fantlab ru

Вальтер Скотт «Ламмермурская невеста»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Ламмермурская невеста

The Bride of Lammermoor

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

«Ламмермурская невеста» относится к шотландскому циклу романов В. Скотта. Действие романа происходит в Шотландии начала XVIII века, в его сюжет легла легенда, основанная на реальных событиях. Событиях, рассказывающих о трагической любви, полной зловещих пророчеств и предзнаменований.

© ffzm

В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— условный цикл «Рассказы трактирщика»

— условный цикл «Романы Уэверли»



Собрание сочинений в двадцати томах. Том седьмой
1962 г.
Ламмермурская невеста. Легенда о Монтрозе
1993 г.
Том 4-5
1993 г.
Том седьмой. Ламмермурская невеста. Легенда о Монтрозе
1998 г.
Вальтер Скотт. Собрание сочинений
2017 г.
Ламмермурская невеста
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Если бы мирские блага могли утешить...» («Ламмермурская невеста», В. Скотт)

Можно сказать, что в «Ламмермурской невесте» Вальтер Скотт сконцентрировался на собственной версии «Ромео и Джульетты», но на мой взгляд это нечто иное. Более серьезное. Дикое, если рассматривать с позиции современного человека. Пожалуй, такой же мрачный по настроению сюжет о тяжести предрассудков и невозможности жить по собственному разумению мне попадался лишь в исполнении Драйзера, в его «Американской трагедии». Хотя, они о разных временах и нравах.

Интересно, что происходящее в книге основано на реальной трагедии. Подобный случай имел место в семействе Вальтера Скотта. Уже одно это является достаточным аргументом для написания сюжета, столь необычного для Скотта по степени мрачности. Но автор задумал нечто большее, чем просто оставить семейный след в истории литературы. Он рисует своим современникам притчу о традициях и нравах, которые надо менять или хотя бы воспринимать не столь буквально ради человеколюбия. Показывает, как некрасиво ломать жизни из корысти и желания возвыситься, потешить собственное самолюбие. Как опасны гордость и обидчивость, уныние, покорность и слабость. Как мелочны, жестоки и бездушны могут быть те, кого обычно не берут в расчет — обслуга, помощники и сторонние наблюдатели. Мрачный урок, с какой стороны не смотри.

Фоном происходящих событий является экономическое и политическое переустройство страны в первые годы 18 века, когда старую аристократию теснит буржуазия. «Малиновые пиджаки» того времени заявляют о своих притязаниях на большее, чем ранее могли рассчитывать. Нижняя прослойка населения стремится максимально отторгнуть феодальную систему поборов и тоже, как и буржуазия, начинает проявлять независимость. С этим трудно смириться аристократам, которые еще несколько десятков лет назад могли казнить и миловать по своему усмотрению (вспомним «Легенду о Монтрозе»).

В лице молодого Эдгара Рэвенсвуда Вальтер Скотт будто показывает вымирающий вид животного — человека с четкими понятиями о чести, при этом слишком чувствительного и щепетильного. Благородно не помышляющего о том, что люди вокруг него иначе смотрят на честь, подлость, хитрость и их использование. При всей привлекательности подобного — это отсутствие проницательности, внимания к окружающему, дальновидности.

Оппоненты главного героя — типичные представители нового течения — мелочные, практичные обыватели, готовые выгрызть путь к успеху, возвыситься или потешить самолюбие любыми путями. Во всех вокруг себя они мнят собственное отражение.

Невеста Рэвенсвуда, Люси, как личность показана не столь подробно. В большей степени она инструмент в руках автора. Некая усредненная величина, олицетворяющая опасность бесправного положения массы таких же девиц.

Данью мистике стали образы трех старых «ведьм» и вплетенные в повествование пророчества.

Отдельную трагикомическую ноту в происходящее вносит Калеб Болдерстон, старый слуга Рэвенсвудов. Если описывать в двух словах — смех сквозь слезы. В начале романа, из преданности хозяину он откалывает те еще штуки. Привносит настроение с одного из ироничных живописных полотен Федотова, под названием «Завтрак аристократа». В конце повествования преданный слуга, умерший с тоски по хозяину, вызывает глубочайшее сочувствие. Калеб и слепая Элис — ностальгические отголоски прошлого. Возможно, эти персонажи срисованы Вальтером Скоттом с кого-то из своего окружения в юности, когда ему рассказывали старые легенды и историю трагической смерти его родственницы, Джанет Далримпл.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да простят меня поклонники Вальтера Скотта, но при всем его писательском таланте, он умеет наводить скуку. «Пуритане» это доказали. Перечитывать данное произведение не возьмусь.

Приступая к «Ламмермурской невесте» ожидал длинных, хотя и не лишенных иногда остроумия, диалогов, растянутого повествования, но полагал, что раз «Невеста» имеет элементы мистики, стало быть, это с лихвой окупит затянутость и занудство, как во вступлении, так и на протяжении всей книги.

«Ламмерурская невеста» приятно удивила, хотя мистики в ней было не так уж и много, да и атмосфера таинственности автором была передана слабовато, но зато, я книгу не проглядывал и прочитал «от» и «до», не перескакивая с абзаца на абзац, со страницы на страницу, хотя назвать роман увлекательным и захватывающим не могу.

Простой по сюжету, но цепляет. Честное слово, чем он цепляет, объяснить не могу.

Есть два момента, которые бы я записал в актив автора, что, собственно, и сыграло решающую роль при выставлении итоговой оценки.

Первое – персонажи.

Не все.

Только слуга Рэвенсвуда – Калеб Болдерстон, самый яркий и привлекательный персонаж, но по внешним качествам, а по поступкам (очень находчивым) и остроумию. И три деревенские ведьмы. Они персонажи эпизодические, но запомнились более других. И, конечно, железная леди Эштон, властная и жестокая.

Второе – финал.

Хеппи-энды в книгах приедаются, как бы ты не симпатизировал героям.

Скотт нарушил традицию и получился сильный, драматический финал.

Итог: 9 из 10. На фоне «Пуритан» «Ламмермурская невеста» — шедевр, потому заслуживает высокой оценки.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

заметил за собой, что часто мои рецензии носят полемический характер.

будто кому-то что-то доказываю, а не просто излагаю свое мнение.

но с другой стороны, должен же у человека быть свой стиль, верно?

и так, сэр Вальтер Скотт...

в рецензии на «Пертскую красавицу» я уже писал, что представление о Скотте, как об авторе розового романтизма несколько преувеличено.

что за «высоким штилем» диалогов часто скрывается жестокая и крайне неприглядная история.

то же самое можно сказать и про «Ламмермурскую невесту».

в отличие от автора прекрасной биографии Скотта, Пирсона Хесткета, я напротив, считаю книгу одной из лучших у шотландского барда.

в огромном наследии Скотта много книг, написанных, чтобы обязательства перед издательством закрыть.

так же имеется некоторое количество романов, созданных явно с политической тенденцией.

в «Невесте», Скотт на время как будто отошел от своих излюбленных тем и обратился к семейной истории, чтобы написать печальный, трагичный роман.

история, в общих чертах, похожа на «Ромео и Джульетту», но так же заметно влияние другой пьесы Шекспира — «Макбета».

некая готическая мрачность, заведомый дух обреченности витают над книгой.

быть может, отпечаток наложило то, что писал ее автор, будучи тяжело больным.

этот роман Скотта кажется чуть более «настоящим», чем многие его прославленные книги, в которых сильно театральное начало.

Скотт предупреждает читателя:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Многие читатели, пожалуй, найдут наш рассказ слишком страшным, чересчур

романтическим и припишут это неистовому воображению автора, желающего

угодить вкусам толпы, любящей, как известно, все ужасное, но те, кому

приходилось читать семейные хроники Шотландии, несмотря на перемену имен и

некоторые дополнительные подробности, узнают в нашей истории некое истинное

происшествие.

девушка и молодой человек влюбляются друг в друга, но между ними пропасть в имущественном положении и политические разногласия их семей.

и все кончится очень плохо (не спойлер).

Скотт обнаруживает в себе неплохого психолога.

так главная героиня вовсе не кажется «бледной тенью», чья бледность вызвана жанровыми требованиями.

Люси вовсе не ходульная фигура прекрасной дамы.

она обыкновенная живая девушка.

но слабая, бесхарактерная и внушаемая, склонная одновременно к романтической экзальтации и депрессии.

такие люди встречаются, вовсе не только в книгах.

потому трагичная история, случившаяся с ней, возможна, правдоподобна, случались такие (и похожие) трагедии в прошлом, да случаются и в наши дни.

то же касается и главного героя, Эдгара.

он как будто «байронический» — обреченный наследник славного рода, благородный изгой.

это, конечно, патетично, но неужели не бывало разоренных аристократов, тем более гордых, что им приходится прибегать к завуалированному попрошайничеству?

думаю, баронет Скотт лучше знал аристократов 18 века, просто потому что сам был одним из них, хотя и жил чуть позже.

(по возрасту герои принадлежат к поколению дедов и бабушек писателя, не такая седая древность, чтобы не представлять себе, как люди того времени мыслили и говорили).

таким образом, писателю, в кои-то веки, удалось создать живых главных героев, (хотя и в рамках жанра).

чувствуя же, что играет с романтическими штампами, Скотт словно извиняется.

так явление героя, облаченного в черное, вооруженного, смертельно бледного, предстающего перед изумленной публикой, он предваряет фразой, что сцена показалась театральной даже ее участникам.

главные антагонисты тоже не демонические «злодеи», а вполне обычные циники.

хотя Скотт не считается «мистическим» автором, и казавшиеся сверхъестественными, события в его книгах обычно объясняются розыгрышем или буйством воображения, в «Невесте» злые старухи, упорно пророчащие плохое, кажутся настоящими, неподдельными ведьмами.

что-то в них есть действительно пугающее.

но, конечно же, добродушие автора, вечная сентиментальность Скотта остались с ним.

и в книге есть воистину трогательная сцена, когда жители городка, населенного веселыми любителями контрабандного бренди и золотых рук плотниками, скидываются на праздник для своих уже бывших, промотавшихся и утративших всякую власть, повелителей — Рэвенсвудов.

делают они это не из феодальной повинности, которую больше не несут, а скорее по симпатии к их старому слуге, да из жалости к бедному наследнику.

ну слезы наворачиваются, честно, а я ведь на «Хатико» и то не плакал...

безыскусный, добродушный юмор Скотта тоже на месте.

так верный камердинер Калеб, скрывая хозяйскую бедность, бьет в подвале пустые бутылки, а потом кричит служанке, чтобы она убрала вино, им разлитое, и идет многословно извиняться за свои кривые руки.

всем выше сказанным, я не хочу сказать, будто бы проза Скотта на нынешний вкус не старомодна, не напыщенна, не несет в себе родовых травм старинного романтизма.

я хочу лишь сказать, что это не такие страшные недостатки, как принято считать, что книга не настолько архаична, чтобы не получать от нее удовольствие в наши дни.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

С детства увлекаюсь творчеством известного шотландского романиста Вальтера Скотта. Прочитала буквально все крупные произведения и вот наконец в магазине нашла притом случайно «Ламмермурскую невесту». Прекрасное повествование, прописанные характеры героев и мир Шотландии. Интересное, качественное произведение от которого невозможно оторваться. Жаль главных персонажей (отравленных древним пророчеством), но это субъективное мнение. Конечно, не самое сильное произвдение Вальтера Скотта, но все же советую всем любителям романтизма.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился этот роман В.Скотта, который расказывает о трагической любви двух молодых людей и немного напоминает сюжет «Ромео и Джульетты». Роман написан в мрачных тонах на историческом фоне Шотландии XVIII века, на всем протяжении произведения навевает какой то мистикой, хотя мистическим этот роман назвать трудно. И среди этого мрака и трагизма в романе иногда проскальзывает тонкий юмор. Очень трагичен конец романа, заканчивающийся смертью обоих влюбленных. Очень берет за душу эта книга основанная на реальных событиях, а Вальтер Скотт- великий рассказчик.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх