fantlab ru

Майкл Муркок «Волшебница Безмолвной Цитадели»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.37
Оценок:
178
Моя оценка:
-

подробнее

Волшебница Безмолвной Цитадели

Lost Sorceress of the Silent Citadel

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Действие повести происходит на Марсе. Но не на Марсе нашей вселенной, и не на Марсе из соответствующего цикла Муркока, а на планете из произведений Ли Брэкетт, памяти которой повесть и посвещена.

Главный герой — Джон Макшард — это тот самый герой-супермен американской фантастики тридцатых-сороковых годов, рыцарь без страха и упрёка, готовый взяться за любое дело, приносящее ему прибыль или же позволяющее показать его геройскую натуру.

В повести Макшард борется против древней марсианской чародейки, которая спала много тысячелетий, и, наконец, проснулась. Особенностью «Волшебницы» являются постоянные отсылки к произведениям Ли Брэкетт.

Входит в:

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Mars Probes», 2002 г.

— антологию «Utopiae 2003», 2003 г.

— антологию «Year's Best SF 8», 2003 г.

— журнал «Если 2004'4», 2004 г.

— антологию «Космическая опера / Новая космическая опера», 2006 г.



Новая космическая опера
2009 г.

Периодика:

Если № 4, апрель 2004
2004 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Mars Probes
2002 г.
(английский)
Year's Best SF 8
2003 г.
(английский)
Year's Best SF 8
2003 г.
(английский)
Utopiae 2003
2003 г.
(французский)
The Space Opera Renaissance
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Марс, созданный воображением авторов бульварной фантастики прошлого века, имеет мало общего с реальной Красной планетой, тем не менее его особое очарование, атмосфера неведомой тайны, заветной мечты будят воображение и ностальгию, заставляют читателя переноситься в особый ни с чем не сравнимый мир красочных иллюзий и переживаний. Посетить именно такой Марс предлагает нам М. Муркок в своей повести, посвященной творчеству Ли Брэкетт. Здесь не стоит искать психологизма, хитроумного сюжета, насыщенного нестандартными ходами — у автора совершенно иные цели. Да, это литературная игра, постмодернистская космоопера, но не пародия и не тупое подражание, в первую очередь повесть будет интересна любителям старой фантастики, которые отыщут здесь массу реминисценций и аллюзий на любимые произведения, причем не только Ли Брэкетт.

Классическая завязка происходит в марсианском баре, куда заглянул легендарный авантюрист, капитан Джон Макшард, чтобы встретиться с купцом Морриконе, который готов заплатить любые деньги, только бы вернуть свою любимую дочь Мерседес, похищенную безжалостными теннетами. Как видим, перед нами стандартный квест на спасение красавицы из лап негодяев. Теннеты — это мутировавшие потомки землян, чей корабль в прошлом потерпел крушение на Марсе, с тех пор они и живут в своих подземных логовах, наводя ужас на мирное население. Основное внимание автор уделяет описанию своего главного героя — это идеальный супермен, обладатель всех героических качеств и свойств, которые когда-либо встречались на страницах произведений жанра палп-фикшен, во многом Макшард напоминает героя романа «Шпага Рианона» Ли Брэкетт.

Образ гиперактивного брутального сверхчеловека, космического Индианы Джонса с несгибаемой волей, который ценит личную свободу превыше всего — всё это заключает в себе Джон Макшард. При этом он обладает чёткими принципами, благородством, чувством справедливости, но в то же время его тягу к приключениям подпитывает и желание личного обогащения — каждый положительный герой по законам жанра должен иметь хотя бы одну черту «плохого мальчика». Забавно, что история происхождения Макшарда перекликается с «Тарзаном» Э.Р. Берроуза — бравый капитан в детстве потерял родителей и воспитывался среди меркурианских обезьяноподобных дикарей, которые дали ему прозвище Тан-Арз, что значит «смуглокожий», сумел возвыситься и стать вождём, а впоследствии был найден землянами, встретился с дядей и получил образование на Земле.

Как и все супергерои Макшард не может обойтись без уникальных артефактов, среди которых инопланетное стрелковое оружие «бэннинг» и загадочный звездолёт «Герцогиня Мальфи», который Макшард отыскал в поясе астероидов. Интересно, что среди обладателей «бэннинга» автор также упоминает известных литературных героев — Эрика Джона Старка Ли Брэкетт, Нордвеста Смита Кэтрин Мур и Дюмареста с Терры Эдвина Ч. Табба. Одним взмахом пера автор соединяет в единое целое различные литературные вселенные, подчёркивая, что уважает не только Ли Брэкетт, но и прочих известных создателей космических опер. Художественное мастерство Муркока воссоздает всю палитру, свойственную авторам пульпы, в объеме небольшой повести. Предыстория этого мира напрямую связана с Морскими Королями, носителем древнего Зла — Рианоном, вновь реверанс Брэкетт.

Сам квест очень короткий и носит вспомогательный характер, время, необходимое для перемещения в точку финального поединка, автор тратит на описание картин окружающего мира и исторические экскурсы. Даже сама финальная сцена подается читателю постфактум, хотя и описана довольно подробно, и все требуемые пояснения на месте, но автор недвусмысленно даёт понять, что это здесь совсем не главное — почувствуйте атмосферу, забудьте о сюжете — он здесь, можно сказать, для галочки. По итогам нужно сказать, что с поставленной задачей автор блестяще справился — описания Красной планеты, образ главного героя — всё это воссоздано по классическим лекалам с аптекарской точностью. Все прочие необходимые элементы также на месте — темный властелин, древнее Зло, загадочные машины и артефакты древней цивилизации, ментальные поединки и прекрасная красавица в качестве награды для героя — всё то, за что мы полюбили и продолжаем любить подобную литературу в повести М. Муркока присутствует в полном объеме.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все-таки Муркок не удержался от стеба. Даже сделав реверанс в сторону Брэккетт, он втайне усмехается в бороду.

«Капитан Джон Макшард и его верный бэннинг» — а Бэннинг, между протчим, ггерой «Молота валькаров» Гамильтона. Представьте себе Конана с верным мечом Эльриком — и вы поймете всю глубину... Впрочем, нет. Слово «глубина» тут не подходит, скорее уж — «аффтар, жжи есчо! Напалмом».

И он жжот. Рыцари Равновесия кого-то там изгоняют из созвездия Денеб (по книгам самого же Муркока, это были сугубо земные личности. С чего б их потянуло в космос?..) Главная злодейка — та самая волшебница, упомянутая в названии — вдруг оказывается из народа элдренов (т.е., тот же Эльрик, видимо, был ее родственником ;)) Ну и т.д. Воспитанник обезьян по прозвищу Тан-Арз (sic!!) должен добить даже самого неискушенного читателя.

Словом, настоящему фэну читать оч. приятно. Что ни слово — то «пасхалка». А такие мелочи, как легковесный, слишком простой сюжет... Да о чем вы, право? ;))

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпичность через край. Крутой главный персонаж, который, несомненно, еще в колыбели готовился убивать драконов. Зашкаливающее чувство собственного превосходства. Убийство ужасных монстров мощнейшим холодным и огнестрельным оружием, секс с богинями-инопланетянками и превозмогание самых страшных пыток. Герой (или даже «ГЕРОЙ!!!») настолько мачо, что вся Галактика должна бы содрогаться только от мысли о его крутизне! Ну и еще он настолько умен, что обманывает даже читателей. Вот о чем эта повесть... Читать временами просто невозможно: настолько серьезно преподносится сюжет, что я невольно смеялся.

Вообще, написано неплохо, занимательно, экшен не останавливается ни на минуту. Однако если бы было побольше намеков на пародийность произведения, то оно бы от этого только выиграло. А так -- сложно понять: Муркок серьезен на 100% или так шутит на все 200%... Советую читателю принять сразу второй вариант и тогда, я надеюсь, чтение пойдет легче -- не будет того диссонанса, который грозил разорвать мне голову.

Намек на сиквел не менее занятен:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце повести у главного героя рождается сын. Сложно даже представить насколько крут тот окажется.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения данной повести осталось впечатление, что автор попросту отпустил на волю своё воображение, совершенно не заботясь о результате. Но вышло в итоге — замечательно!!! Я не особо знаком с творчеством Ли Брэкетт (читал лет пятнадцать назад два тома издательства «Полярис»), но даже мне понятно, что данная повесть — весьма изящная стилизация. Кто-то, естественно, поморщится, а я как-будто в детство вернулся, в то время, когда и Джон Картер на ура шёл =))) После недавних неудачных опытов с «постмодернистскими» рассказами автора, разочаровался уже было в Муркоке, но всё-таки решил попробовать начать «Волшебницу Безмолвной Цитадели». Какой там начать — я пока последнюю страницу не перевернул, оторваться не смог! Благо чтения там минут на сорок от силы. До меня уже успели высказаться, какой в повести Герой, но помимо этого — какие там цитаты! «Их потомки все еще обитали среди обветшалых и шепчущих холмов – останков великих горных хребтов Марса времен его могущества, когда Морские Короли правили планетой – голубой, как бирюза, красной, как рубин, и зеленой, как Изумрудный остров, породивший земных предков капитана Джона Макшарда, таких же крепких, таинственных и полных страсти к путешествиям, как этот пасынок меркурианских дебрей, в чьих жилах текла кровь Бриана Бору, Генри Тюдора и Чарлза Эдварда Стюарта. А кровь Морских Королей взывала к нему сквозь века и наполняла глубокой мудростью его марсианских предков. Эти давно умершие родственники воевали против норманнов и англосаксов, были рыцарями в армии Стюарта и маршалами в армии Наполеона. Они сражались за и против штандарта Рианнона, как в мужском, так и женском облике, выжили после сокрушительных магических ударов и вывели голодающие армии Барракеша на решающее сражение на полюсе Марса. Их рассказы, храбрость и безумная отвага перед лицом неминуемой смерти вошли в легенду...» Да и характеристики главного Героя хоть на цитаты растаскивай: «В обитаемой Вселенной вряд ли нашелся бы музей, где не выставлялись бы с гордостью находки капитана Джона Макшарда. Поговаривали, что некоторые расы, создавшие эти артефакты, еще не были полностью вымершими, пока их не отыскал капитан. Его боялись все враги – те, кто еще остался жив. И не было в системе женщины, знавшей капитана, которая не вспоминала бы о нем». Одним словом, рекомендую всем, кто не плюётся от старой доброй «марсианско-венерианской» фантастики, непобедимых благородных Героев и непременно прекрасных, таинственных женщин.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведений Брэкетт про Марс я не читал, поэтому трудно сказать, удалось ли автору передать атмосферу и дух героев того мира. Но очень сильно сомневаюсь, что Брэкетт писала пародии, а вот у Муркока как раз и получилась пародия на раннюю классическую оперу, без улыбки на приключения главного героя трудно было смотреть. Но в целом рассказ довольно средний, только для любителей подобного жанра.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный образец того, как из абсолютно идиотского сюжета (одинокий герой спасает красавицу из лап нелюдей) Мастер может сделать увлекательную и неглупую историю. Конечно, автор этот — Муркок, и обилие цитат из Ли Брэкетт вынуждает к соответствующему восприятию. Перед нами стилизация под космическую оперу, но стилизация, в которой есть немного здорового цинизма и постмодернистских игр. На фоне прочего в антологии вещь Муркока — действительно ВЕЩЬ!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов Муркока!

Ли Брэкет-очень обрадовалась если бы прочитав его узнала что он посвящен ей:blush:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Веселая пародия на космическую оперу. Лет так семьдесят назад приняли бы за чистую монету.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не обязательно быть поклонником творчества Ли Брэкетт, чтобы по достоинству оценить рассказ, посвященный памяти писательницы. Прочитав ее биографию, я понял, что Муркоку удалась самостоятельная история и в тоже время наполненная множеством отсылок к героям и событиям книг Ли Брэкетт. Джон Макшард теперь для меня стоит в ряду сильнейших (как физически, так и морально) литературных героев вместе с Гулливером Фойлом Альфреда Бестера.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх