FantLab ru

Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
2192
Моя оценка:
-

подробнее

Звёздные короли

Star Kings

Другие названия: Битва Империи; Последняя битва; Beyond the Moon

Роман, год; цикл «Джон Гордон»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 181
Аннотация:

Знал ли Джон Гордон, обычный американский клерк, чем это обернется для него, когда впервые услышал в своей голове чужой голос? Голос представился Зартом Арном, принцем из далекого будущего, ученым, изобретателем машины, позволяющей обмениваться разумами представителям различных эпох. Зарт Арн предложил Гордону обменяться телами, чтобы вкусить прелести жизни недоступных им ранее эпох. Гордон согласился, а кто на его месте отказался бы на неделю побыть звездным принцем?

Но сразу после обмена все пошло наперекосяк. Не все оказалось гладко в мире будущего. Зависть, борьба за власть, политика, война — все это люди выплеснули на межзвездные просторы и тело принца Зарта Арна с ничего не понимающим в происходящем Джоном Гордоном, с размаху падает в этот водоворот. Политические убийства, интриги, покушения и похищения сыплются как из рога изобилия. Империя на пороге всеобщей войны, и все теперь зависит от землянина, волею судеб оказавшегося в это время в этом месте. Ведь флот Лиги Темных миров уже начал свое вторжение и среди звезд сшибаются армады космических кораблей и гибнут тысячи людей.

И вопрос стоит уже не «Кто победит?», а «Победит ли кто-нибудь?», и что достанется этому победившему, ведь из хранилища уже извлекают Разрушитель, ужаснейшее порождение науки, оружие, уничтожающее само пространство...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

  1. По свидетельствам литературоведов, именно это произведение, прежде всего, и побудило И. А. Ефремова написать в порядке полемики роман «Туманность Андромеды».

  2. Роман можно считать наиболее типичным примером «космооперы 30-50х» — первого века в развитии «космических опер».

  3. В СССР роман получил известность после печати в 1988 году в журнале «Техника — молодёжи».

  4. Позднее, когда было написано продолжение — «Возвращение к звездам», Гамильтон отредактировал конец «Королей», убрав отуда появление Лианны в прошлом в самых последних абзацах.


Цитаты о произведении:

цитата

«Мне нравилось мастерство сюжета: Гамильтон держит вас в напряжении от первой до последней страницы. Я видел незаурядный талант, свободно рисующий грандиозные картины звездных миров. И вместе с тем меня удивляло, у меня вызывало протест бессилие литературно одаренного фантаста вообразить мир, отличный от того, в котором он живет.» (И. А. Ефремов, начало 1960-х)

цитата

«Техника сногсшибательная: сверхсветовые скорости, уничтожение звезд и самого пространства... Написана повесть лихо, читается взахлеб, откладывается с усмешкой. Потому что все это сочинено только для развлечения. Бароны и короли — далекое прошлое для Запада, американцы вовсе не мечтают о феодализме. Но читать о мушкетерах занятно — так прочтите про мушкетеров в космосе» (Г. И. Гуревич, 1967).

цитата

«Роман не зря назван «Звездные короли». Это типичный ковбойский вестерн на фантастическом пейзаже. Умеренное благородство сталкивается с неумеренным коварством и, разумеется, побеждает» (А. Ф. Бритиков, 1970).


Входит в:

— антологию «Звездные короли», 1989 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

— антологию «Истребитель», 1997 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех», 2003 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Звёздные короли / Звёздный конфликт» 2016, Россия, реж: Алексей Евдокимов



Похожие произведения:

 

 


Звездные короли
1989 г.
Звёздные короли
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Звездные короли
1991 г.
Звездные войны
1992 г.
Звездные короли
1992 г.
Звездные короли. Возвращение к звездам
1992 г.
Звездные короли. Возвращение к звездам
1992 г.
Звёздные короли. Возвращение на звёзды. Молот Валькаров
1992 г.
Звёздный меч
1992 г.
Э. Гамильтон
1992 г.
Битва империи
1993 г.
Звездные короли
1993 г.
Звездные короли. Пришельцы с Земли. Ди Гриз спасает мир
1993 г.
Возвращение к звездам
1994 г.
Истребитель
1997 г.
Звездные короли
1997 г.
Звездные короли
1997 г.
Звездные короли
1999 г.
Звездные короли
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех
2003 г.
Звездные короли
2004 г.
Звездные короли
2004 г.
Звездные короли
2008 г.
Звездные короли
2014 г.
Звездные короли
2016 г.
Звездные короли
2018 г.

Периодика:

Техника-Молодёжи, № 5-12, 1988
1988 г.

Издания на иностранных языках:

The Star Kings
1949 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть романы, которые хочется читать, есть книги, которые хочется перечитывать и есть «Звёздные Короли«! Для меня эта книга была всегда этапом в жизни,когда надо что-то менять. Простенький роман о приключениях в глубоком космосе поменял мой смысл жизни,заставил взять ручку и бумагу и накропать какие-то графоманские рассказики,но я благодарен Гамильтону,что он заставил меня приобщиться к созидательному.Хвала мастеру!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даа, помню, как читал этот роман кусками в журнале, а гораздо позже узнал, что напечатан он там был не полностью, да еще и продолжение есть, эхх!! Красота) Немного уже не так интересно было читать продолжение, время таки прошло, да и я подрос маленько, но в любом случае — тот самый восторг первого прочтения где то бродит еще во мне)))

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В период так называемого расцвета научной фантастики, в ее «золотой век», пришедшийся на 30-50-е годы 20 века в США вышло немало литературных произведений этого жанра. Но среди множества больших и малых форм особенно ценятся такие, как роман Эдмонда Гамильтона «Звездные короли», опубликованный в 1947 году и входящий в цикл «Джон Гордон».

Многие критики и любители фантастики неизменно отмечают высокое место романа среди ему подобных как у других авторов, так и во всем творчестве Гамильтона. «Звездные короли» признаны чуть ли не символом космической оперы и всего золотого периода, лучшей вещью, эталоном, маяком, символом.

Возникает резонный вопрос, почему.

Может быть из-за хитросплетений сюжета? Отнюдь, Гамильтон ловко управляется с ним, но не совершает никаких открытий в традиционно приключенческой структуре повествования.

Сюжет романа довольно прост и эксплуатирует ход с обменом героев – комический принц предлагает американскому клерку поменяться с ним местами, на что тот с радостью и соглашается, полагая отчего-то, что мир будущего подобен сказке. Разумеется, нет; здесь едва ли сложнее, чем в прежней жизни Джона Гордона, главного героя, который вынужден сталкиваться с политическими интригами, любовными волнениями и полномасштабной звездной войной. Надо отдать должное Гамильтону – он не допускает никаких провисаний в действии, рефлексия сводится к аккуратному минимуму, основная же часть текста насыщена событиями, стремительными и плотно чередующимися.

Может, секрет успеха в антураже? Да, и здесь Гамильтон проявляет изобретательность, старательно раскрашивает декорации, снабжает текст колоритом иноземных рас, культур и технологий, но при чтении возникает стойкое ощущение, что все это уже где-то встречалось, возможно у Эдгара Берроуза с его знаменитым фантастическим вестерном о Джоне Картере.

Что же делает «Звездных королей» столь эффектным, притягательным произведением?

Может быть, новаторские идеи? Встречаются и такие, вроде устройства по уничтожению планет, но Гамильтон не ставит задачу подробно описать принципы ее работы и физические последствия применения; машина нужна ему как еще одна декорация, на фоне которой можно разыграть межзвездный конфликт.

А что с персонажами? Персонажи живые, стремительные, хоть и упрощенно-поверхностные, как и подобает быть героям приключенческого романа. Гордон растет с начала действия до его завершения, проходит через свою арку весьма успешно, даже можно сказать – образцово и эталонно. Другие персонажи тоже не отстают, отыгрывая ровно те роли, которые необходимо для целей книги.

Выходит, что по отдельности в «Звездных королях» с блеском не работает ни одна составляющая. Ответ проще. Все дело в правильно, грамотно подобранных пропорциях – ровно таких, какие необходимы, например, винегрету, чтобы стать вкусным. Гамильтон к моменту написания романа уже поднаторел в технической стороне творчества, набил руку, что и позволило ему выстрелить довольно удачной книгой, собрав ее как высокоточный прибор.

Влияние «Звездных королей» трудно не заметить. Эта история пленила умы многих поколений юных любителей фантастики и популяризовала жанр в широких массах, открывая воображению поистине безбрежное пространство далекого будущего.

Но роман и побудил других авторов к полемике. Всем известна история с Иваном Ефремовым, высоко оценившим технику романа, но невысоко – его идейное содержание, отчего мы получили в фонд русской литературы «Туманность Андромеды».

У романа много и недостатков. Основной уже был правильно подмечен Ефремовым – это идейная отсталость в описанном мире, культура вестерна и средневековья, механически перенесенная на полотнище космоса. Декорации изменились, а сюжетные приемы остались прежними, как и архетипы – герой-спаситель, главный злодей, принцесса, требующая спасения. Архаические отношения, старые конфликты – всему этому тоже есть место на страницах романа. Казалось бы, им не место в будущем, или хотя бы они должны иметь иную основу, но Гамильтон не потрудился творчески их переосмыслить.

К «Звездным королям» можно придираться много и обоснованно, но, возникает впечатление, что от подобной критики толку не будет. Потому что миссия романа лежит в иной плоскости.

Задача таких книг – не открывать границы неизведанного, не знакомить человека с удивительными парадоксами и ошеломительными идеями. Основная миссия подобных произведений – разжигать восторг. Чистый, искренний восторг от ощущения иного мира с иными законами, уносящего прочь из реальности.

Наверно, по этой причине максимального эффекта роман достигает, если читатель знакомится с ним в подростковом возрасте. В такую пору еще многое удивительно и интересно, разум еще не поднаторел в хитрых скучных истинах, и ты смотришь на мир открыто, наивно и с любопытством, готовый удивляться и воображать.

Словом, «Звездные короли» — идеальная книга для настоящих мечтателей.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этого романа, в 90-хх гг, началось мое знакомство с фантастической литературой.

До сих пор помню, как меня впечатлил, этот незнакомый и неведанный новый фантастический мир!Его герои и невероятные путешествия.

Прочла тогда книгу на одном дыхании, и после еще перечитывала несколько раз, чтобы вновь повстречаться с любимым героем, и отправиться с ним снова в невероятный, космический и фантастический мир!

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть произведения, которые не следует обсуждать, давать им оценки, полемизировать, выискивать неточности и наивность, сравнивать с сегодняшним днем, это классика, романтическая, рыцарская, приключенческая, когда герои не понимают, что значит соврать, обидеть женщину, не исполнить клятву, выполнить свой долг, в конце концов они знают что такое честь. Этого нет у нас, этого нет в современной фантастике, вот именно это и привлекает нас в детство, когда мы верили в себя, верили, что мир такой же честный... Это, как «Три мушкетера», но только в фантастике, а значит только в коллекцию.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пользователь Роджер_Янг ниже полностью изложил всё, что я хотел написать по поводу этого романа. Респект и ему и Гамильтону.

От себя добавлю, что роман был глотком боевой свободы среди бесхребетной, идеологически выверенной и заумной фантастики, которой пичкало нас большинство советских фантастов.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это, конечно, классика фантастики, которая читается интересно даже сейчас, не смотря на некоторую свою наивность и простоту. Интересна она в основном из-за внутренних размышлений героя, плюс автор очень живо описал сражение гигантских космических флотов. Описание интриг же вызывают улыбку при чтении (шпион рассказывает пленному герою все подробности, какие знает, главный злодей открыто признается герою, что абсолютно не верит в свою пропаганду и хочет только власти, и так далее).

Но, ребята, как этот роман читался в далеком 1988. Впечатление было исключительным, в классе очередь стояла за «Техникой — молодежи». Сейчас, конечно, он такого впечатления не производит, но, повторюсь, читать интересно до сих пор

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Апрель оказался богат на фантастику. Сначала была «Война миров» Уэлса, затем «Спектр» Лукьяненко, и вот теперь дилогия Эдмонда Гамильтона. Классика фантастики, которая в прошлом прошла мимо меня.

Многие умы будоражит идея перемещения во времени и пространстве. Путешествия во времени, возможность увидеть прошлое, будущее, изменить ошибки, просто увидеть своими глазами какие-то события — кому этого не хотелось, хоть на чуть чуть? Много написано об этом книг, но никогда мне не встречалось именно такого подхода к этому вопросу. И нет, книга не об этом. Она о космосе, о галактических сражениях, о выносливости и превратностях судьбы, о выборе. Это классика, поэтому не ждите того, что есть в современной фантастике. Здесь всё просто, наивно и не пошло. И интересно. Стоит ли читать? Стоит. Если вы ещё не знакомы с жанром, если не любите фантастику — это неплохая возможность изменить своё отношение к нему. Я вот не пожалела.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До сих пор не понимаю почему никакая из студий не экранизировала этот роман как конкурента Звездным войнам. Я Прочитал этот роман практически одновременно с просмотром фильмов Лукаса в 1992 или 1993 году, и он впечатлил меня больше. Перечитал сейчас и очарование то осталось. Это очень крепкий представитель космооперы с интересными поворотами сюжета, мирками, устройством будущего, постоянным драйвом... В свое время этот роман думаю задал стандарты остальным. Он и сейчас интересен, и легок, сцены битв и интриг продолжаю радовать. Да это не жесткий Мартин, но это книга в которой даже у главного злодея есть свое очарование... 10. Даже уже взрослым ставлю 10.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я действительно не знаю, как бы я оценил «Звездных королей», если бы впервые прочитал их не в 11-12 лет, а будучи хотя бы лет на пять постарше. Во всяком случае, прочитанное всего два-три года спустя «Возвращение на звёзды» меня уже совершенно не впечатлило, а иные произведения Гамильтона и вовсе зачастую казались скучными, простоватыми, а иногда и нелепыми. Рискну, однако, утверждать, что именно «Звездные короли» — весьма достойная вещь, даже если не делать скидок на время написания и возраст читателя. В ней есть конфликт и есть напряжение. И это не обычный для космической оперы конфликт между черным-причерным злом и кулакастым, но белым и пушистым внутри добром. Это внутренний конфликт героя, который сражаясь, понимает при этом, что в случае победы не только не получит ничего, но даже и вынужден будет расстаться с чем-то очень дорогим для себя. И может быть, чтобы подчеркнуть этот внутренний разлад, внешнее противостояние несколько смягчено. Зло в романе не такое уж черное-причерное. Да, Шорр Кан беспринципный и жестокий политикан, но не маньяк, не садист. Даже гуманен, когда ситуация это позволяет. Вероятно, в описании Чехова или Достоевского — да что там, даже у многих представителей цеха фантастов, душевные метания выглядели бы естественнее, а принятое решение не казалось бы столь простым, но и текст Гамильтона вполне заставляет задуматься о том, какая же это трудная и, в то же время, величественная вещь — простая человеческая порядочность. И как много подчас от нее зависит.

А кроме того, у меня есть ощущение, что автор вообще был в ударе, работая над этой книгой. И помимо уже сказанного в активе мы имеем стремительнейший, наверное, почти не имеющий себе в этом равных сюжет, не дающий читателю отвлечься ни на минуту. Почти каждая глава — радикальное изменение ситуации. Сколько удовольствия было следить за этими виражами при первом прочтении.А образы героев? Шорр Кан обаятелен, Лианна поэтична, Мерн по-домашнему уютна, Арн Аббас — неистов и ярок. Им недостает глубины, оттенков и полутонов, но они запоминаются. И, конечно, финал. Тот, первоначальный, написанный, когда Гамильтон еще и не помышлял ни о каком продолжении. Он словно хрустальные башмачки из совсем другой истории — невероятный, непрактичный и сказочно красивый.

Я не стану перечитывать «Звёздных королей». Но любить это книгу буду всегда.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Борьба, перестрелки и космические бои, эх романтика...

Легкая, затягивающая в круговорот приключений с хэпиэндом в конце. Плоха лишь в том что так быстро прочитывается.

Фантасты того времени вложили основу этого направления, притом такую что нынешним писателям трудновато держать уровень.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что то книга не очень пахожа на Гамильтона, как то по детски и просто все, но меньше 10 поставить не смог, читается на изи, мозгу тоже иногда отдых нужен и немного оптимизма. Ну и все таки звездные войны по ней снимались.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понимаю, что для многих эта книга — светлое воспоминание детства, когда (в 13-15 лет) её и надо читать. Но я, к сожалению, обратился к ней в 36 лет.

Не читал в своей жизни ничего более наивного и незамутнённого. Звёздные короли — эталон подросткового эскапизма. Прекрасно себе представляю какое впечатление они могли бы на меня произвести в 13 лет . Но сейчас воспринимать как литературу этот Лего-Стартрек у меня не получается.

--

PS: А я в свои 14 лет прочёл вместо «Королей» — «Лорда с планеты Земля» Лукьяненко, у которого стоит гордая оценка 7, хотя совершенно очевидно откуда у него растут ноги. Парадокс.

Оценка: 3
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отношусь к меньшинству, которое не восприняло киношные «Звездные войны». От слова «Совсем». Хотя фантастику очень люблю, а книги Гамильтона были в числе первых, прививших любовь к жанру. ДЛя своего времени придумано просто здорово — обмен разумом, обмен телами, пересечение времени и пространства, сверкающие великолепием звездные королевства...и такие земные интриги, войны и убийства.

ЛИчно мне больше всех понравился персонаж отрицательный — Шор Канн. Есть ощущение, что и Гамильтону он пришелся по душе больше всех. Очень получился живой, хитрый, лукавый, циничный и харизматичный диктатор.

Легкая, поднимающая настроение литература с безбрежным полетом фантазии. Особенно, если вспомнить, когда эти книги были написаны.

Рекомендую для отдыха, да.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Далекое будущее человечества. Звездные королевства и космические скорости, потрясающий прогресс и техническая оснащенность. А люди и через сотни тысяч лет все те же. С их стремлением к положению в обществе, карьере и власти (безграничной власти), с их слабостями и пороками, чувствами и желаниями. Интриги и предательства, дружба и любовь — все совершенно такое же, понятное и узнаваемое. Наряду с безграничной фантазией автора, это понимание и делает роман таким доступным.

Захватывающий динамичный сюжет, сражения и интриги, и, конечно, борьба добра и зла в космических масштабах, но описанных очень доступным для понимания языком. Ничего лишнего. Нет подробных описаний техники будущего или принципов, на которых построена наука будущего, этим роман вообще не перегружен. Только необходимые для сюжета действия и поступки персонажей. Вполне понятные, иногда неожиданные, но очень «человеческие».

Наверное, открывающим эту книгу впервые, она покажется более похожей не на космооперу, а на сказку, пусть и с космическим антуражем. В чем то наивную, но очень добрую. Совсем не жесткую и жестокую, но романтичную и красивую. И, безусловно, увлекательную. Пусть так и будет.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх