fantlab ru

Николай Шелонский «В мире будущего»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

В мире будущего

Роман, год

Аннотация:

Последние годы XIX века. К Северному полюсу направляется русская экспедиция на воздушном корабле «Марс». Никто не мог предполагать, что для некоторых эта экспедиция станет путешествием в один конец и что в Россию они вернутся только тысячу лет спустя, в конце XXIX века...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: Шелонский Н. Н. В мире будущего : Фантаст. роман в пяти выпусках / Худ. А. Э. Гофман. – М. : Тип. И. Д. Сытина и Ко, 1892. – 316, III с. : ил. ; 21 см. — (Ежемес. прилож. к журн. «Вокруг света» № 1-5, янв.-май).



В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Въ мiрѣ будущаго
1892 г.
В мире будущего
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

О существовании этой книги я узнал еще в школьные годы, прочитав в журнале «Техника – молодежи» статью, где писатель конца XIX века Н. Н. Шелонский был упомянут в связи с предсказанием им существования четвертого состояния вещества – то есть, по-нашему, плазмы. Помню, что это сделанное сто лет назад предсказание поразило меня настолько, что я каким-то образом умудрился приплести его к очередному сочинению по литературе, за что и получил в тетрадь замечание от «русички»: никакого Шелонского в школе не изучают, так что нечего умничать.

И вот теперь я прочитал роман «В мире будущего», где было сделано это предсказание, от начала и до конца. Ну, что тут сказать?.. Очень быстро, уже после нескольких первых глав, возникло ощущение, что я читаю не столько оригинальный авторский текст, сколько весьма посредственную компиляцию из романов Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», «Робур-завоеватель» и «Вверх дном». Правда, у Шелонского герои идут по следам не средневекового алхимика, а некоего древнего индуса, открывшего секрет превращения вещества, отправившегося на Северный полюс и собравшегося затем невесть как лететь на Марс (!), а конструкция воздушного корабля «Марс» принципиально отлична от «Альбатроса» Робура. Также Шелонский, в отличие от Верна, никак не разъяснившего устройство аккумуляторов «Альбатроса», «сконструировал» для «Марса» сверхмощный и сверхкомпактный источник энергии, работающий на постепенном превращении платины в золото, – этакий РИТЭГ девятнадцатого века.

По ходу действия в районе Северного полюса обнаруживается земля с умеренным климатом – здесь «В мире будущего» можно счесть своего рода предтечей написанной тридцать лет спустя «Земли Санникова». Но все дальнейшие приключения опять-таки прямо списаны у Верна: подземный мир, куда можно попасть через кратер вулкана, блуждания в каменных коридорах, высеченные на стенах путеводные знаки, нехватка воды, схватки с динозаврами, обвал… (Вот разве что имеется замечательное слово «птицегад» для обозначения археоптерикса!) Эпизод с изготовлением нитроглицерина заставляет вспомнить еще один роман Верна – «Таинственный остров». Но если там подробно (пусть и с намеренными неточностями) расписан весь процесс от начала и до конца, включая получение необходимых серной и азотной кислот, то Шелонский ограничился только упоминанием об охоте ради добычи жира. Вопрос о переработке этого жира во взрывчатое вещество при отсутствии кислот, сосудов для проведения химических реакций и прочего он скромно обошел стороной. Зато способ, каким этот нитроглицерин был взорван, – пережигание веревки с подвешенными к ней грузами – опять-таки является прямым заимствованием из «Таинственного острова».

Хорошо, допустим, что все это нудное списывание потребовалось лишь для завязки сюжета, обоснования способа, каким четыре человека попали из девятнадцатого века в двадцать девятый, – ну, не сумел человек придумать ничего сам и решил воспользоваться чужими идеями, бывает. Но если эта завязка растянута на два десятка глав, то есть более чем на половину романа, и в ней намечено несколько интригующих сюжетных линий, а потом все они резко и целиком оборваны, – это уже откровенная нелепость. Я так и не понял, зачем надо было городить такой огород, если после перенесения действия в XXIX век ни об индусе с его таинственными следами, ни о Марсе больше речи не идет. Да и вообще вторая половина романа не имеет с первой ничего общего, кроме упомянутых четырех человек – пришельцев из прошлого. Кстати, персонажи романа все абсолютно безлики, ведут себя совершенно неестественно, ничему не удивляются, зато без устали произносят длиннейшие научные речи, набитые числами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А девушка, переодетая юнгой, – прием настолько избитый, что становится ясно, кто такой этот «юнга», при первом же появлении его на страницах книги.

Можно было бы надеяться, что, добравшись наконец до желанной цели – будущего, – действие станет интереснее и оригинальнее. Увы, нам по-прежнему предлагаются в основном всё те же бесконечные описательные монологи и диалоги, лишь кое-где разбавленные событиями. Если продолжать сравнение «В мире будущего» с романами Жюля Верна, то у последнего, конечно, герои тоже не прочь порой встать в позу и прочитать по ходу дела лекцию-другую, но и действия и приключений при этом хватает. Здесь же налицо их явный дефицит.

Итак, что же ожидает нас, согласно Шелонскому, в XXIX веке? Самое главное: цивилизованный мир возглавят слившиеся воедино (вплоть до общего русско-французского языка) Россия и Франция, а их антагонистами станут англичане – отгородившаяся от мира отсталая и грубая нация. Почему отсталая и грубая? Потому что она не отказалась от городов, денег, оружия, законов и политических партий. Всему этому усиленно противопоставляется «духовность» русско-французского народа с его кланово-общинным строем и выстроенными там и сям «соборами всея Руси» под сверкающими куполами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Люди XIX века, подробно ознакомившись с обществом, нравами и техникой будущего, быстро находят себе место в этом слащаво-сусальном мире и превращаются в таких же всем довольных высокодуховных личностей, как и прочие. Правда, один из них, англичанин, предпримет попытку вернуться на родину, но будет очень быстро оттуда с позором изгнан за агитацию в пользу враждебной державы. Похождения сэра Муррея расписаны во всех подробностях явно только затем, чтобы как можно язвительнее пройтись по английским нравам. А вот война, в конце концов развязанная англичанами, описывается буквально несколькими предложениями в эпилоге. Как и следовало ожидать, грубые материалисты и торгаши, полагавшиеся на силу своего оружия, терпят сокрушительное поражение, а «духовная» русско-французская нация, вооруженная знаниями о «тонких атомах вселенной», с легкостью побеждает.

Откуда взялась такая странная для нас картина будущего? Это не более чем прямое проецирование на тысячу лет вперед текущей политической обстановки на момент написания романа (1892 год). В то время происходило очередное обострение российско-британских отношений из-за раздела сфер влияния в Средней Азии, усилившее традиционную для русского общества англофобию. Тогда же было подписано союзное соглашение с Францией – оно, наоборот, отозвалось в обществе симпатией к Франции и всему французскому. Шелонский, следуя конъюнктуре, попросту раздул это все до эпических масштабов и перенес в будущее, заодно сдобрив изрядной дозой славянофильско-великорусского духа, которым прямо-таки разит со страниц. Проще говоря, о каком-либо основательном и продуманном подходе к конструированию будущего здесь говорить не приходится: перед нами всего лишь лубок на злобу дня, не более того.

Но, может быть, хотя бы научные и технические прогнозы удались Шелонскому лучше? Ведь его «платиновый РИТЭГ» – идея для своего времени весьма интересная и свежая. К сожалению, ничего особенного по части техники будущего мы больше не найдем: все прочее либо основано на уже существовавших к 1892 году технологиях (фотокопирование книг, подземная пневматическая транспортная система), либо списано у кого-нибудь («телефот», то есть видеосвязь, и деятельность редакций английских газет – очередные заимствования у Жюля Верна, на этот раз из рассказа «Один день американского журналиста в 2889 году»), либо просто реализует уже возникшие проекты (туннель под Ла-Маншем). Даже то предсказание существования плазмы, с которого я начал этот отзыв, оказалось не о плазме в современном понимании этого слова: Шелонский так вывел идею о «первичной материи», до которой можно расщепить любое вещество и, в свою очередь, из которой можно восстановить любое вещество. Да и в целом его представления о строении вещества – «тонкие атомы, стремящиеся стать грубыми и погруженные в электрическую материю», – ближе к воззрениям какого-нибудь почтенного древнегреческого философа, чем к научной мысли конца XIX века.

А что в итоге? Если охарактеризовать мои впечатления одним словом, то этим словом будет «разочарование». Так долго, со школьных лет, мне представлялся некий забытый гений, силой своего разума с потрясающей точностью проникший в будущее, – и таким убогим оказалось на деле его творение. Не знаю, буду ли когда-нибудь еще его перечитывать. Но совершенно точно знаю, что другим читать его советовать не стану – не стоит оно того.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В советские годы я встретил эту книгу в Ташкенте. Она была без титула и стоила 20 рублей. Я её не взял, о чём сейчас, естественно, жалею. Прочитать роман мне довелось только в издании 2014 года. Что можно сказать о книге? Не шедевр, конечно. С другой стороны, назовите отечественные шедевры фантастики конца 19 века. Я думаю, их нет. До Уэллса наши авторы не дотягивают. А это один из первых русских фантастических романов. Да, материк на северном полюсе смешон, но капитан Немо на подводной лодке доплыл до южного. И ничего, Жюль Верна переиздают, читают и перечитывают. А сколько в романе попаданий! Плазма, издание книг. Россия в романе великая страна, а англичане грубые, нехорошие люди. Один из авторов отзывов выразил этим недовольство. но англичане его недовольство опровергли и напали на Францию. Французы их, конечно, разбили, потому что французы — это русские уже много столетий, а русские, как известно, непобедимы. Немцев, кстати, тоже давно нет, как у Одоевского. А так всё в романе наличествует. Тайны, любовь, враги. А летаргический сон наши советские писатели использовали вовсю. Не из этой ли книги они его брали? В общем, вполне нормальный роман.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, но я впервые обнаружил произведение, которое можно назвать родоначальником всей советской фантастики. На лицо все атрибуты и составные части, которые без изменений фигурируют даже в современной российской попаданческой литературе. Не маловажным аспектом является и то, что автор был секретным агентом департамента полиции, а значит человеком правильных взглядов, что и в советсткой фантастике имело определяющее значение. Автор заложил основы шпиономании и вредительства, использование огромного количества роялей без уважения логики, деления народов на цивилизованные и нецивилизованные, проповедование поведения великой державы и неуважения чужого мнения, возвеличивание религии — впоследствии идей коммунизма, что есть одно и тоже... Не буду детализировать, но факт остается фактом. Есть ли смыл читать? Есть, чтобы знать как всё начиналось, советы ничего не изобрели, а лишь продолжили начатое.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«...Тотчас приступили к точному определению полюса. Оказалось, что для того, чтобы достигнуть его, надо было пройти около версты по снежной площадке… Когда, наконец, Маркович остановился и водрузил русский флаг на крайней точке севера... Снова троекратное «ура» прогремело в честь поднятому флагу. Первая из поставленных экспедицией задач была решена удачно».

Описанные события, уточняю: установление российского флага не на лед, а на твёрдую земную поверхность Северного полюса, должны были произойти в 189* году. Так предполагал автор фантастического романа «В мире будущего» Н.Н. Шелонский.

Роман Николая Николаевича Шелонского впервые начал публиковаться отдельными выпусками в 1885 году. Прекрасно иллюстрированный гравюрами художника А.Э. Гофмана. Книга была снабжена специальным обращением автора к читателю, датированным 22 апреля 1892 года (запомните дату!). Исследователи научной фантастики выделяют в романе «В мире будущего» удивительные «меткие попадания предвидений»: нетканые материи, изготовление и распространение книг фото-способом, тоннель под Ла-Маншем, описание состояния вещества, именуемое ныне плазмой и… установка флага России на твердь макушки Земли. Я же сказать хочу о другом.

История устремлений человека к месту на Земле, откуда все дороги ведут на юг, длинная и весьма трагичная. К этой точке шли пешком на лыжах, парусниках и ледоколах, летели на воздушных шарах, дирижаблях и самолетах... Все, кому удавалось достичь Северного полюса, непременно отмечали это событие установкой флага или возложением вымпела… Флаг Российской Федерации (триколор — как и у Шелонского) впервые был установлен на Северном полюсе членами парашютно-лыжной экспедиции 24 апреля 1992 года (помните дату под обращением к читателям романа «В мире будущего»! Сто лет! Чуть ли не день в день!).

Флаги стран, известных изданий, радиокомпаний и даже ФСБ… Каких только полотнищ не развевается НАД… ЛЕДЯНОЙ КРЫШЕЙ точки, где сходятся меридианы.

В августе 2007 года глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» погрузились на океанское дно и установили на четырехкилометровой глубине изготовленный из титана флаг России.

Между прочим, путешественники из романа Шелонского тащили с собой благородный металл, но платину… К чему это я? А вот к чему. Платина в таблице Д.И. Менделеева атомный номер — 78. Титан — номер 22. Сложили? Получилось 100!!! (Опять сто! Шутка) Да, совсем забыл вам сказать! Чтобы там мы не устанавливали — флаг, вымпел из титана, платины, хоть золотой... — всё равно — человечество хоть XX, хоть XXI века опоздало! Из романа «В мире будущего» мы узнаём, что на Северный полюс человек пришёл гораздо раньше — ещё... до ледникового периода. И это уже не шутка, а фантазия Николая Николаевича Шелонского.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх