FantLab ru

Чайна Мьевиль «Железный Совет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Голосов:
642
Моя оценка:
-

подробнее

Железный Совет

Iron Council

Роман, год; цикл «Нью-Кробюзон»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это время войн и революции, конфликтов и интриг. Нью-Кробюзон разрывается на части — и изнутри и снаружи. Война с Тешем, призрачным городом «медленных жидкостей», а также восстания и баррикады на улицах самого Нью-Кробюзона потихоньку, но верно стягивают город в пропасть и пучину гражданской войны. Странный человек в маске становится лидером бунтарей. Кто это? Какие цели он преследует?

И группа ренегатов решает, что спасти Нью-Кробюзон может только «Железный Совет», и они отправляются на его поиски на далекий континент Бас-Лаг...

© ceh

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2005 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2005 // Роман фэнтези

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2006 // Лучший зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 3-е место

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2005 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2005 // Роман

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2006 // Переводной роман

номинант
Портал, 2012 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Железный Совет
2011 г.
Железный Совет
2014 г.
Железный Совет
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Železná rada
2005 г.
(чешский)
Le Concile de fer
2008 г.
(французский)
Żelazna Rada
2009 г.
(польский)
Iron Council
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С третьего раза я всё таки заставил себя дочитать данное произведение. Я был в восторге от фантасмагории в Вокзале потерянных снов, я был очарован дрейфующим городом в Шраме, я надеялся полюбить город-поезд, но... не вышло. С подростком-максималистом Ори всё понятно. Мотивы Каттера, которым движет безответная любовь, также можно понять, но есть большие вопросы к мотивации людей, которые пошли с ним в поисках Иуды. Какой смысл переться на другой конец континента, рискуя жизнью, если заранее известно, что придётся возвращаться обратно? Какой вообще смысл был заставлять Железный совет сниматься с насиженного места и бежать от милиции, если конечная цель побега — прибыть в город, где вражеских сил ещё больше и Совет гарантированно могли перебили на въезде в город как беглых преступников (если бы не сделали это раньше, выслав отряд на встречу).

Как-то скомкано была закончена сюжетная линия про войну с Тешем, причём в финальной схватке некое всемогущее существо, способное уничтожить целый город, победил монах, который судя по предшествовавшему повествованию был итак еле жив из-за постоянных обменов со своим богом (несколько неравноценный, на мой взгляд, вышел финальный обмен: знание как победить некую сверхсущность в обмен на зрение (!?) монаха).

Сражение Совета с элементалистами, где первых спас даже не заранее заготовленный солнечный голем, а внезапно появившийся отряд из коллег Дрогона, подосланный Правли, который хотел «узнать путь». Но ведь, насколько я понял, сражение происходило уже в землях изведанных и вполне досягаемых, то есть проложить туда железную дорогу было лишь вопросом времени?

Таким образом, в произведении есть ряд крупных, ярких, хорошо прописанных сцен, которые связаны между собой нелогичными поступками главных героев с неясной мотивацией и пачкой гомосексуальных актов, которыми весьма настойчиво тыкают в лицо (видимо в угоду толерантности).

После прочтения остаётся впечатление схожее с впечатлением от просмотра дорого блокбастера, где сюжет и игра актёров отданы на откуп графической составляющей.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел «Железный Совет» Чайны Мьевиля — как по мне, отличное завершение трилогии о Нью-Кробюзоне. Категорически рекомендую всем любителям необычной, странной, образной и красивой прозы. А также всем любителям поездов! Тут все — и научная фантастика, и городское фэнтези (и это единственный пример городского фэнтези, который я с удовольствием дочитал до конца), и стим-панк, и политическая сатира и многое другое.

Нью-Кробюзон — огромный город-государство, крупнейший на континенте Бас-Лаг. Промышленный, культурный, научный и экономический центр, в котором сочетаются блеск дворцов и нищета трущоб. Здесь живут люди и представители других рас: жукоголовые хепри, водяные, летающие гаруды, растительные великаны какты. Уже долго власть в городе принадлежит представителям партии жирного солнца, которые установили свой авторитарный, почти фашистский режим. Власть опирается на городскую милицию — это одновременно регулярная профессиональная армия, спецслужбы, служба правопорядка, разведка, карательные отряды и эскадроны смерти. В обществе процветает ксенофобия, подогреваемая правительством, штурмовики людей устраивают погромы в кварталах нечеловеческих рас. Преступников отправляют на пенетециарные фабрики, где маги превращают людей в чудовищ и живые механизмы.

Незадолго до событий «Железного Совета» стремящийся к колониальному господству Нью-Кробюзон начинает войну с далеким государством Теш. Успешный поначалу конфликт превращается в затяжную мясорубку. Враг хитер и жесток. Он использует душепушки, зубные и цветовые бомбы, начиненных проклятиями солдат-смертников. В социальных низах, среди рабочих и бывших солдат растет недовольство, что выливается в настоящую революцию.

Именно о ней и повествует роман. В центре сюжета маг-големист Иуда Лев, его верный друг Каттер и давняя возлюбленная Анн-Гари. Молодой активист Ори и таинственный революционер Торо. А еще сам Железный Совет — вечный поезд, оживленный верой его работников и пассажиров. Именно роман в романе «Вечный поезд» — то ли странная военная драма, то ли психоделический вестерн — лучшая часть произведения

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения первых двух книг, у меня появилась мысль о том, что мне не хочется так быстро уходить из этого вымышленного мира. Первые две книги были очень похожи и, одновременно, не похожи друг на друга, они прекрасно дополнялись между собой. Я думал, ну почему же автор за столько лет написал всего лишь одну книгу? Я зашел на этот сайт, чтобы прочитать несколько отзывов, про «Железный совет» . И какого же было мое удивление, что практически все ругали этот роман, и многие писали, что не хотят продолжения истории подобного качества. Подкрепленный двумя предыдущими книгами, я взялся за третью.

Что я могу сказать. Я не хочу чтобы Чайна Мьевиль больше писал об этом мире. Писал и рушил все то что создал ранее. Эта книга настолько бездарна и скучна, что я не дочитал ее. Единственным светлым пятном стали главы, где действие происходило в городе. А история с поездом меня сильно разочаровала. Нет такой цельной истории, как в предыдущих книгах, все размазалось. Еще я был неприятно удивлен, что 90% персонажей нетрадиционной ориентации. Эти блевотные сцены автор понавтыкал всюду и абсолютно без надобности, чтобы просто было.

P.S. Я заметил, что жанр Вестерн хорош только как жанр Вестерн, без каких-либо добавок и замещений. Например «Красная страна» Аберкромби слабейшая в цикле, как и этот роман в своем.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтение Чайны Мьевиля как прием очередной дозы психотропных веществ: совершаемый с их помощью трип определенно бэд, но хорошо, что как раз для психики безопасен, а может даже и полезен. Разве что бессмысленен. Первоначальный поиск Железного совета в первых главах — это типичная одиссея возвращения к любимому, перерастающая в возврат домой, как последнее возвращение Железного совета вместе со всеми его последователями в Нью-Кробюзон, потому что чуть ли не каждый участник событий признается в любви родному городу и только ради его спасения происходят экономическая и политическая экспансии, революции и единоличные битвы. При этом Бас-Лаг — это мир, в котором плоть и кровь людей, ксениев и самой вселенной значит меньше, чем факт наличия города. Люди могут уродоваться каким угодно способом, а неодушевленные объекты обретать жизнь. Это мир, где все меняется, развивается, обретает новое через познание локальных культур и соприкосновение с изменяющейся материей, уже завтра все может исчезнуть, а новое — родиться в вечно изменчивом какотопическом пятне по одну сторону мира или шраме — по другую. Выживает в сюжетной арке, как обычно, не самый значимый и колоритный персонаж, хотя и один из центральных героев, которого, видимо, поставили в центр только потому, что он ни рыба ни мясо. Но хоть не переделанный — и то хлеб.

Третья книга из цикла повествует о событиях после «Вокзала потерянных снов». Проблемы Нью-Кробюзона рождают целые эпохи жизни города. Так, существовала эпоха депрессии, когда на умы людей воздействовали испражнения транспространственных мотыльков, а потом местное восстание машин, после которого в моду входят големы. Теперь же, после очередного официального вранья по поводу истинных причин происходящего (все информационно заминается) наступила эра перепроизводства, из-за чего правительству понадобились новые рынки сбыта. В сторону континента строится колоссальная железная дорога, а на море происходит война с соседним государством. И строительство, и война забирает человеческие ресурсы, которыми здесь привыкли пренебрегать. Естественно, это порождает новые социальные движения. Рабочие захватывают поезд, образовав очередное на страницах Мьевиля автономное государство, призванное к тому, чтобы просто существовать таким, какое оно есть — а оно примитивно до мозга костей, как и люди его составляющие, которым не нужно ничего, кроме поддержания жизни, секса и свободы перемещения по любым территориям. В городе же новые социальные группы чуть более дифференцированны: все еще ведет свою деятельность «Буйный бродяга», занимающийся агитацией образованного люда и обличающий несправедливости и ложь правительственных кругов; в простой народ ходят «гибкие» — труппа актеров, актуализирующих городские легенды о Джеке Полмолитвы и тем самым поддерживая своеобразный маргинальный национализм со своими собственными мифами; есть здесь и банда активистов, провозгласивших своим кредо действие и потому регулярно проводящих террористические операции. По сути, все они против нынешнего политического курса, но ничего не могут предложить вместо него. Этим пользуется вражеское государство, направляя оппозиционные силы к действиям, результатом которых просто создается хаос и навевается страх. Надежду видят в легендарном поезде-государстве, чьего возвращения ждут как спасения, в то время как правительство отправляет на его поиск и уничтожение лучшие отряды милиции.

Фантастическая часть не менее продуманна и радует разнообразием и развитием, чем социально-экономический контекст. Иногда новые образы находят очень мощными волнами, их сложно сразу принять из-за своей оригинальности, но при этом у Мьевиля явно есть свой стиль в формировании фантастического — это невероятная пластичность материи, договорные отношения с богами, между фантастическими существами и непременно особые связи с мирами членистоногих. Это мифология, рождаемая из совершенно новых ужасов. Причем фэнтези граничит с аллегориями: городские рукохваты, составляющие армию правительства, одеты в строгие костюмы, а их леворукость может быть поводом сражения на стороне левых политических сил. Существование переделанных, изуродованных судебной системой города людей — еще одна явная метафора бессмысленности властных институтов. Этот мир мог бы быть как утопией, так и антиутопией, смести автор акценты. Хотя с тем же успехом эта книга могла бы быть вестерном или любовным романом. Если учесть, насколько на страницах много боевых сцен и сражений, она даже больше походит на боевик со все более изощренными наборами сил. Очень крута эволюция мастерства големиста, создающего своих големов из совершенно невероятных субстанций, не исключено, что под влиянием необычной магии Теша.

За счет нагромождения тем, описаний существ, переплетения сюжетных линий, зачастую соединяемых бессмысленными сценами, отказаться от которых нельзя ради сообщения нужной информации, читать «Железный совет» тяжко. Зато в нем очень хорошая и эффектная концовка — красивая и символичная, а заодно оставляющая городу памятник еще одной минувшей эпохе. Из оригинального стимпанка мир Нью-Кробюзона переходит не в дизельпанк, начала которого можно было усмотреть в «Шраме» с охотой за топливными вышками и особыми (живыми, но требующими топлива, как это принято на Бас-Лаге) двигателями, а в психоделический аналог соответствия периоду первой мировой и сильного влияния социалистических движений. Что это — анархопанк? Вообще, после каждой книги ощущение, что миновал очередной конец света, после которого самое главное уцелело — ткань и структура города, ткач которого явно не просто так сотрудничает с властями, хоть и не упоминается в «Железном совете» особо. Но, сдается мне, не просто так все ниточки сошлись настолько чудесным образом, чтобы порядок смог вернуться, конфликтные ситуации — замяться официальными СМИ, а жизнь — продолжиться, как будто то был очередной сезон продолжительного сериала.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После первых двух книг цикла я наивно думал, что меня уже ничем не поразить. Действительно считал, что пик творческого гения Мьевиля пройден, и «Железный совет» будет уже спуском — пользовательская оценка только подтверждала это. Как же я ошибался...

Начало, впрочем, не предвещало грядущего катарсиса. Две основные сюжетные линии — партия приключенцев, которая ищет, судя по разговорам, своего чуть ли не духовного гуру, да молодой «борец с режимом», который от своего нетерпения и непонимания революционных процессов подаётся в бандиты. Шайка «тороанцев», в которую он вступает — нечто среднее между нашими народовольцами, что позже мутировали в эсеров, и обычным бандитским отребьем.

Все интересно и захватывающе — одни сталкиваются с бесконечными опасностями в дикой, неосвоенной глуши, второй шестерит в банде грабителей-отморозков на фоне разрываемого социальным, экономическим, военным и политическим кризисами городом.

Эта часть правда прекрасна, но там нет ничего выдающегося в сравнении с предыдущими книгами, да и лучшими образцами приключенческой фантастики\фентези.

Но всё кардинально меняется с началом эпизода о деятельности ТЖТ и строительстве железной дороги через весь континент...

Сразу видно, что Мьевиль очень плотно интересовался историей рабочего движения. Серьёзно, как историк, интересовавшийся данной темой, могу подтвердить — примерно так оно всё и выглядело. Без ксеносов и переделанных, конечно. А так — максимальное выжимание соков из рабочих\строителей, безжалостное выдавливание и истребление местных аборигенов просто потому, что им здесь места больше нет. Да и упорное стремление капиталиста любой ценой добиться своей цели присутствует. Все сложности первопроходцев, регулярные задержки жалования, лагеря шлюх неподалёку, стачки\забастовки\бунты — всё это изображено блестяще. К моменту создания Железного Совета я уже читал книгу с распахнутым от восхищения ртом. А потом захлопнул и задумался —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
так «железный совет» это и есть поезд с его населением, который уже десятилетия скрывается в дикой местности? Без металлургии, добывающей, перерабатывающей промышленности, без развитого сельского хозяйства и т.д? Серьёзно, я так и не понял, откуда члены Железного Совета брали всё то, что они не смогли бы достать в отрыве от промышленно развитого Нью-Кробюзона. И если в «Шраме» автор хотя бы пытается объяснить, откуда пираты брали всё им нужное, то здесь по этому поводу — принципиальное молчание.

И дальше действие идёт уже по нарастающей. Я даже не возьмусь это подробно описывать, ибо всё придётся закатывать «под спойлер». Скажу только, что Мьевиль взялся за тяжкую и неподъёмную задачу, которая даже нашим советским писателям со специальным социальным и государственным заказом не всегда удавалось выполнить — внятно и понятно показать, почему случаются революции. Заметьте, «иностранные шпионы» здесь играют очень сильно сугубо второстепенную роль и ни разу не являются первопричиной). Как они разгораются, чем подогреваются, кто их организует, как работает революционная пропаганда и агитаторы, и что в это время делает правительство. Получилось просто-таки нереально круто. Показана и наивность тех псевдореволюционеров, которые искренне считают, что от убийства одного человека что-то изменится. Как говорил наш Бакунин в адрес народовольцев, мол, всё, что вы измените убийством Александра II — добавите ещё одну палочку к его имени. Если у вас нет желания читать кучу исторической литературы, но хочется понять хотя бы простейшие основы процессов социальных потрясений — стоит изучить «Железный совет».

И это одна из очень немногих художественных книг, о которой я продолжаю думать спустя неделю после прочтения. И внимание, теперь будет много личных размышлений о «глубинном авторском замысле». Как я понял метафору, если она вообще есть,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Железный Совет — это Советский Союз, символ и надежда на освобождение, как он реально воспринимался западным рабочим классом почти сразу после революции. После которой, и это не шутка, а исторический факт, западные правительства пошли на широчайшие социальные преобразования, с целью успокоить свой народ. Государство, в котором власть была не у богачей-аристократов, а у всех. «Гибель-заморозка» Железного Совета — это распад СССР, его уже нет, он перестал воздействовать на общество, но память о нём живёт и по прежнему является неистребимым символом альтернативы капиталистическому пути развития общества.

И к слову о временном големе, который до скончания веков сковал и поглотил Железный Совет. Это самая мощная и лучшая концовка, которую я вообще читал за последние годы. Лучшего финала не смог бы придумать никто. Честно, я прослезился от восторга, когда читал о том, как люди приходили к замершему в веках символу и одна женщина постоянно беседовала со своим давным-давно пропавшим отцом, который так и не доехал до неё...

И более того, это очень взрослая концовка. Невозможно дать однозначную оценку Иуде. Своим «предательством» он уничтожил Совет, но он же его спас и подарил ему бессмертие. Кем бы был Железный Совет\Иисус без предательства Иуды? Разгромленным и провалившимся спасителем, или героем, который смог всё изменить? Неизвестно. Зато с предателем несостоявшийся Спаситель стал вечным символом, который люди не забудут никогда и вечно останется в их сердцах. И мне до боли обидно за Анн-Мари, которой Иуда не дал остаться в вечности с тем, что было ей так дорого. Я свято убеждён, что она за это так смертельно возненавидела Иуду — он навеки отделил и разлучил её с Советом.

Так же захватила и трагедия Коллектива-Коммуны, его безысходность почти дословно воспроизвела реальные события в Париже 1871 года.

И возражу некоторым комментаторам. Творящиеся в Нью-Кробюзоне события — это почти дословный пересказ трагедии восставшей Парижской Коммуны, а не нашей революции. Да, это безусловно социальный роман про революционную борьбу, и я искренне посмеялся снобизму тех рецензентов, которые этим недовольны и возмущаются, что Мьевиль посмел написать фентези на эту тематику, а заговорив о социальной борьбе вообще поставил себя на один уровень с омерзительной советской литературой!

В общем, по моему оценочному суждению, это мощнейшая книга. Как по несомому эмоциональному заряду, так и по заложенному смыслу и многоплановости. Я даже не претендую на то, что смог правильно понять её и разглядеть все замыслы автора. Я к «Железному совету» обязательно ещё вернусь в будущем. Да и вообще это первая книга за, наверно, пять лет, которой я могу поставить твёрдую «10». Она не лишена недостатков — сюжет моментами провисает и страдает нелогичностью, ядрёным утопизмом и допущениями. Меня постоянно раздражало подчёркнуто нетрадиционная ориентация некоторых персонажей. Но впечатления они не портят.

«Железный Совет» сложно вообще сравнивать с «Вокзалом» и «Шрамом». Он не лучше и не хуже — просто о другом. Ни одна из трёх книг не оставила меня равнодушным, все они заставили долго-долго размышлять о себе, но именно «Железный Совет» стал одной из моих любимейших историй.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По доброй традиции трилогия Мьевиля о Нью-Кробюзоне читалась у меня так: начать, войти в мьевильский темп жизни очень тяжело, но потом оторваться от книги не можешь, пока последнюю страницу не перевернешь. Как жарким днем войти в воду — сначала холодно, а потом хочешь навсегда остаться водным обитателем.

«Железный Совет» достаточно сильно отличается от двух первых книги трилогии. Он не хуже, не лучше, он качественно другой. Здесь совершенно другие масштабы — вместе с вечным поездом мы пересекаем континент. Совершенно другой размах — не битва с мотыльками, не отдельно взятая Армада, но полноценная революция самого значительного города Бас-Лага. И совершенно другой стиль написанного: более дневниковый, рваный, но вкупе с Анамнезом получается восхитительное, ни на что не похожее цельное произведение.

В «Железном Совете», в отличии от двух первых книг, абсолютно дичайшая концовка. Если в «Вокзале забытых снов» или «Шраме» ты наверняка знаешь, какой герой поступает правильно, где хорошо, а где плохо, и занимаешь позицию тех, чьи поступки согласуются с твоими внутренними весами, на чашах которых располагаются добро и зло, то здесь.. Здесь ты настолько озадачен, что даже с закрытой книгой ты не можешь перестать думать о ней.

Иуда Лёв ли прав, желая законсервировать красивую, великую идею, воплощенную в Совете, или сам Совет, который не хочет быть идеей, а хочет быть действием.

Я — Иуда, который хочет сохранить в веках идеал, который вдохновит.

Я — Анн-Гари, которая готова умереть за идею.

Но честнее будет сказать, что я хотела бы быть ими. Ведь я — Каттер, который вдохновлен не идеями, но человеком. И за него он готов умереть, ради него он готов жить.

_____

Трилогия Мьевиля — это ода любви к городу, насквозь прожженому пороками, но который занозой застрял в сердце. И не важно, мятяжник ли ты, переделанный или просто читатель.

"– Нью-Кробюзон, – говорит он шепотом, хотя вот уже несколько дней не произносил ни слова. – Нью-Кробюзон, я буду возвращаться к тебе всегда.

Это не признание влюбленного, не вызов, не отголосок смирения или запальчивости – это слова, в которых всего понемногу.»

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На сей раз жертвой литературного патологоанатома станет роман британского писателя Чайны Мьевиля. «Железный совет» — часть трилогии по миру Бас-Лага, привязанная к стимпанковскому мегаполису Нью-Кробюзон.

Многие считают эту работу самой слабой из всей трилогии, я с этими суждениями несогласен. Да, может быть слабее, чем «Вокзал потерянных снов», но гораздо интереснее «Шрама» (осторожно, вкусовщина). Как показатель: я читал эту книгу трижды, первые два раза в электронном варианте, крайний раз в бумаге, и трижды в этой истории я находил новые интригующие детали.

Центральный элемент повествования в этой фантасмагорической истории — вольный поезд, «Железный совет».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Суть в том, что бывшие работники капиталистического концерна ТЖТ подняли бунт, и угнали локомотив. Чтобы оторваться от преследователей, члены «совета» живут постоянной работой: перекладывают пути с места на место, дабы следовать самыми немыслимыми маршрутами. Как пример: какотопическое пятно, место, где магическая субстанция вырывается из-под земли, заставляет мутировать саму реальность. Пройдя сквозь все невзгоды, локомотив становится своеобразным «полисом на колёсах».
Город-государство, всегда в движении.

Как мне видится, в идее «Совета» Мьевиль отразил свои леваческие мечты на бумаге. Анархическое государство на колёсах, оно не имеет собственных границ, обретает абсолютную свободу. Это государство с решённым национальным и расовым вопросом: здоровяки-какты и несчастные «переделанные» на паровом ходу укладывают пути, жабоподобные водяные следят за запасом воды, помогают строить переправы через водоёмы, люди работают в топках и ремонтируют локомотив, жукоголовые хепри выращивают еду и укрепляют стены вагонов. Эскапическая утопия! Писатель понимает, что в реальности анархо-социализм невозможен в принципе, его поезд — это попытка убежать из заплесневелой тюрьмы традиционных теорий государства и права. Вот и в книге «Совету» угрожают и тешские маги, и нью-кробюзонская милиция, для всех он — огромная заноза в заднице, из стали и меди.

Параллельно этой истории, фоном развиваются события войны между Тешем, гордом ползучей жидкости, и гигантским мегаполисом Нью-Кробюзоном. Примечателен здесь крайне шеольный персонаж — Иуда Лёв, големист, маг-самоучка. Но этот Иуда не имеет никакого отношения к пражскому раввину, единственное связующее звено здесь — голем. Но у Махараля из Праги был один глиняный человек, у Лёва из «Совета» их было тысячи, да и далеко не всегда из глины. Это абсолютно разные личности.

В целом, история получилась глубокая, с кучей аллюзий к реальным событиям и местам, интересная, но немного затянутая. Местами Мьевиль, увлекаясь деталями, сильно перегружает текст и отвлекает от основной линии повествования, но этот британец чертовски хорош!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Железный Совет» — третья книга в цикле «Нью-Кробюзон». Фактически, все книги серии независимы друг от друга и читать вполне можно в любом порядке, но всё-таки лучше это делать в порядке написания автором.

Это самая скучная и тяжелая часть серии. Довольно сложно понять о чем идет речь, особенно вначале, а если учитывать совсем непростую и запутанную интригу, которая не видна и малопонятна, то становится совсем грустно.

Вообще, именно в этой книге становится явным какое-то маниакальное желание писателя создавать кошмарных уродов и монстров. Особенно обидно, что они практически ни на что не влияют и больше похоже на то, что они добавлены просто для создания антуража. Увидеть за этим всем какие-то идеи, довольно сложно. Книга состоит из двух параллельных линий, которые по идее должны пересечься, но в реальности все будет немного не так. Автор пытается показать в своем произведении, как появляется протестное движение, какие цели преследует, чего хотят революционеры, к чему это может привести. Одно у него получилось точно, он смог показать настоящие причины для бунта. Действующая власть в Нью-Кробюзоне не просто безумная, это слишком мягкое выражение степени их извращенности, это уже масштабная и потерявшая всякие границы, полностью утратившая ощущение реальности и уничтожающая всех несогласных шайка. Можно ли с этим как-то бороться? Какие законные методы есть у недовольных? В реальности, их нет. Только полное уничтожение корней проблемы, причем, именно физическое и обязательно такое же жестокое, как и их собственное правление. Удалось ли автору внятно все выстроить? На мой взгляд, какие-то аспекты выглядят довольно правдоподобно, но нет ощущения, что это достижимо. Обычная проблема всех революционеров, после свержения власти подонков и негодяев, на их место приходят еще более мерзкие люди, из числа бывших заговорщиков, и как это изменить автор тоже не знает.

Однозначно, революция в Нью-Кробюзоне должна была произойти. Вполне разделяю методы революционеров, так как других вариантов не существует. Единственное, что не совсем понятно, кто будет управлять городом дальше и почему эти люди не выглядят лучше бывшей власти. Не берусь судить о взглядах писателя в обычной жизни, мне это не особо интересно, но его желание перемен в собственном мире выглядит вполне резонно.

Не советую начинать знакомство с циклом «Нью-Кробюзон» или с творчеством Мьевиля вообще, именно с этой книги. Всё-таки данный роман слишком специфичен, местами жутко затянут, откровенно скучен и подойдет только сформировавшимся любителям книг Чайны Мьевиля. Стоит отметить, что сложное и запутанное начало, через которое тяжело пробираться, в конце и в середине компенсируется довольно неплохими приключениями, и авторскими мыслями по устройству нового порядка. Это не самый лучший роман писателя, но для понимания общей картины авторского мира он был необходим и вполне может подойти, как завершение всего цикла.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочется и мне добавить пару реплик по поводу этой книги и идей этого литературного мастера. При всех своих недостатках,которые я затрону ниже,Мьевиль верен духу своего таланта и продолжает пока еще литературную,но маленькую Революцию в жанре фэнтези.Когда то уже давно,фэнтези покорило мир своей необычностью,аромат невероятных волшебных миров,прекрасных эльфов,истинных страстей и приключений-все это было глотком воздуха для миллионов людей,живущих в механистическом индустриальном мире такой же механистической жизнью,где они сведены до винтика в механизме экономики.Кто из любителей фэнтэзи не вспомнит свое волнение ,когда он читал о геройской смерти Боромира,или поразиться от предвкушения неизведанного перед входом Хранителей в Морию?Но время шло,и оказалось,что нечто новое,революционое для того времени,окостенело и превратилось в трафарет стандартного набора стереотипов.Могло показаться,что фэнтэзи умерло-бесконечное повторение стандартных стереотипов,бегство от серой и отупляющей действительности в мир буйных,но уже изрядно поблекших красок..Но не тут то было!Сначала Урсулу ле Гуин,потом Суэнвик,теперь Мьевиль пришли с новым взглядом на фэнтези,пришли показать,что возможности фэнтэзи гораздо больше,чем раньше думали об этом жанре,что он может поднимать серьезные вопросы и говорить о мире,сохраняя верность традициям фэнтези.И думаю,во многом у Мьевиля это прекрасно получилось.Закрывая последний этюд из трилогии Нью-Кробюзона,я понимаю,что это было интереснейшее приключение,во многом поражающее воображение,при этом задающееся множеством стоящим перед человечеством вопросами.Читая отзывы и видя неоднозначную реакцию на честно высказанные социалистические взгляды Мьевиля,мне кажется,это хорошо.Это говорит о том,что автор достиг своей цели и заставил читателей ,если,они ,конечно,умные люди,снова задуматься о том,что происходит с нами в обществе,и куда оно идет.Все таки,ха термином «социальные проблемы» реально стоят судьбы миллионов людей и вообще в целом человечества и человеческого общества.Хорошая литература всегда будет вызывать небольшую бурю,здесь не отделаться благожелательными и политкорректными мыслями,здесь задаються вопросы,как в стром добром романтизме,экзистенциализме,реализме и других литературных направлениях,преимуществующих постмодерну.Так что лично считаю,что Железный Совет достойное и замечательное ,логичное завершение истории огромного и причудливого -фэнтезийного,но индустриального города-цивилизации,в чем то ,конечно,похожей на нашу.Вместе стем,конечно,все ,в мире не однозначно,и у Мьевиля ,все же есть минусы,причем ,на мой взгляд,серьезные-один из самых основных-недостаток психологизма.Его герой -даже не люди,а сама цивилизация,сам город,сама Система,а люди и герои имеют слишком слабо выраженную внутреннюю противоречивость и глубину.Это ,конечно ,недостаток,и очень даже приличный.Персонажи слишком схематичны,похожи на статистических или людей из исторической хроники.Текст очень суховат,литературно «невкусный»,Мьевиль не умеет играть в лингвистические игры или не хочет.Надеюсь,Чайна сможет избавиться от этого недостатка. Еще его вещи несколько затянуты-не затянуто в трилогии лишь Вокзал Потерянных Снов.Внимание читателя улетучивается,приходиться продираться сквозь страницы к наконец то начавшемуся дейсвию. Словом,эти недостатки здорово портят впечатление.Но вместе с тем,я все же считаю,что его книги заслуживают высокой оценки за серьезность тем,невероятность фантазии,и свежий,по своему,революционный взгляд на жанр.Поэтому,десять из десяти.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это очень неудобная книга. Люди, которые сумели переварить сцену с ковыряньем в заднем проходе из «Вокзала потерянных снов» (буржуазию сегодня куда труднее шокировать, чем в былые времена), люди, которые восторгались натуралистичными описаниями первых двух романов Нью-Кробюзонского цикла («Надо же, как лондонская трава прёт!»), по прочтении «Железного Совета» брюзгливо морщатся. «Автор вспомнил, что он убеждённый социалист и решил подложить в текст изрядную марксистскую мину. И эта мина слишком сильно пахнет» — типичная реакция «просвещенной публики» в мире торжествующего постмодерна, публики, способной «схавать» любое блюдо – кроме четко заявленной революционной позиции. Наверное, в этом причина относительного неуспеха третьей части цикла в России.

(а дальше — один огромный спойлер)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Город-государство Нью-Кробюзон ведет войну с далекой заморской державой Теш. Война, конечно же, задумывалась маленькой и победоносной, а получилась, как обычно, затяжной и кровопролитной. Разумеется, подобная война вызывает рост протестных настроений в обществе, и без того находящемся в состоянии затяжного кризиса. Вот только революционные силы в городе неразвиты, неорганизованны, раздроблены и тратят куда больше времени на выяснение отношений друг с другом, чем на реальную подготовку революции. Знакомая картина? Мьевилль, позволяющий себе самые безумные фантазии при создании «чудес» выдуманного мира, оказывается неумолимо реалистичен, когда дело доходит до описания и анализа его исторических процессов. Поэтому и главные герои – классическая компания «приключенцев» — уходят из готового каждую минуту подняться на борьбу города не за пресловутым фэнтезийным артефактом, а за Железным Советом – передвижной коммуной рабочих-железнодорожников, некогда восставших против бесчеловечной эксплуатации и сбежавших в пустоши.

Страницы истории становления Железного Совета – пожалуй, лучшие в книге. Рабочий городок на колесах, уничтожающий все на своем пути – и патриархальные деревушки, и дикарские племена – населен, помимо охваченных жаждой наживы вольнонаемных рабочих, каторжниками-переделанными и неизбежными спутниками подобных поселений – проститутками. История о том, как у жителей города-поезда пробуждается чувство собственного достоинства, как они учатся уважать себя и других, как учатся находить общий язык, как, наконец, открыто поднимаются против угнетателей, наполнена таким колоссальным историческим оптимизмом, такой верой в человека, какую нечасто встретишь и у лучших советских писателей. При этом автор ничуть не грешит против художественной правды, не пытается представить героев лучше, чем они есть – сами обстоятельства дают им шанс подняться с колен, бороться за право стоять прямо – и умереть за него, если необходимо. Но Железный Совет должен жить. Поэтому руководители восстания принимают решение – уйти в места, недоступные для властей. Уйти, чтобы стать легендой. Уйти, чтобы десятилетия спустя вернуться.

На фоне этого эпического повествования вторая сюжетная линия выглядит блекло. Молодой революционный активист рвет отношения со своими друзьями из богемы и редакции подпольной газеты как с болтунами, неспособными ни на какое полезное дело, и вступает в террористическую группу, возглавляемую харизматичным быкоголовым лидером. Конечная цель группы – убить мэра города. Террористы кажутся полностью оторванными от реальности, великие события происходят помимо них, великое дело совершается без них. Вырывающийся ненадолго из конспиративного лабиринта новичок с удивлением обнаруживает вокруг себя бастующий город, в котором идут повальные аресты – и наивно надеется принести пользу революции, находясь в стороне от неё. Разумеется, его надежды беспочвенны. Но автор, в других случаях очень тонко анализирующий ошибки своих героев и причины, к ним приведшие, здесь действует совершенно топорно. Террористы оказываются объектом манипуляции зарубежных сил, а развязка их деятельности и вовсе напоминает о дурном психологизме фильмов вроде «Баадера».

Революция тем временем переходит к этапу открытого противостояния. Дальнейшее кажется «посвященному» удивительно знакомым. Образованный в результате восстания Коллектив – прямой аналог Парижской Коммуны. Обуревающие его противоречия, нерешительность и амбиции руководителей, раздробленность отдельных кварталов – все это ведет к неминуемому поражению. Единственная надежда цепляющихся за соломинку повстанцев – спешащий на помощь Железный Совет, прорывающийся через смертельно опасные Срединные Земли, через милицейские засады, через сомнения и страх перед неизвестным. Чувство долга и надежда, под конец уже совсем, кажется, безумная, гонит его вперед. И даже когда раскрывается обман, когда всем становится очевидным, что восстание задавлено – город-поезд не может свернуть. Он стал легендой, символом свободы, и поэтому он не может уехать обратно в пустоши, чтобы там окончательно одичать и заржаветь – лучше уж принять последний бой. Но в фантастическом мире, в отличие от реального, между смертью и позором всегда найдется третий вариант. И главный герой находит его, заключая коммуну во временной капсуле, консервируя обреченный поезд, делая его памятником самому себе – и в то же время оставляя всем угнетенным и раздавленным надежду, что однажды Железный Совет стронется с места. Но тем, кто готов продолжать борьбу, такая надежда и не нужна – не случайно роман завершает сцена ночного бдения революционеров у подпольного печатного станка – того самого печатного станка, который опрокинет однажды чудовищный мир Нью-Кробюзона – чудовищный не наличием в нем магии и насекомо- или растениеподобных существ. Нет, страшным его делают олигархическая власть и полицейское государство, кровавые войны и безнаказанная преступность – в сущности, те самые явления, которые отравляют и наш с вами реальный мир, нашу страну, наши города.

Наверное, именно поэтому роман Мьевилля так неудобен для людей, ищущих в литературе средство убежать от реальности.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странно. Не увидел в третьей книге никакого «остросоциального подтекста». Ну да, забастовка. Ну да, революция в Нью-Кробюзоне. И что? Скажите мне честно — при чтении «Вокзала» вы не считали, что мэр Нью-Кробюзона несколько... ну... уже слишком усердствует в вопросах переделки и прочих карательных акций? Мерзавцев давно пора было свергнуть. Или хотя бы напомнить им, что они не являются властелинами жизни и смерти.

Третья книга, имхо, на уровне великолепного «Шрама». Сцена битвы с кробюзонскими элементалистами — чуть ли не лучшее эпическое сражение из всех, что есть в фантастике и фентези. Обстановка какатопического пятна — жуткая и таинственная. Чайна Мьевиль — настоящий фонтан фантазии.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая получилась книга, что бы не говорили противники такого мнения. Многие упрекали автора в том, что в третьем томе нью-кробюзонской трилогии было слишком много социальной тематики, и что она загубила динамику. Да, остросоциальная тематика здесь была, сильный такой посыл, который красной нитью проходил через всё повествование, и в какой-то мере этот акцент сместил динамическую составляющую сюжета. Вправе ли автор так поступить? Безусловно. Стоит ли читать эту книгу «вопреки чему-то»? Пусть каждый решет сам за себя.

Некоторые даже предполагали, что книга написана неМьевилем. Ну бред, кто бы ещё смог так лихо раскрутить пружину происходящего в созданном автором мире, чтобы во время чтения, вопреки происходящей на страницах книги наркомании, у тебя возникали мысли «Что за грибы ты курил? Я тоже такие хочу». Мьевиль — мастер фантасмагорий. Его фантазия всё так же буйствует и фонтанирует, но поскольку это роман не сугубо формы, а ещё и содержания, то наверное поэтому она и не понравилась так сильно людям, которые хотели прочитать только приключения в фантасмагорическом антураже Бас-Лага. В его книгах много невероятных существ, странных и пугающих, немного смешных и чудаковатых, но для каждого нашлось своё место в сюжете, и они не выглядят нарочитыми. Это чётко выверенный абсурд.

Немного о сюжете: история происходит в нескольких временных промежутках, то есть существуют несколько флешбэков, один из которых занимает приличную часть романа. Речь идёт о ветке сюжета со становлением Железного Совета тем, чем он в конечном итоге стал: городом на колёсах, моментом бесконечности, запечатлённым во времени, памятником, символом свободы на паровом ходу. Этому символу присуща некая алегоричность.

А главным героем является Иуда Лёв — големист-самоучка, человек сильный духом, способный стать тем камешком, который повлечёт за собой обвал. Именно он стал вдохновителем к созданию Железного Совета. Есть в нём что-то сакральное, паломническое. Ощущение, что он пришёл в этом мир с определённой целью, как бы пафосно это не звучало. В нём заключена великая добродетель, но сам Иуда характеризует её как «тварь, которая шевелится и растёт внутри».

Все персонажи меняются. Нам показали, как из обычной девушки лёгкого поведения можно стать предводителем целой общины; как человек, вопреки всему, может спасти тех, кто этого спасения не желал, и поплатился за это. Как идея может сподвигнуть целую толпу людей на восстание. Сами попытки угнетённых переменить порядок вещей прописаны в этой книге очень интересно и правдоподобно. Когда народ поднялся с колен и свергнул деспотичную власть поезда и самого ТЖТ, многие люди оказались в замешательстве. Ведь если ты свергнул деспота, и взамен ему у власти стал такой же деспот, из числа тех, кто участвовал в восстании, то кого, как не себя самого, можно в этом винить?

Немного о динамичной составляющей сюжета. Динамика здесь есть, но не «с карьера в пропасть». Долгое время здесь происходит своего рода раскачка, «расстановка ружей», которые в определённый момент должны выстрелить. Есть много запоминающихся моментов: жизнь Иуды в деревне копьеруков, путешествие через какотопическое пятно, магические сражения, неожиданные повороты сюжета.

Поначалу не очень нравилась линия Ори, человека, которому опостылел существующий в городе порядок вещей. Он пытается что-то поменять, внести свою лепту, но как это обычно бывает, оказывается лишь пешкой в большой игре, в которой люди прикрываясь благой целью, на самом деле совершают акт мести, предательство или что-то более ещё более мерзкое. История имеет предпосылки к первому роману «Вокзал Потерянных Снов», было там нечто такое, что в третьей книге получило свою логическую развязку, если вы понимаете о ком я.

Это заключительный роман трилогии. Удачным ли получился конец? Впечатления после прочтения смешанные. То, что случилось с самим Железным Советом — прекрасно, воображение живо рисовало этот момент, и это было неожиданно красиво. Сама третья часть романа была очень динамичной, пружина сюжета начала стремительно раскручиваться, много чего произошло. Но финальная точка истории — это то, что нужно переварить и обдумать. В конечном итоге я пришёл к выводу, что история завершилась правильно, неопределённо. Автор очень точно передал то, как действия человека в определённый момент могут повлечь за собой последствия, над которым он уже будет не властен. Но условное завершение присутствует. Согласитесь, слюнявый хэппи-энд выглядел бы мягко говоря неуместным в таком жестоком и по своему прекрасном мире Бас-Лага. Всё началось в Нью-Кробюзоне, там же и закончилась, круг завершён.

«Порядок царит в Нью-Кробюзоне? Безмозглые лакеи. Ваш порядок выстроен на песке. Завтра Железный Совет тронется с места и, к вашему ужасу, загудит вместе с нами: «Мы жили, живы и будем жить!!!».

Оценка: 9
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да-да, все прекраснодушные параллели автора-социалиста с современным миром и миром недавним, относящимся к 20 в., понятны. Но Боже мой, какая это тягомотина -- «Железный совет«! Его же, мьевилевское, «Рельсоморье» бесконечно динамичнее.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, вот и закончилась история Нью-Кробюзона, и мне пришлось покинуть мир Бас-Лага (во всяком случае пока). Все это конечно грустно, ведь истории, все три истории об этом совершенно новом, поразительном, пугающем мире несомненно хороши.

В третьей книге речь пойдет о гражданской войне и о живом воплощении свободы. О повстанцах, дерущихся за свой родной город. О беженцах, которые сбежали от гнета властей и основали свое государство. О человеке, который ради любви пойдет на все, куда угодно. О големисте, которого изнутри пожирает добродетель. Все эти истории происходят на фоне событий, которые решают судьбу главного героя — Нью-Кробюзона.

Итог: безусловно, достойное завершение трилогии историй, не связанных между собой сюжетной линией, но объединенных местом повествования.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда у Мьевиля, рассказанная им история начинается раньше первой страницы и не заканчивается, когда мы закрываем книгу. Клубок судеб, историй и действий, сюжет схватывается парой фраз лишь условно. Если в «Шраме» мы следили за столкновением утопии с реальностью и социальной тканью (почти в духе Джеймса Скотта), то эта книга о восстании, восстании угнетаемых против угнетателей, о неслучайности напряжения и конфликта, которые раз за разом воспроизводят вопрос «что делать?». И хотя политические пристрастия Чайны Мьевиля едва ли для кого-то секрет, книга, как и всегда у него, лишена пафосной дидактичности, сюжет и персонажи не эмблемы, не произвольно слепленная мозаика, нужная автору. Герои и события подчиняются своей собственно логике. Они любят, надеются, строят планы, чувствуют зло или нет, сражаются или бегут. Ошибаются и отчаиваются. Мстят, терпят поражение. Побеждают. Как всегда, они очень разные. Влюбленный ищет объект своей страсти, почти (почти?) святой изучает големистику и следует за своим моральным чувством, взявшие в свои руки историю, возвращаются домой, где-то рисует свои спирали Спиральный Джейкобс, а кто-то хочет и ищет перемен, дел, а не слов, и находит...

Устройство мира неслучайно и помогает более явно эксплицировать логику классового противостояния, как описание Бещеля и Уль-Комы помогало усилить логику «социальной слепоты» в «Город и городе». С одной стороны, буквальным образом отчужденные тела переделанных, чья переделка подчиняется даже не грубой логике функциональности или пользы, а извращенной «справедливости», если не какой-то случайной моде. С другой, рукохваты как «символы прогнившего паразитического общества». Весь спектр, от подпольных кружков до арт-акций «нувистов», от обсуждения объединения стачечных комитетов до политического террора. Однако, посетив скандальный спектакль, задумавшись, оправдывает ли цель средства, или следя за фракционной борьбой подпольщиков, с «той стороны» мы видим гораздо менее объемные фигуры, так толком и не понимая, кто скрывается за зеркальными шлемами милиции или фраками Дикобразов. Да и мессианский Железный совет, который своими усилиями выламывается из устоявшихся реалий, сам творит себя и прокладывает свой путь, не сказать, чтобы совсем несравним с простотой коммунизма гаруд из первой книги или прагматической демократией Армады книги второй. Впрочем, опять же, автор рассказывает историю, а не пишет утопию или эпос о борьбе Героя со Злом.

Из некоторых недостатков отметим еще, что «Какотопическое пятно», сейчас, после «Иных песен» Дукая, смотрится бледновато и держится только на неистощимой фантазии автора, но за описание, скажем, копьеруков можно простить и не такое. Мьевиль к тому же, как и в «Шраме», очень бережно отнесся к своему миру, не делая «Железный совет» заложником прошлых историй, но и не забывая их. Отдельного упоминания заслуживает личность Торо, кому в «Вокзале» отведен один абзац,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— На днях я была в суде и видела, как Магистр приговорил к переделке одну женщину. За такое отвратительное, подлое преступление… — Она поморщилась при воспоминании. — Эта женщина, которая жила на вершине одного из монолитных небоскребов Корабельной пустоши, убила своего ребенка… задушила, или затрясла насмерть, или черт его знает что с ним сотворила… потому что он никак не переставал плакать. И вот она сидит на скамье подсудимых, а в глазах… ну совершенная, полнейшая пустота… Она просто не может поверить в то, что произошло, и все стонет, зовет своего ребенка, а Магистр зачитывает приговор. Само собой, тюрьма, десять лет, кажется, но главное я запомнила — переделка… Ручки ее ребенка будут пересажены ей на лицо. Чтобы никогда не забывала о том, что сделала, сказал он. — Подражая Магистру, Дерхан заговорила ледяным голосом.

а здесь целая и очень характерная для «Железного совета» история. Или незабытая и получившая продолжение судьба конструктов, из того же «Вокзала».

Мир Бас-Лага получил достойную его третью книгу, и опять иную, не такую как предыдущая. Надеюсь, не последнюю.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх