FantLab ru

Лэйни Тейлор «Дочь дыма и костей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.15
Оценок:
56
Моя оценка:
-

подробнее

Дочь дыма и костей

Daughter of Smoke and Bone

Роман, год; цикл «Дочь дыма и костей»

Аннотация:

По всему миру ангелы сходят с небес и, прикладывая огненную ладонь свою, оставляют символ на дверях… В пыльной темноте старой лавочки ужасное создание собирает ингредиенты для черных ритуалов темной магии. А по запутанным переулкам Праги Кэроу — студентка-художница, спешит на занятия. Она рисует в альбоме чудовищ — и все думают, что они лишь плод ее воображения. Она говорит на многих языках — но не все из них человеческие. У нее ярко-голубые волосы — но это не результат модной краски. Кэроу постоянно исчезает по таинственным «поручениям».

Кто же она? И какая роль ей предстоит в грядущей войне между Светом и Тьмой? Наиболее выдающаяся книга для молодежной аудитории 2011 года по версии New York Times.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2011 // Премия Андре Нортон


Дочь дыма и костей
2013 г.
Дочь дыма и костей
2019 г.
Дочь дыма и костей
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Daughter of Smoke and Bone
2011 г.
(английский)
Daughter of Smoke and Bone
2011 г.
(английский)
Dcéra dymu a kostí
2011 г.
(словацкий)
Daughter of Smoke and Bone
2012 г.
(немецкий)
Fille des chimères
2012 г.
(французский)
Dcera kostí a dýmu
2012 г.
(чешский)
La chimera di Praga
2012 г.
(итальянский)
Daughter of Smoke and Bone
2012 г.
(английский)
Daughter of Smoke & Bone
2012 г.
(индонезийский)
Ćerka magije
2013 г.
(сербский)
Hči dima in kosti
2013 г.
(словенский)
Duman ve Kemiğin Kızı
2013 г.
(турецкий)
Dromendochter
2013 г.
(голландский)
Daughter of Smoke and Bone
2013 г.
(английский)
A Quimera de Praga
2015 г.
(португальский)
La chimera di Praga
2016 г.
(итальянский)
Daughter of Smoke & Bone
2020 г.
(английский)
Daughter of Smoke & Bone
2020 г.
(английский)
Dromendochter
2021 г.
(голландский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическая основа из «Ромео и Джульетты». Геймановская атмосфера (чисто ассоциативно). Герои — типажи не слишком оригинальные, но благодаря деталям смотрятся весьма мило. Обязательные для жанра «чувства». Немного стандартных схем. Нестандартных тоже. И, наконец, образность. Автор хороший визуальщик, это чувствуется.

История рассказана интересно. Много запоминающихся деталей. А учитывая, что это дебютная книга, чувствуется потенциал автора.

Но всё это не отменяет одного факта — книга написана во вполне определенном жанре. А это акцент на любовных переживаниях, ангелы как фэнтезийная раса, удивительная красота почти всех значимых персонажей (и это при основной мысли о превосходстве качеств внутренних, а не внешних) и далее в том же духе. Это стоит учитывать.

В-общем, у истории хорошие задатки, а если автор выйдет за рамки жанра, может получиться очень и очень интересно. Пока же — всего лишь любопытно. Хотя и это не так уж мало, так как продолжение прочесть однозначно хочется.

И фишка с названием... К концу книги вдруг осознаешь, что это не просто метафора для привлечения внимания. Всё окажется на удивление буквально. Неожиданно и от этого приятно.

И ещё. Описания Праги. Их не очень много, но они красивы.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я скептически отношусь к жанру young-adult, и мне правда хотелось бы написать дальше, что «Дочь дыма и костей» изменила мое отношение к жанру в лучшую сторону, но, к сожалению, не получится.

В плюсы ей идет, несомненно, многообещающее начало — история о человеческой девушке, воспитанной чудовищами, не могла быть не интересной. И, конечно, сами чудовища-химеры — редкие гости на страницах фэнтези. В остальном же книга старательно вписывается в рамки жанра: главная героиня — еще одна «уникальная снежинка» с загадочным прошлым, ее любовный интерес, с которым они поначалу оказываются по разные стороны баррикад, щедро разбросанные намеки на «что-то большее», что, видимо, придется искать в продолжениях, но как-то не хочется. Даже главный двигатель сюжета — тайна происхождения Кэроу, — оказался предсказуемым. У автора был шанс сделать неожиданный сюжетный поворот, но... не получилось, хоть она и честно старалась.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то сейчас в книжном мире принято определять жанр yong adult у всех книг, где главному герою не исполнилось двадцати. А общая масса литературы этого жанра заставляет обходить ее стороной и скептически кривиться.

Так вот, это — не подростковая литература. Это просто удивительно хорошее фэнтези, попавшее не в свою нишу.

Удивительная атмосфера пражских улочек, где в старом еврейском квартале открывается дверь в мир химер: а где ей еще быть, скажите? По мне, так это самая та точка на карте, где могло бы все это случиться. На Карловом мосту кукла-балерина управляет своим кукловодом, а над всем этим: над художественной школой, над актерами в вампирских нарядах, над «Ядовитой кухней» и толпами туристов взлетают ангел с огненными крыльями и синеволосая девушка. Летят, ведомые надеждой и любовью.

Здесь можно узнать о мире, где живут серафимы с огненными крыльями и химеры. Там за волшебство платят болью, своей или чужой. Волшебство, хоть и с такой ценой, нужно миру, где идет бесконечная война. Война, которая центр и смысл существования, а кроме нее и нет ничего. Только надежда, которая почти как волшебство.

Если отойти от лирики, хотя меня книга и настроила на лирический лад, то это очень необычное и хорошее фэнтези с интересными, живыми героями, за которых я переживала и переживаю. Хорошая интрига, разгадать заранее, в чем же суть у меня не получилось и ни одного рояля из кустов не выползло. Главная героиня необычна ровно настолько, чтобы ею восхищаться, но черты мэрисью в ней не замечены.

Очень прям рекомендую читать, получила массу удовольствия несмотря на серьезную нелюбовь к розовым соплям, подростковой литературе и избранным необычным девочкам. Так что и вы попробуйте.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не читайте young adult, если вы взрослая тетенька.

Что-то ангелы, кажется, в тренде. Вместо вампиров, что отрадно. И вместо эльфов, что некритично. Все равно это такие же ангелы, как эльфы, такие же эльфы, как вампиры... Если честно, я запуталась в подростковых трилогиях — «Город костей», «Дочь дыма и костей», нефилимы, серафимы... оказалось, это разные книги.

В общем, так. Никакие авторские находки (есть), богатый визуальный ряд (присутствует) и кинематографичность (на месте) не спасут, если в основе сюжета — любовь с большой буквы. Такая... любвища. Как влюбится он в нее, так и все — был герой и нет героя, вместо него по сюжету бродит страшный зомби, весь в розовых соплях. Грубо, но правда.

Вот, собственно, и все. Жанровый классификатор не обманул.

Оценка: 4
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, товарищи, давно я не испытывал такого разочарования от книги. Не исключено, что вообще никогда. Но обо всем по прядку.

AСHTUNG!!! Далее следуют не то чтобы спойлеры, но довольно подробное раскрытие хода повествования.

Что мы любим в хорошем городском фентези? Разумеется, тайну! Тайная жизнь, скрытая от глаз толпы — что может быть интереснее?

А если тайна еще и мрачная и пугающая, то просто отлично. И с потаенным в «Дочери» полный порядок — тайну завезли первосортную.

Начинается роман просто великолепно. В современной Праге живет девушка-подросток со странным именем Кару. Она ходит в школу рисования, увлекается единоборствами, болтает с подружками по кофейням и переживает сложности пробуждения женственности. А еще дружит с группой чудовищ разной степени человекообразности. Главарь — некто Бримстоун — весьма таинственная и могущественная личность собирает огромную коллекцию зубов. Ага! Вот она, страшная тайна! — восклицает читатель. Наверняка зубы служат для какой-то труднопонимаемой, но, несомненно, мрачной цели! Зубы, это, конечно, не сердца младенцев, но тоже сгодятся. Автор подбадривает нас в этом убеждении, постепенно выдавая информацию. За зубы Бримстоун расплачивается камнями желаний, причем чем ценнее зубы, тем более сильный камень полагается добытчику.

Кару, даром что малолетка, получает ответственные и опасные поручения и награждается желаниями. Серьезная работа помогает ей взрослеть быстрее сверстников и под мудрым руководством Бримстоуна она уверенно превращается в очаровательную маленькую бойцовую тварь вроде Цири из «Ведьмака».

При этом автор умело нагнетает градус тайны и будоражит воображение читателя яркими образами. За одного только ученого, груз знаний которого давит на его плечи в буквальном смысле слова, я бы немедленно выдал автору пару каких-нибудь престижных премий.

Но вдруг жизнь героев нарушается самым бесцеремонным образом! Внезапно с небес спускаются ангелы и начинают пугать местное население огненными крыльями и беспардонными нарушениями общественного порядка! Воины света немало не смущаясь метят двери, ведущие в жилище Бримстоуна, горящими отпечатками ладоней. Таких дверей много, они разбросаны по всему миру, поэтому ангелы работают сверхурочно, чтобы побыстрее пометить все. Особенно усердствует специально обученный рубить врагов сразу двумя шашками серафим Акива. Ясен перец, когда пометят все двери, случится что-то из ряда вон.

Тут надо сказать, что серафимы удались на славу! От такой гремящей и неостановимой поступи Света и Правосудия утрут геномодифицированный пот даже космодесантники из Warhammer 40000. Ни любви, ни тоски, ни жалости! No mercy, no retreat, no remorse! Отдельный приз за огненные крылья, рассыпающие искры. Очень, очень качественные ангелы, сегодня таких днем с огнем не отыскать.

Кару понимает, что друзья в опасности и всеми силами пытается им помочь. Но тут мудрый Бримстоун внезапно начинает адски тупить и вместо того, чтобы спокойно объяснить воспитаннице что к чему, устраивает истерики. В этой связи Кару вынуждена начать самостоятельное расследование. Оно, впрочем, не длится долго и заканчивается боестолкновением с ангелом лицом к лицу! Как и полагается настоящей героине Кару бесстрашно вступает в бой и, несмотря на несоответствие весовых категорий и явное преимущество противника в технике, сводит бой к ничьей!

Но вдруг внезапный удар! Двери, до того безотказно ведшие к убежищу Бримстоуна перестают работать! Отныне Кару приходится рассчитывать только на себя.

Все это автор описывает очень живо, красочно и динамично, страницы глотаются одна за одной и пол-книги пролетает совершенно незаметно.

И вдруг... Я даже не знаю, какими словами все это описать. Яркое, спортивное и злое повествование обрывается, как будто автора подменили. Ангел Акива внезапно влюбляется в Кару под воздействием каких-то своих воспоминаний и резко, в мгновение ока превращается из карающей десницы Света в какого-то рефлексирующего соплежуя. Кару, не желая выпадать из общей картины, тоже немедленно становится обычной тупой школьницей пубертатного возраста. И дальше на протяжении всей оставшейся половины книги идет ужасное, чудовищное, совершенно нечитабельное размазывание соплей. «Ах, я сделал тебе больно, как я мог???!!!» «Ах, я хотела тебя убить, как же я смогу простить себя за это???!!!».

Все это имеет эффект фрустрации, сопоставимый по силе с ведром холодной воды, внезапно вылитым в постель во время самозабвенного акта любви. В сознании возникает только один вопрос «Какого *****????»

В какой-то момент я даже забросил книгу, будучи не в силах далее разгребать тонны и тонны льющихся со страниц слюней и соплей. Но надежда (в данном случае на возвращение повествования в нормальное русло) умирает последней. Призвав на помощь железную волю паладина, я продолжил чтение.

Увы, надежда таки умерла. До самого конца романа сопли с сахаром текут рекой, перемежаясь с флешбеками Акивы и историей прошлой ипостаси Кару, также под завязку забитыми розовыми кружевами.

Манера письма автора тоже меняется до неузнаваемости. Бримстоун из мрачного чернокнижника, готового на все ради сохранения своих тайн, превращается в какого-то доброго дядюшку. Ангелы из прекрасных и грозных воинов света схлопываются до одномерных опереточных злодеев. Разумеется, в романе фигурирует такой попсовый типаж как «недостойный красавчик», причем их даже два. Оба образа доведены до такой крайности, что Гастон из диснеевского мультфильма «Красавица и чудовище» на их фоне выглядит глубоким, как герой Достоевского. Не обошлось и без «подружки-завистницы-которая-во-всем-виновата».

Концовка у романа открытая, что как бы оставляет задел на следующую часть, но скорее создается впечатление, что автор просто сама устала от любовных метаний и не знала, чем же закончить книгу. Вторую часть я не читал — моему истерзанному разуму требуется длительный отдых.

Вот такой роман-разочарование. Оценку ему поставить совершенно невозможно, потому что это не одна книга, а две. Завязка прекрасного городского фентези (на 9 минимум), но, увы, без финала. И отвратительное продолжение картонной мелодрамы без начала (2, не более).

P.S., он же минутка объективности. Я ничего не имею против какого-либо жанра как такового. И жанр мелодрамы имеет полное право на существование. Скажу даже больше: тема ангела и демонессы-химеры, влюбившихся друг в друга на поле боя сама по себе как задумка даже очень хороша. Эдакая ярость битвы, легко переходящая в ярость страсти. Но эта книга представляет собой очень плохую мелодраму. Основной акцент в ней проставлен не на развитии отношений героев, а на их описании. Шарм мелодрамы заключается в умении автора глубоко понимать причину зарождения симпатии между мужчиной и женщиной, прослеживать как она развивается и, возможно, угасает или, напротив, расцветает. А здесь — одно любование друг другом, напоминающее восторги ребенка, страдающего синдромом Дауна, при виде красивого цветка. Хотите почитать хороший любовный роман — возьмите «Анну Каренину».

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любовная история сверхъестественных существ в интерьере современной Праги.

Они враги, их народы сражаются не на жизнь, а на смерть, но они любят друг друга и готовы отдать жизнь, чтобы быть вместе.

История могла бы получиться потрясающая, но недостоверно написано это все. Магическая лавка, двери которой каждый раз открываются в новый город Земли — прекрасно. Вторая дверь этой лавки, которая ведет вообще не в наш мир — просто замечательно. Любовь ангела и химеры — кошмар

Неинтересно

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал.

Кто не читал — дальше спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В целом, — не плохо. Хотя, начало и основная часть понравились больше (пока не начались «флешбеки» и, собственно, не стала очевидна развязка). Ход с изменением восприятия классических персонажей мифологии (сделать «белое» немного темнее, а «черное» осветлить, исходя из чего все вокруг становится «серым»), естественно не нов и не может в 2013 году вызывать восторг у мало-мальски читающего фантастику человека, однако сие не выглядело и как безвкусная белиберда.

«Любовная линия». Вроде и ругать не за что… Ну, я оцениваю для себя так: «в силу того, что я сноб, — адекватное восприятие таких возвышенных материй для меня более… сложная задача, которую возможно осилит и оценит более адекватный читатель. Я не смог».

В целом: будем откровенны, — сюжет конечно не может похвастаться глубокими интригами (насчет «линии любви» — до последнего надеялся, что все же главная героиня на самом деле окажется каким-то менее прозаичным персонажем) или накалом страстей (даже в ходе битв было очевидно, что ничьей смертью они не закончатся). Все размеренно, степенно, с описаниями ландшафтов. Но, при всем при том, такого «алчущего кровушки» читателя, как Ваш покорный слуга... умиротворило, что ли.

И, да, — заморочки с «внешностью» как у ангелов, так и «химер» жутко ррраздражали.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Внезапно очень стоящее городское фэнтези, старательно притворяющееся умильным young adult'ом. На самом деле, книжка довольно далека от этого последнего, хотя на первый взгляд вроде и ангелы, и любовь до гроба, и героиня-подросток. Но это первое, обманчивое впечатление ломается очень быстро. Тейлор потрясающе точна в деталях — абсолютно всё, от описания реалий вымышленного мира до мотиваций героев, выглядит продуманным, завершённым логически и играющим на общее восприятие истории. Так, те же ангелы предстают перед нами не размыто-стереотипным клише, которое читатель встречал уже десятки раз, но вполне убедительной расой фантастических существ со своей историей, моралью, традициями. Поступки героев, хоть и основаны в первую очередь на эмоциях, всё же довольно внятно объяснены и в общем укладываются в мои представления о разумности. Причём чем больше мы узнаём о предшествующих событиях, тем яснее становятся мотивы героев. По крайней мере, Тейлор предприняла очень достойную попытку заменить чуть ли не центральное жанровое клише — «любовь до гроба и с первого взгляда» — чем-то более правдоподобным. Ну вот, я вкратце рассказал, почему этот роман не вполне YA, так что самое время перейти собственно к настоящим достоинствам книги, а точнее, к тому, на чём Тейлор выстроила сюжет за неимением скучных любовных многоугольников.

Во-первых, книга потрясающе визуальна. Очень многое здесь держится на броских, запоминающихся образах, которые шикарно воплощены в тексте. Ночная Прага, куклы-марионетки, химеры, город-в-клетке, горящие крылья Акивы, Тьяго в белоснежном плаще и маске из волчьей головы, выстроенная на боли система магии, набитая вырванными зубами каморка Бримстоуна, сам Бримстоун, чем-то неуловимо напоминающий дель торовских чудовищ из «Лабиринта Фавна», альбомы Кэроу. Очень помог бы роману набор иллюстраций, стилизованных, скажем, под рисунки героини. Но даже и так Тейлор хватает таланта оживить свои придумки и заставить нас, читателей, поверить в них.

Во-вторых, удивительно тщательно продуман сюжет. Все детальки абсолютно к месту, ничего лишнего, расстановка сил и предыстория очерчены замечательно чётко. И экскурсы в историю выдуманного Тейлор мира, хоть и довольно объёмистые, ничуть не отвлекают. Красиво до дрожи в коленях, а главное — необычайно важно для понимания основных событий. Видна осторожная попытка расставить фигуры по-взрослому, без чёрно-белого и простых истин, что не может не радовать.

В-третьих, очень славные второстепенные персонажи: Падший Ангел, Зузана, Бримстоун. Особенно последний, хочется верить, что в расход его пустили понарошку и нам ещё покажут. В конце концов, в мире Тейлор смерть не то чтобы конец всего. Ещё мне интересен Каз, но главным образом как некое испытание таланта автора. В принципе, сюжетную свою функцию этот персонаж отыграл, но, коль скоро у нас тут серьёзное, с претензией на глубину фэнтези, проходных персонажей быть не должно.

Есть, конечно, и не очень удачные, на мой взгляд, моменты. Вот, например, даже несмотря на явный и сознательный отход от упрощённо-экстремализированных эмоциональных схем есть в поведении почти всех ключевых героев некая болезненная фиксация на физической красоте. Что, кстати, очень странно, учитывая ещё и тот факт, что идея о красоте внутренней, душевной является чуть ли не сюжетообразующей. Как-то не вполне верится, что любовь к внешне идеальному божественно прекрасному существу продиктована сугубо рассудочными мотивами. Но это я, по большому счёту, придираюсь, в общем-то роман этот чертовски хорош и мною всячески рекомендуем — и любителям YA, и ценителям городского фэнтези, особенно с ощутимым налётом готической эстетики.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прага — один из самых колоритных городов мира, на улицах которого видели вампиров и голема, здесь в поисках философского камня творили самые знаменитые алхимики. Разве после всего этого может удивить местных жителей простая девушка с синими волосами, студентка художественного лицея Богемии? Пускай даже на ладонях у нее странные татуировки в форме глаз, а альбомы для рисования наполнены картинами страшных чудовищ, как будто созданных в качестве иллюстраций к «Острову доктора Моро». И кто знает существуют ли они на самом деле или это всего лишь плод разыгравшейся фантазии девушки?..

Лэйни Тейлор для этой книги взяла за основу сюжеты двух шедевров мировой литературы, а именно «Книгу джунглей» и «Ромео и Джульетта». Как и в творении Редьярда Киплинга читатель видит воспитание человеческого ребенка, если можно так выразиться, иной формой жизни, но если у Киплинга это были дикие животные, а, например, у Нила Геймана в «Истории с кладбищем», призраки, то здесь это ужасные чудовища, так называемые «химеры». Они далеко не добры, занимаются весьма злым «бизнесом», меняя зубы людей и различных животных на монеты желаний. Однако, для Кэроу, главной героини романа, они становятся добрыми и мудрыми наставниками, оберегающие ее и готовые на все ради ее безопасности, вплоть до измены своему народу и собственной смерти. Что же касается аналогий с великой трагедией Уильяма Шекспира, то в данном случае мы видим историю запретной любви мужчины и женщины из станов непримиримых врагов, которые, подобно семьям Монтекки и Капулетти, погрязли в вечном противостоянии.

«Дочь дыма и костей» условно можно разделить на три части. В первой части нас ждут знакомство с главной героиней и приключения в привычном нам мире, при этом автор выбрала в качестве места действия одни из самых загадочных городов нашей планеты — Прагу и Марракеш и я могу смело сказать, как человек неоднократно побывавший в этих местах, что Лэйни Тейлор удалось удивительно точно передать атмосферу и колорит столицы Чехии и одного из городов-жемчужин арабского мира. Во второй части произведения мы становимся свидетелями начала истории любви Кэроу и Акивы, отношения которых сыграют ключевую роль во всем цикле романов, и здесь, да простят меня дамы, по моему мнению кроется единственный недостаток книги — слишком уж изрядное количество «слез и соплей» добавила в повествование автор. И наконец третья часть, которая целиком состоит из воспоминаний главных героев, с их помощью мы узнаем о ином мире, месте обитания ангелов и химер, так называемом Эреце. И вновь я должен отдать должное автору за тщательную проработку этой реальности. Лэйни Тейлор не только снабдила нас живописными описаниями здешних мест, но и создала историю и мифологию этого мира.

В завершении я не могу не сказать следующее — по всей видимости эта книга пройдет незамеченной для массового читателя и причина тому рекламная политика отечественных издательств, которые предпочитают «раскручивать» совсем другие, порой абсолютно бездарные проекты.

Итог: история любви, по накалу страстей сравнимая с «Ромео и Джульеттой», после прочтения этой книги вампирская сага Стефани Майер покажется Вам не более, чем любовными мечтаниями девятиклассницы.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх