fantlab ru

Стивен Кинг «Бабуля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
1180
Моя оценка:
-

подробнее

Бабуля

Gramma

Другие названия: Пока мамы нет дома

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 132
Аннотация:

Добрая, любимая бабуля... Нет, вы жестоко ошибаетесь. Старая, страшная, слепая и толстая колдунья — вот настоящее лицо бабули, с которой вынужден остаться один на один её малолетний внук. И тут она умирает. Но даже мертвой ей нужен наследник, продолжатель её дела. И выбор у неё невелик...

Примечание:

По мотивам рассказа снят 18 эпизод первого сезона перезапуска сериала «Сумеречная зона» (1985-1989 гг). Дата выхода в эфир: 14.02.1986 года.


Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

— условный цикл «Касл-Рок»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга

— журнал «Weirdbook 19», 1984 г.

— сборник «Команда скелетов», 1985 г.

— антологию «Tales of Witchcraft», 1991 г.

— антологию «The Television Late Night Horror Omnibus», 1993 г.


Экранизации:

«Милосердие» / «Mercy» 2014, США, реж: Питер Корнвэлл



Похожие произведения:

 

 


Куджо
1993 г.
Команда скелетов
1996 г.
Кэрри. Бегущий человек
1996 г.
Команда скелетов
1997 г.
Команда скелетов
1999 г.
Команда скелетов. Том 2
2000 г.
Тот, кто хочет выжить
2002 г.
Команда скелетов
2003 г.
Команда скелетов
2004 г.
Команда скелетов. Сердца в Атлантиде
2004 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2014 г.
Команда скелетов
2015 г.
Команда скелетов
2016 г.
Команда скелетов
2017 г.
Команда скелетов
2018 г.
Команда скелетов
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Weirdbook 19
1984 г.
(английский)

Аудиокниги:

Команда скелетов
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Skeleton Crew
1985 г.
(английский)
Tales of Witchcraft
1991 г.
(английский)
The Television Late Night Horror Omnibus
1993 г.
(английский)
The Armchair Horror Collection
1994 г.
(английский)
The Television Late Night Horror Omnibus
2003 г.
(английский)
Skeleton Crew
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж получилось, что мама вынуждена была уехать, чтобы навестить в больнице своего старшего сына. А младший остался совсем один в пустом доме. Если не считать лежащую в отдельной комнате бабушку, которая вот уж как 5 лет не могла распрощаться со своей никому не нужной жизнью... Очередная «штучка» про ведьм, обрисовывающая одну странную особенность их натуры: перед тем, как умереть, любая ведьма должна выбрать наследника своей силы. Для подобной передачи «наследства» (на самом деле — проклятия) достаточно просто крепко обнять другого человека или хотя бы крепко сжать его руку на несколько секунд. Похоже, про бабушкину натуру хорошо знали мама с тетей, ибо всячески избегали подобных проявлений родственных чувств и мешали сделать то же самое своим сыновьям. Поэтому кажется совершенно неестественным и неразумным, что малолетний пацан, не знающий настоящей правды о бабушкином «недомогании», оставляется с ней один-на-один без всяких инструкций. Тут автор явно погрешил против истины: ни одна настоящая мать такого на самом деле не сделает. Правда, возможен и «садистский вариант»: мать умышленно оставила сына наедине с умирающей колдуньей, чтобы та наконец смогла умереть. Правда — какой ценой! И зачем тогда нужно было защищать сына ранее? Словом, наблюдается какая-то нестыковочка. Но вот чего у рассказа не отнять — так это атмосферы страха и ужаса, которая нагнетается просто мастерски — неторопливо, с постепенным осознанием ужасной истины, с накатывающимися волной наваждениями и эффектной и быстрой концовкой. Описывать тут бесполезно — нужно просто читать. Никто не сможет так красиво и точно описать психологию ужаса, как бывший работник психдиспансера. С этой точки зрения рассказ кажется удачней, чем даже знаменитый «Салимов удел».

--------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как 11-летний мальчик на несколько часов остался наедине с умирающей бабушкой-колдуньей. В рассказе просматриваются некие параллели со знаменитой повестью Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут, кстати, упоминается ещё и Гейтс–Фоллз – так, для справки…

Страшный рассказ. Действительно страшный – неуютный, слегка тяжеловатый своим объёмом – но очень жуткий. Как в лучших своих вещах Кинг использует узнаваемый подсознательный страх – страх ребенка перед больным стариком, с которым приходиться быть наедине; а больные старые люди вполне могут походить для ребёнка на каких-то чудовищ. Всё это усиливается страхом перед смертью, перед мертвым телом, усиливается понятными навязчивыми мыслями, воспоминаниями и намёками. И пусть именно это, на мой взгляд, слегка затянуто и тяжело, хоть и психологически достоверно – все эти повторения мыслей, кажущиеся откровенным нагнетанием – концовка вдруг крепко хватает за горло.

Да, кинематограф приучил к подобным вещам – вспомнилась, например, «Реинкарнация» Ари Астера, и Ари Астеру, видимо, стоит поставить Кингу бутылку хорошего шампанского – да и сам рассказ выглядит очень кинематографично с ветками, разбивающими окна и прочими бу-эффектами. Но осознание этого приходит позже, уже после прочтения, а во время прочтения сам текст захватывает и пугает.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами ещё один рассказ из сборника Стивена Кинга «Команда скелетов». И снова автор позволяет нам окунуться в страшилки из детства. Это те самые ужасы, которые мальчишки рассказывают у костра.

Главный герой рассказа, маленький мальчик Джордж, которого оставили дома одного с больной бабушкой. Только она не добрая и милая старушка, а толстая, слепая и уродливая. К тому же из подслушанного разговора мальчик узнаёт, что его бабушка – злая ведьма, и заклинаниями убивала людей. Перед подобным человеком мальчик испытывает вполне объяснимый страх. И тут бабушка умирает. Однако старая ведьма не может просто уйти в небытие, не оставив преемника.

Итог: Небольшой атмосферный рассказ от Короля Ужасов. Без претензий на философию или вечные проблемы – просто занятная страшилка.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джордж остался один в квартире с его Бабулей. Но ведь это не страшно, Бабуля — просто мама мамы, она не может причинить вред своему внуку. Нужно просто подождать маминого возвращения, и все будет хорошо. Ведь правда же? Правда? Вот только непрошеные воспоминания роятся в голове. Бабуля всегда пугала Джорджа, более того, она пугала даже маму. Немножко. Но сейчас эта страшная женщина спит, а мама скоро придет. Уже совсем скоро...

Удивительный рассказ. Большую его часть мы видим воспоминания мальчика, которые он старается отогнать или отвлечься. Благодаря сценам в его голове мы и начинаем испытывать страх, волнение за Джорджа, а ведь еще ничего не произошло. Но воспоминания о бабушкиных «заскоках», книгах, словах дяди действуют довольно угнетающе. И вот мы уже ловим себя на желании убраться из этого дома подальше. В это же время Джордж испытывает сходное желание, но если мы вольны прекратить чтение (по крайней мере самые впечатлительные из нас и те, кого концовка не особо интересует), то у мальчика выбора просто нет. Ему придется войти в комнату бабушки и испытать самый большой ужас в своей жизни.

Добротный ужастик, с отлично проработанными характерами и выверенностью буквально каждого слова. Есть логические огрехи, но полностью погрузившись в атмосферу рассказа, их можно даже не заметить.

Рекомендую рассказ всем поклонникам жанров ужаса и психологического триллера.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смерть всегда рядом и избежать её цепких пальцев не удастся никому. Она страшит. Страшит людей абсолютно всех возрастов, в каком бы виде она не приходила. Но вот насколько смерть страшит мальчика, оставшегося в доме один на один со страшной бабулей, дышащей на ладан — знает Стивен Кинг. Причём описал он данную ситуацию так, как будто сам пережил нечто подобное.

Читатель буквально стал этим самым мальчиком, которого страшит и бабушка, напоминабщая привидение, и тьма вкупе с различными звуками, которые, кажется, сговорились между собой, чтобы свести с ума ребёнка. А помогают в этом эффекте примеривания на себя образа фирменное кинговское умение рисовать психологические портреты почти каждого персонажа и, на мой взгляд, некая детскость писателя. Очень часто героями его произведений становятся дети и именно их объёмные образы заставляют воспринимать кинговские произведения столь живо и пугаться вместе с героями не на шутку.

Вторым элементом, который меня удивил в рассказе, стал, пусть и едва обозначенный лавкрафтианский дух. А это повышает градус удовольствия от прочтения и знакомые мотивы иррациональности и страшных тайн, столь знакомые почитателям творчества Лавкрафта, накладываются на кинговский стиль.

Финал вполне в духе страшных историй, рассказанных ночью у костра. И этот финал заставит встряхнуть читательское воображение. А учитывая то, сколь мастеру удалось описание образа юного героя, страшно станет вдвойне. Пусть будет страшно, потому что для этого мы и читаем страшные рассказы — пугаться, получать острые ощущения и возвращаться к подобным историям снова и снова.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно жутко находиться в одном помещении с умершим человеком. Ещё более жутко, когда кроме тебя нет никого в этот момент. Ещё более жутко

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если тебе приходиться проверять, действительно ли человек перестал дышать. Ещё более жутко, потому что не работает телефон, чтобы позвонить. Ещё более жутко то, что ты всего лишь маленький беззащитный ребенок. Ещё более жутко, когда тот, кто должен быть мёртв, хватает тебя. И совсем жутко в неимоверной степени, ведь твоя умершая бабуля ведьма, и она не то, чтобы мертва

Кинг мастерски нагнетает, подкидывая всё больше и больше ложек тревоги, заваривая крепчайший хоррор-напиток, а сверху, как красивое пенкограффити на поверхности кофе, ударная мрачная концовка. Здорово описан страх ребёнка, его переживания. Сама ситуация просто кошмарна сама по себе, а с учётом мистического налёта она просто кошмарна до космических пределов. В рассказе также есть отсылки к Лавкрафту, они здесь необязательны, но почему бы лишний раз не передать привет ещё одному сэнсею хоррора. Уверен, что никто из читавших не хотел бы оказаться на месте мальчика, даже если бы не было мистики, Кинг сумел напугать. Безусловно, Бабуля украшение сборника, рассказ, который можно и нужно перечитывать.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

По настоящему жутковатый рассказ. С одной стороны, вроде бы и действий особых не происходит, но так мастерски нагнетается атмосфера жути и сам процесс ожидания того, что вот-вот произойдет что-то страшное действительно пугает. Плюс ко всему детальное описание всего, органичное вплетение мистической линии в повествование (это происходит только во второй половине — до этого, вроде и мистики никакой нет) и то, что главный герой — ребенок (и как ребенок он беззащитен к тому, с чем легко способен справится взрослый) — все это довершает построение практически идеальной атмосферы, способной напугать кого угодно.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неужели вы в детстве не боялись стариков? Нет, не ту сердобольную бабушку-наседку, что вечно крутилась на кухне, пахла пирогами и ванилью, а на ночь пела вам низким, тёплым голосом грустные колыбельные песни. Я говорю про странноватых старух, живших по соседству, с водянистыми глазами, сальными, немытыми волосами и гнилыми зубами. Полубезумных бабок, от которых всегда несло закисшим потом и рыбным супом. Тугих на ухо, а потому кричащих резким, визгливым голосом или наоборот, что-то тихо бубнившие себе под нос, не доступное нашему слуху, а порой и разуму. У меня, например, в детстве было во дворе пара таких старушенций, которых я старался обходить стороной, а уж если встреча была неизбежна, то зажимал кулаки в фиги — так научили меня делать старшие ребята.

Джорджу, герою рассказа Стивена Кинга, не повезло — его родная бабушка как раз относиться к такому страшному типу пожилых людей. Мама как могла, на протяжении многих лет, ограничивала общение внуков с взбалмошной и неприятной старухой — не смотря на то, что им приходилось жить в одном доме. Но вот со страшим братом произошёл небольшой несчастный случай, а потому мать уехала к нему в больницу и оставила 11-летнего мальчишку наедине с безумной бабкой, которая, к тому же, вот-вот может умереть.

Оставшись «один» дома, Джордж начинает понемногу испытывать иррациональную тревогу перед ситуацией, в которой он оказался. Обострённый страхами мозг, стал выуживать из головы кусочки и фрагменты воспоминаний, которые начали складываться в ужасную картину, готовую открыть жуткую правду об омерзительной старухе.

Понятно, что для нас, опытных читателей, достаточно было прочитать название рассказа и его Автора, как пазл сразу складывался. Но наш герой ещё совсем ребёнок, а потому он порой через силу отрицает свои подсознательные инстинкты, которые кричат ему (кстати, вместе с читателем) — «Не делай этого!», и пытается поступить как взрослые: трезво и рационально, отринув всякую мистику неумолимо окутывающую дом.

Рассказ «Бабуля» это классическая городская страшилка от Мастера ужасов. Она не блещет оригинальностью, но компенсирует это потрясающей атмосферой и идеально дозированным саспенсом. Уж кто-кто, а Стивен Кинг умеет нагнать страху.

Приёмы все те же. Сначала нас заставят сопереживать Джорджу, ведь старший брат постоянно над ним издевался, а потому главный герой кажется таким ранимым и беззащитным. А уж оказавшись наедине с монстром, так вообще не оставляет нам шанса быть безучастными.

Затем, строго порционно, Автор, открывает информацию о семейной тайне, державшую в напряжении всю семью главного героя много лет. Мы вместе с Джорджем, почти уверены в отгадке, но предпочитаем сковыривать болячку постепенно, смакуя и питая свои страхи.

Ну и конечно, мы обязаны узнать, чем всё закончится и интрига держит нас в напряжении до самого конца. До определенного момента была вероятность, что приедет мама и всё разрулит. Но подумайте, а стоило ли затевать рассказывать эту историю, если бы она закончилась так банально?

Ещё раз повторюсь, рассказ отличный. И то, что он выполнен в духе классических хорроров, это не недостаток, это его преимущество. Нынешнего читателя трудно напугать и писатели наперебой экспериментируют с жанром. И часто, эти заигрывания вызывают скорее отвращение или недоумение, чем пугают. А ведь так иногда хочется послушать историю, которая как в детстве проберёт до мурашек и заселит темные углы жуткими тенями. Этот рассказ как раз из таких.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, жутенько и страшновато от подобных рассказов. Когда-то смотрел фильм «Ключ от всех дверей» про старушку, которая таким же образом обманула молодую девушку и забрала ее тело. Навеяло. Жути и нехороших мыслей еще навевает и тот факт, что основным действующим лицом и главной жертвой становится ребенок, что, лично для меня, психологически сложнее пережить.

У многих из нас были знакомые или родные пожилые дамы, которые в той или иной мере вызывали страх или необъяснимое отвращение с примесью страха. А потому и описанная в рассказе старуха столь близко воспринимается.

Но Кинг удивил именно концовкой, честно скажу, не ожидал!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох же ж, жуть какая! Реально дрожь пробирает от такой картины ужасной. Не каждый ребёнок вообще сумел бы в такой ситуации остаться в своём уме и не побежать в окно с диким криком. Кингу здесь удалась блестящая, густая атмосфера страха, животного ужаса. И ладно бы бабушка ещё просто умерла... Высший уровень работы со словами, смысловыми оттенками и атмосферой. Так же автор прекрасно передал мысли, мироощущение детей. Я прекрасно помню, какие у меня в том же возрасте были настроения и страхи — очень похоже, этой истории веришь. Один из лучших рассказов сборника.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ я прочел в каком-то журнале, находясь ночью один в домике дачного типа. Было мне 12 лет. В общем, понимаете, эффект усилился раз в десять. Отмечу прекрасную экранизацию в «Сумеречной зоне». Атмосфера рассказа передана отлично.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, рассказ, несмотря на достаточно примитивный сюжет и лаконичность, получился отличный. Жуткий. Вот пример настоящего хоррора. Тот случай, когда, прекрасно понимаешь и чувствуешь весь страх и отчаяние мальчишки, попавшего в такую безнадежную ситуацию. Очень атмосферный и психологически точно, до слова, выверенный рассказ.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рискую оказаться белой вороной на фоне таких высоких отзывов, но всё же...

Во-первых, автор одним неосторожным абзацем в середине разрушил всю интригу: сразу стало понятно чем всё кончится.

Во-вторых, Кинг от других хоррор-писателей отличался всегда тем, что помимо пугания читателя, он неизменно пытался глубоко проанализировать внутренние противоречия героя и поднять какую-то морально-психологическую проблему. В «Бабуле» этого нет. Просто страшилка.

Для других авторов было бы нормально, для Кинга плохо. Он способен на большее.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ для меня — один из самых страшных у Кинга. Каждый раз, когда его перечитываю, страх окутывает все сознание. Он страшен своей обыденностью — нет ни крови, не убийства как такого, но есть ужас подавления и уничтожения своего Я и своей души. Есть ли смысл пересказывать сюжет, который каждый из вас и так знает, но задумайтесь, а не так ли мы сами в какой-то степени поступаем с нашими близкими, заставляя их подчиняться нашей воле насильно?

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кинг, конечно, это Кинг! Но, этим рассказом в уже другом, сегодняшнем возрасте, чем когда я познакомился с его творчеством и был ещё несозревшим читателем, к сожалению, меня не испугал. Наша жизнь, по мне страшнее. Хотя… была в моём глубоком девстве одна бабуля, так я к её тёмному двору боялся даже приближаться. Чего стоила только обшарпанная, глухая, синяя дверь, за которой творилось… моё воображение всегда чего-нибудь допридумывало, а страх сковывал… На вид та бабуля была намного страшнее и пугающая, чем кинговская, ибо от той неспроста ходила людская молва, что со мной по соседству живёт колдунья.

Вот если бы мне этот рассказ попался бы так в девяностых, да прочитал бы я его перед сном… тогда бы один только скрип старого шифоньера «кхэ-кх», привёл бы в ужас с последствиями… висели бы, только что постиранные штаны.

Так вот, вернусь я к своей бабуле. В один день она умерла. Мне было около шести. Взрослые, меня попросили залезть в форточку, чтоб я открыл её входную дверь… чтоб её не взламывать. Как вы думаете я полез?

Я знаю точно, что остаться один на один с человеком, который может и не проснуться, также жутко, как и прочитать этот рассказ «короля», всколыхнувший старые и ужасные воспоминания.

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх