FantLab ru

Стивен Кинг «Тёмная половина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Голосов:
1360
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмная половина

The Dark Half

Другие названия: Второй

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Двенадцатилетний Тадеуш Бомонд начинает страдать сильными головными болями и переживать эпилептические приступы. Врачи подозревают опухоль мозга, но во время операции врач обнаруживает, что во время внутриутробного развития Тадеуш поглотил близнеца. Хирургическое вмешательство оказывается успешным, и много лет Тадеушу о произошедшем напоминает только шрам на лбу. Тадеуш становится писателем. Он известен не столько произведениями, выпущенными под своим именем, сколько благодаря мрачным детективам, которые публикует под именем Джордж Старк. В какой-то момент тайна псевдонима выходит наружу, и чтобы не дать себя шантажировать Тадеуш сам раскрывает своё альтер-эго. Совершив символические похороны литературного двойника, писатель не может и предположить, что Джордж Старк может покинуть могилу и отправиться мстить...

Входит в:

— условный цикл «Гейтс Фоллз»

— условный цикл «Касл-Рок»


Экранизации:

«Темная половина» / «The Dark Half» 1993, США, реж: Джордж А. Ромеро



Похожие произведения:

 

 


Тёмная половина
1993 г.
Тёмная половина
1993 г.
Темная половина
1994 г.
Ночная смена
1995 г.
Темная половина
1996 г.
Темная половина. Книга 1
1996 г.
Темная половина. Книга 2
1996 г.
Бешенство
1997 г.
Темная половина
1997 г.
Темная половина
2001 г.
Темная половина. Том 1
2001 г.
Темная половина. Том 2
2001 г.
Темная половина
2006 г.
Темная половина
2011 г.
Тёмная половина
2015 г.
Тёмная половина
2016 г.
Темная половина
2017 г.
Темная половина
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Книги Бахмана
2017 г.
Ярость
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Dark Half
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня роман «Темная половина» полностью оправдывает свое название. Дело в том, что данное произведение относится к своего рода темной половине творчества Кинга. Именно сюда я определил для себя все те книги автора, которые меня не зацепили или пришлись мне не по душе. И я не говорю, что это плохие книги или откровенные провалы, просто все обусловлено личным восприятием. Что же не так с «Темной половиной»? Давайте взглянем поближе.

Главный герой этой истории Тэд Бомонд – автор не особо популярной интеллектуальной прозы. Чтоб сводить концы с концами Тэд пишет еще и жесткие криминальные романы, пользующиеся спросом у широкой публики, под псевдонимом Джордж Старк. В какой-то момент писать попсу Тэду надоедает, да и выискался шантажист, угрожающий раскрыть истинную личность Старка всем читателям. В общем, наш главный герой сам во всем признается и ставит фальшивое надгробие с эпитафией для своего писательского альтер-эго. Однако через несколько дней обнаруживается, что из могилы Старка кто-то или что-то вылезло… С этого начинается кровавый кошмар для бедняги Тэда.

И первая моя претензия – персонажи. Почти все серые и картонные. Выделяются только Тэд и местный шериф Алан Пэнгборн, но и с ними не все так просто. Тэд – типичный образ писателя, в творчестве Кинга такие появляются часто, и списаны они с самого автора. Если честно, из такого рода персонажей мне понравился только Джек Торранс из «Сияния», остальные смотрятся бледнее и менее выразительно (видимо, дело в том, что «Сияние» я прочитал раньше всех прочих, и оно повлияло на мои вкусовые предпочтения). Ну а Алан Пэнгборн вообще персонаж «Нужных вещей» и тут появляется как бы между делом.

Вторая претензия – Касл-Рок в штате Мэн. Я знаю, многим нравится эта фишка с одной вселенной, единым местом действия, пасхалками для Постоянного читателя и прочим. Но мне это уже слегка приелось. Почему было не разбавить декорации? Теперь штат Мэн в книжной вселенной Кинга выглядит как настоящий Ад. Связи романа с другими произведениями писателя не вызывают особых чувств, да и связей-то этих здесь не особо много. Могу припомнить отсылки к «Куджо», «Нужным вещам», «Мертвой зоне», «Солнечному псу» и «Кладбищу домашних животных». Их наверняка больше, но все выискивать я не посчитал важным.

И третья претензия – масштаб. Да, я знал, что передо мной не эпичное противостояние добра со злом, а просто конфликт писателя с его темной личностью, эдакая вариация Джекилла и Хайда по версии Стивена Кинга. Но локальный конфликт в «Мизери» смотрится гораздо внушительнее, а ведь там полностью ситуационный роман: два человека в одном доме.

По сути, все мои претензии имеют один корень: я сравниваю «Темную половину» с другими романами автора. Попробую абстрагироваться. Перед нами достаточно крепкий мистический триллер, которому не очень повезло с переводом. В нем есть несколько достаточно жутких моментов, присутствует напряжение, но вместе с тем есть и затянутость, и провисания сюжета. Прочитывается достаточно быстро, но на повторное прочтение меня, увы, не тянет.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку из всех произведений Стивена Кинга самым выдающимся я считаю «Оно», то позвольте уж «Темную половину» трактовать как вещь второстепенную и предназначенную для того, чтобы не перечитывать ее многократно, а отведать разок любопытства ради и на полочку, на полочку пылиться...

И не потому, что, как некоторые пишут, автор переборщил с жестокостью, а сюжет им выдуман бредовый. В любом книжном магазине можно найти вещи, рядом с которыми похождения мистера Старка произведут не такое уж и гнетущее впечатление. Да и сюжет вовсе не такой уж и бредовый: да, чем-то похоже на историю Джекила и Хайда применительно к писательским маскам-псевдонимам; и, действительно, часто возникает впечатление, что мистер Имярек как человек и мистер Имярек как творец — это разные люди (жуткие мизантропы пишут милые сказки, завзятые филистеры устраивают на бумаге революцию, а романтические поэты грызут прислугу за перерасход свечей). И то, что отринутый псевдоним вылезает из своей символической могилы во плоти, чтобы наказать обидчика и занять его место — это очень неплохая задумка (хотя и провоцирует на выдумывание шуточек про то, как циник и богохульник Марк Твен однажды таки подсыпал яду в овсянку миляге Сэму Клеменсу, ну и дальше в том же духе)...

Но, ешкин кот, не хватает вот той самой фирменной кинговской атмосферы. Всяких вот этих вроде бы мелких, но неожиданно важных деталей, разных флэшбэков и потока сознания, ернических проделок в духе покойного клоуна Пенниуайза. Короче говоря, того что заставляет поверить хоть в томминокеров, хоть в низких людей в желтых плащах, хоть в мышей-долгожительниц... Кстати, некоторые то и рады, что роман вышел сравнительно не очень толстым, как бы динамичным и вроде бы и не Кинг это...

И ведь точно, не Кинг (которого я люблю читать и перечитывать)...

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое знакомство с романом «Тёмная половина» состоялось еще в 2003-м году, но тогда, возможно в силу возраста, а, скорее всего, в силу «корявого» перевода В. Сухорукова, я так и не осилил его до конца.

Причем, от самого произведения у меня остались не очень приятные ощущения и до сегодняшнего момента я всё никак не решался взяться за него вновь.

Но даже сейчас, когда я наконец-таки восполнил сей пробел, «Тёмная половина» не вызвала у меня большого восторга...

Да, здесь чувствуется фирменный стиль Кинга в создании «объемных» персонажей. Однако, только характеры Тэда Бюмонта и шерифа Пэнгборна получили должное раскрытие. Все остальные герои выглядели необычно «серо» на их фоне.

Да, в романе полно ярких кровавых подробностей. Но, стоит заметить, достаточно однообразных... Один взмах бритвой, другой взмах бритвой — и нет человека...

Да, в конце концов, произведение получилось весьма динамичным и не дающим заскучать читателю... Но за всей динамикой потерялась атмосфера гнетущего ожидания чего-то плохого, выстраиванием которой так славится Мастер... События романа развиваются слишком скоротечно, отчего не успеваешь проникнуться всей тяжестью ситуации в которую попали главные герои...

Как мне кажется, «Тёмная половина» была создана на стыке двух литературных стилей — Кинга и его альтер эго Ричарда Бахмана, признательность которому Стивен выразил в начале книги.

В результате этого слияния на свет появилось произведение в равной степени сочетающее в себе манеры повествования обоих писателей, но в тоже время, не принадлежащее ни одному из них...

Возможно, это был своего рода эксперимент-попытка Кинга «подавить» голос своего литературного двойника, время от времени звучащий в его голове, аналогично тому как Тэд Бюмонт хотел подавить (избавится от) Джорджа Старка.

А возможно, Мастер в тот момент просто хотел отдохнуть от «больших» и насыщенных произведений, ведь немногим ранее из под его пера вышли сразу два «тяжеловесных» романа — «Оно» и «Томминокеры»...

Как бы там ни было, «Тёмная половина» остается весьма качественным и не лишенным интриги произведением.

Пусть даже в моем случае все эти воробьи и пролетели мимо меня...

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну и сюжетец!

У писателя в детстве вырезают какую-то фигню из мозга. Это его брат, темная половина. И эта темная половина всем еще покажет как ее, такую крутую, вырезать! Неудивительно, что в «Симпсонах» высмеивали такие подходы Стивена Кинга.

А у меня все равно есть большое и жирное «НО» — читается хорошо и интересно. Кингу удается поддерживать напряжение (хотя концовка получилась не очень яркая), это качественный триллер с мистикой. Отлично прописаны характеры героев, их взаимоотношения, им сопереживаешь, интересно, что с ними будет дальше и как они будут реагировать. Даже в таком сюжете.

Конечно это проходной роман для Кинга, но в качестве триллера разового прочтения довольно интересно.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Тёмная половина» — произведение из числа романов о писателях, занимающих предостаточно места в творчестве Кинга. Среди прочих работ того же типа: «Мешок с костями», «Секретное окно, секретный сад», отчасти «Жребий» и «Сияние», а так же, с сохранением мотива произведения о творческой личности, «Дьюма-Ки». Следует признать, что из наиболее близких идейных романов «Мешка…» и «Секретного окна…» Тёмная половина выгодно выделяется. Это наиболее мрачный, атмосферный роман, наполненный сценами, способными нагнать страху на впечатлительного читателя. Оригинальность идеи несопоставима с конвейерными произведениями, выходящими в рамках жанра ужасов. Здесь нет типичных вампиров и оборотней: антагонист является совершенно иным по происхождению персонажем.

Завязка интригует и подкупает. Однако в связи с этим, шок момента, где главные герои раскрывают подробности рождения Тэда, слит — читатель и так всё это знает, а следить за удивлением второстепенных героев, не интересно, ведь речь о факте, известном с первых страниц романа.

Герои типичны для Кинга: шаблонный писатель, кочующий из романа в роман, столь же привычная любимая жена, всплывающая во множестве произведений. Стандартный маньяк, интригующий лишь в начале своим невероятным происхождением.

Вместе с тем, все клише с лихвой окупаются благодаря мастерскому противопоставлению личностей протагониста и антагониста — насколько они разные, и в то же время похожие, как зависят друг от друга, и в то же время жаждут разрушить жизнь друг другу, как ненавидят врага, но в то же время, внезапно проникаются друг к другу — непревзойдённые взаимоотношения противоборствующих сторон для творчества Кинга.

Концовка романа спорна. С одной стороны, это очередной «Бог из машины», вроде жвачки в «Библиотечном полицейском» или финала «Под Куполом». С другой, в данном эпизоде можно увидеть отсылку к мифологическому сюжету о психопомпах, а точнее, психофорах, таких, как славянские гуси-лебеди в их исконном значении. Параллель с греческими воробьями, уносящими души, очевидна. Данная интерпретация, напротив, позиционирует «Тёмную половину» как один из наиболее глубоких романов Кинга.

Отдельно стоит отметить, что герои данного произведения очень реалистичны, и ведут себя как настоящие люди могли бы действовать, встретив сверхъестественное — это очередной плюс книги.

Резюмирую: «Тёмная половина» — атмосферное, интригующее произведение, использующее типичные для Кинга ходы и мотивы, однако, доводящее их до высокого уровня, несопоставимого с рядом аналогичных работ. К минусам книги следует отнести разве что клишированных героев.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Тёмная половина» — очень, очень будоражащая история. Во-первых, Кинг вывел убедительнейший образ хладнокровного, хоть и немного гротескного маньяка, что по своей харизме и изобретательности вполне достоин встать в один ряд с Фредди Крюгером, Ганнибалом Лектором и Джейсоном Вурхизом. Он настолько невероятно удачлив, не по-человечески сообразителен, жесток и по-рояльному гениален, что Джорджа Старка воспринимаешь больше как стихийное бедствие. Некое кармическое возмездие за творческий талант.

Во-вторых, Кинг здесь крайне подробно рассматривает ответственность автора за порождение своего таланта. Бомонд написал, создал Джорджа Старка, и теперь вынужден с этим как-то жить, бороться за право своей семьи на существование.

В-третьих, эпизоды убийства «причастных к раскрытию личности Старка» — восхитительны. Кинг создал воистину жуткую и пугающую картину неотвратимой смерти ни в чём не повинных людей.

Это самое интересное и лучшее, что мне запомнилось в книге. Всё остальное, в совокупности с прекрасным языком повествования, диалогами, сюжетом и прочим, создаёт подлинную жемчужину жанра триллера.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из любимейших романов мастера.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тэд Бомонт, прославившийся как писатель интеллектуальной прозы, раньше прибегал к написанию криминальных триллеров,в которых кровь лилась рекой,а крутые плохие парни стреляли друг в друга из пушек большого калибра.Предусмотрительно,писались эти«шедевры» под псевдонимом.Но не пристало интеллектуалу писать такие книги, и вскоре Тад замыслил убийство.Конечно не настоящее.Или все-таки нет?

Похоронить часть себя.Расстаться с прошлым и увековечить это фальшивым надгробным камнем:

ДЖОРДЖ СТАРК

1975-1988

Не самый приятный парень

Да вот только не подумал, что нельзя похоронить того, кто никогда не существовал.

В материальном мире.Потому что, ему это может не понравиться.

И вот,Джордж решает восстановить справедливость и наказать всех виновных.Как главный герой его романов Алексис Мэшин:

«Я скажу тебе кое-что еще по этому поводу, Джек:только герои и трусы ходят по земле.Никто больше.И я не трус.»

Вскоре, после «похорон» в славном, маленьком городке Касл-Рок, начинают происходить ужасные вещи.

Воробьи летают снова.

А Джордж разяснит вам,что такое дурацкая фаршировка:gigi:

Как всегда,у Кинга реальность граничит с вымыслом,и грань эта порою настолько тонка,что просто перестает существовать.

Сюжет динамичный, в какой то момент понимаешь ,что тебя уже мчит по скоростному шоссе со скоростью двухсот км/ч черный «Торнадо», а на заднем бампере блестит аляповая наклейка: «МОДНЫЙ СУКИН СЫН».

Желаю удачной поездки !!! :gigi:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма своеобразное произведение. Шизофренический бред, рассказанный весьма мастерски. А потом, закрыв книгу, понимаешь, что никакой это не бред и никакой не шизофренический. Обычная страшилка, рассказанная под необычным углом. Но каков же этот угол необычный! Пожалуй, следует читать в тандеме с «Секретным окном, секретным садом», там много перекликающихся идей.

Сюжет таков: писатель(в котором явственно угадывается сам сэй Кинг) решил отказаться от своего псевдонима, под которым он писал всякие боевики с нацистскими и садистскими идеями( народу эти идеи нравились). Вот только самому псевдониму (Бахман, господа, это Бахман) это не понравилось. Он проник в наш мир и стал резать всех в соответствии с теми идеями, которые он излагал в своих книгах. и лишь писатель способен остановить взбесившееся чудовище из иного мира — свою Темную Половину...

Кстати, Брет Истон Эллис написал роман под названием «Лунный парк» — дань уважения «Темной половине». Только там главного героя так и зовут — Брет Истон Эллис, и борется он со своей собственной Темной Половиной — Патриком Бэйтменом, ГГ эллисовской книги «Американский психопат»

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы должно быть страшно — ожившее «альтер-эго» писателя, захватывающее власть над его жизнью (это, наверное, к вопросу о силе писательского таланта и о границе между воображаемым и реальным); мелкие подробности, которые затем играют важную роль; раскопанная могила, убийства... А все равно не страшно. Даже воробьев, кажется, задействовали только из-за того, что вороны уже приелись.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о близнеце-паразите, известном писателе и его гниющем альтер-эго.

Не самая яркая книга у Кинга, но однозначно ей стоит уделить время. Хотя бы потому, что написана она в золотой период писателя, когда он злоупотреблял всем подряд, был чрезвычайно плодовит на крутые истории. Роман может показаться немного нудноватым из-за раздвоение главного героя, но ничего, вы справитесь.

Писатель Тед Бомонд пишет мрачные детективы под псевдонимом Джордж Старк. Когда его пытаются шантажировать раскрытием имени (???), он сам демонстративно хоронит «Джорджа Старка» в настоящей могиле с плитой и именем на ней. Угадайте кто восстает и пытается навешать люлей главному герою? Ну вот, а я о чем — хорошая книга.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный мистический детективный триллер. Противостояние писателя Теда Бомонда с его материализовавшимся вторым «Я»- писателем и убийцей Джорджем Старком. Плюс расследование полицейского шерифа, составляющее третью сторону этой истории. Поначалу, никто не верит в возможность «воскрешения» несуществующего человека, затем, героям приходится с ним бороться, и это уже реальность. Льётся кровь, гибнут люди. И чтобы победить в этой схватке, Тэд Бомонд должен принять условия своего двойника, и понять, что и он несёт ответственность за его деяния.

Очень мрачный, кровавый и психологически сложный роман. Он очень динамичен, кинемотографичен и вместе с тем морально тяжёлый. Сложно определить чётко, кто из героев положительный, а кто отрицательный. Начинаешь сопереживать Теду, а к концу романа понимаешь, что он виноват во всем этом кровавом ужасе. Начинаешь рассматривать Джорджа Старка как бесчувственного убийцу- а в финале становится его немного жалко, ведь другого выбора у него небывало, таким создал его Тэд Бомонд...

Интересный и яркий роман. Один из лучших у Кинга.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжая без передышки читать книги Стивена Кинга, одну за другой, могу охарактеризовать «Тёмную половину» как книгу ПРИЯТНУЮ. Почему-то именно так. Её легко и приятно читать.

Центральная задумка о двойственности человеческой личности, желании реализовать скрытые желания, стать тем, кем в реальной жизни стать не можешь, опасность материализации выдуманного — всё это очень интересные и глубокие аспекты произведения. Но главное для меня в этой книге всё-таки нечто иное.

Тёмную половину можно полюбить, правда. Повествование лёгкое, плавно текущее. И всё-таки есть 2 момента, которые невероятно подкупают и заставляют любить это произведение именно за них: 1) Джордж Старк; 2) близняшки Уильям и Уэнди.

Джордж Старк (по образу он же Алексис Машина) интересен своим характером, настроением, методами, даже хитростью. А ряд его фраз я записываю в разряд крылатых. «Ты растерял все счастливые мысли? Ты знаешь, как опасно растерять все счастливые мысли?» — теперь иногда так говорю своей девушке, когда грустит:) «Фарш из дураков» — вроде ничего особенно, но здесь такой трешовый шарм, просто класс.

А теперь малютки. Сколько же раз я умилялся и улыбался любому их движению. Они меня просто покорили. Как они в начале книги махали Тэду ручками (сжимали и разжимали пальчики). Как они в манеже спали по очереди, словно несли вахту. Как они смеялись на руках у Старка. Как держались друг за дружку в финальной сцене. Удивлён, что никто в отзывах не вспомнил об этих близнецах. Они очень классные:)

Автор использует много красивых образов, сравнений, отвлечений, так сказать. Конечно же, ничего сейчас не вспомню, вот только нашёл цитату:

«Сколько нужно воробьев, чтобы ввернуть лампочку?» — завертелся вдруг у него в мозгу безумный вопрос. Трое, чтобы ее держать, и три миллиарда, чтобы вертеть дом!

И последнее — яркая концовка. В стиле преобладающего числа произведений Кинга. Эффектная и запоминающаяся.

Поставил бы 9, но Старк и близняшки заставили поднять оценку до 10.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман хорош, потому что Кинг пишет о себе. и это чувствуется. Есть в его романе какая-то магия о творчестве, написании текстов, что-то на уровне низких вибраций живота. Ему хорошо удается удивлять простыми вещами — воробьями, мертвецами и всякими навязчивыми, словно мухи, мыслями. А самое главное его книги нужно читать несколько раз: в пятнадцать, тридцать, а потом в сорок пять лет. И вы знаете — это абсолютно разное восприятие хорошего, волнительного текста. До встречи ТАМ. за гранью...

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго я собиралась прочитать это произведение, но отпугивал ругаемый многими перевод. Потом в один прекрасный день, я стала обладательницей перевода от Фантлабовца Гришки, но даже с этого момента прошло уже почти 2 года, и вот наконец-то… Первое, про перевод: осталась очень довольна, видно, что переведено старательно и с любовью. Читается легко, повествование плавное и грамотное, хочу сказать большое спасибо за возможность оценить роман в хорошем переводе.

Второе: про сам роман. Произведение оставляет двоякое впечатление, вроде бы что-то подобное у Кинга я уже читала, но всё равно интересно. Парадокс. Сюжет вполне динамичный, без провисаний. Главный герой, антигерой, второстепенные персонажи- все на местах. В этом романе есть и мистика и детективная линия. Необычной оказалась материализация антигероя и вообще суть его появления. Не могу записать этот роман в разряд самых любимых, но в разряд достойных могу отнести смело. Если оценивать по пятибалльной системе, то твердая четверка, ну а по нашим фантлабовским меркам ставлю 8 баллов.

P.S. В этот раз до пересмотра экранизации не добралась, может позже...

Помню, что она особо впечатления на меня не произвела в первый раз, а после прочтения думаю будет еще хуже.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта вещь является одной из лучших — напряжённый сюжет, много по сравнению с остальными вещами философии, символов и аллегорий!!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх