fantlab ru

Поль д'Ивуа, Анри Шабрийя «Вокруг света с гривенником в кармане»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.69
Оценок:
40
Моя оценка:
-

подробнее

,

Вокруг света с гривенником в кармане

Les cinq sous de Lavarède

Другие названия: Вокруг света с десятью су в кармане; Авантюрист поневоле, или Пять су Лавареда

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

В романе «Авантюрист поневоле, или Пять су Лавареда» рассказывается о бедном молодом журналисте, которому вдруг достаётся громадное наследство. Однако, чтобы его получить, необходимо совершить кругосветное путешествие всего за год, потратив сумму, которой хватит лишь на бокал вина. Строгий судья будет следить за соблюдением условий завещания.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
Д. Савосин (1)

Вокругъ свѣта съ гривенникомъ въ карманѣ
1908 г.
Вокруг света с гривенником в кармане
2008 г.
Авантюрист поневоле, или Пять су Лавареда. Необычайные приключения на краю света
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отчаянный парень этот Арман Лаваред!

Он не побоялся отказаться от предложения господина Буврёя, заманчивого и обоюдовыгодного.

«Собственник», как называли Буврёя, предлагал молодому журналисту взять в жены его дочь, красавицу Пенелопу. Хм… красавицу это сильно сказано, но барышню приятную во всех отношениях. И ничего, что она не призовая лошадь, зато и девица не останется старой девой и Арман ничем не рискует, а так… Буврёй крепко держал его в своих руках, будучи кредитором Лавареда. Н Армане не спасовал и ответил категорическим: «Нет!». Хотите ободрать меня как липку, натравить на меня приставов, чтобы те забрали последний стул? Валяйте! Свобода лучше безденежья.

А таким людям, как он вообще везет.

Кто знал, что после неприятного разговора с Буврёем его попросят явиться в нотариальную контору, где сообщат новость о смерти его кузена. Вот и наследство свалилось ему на голову, скажете вы? Как бы не так! Он сможет его получить только в том случае, если выполнит одно условие – совсем необычное: он должен пойти в кругосветку, имея в кармане, лишь двадцать пять сантимов или пять су, кому как больше нравится. И эта сумма может только убавляться, но не прибавляться.

А за всем должен следить сосед его кузена – сэр Марлитон (к нотариусу он пришел не один, с дочкой, настоящей красавицей Орретой).

Если Лаваред нарушит условие, поставленное перед ним кузеном Жаном, то наследство англичанину.

Непросто, скажете вы?

Сущий пустяк, ответит вам Арман Лаваред. Наследство будет его, он уложится в срок и ровно через год появится в нотариальной конторе, чтобы официально оформить свои права.

Но так ли это будет просто, если господин Буврёй решительно настроен сделать его женихом своей дочери Пенелопы?

Дебютный роман Поль д'Ивуа, написанный им в соавторстве с Анри Шабрийя. Увы, господину Шабрийя не повезло. Незадолго до выхода книги в свет, он скончался. Все лавры достались его коллеге, который начинал свою литературную карьеру с… любовных романов.

Что я могу сказать о романе моего любимого автора?

(Кстати, о спойлере, не подумайте, что там пересказаны ключевые моменты романа; боже упаси меня это делать и наживать врагов среди тех, кто еще не познакомился с этим занимательным произведением; в нём скрыт мой первоначальный отзыв о книге, написанный в 2019 года еще до того, как Поль д'Ивуа стал одним из моих самых любимых писателей).

Первый роман цикла «Эксцентричные путешествия» это поиски д'Ивуа самого себя. Он ищет свой путь. Но «Пять су Лавареда» больше пропитаны духом книг других великих французов – Жюля Верна и Луи Буссенара. Хотя у них такого отчаянного и даже бесшабашного, я бы сказал героя, и не было. Но все же, чувствуется влияние двух вышеназванных авторов.

Я придерживаюсь своего первоначального впечатления, что «Пять су Лавареда» при всей его занимательности, уступает всем последующим работам (20 романам, между прочим, издаваемых практически каждый год, вплоть до смерти писателя в 1915 году). Это была игра на чужом поле. Замечательно, что д'Ивуа не остановился на выбранной им приключенческой формуле, а продолжал искать себя. Эффект не заставил себя долго ждать.

Второй роман – «Сержант Простофиль» (у нас он был издан под названием «Необычайные приключения на краю свете), уже ближе к тому д'Ивуа, которого я так люблю и которого так полюбила вся читающая публика; и совсем неудивительно, что именно Поля д'Ивуа называют тем писателем, который сумел занять в сердцах людей столь высокое положение, столь высокое место, на котором четыре десятка лет царствовал Жюль Верн, еще один великий и неповторимый.

Итог: 10 из 10.

Хороший дебютный роман д'Ивуа. Занимательный, легкий, веселый (в нем уже есть неповторимый юмор писателя), несомненно, достойный того, чтобы быть прочитанным. И при этом, повторюсь, уступающий другим работам автора. Чтобы убедиться, Вам достаточно прочесть парочку романов вышедших годами позже – «Корсар Триплекс», «Капитан Нилия», «Сеятели льда», «Доктор Тайна», «Король радия» — это классический д'Ивуа, уникальный и неповторимый!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Буду честен.

Выхода книги Поля Д`Ивуа в серии «Мир приключений» ждал с огромным нетерпением (как и сотни других, неравнодушных к хорошим книгам, читателей). Ведь не может быть ничего лучше красиво оформленной книги с романами редкого писателя, каковым, увы, оказался Поль Делётр (настоящая фамилия), чьи произведения имели немалый успех, как во Франции, так и в дореволюционной России, подарившей миру «обрубки» нескольких романов Д`Ивуа, которые впоследствии были переизданы спустя почти девяносто лет.

Разумеется, я многого ждал от Д`Ивуа и его первых двух книг из цикла «Эксцентричные путешествия», и понимал, в каком жанре обе написаны, какая атрибутика им присуща, сюжетные ходы, короче, все ингриденты французского авантюрно-приключенческого романа, которых к тому времени было написано не мало и Жюль Верном, и Луи Буссенаром, и Луи Жаколио.

Начало «Пять су Лавареда» все же было многообещающим. Симпатичный главный герой, весельчак и балагур, невообразимое пари... Но когда начались основные события, а начались они на борту корабля, стало ясно, что дальше ждут только наивности и бесконечные диалоги. (Бесконечные диалоги беда практически всех французских авторов (есть и итальянские, этим грешащие), исключение, пожалуй, Жюль Верн и отчасти Буссенар, у них, хотя бы соотношение авторского текста и диалогов равномерное).

Многие скажут — наивности? А где же им не быть в авантюрном романе? Соглашусь, но наивности на грани неприемлемы даже для такого рода произведения. Пусть героям и должно везти, и они должны без сучка и задоринки выбираться из, казалось, порой совершенно безвыходной ситуации, но выход, пусть и случайный, должен быть более реалистичным и правдоподобным (кто читал роман поймут о чем я, на форуме об этом упоминалось).

Даже обнадеживающее появление китайских масонов не подправило положение, равно как и передвижение Лавареда на корабле... в гробу.

Географические подробности не такие яркие, как у Верна или Буссенара (иногда географические описания изрядно раздражают, здесь Поль удружил)), но они в повествование не внесли ничего радикального нового, лишь были способом разбавить повествование, следуя принципу — «развлекать просвещая».

Не отметить юмор не могу, вот чего Делётру не занимать, так это юмора, это, несомненно, может внести в зачет роману. Симпатичные персонажи, комические злодеи, все это — большой плюс.

С точки зрения авантюрного романа, задача поставленная Д`Ивуа в его дебютном романе выполнена на 100%, но насколько увлекательно, судить каждому, кто откроет эту книгу и прочтет её. Не покривлю душой, сказав, что Жюль Верн и Луи Буссенар посильнее в этом плане (даже роман Буссенара «Без гроша в кармане» — своеобразная пародия на Лавареда, на ту же тематику безумных пари, меньший по объему, получился динамичнее, хотя и там хватало простоты).

Но это не значит, что на Д`Ивуа нужно поставить крест. У каждого автора есть победы и « не совсем удачи», и я более чем убежден, что другие романы автора намного сильнее, «Пяти су Лавареда». Лаваред — тот трамплин, с которого логично начинать знакомство с автором, как и с «Копей царя Соломона» Хаггарда, «Таинственного острова» Жюль Верна, «Всадника без головы» Майн Рида, «Королей океана» Эмара... список можно продолжать еще долго, хотя многие могут и не согласиться, и это будет их право, во многом справедливое.

И ведь поговорка «первый блин комом» на то и вошла в наш обиход, подтверждая устоявшуюся истину, что не всегда с первого раза все получается хорошо, так это и не означает, что от прочтения романов Д`Ивуа нужно отказаться. Наоборот, хочется еще!

P.S. Прошу строго не судить, и камнями, за эту рецензию, не бросать. Я не противник Д`Ивуа, а его сторонник! И выше самое себя прыгнуть не могу (касаемо оценки).

P.S.S. (дополнение от 04.09.2020 г).

Время меняет нас, наши вкусы и предпочтения, и за год с лишним человек способен изменить отношение к чему-либо в корне.

Так произошло и с Вашим покорным слугой, который прочтя «Пять су Лавареда» остался не очень доволен произведением и поставил автора романа ниже Жюля Верна и Луи Буссенара.

Нет, это не так (каюсь, грешен)

Да простит меня любимый Поль д'Ивуа, который отныне стоит у меня в одном ряду с не менее обожаемыми Райдером Хаггардом и Жюлем Верном.

Сравнительный момент штука опасная. Равно, как и привычка. Читая романы авторов сюжетно схожие между собой, начинаешь детально его разбирать, пытаясь понять: а какому же произведению и писателю отдать предпочтение.

А в случае с Полем д'Ивуа, как показало время, этот самый сравнительный момент не уместен вовсе.

Он – особенная в своем роде, писательская единица в мировой литературе, самобытная, остроумная, стоящая особняком. После его смерти не появилось ни одного другого такого романиста, который бы мог потягаться с ним талантом и уже не сможет (не спорю, что каждый писатель по-своему уникален и неповторим, и у каждого есть своя притягательная, сильная черта, неподвластная другому писателю, работающему в аналогичном жанре; но здесь несколько иная ситуация).

Да, я говорил, что географические подробности в романе д'Ивуа не такие яркие, как у двух его главных конкурентов. Но какое они имеют значение, когда в центре романа именно что ПРИКЛЮЧЕНИЯ, а не попытка составить живое пособие по флоре и фауне стран, в которых герои оказываются по воле воображения и фантазии автора?

Да, в этом романе наивностей хватает, но тогда, не любитель бульварных романов (я только начинал их читать – теперь не могу без них представить свою жизнь), я считал чрезмерным такое количество случайностей. А ведь д'Ивуа писал развлекательный (!) роман, ставил перед собой цель развлечь и увлечь читателя, создать новую формулу авантюрно-приключенческого романа. И как я уже отмечал – у него получилось на все 100%.

И чем больше я знакомлюсь с творчеством Поля д'Ивуа, тем крепче становится моя безграничная любовь к нему, преданность и обожание, которое останется со мной навсегда.

Поэтому теперь, я с огромным удовольствием ставлю роману «Пять су Лавареда» высший балл – 10.

Поль д'Ивуа – настоящий мастер остросюжетных приключенческих романов и заслуживает того, чтобы его знали, читали и любили.

Примечание: и все же я придерживаюсь своего первоначального утверждения, что первый блин может встать поперек горла, но это не означает, что и дальше все будет повторяться с той же закономерностью: все прочитанные, уже после «Лавареда» романы авторы, мне понравились сразу и безоговорочно.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Konbook, как же я согласно кивал, читая эту рецензию. Искренне люблю такие приключенческие романы. В них какая-то своя атмосфера, в которую приятно окунуться с головой.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх