fantlab ru

Марина Степнова «Женщины Лазаря»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
84
Моя оценка:
-

подробнее

Женщины Лазаря

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Новый роман «Женщины Лазаря» — необычная семейная сага от начала века до наших дней. Это роман о большой любви и большой нелюбви.

Лазарь Линдт, гениальный ученый и большой ребенок, «беззаконная комета в кругу расчисленных светил», — центр инфернальных личных историй трех незаурядных женщин. Бездетную Марусю, жену его старшего друга, смешной юноша, гений-самоучка, возникший на пороге ее дома в 1918 году, полюбит совсем не сыновней любовью, но это останется его тайной. Уже после войны в закрытом городе N светило советской науки влюбится по уши в молоденькую Галину и буквально украдет в «другую жизнь», но… заслужит только нешуточную ненависть. Третья «женщина Лазаря» внучка -сирота Лидочка унаследует его гениальную натуру, но мечтает только об одном — обрести свой, невоображаемый дом, полный тепла и скрипа настоящих половиц. Марусин дом.

Награды и премии:


лауреат
Большая книга, 2012 // Третья премия

Номинации на премии:


номинант
Национальный бестселлер, 2012

номинант
Ясная Поляна, 2012 // XXI век

номинант
Русский Букер, 2012 // Русский Букер

номинант
Большая книга, 2012 // Победитель читательского интернет-голосования


Издания: ВСЕ (4)

Женщины Лазаря
2011 г.
Женщины Лазаря
2015 г.
Женщины Лазаря
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Lazar asszonyai
2021 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Женщины Лазаря» довольно тяжело отнести к каким-то шедеврам, прорывам или вехам. Но это бесподобное чтиво, на краю той грани, которая отделяет просто качественный продукт от настоящего Произведения с большой буквы.

Сама история тривиальна (впрочем, в семейной саге трудно придумать ИЗЫСКИ), но подана роскошно — переплетение имён, судеб, эмоций невероятное. Три истории большой ЛЮБВИ и НЕЛЮБВИ закручены в тугой узел с безупречно переданным духом эпохи и выпестованными живыми героями.

Но главная заслуга «Женщин Лазаря» в том, не что в ней написано (будем честны, женская безделица), а КАК написано. И только за язык: живой, острый, эмоциональный, точный, тонкий, ритмично передающий и события, и эмоции хочется аплодировать. Это не кривлянье филички с красным дипломом по литературоведению, это не стилизация или попытка навалить красивостей. Это именно живой, сочный, дышащий современный язык. Не везде он соответствует эпохе, которая тут простирается от 1918 года и аж до середины 1990-х, но всё ж по-настоящему впечатляет.

Большая книга, честное слово.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мы выпьем и поговорим.

Я очень ценю тепло отношений

В эпоху большой нелюбви.»

Машина времени.

Я поклонник качественных российских семейных саг. Перед прочтением свежего «Сада» Степновой, решил прочитать её самый популярный роман. Купил в бумаге, чтобы и мама почитала. Мамка прочла первой, ей понравилось — пересказывала самые любопытные моменты.

Прошло два года как дочитал. Решил дописать отзыв.

Главный герой — капризный избалованный ребёнок. То, что он гений — его не оправдывает. Человека не затронули никакие события, что происходили с его страной.

Как панорама советской жизни книга Степановой-Ровнер — хорошо, до лучших образцов жанра (Рубина, Улицкая, Быков) не дотягивает, но близко.

Будут ли талантливые евреи, чтобы написать о нашем времени?

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга совершенно сногсшибательна с точки зрения стиля. С первых строк, безо всякого раскачивания и разбега, читателя погружают в искусно и ловко сварганенное текстовое полотно, причем чувствуется, что создано оно не путем череды долгих усилий, а в состоянии нескончаемого творческого драйва, сдобренного долей безудержной и немного горькой иронии, граничащей с сарказмом— иронии иногда житейской, а иногда — уходящей в иные сферы или в иные времена, что позволяет приподняться немного над описываемым моментом в движении к более глубокому и назидательному обобщению. Этот драйв передается читателю, изумленному сконцентрированным в словах смыслом, и от этого созерцательного парения над вымышленным миром читатель получает нескончаемое, ничем не прерываемое удовольствие.

Я не могу припомнить, когда в последний раз читала нечто, написанное в такой... я хотела было сказать «изысканной» манере, но, пожалуй, изысканность и отстраненность — это, скорее, характеристики такого гениального , но немного холодного стилиста — эстета, как Владимир Набоков, самодовольно жонглирующего выразительными средствами языка и относящегося в игре словами как к увлекательному упражнению в сочетании наблюдательности и искусства нанизывания слов внутри фразы... Нет, здесь, в прозе и во Вселенной Марины Степновой, все устроено по-другому — здесь потрясающая выверенность стиля сочетается с сокрушительным эмоциональным накалом.

Что еще можно сказать в Похвальном слове об этом стиле? Например, то, что при внимательном рассмотрении становится заметно, что эта проза сплавлена из точно подмеченных запахов, цветов, структур, и что описываемые предметы и понятия, едва попадая в поле зрения писателя, немедленно и беспрекословно являют ему само свою суть — как внешнюю, так и, пожалуй что и внутреннюю. И что двумя-тремя точнейшими ловко ухваченными эпитетами каждому — иногда даже совершенно третьестепенному — предмету, замеченному автором совсем на периферии поля зрения, дается исчерпывающая объемная характеристика. Каждый вещественный экспонат в этой Вселенной Марины Степновой датирован и снабжен штампиком, пройдя дотошную идентификацию по материалу и фабрике изготовления, и благодаря этому воссоздается колорит тех эпох, на которых автор делает остановки.

Итак, что касается стиля, то предметы просматриваются насквозь, словно на рентгене, смутные ощущения улавливаются еще издали и изображаются яркими и почти гротескными, и вся эта гремучая смесь буквально грозит свалить читателя с ног своим напором.

Что касается сюжета, то в нем, конечно, сложно углядеть что-либо особенно потрясающее и изобретательное, и для придания скучноватому развитию повествования хоть какой-то динамики автор на разные лады сбивает порядок времени, то забегая вперед, то ретроспективно углубляясь в детали детства очередного персонажа и так далее.

Нет тут и особо интересных характеров — типажи (вот именно, что «типажи»!) довольно таки усредненные, «архетипические». Встречаются в их жизни кое-какие переживания — опять-таки довольно банальные, но зато абсолютно узнаваемые и понятные основной массе читателей.

Конечно, здесь вы не найдете каких-то философских или экзистенциальных наблюдений — чего-то, что заставит вас задуматься — нет, вы просто в изумлении наблюдаете клубок сплетенных историй под лозунгом «Сказка ложь, да в ней намек».

...Но помилуйте, разве при таком высоком качестве текста читателю требуется еще и замысловатый сюжет? Наоборот, в этом случае слишком закрученный сюжет противопоказан, ибо стиль тут, что называется, самодостаточен.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная семейная сага, оставившая после себя сплошь восторженные воспоминания. Незнакомый мне доселе автор удивила складным построением сюжета, по-медовому богатым, интимно-проникновенным слогом и умением выкраивать психологические портреты своих персонажей. Полагаю, что книга будет интересна и интуитивно близка преимущественно читателям более старших поколений — тем, кому сейчас 50 и больше. Они успели пожить в 70-х и в 80-х, им, возможно, атмосферно памятны и понятны по рассказам отцов и дедов, непростые юдоли из 40-х и 50-х. А ведь хронологически Степнова заглядывает и в совсем уж буйное начало двадцатого века. И всё это выходит у неё ладно и стройно, без раздражающих и неправдоподобных сюжетных «заусениц».

Сюжет книги, по большому счёту, незамысловат и состоит из нескольких любовных линий, каждая из которых тем или иным путём замыкается на центральной фигуре повествования — Лазаре Линдте. Оному автором предоставлена роль гениального, «засекреченного» в советские времена, математика. Как и всякий из прочих персонажей романа ( а их немного, и это ещё один большой плюс книге ), Лазарь выпестован Степновой столь-же гениально. В претензию писательнице могу поставить лишь то, что ею не до конца была снята завеса тайны с детских лет Линдта; в этом месте лично мне хотелось бы побольше подробностей. Все любовные линии в сюжете равноправно хороши. В каждой есть своя изюминка и свой непростой путь, и лишь история взаимоотношений Маруси и Чалдонова несколько выбивается из этой «непростоты» хотя бы тем, что оба фигуранта не добивались надрывно один от другого любви. В книге, пожалуй, гораздо больше подтекстов, чем углядел ( или заподозрил ) я. Впрочем, я к тому и не стремился, решив не углубляться в вероятные семитские и прочие мотивы текста ( о коих упоминают профессиональные литературные критики ). Мне с лихвой достало удовольствия от сугубо житейской стороны повествования, пусть в ней и присутствуют и некие мотивационные огрехи.

Книгу критикуют и за наличие в тексте ненормативной лексики. В моем аудиоварианте ( в прекрасном исполнении умницы Алексея Багдасарова ) подобная отсутствовала. Вот и хорошо — не люблю.

Существует мнение, что Марина Степнова пишет преимущественно для женской аудитории. Вот уж не знаю... Прочие произведения писательницы мне пока не знакомы ( это дело я непременно исправлю ), но заподозрить «Женщин Лазаря» в узкой гендерной направленности мне никак не удалось.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дом — это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом —это твой дом (песня)

Поскольку книга прочитана специально для июньского заседания клуба КЛюЧ, то текст отзыва содержит довольно серьёзные СПОЙЛЕРЫ, потому эту рецензию лучше читать после прочтения романа. Или вообще не читать — каждый в этом романе найдёт что-то своё, близкое и понятное.

Бог есть любовь? Вообще-то эта фраза в оригинале является утверждением, но никак не вопросом. Однако в своём романе Марина Степнова как раз произносит слово любовь с подтекстовым вопросом — бог? И чтобы читатель попробовал поплотнее заняться этим постулатом, автор ставит этот вопрос трижды. Ровно столько, сколько главных героинь поместила в эту книгу Марина Степнова. Ровно столько, сколько любовей проходит перед читателем. Хотя любовно-романтических историй в романе конечно же больше. Просто не все они стали Любовью. Однако в некоторых случаях автор терпеливо держит паузу, пытаясь не то, что запутать или ввести в заблуждение читателя, но просто чтобы оттенить возникшее на страницах книги настоящее большое чувство какими-то фоновыми завитушками — пусть читатель немного поиграет в гештальтные фон-фигура, так оно вернее будет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любовь как дар, причём не только как дар свыше и от Бога, но и как способность дарить свою любовь, щедро делиться ею. Именно так живёт и так поступает главная героиня первая, Маруся. Женщина, которую главный мужской герой Лазарь Линдт любил всю свою жизнь. Даже тогда, когда женился на героине номер два, на Галине. На которой, собственно говоря, потому и женился, что…

Изнасилованная любовью — именно такой представляется нам вторая героиня книги. Потому что и замуж её вышли «по щучьему велению» по линдтову прошению, и жила она за_мужем, купаясь в этой насильственной безрадостной и безответной любви. В любви Линдта к ней. Но вовсе не её к Линдту. Правда, когда Лазарь освободил её от себя и она попробовала хлебнуть вволю этой свободы, то оказалось, что все её попытки полюбиться по-настоящему превратились в простой банальный и потому похабный перепихон. И окончательно сделали Галочку Галиной Петровной.

И наконец, третья главная фигура в нашем многофигурном романе — Лидочка. Изнасилованная нелюбовью, изнахраченная безлюбовьем — так, наверное, кратко можно охарактеризовать происходившее с ней после трагедии на море. И потому финальная часть романа выведена автором именно в такой чуточку мистической форме — именно любовь деда Лазаря Линдта помноженная на любовь мужа вытащат её с «того света».

Три любви. И каждая со своими оттенками и нюансами, плюсами и минусами, деталями и подробностями, случайностями и закономерностями.

И вопрос — Бог есть Любовь? Без ответа?

Все остальные информационные, смысловые и содержательные темы и моменты романа я здесь рассматривать не буду, ибо всласть об этом поговорим в онлайне, на клубе.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Молоховецкие пляски

Вот ты сидишь под ледяной скалой,

Перед тобою ледяной налой,

Ты вслух читаешь свой завет поваренный,

Тобой хозяйкам молодым подаренный

А.Тарковский

Книга-оксюморон. Лазарь в заглавии предполагает библейские коннотации не самого аппетитного свойства, связанные со смертью и воскресением. В романе всякая смерть будет окончательной, включая духовную, ни одна не завершится возрождением. А с аппетитными вещами полный порядок, по крайней мере поваренная книга «Подарок молодым хозяйкам» сочинения Елены Молоховец окажется единственной настольной для двух «хороших» женщин Лазаря. Плохая читать ее не станет, отдаст предпочтение антикварным изданиям. Впрочем, тоже не для чтения, а для коллекционирования и и дальнейшей конвертации в твердую валюту.

Странно сейчас, что долго боялась подступаться к «Женщинам Лазаря», ожидая немыслимой тяжести, восставшего мертвеца (не буквально, но, вы понимаете) и всякого такого. Меж тем, читается роман превосходно, язык чистое наслаждение. Сюжет, поначалу озадачив ступенчатыми скачками в прошлое из восемьдесят шестого в восемнадцатый, и дальше — в тысяча восемьсот девяностый, после движется спокойно, ровно,в лучших традициях семейного романа, где, вопреки Льву Николаичу, всякая счастливая семья счастлива по-своему.

А уж как хороша история сватовства Чалдонова за Марусей, их медового месяца с чудесным «однажды морем я плыла на пароходе том». Вообще часть Маруси превосходна, такой микс из некрасовского «есть женщины в русских селеньях» и аксеновского «это были наши девочки, смолянки», хотя на самом деле Смольный институт был в биографии не девицы Питоврановой, а ее, и позже Лидочкиной, героини, госпожи Молоховец.

Лидочка повторит судьбу своего кумира многими подробностями: раннее сиротство, пребывание в специальном учебном заведении, равно привилегированном и строгом, счастливое замужество за человеком много старше себя, обеспеченным, любящим.

Марина Степнова чудо как хороша и с построением сюжета, который не провисает ни в одной части, уверенно забирая не прихваченное покуда читательское внимание, как вплетают пряди во французскую косу — все туже, богаче и красивее, к окончанию приходя роскошной плетенкой. А уж как хорош финал. Знаете, обаяние девяти из десяти по-настоящему хороших книг бывает убито невразумительным или открытым, или чересчур сусальным, или трагичным концом. Не здесь, «Женщины Лазаря» удивительно гармоничны и соразмерны, золотое сечение русской прозы.

За счастье прикоснуться к нему, прощаешь автору умело и вовремя придавленную коленом слезную железу читателя, кучу мотивационных огрехов: от легко бросившего свою девочку папочки и демоницы бабки, до ее невразумительного соглашения с ведьмой (совершенно неясно, в чем заключался договор, «русалкою холодной и могучей» Галечка могла стать без всякой мистики, посредством одних только мужниных денег).

От виктимной девочки, ненавидевшей танец и ставшей примой посредством одних только природных данных (ну вы чего, ребята, никто не вспыхнет сверхновой из-под палки, тут харизма и пассионарность потребны), до неожиданно проклюнувшегося умения готовить, немыслимого без соответствующих моторных навыков. Смешно, право, это как герой «Женщины в белом», который думал, что по книгам можно выучиться плавать. Если что и получится, то как раз практически итальянская брускетта, которой Лидочка окормила семью Царевых, прежде слаще морковки ничего не пробовавших.

Ну и что же. Все равно «Женщины Лазаря» дивный роман. Чай с лимоном, шарлотка из осенних яблок, плед — и день чистого блаженства в обществе лучшего из возможных образца русской прозы.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга эмоциональная…А сколько судеб, не счастливых, никому не нужных….

Начинаем книгу с Лидочки, точнее тогда она еще была Барбариска.. Ей 5 лет, она с мамой и папой на отдыхе, на море.. И в один миг всё разрушилось! Утонула мама… А папа не нашел ничего лучшего (да и не искал, да и не хотел!) и отдал свою 5-летнюю дочь своей матери! А мать у него дама сухая, черствая, сына не любившая, не то что внучку!

Маруся… Знакомимся с ней с молодых лет, когда она еще девчонкой была, но основную Марусю мы знаем в возрасте! Она не может иметь детей… Это был очень тяжелый период… Почему период? Да потому что, как говорит потом сама Маруся, ко всему можно привыкнуть, со всем можно смириться. У неё был любимый муж (в данной книге это немаловажное слово!), была своя маленькая, но счастливая семья.

Галочка… Девчушка, у которой было всё: любовь родителей; которая жила в достатке. Была счастлива! Ну и пусть, что не поступила в политехнический университет, как хотел её отец! Зато она знакома с молодым человеком, которого любит, и в скором времени вступит в брак! Ну что может быть прекраснее любви и ожидания семейного счастья?..

Галина Петровна. Это бывшая Галочка… Галочка, которую сломали. Но не сломили… В 18 лет принудительно выдали замуж за мужчину, старше её на 40 лет! Потому что он был светило науки. И влюбился в Галочку, и высказался своему верному другу, что очень хочет, чтобы Галочка стала его женой. Она и стала… Вот только он не знал, что стоило это ГАЛОЧКЕ! А он честно любил. И холодную её любил, и безответную – любил!

И завершает книгу Лидочку.. Это наша выросшая Барбариска. Но потрепанная жизнью. Не получившая от жизни любви, ласки, тепла… Ничего того, что должен получать ребенок с 5 лет.

Что объединяет всех этих женщин? Лазарь Линдт. Все эти женщины, такие разные, с такими разными судьбами – все пересекли свой жизненный путь с Лазарем… Таким наивным, как дитя, взрослым, но не повзрослевшим мужчиной..

А послевкусие у книги сильное… И след в душе остался четкий…

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

За книгу принималась с большой опаской. Сколько уже написано этих семейных саг и сколько их перечитано..., а сколько ещё напишут. Но вот открыла книгу, прочла первые строки и пропала, да так, что не хотелось отрываться от чтения. И дело вовсе даже не в сюжете, а в том, как это написано.

Эта история о женщинах Лазаря Иосифовича Линдта – академика, а попросту гения. Он был обласкан своим талантом и судьбой. В его жизни было много женщин удобных, тёплых, страстных – разных. Но только три из них оказались важны для него. Марусю он встретил в восемнадцатом году и с той поры она стала для него идеалом женщины. Он полюбит женщину старше его на сорок лет, замужнюю, преданно и трепетно любившую своего мужа. Любовь Лазаря к Марусе была свет и верность, желание оберегать и заботиться, просто быть рядом, любоваться, слушать, следить восхищёнными глазами. Она рядом, но недоступна. Всю свою жизнь потом Линдт искал похожие отблески на лицах великого множества женщин. Он хотел того света, тепла, уюта, преданности и любви, что царила в доме Чалдоновых. И решил, что нашёл...

Он встрелил её на пятьдесят девятом году жизни. И было это не просто седина в бороду бес в ребро. Он думал, что вот оно долгожданное, то самое счастье – юная, красивая, цветущая, светлая Галочка. И Лазарь, как паук с кривыми лапами прожил счастливую жизнь с молодой и обожаемой Галочкой. Третья женщина – его внучка Лидочка, которую он даже никогда не видел, но которую в один день за двадцать три года до её рождения обрёк на одиночество, несчастье, на жертвенность, когда решил, что его счастье нашлось. Лидочка была очень похожа на деда – она хотела того же, что и он – рядом родные и горячие руки, которые никогда не выпустят, не уронят, даже если перевернётся весь мир и что бы было счастье кухонное и простое – это дом и дети. Дом, как у Маруси, которую Лидочка никогда не знала, но интуитивно была и на неё похожа.

Так что ничего особенного в сюжете нет, но зато есть язык красивый, богатый, великолепный. Автор, как очень талантливый художник щедро, но разумно использует краски на картине, как–будто смотришь на портреты, написанные на фоне природы и при этом чётко раскрывается образ человека, можно определить его внутренний мир, характер и сиюминтные чувства, но при этом видна и природа и её гармония с человеком на портрете. Сколько там сцен, от которых перехватывало дыхание, начинало щипать нос и на глазах выступали слезы. Красивые выражения, сравнения, описания, очень музыкально, лирично и высокохудожественно – по мне, так пальчики оближешь. При этом Автор не стесняется вставлять крепкие ругательные выражения, а как же ведь до конца нужно раскрыть образ или сцену.

Тское впечатление, что я слушала историю, рассказанную вслух с отвлечениями, с уточнениями, рассказ, уводящий в прошлое и возвращающий назад, с остановками, чтобы перевести дух, смахнуть слезу, потереть переносицу, наморщить лоб, вглядеться вдаль. Голос, меняющий темп и тональность, иногда заставляющий прислушиваться, иногда полный издевки и сарказма, сожаления и печали, драматизма и радости, мечты и счастья, обречённости и разочарования, надежды и уверенности – всем, чем наполнена жизнь. При этом нет чего–то лишнего, как прозрачно–розовая водица, переливающаяся из сосуда в сосуд, чего–то натянутого, кисло–горького и сверхнадуманного, того, что вынуждено создавать вид настоящей жизни.

Очень рада, что узнала об этой книге. Возможно в ней есть недостатки, но я их не заметила или просто проскачила. Возможно книга излишне эмоциональна, а я по–меланхоличности впечатлительна, но я была полностью поглощена и очарована этой историей. Такую красоту речи у современных Авторов я наблюдала только у Александра Чудакова и Дины Рубиной.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о страшной вещи- о любви. Как она может ломать людей, которых любишь. Читается не очень легко. Местами погружаешься в этот мир. Местами хочешь выпрыгнуть, походить. Но история все равно притягивает.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть одно объяснение, почему эта книга может быть обсуждена на ФантЛабе — она невероятно, ФАНТАСТИЧЕСКИ красиво написана. Язык настолько сочный и вкусный, что невозможно оторваться. Местами напоминает Булгакова, местами даже — Достоевского. Но в большинстве текста — неповторимый авторский стиль. Марина Степнова заставила меня поверить в то, что у современной российской литературы есть будущее.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень простая и увлекательная для чтения вещь. Одна из немногих книг, в которых жизнь в СССР описывается не как трудовой подвиг. не как повседневный серый кошмар, а просто жизнь со всеми ее милыми и не очень подробностями, протекающими ан фоне огромной страны.

История семьи Чалдоновых меня просто умиила до глубины души, и, если честно, хотелось бы отдельной книги об этих простых. нежных полных любви отношениях

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх