fantlab ru

Кристофер Мур «Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
218
Моя оценка:
-

подробнее

Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа

The Gospel According to Biff, Christ's Childhood Pal

Роман, год; цикл «Хвойная Бухта»

Аннотация:

У большинства людей есть друзья детства. Иисус Христос некогда тоже был человеком, и друг детства у него имелся — по прозванью Шмяк. Что очень кстати, ибо детство и юность Сына Божьего окутаны мраком. Точнее, были окутаны — до того момента, как силы небесные решили вернуть Шмяка на землю, дабы он написал правдивую историю первых тридцати трех лет жизни своего божественного друга.

С младенчества Джошуа (более известный как Иисус) знал, что избран и что папа у него не из рядовых. Не знал юный Мессия другого — почему избран именно он и зачем избран. Решив прояснить это, Джошуа и Шмяк отправляются в края, где все вопросы получают ответы и поныне, — на восток. Во время странствий каждый занимается тем, что ему ближе: Сын Божий постигает глубины Духа, а добрый малый Шмяк — извивы плоти. Но оба приходят к одинаковому выводу — толика любви людям не помешает.

«Агнец» — роман воспитания, умная сатира, но, прежде всего, это сказка с неизвестным сюжетом и известным концом. Желающие найти в книге кощунство, разумеется, найдут его, остальные же насладятся фантазией и юмором Кристофера Мура, а быть может, и попытаются возлюбить ближнего своего.

© «Фантом Пресс»

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2005 // Роман, переведённый на французский

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
М. Немцов (3)

Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа
2004 г.
Агнец: Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа
2011 г.
Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это книга, по экземпляру которой я подарила, кажется, уже всем своим друзьям.

Это все то, «что вы хотели знать, но стеснялись спросить» о тех годах жизни Иешуа из Назарета (Джошуа — в русском переводе) между детством и распятием, которые не описаны в священных текстах. Годы, когда «простой мальчик» чувствовал себя вынужденным учиться быть мессией, путешествуя от мудреца к мудрецу (вот они, волхвы-то где обнаружились...). И хотя финал этого пути всем известен, читать оказывается одновременно интересно, смешно и очень-очень трогательно.

Навскидку может показаться, что Мур, большой специалист по глумливому стебу, обидит чувства истинно верующих людей, но нет. Книга проникнута такой любовью к главному герою (извиняюсь...), что, по-моему, ничьи религиозные чувства задевать не должна. Хотя допускаю, что понравиться все это должно больше тем, кто допускает и кому больше нравится «Последнее искушение Христа», нежели обыкновенные пасхальные или рождественские истории.

Короче, очень рекомендую.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мур, он талантище. Казалось бы, взяться за жизнеописание молодого Христа, не оскорбив при этом чьих-либо религиозных чувств практически невозможно. Однако, все вполне прилично вышло, имхо. Если вы не из тех снобов, кто встретив «ебучка» рядом с именем спасителя, кипит от негодования; если вы не считаете, что додумывать то, о чем молчат писания — в принципе кощунство, то книга вам придется по душе. Уж так получилось, что она очень универсальна. Верующие, да найдут здесь истоки своей веры, а может даже и примирятся с существованием других религий; далекие же от всякой веры найдут здесь дикий стёб и угар-рагу и просто прекрасно проведут время. Это как приключения Сойера и Фина, но 16+. А если запастись минимальным багажом религиозных знаний, то наблюдать за аллюзиями и интерпретациями будет вдвойне интересно. БравоМур!

Атмосфера — 9

Персонажи — 10

Сюжет — 10

Слог — 11

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал книгу по рекомендации. Сказали, что очень смешной роман и на удивление не обманули.:biggrin:

Роман очень понравился, очень много юмора, стеба, сатиры. Автор использовал всю свою фантазию, главные герои путешествуют почти по всему миру: Египет, Китай, Индия, встречают снежного человека, учат кунг-фу, камасутру(только Шмяк) и т. д. Кое-где автор правда перегибает палку, к примеру эпизод с беззубой старой китаянкой или с яками, но это случается редко.

Истинно верующим я бы не стал рекомендовать эту книгу, иначе могут закидать помидорами, так-как образ Христа черечур очеловечен.

Ах да, огромное спасибо переводчику, давно уже не встречал такого хорошего перевода книги.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, «Агнец» — это личная история об отношениях Мура с Богом, или о том, каким бы он хотел Его видеть. Это трогательная история любви и преданности, которые составляют (или должны по крайней мере составлять) моральную основу нашей цивилизации. Это откровение взрослого человека, по-детски верящего, что Бог — это любовь, а все остальное — мишура. Частично, это роман идеалиста о том как одиноко может быть пророкам в человеческом мире.

И, конечно, все это преподнесено в фирменном стиле Мура — истерически смешно, но по-доброму, любя.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга замечательная! Только в книжном виде не найду до сих пор. Раз 5-ть слушал аудиокнигу (очень неплохо озвучено М.Дорониным) и перечитывал

в электр.виде. По количеству юмора на кв.см я бы поставил Анец на 1-ое место из того, что читал, включая Пратчетта.

Но вот кому не предлогал — отзывы средние. Порадовался, когда ваши отзывы читал.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нашёл совершенно случайно, в букенисте.

Купил — и не пожалел. Книга была прочитана за сутки, доставив мне массу удовольствия.

Говорят, что смех продлевает жизнь. Эта книжка годика два мне накинула :gigi:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне необычный Мур — нет того разухабистого стёба в стиле «Джей и молчаливый Боб», мягкий и добрый юмор пронизывает всю книгу с любовью, «толкиа которой человечеству не повредит».

Не являюсь ортодоксом, хотя и православный (хм..., каламбурчег выходит-с) — книга понравилась! И не могу сказать чтобы она отвратила меня от Библии — нет захотелось прочитать наконец от корки до корки, или от религии — ведь ничего крамольного в книге нет, «мир есть любовь».

Читайте и наслаждайтесь!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаю книгу сейчас! Не спал пол ночи, ржал на всю квартиру! Отдельное спасибо переводчику! Уже скачал книгу в оригинале и скажу (т.к. сам переводчик) — ЭТО 5!!!! БРАВО!!!

Кристофер Мур гений сатиры, теперь роман Булгакова Мастер и Маргарита поблек в моем восприятии, после прочтения даже половины книги Агнец — это вот как раз и есть тот ПРОГРЕСС, о котором говориться в книге. Мур сумел переплюнуть классика нашей с вами литературы. Иными словами, словами Шмяка, я бы сказал — Мастер и Маргарита нервно курят в сторонке!:haha:

Но я бы не рекомендовал читать эту книгу тупицам и ханжам, которые разбивают себе лбы в церкви и крестятся до отсыхания руки при одном лишь упоминании мата. « Не трахайте себе мозги!» :pray:

Для других же, нормальных людей, я просто рекомендую эту книгу! Вы найдете там много интересного, полезного, занимательного, и того что реально имело место в историческом плане, пусть и немного приукрашенного. Ну и конечно же ЮМОР и САТИРА — этого тут предостаточно!

Общая оценка 10!!!:smile::smile::smile::smile::smile:

Да и еще...Если бы священники читали такие истории, то я бы не вылазил из церкви!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга отличная...))))Мурррррррррррррр ....Мяу...)) Как филолог могу сказать, что сарказмы и ирония переплеаются в тектсе так умело ,что порой уже нельзя разобрать где сарказм, где — ирония... Кстати, что касается Евангелия, то по-моему это самая удачная инерпретация этого текста!:haha:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сквозь призму сатиры и неприличного глумления проглядывает пронзительная, исполненная мудрости история, желание докопаться до истины и совершенно обескураживающая искренность.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мура можно было бы заподозрить в желании привлечь читательское внимание какими-нибудь сенсационными псевдооткрытиями, если б такому предположению не противоречила общая направленность его книги. «Агнец» — роман прежде всего юмористический и заведомо несерьёзный в плане соответствия историческим и библейским реалиям. При этом автор вовсе не смеётся над самим героем и проповедуемыми им ценностями – несмотря на то, что Джош (вместе со Шмяком) постоянно попадает в разнообразные смешные ситуации, это ничуть не мешает Муру проявлять совершенно искреннее уважение к нему и к его целям. Так что книга ни в коем случае не является глумлением над Библией, верой и христианскими ценностями вообще, она лишь привносит в них некоторую толику юмора. А в конце концов, чрезмерно серьёзный подход к чему бы то ни было, в том числе и к вере, ни к чему хорошему не приводит. Что же касается непосредственно содержания романа, то оно далеко не полностью состоит из выдуманного путешествия и обучения героев; во второй половине всё чаще начинают происходить знакомые всем события, хотя многих из них Мур касается как-то вскользь. Выдуманные автором эпизоды тесно переплетаются с взятыми из евангелий, отслеживать их оказывается весьма интересно. Правда, шутки его не всегда получаются смешными, а иногда Мур явно перегибает палку, и это портит впечатление от книги. В результате «Агнец» получился небезынтересной, но, по-моему, не шедевральной книгой. Впрочем, как эксперимент он вполне заслуживает внимания.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы знаем, какова правда. Осталось узнать, какова истина…

Стояли звери около двери. В них стреляли, они умирали («Жук в муравейнике» А. и Б. Стругацкие)

Эх, хе-хе, хе-хе! И кто только не пробовал поиграть на этом поле. И каких только нет вариантов и попыток покопаться в личности и в сути Иисуса, попредставлять другие, не евангельские варианты событий первой половины первого столетия христианской эры. Тут и вполне миролюбивые и шуточные попытки представить фигуру Христа и все его деяния как следствие разных темпоральных экспериментов и опытов — например, помню рассказ отечественного автора, направившего во времена Христа, т. е. в дни страстной недели, путешественника-исследователя-историка, который совершенно нечаянно сотворил всё то, что должен был делать Христос и потому и предстал перед современниками Христа в его качестве. Тут и хулиганско-эротические поэмы типа «Гавриилиады» от незабвенного Александра Сергеевича, который Пушкин. Есть и вполне категорические произведения, имеющие целью уничижения или отрицания и самого Христа, и вообще всю эту историю. Но вместе с тем есть и попытки переосмысления сути самих евангельских событий. В общем, тема горячая и острая до сих пор.

К какому разряду следует отнести книгу Кристофера Мура? А тут всё зависит от ваших собственных убеждений и отношений и к религии вообще, и к христианству, и к каноническим евангельским текстам. Да, собственно говоря, и сам К. Мур предупреждает читателя ровно об этом же: «Буде явились на сии страницы вы за смехом, да обрящете его. Буде явились за поношеньем, да пробудится ярость ваша и вскипит кровь. Буде потребны вам приключения, да унесет вас песнью этой к неземному блаженству. А буде в вере укрепиться нужно вам, то да приидете вы к удобным для себя итогам. Все книги нам являют совершенство — тем, что в них есть или чего в них нет. Да отыщете вы то, к чему стремитесь, — на сих страницах или же вне их. И да взыскуете вы совершенства, а взыскав — признаете его» — пишет автор в самых первых строках романа.

Что ж, тогда остаётся только определиться с собственным отношением к прочитанному. И тут всё довольно просто: поскольку считаю себя человеком скорее арелигиозным, однако признающим и уважающим право каждого человека на собственное отношение к вере, то воспринял эту книгу просто как попытку автора представить перед читателем один из возможных вариантов жизни Иисуса из Назарета начиная с детства и до его смерти на кресте и последующего воскрешения. Рассуждения К. Мура понять легко: ведь и правда: родился ребёнок мальчикового пола и до определённого момента просто жил, с кем-то дружил и с кем-то враждовал, чему-то учился и играл в какие-то игры, ну и всё прочее — всё это более внятно изложено в аннотации и нет нужды повторять. И вот тут возникает соблазн попробовать представить себе события этих тридцати лет жизни Иисуса. Попробовать побыть вместе с ним и рядом с ним. И лучше всего — стать его другом, неразлучным и доверенным. Так появился ровесник Иисуса по прозвищу Шмяк. Автор сводит вместе наших героев в шестилетнем возрасте и далее они уже не разлучаются.

А дальше всё просто: Мур ведёт нас по каким-то событиям и происшествиям из жизни Иисуса и Шмяка, при этом придерживаясь версии, что Иисус изначально знает о том, кто его истинный отец (т. е. о том, что он сын Отца) и что он, Иисус, что-то особенное должен совершить. Правда, что именно он должен содеять во имя и во славу Отца, Иисус не знает и потому постоянно сетует на то, что Отец с ним не разговаривает (скорее всего, просто плод должен созреть — пытаюсь обосновать я причину божественного молчания).

И тут у меня совершенно неожиданно и, казалось бы, вне всякой связи и логики возник в голове вбоквел о том, что если Творец предстаёт в роли Программиста, то Иисус тогда просто как юнит из программы, которого эта программа гонит по программному же предназначению — и тут остапа вообще понесло и чёртиком из коробочки выпрыгнул образ Льва Абалкина из «Жука в муравейнике» от братьев Стругацких, который тоже подсознательно ощущал необычность происхождения и тоже искал суть своего предназначения — правда, Лёву Абалкина не распяли, а вполне современно (и своевременно?) застрелили. Как вам такая интерпретация этой повести Стругацких, а? А ведь Стругацкие в своей уникальной своеобразной форме тоже касались этой темы — Иисус и его возможное второе пришествие...

Боже мой! Что случилось? Ничего. Это я случился...

А дальше всё пошло (в моём представлении) по приключенческому пути.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По достижению определённого возраста наша парочка отправилась в многолетнее и многокилометровое путешествие, которое для Иисуса должно было стать (и стало) странствованиями и приключениями духа, а для его верного спутника Шмяка — приключениями тела и плоти. Однако наши герои не болтаются по разным местам известного на тот момент обитаемого мира, а весьма целеустремлённо идут в поисках тех самых волхвов, которые при рождении Иисуса предсказали его необычную судьбу. И последовательно по мере посещения этих волхвов они проходят и сквозь разные вероучения, и сквозь разные духовные и телесные практики, причём Шмяк телесные практики проходит в полном их объёме (йога, тантра и камасутра ему в помощь), ну, а Иисус не имеет права ни на какую иную любовь кроме той любви, которой он должен учить людей. Т.е. божественное наущение «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:27-28) не для него (впрочем, наущение это было адресовано всему роду людскому, и вряд ли следует его механически относить к каждому конкретному человеку).

«Чего только не придумаешь, чтобы три дня спокойно в пещере полежать» (Иисус из анекдота)

Наконец

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
странствия заканчиваются и автор постепенно возвращает Иисуса и Шмяка на родину; они обрастают последователями и сторонниками, Иисус понемногу и затем помногу проповедует, встречается с Иоанном-Крестителем (с которым они и так были знакомы) — происходит всё прочее хрестоматийное христианское, т. е. Кристофер Мур попросту подводит нас к событиям именно той страстной недели, во время которой и совершалось всё то, что было предназначено Иисусу-Сыну. И тут уже автор не пытается фантазировать по поводу самих событий, но просто облекает все разговоры в обыденную мирскую форму, убирая всё возвышенное и оставляя всё простое и обыкновенное.

Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста (Василий Алибабаевич)

В принципе, на этом о самой книге и о её содержании можно и закончить. Потому что ведь любая... да, практически любая прочитанная книга является своеобразным триггером, спусковым крючком, запускающим некие собственные внутренние движения у читателя. Важно даже не то, что и чём написал автор — важно, что именно думает и чувствует читатель в связи с прочитанным и по отношению к прочитанному. Автор книгу написал, самовыразился и отпустил своё творение во внешний мир. И книга начинает жить своей собственной книжной жизнью. Это как повар, который сотворил шедевр кулинарного искусства, но… без едока никто это искусство не оценит. Так и книга — без читателя, без его, читателя, отношения к книге, все усилия автора превращаются в тыкву. И потому порой поставленная книге оценка мало соответствует прямому содержанию, ибо оценивать начинаешь ту пользу, что ли, которую книга тебе причинила и нанесла.

Человек умирает и, попав к Богу, спрашивает Творца:

«Господи, помоги мне понять, в чем же было мое предназначение?».

«Помнишь, когда тебе было 35 лет, ты поехал в командировку в Воронеж? — вопрошает Господь. — Ты пошел в ресторан, к тебе подсел другой мужчина и попросил передать соль?»

«Да, помню, я же ее передал!»

«Так вот это и было твое предназначение»(анекдот)

И в этом смысле эта книга свою триггерную роль для меня сыграла. Заставив совсем по-новому взглянуть на четыре десятка лет знакомую и не раз перечитанную книгу АБС — упомянутую выше ЖвМ. Вот так необычно проявилась роль «Агнца» в моём случае.

Ну, и анекдот напоследок:

Семейство Шмуклеров производило гвозди на протяжении всей жизни, прадедушка был гвоздоделом, дедушка, потом папа. Папа говорит сыну: — Фима, я 30 лет на производстве и ни разу не был в отпуске... Давай ты останься за директора, а я хоть на месяц уеду с мамой, отдохну. — Папа, я же не специалист, я маркетолог, я рекламист! — Сыночка, у нас полные склады гвоздей! Ты только поруководи, попродавай эти гвозди, а я через месяц вернусь — и всё будет в порядке! Сын остался, папа уехал. Через две недели папа получает телеграмму: — Папа срочно выезжай гвозди закончились. — Фима, как закончились?! — Папа, я дал рекламу... — А ну, покажи! Сын показывает, там изображен Иисус Христос, прибитый к кресту, и надпись: «Гвозди Шмуклера держатся уже 2000 лет.» — Фима! Ты, конечно, идеальный маркетолог, но ты идиот! Как можно было изображать Иисуса Христа на рекламе? Мало нас, евреев, били, погромы устраивали? Немедленно снять!!! Папа дал команду, нарастили производство, Фима снял рекламу, папа уехал отдыхать дальше. Через две недели опять приходит срочная телеграмма: — Папа, срочно вылетай, и эти гвозди закончились. — Фима, что, опять реклама? — Да, только успокойся — никакого Иисуса Христа, всё как ты просил. Папа смотрит — там изображение пустого креста, без Иисуса, и надпись: «Если бы у них были гвозди Шмуклера...»

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга оставила довольно приятные воспоминания. Несмотря на пошловатость некоторых сцен, в целом книга производит положительное впечатление. Казалось бы, может ли данная тема вызывать смех? И вот оказывается что да. При этом, на мой взгляд, автор смог не переступить той самой границы дозволенного, когда юмор переходит в оголтелый стеб. Что немаловажно если читатель является верующим человеком. Хотя ортодоксально настроенным читателям я бы не рекомендовал это читать во избежание возникновения острого желания срочно придать автора епитимии :smile:

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось.

Проходной сюжет (чем-то напоминает наивные и картонные путешествия из цикла «Трое из леса). Изрядная доля пошлости (Шмяк «друг Иисуса» по ходу книжки, совокуплялся со всеми с кем только мог,а с кем не мог так постоянно вслух вожделел о них (в т.ч. Деву Марию).

Завлекательная вначале книжка после первой трети откровенно становится скучной и интереса не вызывает.

Вердикт мой: Чтиво для подростков или совсем молодых людей.

Похоже автору нечем завлечь читателя, чем именем ИИСУС. Назови он свой роман например «Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Глюка», никто бы книжку и не заметил.

Прощайте Кристофер Мур — больше я Ваших произведений читать не буду.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие происходит в Библейские времена в Иудее, Палестине, Тибете, Индии и сопредельных территориях. С циклом «Хвойная Бухта» роман объединяют лишь два эпизодических персонажа. Тут впервые появляется ангел, который действует в книге «Самый глупый ангел» и демон, который действует в книге «Практическое демоноводство». Более ничем «Агнец» с циклом «Хвойная Бухта» не связан. Читать роман можно совершенно отдельно.

Пожалуй, это самая серьезная книга Мура из написанных на сегодняшний день. История о детстве, юности, учебе и возмужании Иисуса Христа, рассказанная его другом детства по имени Шмяк. Шмяк сопровождает Иисуса в его путешествиях, они проходят Тибет и Индию (и не только), многому учатся... Правда, друзья в итоге приобретают несколько разные умения и навыки.

Цитата:

»-- ...Мне кажется, Лао-цзы прав. Доброта предшествует справедливости. Если стремишься к справедливости через наказание, только порождаешь больше страданий. Разве это правильно? Это же откровение!

-- А я сегодня научился кипятить козлиную мочу и делать из нее взрывчатку, — сообщил я.»

И так далее: на Тибете Иисус учится медитации и достижению Просветления, а Шмяк изучает кунг-фу. В Индии Иисус постигает таинства учения йогов, а Шмяк не менее рьяно изучает Кама-Сутру с ежедневными практическими занятиями...

А потом они возвращаются. Иисус начинает проповедовать. Творит чудеса...

И все становится совсем не смешно.

Проблема человеческого и божественного начал внутри одной личности — Иисуса Христа. Сомнения и духовные поиски Иисуса. Взросление. Преодоление подростковых комплексов. Поиск своего Пути, своего места в жизни, осознание своей миссии, и в конце — принятие неизбежного.

И все это — глазами его друга Шмяка.

Очень сильная, тонкая, местами трагическая и возвышенная, пронзительная книга — несмотря на весь юмор и приключения. Никакого кощунства.

Еще раз хотим отметить: Мур прекрасно владеет писательским мастерством. Читая его книги, мы получали истинное наслаждение не только от того, что написано, но и от того, как это написано: прекрасный язык, стилизации, живые диалоги, пейзажи, метафоры, психология, человеческие отношения, фирменный Муровский юмор, скрытые и явные цитаты, аллюзии и парафразы — перечислять можно долго. Мур — это Писатель с большой буквы, который не строит из себя Великого, не бронзовеет, а не стесняется писать живо и увлекательно, от души веселясь, периодически хулиганя в своих книгах по-черному и нарушая все и всяческие табу. При этом ум и эрудиция автора и умение тонко чувствовать и заставлять читателя сопереживать никуда не деваются.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх