fantlab ru

Галина Щербакова «Вам и не снилось…»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
80
Моя оценка:
-

подробнее

Вам и не снилось…

Другие названия: Ромка и Юлька

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Повесть рассказывает о прекрасном чувстве первой любви, о коварстве родителей и зависти ровесников.

Примечание:

Самую громкую славу Галине Николаевне Щербаковой принесла повесть, которая первоначально называлась «Ромка и Юлька» (позже ее название было изменено). Произведение после некоторого колебания опубликовали в журнале «Юность». Письма от восторженных читателей Галина стала получать сразу после ее публикации в 1979 году. А когда по этой повести был снят одноименный фильм режиссера Ильи Фрэза, то к автору сценария пришла настоящая литературная слава!

Следует заметить, что повесть и фильм отличаются друг от друга. Все дело в финале произведения. В повести он трагический: Роман, прыгая к своей любимой из комнаты многоэтажного дома, разбивается насмерть. В фильме же финал смягчен: в последних его кадрах зрители видят, что Роман остается жив. Сделано это было специально: своей повестью писательница хотела привлечь внимание читателей, поэтому она сделала ее похожей на знаменитый шекспировский сюжет о Ромео и его возлюбленной. В сценарии же к фильму у нее была задача – показать взрослым людям, что они часто бывают неправы, осуждая своих детей за их первые и несмелые чувства.


Входит в:

— журнал «Юность 1979'09», 1979 г.

— антологию «Школьная пора», 1981 г.

— сборник «Вам и не снилось», 1983 г.

— антологию «Юность. Избранное. XXX. 1955-1985», 1985 г.


Экранизации:

«Вам и не снилось...» 1981, СССР, реж: Илья Фрэз




Школьная пора
1981 г.
Вам и не снилось
1983 г.
Юность. Избранное. XXX. 1955-1985 Т. 2
1985 г.
Вам и не снилось…
2000 г.
Вам и не снилось
2015 г.
Вам и не снилось
2015 г.

Периодика:

Юность № 9, сентябрь 1979 г.
1979 г.

Аудиокниги:

Лучшие аудиокниги в дорогу №20
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первый раз в жизни скажу: фильм лучше книги. При том, что он её дословная экранизация, фильм романтический, душевный. Повесть же… Читала и думала: какая обозлённая на жизнь женщина это написала. Но, может, мне показалось. Дочитала до конца, и — нет, не показалось.

Щербакова ни об одном своём персонаже не пишет хорошо; в каждое, даже на вид благоприятное описание, непременно мимоходом, будто нехотя, роняет каплю грязи. С родными Ромы ещё понятно, а остальным за что? Пишет про маму Юли, вроде и хвалит, и умница, и красавица, но не забывает упомянуть, что у неё во время беременности выпали зубы, и она заметно поправилась. Юля, главная героиня, — проходится по внешности, Рома — наивный и мягкотелый, не может противостоять матери, учительница — старая дева, одноклассники Ромы — вообще…

И непохоже, чтобы сама Щербакова была нехороший человек. Её желчность и даже будто зависть, как по ВИНС и по другим её работам представляется, происходит не со зла, а от несчастья, мелкого, но беспросветного, когда каждый день мечта по чуть-чуть отодвигается в несбытие, а на её место приходит тоскливое осознание, что вот_это_всё и есть жизнь. Похоже, писательница им сама страдала, потому что в повести (и не только в этой, взять хоть «Стену», хоть «Кто из вас генерал, девочки») оно у каждого взрослого персонажа, все ведут жизнь в тихом отчаянии (с). От этого ВИНС воспринимается не как рассказ про влюблённых подростков, а как история про несчастливых людей среднего возраста.

Но есть и плюсы. Написана повесть однозначно талантливо. Отчаяние Щербаковой удалось мастерски. Много интересных деталей из советской жизни — открытки на покупку машины, один-единственный костюм в гардеробе, коммунальные квартиры, дефицит, очереди… Ностальгия хехе. Любовная история трогательная. Конфликт выписан контрастно и ярко, в лучших шекспировских традициях, финал сильный. Есть даже забавный (для постковидного читателя) момент, когда в Ленинград пришёл ежегодный сезонный грипп, и продавцы в универмагах работают в повязках. Не в масках, а именно в повязках (sic!), скорее всего, многоразовых марлевых.

Интересная, в общем, повесть, с большим потенциалом. Но уж больно автор сочувствия просит.

В целом всё, а дальше спойлером наблюдение в подтверждение моей теории.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всю повесть Щербакова чморит маму Ромы, растолстевшую, потерявшую задор и молодость женщину, чей муж до сих пор влюблён в красавицу-маму Юли. Щербакова то и дело отмечает, что мать Романа ограниченная, как клуша, что у неё кроме мужа и сына интересов других нет, на работу она ходит, только потому что положено, ни о какой профессиональной самореализации даже речи не идёт. Фу, в общем, а не женщина, позор феминизма.

Так же неоднократно автор передаёт романтичные диалоги Ромы и Юли, где они планируют светлое будущее. Роман талантливый математик, собирается учиться дальше и работать в науке, а Юля в еле-еле на тройки справляется, поэтому после школы хочет устроиться на какую-нибудь рабочую специальность, где особого ума не надо. На что Роман предлагает ей, раз так, вообще не работать, а заниматься домом и рожать и воспитывать детей. Юля радостно соглашается и предвкушает счастливую жизнь домохозяйки и матери.

Во-первых, ещё одно подтверждение известного факта, что мужчина в будущей жене ищет воплощение своей мамы.

А во-вторых, вы уж, писатель Щербакова, определитесь, вы домохозяек, всецело поглощённых домом и детьми, презрительно осуждаете (мать Романа) или превозносите (Юля)? Впечатление от повести такое, что Щербакова таких женщин осуждает, но только потому, что завидует. Из серии как зелен нынче виноград. Чему именно завидует — неясно, но уж больно желчно она про них.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала сборник, куда входила и повесть «Мальчик и девочка».

Когда знаешь фильм, не один раз смотренный и пересмотренный, то читать книгу сложнее. По-крайне мере мне. А еще, когда папа, тебе уже и конец книги проспойлерил, после первого просмотра совместно фильма. Так что ты уже всем вооруженный читаешь и чуточку маешься.

Да, фильм действительно почти полностью, чуть ли не по строчкам, книга. Но в книге есть мысли героев, есть то, что так сложно показать в кино. Хотя ты догадываешься, тянешь это на подсознательном уровне, потому что сценаристы молодцы, донесли до тебя, все возможное, режиссер все возможное выбил из актеров, но читать то, что в головах у героев, интереснее. Может даже масштабнее. Поэтому книга удивительным образом летела. Только вот на последних сценах с Ромкой, я как-то уперлась рогом. Я поверить не могу. Мне говорят, что когда ты молод и полон сил, такое бывает. Но я памятуя о себе в этом возрасте все же считаю, что нет. Поэтому мне это показалось слишком накрученным, слишком Ромео. Но все остальное ярко, правдиво и веришь.

По мне так одно из лучших переложений Шекспира на современный язык... или мир... как тут правильно-то?

Вторая история это уже 90-е. Но тоже дети, только другие. И тоже родители, а они словно такие же. Читаешь и морщишься. Это уже не сказка о волшебной любви. Это уже сказка о том, как эту любовь уберечь. Как в самом себе ее уберечь, вместе с желанием жить в том, что досталось и среди тех кто окружает. А окружают-то вруны, обманщики, люди, которые завидуют. Сами сломали себе жизнь. Сами ломают жизнь другим и удивляются, почему все так плохо. А действительно с чего бы это? Они злятся, исходят ненавистью, но никогда не признаются, что это все они сами. И никто, ни бог, ни черт в этом не виноват.

С одной стороны, пронзительно, ярко, необычно. С другой, возникающий бог, кусочки мистики и неожиданно вдруг порванная логика. Я вот до сих пор не понимаю устройство этой фразы:

«Ему хочется первого — правды. Но тогда будет суд и его посадят. Тюрьмы он боится. Проклятый русский выбор: или тюрьма, или правда.»

История опять о принятии решения, история опять о возникновении чувства, но тут вмешивается такая другая жизнь, которой не ждали.

Щербакова пишет пронзительно. Я не могу сказать, что буду хвататься сейчас за все ее книги, но точно знаю, что при возможности, буду продолжать ее читать.

Читать ли ее? Да, если все что она написала, так же эмоционально и точно, то надо ее читать. Она показывает кусочки мира в лицах людей.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое знакомство с Галиной Щербаковой было в «Чистый четверг». Не знаю, как эта книга оказалась скачанной и сохраненной на моей читалке, но была Пасхальная пора, хотелось чего-то светлого и радостного, а тут и название подходящее нашлось. Прочитала. Большей тоски и меланхолии я испытывала редко, да еще и все эти подробности советского быта!.. После этой книги я решила, что Щербакова не мой автор. А потом, разговаривая с подругой выяснила, что просто не с того начала. «Вам и не снилось» — экранизированная вещь, которая точно заслуживает внимания.

С одной стороны повесть написана как хроника событий — одно следует за другим, где-то время идет чуть быстрее, где-то медленнее, чтобы мы могли лучше рассмотреть ключевые моменты. Это роднит ее с «Чистым четвергом». Наверное, в этом подчерк Щербаковой. В беге времни и деталях, которые говорят о героях больше, чем простое описание их внешности и привычек. Обычная Юля — не акселератка, не красавица, не худышка, обычная девочка. Сдержанные Ромкины рассуждения тоже почему-то подводят к тому, что парень он опрятный и симпатичный. Алена — Мордюкова в юности. Сашка — без рубля в кармане отказывающийся быть интеллигентом.

Очень шекспировская повесть, я бы сказала. Своеобразная адаптация «Ромео и Джульетта» к реалиям советского периода. Аллюзий на это очень много: помимо основного сюжетного хода — любовь юных парня и девушки, семьи которых друг друга недолюбливают, имена героев — Ромка и Джулька-Юлька, ссылки на спектакль «Вестсайдская история», которая тоже является переработкой «Ромео и Джульетты». Учительница Татьяна тут, безусловно, в роли самого Шекспира (к ней же приходит тень отца Гамлета, то есть тень матери Татьяны). Даже те, кто не читал «Ромео и Джульетта» все равно обречены на угадывание их в героях Щербаковой.

Странно, как в небольшое произведение столько поместилось. Это и школьные будни, и дом, и работа, неразделенная любовь, принципы коммунизма и капитализма, нравственный выбор. Нет только рассового неравенства! Хотя... Если поискать... (Шучу!) Все герои — настоящие. О каждом даны не только визуальные описания, но и штрихи к прошлой жизни. И как хорошо переданы звуки! Это и «Лю-ю-у-ся!», и тишина в толпе универмага, и «Ромка! Скорее! Мама пришла» в пустом школьном дворе.

Но всё же стиль написания мне показался не просто повествательным. Это что-то вроде записок следователя или материалов участкового, отвечающего на вопрос «Почему мальчики выпадают из окон третьих этажей?» Прямо об этом нигде не говорится, но вот эти «Позже она скажет, что...» после каждого эпизода. Кому скажет? Следователю? Родителям? Товарищескому суду? Это не только касается Татьяны, на глазах у которой разворачивается школьный роман. Это и мама Юли, и Ромы, и даже Юлькина соседка — падшая женщина — все позже кому-то скажут, что...

Это произведение не для подростков, как его не редко позиционируют. Оно — для родителей. Чтобы вспомнили, что сами влюблялись, горячились, впадали в отчаяние и ни в коем случае не высмеивали чувств своих детей. Сама Галина Щербакова характеризует повесть «легкой любовной историей». А мы знаем, что в таких историях обязательно случается счастливый конец. Здесь же конец неоднозначен — что с Ромкой — он жив? мертв? он в обмороке? И что родители — смирятся? Я надеюсь, что все будет хорошо!

А совет матери Татьяны «Живи в жизни» повешу напоминанием перед глазами. Не играй, не сожалей. Живи!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудная история любви Юльки и Ромы. Я,конечно, не верю в ТАКУЮ любовь, но тронуло...

Первый раз читала так, что за ушами трещало, во второй раз, как обычно, отмечала детали..

И знаете, смысл произведения не только в любви. Конечно, во-первых, любовь запретить нельзя. Но во-вторых(я бы сказала в-главных), история говорит о том, что не надо решать судьбу детей. Нужно хоть иногда давать им волю и разрешать бегать, влюбляться, пачкать мороженым штанишки... Казалось бы, чего проще, но не все это понимают... А надо. Только в мире без глупых запретов дети поймут, как сильно их любят родители и научатся доверять взрослым...

Кстати, по поводу написания.. Вначале я даже не поняла, что случилось с Ромой. Хорошо, что мама тоже это читала, иначе я бы выдумала то, чего нет. Цензура проклятая, вырезать такую часть, от которой зависит полное понимание!

Ну, а в общем, очень даже поучительно и мило. 10 баллов.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это просто нечто. Это...

Ведь и у меня было такое. Было! Когда дышать можно только вместе, а одному не хватает воздуха. Потрясающе красивая любовь, про такую я читал только однажды — в книге Мартиновича «Паранойя» (там еще более трагичный финал), ну и нечто подобное умеет описать Дмитрий Быков (например, «Эвакуатор»). Но тут так просто, буднично, талантливо.

Стоит отметить и отличный стиль Щербаковой, и проблемы, нетипичные для того времени — секса, социального неравенства (в СССР!), но книга-то про любовь. Причем, «посильней, чем «Фауст» Гете».

Когда я сам был подростком, я бы в эту книгу не поверил, теперь же знаю — взрослые могут быть еще и не так жестоки. И я даже рад, что читал «лайт-версию» ( у меня издание от Эксмо, 2012), хоть это и не первоначальная задумка автора. Там есть надежда, а взять и перечеркнуть ТАКУЮ любовь... Это неправильно, хоть и более правдоподобно. Нет, пусть у них будет всё хорошо. Пожалуйста. Ромка, Юля (Ромео, Джульетта) слышите? Любите друг друга и будьте счастливы.

P.S. На очереди — фильм. Уже разыскал его, в самое ближайшее время посмотрю.

P.P.S. Эта книга была прочитана сразу после «Тринадцатой сказки» госпожи Сеттерфилд, поэтому невольно их сравнил. Действительно, две трагичных истории с непростыми судьбами и отношениями, с тараканами в некоторых головах, но «Вам и не снилось» — шедевр, а «Тринадцатая сказка» — грубая, хоть и старательная поделка ученика. Диана Сеттерфилд не придумала, чем еще завлечь читателя, кроме как толпой психопатов, шизофреников и инцестом. Ну так пусть поучится у Галины Щербаковой.

Необходимый P.P.P.S. Поклонниц госпожи Сеттерфилд прошу успокоиться и выпить чаю с валерьянкой

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх