FantLab ru

Майкл Муркок «Феникс в обсидиане»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Голосов:
458
Моя оценка:
-

подробнее

Феникс в обсидиане

Phoenix in Obsidian

Другие названия: The Silver Warriors; Феникс в обсидиановой стране

Роман, год; цикл «Хроники Эрикёзе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

После уничтожения людской расы в мире элдренов, Эрекозе наслаждается счастьем и покоем со своей Эрмижад. Но вот его опять начинают призывать потусторонние голоса... Попав в другой мир — мир умирающего солнца и вечных льдов — Эрекозе (он же Урлик Скарсол) узнаёт о своём извечном проклятии: нести Чёрный Меч. Жертвами Меча становятся люди, которых сам Скарсол любит и не хочет, чтобы они гибли... А тут ещё нашествие Серебряных воинов, с которым нужно покончить, и чем скорее, тем лучше.

Коварный епископ Белфиг плетет свои интриги; честный Шаносфейн, зная все, не вмешивается. Чью же сторону примет в итоге Скарсол?..

Примечание:

В 1973 г. роман был издан под названием «The Silver Warriors».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Англо-американская фантастика. Том 1
1991 г.
Феникс в обсидиане
1992 г.
Феникс в обсидиане
1992 г.
Вечный Герой
1993 г.
Хроники Эрекозе. Феникс в обсидиане
2001 г.
Вечный воитель
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Вечный Герой
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Phoenix in Obsidian
1970 г.
(английский)
The Silver Warriors
1973 г.
(английский)
The Eternal Champion
1992 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман об Эрикёзе невелик по объёму, однако столь же выразителен и индивидуален, как и большинство из вещей Муркока — старик может похвастаться богатой фантазией и умением обращаться со стилем и образами, выстраивая картинки, на долгие годы врезающиеся в память...

Эрикёзе, как квинтэссенция Воителя, вновь призван на славный бой во имя жизни на Земле. На этот раз ему придётся вновь стать владыкой Южных Льдов, графом Урликом Скарсолом. Такая уж у него судьба — становится Deus ex Machina в разных мирах и временах. На этот раз перед нами Земля далёкого будущего, напомнившая сочинения Уэллса, К. Э. Смита и Вэнса. Умирающее Солнце, вечный полумрак, льды, солёные моря, Луна, врезавшаяся в поверхность планеты... В отличие от мира элдренов, Льды прописаны значительно мощнее и сочнее, здесь много мелких деталей, показывающих умирающее человечество на постепенно остывающей поверхности Земли. Существенно динамичнее стал и сюжет — если в первом романе основное внимание уделялось внутренним монологам Эрикёзе, то теперь они разбавляются весьма существенным «экшном». Урлика Скарсола — Эрикёзе видно теперь значительно лучше, мы лучше воспринимаем его как личность, всё таки в «Вечном воителе» он был излишне смазан.

Ну а в целом — вполне классически крепко сделанный короткий роман Муркока, построенный по классической мифологии Вечного Воителя. Одно из его воплощений, проклятый Чёрный меч, мироспасительная миссия и неоднозначность поступков, ведущих к победе... Однако он, так же как и большинство вещей автора, не является ни проходным, ни пустым. Ещё одна бусинка в цепочке странствий того, кто никогда не найдёт себе покоя.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал текст в сборнике «англо-американской фантастики» Тогда текст был очень созвучен моему настроению, вообще ощущением от жизни.

Я не очень люблю героическую фэнтези, с её воителями, властелинами, мечами и т.п. — однако эту вещь запомнил крепко. Здесь не просто очень яркие, болезненно-изысканные декорации, но настоящим выглядит главный герой. Злодеи, союзники, жертвы героя, даже силы, обеспечившие его на появление в этом мире — они лишь антураж к его страданиям и к его тайне.

И одновременно этот роман — идеальный пример «вещи из большого цикла». Есть отсылки к прошлому и будущему, но они не мешают частной, отдельной интриге этого мира. Умирающая планета, повальная депрессия и упадок. Жизненную силу сохраняют фактически пираты, отдельные, наиболее злобствующие негодяи, и люди. служащие неким высшим силам.

Есть ли цикл — нет ли цикла, я и не стремлюсь узнать. Не интересно. Одна бусинка из ожерелья — вот каков этот роман. И если я наперед знаю, что ожерелье мне покажется грубовато-простоватым, то уж лучше любоваться единственной, зато почти совершенной вещью...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее произведение, на мой взгляд, самое сильное в трилогии.

Мир, нарисованный Мурроком, испытал влияние Уэлса и его «Машины времени» — там, если помните, тоже всё заканчивается мрачной гибелью всего живого. Но у Муррока всё брутальнее и красочней.

Я бы пометил это произведение меткой «Чёрное фэнтези» с большим основанием, чем некоторую муть, кот. щас под этим знаком издают.

Соглашусь с теми, кто отмечает брутальные сцены, абсолютную атмосферность действия, качественный экшен. Присутствуют тайны, загадки, пороки, предательство, монстры, легендарные артефакты зла. Но над всем этим господствует квест.

Не люблю попаданцев, но Муррок смог выстроить этот сюжет, избегнув обычных для попаданцев шаблонов и так, что читатель верит в происходящее.

Впечатление произвело (прежде всего атмосферностью). Перечитывать — буду!

Минусу за один момент: если ГГ так стремился спасти серебряную королеву, и, типа, из-за этого остановилось нашествие, тогда, судя по тому, как всё закончилось, её подданные обязаны были снова напасть на людей? Отчего же это не произошло?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня не вполне очевидно, что именно обеспечивает после прочтения романов Муркока ощущение, что содержательно они богаче, чем это есть на самом деле. Мрачный антураж? Категорическое неприятие хэппи-энда? Бесконечные стенания героя о своей тяжкой судьбине (не такой уж тяжкой, на самом-то деле, как мне представляется, но как страдает, как страдает)? Или может быть, всё это взятое вместе? Или просто то, что Муркок — поэт деградации, и умеет описывать ее без тошнотворных подробностей (вообще без подробностей, на самом деле, такова уж авторская метода), но ярко и убедительно?

Второй — и самый короткий в трилогии, роман «Хроник Эрикёзе», в основном, воспроизводит сюжетную коллизию предыдущей книги. Снова призывавшие легендарного героя на помощь получат не совсем то, на что рассчитывали, хотя масштабы тут поскромнее. В «Вечном воителе» жизни лишилось целое человечество, здесь речь идет всего лишь о нескольких человеческих существах, но принцип тот же. «В сюрпризном мёде больше сюрприза, чем мёда», — как говорил персонаж одного диснеевского мультфильма. В остальном, роман выглядит сделанным более тщательно. Перед нами открывается довольно впечатляющая картина тусклого мира под тусклым солнцем, и выглядит она, в целом, хорошо и необычно. Главный герой всё так же влеком судьбою сам не ведая куда, но теперь демонстрирует несколько большую степень вовлеченности. Он пытается как-то разобраться в происходящем вокруг, пусть и не особо удачно. Логика повествования по-прежнему хромает на обе ноги. Неужели в самом деле для постройки межпланетного корабля нужно было предварительно завоевывать и геноцидить целый мир? Да и природа странной привязанности некоторых к некоей королевской особе не вполне понятна... Я уж не говорю про то, что ничего не мешало злоумышленникам плеснуть в алкоголь герою какого-нибудь яду вместо того, чтобы пытаться избавляться он него всякими хитровыдуманными способами. Но этим тоже вполне традиционным для Муркока недостатком вполне можно пренебречь. Загадошные (и бессмысленные) видения всю дорогу преследуют героя, не мешая и не помогая ничему, но создавая колорит и нагоняя объем, впрочем, не внаглую. В общем, наслаждайтесь стилем, господа.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великие прасимволы : Чаша и Меч отсылают к легендам о Граале, Смерть, лежащая в основе новой Жизни, как и Жизнь, венчаемая Смертью, убеждают в том, что постмодернист Муркок играет на самых разных регистрах восприятия и интерпретации. Чтение доставило море удовольствия :) В очередной раз убеждаюсь, что Муркок великолепный художник, гуманист и мудрец.

Вторая часть хроник Эрекозе — по сравнению с первой — меня впечатлила более, она значительно прибавила напряжения, экшн'a и, в то же время, более богата на детали, на концепции декаданса и варианты ЗЛА ... Не исключаю, что АВТОР, этим контрастированием с первой частью, передает идею того, что Герой наконец вживается все более и более в свою конкретную инкарнацию (Эрекозе).... Получит ли эта линия продолжение в последующих частях? :glasses:

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну просто удивительно как в 100 страниц романа Муркок умудрился вместить столько действия!

И вновь ДЖон Дейкер под влиянием неподвластных ему сил оказывается в ином пространстве и времени под именем Урлик Скарсол!

Человечество на грани упадка и только Урлик сможет защитить людей от полного вымирания! Но не один.. Его союзником будет зловещий Черный Меч!

Муркок изумительно описывает страдания Эрекозе, его мучительно болезненную память всех своих инкарнаций и стремление найти и вернуть свою любовь и покой — прекрасную Эрмижад.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение похождений Эрикозе (он же Вечный Воитель) получилось более интересным с точки зрения сюжета, но мало что добавило к характеру самого героя. Он по-прежнему вспоминает свои былые инкарнации и страшно скучает по последней (с точки зрения хронологии цикла). Это немного нелогично, ибо в первом романе автор намекал, что память у Воителя селективная: она помнит только то, что связано с конкретной инкарнацией и быстро забывает всё остальное. Только сны говорят ему о том, что он путешествует по разным мирам в облике разных героев.

На этот раз его спокойствие нарушил неприветливый мир ледяных пустынь, где немногочисленная группа людей сражается не только с суровостью природы, но и между собой. В этом апокалиптическом мире с трудом узнаешь нашу планету, претерпевшую катастрофическое столкновение со своим спутником — Луной. Здесь повествование романа перекликается со сборником «Обитатель времени», описывавшем Землю в эпоху упадка человеческой цивилизации. Там косвенно упоминалось о будущей катастрофе: Луна преодолела оковы земного тяготения и отправилась к поясу астероидов. Но законы планетной динамики обязывали ее вернуться назад. Возвращение Царицы Ночей стало гибельным для всего живого на планете. Выжили только сами луниты да обитатели полярных регионов, поселившиеся на вулканических островах.

В картине гибели Луны скрыта больша-ая неточность. Астрономы не отрицают будущую гибель Луны — вовсе нет! Просто случится это немного по-иному. Луна действительно отдалится от Земли на довольно большое расстояние (но не до пояса астероидов, конечно), а потом вернется и будет разорвана приливными силами нашей планеты на множество мелких кусочков. Наиболее крупные из них выпадут на поверхность в районе экватора, а остальной мусор образует обширное пылевое кольцо типа сатурнианского. Так что с лежащей на экваторе Луной автор явно погрешил против истины — там мог находиться только один из ее кусков и то не очень крупный. Выжить на нем, естественно, никто не мог, так что вся история про Серебряных Воинов также нереальна. Правда, тут есть одно оправдание: они могли прилететь на своем корабле позднее, уже после столкновения. Но жить на руинах своей планеты им бы всё равно не довелось: упавшие на Землю осколки быстро ушли бы в мантию либо сравнительно скоро были бы размыты водами Мирового океана. Картина столкнувшихся планет, конечно, эффектна и завораживающа, но совершенно антинаучна. Всё это немного печалит, так как первый роман цикла был более правдоподобен и не содержал грубых ошибок. В «Фениксе...» их, к сожалению, многовато.

В начале романа диссонансом звучит мысль, что «знание — это иллюзия». Что за бред, возмутится вдумчивый читатель. Допускаю, что немного ошибся переводчик: автор мог иметь в виду не знание как таковое, а только лишь знание будущего. Об этом самом будущем и идет речь в предисловии. Если это действительно так, то за автором нет никакой вины.

Выскажусь и по поводу вечной войны между Хаосом и Порядком. Это уж совершенно точно авторская выдумка, не имеющая никакого научного обоснования. Так сказать, литературно-поэтическая вольность. Эволюционные процессы в нашей Вселенной идут по закону нарастания энтропии: чем старше Вселенная, тем больше в ней энтропии, а, значит, и Хаоса. Все создания Порядка со временем будут уничтожены. Вначале исчезнут планеты, сожженные своими солнцами. Потом погаснут и сами светила, истощив термоядерные источники энергии. Это произойдет через 15-20 миллиардов лет. Естественно, жизнь в такой Вселенной станет невозможной. Поэтому затронутая в романе проблема бессмертия совершенно бессмысленна как с физической, так и с демографической точки зрения: не существует никакой основы для ее поддержания. Без звезд Вселенная превратится в темную свалку, где будут доживать свой век холодные остатки некогда сиявших светил. Она будет медленно расширяться, пока гравитационные силы ослабеют настолько, что перестанут управлять движением материи. Это станет началом конца нашего мира, ибо без гравитации он не может сохранять свою форму. Примерно через триллион лет атомы начнут распадаться на свои составляющие — нуклоны и электроны. В конце концов, распадутся и они, и всё пространство Вселенной будет заполнено кварковым «газом», живущим по законам Хаоса (это не рифма: «газ» — просто искаженное слово «хаос»). Силы Хаоса окончательно победят. Так что никакой борьбы между ним и Порядком тут не просматривается. Всё уже заранее предопределено. Все разговоры о борьбе противоположностей — не более, чем философия...

Это были, так сказать, эпические ошибки автора, который не силен в точных науках. Теперь об ошибках помельче.

Считаю, что более продвинутая во всех отношениях общность Серебряных Воинов не позволила бы себе стать игрушкой в руках прожорливого дикаря только из-за того, что он похитил ее лидера. Вообще сам факт похищения весьма сомнителен и напоминает обычный «рояль». Нужно ж было как-то оправдать участие лунитов в войне на стороне Ровернарка! Кстати, откровенно позабавило, как воины этого Притона Зла бросают в противника алебарды. Вообще-то алебарда — режущее оружие. Им РУБЯТ, а не бросают. Автору, наверно, было всё равно, чем бросаться, лишь бы звучало красиво!

Еще один «рояль» автор вытащил из снежных торосов. Урлика бросили помирать в пещере оленя-мутанта, где бы он благополучно склеил ласты, если б не Бладрак из Алого фьорда. Что и говорить, помощь подоспела весьма кстати! Также автор наделил своего героя способностью спать на снегу, что остальные люди (включая даже эскимосов) делать не могут. Он бы, конечно, заснул, только этот сон оказался бы вечным.

Странным мне показалось и излишне доверительное отношение Элрика к лорду Шаносфейну, с которым он виделся всего раз, тогда как у Белфига проживал постоянно. Мысли он что ли научился читать или ауру? Думаю, краткого знакомства с человеком недостаточно для составления мнения о нем.

Ну а напоследок — о достоинствах. Их оказалось больше, хотя полностью закрыть все прорехи сюжета они не смогли.

Сама идея Вечного Воителя весьма удачна и привлекательна — по ней можно написать целую прорву романов и всё равно не исчерпать ее до дна. В подобном стиле уже работают многие фантасты, создавая свои подобия Элриков или Эрикозе. Взять хотя бы Головачева с бесконечным «Человеком боя» или Звягинцева с циклом «Одиссей покидает Итаку». Похоже, многим читателям такая тема импонирует.

Еще одна удачная находка — это Кричащая Чаша. Ее видение предшествует диалогу с Королевой и является своеобразным «приветом из будущего». Очень здорово это всё смотрелось бы на экране! Как, впрочем, и Черный Меч. Он похож на элриковского Бурезова, только не вызывает чувства отторжения, ибо более тонко проработан автором (Бурезов был своеобразным черновиком для него). Наблюдая последствия его применения, начинаешь понимать, почему Урлик не желал его доставать. Финальная жертва этого меча поражает своей логикой и драматичностью. Для создания необходимого эффекта не потребовалось разговаривать с оружием, как это обычно делал Элрик.

Еще одна сильная сцена, оставшаяся в памяти: Урлик вскрывает ангар с воздушной колесницей, на которой он планирует добраться до Луны, и видит в кресле машины останки предыдущего пилота. Бр-р-р! Прямо мороз по коже... Лишнее подтверждение той смертельной опасности, которой подвергается каждый, кто вздумает на ней прокатиться! Чувствуется, что автор детально проработал сюжет романа, вставляя в его канву подобные «изюминки», не дающие угаснуть читательскому интересу.

-----------

ИТОГ: увлекательный роман о приключениях Эрикозе/Улрика в апокалиптическом мире «Обитателя времени». Все атрибуты жанра присутствуют: умирающая планета, герои и злодеи (последние — не совсем убедительные), разные опасности и тайна, раскрываемая на последних страницах. Думаю, большинству читателей понравится определенно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман еще меньше чем первый, но тем не менее не беднеет на действия. Новый мир, новое имя, новая судьба. Мир, в который переносится герой холоден, мрачен и сер, но уже вызывает интерес. Снова герой не знает где он и за кого он сражается. Его метания между разными сторонами баррикад вызывают не сострадание к его переживаниям, а сомнения в его уверенности и сообразительности. Кстати, страдания героя могли показаться уместными, если бы их не было так много. Это можно отнести к недостатку романа. При небольшом объеме описание душевных терзаний главного героя съедают львиную долю истории и нагоняют скуку.

Итог: общая сюжетная линия со скрипом начинает двигаться вперед, появляются какие-то загадки, артефакты и таинственные помощники, но этого не достаточно, чтобы поднять произведение на планку выше чем предыдущий роман.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая, по-моему, «вкусная» и насыщенная из всех извращенно-героических фантазий Муркока. Тут тебе и умирающая Земля во льдах, и великий герой, замученный амнезией, депрессняком, а также просто ощущением собственной бесполезности (оно-то понятно, что в конце его все равно заставят, и он всех спасет -- но интересно следить, как его мучения перерастают в навязчивый бред о тщете всего сущего, и он постепенно убеждается, что единственный смысл жизни -- сидеть и слушать голоса в голове. ЧСХ, никто не сказал, что он неправ ;))) Словом, эпичное повествование о колоритном, в меру благородном (и в меру интересном) персе, который на колеснице вечно едет по мерзлой пустоши. Из ниоткуда в никуда. Попытка найти хоть какой-то баланс в гнилом, безблагодатном бытии будет — но уже сильно потом.

Ну, а пока -- будут битвы, брутальные сексуальные сцены, такой же брутальный вождь северян и его противник, жирный техно... простите, теократ с накрашенной рожей.

Кроме того, именно в этом романе объясняется, что же такое Танелорн (город, который наш Воитель всю свою жизнь зачем-то ищет). «Его можно назвать городом ветеранов», как сказал кривой Джермис; когда-то даже легендарным героям следует уходить на покой. Вполне логично предположить, что в Мультивселенной для них есть специальная богадельня. (Это грустно, но это — жизнь. Пан Сапек бы постебался на полную; Муркок просто констатирует факт).

+ всякие прочие мелочи (сказать бы — положенные по канонам жанра банальности и штампы, например, Священный Сосуд (внимательный читатель без труда распознает в нем чашу Грааль; да и невнимательный, в общем, тоже ;)) Безликий черно-желтый рыцарь, символизирующий самое войну. Черный Меч, который уже раньше появлялся в книгах Майкла — но только тут будет по-настоящему объяснено, чтО он такое. Плюс много-много пикантных описаний (и живописных. Ведь Дейкер-то художник!)

«Золотое солнце, громадное и горячее, застыло в бледно-голубом небе. Лучи его падали на нежные цветы самых разных оттенков, на виноградные лозы и деревья, на белые стены, ограждающие сад. Нет, я не мог отказаться от этой красоты и вернуться в шум и грязь мира, который когда-то покинул». Как я уже сказал, потом Эрикезе поймет, что был неправ. Раскается -- и всем сердцем примет неброский, некрасивый мир XX в. Но до этого и ему, и читателю еще дожить надо -- а пока имеем отличную стилизацию под Говарда. Если вы неравнодушны к качественной героической фэнтези, книга доставит вам много удовольствия.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/787615.html

Вторая книга Эрикозе мне показалась малоинтересной. В ней Муркок с присущим ему китчевым мастерством создал монументальные декорации и реквизит: черная каменная пустыня, занесенная снегом и омываемая холодцеообразным океаном, лунатики в доспехе из серебра, громадные сани, которые по пустыне тянет четверка белых медведей-мутантов. Сюжет же повести, как это нередко бывает у Муркока, дан весьма простой: Вечный попаданец Эрикозе опять уносится в новый мир и пытается понять, зачем он оказался здесь, на Земле, умирающей в лучах гаснущего Солнца. Ключевых же элементов в повести ИМХО два. Во-первых, «больно будет только в первый раз» — главный герой настолько сроднился с миром первого романа, что тоска о нем, постоянно разрывает ему душу. Эрикозе не может принять то, что он обязан вечно перемещаться между мирами, теряя то, что ему дорого. Во-вторых, достаточно неплохо обыграно понятие «призвание» — то, что у человека получается лучше всего, может не вызывать у него никакой радости. Вечный воитель вынужден биться, хотя и бежит от этого, но его призывают страдающие, тем самым загоняя раз за разом в рамки картонного амплуа.

При этом несмотря на небольшой сгусток философии, я так и не мог отделаться от того, что в этот раз Муркок слишком хотел легко заработать. Ведь эстетика Вечной зимы уже прорабатывалась им в «Ледовой шхуне». Радует одно — другие образы, найденные в повести, он применил потом в «Танцорах на Краю времени», и там они смотрелись куда ярче.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Снова главного героя вызывают в новый мир, снова он ничего не знает об этом мире, и снова ему приходится сражаться за людей, которых он не знает, и за дело, которого он не сочувствует.

У героя нет никакого упоения от боя, а только усталость и желание, чтобы все это кончилось.

В общем, книга как героика достаточно специфическая, и не знаю, насколько она пойдет сейчас. В рамках цикла книга находится на своем месте

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх