fantlab ru

Александр Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
30
Моя оценка:
-

подробнее

Свадьба Кречинского

Пьеса, год; цикл «Картины прошедшего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Примечание:

Указан год постановки


Входит в:

— антологию «Горе от ума. Пьесы», 1974 г.



Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Трилогия
1959 г.
Трилогия
1966 г.
Горе от ума. Пьесы
1974 г.
А. В. Сухово-Кобылин. М. Е. Салтыков-Щедрин. Пьесы
1984 г.
Наш девятнадцатый век. Том 2
1995 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Известный достоевед Игорь Волгин заканчивал каждую передачу своего цикла «Игра в классику» призывом: «Читайте и перечитывайте классику!»

Дельный совет, я вот «Свадьбу Кречинского» после первого прочтения не понял. Основная интрига показалась уж очень простенькой. Подумаешь, явный мошенник Кречинский решил с помощью хитрости и обмана жениться на миллионном приданном. Однако успел провернуть только одну аферу, как тут же был схвачен за руку, и все планы его рухнули. По сравнению с этим, пьесы Чехова кажутся изощренной «елизаветинской драмой».

Увидеть все в правильном свете мне помогли драмы и комедии Тургенева и Островского, которые я в последние пару лет читал очень внимательно. Они научили меня, что в подобных драматических картинах главное не сюжет, а глубина проработки образов и раскрытие характеров персонажей.

И в таком ракурсе — «Свадьба Кречинского» сплошное пышное великолепие.

Сухово-Кобылин показывает размежевание в загнивающей крепостнической России верхушки правящего класса. Здесь нельзя все свести к разлагающему влиянию подлого чистогана. Оказывается деньги и власть деньгам и власти рознь.

С одной стороны конфликта мы видим тружеников-дворян Мещерского и Нелькина, с другой — паразитов Кречинского, Расплюева и Атуеву (фамилия-то какая — «Ату ее«!) Одни стараются повысить общее благосостояние и навести порядок в стране. другие просто прожигают жизнь в самых комфортных для себя условиях. Им безусловно не по пути, и от того, чья возьмет верх, зависит судьба России.

Характеры не уступают судьбоносной глубине конфликта.

Кречинский — это бывший законодатель мод среди «золотой молодежи» и высших аристократических кругов. Но помимо этого он владеет приемами сравнительно честного отъема денег, то есть это яркий прообраз одновременно и Николая Ставрогина из «Бесов», и Остапа Бендера из известной дилогии. Мошенник-титан, если можно так выразиться. И спасет его в финале, как и Бендера со Ставрогиным, именно русская женщина.

Ничтожный шулер Расплюев, готовый за копейку мать родную продать, силен и страшен своей безудержной отмороженностью и беспредельщиной. Произвол ,ограниченный чужими кулаками, вот единственный модус операнди, что он признает.

Помещики-деятели Мещерский и Нелькин — это скорее планы хороших людей, светлый идеал автора, чем типы взятые из жизни. Но они заметно и органично высветляю мрачно-сатирический тон пьесы. Не дают впасть зрителю-читателю в отчаяние от картины чудовищного падения нравов.

Очень интересен образ Лидочки Мещерской. Большую часть пьесы она пустая двадцатилетняя барышня-провинциалка, но на последней буквально страницы вдруг совершает мощный поступок и высвечивает в себе потенциал сильной личности.

И как раз тут скрыта философская противоречивость пьесы. Зло не наказано в следствие как раз силы и широты русской души, готовности примирению и одновременно проявлению возвышенной гордости. Мы слишком готовы к проявлению милосердия к поверженному врагу. Но какова цена за столь красивое проявление благородства? Тут есть о чем крепко задуматься.

В общем, издевательское название придумал Александр Васильевич Сухово-Кобылин для своей трилогии — «Картины прошедшего». Не удивительно, что оно не обмануло, а только разозлило цензуру. И 170 лет спустя его пьесы не устарели. Конфликт, характеры, социальные модели поведения — все узнается с первого взгляда. Если не искать в этих произведениях увлекательных приключений, а больше смотреть на многообразие проявлений в них живой жизни, очень много для сея почерпнуть можно.

П.С. Небольшое уточнение. Примечание на этой странице неверно. Премьера пьесы состоялась в ноябре 1855 года. А вот первая публикация состоялась в декабрьской книжке «Современника» за 1856 год.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус, самая лучшая часть трилогии. Пожалуй, отличительная черта этого произведения — что никто из персонажей не вызывает сочувствия. Т.е., конечно, они делятся условно на «плохих» и «хороших», но откровенные глупость, легкомыслие и безответственность едва ли позволяют выделить хоть одного действительно положительного персонажа, достойного сочувствия. Скорее уж, сопереживать хочется бедолаге Расплюеву (так же, как в «Горе от ума» — Молчалину) ввиду его самого бедственного и непристроенного положения в жестоком мире. Крушение аферы Кречинского тоже вызывает некоторое сожаление — как всё хорошо было задумано и провёрнуто!! В результате все получают по реальным заслугам — справедливость, можно сказать, торжествует

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Игрок — он всегда и везде Игрок

Несмотря на знакомое название, не читал до этого текст пьесы и не видел фильм (откуда и знакомость — есть спектакли и есть фильм). И потому фабула и сюжет был внове. Хотя как внове — конечно же подобные ситуации весьма распространены и в литературе, да и в кино наверняка тоже. Желание воспользоваться тем, что молодая неопытная девушка испытывает к тебе романтические чувства, и вступая в брак, иметь целью не покорение девичьего сердца, а чисто меркантильные соображения — сюжет давно обыгранный. Так сказать, брак по расчёту в чистом виде. Но вся порицаемость ситуации заключается в том, что молодая невеста и её родственники и родители ничегошеньки не знают об истинных намерениях женишка, а если папаша что-то как-то подозревает, то ему быстренько крутят голову и пудрят мозги.

Однако ведь не зря в народе есть поговорка про хитрую ж...у и нечто с винтом, и потому на этот раз планы мерзавца и плута Кречинского развеяны в пыль. Однако наш пакостник и махинатор едва ли сильно расстроен, ибо скорее всего если не здесь, так в другом месте, коли не сейчас, так позже, но найдёт другой вариант, ведь последний поступок Лидочки даёт ему такую надежду. Игрок — он всегда и везде Игрок.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх