FantLab ru

Джек Финней «Похитители плоти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Голосов:
189
Моя оценка:
-

подробнее

Похитители плоти

The Body Snatchers

Другие названия: The Invasion of the Body Snatchers; Похитители тел

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Эта история началась 13 августа 1953 года в небольшом калифорнийском городке Санта-Мира. На приём к врачу Майлзу Беннеллу пришла Бекки Дрисколл в каком-то странном психическом расстройстве. Она утверждала, что её дядя Айра – вовсе не её дядя, а какой-то самозванец, хотя и выглядит он, и говорит совершенно как дядя Айра. А вскоре странная мания стала распространяться и заражать других жителей городка.

© Ank
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые — в журнале «Collier's», ноябрь-декабрь 1954 г.

Книжное издание — 1955 г.

Существуют две редакции романа, 1955 и 1976 годов. Переводы на русский язык делались с обеих редакций.


Входит в:

— антологию «Stories That Scared Even Me», 1967 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Номинации на премии:


номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2003 // Зарубежный роман (США)

Экранизации:

«Вторжение похитителей тел» / «Invasion of the Body Snatchers» 1956, США, реж: Дон Сигел

«Вторжение похитителей тел» / «Invasion of the Body Snatchers» 1978, США, реж: Филип Кауфман

«Похитители тел» / «Body Snatchers» 1993, США, реж: Абель Феррара

«Вторжение» / «The Invasion» 2007, США, Австралия, реж: Оливер Хиршбигель, Джеймс МакТиг



Похожие произведения:

 

 


Похитители плоти
1995 г.
Похитители тел
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Меж двух времен
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Body Snatchers
1955 г.
(английский)
Gli invasati
1977 г.
(итальянский)
Invasion of the Body Snatchers
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Финней получил известность благодаря произведению, которое в высшей степени нетипично для его творчества — хоррору про вторжение инопланетных паразитов. Роман этот написан в середине 1950-х и наделен как отчетливыми чертами тогдашнего палпфикшена, так и специфически финнеевскими особенностями. Визуализация образов, тщательнейшая проработка карты местности, акцент на мелкие житейские детали, придающие сюжетной картинке третье и четвертое измерения, не имеют себе равных в фантастике того времени.

Так и получилось, что написанное строго ради заработка и без особой надежды на успех произведение стало культовым и положило начало новому субжанру, который я для себя условно называю Big Bad Ass From Outer Space In A Small American City.

Примеры книжек такого толка вы и сами без труда вспомните. Активнее всех вспахивал эту делянку Стивен Кинг («Томминокеры» вообще походят на плохую копию работы Финнея через кальку, ранее использованную для Лавкрафта, в соотношении 9:1 по числу страниц), но его результаты, увы, не заслуживают специального анализа, к тому же роман Кинга не только писался в почти непрерывном подпитии, но и, в принципе, восходит скорее не к литературному, а к телесериальному первоисточнику («Куотермасс и колодец» от BBC 1958-59 гг.).

Большую ценность в культурно-историческом аспекте представляют «Мидвичские кукушата» Джона Уиндема, также обязанные известностью первоклассной экранизации Карпентером.

Есть одно такое произведение и в советской фантастике: это дилогия Мирера «Главный полдень/Дом скитальцев». (Причем, зная о переводческих заслугах Мирера, отрицать факт его знакомства с книгой Финнея нет никаких оснований.)

Справедливости ради хочу отметить, что и у самого Финнея были предшественники, сейчас, к сожалению, почти полностью сметенные Большим Взрывом литературы и исчезнувшие из памяти людской. Единственное исключение, пожалуй, составляет «Цвет из иных миров» Говарда Лавкрафта — это произведение до сих пор достаточно популярно и переиздается в составе ктулхообразных антологий. «Кукловодов» Хайнлайна, написанных тремя годами раньше, я склонен рассматривать отдельно.

Значение книги Финнея для англоязычного фантастического дискурса не исчерпывается приведенными примерами.

Так, скажем, в фильме «Факультет» с молодым Фродо Бэггинсом, который формально не считается экранизацией книги Финнея, однако в целом следует ее сюжетной канве, герои-подростки, убегая от захвативших школу чудовищ, всерьез обсуждают мысль позвонить Финнею (по их мнению, роман автобиографичен) и спросить его совета. Бедолаги, им и невдомек, что к моменту действия фильма Финней уже шесть лет как убыл в зону покрытия мобильного оператора с самыми высокими во Вселенной расценками на роуминг.

В «Ложной слепоте» Питера Уоттса Роберт Паглиньо несколько раз называет Сири Китона _Pod-man_, то есть, буквально, человеком из семенной коробочки — это прямая отсылка к роману Финнея, полностью утраченная при гуглопереводе: Кудрявцев перевел этот термин как «Подселенец» (да, я понимаю, что первые три буквы произносятся одинаково...) и обошелся без сноски (а она была бы тут гораздо полезней, чем, например, в случае разных mexican-hat arrays aka лапласианов гауссиана).

Кроме того, здесь Финнеем, насколько я могу судить, впервые использована идея о формировании в среде захваченных инопланетянами носителей коллективного разума. Впоследствии она также эксплуатировалась бессчетное число раз.

Единственный перевод романа на русский язык сделан в 1995 г. под маловразумительным названием «Похитители плоти» и с тех пор не переиздавался. К счастью, он довольно гладок, хотя и местами сокращен.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смотрел аж две экранизации этой книги, на мой взгляд обе они гораздо лучше литературного первоисточника. Книга какая-то неоднородная и скучноватая.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика как она есть, многократно экранизированная, растиражированная в литературе и видеоиграх. Но при всем уважении к автору, из 2020 года она представляется безнадежно устаревшей. Дело даже не в простой, если не сказать, примитивной фабуле – все-таки честная односложная история в обрамлении ярких картинок выглядит более честной, чем вымученная игра в постмодернизм с недосказанностью и обманом ожиданий. Проблема находится вне текстуального контекста.

«Похитители тел» были созданы в последние годы маккартизма, когда охота за «розовыми ведьмами» в США превратилась едва ли не в национальный вид спорта. Воплощенная в бескомпромиссном лозунге «лучше умереть, чем быть красным», это охота дурманила разум американского обывателя. Любое профсоюзное движение, любые безобидные собрания кружков «по интересам» или неосторожно высказанное сочувствие трудящимся всех стран однозначно истолковывалось как преступление против нации.

Самым рьяным борцам за индивидуалистские ценности демократического Запада нетрудно было подселить в голову мысль о том, что все уровни государственной власти уже захвачены «красными» осведомителями или кремлевскими агентами. Тут можно вспомнить, с какой легкостью знаменитый фантаст Филип Дик издевался над приставленным к его первой жене (члену трудового кружка) агентом ФБР, подкидывая тому мысль, что следит не он – следят за ним.

И для миллионов читающих американских граждан не было зверя страшнее волка в овечьей шкуре – затесавшегося среди соседей, коллег или близких носителя принципиально иной идеологии. Но обратите внимание: роман Финнея носит название Body Snatchers (Похитители ТЕЛ). Не проще ли заместить именно ТЕЛО человека, когда его разум давно уже вытеснен на второй план суеверным страхом и догматическим неприятием иного пути развития?

Можно воспользоваться принципом чужой одушевленности, то есть представить себя на месте рядового американца из 50-х. Вот тогда, читая этот роман, вы сумеет по-настоящему насладиться колючим первобытным ужасом: страшен не тот, кто выглядит по-дугому, а тот, кто мыслит иначе. Но без игры в «чужую одушевленность» роман не работает. События здесь развиваются неровно, будто Финней был увлечен самой идеей «чужие среди нас», а построением цельной композиции себя утруждать не стал. Повинуясь желанию автора, герой иногда совершает противоречащие логике поступки, а иногда зачем-то обнажает собственную похотливость. Хватает тут и странных околонаучных рассуждений, например, о массе света.

Вооруженная факелами «охотников на ведьм» капиталистическая этика, нанесла тяжелый удар другому общественному строю. Но одновременно с этим она и надела на нас неестественные маски, за которыми мы тщательно пытаемся скрыть настоящие мысли и переживания. А среди толп одинаковых «я» «чужим» укрыться так просто, что и бояться нет смысла.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этим романом открыл талант Финнея. Не только он знаменит путешествиями в прошлое. Сильный роман по гипотезе возникновения жизни. По идее автора — главное назначение любой биологической жизни или формы — это ВЫЖИТЬ в любых условиях — вот здесь и разгадка происхождения жизни вообще во Вселенной — обладая такой генетической программой, жизнь будет цепляться и приспосабливаться везде, даже на планетах с невозможными для нас условиями. А тут и противопоставить нечего -сама история происхождения и развития жизни на нашей планете это подтверждает. Но автор облёк свою идею в сюжет и очень логический. Пятидесятые годы 20-го века и !!... гипотеза заноса жизни на Землю спорами из космоса. В виде спор — мыслящие споры, очень безжалостные к чужим видам, которых надо вытеснить с планеты, т.е. к нам -людям. Но и расчетливые — оценив вероятность своих потерь при сопротивлении нашего вида, покидают Землю в поисках других планет. Выжить любой ценой!

И, конечно, литературный стиль автора — великолепен. Прекрасный роман для чтения, хотя и небольшой.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно приличный научно-фантастический роман. Космические пришельцы под видом растений пытаются захватить Землю, копируя тела людей.

Есть много параллелей с «Томминокерами» С . Кинга , его рассказом «Сорняк», только Д. Финноей написал свой роман лет на 30 раньше.

Книга интересная, динамичная, но не страшная, на жанр хоррора не тянет. Тут происходит довольно мирное, бескровное завоевание американского городка чужой жизнью, убийств и крови совсем нет.

Для своего времени, сильное произведение, но на мой вкус,из аналогичной литературы, мне больше понравилась повесть «Кто идёт?» Д. Кэмпбелла.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Экранизаций пока не видел, а текст понравился, и ничуть не скучно, читал по списку рекомендованных для прочтения произведений от Стивена Кинга, а его мнение в жанре считаю достаточно авторитетным.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Объекты в зеркале заднего вида

***

Джек Финней. Имя этого фантаста в России не возглавляет топы. В середине ХХ века блистали такие фантасты, как Дик, Кларк, Саймак. Среди таких титанов, на первый взгляд, затеряться очень легко. Тем более, что у Финнея не так много произведений. Но сейчас 2020, в России печатаются и Дик, и Кларк, и Саймак. Печатается и Финней. Его самая знаменитая работа – это камерный атмосферный роман «Меж двух времен», действительно сильный, интересный роман. Роман «Похитители тел», вышедший в серии «Вселенная Стивена Кинга» — тоже работа достойная. О чём и пойдёт разговор ниже.

«Похитители тел» — очень короткий роман. У Стивена Кинга есть примерно такого же объёма повести. С другой стороны, при таком малом объёме Финней очень грамотно распоряжается всеми возможностями. Книга повествует о маленьком американского городке Милл-Вэлли. Доктор Майлз тихо трудится на своем поприще, переживая развод. Однажды к нему обращается коллега с необычной просьбой. В результате этой просьбы Майлз и Бекки (коллега) становятся свидетелями крайне необычных событий. Как понятно из названия романа (есть еще намек в классификаторе на фантлабе) в сюжете присутствует инопланетяне.

Вопрос в том, насколько актуально сейчас читать подобные книги о контакте? Да, она в меру наивна. Да, она во многом проста и где-то даже примитивна. Рынок книг об инопланетянах широк – здесь есть такие гиганты, как «Анафем» или «Посольский город», есть сатиричная «Радость, словно нож у сердца» или сложнейшая «Ложная слепота». Вот только Финней стоял у истоков. Да, его книга очень короткая, финал смазанный и дешевенький. Но дата выхода романа – 1954 год. Разве неинтересно узнать, что думали об инопланетянах писатели того времени? Высока вероятность, что кто-то из современных фантастов вдохновлялся «Похитителями тел».

Заключение: при чтении «Похитителей тел» нужно сделать несколько скидок. Во-первых, этому роману почти 70 лет. Во-вторых, он очень короткий (можно спокойно прочитать за день), герои тут – функции, цель которых – раскрыть локальный сюжет. С другой стороны, «Похитители тел» имеют свои плюсы – много действия, главный герой-врач сталкивается с когнитивным диссонансом (этот момент выписан очень неплохо). Камерный характер произведения создает неплохую атмосферу, что тоже радует. В общем, при правильном отношении «Похитители тел» станут приятным дополнением к вашей библиотеке. А издание в серии «Вселенная Стивена Кинга» вообще мало кого оставит равнодушным – формат книги, колонтитулы, качество бумаги, яркая обложка – загляденье.

8 похитителей тел из 10.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо написанный и с небанальной идеей фантастический роман. Любопытно, что роман, созданный в 1954 году, повествует о временах через двадцать два года, то есть, в 1976 году. Вероятно автор очень стремился в светлое будущее, хотя по сути оно ничем не отличается от современных для него пятидесятых.

Экологическая угроза от окаянных пришельцев показана вполне грамотно и доступно, хотя для современного читателя слишком просто. Меня же поразило сходство между репликантами и андроидами из известного труда Филипа Дика, предполагаю, что он кое-какую идею у Финнея подчерпнул.

В целом же книга весьма гармонична — оптимального размера, с воодушевляющей идеей — моралью, без сцен «от шестнадцати и старше» и с красивыми описаниями персонажей и событий. Рекомендую.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня очень тяжелая, утомительная, не отпускающая даже в выходные и праздники, практически не дающая права на ошибку, работа, связана она с 44-ФЗ (все, кто работает с государственными закупками в нашей стране согласятся со мной, что эта «штука посильнее «Фауста» Гете»), поэтому для того, чтобы отвлечься от мыслей о работе, я в настоящее время предпочитаю читать произведения с простым сюжетом, положительным главным героем, желательно оптимистичным финалом, не поднимающие глобальные вопросы бытия и не содержащие глубокие философские размышления, проще сказать — обычную беллетристику. И «Похитители тел» Джека Финнея подошли мне по вышеизложенным параметрам практически идеально.

Начну с сюжета, он весьма прост и не оригинален — в небольшой провинциальный калифорнийский городок Милл-Вэлли вторгается некая инопланетная форма жизни, и как следует из названия романа, начинает целенаправленно похищать тела землян, заменяя их клонами. Стандартный сценарий подобных произведений — это захват нашей планеты: либо для последующей колонизации, либо для порабощения человечества, либо для воровства полезных ископаемых, периодически встречаются и смешение вариантов, в данном же случае мы наблюдаем столкновение нашей цивилизации со своеобразной космической саранчой, кочующей в межзвездном пространстве и уничтожающей все подчистую на своем пути, здесь кстати можно провести параллели с расой тиранидов из вселенной Warhammer 40,000, с той лишь разницей, что у Финнея захват пришельцами новой кормовой базы проходит более изощренно и поэтапно.

Перейдем к главному герою: Майлс Бойз Беннел — потомственный врач, практикующий в Милл-Вэлли, практически в одиночку проводит расследование происходящих странных событий в городе и встает на защиту человечества в борьбе с инопланетными тварями, он не опускает рук даже в казалось бы безвыходных ситуациях, защищает свою даму сердца, борется до самого конца. Все это делает его в моих глазах положительным персонажем без какого-либо изъяна и чтение историй о героях, подобных Майлсу, мне доставляет истинное удовольствие. Второстепенные же персонажи романа ничем особенным не выделяются, правда и «серой» массой их назвать язык не поворачивается — они появляются по ходу повествования, именно в тот момент, когда это необходимо автору для продвижения сюжета, качественно отыгрывают свои роли и не запоминаясь исчезают.

Что же касается пункта из моего списка — «не поднимающие глобальные вопросы бытия и не содержащие глубокие философские размышления», то без этого, как мне показалось, у Джека Финнея не обошлось, вот какие мысли у меня возникли после прочтения «Похитителей тел» — роман вышел в свет в 1954-м году, время противостояния двух идеологий и, если «наша» сторона ставила во главу преимущество коллектива и государства над личностью, то запад отстаивал именно ценность индивидуума, «Похитители тел» — яркое тому подтверждение, где именно от действий одного отдельно взятого человека может зависеть судьба целой цивилизации.

Итог: чуть было не забыл про еще про один показатель из списка моих нынешних предпочтений — «оптимистичный финал», в данном случае он... А вот об этом моменте не буду рассказывать, чтобы не раскрывать всех аспектов произведения. В целом же, «Похитители тел» стало первым произведением, которое я прочитал у Джека Финнея и оно мне понравилось: легкий, захватывающий роман, отличная возможность отдохнуть от трудовых будней. Продолжу и дальше знакомиться с творчеством автора, тем более, что издание с романом «Меж двух времён» уже куплено и ждет своей очереди.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучная книга. Не ожидал такого от автора «Меж двух времён». По жанру вроде бы триллер, но совершенно не «цепляет». Сумбурный стиль изложения только усиливает недостатки сюжета. А фильм по книге действительно хорош.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, даже очень. Читается интересно и легко. В то же время все моменты, касающиеся инопланетного вторжения и «превращения», описаны обстоятельно, а объяснение сделано именно в научно-фантастическом стиле. То есть книга, в первую очередь, фантастика, а не ужасы. Той мерзости и тошниловки, которая появилась в экранизациях, здесь нет и подавно. Кстати, экранизаций целых четыре. Хотя экранизациями их называть не совсем правильно, так как только первый фильм (1956 года) более менее придерживается сюжета книги, второй (1978 года) — значительно слабее придерживается, третий (1993 года) кроме идеи не имеет ничего общего с книгой, а четвертый (2007 года) даже идею модифицировал.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо, но ждал большего. Хотелось бы больше таинственности и поменьше разглагольствований. Концепция неплохая, однако во многих местах сюжет сильно «провисает». Одна из тех книг, которые читаешь только чтобы понять, что будет в конце.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга. Детектив с примесью фантастики, без всяких убийств и крови. Атмосферно и интересно

Оценка: 7
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало многообещающее, но, как часто это бывает — реализация слабовата. Получился «проходняк». Для «романа» произведение слишком коротко.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх