fantlab ru

Вальтер Скотт «Антикварий»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
53
Моя оценка:
-

подробнее

Антикварий

The Antiquary

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Мистер Олдбок встречается в дороге с молодым мистером Ловелом по пути в Фейрпорт. У них завязывается диалог, который затем переходит в тёплые отношения. Но не всё так понятно с мистером Ловелом — что привело его в эти края?

Входит в:

— условный цикл «Романы Уэверли»



Собрание сочинений в двадцати томах. Том третий
1960 г.
Корабли мысли
1986 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1990 г.
Том 3
1993 г.
Том третий. Антикварий
1997 г.
Антикварий
2012 г.
Антикварий
2012 г.

Издания на иностранных языках:

El Anticuario
1965 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие «Антиквария» проходит в прибрежной части Шотландии. Роман начинается знакомством двух главных героев (их в романе несколько, равных по степени важности) в почтовой карете. На дворе конец 18 века, так что в личных экипажах с гербами разъезжают уже немногие (есть здесь и такие небезынтересные лица). Чувствуется, что простые, не обремененные титулами и званиями люди живут гораздо свободнее, чем лет 50 назад, но по инерции еще испытывают трепет перед аристократией и старыми традициями. Граница между буржуазией и представителями знатных фамилий изрядно стерлась, а градус неприязни между якобитами и их оппонентами снизился и практически незаметен.

Один из главных героев (а если не придираться к качеству, даже два) — антикварий — историк-любитель, коллекционер древностей, претендующий на звание археолога, не шибко ему соответствующий. Олдбок — лукавый и весьма практичный человек, крайние проявления характера которого с лихвой искупаются человечностью, искренностью и способностью сочувствовать. Личность весьма обаятельная, но «научные» монологи его доводили меня до зубовного скрежета нудностью и педантичностью. Вторым, менее сведущим антикварием можно считать лорда Уордора, обедневшего аристократа. Он прежде всего родовитый джентльмен, кичащийся всеми атрибутами принадлежности к древней фамилии, а уже потом (от скуки) историк-любитель. Оба они представители старшего поколения. В окружении Олдбока мы обнаруживаем племянников, у Уордора — дочь и сына. Также в сюжете присутствует некто Лоуэл, молодой человек, чья личность до последних глав окружена таинственностью и аж двумя псевдонимами. С ним связана мрачная история, объединяющая события и некоторых, казалось бы далеких друг от друга персонажей. Конечно же, тайна раскроется во всей красе ближе к финалу.

Молодежь гораздо более, чем пожилые антикварии, обуреваема страстями. Тут и романтические воздыхания, и ревность, и дуэль, и дурачество. Однако, в стремлении вернуть фамилии былое величие, лорд Уордор не уступит прытью молодежи. Он готов на поиски сокровищ с помощью темной магии или любого шарлатанства. В этом гордому лорду способствует мошенник Дюстервизель, над которым Вальтер Скотт изрядно потешается в тексте. Вместе два антиквария и шарлатан представляют собой весьма любопытное трио, которое успешно дополняет четвертый необычный представитель. Это королевский нищий, Эди Охилтри, обладатель голубого плаща и официального разрешения просить подаяние. Он своеобразный отшельник, находящий удовольствие в путешествиях и не стремящийся преуспеть в качестве просителя. Собиратель и хранитель старых историй, песен и легенд. Человек весьма ироничный, любитель подшутить над ближним — своеобразный шут этого романа. В «Антикварии» много забавных или просто ярких героев. Тут и Кексон, хранитель трех последних париков в окрестностях, и любопытная жена почтмейстера, и семейство рыбаков, в котором обнаруживается весьма примечательная старуха, и даже плутоватая собака. Вальтер Скотт в предисловии упоминает, что в большей степени «заботился о подробном описании нравов и обычаев, нежели об искусном и сложном развитии сюжета». В чем-то это действительно так. Сюжет в какой-то момент кажется составленным из отдельных событий и случайно собранных вместе персонажей (это впечатление сгладится к финалу). А описание нравов и характеров — выше всяческих похвал. Столько сочного юмора и сатиры, столько забавных, таинственных и серьезных происшествий встретишь вместе не часто. Каких-то важных исторических событий нет, что не портит общую картину. Не назову этот роман любимейшим в творчестве Вальтера Скотта, но он весьма хорош. Всю силу и прелесть, заключенную в нем, понимаешь не сразу, а по мере знакомства с сюжетом. Приятное послевкусие остается надолго.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В России слава Вальтера Скотта прочно стоит на трех китах — «Айвенго», «Квентин Дорвард» и «Талисман». Из чего обычно делается вывод, что Скотт это «про рыцарей» и про романтическую седую старину. Критика традиционно высоко ценит его вклад в создание ИСТОРИЧЕСКОГО романа, упуская при том, что Скотт создатель не только исторического романа, но романа-бестселлера вообще. В творческом наследии шотландского барда можно найти колыбель множества жанров, от детектива до социального реализма и от готики до сатиры нравов.

Скотт был одним из тех, кто подарил читателям сюжетную прозу как таковую. (В XVIII веке правили стихи, драматургия и трактаты, и наверное идеальной формой литературы тогда должен был стать написанный гекзаметром трактат, пригодный для постановки на сцене. Наверняка такое существует, но не будучи знатоком, не стал бы закладывать на то свою голову. Вот я уже и пишу подражая стилю рецензируемого автора...) При этом, нельзя спорить с тем, что романы Скотта иногда рыхлы и написаны как будто небрежно, что является следствием плодовитости писателя.

«Антикварий» — роман из серии «Шотландские нравы», посвященный недавнему (для самого Скотта и его современников) прошлому. События написанной в 1816 году книги отнесены к 1790-м годам. Автор добродушно подтрунивает над старшими героями, упорно цепляющимися за пудреные парики и латинские выражения — приметы уходящей галантной эпохи.

Хотя роман иногда стараются приписать к готическому направлению, и тому как будто есть много признаков

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
история рожденного то ли от инцеста, то ли другой преступной связи наследника древнего и могущественного феодального клана, мрачный замок над морем, самоубийство, вымирающая ветвь аристократического рода, сделанные на смертном одре признания и прочая
следует признать, что на момент написания «Антиквария» Скотт в готику еще не умел. Сюжетные ходы характерны для этого жанра, но напрочь отсутствует мрак, тоска, атмосфера осеннего кладбища и нагнетание потустороннего страха.

Вокруг черной твердыни графов Гленаллен кипит слишком реальная, бурная и сложная жизнь.

Скотт — мастер создания колоритных, порой театральных в своей выпуклости персонажей.

Некто Лоуэл приезжает в тихий городок. Еще в дилижансе он знакомится с начитанным и словоохотливым мистером Олдбоком, немолодым уже холостяком, который лелеет свою ворчливость и любит блеснуть поверхностной ученостью. Почуяв в пришельце человека высокой культуры, который способен оценить его латинские цитаты и исторические изыскания, Олдбок буквально навязывает молодому человеку гостеприимство.

Загадочный мистер Лоуэл, с непонятными целями приехавший в шотландскую глухомань, как обычно блекл, энигматичен. Правда волею случая он спасает от гибели в волнах внезапно поднявшегося прилива местного аристократа сэра Артура Уордора и его дочь. После этой, очень живо и жутковато описанной сцены, Лоуэл просто вынужден остаться в гостях у Олдбока, причем помещают его в «комнату с призраками»...

Антикварий Олдбок, помешанный на сборе всяческих древностей ученый-дилетант, рачительный хозяин, женоненавистник, скряга, ворчун, толстый тролль и просто золотой души человек, вышел, несмотря на свой как будто, тяжелый характер, настолько обаятельным, что думаю, многие читатели захотели бы иметь такого дядюшку. Благо Олдбок богат и в долг ссужает пусть и со скрипом, но щедро.

Вокруг этого матерого человечищи — целый хоровод персонажей столь же колоритных.

Лорд Уордор — промотавшийся, отказывающийся видеть грядущее разорение, наивный, благовоспитанный до полного растворения характера, но вспыльчивый в минуту опасности.

Как и многие слабовольные люди, Уордор ищет спасения не в наведении порядка в своих финансах и жизни, а в надежде на чудо. На этом его ловит шарлатан-алхимик Дюстервизель, сулящий золотые горы и время от времени подкидывающий по монетке. Поиски клада этой парочкой и запускают центральную интригу повествования. Клад-то находится. Вот только в большем шоке от этого сам Дюстервизель, да и кто припрятал серебро — ведь не предки же лорда положили его в современный сундук, остается какое-то время загадкой.

Разгадку знает, кажется, только бродяга Эди Охилтри, бывший разбойник и бывший солдат, своего рода хранитель духа местности, ее легенд и слухов.

Сварливый парикмахер Кексон отвечает за комические перепалки с Олдбоком, носителем предпоследнего парика в округе. Задиристый себе же во вред капитан Гектор МакИнтайр (племянник Олдбока) невыносимо страдает от дядюшкиного сарказма по поводу некоторых своих подвигов, волочится за дочерью Уордора и дрессирует собаку, которая все одно ворует с кухни продукты. Почтмейстерша развлекает кумушек чтением чужой корреспонденции, вдова-хозяйка гостиницы, положила глаз на Лоуэла, полоумная старуха Элспет скрывает какую-то страшную тайну, ее энергичная невестка, торгует рыбой даже в день похорон своего сына...

Ещe будут судья, вообразивший себя великим воином и грубый судебный пристав, находящий удовольствие в своей работе.

Все это провинциальное общество описано со старомодной скрупулезностью и до невозможности обаятельно (ну, кроме жалкого шарлатана Дюстервизеля и пристава, тот сволочь изрядная).

Читателю нетрудно будет догадаться, как относится инкогнито Лоуэла (из-за которого он дерется на дуэли с МакИнтайром) с тайной Гленалленов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да это снова, как в «Гае Мэннеринге» история «потерянного наследника».

Но все же следить за событиями в книге интересно.

Перед нами этакий прото-детектив, полный юмора, но не чурающийся и страшноватых, «готических» эпизодов, и то подтрунивающий над романтическими штампами (штампами они были УЖЕ ТОГДА), то использующий их напропалую.

Через несчастную семейку рыбаков Маклбеккитов в благополучный мир знати, где даже преступления творятся с какой-то элегантностью и стилем, проникает настоящая человеческая драма, драма людей, раздавленных нуждой и тяжким трудом. Скотт ведь проторил дорогу не только для Стивенсона, но и для Диккенса.

К недостаткам книги можно отнести как чрезмерную прозрачность главной интриги, так и благополучный, но написанный слишком уж бегло, в стиле «надо сдавать в печать еще на прошлой неделе!!!» финал.

Больше всего роман напоминает мистера Олдбока. Тот ведь жуткий зануда, преувеличивающий свою ученость, и велеречив чрез меру, и порой дальше носа своего не видит. Но чем дольше вы с с ним знакомы, тем очевиднее становится, что лучшего друга и поверенного в делах и желать нельзя.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх