FantLab ru

Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.96
Голосов:
801
Моя оценка:
-

подробнее

,

Витки

Coils

Роман, год (год написания: 1981)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 75
Аннотация:

Что делать, когда на тебя охотятся твои же друзья?

Куда идти, если опасность повсюду?

Как можно противостоять в одиночку системе?

Перед главным героем стоят эти вопросы, пытаясь решить которые, он заодно раскрывает перед нами удивительный мир, казавшийся всего лишь сказкой в 1981 г. Самое важное не изменить себе, остаться верным своим принципам, и тогда появляется шанс достичь невозможного.

Ведь ты не один...

Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Обратная связь», 1990 г.

— журнал «Вокруг света 1989'10», 1989 г.

— журнал «Вокруг света 1989'11», 1989 г.

— журнал «Вокруг света 1989'12», 1989 г.

— журнал «Вокруг света 1990'01», 1990 г.

— журнал «Вокруг света 1990'02», 1990 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Обратная связь
1990 г.
Миры Роджера Желязны. Том 1
1995 г.
Витки. Черный Трон
1998 г.
Витки
1999 г.
Витки. Черный Трон
2004 г.
Маска Локи
2004 г.

Периодика:

Вокруг света № 11, ноябрь 1989 г.
1989 г.
Вокруг света № 10, октябрь 1989 г.
1989 г.
Вокруг света № 12, декабрь 1989 г.
1989 г.
Вокруг света № 1, январь 1990 г.
1990 г.
Вокруг света № 2, февраль 1990 г.
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

База берсеркера
2017 г.

Аудиокниги:

Витки
2010 г.
Витки
2013 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

... В тугих проводах, как будто в огне,

И ты отойди, и ты подожди, и ты не мешай мне...

... Пить электричество, — с такой феерией первобытного наслаждения, с плавным скольжением в дескретных цепях магистральных маршрутизаторов, искусно распределяя свое сознание между модемными передачами, — научил Роджера Желязны в контексте их совместных «Витков» вероятнее всего именно Фред Саберхаген (отчетливо слышна из цикла «Берсеркер» первородная идея этого великолепного технаря). И да, обыкновенную историю похищения любимой девушки коварными злодеями, которые по совместительству твои вчерашние друзья, — можно вероятно представить на суд искушенного читателя по-разному. Вдвойне приятно, когда в жанре киперпанка, отлично стилизованного под индивидуальное творческое «я», таким самобытным рассказчиком выступает именно Желязны. И, соб-но, отчасти слышны «Истинные Имена» Вернора Винджа, словно написанные в большую притирку с «Витками» Желязны. И это, разумеется, ни в коем случае не плагиат, — а скорее некий макет, лекало и что ли джаз шаблон: великолепная платформа для создания потенциального шедевра.

Желязны в «Витках» выточил свой текст с таким завидным виртуозным умением, так мастерски загладил/закруглил блоки, яркими разномастными пластами представляющие собой определенный стилистический калейдоскоп, — по моим личным ощущениям, тот же великолепный Ф.Дик с «Убиком» периодически проступает блочной мозаикой лоскутного пэчворка на стыках своего основного текста. К тому же Желязны весьма грамотно, самобытно и ярко раскрыл основной посыл романа, — «эффект витков», — по всем его пластам. Основная тема «Витков», так или иначе, изначально закольцована автором лабиринтами памяти главного героя: вернее, непоср-но ее утерей. Здесь и тема имплантации, насильственно вживленной памяти; и белый семантический шум беглых воспоминаний. И метания между двумя пространствами бесплотной потерянной души. И эманация разума главных персонажей в ключе их врожденных уникальных талантов. Желязны защищает концы, передергивает провода; искусно тасует образы и понятия. Автор то искрит коротким замыканием и бросает эти разноцветные спирали на исследовательский отдел мировой корпорации «Ангро энерджи». То плетет на подсознании главного героя фантасмагорические кружева «вампиров-узурпаторов» в завязке своего увлекательного приключения. Все это сделано с любовью к читателю в мягких переходах между причудливым нагромождением тем и образов. Сомнамбулический танец демонов и фурий (на подсознании главного героя) в фэнтезийном представлении Желязны пластично увязывается с лукавыми играми технократов; — и далее искусно транспонируется в захватывающее приключение с элементами отличного, грамотно закрученного детектива. При всем при этом тема технократии мягко, но настойчиво перетекает в концепт луддизма, — на смену которого неизменно приходит слияние/обмен сознания с искусственным (иным) разумом. А последний с мягким свечением, мерцанием и ломким металлическим шелестом растекается по всей мировой сети отправителей/получателей. И замыкает Желязны этот «эффект витков» в лучших традициях своего фэнтезийного твор-ва аллюзиями на античное, неизведанное и давно ушедшее, — но неизменно существующее где-то в глубинах нашей генетической памяти и подсознания. Чудесным мягким психоделиком и «зашитыми» закодированными ощущениями Желязны расчерчивает свои разноцветные спирали/винтовые лестницы подобными великолепными авторскими кликами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
…Виток спирали и дальше внутрь, снова. Вокруг меня раскинулся волшебный простор. Я отыскал то место, которое воспринималось разумом как огненный водопад, обрушивающийся в ярко-желтое озеро… Да. Здесь. Я нырнул в озеро. Глубже, еще глубже… Клик — я направился к тому же месту, откуда мне пришлось вернуться. Теперь из-под воды просвечивали яркие огни, словно передо мной раскинулся затонувший город Иф. Я знал, что океан представляет собой огромную сеть передачи данных и нужно нырнуть к светящемуся городу...

Параллельно четким пунктирным акцентом проходит линия Малыша Уилли Мэтьюса (прежнего коллеги «по цеху» главного персонажа Дона) – искусного телепата с большим стажем лубочного проповедника на ТВ. -С едкой плотоядной улыбкой и особым даром намагничивания предстанет этот чудесный талант, — в подобном амплуа долгожданных, скорых на руку чудес и завлекательных предложений на перспективу выступает в мировой лит-ре мистер Гонт из «Нужных вещей» Стивена Кинга. Желязны искусно увяжет иррациональное и логичное; иллюзорность и мир электричества; свет и тьму. Психология, телекинез, философия… -И даже двери в…ноэтику (темой зарождения и обмена иного Сознания) искусно приоткроет этот талантливый автор. Такой текст, на мой взгляд, не может морально устареть в силу только лишь технологических анахронизмов. И до крайности нелепы даже потенциальные сравнения с «Нейромантом» У.Гибсона со всей его экзотической мишурой, брутальным драйвом и навороченным девайсом.

Желязны дает от себя столько закольцованных размышлений о жизни нашей бесплотной души; его электрические импульсы столь поэтичны; его море тьмы и света так виртуозно перемежается с вечными темами… Чего стОит только подробный экшн с промежуточной остановкой товарного поезда, которую Дон сделал просчитано и умышленно, виртуозно зачищая все «концы», следствия и причины. – Это ведь, по сути, метафоричная философия жизни и судьбы; — вернее умелого и своевременного использования всех ее скрытых ресурсов.

PS Проза Р.Желязны уже давно стала образчиком хорошего вкуса. В «Витках» он среди прочего элегантный, стильный, эклектичный. И если более позднее соавторство Желязны не дает четких представлений об истинном глубоком потенциале этого автора… -«Господь Гнева», дописанный за Ф.Диком в 1975 году, по моим субъективным ощущениям предательски рассыпается нарочитой сказочностью; а «Взрыв» в тандеме с Т.Томасом, тщательно смоделированный в 1991 году под «твердую» НФ на мой личный вкус оказался статичным и сухим… -То очень пластичный, изящный и плотный текст «Витков» по своему стилю и наполнению заслуживает самых высоких оценок и восхищенных искренних аплодисментов.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, когда я прочитал этот роман в конце 90-х, для меня знакомство с фантастикой в принципе только начиналось. Роман произвел на меня впечатление просто неизгладимое. Гибсон вовсю писал рассказы для «Сожжения Хром», сделавшие его отцом киберпанка (хотя сам термин придумал Брюс Бетке), а Желязны и Саберхаген вовремя уловили тенденцию развития и выдали прекрасные для того времени «Витки». Киберпанк, как они его видели, с противостоянием человека и системы во главе.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зловещая корпорация, ГГ с паранормальными способностями, похищенная любимая девушка. Что еще надо для приключенческой фантастики.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

имхо, классика жанра, как по времени создания, так и по качеству.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, на основе которого , был написан сценарий , к знаменитому фильму « Трон « , имеющему , не менее достойный современный римейк: « Трон: Наследие « . Роман показывает, что доверять в этом мире нельзя никому, кроме своих способностей и обезличеных систем, представленных в романе , компьютером , с выходом в глобальную сеть , который помогает Главному Герою , обрести себя , после автомобильной аварии. Люди корпорации, в конечном счете , хотят, только способности этого парня , без него самого , им важен результат применения его способностей, но , сам , как личность, он им не важен. Защита, которую они дают на время, и участие в команде спецов , сменяется угрозой , при малейших попытках неповиновения. Команда , оборачивается против него , и начинается нормальная битва , в стиле « Воспламеняющей Взглядом « , фильма , по книге Кинга . В конце концов , Главный Герой, всех побеждает, и уходит в обычную жизнь. Для старшеклассников, и студентов первых курсов гражданских ВУЗов, нормальное интеллектуальное чтение.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В своё время мне этот роман очень не понравился, причём настолько, что я никак не мог понять, почему. Ну, примитивизация идей работы программиста до уровня среднего американца, способного воспринимать информацию на уровне комиксов. А с другой стороны — зародыш будущего ЛитРПГ. И только сейчас, начав читать современный роман американского автора из жанра ЛитРПГ, внезапно понял, чем так плохи «Витки»: это эталон карго-культуры.

По-видимому, именно в этом романе впервые применён приём замены идей, связанных с программированием при взломе компьютерных систем, на прыжки героя с интеллектом орангутана в лабиринтах, наводнённых монстрами а-ля Голливуд. Как в рамках карго-культа дикари делали из соломы подобия самолётов и молились им, чтобы вновь на самолётах прилетели белые боги, так и люди, читающие подобные произведения, получают вместо мыслей и интеллекта их подмену мускулами и прыжками.

Очень уважаемые мной авторы гениальны, они открыли целое направление в фантастике. Их чутьё великолепно, и множество последователей пошло по созданию фантастических произведений в рамках карго-культуры. Голливуд умел промывать мозги, и до сих пор многие считают, что египетские пирамиды строили рабы. Саберхаген и Желязны создали столь же стойкий стереотип в фантастике, и лишь немногие (например, Ясинский «Ник») вышли за пределы порождённой ими карго-культуры. Вот Лукьяненко с «Лабиринтом отражений» не смог, и многие другие достаточно талантливые авторы не смогли.

Так что роман заслуживает большой по модулю отрицательной оценки. Самое обидное, что произведение талантливо — и весь этот талант работает в сторону регресса, а не прогресса. Очень напоминает эпизод из «Истории с песчанкой» Энвила Кристофера, когда талантливое произведение работало против истины и прогресса.

Оценка: 1
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение. Удивительно, что написано в восьмидесятых годах прошлого века, так современно.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман! Один из предтеч эпохи киберпанка. Авторы смогли ухватить суть надвигающихся проблем и немного заглянуть за грань. Хотя в этом романе это не главное. Как всегда у Желязны прописан герой и крепкий захватывающий сюжет. Хочется перечитывать.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странное произведение. Вроде бы и обычный остросюжетный триллер: приключения, погони, схватки, спасение любимой, но в тоже время в романе идет попытка рассказать о взаимодействии человеческого и компьютерного разумов. Однако это слишком вторично подано по сравнению с сюжетом, на ход повествования почти не влияет и на мой взгляд смотрится излишним. И опять же на мой взгляд сюжет книги требует более динамичного языка, чем используется в книге, хотя я читал в переводе и не знаю, что в оригинале. Но сюжет хороший.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Качественная приключенческая фантастика от мастеров жанра. Существует мнение, что «Витки» в некотором роде предтеча движения киберпанков — герой здесь телепатически общается с компьютерами и управляет ими силой мысли. Но всё же отнести этот роман к киберпанку решение довольно смелое, слишком уж далёк он от характерной этому жанру стилистики. А вот просто как приключенческая история книга читается на ура. Я бы не назвал построения авторов уж очень сложными и потрясающими, но логичность и упорядоченность описанного мира внушают уважение. Это не просто спонтанное решение наделить героя такой необычной разновидностью телепатии — талант героя увязан практически со всеми аспектами повседневной жизни, и способы, которыми он борется с агрессивной системой, разумно следуют из его необычной способности. Параллельно увлекательному и динамичному сюжету авторы развивают ещё одну интересную тему, а именно обилие компьютеров и прочей сложной техники в нашей повседневной жизни. А ведь с момента написания романа степень проникновения этих технологий во все сферы общества превзошла чуть ли не все самые смелые прогнозы. Герой «Витков» оказался не по зубам могучей корпорации, а в наше время, пожалуй, и вовсе стал бы правителем мира. Информационные технологии повсюду — от управления ядерным оружием до систем, регулирующих многомиллиардные денежные потоки на фондовых биржах. Именно это предчувствие эры информации, а вовсе не чисто антуражные вещи, действительно роднит «Витки» с классическими произведениями киберпанка. Возможно, на фоне той же «Схизматрицы», которую я читал совсем недавно, произведение Желязны и Саберхагена и выглядит малость бледновато, однако прочитать его, безусловно, стоит.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд — одно из самых недооценённых произведений киберпанка. Лично мне нравится куда больше «Муравейника» Гибсона. Может, дело в самом стиле повествования, но «Витки» как-то попонятнее будут. Да и авторский стиль Желязны мало с чем спутаешь. Читал лет пятнадцать назад, но до сих пор помню поразившую меня строчку: «раскрывают свои головки цветы, поют птицы, а я ускользаю внутрь системы»... Тогда это казалось таким несбыточным и далёким...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для тех, кому «Витки» показались наивными и устаревшими в описании технологий и виртуального пространства стоит знать следующее. Что учеными при создании и моделировании глобальной информационной системы и прочего всего того модного что есть сейчас за основу брались описания из произведений фантастов. Именно этим и ценна хорошая фантастика. Она не столько просто развлекает читателя или предсказывает будущее, сколько определяет конкретный облик этого самого будущего.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классная вещь! Открыл ее для себя неделю назад. Сейчас прочитал отзывы. Согласен, Витки стоят у истоков целого направления в фантастике (как литературной, так и кинематографической). К тому же захватывающий экшн, но, пожалуй, главное не все это. Даже сейчас от многочисленных последователей Витки отличаются той глубиной, до которой многим более современным вещам «как до звезды небесной».

В качестве примера приведу «Войну миров» великого мастера. Марсиане погибают от детской болезни. У многочисленных последователей Уэллса — Земля погибает от какого-нибудь занесенного вируса. Что правдивей? Что глубже? Что менее наивно? Миллиарды лет на этой планете разные формы жизни сражались за выживание и не могли не достичь совершенства в данных условиях. Попавшее в нашу среду чужеродное создание, скорее всего, будет сожрано и уничтожено точно также, как были бы уничтожены земные формы жизни на какой-нибудь неукротимой планете. Уэллс это понимает, его последователи либо нет, либо подстраиваются под читателя, чтобы заработать.

В романе Желязны и Саберхагена мальчик выступает поводырем и пророком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он открывает мир зарождающемуся интеллекту. А что же почти у всех последователей? Супермозг, порабощение человечества и прочее... Даже у Стругацких с их Массачусетской машиной. Что правдивей? Мгновенно оформившийся мозг с желаниями, четкими целями и средствами их реализации (без проб, ошибок и прочего вроде, а что случится, если подать импульс туда-то) или формирующееся осознание, как у любого ребенка, входящего в незнакомый и новый мир?

В Витках затронуты и проблемы совести, божественности, любви, но на таком уровне, что это не выглядит нравоучением, но бьет в точку через действие, поступок. Будет ли прощен один из неприятных персонажей, повернувшийся к своим истокам в конце? Оправдано ли убийство, возможно, спасшее главного героя — сам он не знает ответа.

"— Это хороший вопрос, — ответил я. — Но я недостаточно хорош, чтобы на него ответить.»

Последний абзац по выразительности и силе не уступает окончанию Соляриса и Маски Лема, превосходя их по простоте.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга выше всяких похвал, особенно учитывая время написания. Почти провидческий дар авторов вызывает восхищение.

Мнение о моральном устаревании книги необоснованно, потому что неправильно:)

Закрученный сюжет, необычные способности героев, необыкновенные для того времени технологии, ярко прописанные персонажи — все вместе не оставляют выбора: как минимум твердая 9-ка

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный (и самый сильный из двух их творений) роман двух Мастеров Фантастики, выдержавший проверку Временем.

Конечно, сейчас он читается совсем по-другому, чем тогда в конце восьмидесятых.

Но... может в этом и его прелесть: произведение осталось прежним, но мир изменился вокруг.

Но актуально и сегодня.

И изменились многие живущие сейчас, по сравнению с тем, какими были тогда.

Может кто-то даже подумает, что всё могло воплотиться в реальность, где мы живём.

Но «Витки» — это самая настоящая классика, пускай кому-то она и покажется старомодной, как и роман «Путешествие в эпицентр» Боба Шоу.

А кто-то и до сих пор с упоением до последней странички прочитает не отрываясь и останется с непередаваемым послевкусием, с теми вопросами и ответами, которые поставили в романе авторы.

И с тем миром, пусть и параллельным, но таким живым. :smile:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх