fantlab ru

Zотов «Москау»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
312
Моя оценка:
-

подробнее

Москау

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Что бы случилось, если бы войну выиграли немцы?

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 211

Активный словарный запас: невероятно высокий (3733 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Москау
2012 г.
Москау. Сказочник
2015 г.
Москау
2019 г.

Аудиокниги:

Москау
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Претенциозная, сумбурная, пасквильная гадость, изредка из которой проглядывают весьма талантливые наблюдашки и динамика.

Первое, что лезет через край — бравурное, лубочное увлечение Зотова всей этой нацистской эстетикой и попыткой приклеить её повсюду. Жан-Пьер Карасик — сын французского легионера СС и украинской девушки, бригадир музыкального вещания Клаус Майне, шнапс рекой, культ Рагнарёка, Анненербе, эксперименты, промзона Герингово и прочий поток словоблудия складывается в абсолютно карикатурный, дурацкий, неправдоподобный мир. Автор придумал ВЕЛИКОЛЕПНОЕ (нет) оправдание всему обрисованному бреду, которое выглядит лишь жалкой попыткой откупиться от читателя очередным сном умирающей собаки.

Второе, чем «Москау» например проигрывает тому же «Тиргартену» Зотова — здесь просто нет цельной истории. Паршиво встраиваемые разъяснения крутятся вокруг невнятного, дёрганого, истеричного нарратива ни об чём.

Здесь есть порой остроумные шутки, интересные отсылки к современности, но вообще оценка исключительно за любовь к эрудиции автора.

Как художка — это очень плохо.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один большой спойлер и моё недоумение-что это я прочитал только что???

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Странные какие-то предсмертные видения у немецкого солдата — вообразил мир вообще и Россию в частности через 70 лет в деталях после конца войны, в которой победили страны Оси. Даже интернет, аниме и ныне покойный сенатор Джон Маккейн ему привиделись. А почему ему не привиделось что будет через 200 или 500 лет? Почему конкретно ему привиделось начало 10-х годов 21 века? Причём по ходу сюжета не даётся никаких намёков, что это не настоящий мир, а чей-то бред. И всё это выплыло перед самым финалом книги. Сложилось ощущение, что у автора либо вообще изначально не было адекватной концовки, либо он просто испугался того, что написал (легкие ревизионистские намёки на отсутствие Холокоста и газовых камер, что вообще странно, так же более чем странным было обезличивание руководства Германии, выпил Гитлера и всей верхушки Рейха (и естественно снятие с них всей ответственности за происходящее) в то время, когда тот немецкий солдат должен был быть ещё живым.) и «правильно» скомкал концовку якобы смертельной агонией немецкого солдата. После прочтения осталось впечатление, что во всем виноват только солдат, а не преступная идеология.
.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то странно у меня с Zотовым дела складываются: от одной книги восторг, другую в окно хочется выкинуть от досады. И вот «Москау» как раз очень хотелось выбросить. Обозначу три проблемы:

1. История просто разодрана на мелкие части, тут аж 35 глав! Содержание книги — самая большая глава )))) Просто не успеваешь проникнуться последовательным действием, а оно тут же переключается на что-то менее неинтересное, постороннее, с какими-то левыми ноунеймами, которые исчезают без следа на следующей странице. Слишком много автор хотел рассказать общего, ну прямо перло его от этого мира победившего фашизма, а не от истории героя.

2. Ну и мир получился так себе. Идея не оригинальна, а подача скучна. Просто взять и поменять все названия на немецкие. Вместо президента кайзер, вместо милиция отряды SS... ну банально же! Ничего нового, ничего интересного. А этих описаний тут просто море, 5 слов про героя и 10 для описаний каких-либо других вещей.

3. Главный герой... у меня так его образ и не сложился. Какая-то плоская деревянная кукла, которая делает все по привычке. Ноль эмоций, ноль переживаний... Короче, вообще не зашел. Описания мира было читать и то интереснее при всей их вторичности.

Ну а дочитав, я был уже полостью разочарован. Блин! 2012 год, а кто-то еще писал про

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ударился головой и кома...
Что хотели-то сказать всем этим? Убивать плохо? Война плохо? Фашисты плохо?

Оценка: 4
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда с удовольствием читал и читаю Зотова. Книги его я считал пусть и остросоциальным и злободневным, пусть познавательным и с претензией на идею, но,прежде всего, развлекательным чтивом. Так было. Роман «Москау» этот стереотип разрушил. Книга очень серьёзна и глубока, и ею, моё субъективное мнение, автор выходит на принципиально новый уровень.

Теперь подробнее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ГГ романа является немецкий офицер Эрих Таннебаум. Этот человек совершил много зверств и преступлений: карательные акции, издевательство над пленными, сожжённые заживо люди, в том числе дети- вот далеко не полный список его деяний. При этом надо понимать, что он не маньяк, не социопат, лишённый совести, не садист. Это обыкновенный человек с обыкновенными чувства ми, во всяком случае, раньше был таким. Подтверждение этому можно найти на страницах книги. Например, он не может забыть убитой им маленькой девочки и пытается утопить страшное воспоминание в алкоголе, но у него не получается. Нельзя так же сказать, что « он не ведал, что творил». Он сам говорит:« Я знаю, что делаю, но не могу ослушаться приказа». Почему так? Конечно присяга, субординация, необходимость исполнять приказы играют важную роль, но так же важным является то, что он «идейный», т.е. верит в идею национал-социализма и ради «великой» цели торжества этой идеи готов принести в жертву многое, в т. ч. жизни других людей.

Под Сталинградом ГГ получает пулю в голову и, смертельно раненый , лежа в госпитале, видит сон, где сбываются его мечты. В своём сознании он создаёт мир победившего национал-социализма, собственно мир романа « Москау».

Каков же он, мир романа? Внешне дисциплинированое, могущественное государство на деле оказывается сгнившим изнутри. Зомбированные телевидением, не умеющие думать и самостоятельно принимать решения низы, корумпированные и развращенные властью верхи, убогое, задушенное цензурой искусство. Тут применяли для описания состояния этого общества слово «агония». ИМХО, вполне подходит.

В романе есть ещё один очень значимый персонаж- Смерть, пришедшая за главным героем и принявшая облик самой запомнившейся его жертвы. И последние главы,где расставляются все точки над «и»,великолепны не только неожиданной развязкой, но и идейной наполненостью. Смерть даёт ГГ зеркало. Сильная метафора. Не столько о внешности идёт речь, сколько о возможности взглянуть на свою жизнь и поступки со стороны. Пожив в своём «раю», увидев « светлое будущее» ГГ вполне осознал и ничтожность своих целей, и подлинное «величие» идеи. И остались только мёртвые, которых он лишил жизни, только гнусности, которые он творил.

«Мне давно пора сгореть в аду»- говорит Эрих, и ад для него уже наступил, ад это осознание того, что то, что он увидел в «зеркале» это он сам. Прощенья ГГ нет и сам себя он простить не сможет.

Когда прочитал книгу, задумался. А только в фашизме ли дело? Что заставляет нормальных изначально людей терять всё человеческое и совершать страшные поступки? И не станут ли современные люди совершать то же, что творили немецкие солдаты в ту страшную войну, только под другими знамёнами, с другими лозунгами и во имя других идей?

З.Ы. Простите за длинный спойлер. Просто не хотел портить впечатление не читавшим книгу.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зотов умеет писать захватывающе. Альтернативная история мира, в котором агонизирует выдуманный победивший Рейх — интересна и достаточно убедительно прописана. Есть и юмор, причем не только черный — описания тщетных попыток привить русским самурайскую эстетику бесподобны. Что выгодно отличает роман от многих других альтернатив — нет и грамма сочувствия к нацизму, вся его чудовищность выставлена беспощадно. Многие буквоедские придирки убираются неожиданным финалом. Сильная книга, прочесть стоит. Наверно, буду и перечитывать — но не сразу.

Зотова однозначно буду читать еще.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вход в метро с готической литерой,

Как мне нравится всё московское!

Я стою на площади Гитлера,

(Это – бывшая Маяковская) (С)

Уже с первых глав романа вспомнились эти страшноватые стихи неизвестного автора, обошедшие сеть пару лет назад.

Зотов, взяв идею альтернативной антиутопии Филиппа Дика, безжалостно смёл с ней налёт неспешной философии, изобразил по-другому.

Как мне сначало показалось, автор построил не слишком ладно скроенный сюжет. Допустил не мало логических ошибок, и сначала роман, воспринятый благосклонно, не вызвал у меня особого восторга. Так, тянул на твёрдую «семёрку». Этому немало поспособствовал и привычный по «Апокалипсису» зотовский стёб которым автор смелыми аляповатыми мазками рисует героев и события. Здесь, на фоне нарисованной Зотовым картины, этот стёб звучал не забавно, но страшно.

Однако, в последних главах романа Зотов перечёркивает всё моё представление о романе, показывет глубину, многоплановость, драматизм, жестокую и банальную, но сильную мораль.

Желающие легко увидят в строках романа и сатиру. Уж больно знакомо накладывается идея «телефюрера» на знакомую нам реальность.

Итак, к концу, автор полностью реабилитировался в моих глазах, завершив сильным финалом, свою пугающее, но увлекательное произведение.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не считаю этот роман шедевром, так как знаком со многими произведениями от куда автор заимствовал идеи.

Идею альтернативной истории где Третий Рейх выиграл войну я встречал у Филипа Дика в его книге «Человек в высоком замке» (1962). Zотов использует этот мир, что бы показать пороки, недостатки, глупость и прочее нашего с вами общества, но как бы не у нас. Идея что обществу для того чтобы его легче контролировать нужен постоянно враг гениально описывается в самой знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» (1949), которую стоило бы прочитать каждому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К этому претензий нет, но в конце Zотов использует идею Яна Вайсса из романа «Дом в тысячу этажей» (1929) (где все события оказались бредом больного тифом) и тут все положительные эмоции от книги канули в лету, из-за этого сюжетного хода сразу появилось куча допущений и ляпов. Если у Вайсса все события происходили от лица бредившего, то что бы там не происходило объясняется, то тут мы наблюдаем размышления персонажей бреда причем некоторых наш герой даже не видит лично хотя бы и в бреду.

Понятно еще когда автор использует выдуманный мир для сатиры над нашим обществом, он уже как бы с улыбкой может сказать: «А я писал про Третий Рейх, не про нас.» Зачем ему еще дополнительная стена отстранения от написанного им?

Ты вроде читаешь про известных людей из нашего мира, но что их ждало в этой ситуации, кто-то был завуалирован как Виктор Пилюлин (совсем не Пелевин), но все это спадает на нет когда тебе пытаются сказать, что это был бред раненого еще в не закончившейся войне, но уже знающего, что СССР войдет в Берлин, а Гитлер застрелится.

Если бы автор не переборщил с этими ограждениями своего детища от современных реалий, то роман вполне можно было назвать добротным и рекомендовать к прочтению незнакомыми с классическими антиутопиями и не желающим их читать.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать обязательно! Хотя бы из-за того, что я, слушая в аудиоварианте, едва не вляпался во время снегопада на трассе в ДТП с участием двух тяжелогруженых фур, одного «мерседеса» и машины ДПС... увлекшись прослушиванием, я пропустил знаки внимания инспектора и еле увернулся от уныло мигающих «аварийкой» перечисленных транспортных средств. Инспектор, в то время то была еще милиция, уселся в салон, внимательно выслушал меня («Книжка интересная, командир»...), потребовал дыхнуть (тогда еще не было нулевого промиле... или уже было...) и начал выписывать мне протокол на приличную сумму. Затем, видя мое безмятежное состояние (ну а что делать-то, сам нашкодил, плати...), попросил включить то, что я слушал. Минут десять мы сидели, внимая динамикам. Потом инспектор вышел, принес флешку и попросил откопировать. Хорошо, что со мной был бук... На мой вопрос насчет штрафа капитан милиции сделал жезлом и я уехал.

P.S. Я уже писал про внутреннюю печаль автора. Читая «Москау», я вспоминал Ремарка.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, уникальный случай. В первый раз в моей читательской карьере я встречаю книгу, в которой концовка в стиле «и тут герой проснулся» является единственно правильной и делает из абсурдно-комичной книги серьёзную. Я, ей-богу, до самого конца хотел поставить что-то такое низкое, списать всё на то, что это ранняя книга Зотова, напечатаная только сейчас, ну, как же мне надоели эти лекции, эти подробности, этот стёб (хотя российская действительность представлена просто блестяще — да, у нас такая жопа тут и есть) — и вдруг герой просыпается. И хочешь уже обругать автора, но как-то не поднимается язык. Так и надо, думаешь ты. Так и должно быть. Это сон, мой мальчик, страшный сон. Это просто пуля в твоей голове звенит соль-диезом.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще все романы Zотова для меня вышли из произведений Пратчетта ,наверно потому что я ленивый и не стал искать в памяти дальше. Хотя прямых совпадений в книгах Zотова много , особенно с «Благими знамениями» написанных вместе с Гейманом. Просто Zотов приблизился к нам по времени и стереотипам общества ,доведя все это до почти полного сюра.

Есть все ,и глубокие мысли, и откровенный стеб. Поэтому я читаю его произведения с удовольствием ,не вдаваясь в слишком глубокие придирки к деталям и поиск откровений. Поэтому я не считаю что это книга о »возможной победе немцев» Нет ,это не альтернативная история ,это современное общество с наложенной калькой других названий. Как ,впрочем и в других его произведениях (смертьфон,кровькола) Поэтому я воспринимаю его произведения с точки зрения выявления глупостей путем доведения их до абсурда простой заменой названий для лучшей «доходимости» Тут же царит та же самая наша жопа только с арийским акцентом. Чего стоят те же »Хайлюшки» в виде приветствия.

Если бы автор написал все прямым текстом взяв какого ни будь менеджера или гастарбайтера,то вышло бы что то остросоциальное и с ним полгода носились бы ,давая какую то премию и вопя «как страшно жить и как тонко подмечено». И действительно было бы совсем не хорошо. Был бы ор «очерняет»,приставали бы к автору «ты ,бля .за кого??»? и т.д. А так: кто захочет-поймет, кто не захочет-улыбнется, кто уже в курсе -выберет реакцию сам. Ну а кто не сможет понять тот как всегда ченть поорет.

Я доволен.Это серьезная книга и неплохо было бы чтобы некоторые люди,взяв «по приколу почитать» задумались о своих словах«ездили сейчас на мерсах все и пиво баварское пили»

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сумасшедшая альтернативка с наплевательским отношением ко всем причинно-следственным связям истории, политики и экономики. Не может быть таких центробежных политических сил и явлений. Не может современная (ну, конца XX века) война идти двадцать лет. Не может… в общем, много чего Zотов наворотил.

Но. Это же фантастика! Так что, прощаем. Как прощаем и карикатурный до сюрреалистичности мир, впрочем, безусловно интересный; как прощаем и совершенно неоригинальную провокационность, впрочем еще не приевшуюся; как прощаем и временами аляповатую сатиру на современные реалии, в силу ее «фирменности».

Но вот что касается собственно литературных достоинств, то их, увы, крайне мало. Неплох фирменный же стебно-философичный стиль. Хороши куски-вставки из учебников, знакомящих с историей и абсурдной идеологией мира. Более-менее приличны второстепенные персонажи. Все. Учитывая полностью проваленный финиш, самая слабая на сегодня книга Zотова.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне — посредственная книжонка, спекулирующая на старательно гонимой (и оттого особенно интересной) теме победы немцев в Нацистско-Советской войне 1941-1945 гг. Но почему-то никто из сочинителей не может притормозить свой взбудораженный мозг и перестать громоздить турусы на колесах: дескать, и через 50 лет после войны в Европе будет править мрачная диктатура, давящая любые ростки сопротивления и занимающаяся геноцидом чисто из любви к искусству, а рядовые граждане в мундирах будут переходить улицы строевым шагом.

Единственное более-менее реалистичное отображение «футуроРейха» попалось мне лишь у Лазарчука в ВСДО — разваливающаяся депрессивная империя с уровнем политических и экономических свобод соответствующим примерно нынешнему путинскому режиму. И то, потому что Лазарчук писал свой Рейх с перестроечного СССР.

Конечно же, рассуждая о реалистичном прогнозе для оккупированной немцами России, нужно просто игнорировать «чудом спасшиеся и вновь обретенные» «документы» типа «плана Ост» и прочей пропагандистской ерунды. Если что, то еврейские умники в СССР и США в 1941-1942 тоже писали сценарии в стиле «после победы мы уничтожим самое немецкое государство, а всех немцев-мужчин стерилизуем». Но реальная оккупация Германии союзниками была сравнительно мягкой, в 1949 году произошло возрождение немецкой государственности. Ибо пропагандистские вопли — воплями, а прагматизм — прагматизмом. В 1950-х немцам было разрешено иметь армию, а в 60-х ФРГ стала экономическим лидером Европы. Такой же сценарий можно экстраполировать и на послевоенную Россию.

А учитывая масштабы Германии и России, то более уместно сравнение коммунистических СССР и Китая, который быстро вышел из советской сферы влияния и сам заявил о себе как о лидере социалистического лагеря, проводя враждебную по отношению к Москве политику.

Так что ни о каком убедительном прогнозе говорить не стоит, Зотову он не удался. Много ни на чем не основанных допущений, много откровенной глупости. Неинтересные герои. Посредственный сюжет. Нет радости в чтении этой книги для меня.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, самым точным словом, описывающем данную книгу, будет «провокация»: начиная с обложки (как уже многократно было сказано), и заканчивая описаниями на многочисленных форумах, сайтах, и просто в аннотации. Любого русского человека откровенно возмутит поверхностное оценивание сюжета книги — как же, наши деды воевали, потом и кровью вырывая из фашистских рук нашу Родину, а какой то неизвестный писатель возьми, да и представь победу войск захватчика. Этим обусловлено нежелание многих даже брать эту книжку в руки. Честно говоря, я достаточно долго пыталась заставить себя взять ее в руки, но однажды все-таки любопытство победило. И не зря...

Товарищ Зотов,как никто,наверное, умеет высмеять пороки общества, порой жестоко, цинично, с матом (вспомнить,хотя бы, «Республику Ночь», с пригламуренной вампирской Москвой). Пусть Германия и победила в войне, навязала свою жизнь, порядки, законы, но что может выбить из русских людей пресловутый «русский дух»? Подчеркнутая нелепость военных званий для вполне себе мирных профессий (от булочника до гинеколога), ярковыраженная идеологическая направленность — все это приводит читателя к мысли, что необходимо прикладывать титанические усилия, чтобы сломить тот самый «русский дух», банальное русское раздолбайство и надежду на «авось». Не приживется немецкая педантичность и аккуратность в русском обществе, ни за что в жизни. С этим немцы крупно просчитались. Да и немцы ли? Япония крепко держит в своих лапках бразды правления миром. Пусть автор и поменял названия стран, но что изменилось? Альтернативная реальность при ближайшем рассмотрении оказывается не такой уж и альтернативной, к сожалению.

У автора уже вошло в традицию гипертрофировать некоторые черты нашего общества — как часто мы задумываемся о том, что мы видим по ТВ, что нам хотят его посредством донести. Регламент на обязательный просмотр ТВ по несколько часов в день — не это ли отсылка на большое, к сожаление уже, количество населения, которое загипнотизировано «голубым экраном», веря всему, что доносится из его глубин? Да, автор, ты тысячу раз прав — сейчас, чтобы завоевать наш народ, достаточно плотно оккупировать ТВ.

10

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, в библиографии каждого автора, который в своем творчестве делал ставку на юмор, стеб, сарказм и провокации, надо ждать, когда выйдет книга, написанном в другом ключе. Она станет более спокойной по темпу повествования, вызовет у читателя удивление своей строгостью и минимализмом, лаконично поведает свою историю. Но концовка станет потрясающим финалом, раскалывающим сложившееся впечатление от книги обратно на отдельные образы и идеи. Тем сильнее проявится эффект неожиданности, тем глубже контраст восприятия.

Назвать сильно оригинальной идею романа язык не повернется, но специфика подачи способна удивить. Батальные сцены и технические описания, казалось, наиболее уместные в таком сюжете, уступают место городским приключениям весьма малого количества персонажей. Здесь и представитель спецслужб, наделенный сверхспособностями, и священник древней религии, получившей второе дыхание, и таинственная девушка, привлекшая пристальное внимание своим поведением в самом начале истории. Очень рано по повествованию перед читателем предстает дилемма: или новый мир победившего зла способен порождать таких людей уникального типа, или кто-то из героев — чужой для этого мира и его обитателей. Но времени на размышления не остается, история переходит в почти конспирологический детектив, разбавленный геополитическими экскурсами и пародийными вставками. Последним, наверное, не могло не найтись места в «Москау».

Мир, в котором Советский Союз проиграл Германии, Zотов продемонстрировал в варианте «light», сохранив многое, что можно было бы разрушить. С педантичной точностью расписаны основные этапы развития планеты на 60 лет вперед после 1945 года и административное устройство на каждом материке. В сущности, это первая книга, где мир сюжетной истории представлен целиком и полностью, ведь описания вселенных «Республики Ночь», « Ад и Рай», «Печати Луны» ( а ведь тоже альтернативная история) изобиловали белыми пятнами в жертву диалогам. Зато сохраненные декорации позволили провести множество параллелей и весьма жестко пройтись по политике, литературе, религии и кино, в этом аспекте фирменные приемы авторы никуда не делись, как, впрочем, и содержательные диалоги. Больше всего уколов в книге получили технологии телевидения, но это оправдано сюжетом, ведь роль СМИ оказалась в данном произведении чуть ли на главной. На фоне подобного мироустройства было несложно представить читателю общество, где не помнят историю и забывают ее уроки. Горечь и пессимистические настроения проходят через практически каждую главу романа.

В романе события развиваются стремительно, чему способствовала обширная география перемещения персонажей и, на удивление, не мешали их монологи и продолжительные дискуссии. Дополнительную быстротечность и динамизм добавляет произведению литературный прием, при котором почти каждый сюжетный ход незадолго до завершения подвергается воздействию извне. Именно так была разорвана очень трогательная романтическая линия, ставшая очередной маленькой трагедией в большой игре мистики и разума «Москау».

По итогу, экспериментальная вначале задумка, с аккуратным применением фантастических допущений позволила выстроить мрачное по настроению и эффектное произведение, с детективной линией и элементами боевика. Интересный мир, в чем то похожий на наш, с полностью прописанной хронологией. Судьбы главных персонажей завершились по-разному, личность главной героини так и осталась загадкой, но литературная коллекция альтернативной истории пополнилась действительно интересным экспонатом, актуальность которого сохранится еще очень и очень долго.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Zотова «Москау» с первого взгляда вызывает любопытство. Провокационная обложка просто заставляет заглянуть внутрь и проверить, справедливо ли рекламе данного романа закрыли путь в метрополитен.

«Москау» действительно затрагивает тему альтернативной реальности, в которой Третий Рейх одержал победу над СССР в Великой Отечественной войне, причем в рекордные сроки, а затем расправился и с остальным миром. Но дни былой славы Великогермании прошли, и, пережив очередную войну, она доживает последние дни в иллюзии роскоши. Только заядлый оптимист назовет Великогерманию мало-мальски могущественным государством — на деле миром правит Ниппон Коку, держа его в экономической оккупации. На этом краткий экскурс в мир «Москау» можно, пожалуй, закончить.

Мир, кстати говоря, получился довольно любопытным. Он интересен, он притягивает внимание читателя: где-то мир почти неотличим от нашего, а где-то изменился до неузнаваемости. Но иногда и он провисает, пропуская мимолетные, но ощутимые ляпы. Отдельным плюсом можно выделить ситуации, мастерски доведенные до абсурда, когда читатель максимально далеко уходит от действительности, но все же не теряет с ней связи. Но отдельным минусом можно засчитать то, что во многих случаях Zотов просто поменял названия давно знакомых нам вещей. Хотя ведь мог всего парой предложений, как он умеет, добавить интересных деталей, и мир стал бы восприниматься чуть по-другому.

К сожалению, книга не захватывает с первой же страницы, чтобы дойти до первых интригующих эпизодов, нужно сделать небольшое усилие над собой. Но до максимальных кондиций «Москау» все равно раскачивается очень долго — примерно половину книги. Этому способствуют блеклые персонажи и слабоватый сюжет.

И вот — середина книги, переломный момент. Кажется, «Москау» все полз в гору, и наконец достигнув вершины, начинает знаменательный спуск. Персонажи набирают в колорите, сюжет обрастает любопытными поворотами. Финал, как и обещалось, бесподобен — не весь, конечно, но все равно цепляет сильно и заставляет анализировать текст. Концовка неожиданная отчасти и оттого, что Zотов без явных переходов тасует героев, переводя каждого в ранг «главного героя» на некоторое время. То ли задумка такая, то ли мастерства Zотову не хватило — непонятно.

Ну, а «межстрочная» составляющая романа действительно делает его крепким, умным произведением. Тонкая ирония автора (изредка сменяющаяся грубым стебом, иногда даже мерзким, а не смешным) переходит в серьезные размышления об устройстве общества и власти, о том, что стоит выше — человек или государство?

Подводя итог, можно сказать, что ярым моралистам придется вчитываться, чтобы понять — роман антифашистский во всех своих проявлениях. Огрехов много, порой даже зашкаливает, но за качественную идейную составляющую и великолепный финал это можно простить. Роман отличный, а любителям сюжетного «кульбита» в финале и вовсе настоятельно рекомендуется к прочтению.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх