FantLab ru

Норман Спинрад «Стальная мечта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Голосов:
70
Моя оценка:
-

подробнее

Стальная мечта

The Iron Dream

Роман, год

Аннотация:

«Стальная мечта» – альтернативная история, в которой Адольф Гитлер не возглавил нацистское движение, а эмигрировал в 1919 году в США и стал заурядным писателем-фантастом. Основное содержание книги составляет его последний роман «Вождь под Свастикой», написанный незадолго до кончины и удостоенный в 1954 году премии «Хьюго». Действие этого «романа в романе» разворачивается в вымышленном мире далёкого будущего, в 1154 году после Небесного Огня. Наряду с нормальными людьми, в этом мире существует множество разнообразнейших мутантов и квази-людей, а также доминаторов, способных психоизлучением подчинять окружающих своей воле.

В государство Хелдон, оплот расовой чистоты этого мира, приезжает Феррик Яггер. За короткий срок он объединяет вокруг себя национал-социалистов и всех тех, кто хочет очистить Землю от генетических уродов, создаёт партию Сынов Свастики и начинает свой путь к вершинам власти.

© Ank
С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Премия "Аполло" / Prix Tour-Apollo, 1974 // Лучший фантастический роман на французском языке

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 1999 // Лучшая книга. 5-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Стальная мечта
1996 г.

Издания на иностранных языках:

The Iron Dream
1972 г.
(английский)
The Iron Dream
1974 г.
(английский)
The Iron Dream
1975 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что можно сказать об этом романе, который воспринимается прежде всего как провокация. Это провокация и есть, но довольно сложная и трудная к исполнению. Автор не просто намазюкал на полотне разноцветные полосы (в том, что Спинрад знает все буквы и умеет складно излагать свои мысли, можно убедиться хотя в предисловии, а еще лучше в других его романах), а создал картину в чужом стиле – мрачном, тяжеловесном.

Формально, это альтернативная история. Точка разлома – где-то после первой мировой войны. Гитлер не становится лидером национал-социалистов, а собирает манатки, и из полуразрушенной Германии сваливает в Штаты, где становится достаточно успешным писателем (автор даже не поленился выдумать список его романов). И в пишет роман «Вождь под свастикой», который в 1954 получает премию «Хьюго» (отметим, что «Стальная мечта» на «Небьюлу» и «Локус» номинировалась, а вот на «Хьюго» – нет).

В этом романе он описывает немного альтернативный вариант третьего рейха.

В предисловии автор достаточно поиздевался над штампами фантастики и фэнтези, в послесловии – разобрал комплексы соавтора.

Я бы сказал, что провокация удалась. Тема, конечно, сразу же привлекает внимание. Текст «гитлеровского» романа нарочито корявый, но все вместе достаточно давяще и заставляет задуматься.

Тут я согласен с Урсулой Ле Гуин, которая написала, что роман не о Гитлере, а о нас, о наших моральных допущениях, понятиях героизма и так далее.

В общем, Спинрад доказал, что он умеет вовремя вылезти с кривым зеркалом и шокировать окружающих.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Политнекорректная, пр-р-ровокационная вещица, достойная для ознакомления как образец многослойного треша, если вы не брезгуете подобным направлением и склонны к авантюрам -- или же сатиры, прикидывающейся фэнтези -- в противном случае. Привлекающая не столько исполнением, сколько концептом -- наглым, циничным, и срабатывающим лишь однажды. Поэтому не ждите повторения или продолжения банкета. И карнавала -- сиречь, плотной концентрации красоты и глубины философской мысли -- тоже не будет! А будет: пощёчина общественному вкусу, политика, (анти-)фашизм, треш, фэнтези (если вас это не вдохновляет, далее уже можно не читать).

Если у вас нет времени на чтение треша, и вы предпочитаете немассовую литературу, можете ограничиться послесловием -- тогда получите нечто вроде лемовской рецензии к ненаписанным книгам (возможно, сравнение окажется не в пользу Спинрада, но зато вы, при желании, сможете заценить и сами плевела). Если существуют книги, написанные ради денег, ради одной фразы, или токмо идеи ради, почему бы не быть таким, что написаны ради одного только послесловия?

«Стальная мечта» открывает глаза на реакционную сущность «героического фэнтези». Будь Гитлер фантастом, он писал бы фэнтези про белокурую бестию.

(в сторону: даже не спрашивайте, почему в сериале одного британского фантаста М. столько отголосков «Доктрины вечного льда«! сама идея heroic fantasy полностью укладывается в рамки философии превосходства одной нации (или человека) над остальными и насаждения права сильного).

Фабула и язык напоминают петуховский треш, которому можно влепить «плохо», «очень плохо» или «хуже просто не бывает», и на этом успокоиться. Но, к счастью, здесь имеется второй слой -- сюжет представляет собой изложение фактов биографии Гитлера и приход к власти НСДАП, слегка закамуфлированные под фэнтези. Можно даже представить это как чёрно-белый мокументари фильм, с использованием реальной кинохроники и с внезапным включением цвета в момент наиболее кровавых сцен. С эклектичным музыкальным сопровождением -- то летучие валькирии Вагнера, то панк-, то классика, то вечный неумирающий рок-...

Текст без малейших признаков юмора, восторженно-умилительный и откровенно профашистский -- словно бы автор-Спинрад разделяет фашистские идеалы автора-Гитлера и с таким же трепетом относится к расовым теориям и к целям Феррика Яггера. Нефть, господа -- именно она истинная причина похода на восток, а вовсе не чистота крови! И не будете же вы всерьёз подозревать автора в том, что ему жаждется автомобильного прогресса! Как будто мало нам в жизни грязи и выхлопных газов!

С концептом издания на русском роману не повезло, в силу предпочтений отечественного потребителя. В идеале, книжка должна представлять собой массовое издание -- покет с мускулистым суперменом, со стальным отливом фольги в рычащем названии («Стальные грёзы», например), и с пожелтевшей палп-фикшной бумагой. С вынесённой на отдельную страницу информацией об авторе — А.Г., с предисловием и послесловием (первое -- шпилька в адрес фантастики «золотого века», последнее -- антифашистский противовес основному тексту), с блёрбами именитых лиц и рекламой прочих бестселлеров. Рядовая книга фэнтези, будто бы и впрямь написанная Гитлером-фэнтезистом. Наш же потребитель привык получать подобные опусы совсем в другом исполнении -- в глянцевых твёрдых переплётах, в форме многотомных сериалов, с минимумом дополнений... А теперь уже будет ждать исключительно электронных -- желательно халявных -- изданий, что опять же, совсем уже не то.

Текст романа не блещет фантазией и литературным стилем? Язык беден и сух, как фанфик школьного графомана? Приключения незатейливы, как единственная извилина в голове врага? Даже никаких копуляций, какая тоска! Герой романа -- шварценеггистый качок со стальным именем Феррик Яггер -- просто несётся с бандой байкеров, потрясая хромированной булавой, и в его восторженном взоре поблескивает фанатизм идеи, а впереди брезжит победный Drung nach Osten... Ну, не делать же из Гитлера непревзойдённого стилиста и гения, которого потерял мир! Просчитав концепт, можно писать сколь угодно плохо -- никто не найдёт это странным и противоестественным.

За текст самого романа — 3 балла, перевод — 5, концепт, идея и наглость — 9 баллов! И в целом -- стоит попробовать, но на изящество стиля и гигантизм мысли не рассчитывайте.

Интерес к творчеству Спинрада в целом умеренный. Из всего прочитанного выделяется только этот роман, хотя и «Русская весна» оказалась пророческой в плане кремлёвско-украинских охлаждений. При случае не прочь заценить и «Жучка Джека Баррона» -- по описаниям представляется любопытным, да и время написания, в силу тогдашней склонности к экспериментам, внушает оптимизм.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, что Норман Спинрэд за полвека до расцвета российской фантастики (Пехов, Зорич, Лукьяненко, Володихин, Никитин, Дивов и прочие юрии петуховы) создал всеобъемлющую пародию на этот субжанр палп-фикшн, заранее с издевательской точностью описав все мотивы, сюжетные ходы и атрибуты. Но, конечно, это поверхностное впечатление. На самом деле, «Стальная мечта» — очень серьёзное исследование моделей, сюжетных, повествовательных и идеологических каркасов научной фантастикии. То, что эта литературоведческая работа оформлена не в традиционной форме эссе, а как роман, только добавляет ей убедительности.

Норман Спинред показывает ксенофобскую тоталитарную подкладку огромного числа популярных книг, уже написанных к моменту появления «Стальной мечты» и тех, кто был опубликован и штурмовал высоты популярности позже.

Дальнейшее развитие НФ и в США и в России показало, что анализ Спинреда был точен и что его диагнозы оправдались. Это грустно, но вызывает уважение к автору «Стальной мечты», который учит думать над увлекательными книгами и замечать подспудные тенденции пафосных и динамичных приключений на земле и в космосе.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не столько фэнтези, сколько фэнтези о фэнтези. «Романов о романах» много писали в первой половине века. Борхесу очень полюбился один из них (тоже в некотором роде фэнтези) «В кабачке «Плывите, птички»» Флэнна О'Брайена. Иногда медитации о природе литературного творчества позволяли очень оригинально оформить материал, который в традиционной романной форме выглядел бы скучно и однообразно.

Но время модернистов прошло — постмодернисты покушаются не на природу творчества, а на природу реальности. И разочарованный циник Спинрад, своими скандальными книгами уже заработавший определенную известность, пишет «Стальную мечту» — роман, написанный Адольфом Гитлером, который стал в альтернативном мире не диктатором, а второсортным писателем-фантастом. Самому «роману» предшествует убийственное «предисловие исследователя», в котором все психосексуальные комплексы, лежащие в основе фэнтези, препарируются весьма едко. А уж какой героический сюжет предложил нам Гитлер... то есть Спинрад! Вспоминается пелевинский «герой, который разгоняет врагов, вертя над головой огромной железной крестовиной», вспоминаются и Конан, и Эльрик, и многие другие...

У автора «Стальной мечты» было немало поводов поупражняться в остроумии. Но Спинрад не пошел легкой дорогой; его книга — никакая не пародия. И это по-настоящему пугает. Ведь «Гитлер» явственно излагает в книге основы своей теории: герой-ариец побеждает неполноценных недочеловеков и устанавливает «новый порядок». Кажется, автор романа смеется над своим героем-писателем. Или соглашается? «Стальная мечта» написана виртуозно; даже тяжеловесность «фэнтези» прекрасно соответствует поставленной автором задаче. Именно так — длинно, несколько косноязычно, серьезно — должен был писать Гитлер в Америке. И ему, похоже, достается частица авторского сочувствия... Интересная дилемма: ведь писатель любит своих героев, даже отрицательных. А герой, создающий вторичный мир, пусть ущербный и примитивный, должен быть автору дорог вдвойне. Писатель Гитлер этот вторичный мир создает; в фэнтезийную реальность переносятся знакомые нам детали, но приобретают совершенно новое качество...

Игре нет конца; за смыслами скрываются все новые смыслы. Писатель предлагает нам сюжетные ситуации и никакого ключа к ним не дает (ведь не считать же ключом пресловутое «предисловие»). И запутавшийся читатель вынужден обращаться за ответами во вторичную реальность, иллюзорную и в то же время равновеликую нашему миру. Короче, все не такое, каким кажется. И мы уже заблудились... Об этом Спинрад фэнтези и написал. К счастью, только он один. Иначе системы относительных ценностей могли бы попросту уничтожить хрупкие фэнтезийные миры...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это фэнтези-стилизация под Гитлера — как бы это не звучало дико. Стилизация столь хорошая и совершенная, что временами читать противно: все эти свастики, чёрные хрустящие кожанки, стальные палицы, голубоглазые блондины и тошнотворные мутанты — тысячами идут через страницы. При этом я всю дорогу гадал, чем может закончится воспевание превосходства расы генетически чистых человеков. В итоге дождался трансляции бравурных маршей на просторы галактики.

Ни какой иронии или сатиры в романе из-за его идеального авторства не разглядеть. Только у какого-нибудь психолога есть шансы на трактовку с двойным дном. К примеру, что в книге нет ни одной женщины, или странные отношения между главным героем и его ординарцем, или пивные попойки главного и его ближнего окружения.

Но при этом да, Спинрад — крут!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Позволю себе не согласиться с уважаемым коллегой Ankом.

Роман специально подан в такой манере. Аналогичный способ написания, например избрал и Лукьяненко в «Кровавой оргии в Марсианском саду». И многие писатели, между прочим, утверждают, что именно такой стиль, специально «замаскированный» под третьесортную литературу — очень труден в написании, ведь эту «корявость» приходится искусственно создавать.

Сам же роман очень хорошо показывает шизофрению, нетерпимость, да и вообще способ мышления подобных фанатиков-фюреров. Но а дополнительный нюанс — это как раз то, что «автором» такого романа и является Адольф Гитлер.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман в «героическом» стиле, который мог написать Адольф Гитлер в параллельной вселенной, где ему не удалось стать диктатором. Зато удалось стать третьеразрядным писателем. Спинрад предлагает читателю провокационную прозу, виртуозно стилизованную под «палп». Стилизация получилась весьма удачной: расизм, ксенофобия, мачизм — целый букет неполиткорректности. С первого взгляда — треш. Со второго — удачная пародия. С третьего — еще более удачная попытка идеальной формой выразить неказистое содержание. Читать всем, кто способен помимо содержания и сюжета оценить соответствующую им форму, замысел, стиль.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор создал столь убедительный образ «альтернативки» благодаря тщательному приданию достоверности «тексту из альтистории», — книга даже снабжена библиографией публикаций фантаста А. Гитлера. Автором также сообщается, что роману в жанре «героической фэнтези», — творению несостоявшегося фюрера, — присуждена в альтернативных США награда «Хьюго».

Придание правдоподобия оказалось столь успешным, что роман был запрещён цензурой к изданию в Великобритании и ФРГ... Якобы за пропаганду нацизма. Да и на русском впервые опубликован оказался лишь в 1992-м.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Был бы отличным рассказом, но для романа плох. Идея становится понятной очень быстро, остаток читать уже не обязательно.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

роман парадоксальный и ускользающий от однозначных толкований, сравнимый с «Человеком в высоком замке» Дика, но стилистически более строгий.

Блестящая (и очень хорошо переведенная) книга; если все-таки взглянуть на нее с критериями SF — прародительница нового жанра, новейший образец которого — «Потерянные страницы» Ди Филиппо ( названия жанру придумать не возьмусь).

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что читал роман в далекой юности, когда не особо обращаешь внимание на всякие предисловия и комментарии, ведь хочется поскорее читать Фантастику. Поэтому, может быть в силу невнимательности, м.б. в силу такого составления книг (первым там был «Специалист по джунглям»), посчитал книгу сборником разных авторов, объединенных общей тематикой. А как было не поверить, если во вступлении приводилась даже библиография Адольфа Гитлера. После прочтения подумал: надо же, какие похожие люди, разделяющие одну идею, но какие разные судьбы.

Оценку пока ставить не буду, потому что теперь нужно перечитать заново. Но роман однозначно не проходной.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Малоинтересный роман, написанный якобы Гитлером, содержит немного закамуфлированную историю реального прихода Гитлера к власти в Германии. Здесь и штурмовки, и СС и борьба за генетическую чистоту и многое другое. Не дочитал.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Проходной роман без всяких литературных достоинств. Автор вылез только за счёт взятой темы. Не поленился же достать школьный учебник истории с высокой третьей полки и переписать оттуда историю Второй мировой войны один в один. Только названия поменял. СССР у него стал Зиндом, Австрия — Боргравией, Германия — Хелдоном и пр.

Наверно, отсюда и пошел принцип современной эстрады: «Не умеешь петь — верти попой». Не умеешь писать — устрой скандал. Это тоже популярность.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх