FantLab ru

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Голосов:
1947
Моя оценка:
-

подробнее

Вокзал потерянных снов

Perdido Street Station

Роман, год; цикл «Нью-Кробюзон»

Аннотация:

В гигантском мегаполисе Нью-Кробюзон, будто бы вышедшем из-под пера Кафки и Диккенса при посредничестве Босха и Нила Стивенсона, бок о бок существуют люди и жукоголовые хепри, русалки и водяные, рукотворные мутанты-переделанные и люди-кактусы. Каждый занят своим делом: хепри ваяют статуи из цветной слюны, наркодельцы продают сонную дурь, милиция преследует диссидентов. А к ученому Айзеку Дан дер Гримнебулину является лишенный крыльев гаруда — человек-птица из далеких пустынь — и просит снова научить его летать. Тем временем, жукоголовая возлюбленная Айзека, Лин, получает не менее сложное задание: изваять портрет могущественного главаря мафии. Айзек и Лин еще не знают, какой опасностью чреваты эти заказы — для них самих, всего города и даже структуры мироздания…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2001 // Роман

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2001 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 2001 // Премия SFVO за лучший непереведённый роман на английском (Великобритания)

лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2002 // Зарубежный роман (Великобритания)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2003 // Лучший зарубежный роман

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Зарубежная книга (Великобритания)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Научная фантастика (Великобритания)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Фэнтези (Великобритания)

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2004 // Книга года

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2005 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Японская премия "Гендерное чувство" / センス・オブ・ジェンダー賞 (Sense of Gender Awards), 2009 // Зарубежное переводное произведение (Великобритания; роман)

Номинации на премии:


номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2000

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2001 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2001 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2002 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Роман

номинант
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第41回 (2010) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Вокзал потерянных снов
2006 г.
Вокзал потерянных снов
2007 г.
Вокзал потерянных снов
2014 г.
Вокзал потерянных снов
2017 г.
Вокзал потерянных снов
2019 г.

Аудиокниги:

Вокзал потерянных снов
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Perdido Street Station
2000 г.
(английский)
Perdido Street Station
2001 г.
(английский)
Dworzec Perdido
2003 г.
(польский)
Nádraží Perdido
2003 г.
(чешский)
Perdido Street Station
2003 г.
(английский)
Perdido Street Station: Tome 1
2003 г.
(французский)
Perdido Street Station: Tome 2
2003 г.
(французский)
Perdido Street Station: Tome 1
2006 г.
(французский)
Perdido Street Station: Tome 2
2006 г.
(французский)
Станция Пердидо (Том 1)
2008 г.
(болгарский)
Станция Пердидо (Том 2)
2009 г.
(болгарский)
Perdido Street Station
2011 г.
(английский)
Nádraží Perdido
2018 г.
(чешский)
Вокзал на вулиці Відчаю
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, через две недели после прочтения, можно сказать, что книгу я переварил и пора написать отзыв. Сразу прошу прощения за корявый слог — чукча не писатель, чукча читатель.

Впечатления противоречивые. Понравилась ли книга? Безусловно! Стал бы я её рекомендовать? Вот тут не знаю, точно не всем, всё же чтиво весьма специфическое, необычное и не для всех. Читалась книга НЕ на одном дыхании, довольно долго и медленно, но по прочтении я ни разу не пожалел о потраченном времени.

В сюжет вдаваться не буду, про него и так много написано, лучше опишу свои личные ощущения.

Главное в этой книге — атмосфера! Густая, тягучая, грузная. И пресловутая «затянутость» лично для меня только усилила эту самую тягучесть. Сразу хочу сказать, что если вы любите красивый, романтичный стимпанк с блестящими латунными трубами и яркими дамами в корсетах — то проходите мимо, это не те автоматоны, которых вы ищите. Здесь вас ждёт истинное нутро промышленного города — грязь, гарь, смрад и нечистоты. Даже дни недели имеют немного другие названия с «грязным» оттенком (вошькресенье. Интересно, как это было в оригинале). Но я считаю, что именно таким и должен быть стимпанк, а вся эта викторианская романтика — лишь обёртка.

Вообще описанию города и мира уделяется здесь очень много внимания, едва ли не больше, чем сюжету и персонажам. Хотя Нью Кробюзон — сам является самым настоящим персонажем, возможно даже главным.Все эти пространные описания домов, улиц, истории города, традиций его обитателей — всё это абсолютно необходимо для погружения в душный Кробюзон.

Называть «вокзал» чисто стимпанком было бы не совсем правильно, так как это лишь одна сторона мира и, я бы сказал, не главная. Здесь есть перфокарты, автоматоны и дирижабли, есть условная эпоха рубежа XIX — XX веков, но есть и магия, и множество необычных существ, разумных, и не очень (часть из них позаимствована из мифов разных народов), и демоны, и многомерный паук, плетущий мировую паутину — фантазия автора бьёт фонтаном и местами переходит от фентези к настоящей психоделике (и это комплимент!). Нью Кробюзон как бы живёт на стыке, переплетении всего. Это смесь разных существ и их культур, слияние науки и магии, соединение разных частей «переделанных», и т.п.

Среди разумных «рас», населяющих город, хочется выделить три вида, пришедших из мифов:

Хепри — древнеегипетский скарабей, одна из ипостасей бога солнца Ра. Изображался он как правило просто в виде скарабея, но иногда — в виде человека со скарабеем вместо головы. У египтян это было лишь символом, но у Мьевиля женщины хепри имеют самого настоящего скарабея вместо головы. Гаруда — царь птиц в индуизме, изображающийся в виде человека с крыльями. У Мьевиля — человек-птица с клювом и перьями. Ну и конечно наш родной водяной — в оригинале он так и есть «vodyanoi».

И ещё есть почти Лавкрафтовские «мотыльки»...

Персонажи — не самые глубокие в мире, но я не согласен с тем, что им не сочувствуешь — лично я очень даже переживал, особенно когда у них начались злоключения. Так же я категорически не согласен с тем, что ни один из персонажей не является по-настоящему «хорошим». Да, это не «рыцари без страха и упрёка», но и не антигерои. Айзек — учёный. Он не идеален, но он просто «хороший парень» — по-настоящему любит свою Лин, может помочь другим не ради денег а просто, чтобы помочь. Готов рискнуть жизнью ради друзей. И он явно любит свою работу. Лин — художница хепри — пожалуй, самый плоский персонаж, но ей я очень сопереживал — девушка попадает в серьёзный переплёт, выбраться из которого не просто. Дерхан — журналистка-революционерка — имеет чёткие понятия о чести, очень идейная, даже слишком. Ягарек — бескрылый гаруда — себе на уме, но храбрый воин. В конце книги выясняется, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он лишился крыльев за изнасилование,
что весьма портит о нём впечатление.

Из других персонажей хочется отметить Ткача — того самого многомерного паука, прыгающего между измерениями. Его монологи — это нечто! Поэтический поток сознания! Жаль, что иногда автор использует его как Deus Ex Machina, но сам персонаж от этого менее интересным не становится

Теперь немного того, что не понравилось, весьма субъективно.

Местами всё же слишком перетянул, даже с учётом того, что я написал вначале.

Местами всё же пережестил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень уж жалко Лин, очень хотелось, чтобы мотылёк сожрал Попурри, но.. как будто ей и без этого мало досталось.

По поводу противоречивого решения Айзека в конце:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно, конечно, считать это предательством Яга, но я прекрасно его понимаю. Конечно, Яг уже сполна получил за своё преступление — то, как садистски ему отпилили крылья, вполне можно считать искуплением. Но после того, что произошло с Лин — вполне нормально нежелание Айзека иметь что-либо общее с насильником. На мой взгляд, это тоже говорит о нём как о «хорошем парне» — у него есть принципы. Фактически, у него был выбор — помогать преступнику, или бросить друга. Выбор так-себе, прямо скажем, и Айзек выбрал то, что считал правильным. Не из малодушия или жадности, а из принципов.

Вот как-то так.. Теперь немного боюсь начинать «Шрам» — Сможет ли он дать тот же уровень атмосферы, эмоций? Посмотрим. Но «Вокзал» я точно приобрету в бумажном виде и, скорее всего, как-нибудь перечитаю.

П.с. этот отзыв я переписывал 3 раза, и всё равно он получился не таким, каким был в голове:)

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал уже давно и вот гляжу на вторую книгу цикла (Шрам) и пытаюсь понять, почему я никак не начну ее читать, видимо боюсь. До сих пор не могу уяснить под каким именно впечатлением я остался от Вокзала. Не ясно, понравилась мне книга или нет, она просто другая, лютая фантасмагория.

Да, можно говорить, что сюжет движется медленно, что вся фантазия автора высосана из пальца и она просто бред сумасшедшего, что его политическими взглядами пропитана каждая страница, а пошлость ужасно зашкаливает... но все это цепляет, сильно цепляет. Эффект от книги, как облиться холодной водой после проведенного года в пустыне.

Именно такие книги становятся культовыми и именно их будут помнить. Они отпечатываются в мозгу, ты не хочешь, но все равно про них вспоминаешь.

Сложно давать оценку подобным произведениям. Чисто с литературной точки зрения, книга не стоит и выеденного яйца, но если брать в учет оставленные после нее эмоции, то она достойна прочтения.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это да!..

Редко читаю книги фэнтези, обычно редко нахожу с ними общий язык. Но вот воказл… Это что-то особенное!

Пока читала – меня поражала фантазия автора! Хотя я вроде привыкла к буйным фантазиям, особенно после некоторых сериалов, отличающиеся буйной фантазией создателей :) Но иногда наткнешься на книгу, я сейчас уже про Вокзал, которая просто поражает! Всем! Героями! Миром! Действиями! И интересностью :) Хотя не скажу, что читала запоем, но было интересно, что же ждет меня еще :)

Наш главный герой – Айзек – ученый, к которому обратился за помощью гаруда Ягарек. Хотя за помощью это мягко сказано! У гаруды обрезаны крылья, в качестве наказания. Сделай так, чтобы я летал, как ты ходишь из комнаты в комнату… Ничего себе задачка. Вызов для Айзека :) А дальше, как клубочек, всё жутко взаимосвязано. Айзек собирает для изучения крылатых существ, или всех тех, кто станет в итоге крылатым и натыкается на необычный экземпляр – гусеница! И вроде брался за одно, а пришлось попутно еще и мир спасать…

Ещё в книге много мерзости, вот начиная с самых первых страниц, читаешь и фукаешь мысленно! Но вот на впечатление в целом вроде не отразилось это :)

А вообще лучше прочитать эту книгу, и прочувствовать все самим, потому что это впечатление от книги – не выразить его!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вижу на полке очередную книгу Мьевиля, думаю про себя: «опять что-то странное». После этого рефлекторно хочется пуститься в ностальгию, дескать, как все начиналось, насколько прежняя странность лучше нынешней, и так далее, да вот только не знаю я, как там все начиналось. Я у Мьевиля и читал-то только «Кракена», а об остальных книгах знаю по рассказам друзей и знакомых. Так, срочно исправляю недочет.

*Один «Вокзал потерянных снов» спустя…*

А вы знаете, неплохо так получилось. Книга не особо впечатляет сюжетом, но изо всех сил компенсирует это богатой авторской фантазией. Вот есть у нас город Нью-Корбюзон. Там все хорошо, но на самом деле нет. Главным образом там обитают чернуха и неприятности. Если решите туда заглянуть, то пообщаетесь с людьми, нелюдьми, разумными кактусами, роботами, водяными, всякими жукоголовыми личностями и прочим сбродом разной степени подозрительности. Нет, ну может, повстречаете и не сброд, тут уж как повезет. Многим не везет.

Конкретно на Вокзале потерянных снов можно познакомиться с ученым Айзеком, который пытается научить летать гаруду лишенного крыльев. Жукоголовая возлюбленная Айзека по имени Лин в это время получает заказ на изготовление скульптуры местного мафиози. Еще там есть какие-то проблемы с мотыльками, дьяволом, а также еще с кое-кем интересным, но это уж вам самим лучше разобраться, что к чему.

Продолжаем разговор, но не долго, а то вам еще роман читать. Книга стоит внимания, автор очень постарался сломать как можно больше штампов и сделать свое творение максимально неординарным. У него не во всем это получилось, некоторые штампы сломаны плохо, но результат все равно хорош. Нью-Корбюзон вмещает в себя столько рас, ситуаций и различных диковинок, что в него хочется возвратиться еще раз. А учитывая, что книга не особо жизнеутверждающая, да и жести на ее страницах разлито немало, то после такого возвращения можно заподозрить у себя какую-то степень литературного мазохизма.

«Вокзал потерянных снов» необходимо попробовать почитать всем любителям фантастики. Он, конечно, далеко не всем придется по вкусу, но поможет расширить литературные горизонты и увидеть, какая еще бывает фантастика.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, история здешнего мира, как и откуда появись эти мутанты, что за силы тут правят, все это вызывает у меня куда больше интереса, чем охота на комаров-переростков. Возможно, дело в том, что автору так и не удалось убедить меня в их мега-опасности для всего живого. Только шептания по углам, намеки, страх в глазах, и даже демоны! отказываются браться за дело... м...демоны? И что это значит? И что они могут? Один раз их упомянули и забыли.

В общем, практически каждый персонаж здесь — это скопление потенциально заманчивых хроник. И ожившая машина, и человек-птица, и паук, и русалка, и кто угодно. Но все это как-то вскользь проходит, слишком тут всех много, нельзя сконцентрироваться на чем-то одном. И весь мир получается как лоскутное одеяло: интересно, ярко, необычно, но ничего конкретного. Хотелось бы узнать и про создание измененных, и про био-волшебников, и про металло-чародеев, но главный герой оказывается самым скучным и банальным человеком без особенностей и без изюминки. Эх... А тут ведь даже демоны! есть, чтобы это не значило.

Но в целом читается легко, насыщенно, особенно, если вы испытываете страх перед насекомыми, а мне так и не удалось им проникнуться. Поэтому когда всем городом бегают (на деле, конечно, никто ничего кроме героя и не делал, но общая бесполезная суета наблюдалась) всего за пятью «мотыльками» и ничего не могут сделать, несмотря даже на то, что знают и про происхождение наркотика, и про монстров, и их особенности, и даже имея специальный отряд для борьбы с ними... Ну, не получается эту бесполезность девятимиллионного (если не ошибаюсь) города серьезно воспринимать )

Как вообще можно завести в собственный крупный населенный пункт настолько (якобы) опасных существ, бросить все на авось, еще и всех потом сбагрить бандитам, а зародышей пересылать по обычной почте в картонной коробке? Ну не внушает подобное поведение чувство тревоги. Ну или кому-то в голову москиты заранее нагадили...

ПС

А че за вокзал то?

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз прочитать эту книгу я пытался пять лет назад, и как-то не задалось. Оттолкнула меня излишняя натуралистичность неудобоваримых подробностей первых страниц, чересчур подробный и трудно-представимый мир. Отпугнули крайне неоднозначные отзывы то хвалящие книгу, то рассказывающее об ее отвратительности и нудности. Я без лишних сантиментов решил не читать её дальше первых тридцати страниц.

И вот спустя пять лет и не одну сотню романов, я решил дать Мьевилю еще один шанс... и мне понравилось! Сижу теперь и думаю, как я до этого дошёл, то ли именно тогда книга не попала в настроение, то ли мои вкусы с тех пор стали гораздо «изысканней», но мне правда понравилась книга.

Множество, мягко говоря, необычных персонажей. Множество неожиданных сюжетных линий. Огромный необычный город. Фантазмогорические сны. Нестандартные решения. И конечно атмосфера дама и пара, технологий и развалин, мира преступности и деспотичной власти закона. Всё это — мир контрастов, мир сплавленного в одно казалось бы не сопоставимого. С одной стороны тяжёлый роман, но с другой необычный и неожиданный.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для того, чтобы написать отзыв, потребовалось приличное время — смести в кучку все впечатления от книги (действительно, богатой на них), попытаться собрать их воедино и выстроить из них что-то плюс-минус читаемое. Действительно, «Вокзал...» требует как минимум эссе, а отзыв — все же несколько иной формат. Но — попробуем.

Итак, имеем: адский микс чуть ли не из всех направлений фантастики, исключая разве что космооперу. Сумрачный псевдовикторианский фон, вызывающий в памяти стойкие ассоциации с лондонским Ист-Эндом, как фантастическим («Машина различий» Гибсона-Стерлингв, «Вокзал времени» Асприна), так и документальным («Люди бездны» Дж. Лондона). И еще... долго перечислять. И знаете, то, что иного автора похоронило бы под завалами собственной фантазии, здесь работает до донышка, до последней запятой.

Мрачный паропанк — магистральная, но не определяющая нота. И велик соблазн застрять на частностях: на тоталитарном обществе, на фрондирующей богеме (такой узнаваемой даже в вымышленном мире), на каких-то нетипичных для ФиФ расах (гарудах или, к примеру, кактах), на рабочем движении — опять же, раскрытом в весьма нетрадиционном для фантастики аспекте... Но не это главное, на мой взгляд — хотя без этих деталей книга вышла бы скучной и анемичной. Главное — все-таки некий нравственный выбор, который в конечном счете и превращает героев из авторских марионеток в живых личностей, думающих и страдающих.

Ну вот тот же Айзек — в сущности, вечный мальчишка, выпустил в мир Зло, которое обязан нейтрализовать — и перед лицом Выбора он неизбежно и трагически взрослеет. И уже финальный выбор делает осознанно — хотя и большой кровью ему это дается. Его подруга-хепри — понимает, чем чреват (поправка: чем явно кончится) заказ у крутого мафиози — но последствия отходят на второй план перед замыслом художника. Да чего уж там, средней руки мафиозный жучок-посредник убеждает себя и окружающих в том, что действует ради выгоды но погибает за... не знаю точно, за что, но уж к выгоде не имеющее никакого отношения.

Один из предыдущих рецензентов назвал Нью-Кробюзон миром гниения — и знаете, трудно не согласиться. Это царство упадка, декаданса — в политике, в культуре, в науке. В человеческих отношениях. Друг и коллега героя — вульгарный стукач, а сам он набредает на эпохальное открытие скорее случайно, зациклившись на решении практической проблемы. И — да, в этом мире хэппи-энд просто физически невозможен — а то, что его не будет (это не спойлер), ясно чуть ли не с первых страниц.

Итог: странная и жесткая фантастика (с четким определением направления таки затрудняюсь). Читать — однозначно. Извиняюсь за многабукф и определенный сумбур в отзыве (не мой формат в 3 абзаца), но и то я, коллеги, поскаредничал. Возможно, позже сумею родить что-то более упорядоченное — но уже не менее авторского листа и в АК.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это так трудно – находиться между мирами, не принадлежать ни к одному из них.

Иногда я просто поражаюсь своей расточительности... Знаете, можно все списать на молодость, но теперь прежде чем приобрести ту или иную книгу, я сто раз взвешу все за и против. Пять лет назад я приобрела аж три книги Чайна Мьевиля! Толком не могу припомнить, что вообще подстегнуло к столь необычной покупке... Ладно, я еще долго ходило вокруг да около, в то время как трилогия про Бас-Лаг кочевала из одного места в другое, собирая слои пыли. Лишь благодаря игре решилась прочесть сей труд.

Вокзал потерянных снов – это не понятная мне смесь жанров. Фантастический мир, населенный разными расами, но помещенный в схожую с викторианской эпоху. Самое парадоксальное, что еще в начале мне нравилось, но перевалив за 400 страниц, поняла, что невозможная тягомотина приводит в уныние.

Плюсы. Мьевиль создал удивительный мир. Я уже говорила, что с легкостью воспроизвожу прочитанное, так вот, все герои и события представлялись в самых ярких красках. Картина хороша, если не всматриваться в детали...

Минусы. Пустой сюжет. Знаете, это все равно, что смотреть боевик, а их я не люблю) Вот проходит сотня страниц – ничего не происходит; вторая сотня – ничего; третья, четвертая... Что я читаю? А главное –зачем? Да, мое любопытство все же проявило себя, когда появились существа-мотыльки, но даже это не спасло ситуацию.

Я проиграла битву пытаясь читать Вокзал потерянных снов. Более менее обрадовал факт, что есть аудиоверсия. Но и там осталось все безрадужно. По крайне мере теперь могу с легкой душой поставить галочку, что прочитала и расстаться с книгами, т.к. продолжать цикл не собираюсь.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и остался позади Вокзал на Затерянной улице – центр всепоглощающей паутины жестокого и порочного мегаполиса. Можно смело вдохнуть глоток свежего воздуха и оглянуться на проделанное путешествие.

Не знаю, сознательно ли автор назвал одного из героев именем Попурри, но оно наиболее точно характеризует стилистику книги. Здесь, в гротескном калейдоскопе можно найти отблески множества популярных и известных творений литературы и кинематографа. Нью-Кробюзон видится эдакой смесью вывернутого наизнанку викторианского Лондона, преступного Готэма с примесью антиутопии типа «Бразилии» Терри Гиллиама. В сюжете смутно видны отголоски «Чужих» с их неуязвимыми монстрами, вампирская тематика, извращенные фантазии Баркера. Всё это, пусть и не идеально, Мьевиль превращает в свое «поле боевых действий».

Исходя из объема, не удивительно, что сам роман сначала похож на неповоротливую гусеницу. Но, когда она окукливается (приблизительно к окончанию первой трети произведения), то превращается в дивного мотылька, взмахи крыльев которого принуждают ускоренно поглощать страницу за страницей, рождая в синапсах фонтан причудливых образов, чувств и эмоций. В особо напряженных моментах автор умело использует своеобразные триггеры, благодаря которым герои остаются в живых среди всего этого безумного столпотворения. И если сначала в романе еще можно уловить социальный подтекст и неприкрытый сарказм в сторону современного города, то дальше эта ниточка теряется в водовороте сменяющихся как в фильме сцен и действий персонажей.

Огорчило в романе излишнее описание работы хитроумных изобретений Гримнебулина, все-таки элемент научной фантастики здесь лишний, как и метафизические рассуждения главного героя. Также автор явно перегибает с описанием районов Нью-Кробюзона, чем грешил еще в «Крысином короле», заставляя петлять по Лондону с помощью Google Earth. Благо, здесь есть отличная карта. Но все же, «Вокзал потерянных снов» нужно читать не отвлекаясь.

В итоге, имеем необычную и добротно исполненную задумку, которой мешают стать шедевром неровности в темпе повествования и очень затянутое начало.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из главнейших элементов в фэнтези/фантастике для меня всегда была оригинальность. Даже если сюжет избит, если события происходят в необычном мире и участвуют в нем необычные персонажи, это окупается вдвойне. Однако Чайна Мьевиль смог и сюжет создать вполне интересный, так и мир у него такой, что каждая деталь кажется неземной. Люди с головой скарабея, люди-кактусы, люди-птицы, водяные... Не каждый автор отважится использовать столь необычные образы, ведь у каждой расы своя психология, свои менталитет и свои законы, хепри так вообще не обладают голосовыми связками и общаются жестами, а между собой химическими смесями. Плюс к этому, автор поместил их в столь атмосферный мир, что в нем даже людям приходится постараться, чтобы чувствовать себя людьми и пытаться ими остаться. А ведь помимо десятка рас (пусть многие и упоминаются лишь вскользь), существуют разумные механизмы, когда даже нет компьютеров, существа, живущие в нескольких измерениях разом, и даже демоны из ада, которым, правда, уделили очень мало времени.

Язык довольно прост, но плотен, хотя иногда автора все же заносит, и он начинает строчить стены текста, но если читать не спеша, погрузившись во все это с головой, то это лишь больше усиливает ощущение мрачности и грязи города Нью-Кробюзон. Книга очень длинная, но, честно говоря, я даже не вижу, что можно вырезать без потери в качестве, наоборот, автору в какой-то момент пришлось убрать линию Лин и Попурри и вернуть лишь в самом конце. А так ее вполне можно было разбить на два тома.

Автор не боится убивать и совершать насилие, хэппи энд для слабаков, хотя он все же есть, пусть и несколько изуродован, как переделанные, наказанные за преступления. Хотя иногда кажется, что там все заслуживают переделки.

Мир Бас-Лага огромен, в этой книге автор лишь мельком показал отдельные затененные закутки, тот же ад, например, где демоны сетуют на бюрократию, и другие миры, которые и вовсе не были показаны, только пространство между. Есть магия, довольно необычная, больше смахивая на какое-то ремесло, которому можно научиться. Различные энергии, способные влиять на реальность, и, судя по всему, и создавшие все это разнообразие необычных рас, некогда мутировавших людей или иных существ и даже растений.

Из минусов, помимо длины, можно отметить то, что в самом начале история была очень многогранна: Айзек с его кризисной энергией, Ягарек, просящий помощи, чтобы вновь летать, Лин, которая создает статую Попурри, антиправительственная газета, внутренние проблемы; странная личинка, питающаяся наркотиком. Позже все это начало переплетаться, вливаться друг в друга, создавая необычный взрывоопасный коктейль, сюжет дошел до пика. А потом появились мотыльки. Весь сюжет до этого, весь этот переплет сменился довольно банальной охотой на монстров. Конфликт застопорился, и бляшка рассосалась лишь в самом конце, однако к тому времени персонажи несколько подрастеряли свои первоначальные позиции, никто так и не достиг желаемого в самом начале. Это и есть уродливый хэппи энд, когда ты ожидал одного, свершения мести и справедливости, а в итоге рад, что хотя бы некоторые из персонажей дожили до конца, переделанные без всякой магии.

Не совсем минус, но все же бросается в глаза некая нелепость — названия в городе. Прям вот слишком громкие и говорящие, словно просто прозвища, данные местными жителями, но почему-то считающиеся официальными. Пусть это и добавляет некой атмосферности, все же как-то по-детски.

9/10 — оригинальность и многогранность все же не оставили меня равнодушным. Мало где увидишь такой странный мир, не похожий ни на что. Это первая книга автора, которую я прочел, но явно не последняя. Вот бы чуть-чуть сжать и оттеснить историю мотыльков немного назад, выведя на первый план Айзека с его наукой, Лин с ее отношениями с другими хепри, Ягарека с его преступлением и даже Попурри, побольше показать город от лица других рас, их быт и культуру, было бы вообще прекрасно. В общем, очень хочется раскрытия мира, слишком большого даже для столь объемного произведения.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В каких только мирах я не побывал за своё увлечение литературой... Мерил шагами молчаливые коридоры Мории, пробивался сквозь Тени к стольному граду Амберу, плыл на лодке к последнему берегу Селидора, проходил сквозь Канатчиковы ворота в град Вызиму...

Но в Нью-Кробюзоне я не был никогда. И — вы знаете — сложно сказать, стоит ли приходить под его крыло, особенно если у вас развита буйная фантазия. Нью-Кробюзон — огромный всплеск желтовато-рыжего бреда на излучине реки, циклопические, ветшающие постройки, древние машины, с трудом вертящие шестернями из-за слоёв вековой грязи, выцветшие, провонявшие гнилью улицы, по которым ходят жители, даже не подозревая, что находятся в первом кругу Ада.

Нью-Кробюзон. Воплощённый кошмар... Да. Гниль и кошмар. Ключевые слова.

Я вторгся в несколько нездоровые фантазии Чайны Мьевиля, и обнаружил там странный мир. Ясно, что автор свалил в кучу все реалии, созданные им за долгие годы фантазирования, все явления, термины, феномены, порождённые его мозгом, и из этой помойки возник циклопический мегаполис, живущий странном мире по странным законам, которые предопределены её более странным мышлением его создателя. Безумный калейдоскоп рас, на которые ему явно не захватило фантазии... Антропоморфные растения — интереснейшая ведь тема для мифотворчства! Но нет, они слишком похожи на людей, даже женщины-кактусы имеют молочные железы... Так же, как и женщины — хепри, люди с головой жука. Люди, гаруды, водяные — всё смешалось на улицах Нью-Кробюзона... Техника, маги, маготехника, биомагия, суперкомпьютер, самозародившийся на помойке из выброшенных деталей, взрывы магической энергии с магической радиацией, переделанные люди, искажённые чародейством до неузнаваемости, существа, живущие одновременно в нескольких плоскостях бытия и питающиеся эмоциями...

Но всё это лоск, ворох слабо связанных друг с другом деталей, от которых во все стороны распирает, как туго набитый кошель, Нью-Кробюзон. Не это главное.

Главное — распад всего. Чаще всего на этих страницах упоминается слово «гниение». Нью-Кробюзон гниёт и распадается, и разлагается он очень давно, по инерции тащась из прошлого в будущее, идя к неизбежному концу и крушению. аромат гнили, её постоянное присутствие везде, где только можно, в зданиях, на улицах, в душах, порождает ауру жёлто-рыжего оттенка гниющей — не палой, а гниющей, прело воняющей мочой листвы пополам с осколками бутылок и сигаретными окурками! — аурой уже умершего, но продолжающего существовать организма. В этом обравнивании очень органично смотрятся кошмарные и пугающие видения, тёмные грёзы и флёр несбывшихся надежд.

Казалось бы, случайная цепь закономерностей привела известного учёного Айзека к тому, что он разрушил свою жизнь, жизнь своей любимой и многих друзей, уничтожив многих из тех, кого не успел поглотить сей город. Его судьба, его жизнь не могла не придти к такому итогу, в самом сердце гниющего трупа былого величия. Куда органичнее, чем он сам, в стенах города смотрятся его порождения — мотыльки, бездумные паразиты, пытающиеся разумом и эмоциями. Айзек и Лин не рождены для Нью-Кробюзона, они, творцы и мечтатели, всё равно должны были быть перемолоты его мощными шестернями, и как, в итоге, и вышло. Сюжет есть, да, он увлекательный и динамичный, особенно во второй половине книги. Он довольно-таки простой и прямолинейный, мы даже понимаем, чем это всё закончится для антагониста, хотя и можем только догадываться, что случиться с протагонистом...

Но не стоит слишком много думать о судьбах тех, кто навсегда оставляет эти улицы. Именно этот странный город и является главным героем фантазии Чайны Мьевиля. Люди приходят и уходят, но город остаётся, гнилой город, который должен умереть, но который остаётся жив.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

“Вокзал потерянных снов” Чайна Мьевиля – это огромная, без преувеличения, огромная книга. Её история, кажется, куда бы лучше пришлась на страницы двух, а то и трёх книг. Однако автор выдал всего один фолиант, и какой.

Ввиду его объёма к нему сперва боязно подступиться, а в конце его тяжело одолеть: настолько его уже томно читать. Я не могу говорить в таком ключе за всех, однако так было именно у меня. Последние страницы буквально пришлось вымучивать. Притом в этом виноват не только масштаб. Слог автора – ещё одна деталь, которая книге одновременно делает и благо, и “медвежью услугу”. Не могу говорить за оригинал, однако перевод Акимовой и Корчагина – это нечто невероятно красивое. Сказ органично вплетён в стилистику выдуманного автором мира, что этим самым миром проникаешься ещё больше. Однако со временем его прелесть уходит и читать его, пробираться через нагромождения примечательных, но лишних эпитетов и многоуровневых сравнений становится всё более невыносимо.

В таком случае лично я знаю два выхода: бросить книгу и вернуться к ней позже, если история всё-таки заинтриговала; пересилить себя и дойти до финала. Лично я выбрал второй. Почему? Всё просто – ранее упомянутый выдуманный мир.

Вселенная Мьевиля в романе представлена лишь одним городом, Нью-Кробюзоном, и несколькими воспоминаниями о прочих пространствах этого незаурядного мира. Однако основной фокус – на городе. И это не просто так. Нью-Кробюзон – разбитое, но не развалившееся зеркало фантазии Мьевиля. В каждом своём осколке он отражает определённый класс, определенную культуру, которую затрагивает автор. Он собирает всё это воедино, в одной рамке, представляя из себя странно сочетающийся, непонятно как работающий, но отображающий как нельзя лучше естество окружения механизм, сногуровневый и сложный. Орган, что постоянно дышит и развивается.

Нью-Кробюзон для автора является и кривым зеркалом нашей реальности. Идеологическая повестка в произведениях Мьевиля – это неотъемлемая черта творчества этого автора. Через свой город, сочетающий в себе темы стимпанка, научной фантастики и народного фольклора, Чайна Мьевиль рассказывает читателю сотни историй, затрагивающих расизм, тоталитаризм, монополизм, теории масонов и темы порабощения искусственным интеллектом. Он являет аллюзию на мир реальный. Притом иногда до гомерического смеха нелепую, а иногда, чаще всего, заставляющую задуматься и порассуждать над основной вещей, окружающих нас. Это происходит в зависимости от поднимаемых тем, однако везде четко видно одно: автор не хочет стеснять себя какими-либо рамками.

Потому, наверное, и получилось у него создать столь объёмное произведение, которое зиждется на сюжете, который на первых страницах вообще не выдаёт того, что произойдёт далее. Это также занимательная деталь, так как первоначально завязка интригует, однако в конечном итоге она оборачивается таким невообразимым образом, что, смотря назад, думаешь, будто прошёл невероятно длинный путь. Да, по сути дела, так оно и есть. Однако лишь в плане знакомства с миром. В плане знакомства с героями такого не ощущаешь. По крайней мере не ощущал я: герои однобоки, они терзаются моральными дилеммами, расставляют личностный выбор на картах собственного характера, однако значительной глубины в этом увидеть у меня не получилось, не удалось узнать в них живых людей, которые были бы способны существовать за пределами того мира, который дал им автор.

Хотя, есть, конечно, исключение – Ягарек. И вот как раз потому, что он – исключение, более о нём ничего рассказывать не буду.

Но, вернёмся к миру, он-то без них, героев, существовал бы спокойно. И эта деталь, наверное, самое важное, что следует отметить в “Вокзале потерянных снов”. Ведь не просто так свою трилогию Чайна Мьвиль назвал именно именем города. Он – главный герой. Всепоглощающий и не отпускающий. Живой и масштабный. Бесконечно омерзительный и манящий. Эпизод книги – малая толика его огромнейшей истории. И просто ознакомиться с этим эпизодом, подняться в предбанник входа в мир Нью-Кробюзона – уже стоящая вещь. Я не был заинтересован героями, по крайней мере, не настолько сильно, насколько в конечном итоге был заинтересован миром вокруг них. Его метаморфозы под гнётом действий персонажей и, что куда важнее, их осознание глубины природы, что их окружает – это открывает новые просторы для фантазии и размышлений. Автор лично поднимаем не односложные темы, а читатель уже копается в этом, выуживая для себя нечто необходимое. Такой винегрет нельзя оценить высоко, но нельзя и не признать, что такой, какой он есть, он очень вкусный. А если зацепиться за себе любимые детали, так и вовсе можно найти не огранённый алмаз. В некотором плане у меня это получилось.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

БОИ

Это полная жопа. Парад идиотизма, халатности и недисциплинированности.

Чтобы было понятней, опишу подробней. Половина романа посвящена борьбе с монстрами, напавшими на город. Их основное оружие — гипноз. Горожане, точнее всякие правители и персы, сражающиеся с чудовищами, знают про эту способность и имеют от него защиту. Для нападения у них есть не только мечи и луки, но пистолеты, бомбы и магия!

Вопрос: как монстры продержались половину книги?

Ответ: автор резко делает персов тормозящими паникёрами!

СЛОГ

Слова составлены в гармоничные сочетания, так что переводчики отработали на отлично.

А вот к содержанию у меня претензии есть. Небольшие, но всё же. В каком жанре написана эта книга? Паропанк!

Так, чёрт побери, где здесь пар? Магию видел. Биологию в стиле доктора Мора тоже видел. Извращённую фэнтэзячную физику даже углядел! А от «пара» тут слова «бойлер» и «перфокарта» (сперва ведь в ту эпоху появились).

А за «панк» здесь похоже отвечают «противные влажные звуки» сэкса, гомосятина и ковыряние в заднице. Это просто грязь ради грязи. Ладно, хоть подобная примитивщина редка, и нормальные антигуманные проявления (рабство, опыты, полицейское государство) здесь показывают.

СТРУКТУРА

Первая часть книги описывает мир, в котором происходят события. Точнее один крупный город.

В нём работает человек-учёный (ГП). У него есть жена-гуманоидный жук, зарабатывающая скульптурами. Чуть позже появляется людоптица. Вот через эту тройку и расписывается культурная и социальная жизнь в городе.

Пусть это раскрывает мир и частично персов, но никаких событий здесь не происходит. Вся первая часть (почти половина) — просто затянувшееся вступление.

Вторая часть начинается, после того как всё пошло в разнос. Ох уж эти учёные...

Всё действие сосредоточено здесь. В ней полно динамичных сцен--- одновременно, являющимися тупыми боями!. События быстро развиваются. Мир продолжает раскрываться. Появляются новые харизматичные персонажи... Некоторые из них, правда, смахивают на рояли. Ну, е-моё, была же первая половина книги, так чего там на них не намёкалось даже?

В любом случае, если уж читать, то только ради этой части сюжета.

Ну, ещё есть эпилог, где описывается судьба персов после всего этого замеса. Вот только вменяемой концовки так получено и не было. Конечно, у персов (кто выжил) жизнь продолжается, вот только не ясно надолго ли.

Возможно, в следующих томах их метания завершат, но это без меня. Потому что второю войну дебилов я не перенесу.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Масштабное и непростое произведение, которое я, к сожалению, не смог оценить по достоинству.

Жанр я бы назвал жёсткой драмой, в антураже мрачного и горячечного фэнтази.

Моей личной проблемой здесь оказалось, как не странно, чрезмерное желание автора погрузить читателя в атмосферу созданного им мира, сопряжённое с чрезмерным объёмом текста и (в этом не отказать) немалым литературным талантом Мьевилья.

Ни одной простой сцены. Ни одного простого персонажа. Ни одного лёгкого диалога. Всё вычурно, винтажно, колоритно. Эпатаж, шок, мрачная атмосфера, давление на эмоции читателя. За этим тяжёлым антуражем для меня потерялись и сюжет, и локальные события сцен, и собственно авторский посыл. Быстро пропал интерес к событиям.

Пару глав читал с наслаждением. Пару ещё вытерпел, с нарастающий отвращением. Потом устал и закрыл книгу, уж извините.

Рад что нашлось не мало читателей поусидчивее меня.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать в удивительный и непостижимый мир омерзительных и чуждых мне фантазий Чайна или Чайны Мьевиля!

Если вы любитель чего-то эдакого «с душком» и «запашком» (есть же такие люди!), — роман станет для вас просто находкой!

На протяжении всего прочтения не покидает ощущение того, что автор намеренно приправляет своё произведение гнильцой, ожидая от этого нашей резкой реакции (положительной или отрицательной — уж кому как). В общем, складывается ощущение, что писатель осознанно желал вызвать у читателя яркие эмоции. Думаю, что в целом ему это удалось.

До того, как я для себя это уяснил, у меня было внутреннее желание бросить читать книгу (чего я вообще стараюсь никогда не делать).

Лично мне вся эта совокупность деталей, формирующих общую атмосферу придуманного автором мира не пришлась по душе. Я не ценитель подобного «колорита», -признаюсь честно. Мои впечатления при прочтении и воображении описываемого в романе мира, его героев и их характеров были достаточно эмоциональными, но со знаком минус.

Более всего меня поразила мораль, определяющая поведение в большей степени основного, но также, местами, и ряда побочных героев. Очень странная для меня мораль. Но она потому и мораль, а не закон, что может быть не у всех одинаковой.

Что касается перспективных моментов романа для людей, которые планируют его прочесть, я отмечу следующие.

Большинство образов героев проработано и прорисовано очень детально (может, даже немного через чур), характеры раскрыты полностью.

Автор, на мой взгляд, мастерски владеет словом. Даже с учётом того, что книга иностранная, и мы знакомимся лишь с переводом, чувствуется сила языка автора: более всего при описательных отступлениях, чаще всего глазами гаруды.

Сюжет не могу оценить однозначно. Местами он откровенно скучный, местами — интригующий (когда ждёшь, что вот-вот что-то случится), местами — прямо-таки держит в напряжении. Такого, чтобы не отпускал всю книгу — нет. Но в целом — событийный.

Имеются сюжетные линии, но такого, чтобы они мастерски переплетались и неожиданно выворачивались — тоже не ждите. По прочтении вообще возникает ощущение, что некоторые из них либо никчёмны, либо не дописаны, как, например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эпизод взывания мэра к демонам.

Ещё одним моментом, ради которого роман стоит осилить, является его оригинальность. По крайней мере, ни на что из прочитанного мною ранее не похоже. Это уж точно.

Моя невысокая оценка является следствием того, что мои личные ожидания от романа до его прочтения на основании рецензий к нему и присвоенных ему наград в целом оказались завышенными. Я ожидал значительно большего. Кроме того, как я писал выше, многое в нём мне оказалось неблизкО.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх