сейчас многие моменты кажутся лишними, некоторые недостаточно подробно расписанными.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное, захватывающее и жутковатое произведение мастера. От чтения просто невозможно оторваться, на столько оно динамично и нетривиально. Произведение может похвастаться бодрящим коктейлем из фантастики, психологии и триллера, что делает его одним из лучших творений Кинга. Радует, что концовка отличается от киношной версии с трагичным завершением. Да и в целом прочитанный вариант явно лучше фильма.

Кинг как настоящий психолог и антрополог подошел к сюжету, где на военной базе происходит некий катаклизм, вызвавший появление тумана и чужеродных тварей, нападающих на людей. Психология толпы в этом случае показана идеально. Даже сцена с очередью в супермаркете и нежеланием людей её покидать прописана весьма близко к реальной — никто не спешит оставить свое место под солнцем, пусть и в силу имевшей место туманной угрозы. Характерно также появление нескольких групп людей — сознательно отрицающие всякую угрозу, фанатики-проповедники, перед лицом неизвестного обретшие долгожданную власть над слабыми волей людьми, а также реалисты, подвергающиеся нападкам с обеих сторон. Похвальна скрупулёзность Кинга при описании типичных характеров героев, прописанных до трехмерной картины.

И концовка в данном случае истинно кинговская — надежда все же есть, пусть и призрачная.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма сильное произведение автора, которое затронуло. Грамотное описание поведения людей, отрезанных от привычной жизни смертельной угрозой и ограниченных небольшим пространством. В такие моменты люди часто показывают скрытые пороки, будь то трусость, жестокость или безрассудство.

Концовка понравилась, пусть она и мягче, чем в экранизации, но здесь она была к месту.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В раннем твор-ве по моим субъективным ощущениям Кинг великолепен: он не спекулирует, на мой взгляд, бессмысленными подробностями, — нелепая попытка развернуть сагу с продолжением из вполне самодостаточного «Сияния» длинною в «Доктор Сон»; не пытается повторить идею великолепного «Противостояния» в более чем скромном концепте «Мобильника»; не эпатирует, завёрнутым в увлекательную обёртку мифологического сканворда, весьма сомнительным по части своей достоверности эпиком о «Розе Марене».

И да, Кинг — это тот автор, который способен сделать шедевр из обычного (на первый взгляд) атмосферного явления. Соб-но, из всех возможных альтернатив перевода этой повести (The Mist) — ввиду того, что концепт повести многослоен и метафоричен, можно попытаться приложить под трафарет авторского текста каждый из трёх, — Туман, Мгла, Твари, — и все они в определённой мере отразят суть данного произведения.

«Туман» (моя личная ассоциация прочитанного) — как уместное предположение, что все большие катастрофы берут свои истоки с незначительных событий (явлений). И постоянно нагнетающий авторский нажим: «там в тумане что-то есть» ведь отчасти можно трактовать глубже: это «что-то» ежедневно и ежесекундно генерируем и транслируем мы сами. Туман как нечто оживленное и гнетущее, — продвигающееся с плавной гипнотизирующей и завораживающей быстротой, — наделённое разумом, в котором через призму смятения проступает истинная суть вещей. И неуютным шершавым холодком по коже, с мягким скользящим шорохом, леденит читателя тревожное ожидание чего-то неотвратимого...

...Жители маленького городка, по объективным обстоятельствам оказавшиеся запертыми в супермаркете, отчаянно сражающиеся за свое выживание и ещё не знающие, что по ту сторону витрины стекла их магазина человеческая жизнь остановилась...

«Мгла» — как возможный вариант трактовки происходящего, — это вероятно, изначально нагнетаемый, некий раздор в межличностных отношениях (вечная «книга» Кинга тяжб и препирательств с соседями в маленьких провинциальных городках). Как плотно накачанная и густо спрессованная в тугую спираль на уровне молекул энергия негативных мыслей. -Зло, туго закрученное в тысячи спиралей, — ожившее, осязаемое, вязкое, безобразное, неотвратимое, — с одной стороны. -Безразличное и безрассудное в своей гротесковой лавкрафтовской образности, — с другой. Всё это похоже на галюцегенный сюрр на грани сна и яви.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Туман поглощал ее, делая бесплотной, оставляя вместо человека лишь размытый набросок фигуры на самой белой в мире бумаге, и никто не произнес ни слова. Какое-то время она была как надпись «Держись правой стороны», плавающая в воздухе . Ее руки, ноги, светлые волосы стёрлись, осталось только пятно красного летнего платья, казалось, танцующего в белом пространстве. Потом исчезло и оно, и никто не проронил ни слова.

По атмосферности эта повесть (то, как я это уловила) это не жесткий хоррор, а скорее наркотический психоделик с ощутимым, отчётливо проступающим ч/з призму кошмара, медитативом происходящего, — Кинг не стал пережимать здесь тему философского подтекста (осмысления происходящего). И соб-но, Фрэнк Дарабонт в экранизации «Мглы» бесконечно талантливо и нордически жёстко докрутил «гайки» неопределённого финала повести. И там, где Кинг, явно колеблется и ставит своей авторской рукой вместе с троеточиями слово «Надежда».... Дарабонт словно отбивает финальной барабанной дробью вот этот знаменитый афоризм Кинга: «Чудовища и призраки существуют на самом деле. Они живут внутри нас. И иногда они побеждают.»

И касательно третьей версии перевода «Твари». Массовый (в том числе сектанский) плохо управляемый психоз; небывалый успех проповедника, вводящего в транс свою обезумевшую и постепенно отупевшую паству; нарочитый нажим на искупительную жертву, — в глазах миссис Кармонди (ещё одного активного посетителя этого магазина) этой жертвой видится и малый ребенок. -Это тот же «приказ» убивать, калечить и выворачивать внутренности, чем заняты доисторические монстры за окном. И ещё один вариант перевода «Твари» по моим личным ощущениям как нельзя лучше отражает суть происходящего по обе! стороны треснувшего стекла. Порочное зло всегда порождает себе подобных; в усиленном агрессивном противостоянии оно лишь только уплотняется/набирает силу/накачивает свой потенциал. Банально и тем не менее это очевидная истина, почему-то тысячи раз пренебрегаемая. И у меня «Туман» Кинга отчасти вызвал аллюзию на живописный сюрр от Франциска Гойя «Сон разума рождает чудовищ / El sueno de la razon produce monstruos». -Именно в кач-ве фрагмента бредового кошмарного сновидения очень талантливо, стилистически ровно и ёмко создана эта повесть.

Пустые глаза сектантов и Кинг, и Дарабонт очень талантливо увязали на бестолковую беспристрастность чудовищ-мутантов. В определённом смысле автор и режиссёр искусно отзеркаливают то, что происходит внутри магазина, и то что происходит снаружи: стенания и визги по обе стороны витрины треснувшего стекла.

...Пророк «на одной линии» с Богом; экзальт массовой медитации; заигрывание с прописными истинами (древними скрижалями); тотальное обесценивание сути вещей путём спекулятивного выворачивания этих изречений на современный и выгодный лад, — то бишь наизнанку. Дарабонт снял повесть Кинга не на подстрочнике (в том числе и этим интересна его экранизация). -И тему массового психоза толпы как удивительно подвижного стада (правда, движется оно всё же по направлению к пропасти); и тему манипуляций религией и политикой отупевшего социума режиссёр развернул несколько шире: он переписал отчасти Кинговские диалоги с нажимом на ключевые акценты, при этом ярче и шире развернув кинговский концепт проекта «Стрела».

PS Сюры Кинга это не ужас только лишь ради визуализации ужаса. Он не пишет ужас ради банального устрашения своего читателя, — традиция его жанра имеет больше философский базис, нежели бессмысленно кровожадный экшн.

PPS Раскаяние, искупление, надежда... -Это больше ничего не значащие истины, и они тоже едва проступают всего лишь на миг сквозь густую пелену этого тумана и тонут в нём навсегда. Всё обратилось в туман и завязло в этом белом семантическом шуме современного (мёртвого) тезауруса. И, честно признаться, по многим соображениям нельзя заканчивать на такой ноте... Дарабонту и Кингу заслуженная Десятка, — и пусть этот наивысший бал котирует не их рациональный пессимизм, а силу и мощь тех произведений, что они создали параллельно, каждый в своём жанре кино и литературы.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это значительно хуже, чем «Оно». Здесь Мастер Король явно сел в лужу. Сама идея, задумка — великолепны, но исполнение — на два с минусом. Дешёвые «ужасы» для детей младшего школьного возраста. Неинтересно. Скучно. Банально. Если бы Кинг потрудился, получилась бы классная вещь, а так — комикс на газетной бумаге.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Большинство читателей говорят, что Кингу лучше удаются произведения малого объема, однако я хочу не согласиться со многими из них, потому что цикл Темной Башни понравился мне больше, как понравились Противостояние и Оно. Туман – небольшая повесть, которая мне показалась обычным трэшаком наравне с фильмами категории B и Томминокерами, но Томминокеры хотя бы цепляли прописанными персонажами и историей городка Хэйвен.

В Тумане Кинг преследовал идею идеального описания абсолютно разных людей в необъяснимой, шокирующей ситуации. И здесь в полной мере присутствует самый стандартный набор клише от “Короля”. Итак, в повести катализатором всего хаоса служит невероятной плотности непроглядный туман, в котором спрятались жуткие твари со щупальцами… и не только. Группа людей вместе с главным героем осталась запертой в супермаркете как раз в тот момент, когда туман подобрался к магазинчику. Далее происходят очевидные вещи, разборки и разделение людей на лагеря. Почему я говорю о клише? Да все просто, Кинг не пытается объяснить в чем же дело, но это и не нужно, потому что главная задача в произведениях небольшого объема – это атмосфера и фабула. Да, туман и чудища в нем оригинальны, однако люди донельзя скучны – каждый из них. А тема с фанатиками и лжепророками мне, честно сказать, поднадоела, потому что у Кинга они практически все одинаковые. Вот разве что в Стрелке было очень колоритно и интересно.

Концовка Тумана не то что шокирует, а просто оставляет за собой вопросы и тему для размышлений (даже не пищу!). Говорят, что экранизация Дарабонта 2007-го года под названием Мгла очень интересная, и даже лучше, чем повесть, но насчет этого не могу ничего сказать, так как не смотрел. Да, читать было легко и интересно, особенно по части беллетристики – как это обычно у Кинга бывает, — однако реализация слабовата именно из-за своей вторичности со всеми фанатиками, разделениями на группы и даже концовкой, напоминающей мне Шоушенк. Возможно, в 80-е и 90-е это было бы более сочно, но не сейчас. Да и вообще, не очень-то я люблю произведения малой формы от “Короля”. Здесь казалось, что Кинг хочет многое сказать, в очередной раз высмеивает людей и показывает их темную сторону, но чего-то все равно не хватает, не дотягивает. Думается мне, из такой идеи вполне могло вырасти еще одно эпическое Противостояние. Как по мне, если вы ищите мрачной и таинственной атмосферы, то смело берите Лавкрафта, у которого любой рассказ или повесть приблизит вас к безумию, да и читается за один вечер. Туман же, как и рассказ Крауч-Энд – этакая дань Лавкрафту от Кинга. Однако почитать для расширения жанрового кругозора все же стоит, как и для расширения границ вселенной Темной Башни с ее Тодэшем. Просто следует помнить, что у Кинга есть как удачные маленькие романы, так и неудачные маленькие романы – такая же ситуация обстоит и с многостраничными трудами.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых любимых произведений Кинга. Вызывает бурю эмоций, как положительных так и отрицательных. Единственное что не нравится — концовка. К сожалению она никакая. В экранизации Дарабонта концовка намного более жестокая, но она более «Кинговская». Когда впервые смотрел фильм в кинотеатре то на финальной сцене встал и аплодировал. Редко меня можно так расчувствовать...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот вам классическая страшилка от Мастера.

Не очень полно прописанные герои, но от такого небольшого произведения и ждать не стоило. Так и оставшаяся неопределенность ― откуда все эти монстры понавылезали? — но это нисколько не мешает. Открытый финал ― что будет с героями, локальная это катастрофа или охвачен весь мир? — но так, пожалуй, даже лучше.

Зато отлично передана атмосфера ужаса, охватившая случайно собранных в одном месте людей, когда снаружи происходит нечто невообразимое. Одни совершенно теряются, другие пытаются найти выход.

Благодаря неплохой экранизации 2007 года повесть обрела второе дыхание.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз я прочитал «Туман» именно в журнальном варианте году в 89-90, то есть когда мне было 23-24 года. Это сейчас на книжном рынке кишмя кишат произведения в жанре horror и ты можешь вдумчиво выбирать, что читать, а на что не стоит тратить время, ориентируясь в том числе на многочисленные рецензии в интернете. Ну а тогда интернета не было, да и хоррора тоже не было и было не до выбора — читал все, что мог достать и что хоть немного подходило под значение слова «Фантастика».

Помню, тогда «Туман» произвел на меня впечатление. Было жутковато, воображение домысливало чудищ из Тумана и я отчаянно переживал за героев повести. Раньше мне ничего подобного читать не приходилось и поэтому это произведение Кинга мне запомнилось надолго.

Что касается впечатления от прочтения спустя 27 лет, то оно конечно сильно отличается от того восторга, что испытывал молодой я в том далеком 90-м (или 89-м) году. Оно, конечно, неплохо. И напряжение нагнетается мастерски, и простые бытовые описания мест и людей, что очень хорошо удаются Кингу вносят в повествование столь необходимое для жанра правдоподобие, и характеры людей прописаны очень подробно и их воспринимаешь, как живых. Но жанром horror сейчас никого не удивишь и появляется много достойных произведений. Поэтому, сейчас «Туман» — весьма хорошее произведение, но не более. Тем не менее, тем кто его не читал, конечно же советую прочитать, неважно, как Вы относитесь к творчеству Кинга — оно того стоит. Может и откроете для себя его талант с другой стороны... :-)

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Туман — это яркий пример того, как хорошая концовка может полностью поменять представление о всем прочитанном ранее. Нет, сама новелла не плоха, иногда очень интересна, хочется следить за развитием событий, переживать за героев, монстры реалистично-отвратные, но порой бывает нудно и сама идея тут не нова, более того, уже порядочно заезжена. Но концовка... супердраматична и в стиле настоящего Мастера, который искренне переживает за то, что сочиняет (хм, сочиняет плохое слово, творит или созидает, скорее). Твердая восьмерка.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочу оговориться сразу: я никогда не был поклонником Стивенга Кинга. Читал несколько самых известных романов, с десяток рассказов в составе различных антологий, да пару раз брался за «Тёмную башню», которая, что называется «не пошла от слова совсем». А вот повесть «Туман» при этом я читал в своей жизни четырежды.

Впервые я прочитал эту повесть в том самом, первом, журнальном ещё варианте, с размытыми картинками Гусева, когда мне было хорошо если лет четырнадцать. Должен признаться — не впечатлило. Подумаешь, какие-то щупальца из тумана, многоногие пауки и слизняки с прозрачными крылышками...

Второй раз я читал «Туман» будучи студентом, в составе сборника со скелетами на обложке, в археологической экспедиции, когда читать кроме Кинга было попросту нечего. Повесть понравилась гораздо больше, потому как повзрослевший я к тому времени уже начал понимать, что неизвестно ещё, что страшнее — чудовища в тумане или происходящее в головах людей...

Но большим поклонником данного произведения я так и не стал. Именно по этой причине и пропустил вышедшую в 2007 году экранизацию Фрэнка Дарабонта — не ожидал от фильма ничего выдающегося.

А потом я совершенно случайно посмотрел «Мглу» по телевизору...

Я никогда не страдал недостатком воображения, но в случае с «Мглой» мне не стыдно признаться — я был буквально заворожён происходящим, потому как тварей из тумана я представлял совершенно не такими. Не знаю, что сыграло свою роль — немыслимых размеров и вида существа, бродящие в тумане, неожиданная и совершенно крышесносящая концовка или вокал Лизы Герард из Dead Can Dance, под который всё это действо происходило — но от финальных сцен фильма меня буквально продрал мороз по коже...

Я всегда относился к числу людей, которые, выбирая между первоисточником и экранизацией, однозначно выбирают книгу. Нет, я признаю, разумеется, что существуют удачные экранизации, но для меня их — крайне мало, по пальцам пересчитать. И «Мгла» однозначно входит в их число. Режиссёру и постановщикам спецэффектов удалось то, что не совсем удалось Кингу — по-настоящему напугать меня, как происходящим в тумане, так и творящимся в головах попавших в безвыходное положение людей.

Третий раз я читал повесть Стивена Кинга через пару месяцев после просмотра фильма, лет шесть-семь назад. Уже имея в голове определённую картинку. И только с третьего раза я смог оценить повесть по-достоинству, мысленно «увидев» происходящее. Да, шедевром на все времена назвать её сложно, но всё-таки это — очень и очень достойный представитель жанра. Я не стану рассуждать в рамках данного отзыва о расхождениях в сюжете повести и фильма или о том, какой финал кажется страшнее лично мне — подобного и без меня написано достаточно. Скажу лишь, что как только я узнал о готовящемся выходе сериала по мотивам кинговского «Тумана» — с удовольствием перечитал повесть в четвёртый раз. А это о чём-то, да говорит.

Одним словом — рекомендую. И книгу, и фильм, которые давно переплелись у меня в сознании в единое пугающее действие, начавшееся с невинного на первый взгляд тумана, опустившегося на небольшой американский городок.

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В нашем тумане живут ежик, медвежонок и лошадка, внутри тумана норвежского притаились тролли, в британском тумане уютно чувствуют себя собака Баскервилей и Джек Потрошитель, но страшнее всего очутиться лицом к лицу с обитателями тумана американского...

Там либо ужасные, безумные, бессмертные хтонические или межгалактические чудища Лавкрафта...

Либо не бессмертные и не хтонические, совершенно даже лишенные ореола мистики, но все равно ужасные и безумные чудища из этой повести Стивена Кинга...

Лавкрафта, кстати, порой совершенно справедливо упрекали в том, что описания некоторых его монстров сводились к отговорке вроде « и тут моим глазам открылось нечто совершенно невообразимое, для описания какового кошмара нет слов в человеческом языке». У Кинга же все честь по чести: отвратительные монстры живописуются во всех подробностях, но и для любителей пощекотать нервы посредством собственной фантазии остается простор...

Ибо, кто его знает, что там еще рыщет, ползает, летает, пресмыкается, топочет и хлюпает на туманных просторах, раскинувшихся вокруг супермаркета...

Расхожего такого символа современной цивилизации, ее кажущегося изобилия и относительной безопасности, сопряженных с ощущением того, что витрины рухнут, но не свобода, а монстры нас встретят радостно у входа. Хоть зомби Джорджа Ромеро, хоть вот этот кинговский мезозой из параллельной вселенной...

Попутно следует бояться правительства и военных, безумных ученых, чье любопытство посадило под замок инстинкт самосохранения...

Но больше всего следует опасаться ближнего своего, поскольку половина обычных обывателей тоже прячет под тонким слоем цивилизованности свой собственный внутричерепной мезозой...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помню, лет семь назад у друга готовили шашлык. Дело было утром. Пока возились с мангалом, костром, то заметили, что по земле низко стелится молочный туман, все ближе подползая к нам. И кто-то из нас подал мысль, что из тумана могут полезть всякие твари, после чего уже трудно было остановить полет наших фантазий и предположений: как из тумана вылезают всякие твари в доспехах, мечах, а мы их люто метелим шампурами, забрасывает древесным углем, заливаем маринадом, натравливаем псов и все в таком роде...

Но тогда это было смешно, в то время как героям повести Кинга было явно не до смеха. Кинг, конечно, — мастер нагнать жути из совершенно любой повседневной детали: начиная от какой-нибудь потерянной монеты, заканчивая дождем или туманом.

Неизвестно, чем занимались и что такого натворили работники корпорации «Стрела», но следствием их дел стал туман, который, окутав город, таил в себе большую опасность для людей — ужасных монстров, которые пожирали все живое, встреченное на своем пути. Волею случая, в большом супермаркете собралась группа людей, которые, используя защиту супермаркета, думают, что делать и что предпринять, чтобы выжить в условиях сложившейся катастрофы. Кинг умело показал человеческую организацию, то, как люди по-разному относятся к случившемуся: кто-то берет себя в руки, кто-то теряет голову в отчаянии, кто-то деградирует, сходит с ума, кто-то как фанатик верещит о конце света. Все это позволяет из кучи людей сформировать свои отдельные «группы по интересам». Это мне напомнило отличный роман Уиндэма «День триффидов» только в меньших масштабах, в плане того, что автор смоделировал ситуацию и проанализировал, как будут действовать в подобных ситуациях не супермены и спасители человечества, а самые обычные люди.

Повесть интересна, но, как по мне, затянута в средней ее части, однако во второй половине сюжет набирает обороты, разгоняя действие повести, за которыми я наблюдал, затаив дыхание.

В целом, весьма неплохая повесть, которую можно рекомендовать к прочтению. Концовка Кинга отличается от концовки в экранизации повести «Мгла», и, что отрадно заметить, отличается в лучшую сторону.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх