fantlab ru

Александр Алешкевич «Золотые апостолы Радзивилловские»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.00
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Золотые апостолы Радзивилловские

Роман, год

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Золотые апостолы Радзивилловские
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что бросается в глаза — сюжет выстроен на совершенно очевидных отсылках к Булгакову. Из демонической четверки трое без особого труда возводятся к Воланду, Коровьеву и Бегемоту — вплоть до деталей внешности и поведения, а последняя, очевидно, есть некая реинкарнация Геллы. К Булгакову восходит и основной конфликт романа — и там, и здесь в центре судьба некоторого художественного произведения, и композиция, построенная на чередовании «современной» и «исторической» части. Однако всему этому Алешкевич придает неповторимый колорит.

В романе чрезвычайно много «политоты», причем дурного свойства. Воспевание величия и благородства Радзивиллов, описание русских варваров, планомерно мародерствующих в захваченном замке, а также энкаведешников на глазах малолетнего избивающих его отца и насилующих мать — последнее является очевидной авторской лептой в летопись «чекисткой мерзости», ранее ничего подобного мне не встречалось. Видимо, совсем скоро со страниц писаний национально сознательных представителей бывших братских народов на нас хлынут сотрудники советской госбезопасности, извращенными способами ругающиеся над школьницами и школьниками купно, и потехи ради убивающие младенцев, причем и то, и другое творящие на площадях при большом скоплении народа. Кроме того, в романе наличествует гениальный художник, преследуемый за национально ориентированное художество, строящая ему козни нечистая сила, благородный вор в законе и целая галерея отвратительных типов, утративших национальное самосознание и забывших родную мову (одного такого типа так прямо и пригвождают: «даже с женой разговаривает на иностранном языке», и я думаю, что знаю, что это за язык).

Все герои с самого начала и однозначно поделены автором на ангелоподобных и отвратительных. Отвратительные изображены сплошной черной краской, ангелоподобные — сплошной белой. Отвратительные карикатурны, но не забавны, просто плоски и унылы. Несколько расцвечивают эту печальную галерею только начальник милиции и начальник райотдела культуры — по крайней мере, у них есть какая-то собственная физиономия. Полутона, неоднозначность, эволюция героев, психологизм, проработка внутреннего мира и жизненных обстоятельств, которые делают человека тем, кто он есть, разные точки зрения — нет, не слышали. Кроме того, всю дорогу меня немного беспокоило сходство имени автора с именем главного героя. Тот Александр Алешкевич, этот Алесь Зубревич, дурновкусие же, нет? Впрочем, может, это мне показалось.

Сюжет повествования сводится к тому, что сначала нечисть героев всячески мучает, но потом вмешиваются силы благие и героев спасают. Обвинять автора в наличии в его книге роялей в кустах сложно, потому что кроме роялей в ней нет, в принципе, больше ничего. При этом даже благим силам спасти удается не всех. Национальное самосознание требует, понятное дело, и в финале главный герой жертвует близким человеком, дабы спасти собственноручно написанный шедевр. Причем принимает это решение замечательно просто: уже было и собрался погубить картину, да сердце вдруг защемило, и он передумал. Понятно же, что душа человеческая никак не может стоить дороже, чем произведение национально сознательного искусства. Во всемирном конкурсе нелепого и беспощадного пафоса конкретно этот эпизод легко мог бы претендовать на призовое место.

Когда автору не хочется утруждаться (а утруждаться ему не хочется никогда) нужные ему события происходят сами собой. И даже не всегда речь идет о вмешательстве потусторонних сил. Нет, бывает и «само собой» в чистом виде, вообще без обоснования. Так главный антагонист, вчерашний студент училища становится городским чиновником. Сам собой — просто потенциальный начальник влет разгадал в нем автора недавней анонимки, и сразу же понял, что без таких людей ему никак не обойтись. Ну, естественно же — пусть и на самого начальника в случае чего анонимки пишет, чего там. Точно также происходит и разоблачение негодяя. Просто главный герой и его девушка вдруг осознали его злокозненность и всё. Не осознавали, не осознавали, а потом раз — и поняли. И если у девицы этому предшествовала всё же некоторая эмоциональная встряска, то герой, похоже, обрел свое знание путем выхода в астрал. Других способов не было.

По указанной причине сюжетные линии романа по большей части напоминают какие-то обрывки — герои совершают невнятные действия, которые ни к чему не ведут, а все происходит помимо них. Очень наглядно это видно на примере истории с поиском клада Радзивиллов. Вроде как с самого начала этот клад заявлен, как одна из основ сюжета. Но вот начинаются поиски. Сразу же, сама собой появляется информация о месте хранения клада (почему тогда столько лет никто не пытался ей воспользоваться, раз все так очевидно?), но клада там, на самом деле, уже нет. Это воспринимается заинтересованными лицами со стоическим спокойствием и далее о кладе все благополучно просто забывают до самого-самого финала, в котором он всплывет опять же в качестве чудесного дара горних сил.

Кульминацией романа, вероятно, должна считаться сцена «страшного суда», который творят над «отцами города» распоясавшиеся нечистые. Но она выглядит скучной и в достаточной степени предсказуемой. Не совершают в ней ничего интересного ни «подсудимые», ни демоны, все банально, и даже тут персонажи не раскроются с неожиданной стороны, а ведь какой шок они переживают, если вдуматься. Но все впустую.

Как ни странно, несколько лучше на общем фоне смотрятся библейские эпизоды. Они тоже лубочны, но написаны довольно живо, выдержаны в авантюрно-любовном ключе и практически лишены политического наполнения. Не знаю, насколько бы они понравились верующим, но мне скорее понравились. В качестве легкого чтения вполне пошли бы, если бы автор уделил им больше внимания и объема.

Язык романа, в целом, достаточно прост и гладок, читается текст легко, но речевые обороты автора местами вызывают недоумение: «обведя презренным взглядом», например. Или «крепкое дерево поехало на приблизившихся к ней». Не слишком часто, но бывает. Любопытно выглядит на страницах романа и уголовный процесс. Я не знаком с современным белорусским правом и правоприменительной практикой, но неужели в Белоруссии художественная бездарность является уголовным преступлением? Если нет, то к чему следствию понадобилось протокольно удостоверять отсутствие художественных достоинств в «примитивной мазне» обвиняемого?

Я бы мог сказать, что автор взялся за задачу, явно не соответствующую масштабам его дарования, но, боюсь, что в данном случае проблема была и в самой изначально поставленной задаче.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное в жизни каждого художника, писателя или композитора настаёт момент, когда он ощущает необходимость рассказать своим читателям-последователям о своём видении Бога, о своем пути к вере. Вот и наш автор написал такую книгу, в чем-то пересекающуюся с известной книгой Булгакова, в чем-то напоминающую публицистический памфлет на социальные темы. Действие происходит на белорусской земле, в неназванном маленьком городке который, впрочем, легко угадывается по тексту

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разумеется, это Несвиж
.

Как обычно бывает в таких произведениях, все герои с первых страниц сразу разделяются либо на положительные либо на отрицательные персонажи, и лишь один

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Виктор
для придания сюжету хоть какой-то интриги колеблется между светлой и темной стороной до середины романа.

Алешкевич щедро разбрасывает по тексту отсылки к достойным и известным белорусским деятелям далекого и близкого прошлого, творцам национального самосознания и государственности. В то же время настоящее время у него показано мрачным, пессемистическим, в котором достаточно небольшой анонимки чтобы обвинить человека в заговоре, поклепе на власть и упрятать его на пять лет при попустительстве высоких чинов районного масштаба. Виновники ожидаемо получают наказание по своим заслугам, но увы, не от государства, а от (ирония!) совсем других сил

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тех же кто и заварил всю описываемую историю
Того и гляди, уже самого автора недоброжелательные коллеги могут обвинить в «очернении нашей действительности и поклепе на власть».

До самого конца книги плохие герои остаются плохими, никто из них не перевоспитался и не раскаялся. Хорошие же остались хорошими до конца, правда часть из них умирает, словно напоминая о той, давней смерти после которой человечество стало меняться. Но неужели только чья-то смерть может подтолкнуть людей к переменам? Хочется надеяться, что не только, но и подобные книги уже могут поучать и влиять на людей.

Каждый читатель найдёт в этой книге что-то своё: кому-то понравится обличительное описание «ужасов нашего городка», кто-то с волнением будет следить за романтическими отношениями между героем и его любимой, а кто-то перечитает (или впервые увидит) тысячелетние но по-прежнему актуальные притчи и цитаты из Библии.

И пусть сюжет и интрига — не самая сильная часть произведения, но читать эту книгу стоит не ради них, а для ощущения духа, атмосферы белорусского самосознания, простирающегося от средневекового великого княжества до современности.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх