fantlab ru

Ефим Гамаюнов «Своей дорогой»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.61
Оценок:
51
Моя оценка:
-

подробнее

Своей дорогой

Рассказ, год; цикл «4-я фантЛабораторная работа»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Примечание:

Опубликовано в сети в 2012 г.


Входит в:

— журнал «Фанданго № 18, 2013», 2013 г.

— журнал «Уральский следопыт 2014'05», 2014 г.


Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, 4-я ФантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ


Издания: ВСЕ (2)


Периодика:

Фанданго 18, 2013
2013 г.
Уральский следопыт № 5, май 2014
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, столько Авторами шишек набито на стилизации, что соваться в это болото вообще не стОит. Ан нет. Автор этого рассказа убедительно доказывает, что и по болоту запросто можно проложить путь, не увязнув в своих же собственных конструкциях. И не просто не увязнуть, но еще и сюжет достойный сообразить, и сделать так, чтобы рассказ читался на одном дыхании. Хорошая работа. Удалось даже избежать притягивания за уши темы конкурса, что пока лаборантам удавалось крайне редко. Третья сторона — она же враг врагов — весьма органично вписывается в рамки рассказа. И чужеродной там явно не выглядит. В целом и общем, работа, достойная финала. Но ложку дегтя все же добавлю: Автор-Автор, такой рассказ, да не вычитать...

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось. Описание пути, люди, речь персонажей — хороши. А вот нечисть слишком напоминает ужастики. И старые боги, на мой вкус. заслуживают более вдумчивого описания. Но это так, пожелания. А рассказ читала с большим удовольствием. Спасибо!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: враги человечества — утопленники, не друг — Лесной Хозяин.

Монахи сжигают в лесу Перунов столб, и начинаются мистические события. А ночью монахов окружают утопленники... Стилизация под православную речь очень тонкая и аккуратная. И как будто в рассказе ничего особенного: страшный случай в лесу — а как захватывающе написано. Жаль, тема дана через частный случай, но... она есть, и придираться не хочется.

Приятный текст.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему один из рассказов, достойных финала в рамках данного конкурса — и тема раскрыта, и текст интересен своей задумкой.

Автору удалось увлечь читателя (то-бишь меня) и заставить прожить один день из жизни его героев. Сюжет и описание очень походят на классический ужастик, где чувство страха вызывается не кровавым месивом, а некой безысходностью, стечением обстоятельств, которые созданы самими героями. Также плюсом является наличие смысла, вывода, который должен сделать для себя читатель, по аналогии чтения притч.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ захватывающий. Прочитался легко, на одном духу. Стилизация под старину приятная. С предыдущим отзывом не соглашусь – не думаю, что рассказ, написанный языком «Повести временных лет» (что соответствует времени действия), кто-то, вообще, дочитал бы до конца. Языческие боги не друзья человечеству и не враги — думаю да, у них с людьми, скорее, ситуативные отношения (в античной и скандинавской мифологии, кстати, тоже).

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот извинюсь за повтор, но не могу удержаться...

Уважаемый Бамбр — вы не правы, относительно «Квартирного вопроса». Если он и перегружен стилистикой под старину, то совсем чуть-чуть..., а уж опустить его до уровня «Расколотого луча», это простите вообще ни в какие ворота. В «Вопросе» все к месту и по сути — под антураж, просто как я уже сказал чуть-чуть излишне, но рассказ ни чуть не теряет своего своеобразного очарования.

Теперь по теме... (в первый раз здесь попробую анализировать по установленным канонам, не судите строго если ненароком повторюсь с кем-то...)

1. Тема (связка — Я, Враг и Враг моего врага).

1.1 Я — в данном случае люди принявшие Нового бога и решившие (добровольно или принудительно), что со старыми им не по пути.

1.2 Враг — злые силы, они не враги конкретно человека, скорее враги порядка или покоя. Конкретного облика, четкого образа — нет и не нужно. Просто олицетворение зла замешенное на человеческом страхе и соответственно обстановке — болото, ночь, тьма. Да еще, место приметное — древняя скала и родник студеный... Ох, не спроста оно там посреди болота и Хозяин поставлен к чему бы это?

1.3 Враг-врага... — во всяком месте порядок быть должен и всякому месту хозяин за порядком следить поставлен. Не друзья люди — ни богам (христианским) ни силам природы (языческим), кому дети неразумные — вразумлять надо, кому равные среди на земле живущих и жить должных... Потому и спас Хозяин леса незадачливых поклонников нового идола, что ему самому поклоны не больно требуются, а порядок нарушился. И взашей выгнал за то, что порушили сторожа в гиблом месте поставленного. В общем тема раскрыта более чем и без заезженных штампов вроде бы.

2. Язык.

Признаюсь, сам грешу по грамотности, так что судить не берусь. А в общем — читается гладко, легко, практически без спотыкашек. Зачет.

3. Увлекательность — более чем, зачитался...

4. Идея... здорово проглядывает «Русский меч», но в общем изюминка есть, и выразить ее лучше чем это bbg уже сделал — не возьмусь.

5. Личные впечатления — ПОНРАВИЛОСЬ! Образы возникающие по ходу... Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Лягушка глотаемая цаплей, но продолжающая сжимать горло зловредного пернатого врага — никогда не сдавайся! Ну и как тут уже упомянуто — кузнец-воин-иерей прям по Симонову )))) не в укор автору!

Он был попом военной складки,

Семь лет в ушкуйниках ходил

И новгородские порядки

До самой Вятки наводил.

Ему, вскормленному войною,

И нынче было б нипочем

И заменить стихарь бронею

И посох пастырский — мечом.

Ледовое побоище. (К. Симонов)

Здорово в общем. Хотя ложка дегтя все таки есть, автор пытается убедить устами иерея, что «с ними может и спокойнее, да не по пути», но ответа на вопрос почему, нет даже после раздумий в послевкусии... Почему не по пути? Просто как дань новой религии? Недосказанность осталась...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот еще один рассказ с намеренной стилизацией речи. В «Квартирном вопросе» и «Расколотом луче» подобный прием не сработал, ибо был использован весьма неумело. «Враг человеческий» с его неологизмами, жаргонизмами и прочими -измами, очень жесткий, но вышел блестяще. Здесь — тоже нет нареканий, текст «идет» настолько ровно и органично, что получаешь удовольствие от чтения, так и слышится это простоватое «оканье», и оно понятно и естественно. Красивая звукоречь. Были некоторые напряги с запятыми, но не так чтобы сильно — это легко вычитывается и правится. Понравилось бережное отношение к мелочам, вроде службы персонажа в «МАЛОЙ дружине» или указания на то, что медные котелки — имущество весьма ценное, и его надо было, что называется, «выбивать» для похода. Действие разивается неторопливо, я бы даже сказал — степенно, потом срывается в галоп, и спокойно, вдумчиво завершается. Из того, что резануло глаз, запомнилось только «казалось, что хватают из за ноги синюшние холодные руки, когти впиваются в спины, а вострые зубы – в горло». Горло — оно спереди, а хватают со спины. Понятно, что зубастые твари могут перегнуться и вцепиться в горло, но... Наверное все же правильнее будет — «в шею».

По теме. Нечистая сила — язычество (светлые силы, благосклонные к человеку?)- христианство (новый бог?). Враг — враг врага, способный с ним справиться — ??? Христианство здесь выступает в качестве основной характеристики человечества. Вроде бы не совсем верно, но с другой стороны — официально принятый культ, принятый большинством, пусть некоторыми и насильно. А язычники-огнепоклонники всякие, и те силы, которым они поклонялись, — они христианам вроде как и не враги (особенно памятуя о сочетании в русском православии традиций собственно христианства и многих старых языческих традиций), потому как раньше были родны и близки большинству, пока не началось насильное крещение. Но и не друзья — в рассказе иерей Василий на старом капище валит и сжигает перунов столб, вряд ли такое можно назвать дружеским отношением. Так что тема — раскрыта. Читалось легко — как уже сказал, хорошая звукоречь, легкий язык. Сюжет — не нов, но написано хорошо. Понравилось.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стилизация не совсем удачная вышла. Видимо, автор не определился, какой эпохе соответствовать. В целом пытался остаться в языческой эпохе, аккурат перед крещением. Но заносило в более позднее время:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не звери так разбойные люди отделят трепещущую душу от бренного тела.
— это уже никак не язычник или миссионер-христианин, это 17-18 век.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Чего тебе, Борь?
— это вообще наше время.

И то, что с эпохой совпадает, часто страдает лексической и всякой другой избыточностью:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, стоял посередине поляны, окруженный частоколом Перунов столб, да ведь столб и столб, не сам Перун.

А вот теме рассказ соответствует. Но и свой домысел автор добавить не забыл. Мне идея рассказа по душе хотя бы потому, что православие так и развивалось — негласным симбиозом новой веры и тихого поклонения старым богам. Так что, на мой взгляд, такая версия имеет право на существование.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

1. Тема.

Враг человечества – нечисть. Враг нечисти – старые боги. Вопрос только, почему они человеку не друзья? Спасли же? ½.

2. Язык.

«- Послушай брат, — нерешительно начал он»

Запятую, вроде, надо…

«- Да тут такое дело, — замялся тот, — не знаю как сказать.»

Тут, похоже, тоже.

«божье теперь место, Не даст Он нас в обиду, не трусь.»

А здесь точка, наверное.

«, а Василию нетерпелось за сегодня пройти гатью»

Пробельчика бы, а?

Ну и в дальнейшем с запятыми непорядок.

«Среди кинувшихся на завал, святой отец выдернул Бориса и Фрола младшего:»

Тоже, переформулировать бы.

«Видно большая сила шла на подмогу, чуяли упыри свой последний шанс.»

Анахронизм детектед.

Трудно оценивать. Есть попытка, и достаточно успешная, написать образно. Но как много ошибок!.

3. Увлекательность.

Длинновато, но читается.

4. Идея.

Как идею можно предложить следующий тезис: двигаясь вперёд, не забывай, что позади много чего верного осталось. Наверное. Зачёт.

5. Личные впечатления.

«проплешина в камыше, где сквозь болотную почву проступила спина древней скалы, да еще студеный родник, бьющий с краю, из под камня – можно ли придумать место лучше?»

Могу ошибиться, но студёный родник, бьющий в болоте из спины древней скалы – перебор.

Неплохой текст. Главный герой подкачал, уж больно он робкий. Зато иерей сделан на славу, очень сильно похож на живого человека.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стандартный ужастик про компанию подростков... т.е. монахов, которые зашли не туда, куда нужно, да еще и осквернили идола.

После этого их дежурно покусали зубастые утопленники и оказалось, что язычество еще в силе, тогда как крест православный никого не спас.

Скучно... Предсказуемо... Стилизация не понравилась...

Довольно много раздражающих мелочей. Как языковых, так и логических.

*Под сильным сомнением дорога в болотах, по которой может проехать телега.

*Как походник вам скажу, никто не будет останавливаться на обед, если торопится.

*Обращение «святой отец» отдает голивудщиной. Так обращаются к католическим священникам. К православным подобного обращения ни разу не слышал.

*Зачем спасать лошадей?

И подобных мелочей, как и в стандартном ужастике про группу подростков предостаточно.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет: монахи на болотах, или «сколько раз я тебе говорил, не переключай незнакомые рычажки!»

Фантдопущение: Язычество существует и реально, а христианство является социальным институтом. Вы, автор, не первый в таком допущении — во-первых, Гарри Гаррисон целую фэнтези-эпопею написал с таким, во-вторых, в 70-е-80-е годы в СССР было напечатано множество текстов такого типа — где Леший или водяница допустимы, а ни завалященького ангела и уж тем более ни действенной молитвы, ни животворящего креста. Тем не менее, вам удалось избежать издевательской нотки о «сущеглупых попах», что редкость. «Вот просто зачем-то они все верят во какую-то неработающую ерунду, не будем останавливаться на этом»)))

Стиль: в принципе, не напрягает. такой, общестаринный. Если не читать глазом филолога-славяниста-реконструктора, то вполне прилично.

А вот ПУНКТУАЦИЯ — чума!!! автор, ну ужас же, что вы делаете своими запятыми.

Месседж: «читай внимательно устав чужого монастыря»

Тема: раскрыта. Люди, сняв защиту с дороги, попадают в лапы одной нелюди, но спасены другой, конкурирующей.

Вердикт: Вполне читабельно.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх