FantLab ru

Владислав Крапивин «Лоцман»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
449
Моя оценка:
-

подробнее

Лоцман

Повесть, год; цикл «Великий Кристалл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

Случайная встреча в трамвае, с которой начинается повесть `Лоцман`, приводит к тому, что писатель Игорь Петрович Решилов пускается в странствие по сопредельным пространствам в сопровождении мальчишки — лоцмана Сашки Крюка.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 174

Активный словарный запас: средний (2954 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма


Издания: ВСЕ (12)

Лоцман
1994 г.
Лето кончится не скоро
1998 г.
Собрание сочинений. Книга 10. Лоцман
2000 г.
В глубине Великого Кристалла. Том 2
2005 г.
Синий треугольник
2005 г.
В глубине Великого Кристалла
2009 г.
Лоцман
2016 г.
В глубине Великого Кристалла
2019 г.
В глубине Великого Кристалла. Помоги мне в пути
2019 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 1, январь 1992 г.
1992 г.
Уральский следопыт № 2, февраль 1992 г.
1992 г.
Уральский следопыт № 3, март 1992 г.
1992 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лоцмана» принято считать слабоватым, выбивающимся из всего цикла, говорить при этом, что «Кристалл» себя изжил, что Владислав Петрович начал безбожно халтурить и т.д и т.п. Да и вообще стало очень модно критиковать Крапивина и дружба у него не такая, и мальчишки у него не те, и пишит он одними и теми словами...Ох,оставьте. Оставьте! Не трогайте этот лучик света...

Все передыдущие книги, любимые, увлекательные, не смотря на все приключения, я невольно ждала ну когда же, когда же уже эти мальчишки будут сигать по Граням свободно, без преследований и гонений?

Хотелось, чтоб когда-нибудь уже наступил такой вот момент :

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Кто-то негромко присвистнул. Кто-то поспешно отодвинул с пути у Сашки стул (могучее сооружение со спинкой из трехдюймовой доски, в которой был вырезан сквозной трефовый туз.) Кто-то сказал вслед утробным шепотом:

-Клянусь бородатой галактикой, кавторанг лоцманского корпуса. Во, нынешние ребята...»

«Лоцман»-это повесть о Дороге. Это та самая тетрадь в ледериновой обложке, коричневая с трещенками.А еще это повесть о надежде. О той, которая вела всех крапивинских героев через все страничные грани в самую глубь Кристалла.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Действительно несколько отличается от других книг цикла. Скорее грустная. Грустью взрослого, давно простившегося с детством, человека. И с радостью возвращения и прикосновения к детству. А кто из «взрослых» не мечтает об этом? Проникнутая большой нежностью книга.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Часто «Лоцмана» принято называть самой слабой повестью «Великого Кристалла», выбивающейся из общего настроя. Безусловно, она — апокриф. Но апокриф не простой. Это связующее звено, объединяющее все творчество писателя — и уже написанные книги и те, которые еще только будут опубликованы.

В ранних повестях и рассказах Крапивина перед нами предстает, своего рода, мальчишеская утопия: страна дружбы, взаимовыручки, доброты. Да, есть злые люди, есть трагические случайности, есть болезненное взаимонепонимание, но общий настрой всегда положительный. Это книги, в первую очередь, о доброте и дружбе, и еще немного о чудесах. Пока не происходит перелом. Настроение книг становится более мрачным, испытания — более суровыми. Все чаще в книгах фигурирует чудовищное, и абсолютно обыденное зло, болезненная несправедливость, которая может сломать любого взрослого человека, не говоря уж о ребенке. Нередко на страницы заглядывает смерть, забирая тех, кому бы еще жить да жить. Светлый мир по-прежнему рядом — в глубине Безлюдных пространств, там, где до него не смогут дотянуться злые и алчные руки. Но попасть туда, увы, дано далеко не каждому, а за его границами — постоянная борьба за каждую крупицу того, что принято называть счастливым детством.

Великий Кристалл — своего рода переходный цикл. Трудности, которые преодолевают герои, куда более жестокие, но нет еще того чувства всеобщей несправедливости и беспомощности перед злом, которое наступает позднее. Да и помогают героям Командоры — добрые взрослые, посвящающие жизнь защите детей. Их еще не могут оклеветать и убить, как произошло с героем повести «Дагги-тиц». Апофеозом цикла является роман «Голубятня на желтой поляне», в которой символически переплетаются все созданные автором миры. А «Лоцмана» хочется назвать «Шагом в сторону». Но это было бы ошибкой. «Лоцман» — шаг во внутрь.

Эта история повествует о стареющем, разочаровавшемся, безнадежно больном писателе. Он, конечно, не плохой человек, но и хорошим его назвать сложно. И этому человеку дается шанс отправиться в путешествие по сказочным, воображаемым мирам в компании мальчишки-лоцмана. Вернуться в мир детства. И вот уже привычная реальность начинает казаться жестоким кошмаром, от которого хочется поскорее проснуться. Эскапизм? Безусловно. Но разве не имеет права писатель, посвятивший всю свою жизнь детям, совершить этот переход? Разве это справедливо — умирать от рака в окружении лживо заботливых медсестер? Как заслужить это безграничное счастье последнего, неоконченного путешествия? Не того, которое завершается смертью, а того, которое бесконечно. Быть может, возможно написать эту историю самому... Эскапизм? Да, конечно. Но, Господи, как же хочется в это верить.

Мне бы хотелось закончить на этих словах. Но, к сожалению, не получается. Жизнь продолжается, а попытка к бегству так и осталась мечтой. Следующая книга цикла, «Сказки о рыбаках и рыбках», вышла куда более мрачной и безнадежной. Ведь сказочный мир детства — он там, в глубине Великого Кристалла, посреди Безлюдных пространств. А реальность — вот она какая.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В заключительной серии цикла вселенной Великого Кристалла рассказывается о необычном мальчике Сашке, который легко может работать проводником-лоцманом по мирам разных граней и о его дружбе с старым и весьма известным писателем, чей путь в этой жизни подходит к концу. Но последние страницы его жизни еще не написаны и кто знает какими они будут после первой встречи этих столь разных людей. Чему научат они друг друга и как повлияет их знакомство на прошлое и будущее разных миров?

Милая, поучительная, но не столь богатая на интересные события повесть. Первая на моей памяти, где присутствует всего один детский персонаж. Более того персонаж не главный, выступающий скорее в виде лучика надежды на будущее для человека, считающего, что его жизнь подошла к концу. Это пожалуй самый трогательный момент всего повествования, который невольно проецируется на будущее всех нас и заставляет задуматься какими будем мы в старости и найдется ли для нас свой Сашка, который сможет зажечь искру в увядающем сердце, показать мир с новых граней кристалла, понять глубину и сложность мироустройства и свою роль в его существовании.

Лично для меня самым трогательным моментом, надолго запавшим в память, стал звонок маме по хроно-телефону в далекий 1949 год и слова, произнесенные Сашкой: «Мам, у меня все хорошо, не волнуйся, мы просто с ребятами заигрались», ведь только одному люди не научатся никогда «чтобы, когда человек летает — мама за него не волновалась».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть человека дожившего до преклонных лет, но не потерявшего все то лучшее, что есть в детях. Не потерявшего мечту, не потерявшего желание сделать мир лучше, добрее, справедливее.

Да пусть повесть не столь динамична, как предыдущие, но не менее духовная. Повесть о человеке, который настолько поверил в свою мечту, что силой воображения попал в нее.

А еще повесть об одиночестве пожилого человека. Лично мне очень понравилась мысль о старении и связи старения со страхом за малых и беспомощных детей.

Очень грустное произведение, достойное окончание основной части цикла «Великий Кристалл».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесспорно самая слабая из повестей цикла. И оновная причина этого, на мой взляд, — отсутствие в произведении всякой интриги. Естественно, что в сответствии с этим вещь выглядит достаточно скучной. Кроме этого несколько озадачил и образ главного героя, совершенно нехарактерный для книг цикла — известный писатель, неизлечимо больной раком, да еще находящийся в творческом застое — человек, бесспорно, хороший, но «не орел». Его нажитые на протяжении долгой жизни комплексы и вечные переживания резко диссонсируют с общим тоном всего цикла. И, наконец, зная талант Крапивина, несколько удивила проскальзывающая время от времении неестественность в отношениях главного героя и его Проводника: какая-то несвойственная нынешним подросткам сентиментальность и манерность что-ли, начисто отсутствующая в других книгах цикла...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самое скучное произведение цикла. Здесь нет интриги или борьбы за справедливость, здесь пожилой писатель с мальчишкой лоцманом шляются по сопредельным пространствам и любуются на всякие чудеса. Смысла во всём этом не много. Не оставляет ощущение, что автор в главном герое отражает себя самого, все свои переживания и воспоминания о прошедшем детстве и попытках в него вернуться. И всё же окончание произведения оставляет надежду на исполнение мечты старого человека.

Точно так же как и предыдущее произведение «Сказки о рыбаках и рыбках» его нельзя назвать детским. Здесь совершенно взрослые мысли, переживания и устремления.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю присутствие в книге пожилого дядьки, ни в одной из книг не люблю. И вечното мальчик все знает — куда идти, как идти... А большой болван ничего не понимает... И так везде — и в Голубятне, и в Лужайках, и в Прохождении Венеры и в Корабликах и т.д. И везде эти дядьки какие-то противные, по крайней мере мне противны. Склонны к выпивке, к женщинам и т.д. Хворые и брюзжащие.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Застряла. Прочла все предыдущие произведения цикла. Непрочитанными еще остались «Сказки о рыбаках и рыбках».

Но я безнадежно залипла «как муха в сиропе». Даже в чудесной озвучке Игоря Князева — засыпаю на корню(( Взялась опять читать Дяченко — с ними не уснешь;)

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все то же самое, что и в предыдущей книге.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх