fantlab ru

Дж. К. Роулинг «Случайная вакансия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
374
Моя оценка:
-

подробнее

Случайная вакансия

The Casual Vacancy

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Действие книги происходит в городе Пэгфорд и в соседних с ним Полях.. Здесь нет фраков, Джеймса Бонда и королевы, а есть случай, предоставивший освободившуюся вакансию.

Чувствовать свою власть любят многие, а начинается всё с малого — с семьи. Размышления детской писательницы Дж. К. Роулинг на эту тему переросли в роман о непростых отношениях детей и родителей на фоне политической борьбы за место в городском совете. Акцент поставлен на то, что заносчивые родители в ряде случаев могут зависеть от поступков своих ошибочно недооценённых детей.

Новая книга Роулинг — пособие об искушении и терпеливости — предлагает проверить читателю самого себя.

Примечание:

Издательство Little, Brown & Co., выпускающее книгу, объявило, что роман выйдет 27 сентября 2012 года в бумажном и электронном форматах по всему миру.


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2012 // Художественная литература (11 525 голосов)

лауреат
Книжная премия Рунета, 2013 // Художественная литература (выбор пользователей)

Похожие произведения:

 

 


Случайная вакансия
2013 г.
Случайная вакансия. Ёфицированное издание
2013 г.
Случайная вакансия
2014 г.
Случайная вакансия
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Una vacante imprevista
2012 г.
(испанский)
The Casual Vacancy
2012 г.
(английский)
The Casual Vacancy
2013 г.
(английский)
Несподівана вакансія
2013 г.
(украинский)
The Casual Vacancy
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одолеть от начала до конца свежий «взрослый» роман г-жи Роулинг возможно только пав жертвой любопытства в квадрате – сначала любопытствуешь, и в каком же направлении двинулась прославленный автор шикарных детских книжек, а после сотни примерно страниц, столкнувшись с потоками банальностей, неловкостей и в принципе неинтересным сюжетом, держишься только лишь на любопытстве второго уровня – ну надо же вроде узнать, и к чему всё это затеяно?

Преодолевать этот «крестный путь» не порекомендую, пожалуй, вообще никому, потому что история о свившихся в змеиный клубок жителях небольшого городка, морочащихся своими замешанными на антипатии-неудовлетворенности-зависти-тщеславии мелкомасштабными страстями – это скучно. Потому что рассказ об истерзанных своими неумными и несчастными родителями ещё более несчастных детях – это спекуляция и выжимание слезы. То, что человек в принципе является зверушкой, хоть и социальной, но (то ли из-за своих комплексов, то ли в рефлекторной борьбе за «бесплатный воздух») не сильно склонной любить ближнего — не является большой новостью. То, что своих деток надо бы любить и относиться к ним со всем возможным вниманием и заботой, а то беда – ой, ну расскажите ещё раз про это…

Собственно, морализаторство и беспокойство о «социальных язвах» Роулинг, как я понимаю, вообще весьма свойственны, но христианские ценности на территории Хогвартса — это уместно, мило и не раздражает, а наоборот. А сочинить такую вот филиппику на темы, уместные в блоге или, на худой конец, в колонке областной газеты – это какое-то неуважение, ей-богу. То ли к себе как к автору, то ли к своему читателю. Впрочем, думаю, что Джоан и без нас прекрасно знает о том, что на пространстве большой литературы выглядит человеком, впервые вставшим на коньки. А потому понадеемся, что она всё же сочтёт необходимым вернуться… если и не в Хогвартс.Перезагрузка.2.0, то хотя бы куда-нибудь ещё, где будут волшебные палочки и зельеварение.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга для очень терпеливых людей. Опыт знакомства с ней подтвердил моё убеждение в том, что когда ты даёшь книге шанс, она тебя вознаградит. Более того: я получила не просто ещё одну книгу в коллекции прочитанного, не только повод для создания контента, но и ещё нечто большее.

Да, 200-250 страниц я осваивала с трудом, пробиралась сквозь них, как через болото, и это не красит произведение. Автор чрезвычайно затянул завязку. Хоть какие-то действия, которые могут заинтересовать, начали происходить ровно посередине повествования. Но зато потом темп возрастал в геометрической прогрессии. И, в результате, это оказалось совершенно не то произведение, каким я его видела изначально. Я не рассчитывала на тот жанр и на тот уровень проблематики, который ждал меня в конце.

Джоан Роулинг — это тот автор, у которого есть яйца. Она способна из маленькой истории о муниципальных выборах в крохотном посëлке создать целую бомбу с кумулятивным зарядом. Да, в ней есть недостаток в виде огромного количества персонажей, которых ты очень долго не можешь запомнить. Но все эти персонажи в конце истории оказываются на своём месте, со своими развязками и усвоенными уроками.

И уж чего я точно не ожидала, так это антикапиталистической повестки. Автор так мощно прошлась мокрой тряпкой по лицам мелкой буржуазии (другой просто нет в поселении такого масштаба), что ближе к концу ты бесконечно подскакиваешь на стуле и только успеваешь утирать пот рукавами, приговаривая «вот это поворот! вот это поворот!».

А в некоторых вопросах книге может позавидовать и Джордж Мартин...

В общем, я рекомендую это произведение искателям занятного литературного опыта, взирающим с материалистических позиций. Но только тем, кто готов запастись терпением. Моя оценка 8 из 10 за тягостное начало и не вполне умелое написание разнообразных вульгарностей (хотя последнее, возможно, — заслуга перевода).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роулинг знаменита больше всего как автор книг о Гарри Поттере.

В данной повести писательница пробует себя в жанре серьёзной литературы про проблемных подростков, их родителей, про жизнь в маленьком провинциальном городке. Книга вышла недетская.

В тихом английском городке те же проблемы, что и во многих других. Роулинг страницей за страницей описывает устроенную размеренную жизнь пристойного городка. В центре сюжета находится Кристал, несовершеннолетняя дочь наркоманки. И вроде бы и пытается и Кристал, и некоторое ее окружение вытянуть ее из трясины, создать для неё и ее младшего маленького брата лучшую судьбу и жизнь… Но. Наркотики, злой бойфренд матери, бесшабашность и равнодушие большинства окружающих дают обратный и трагичный результат. В романе противопоставлен конфликт отцов и детей, где первые ищут себя и любви не меньше, чем вторые. Противопоставляются и мигранты с местным населением ( где носить сари), и конфликт большого города с консервативным благочестием маленького. Одних людей слишком мало, другие злы. Одна готова убить супруга ради сохранения приличевствующей добродетельной репутации, другая оплакивает ушедшего, позабыв обо всех остальных, в чем также видится какой-то эгоизм.

Наркотики , алкоголь и прочее описываются в книге, как замкнутый круг. Кульминацией же служат похороны Кристал и ее младшего брата… Совсем не то, чего ожидаешь от тихого города.. как и не роман, которого ожидаешь от детской писательницы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень недооцененная книга, на мой взгляд.

В ироничном английском стиле написана. Противостояние двух городков пахнуло на меня немного не мало духом книг Джонатана Свифта — противостояние партий остро и тупококонечников.

В том же ироничном ключе описаны и злободневные остросоциальные вопросы: и наркомания, и ксенофобия, и школьная травля, и отношения отцов и детей, и особенности политики в маленьком городке с намеком на большую страну.

Но читатели ждали нового Гарри Поттера, а не курящих и онанирующих подростков и их родителей. И забросали книгу помидорами.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему выбрала к прочтению: единственный роман из вышедших у автора, который я не прочитала.

Плюсы

Роман динамичный. Персонажи яркие, у каждого есть характерные особенности, выделяющие его из общей массы и позволяющие не перепутать всех героев друг с другом.

Минусы

Сам сюжет прост и банален. В маленьком городке внезапно освобождается хлебная должность, встаёт вопрос о выборе кандидата на неё. И тут всё начинается в лучших традициях Стивена Кинга: люди начинают показывать своё чёрное нутро, полоскать чужое грязное бельё, делать друг другу гадости.

Место действия — маленький городок в Англии, но он описан так скупо, что с таким же успехом это мог быть город в Америке, или России.

Итог

Впечатление противоречивое. С самого начала роман мне не очень нравился. В конце моё отношение к книге исправили персонажи. К некоторым из них я стала испытывать симпатию. Мне жаль как сложилась судьба Кристал и её братишки. Некоторые персонажи, по моему мнению, не понесли заслуженного наказания. В целом о прочтении я не жалею.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая книга Дж. К. Роулинг — история о том, как старый-добрый шрам-молния взмахом волшебной палочки превратился в выпирающую ширинку от потёртых джинс. Слегка заретушированная похоть, наркотическая тема и мимолётное лесбиянство не добавляют очков Гриффиндору и не делает книгу взрослой. Наверное, ком из нецензурных, сленговых и просто неприличных слов по задумке должен был зацепить неокрепшие умы запретными темами, но в цель по большому счёту не попало ничего. Совершенно уверенно можно сказать, что книга написана для молодёжи, и только для неё. Главная тема — показать значимость подростков в социальной среде, будь то семья, школа или кружок по гребле. Тинейджеры известны своей непредсказуемостью, они готовы рискнуть намного охотнее обременённых чем только можно взрослых. Проблема в том, что взглянуть на это по-новому у Роулинг не вышло.

В «Случайной вакансии» вводной части уделено аж 300 страниц пресного текста и это нонсенс. Одолевая их, читатель вынужден нацепить бейджик «Hello, I am...» на каждого из трёх десятков персонажей, не считая второстепенных, иначе никаких эмоций происходящее просто не вызывает. Так что страничка со списком действующих лиц перед началом романа совсем не помешала бы. Среди героев есть даже Тот-Чьё-Имя-Нельзя-Называть, скрывающийся под логином «Призрак_Барри_Фейрбразера». Образы героев раскрываются по ходу действия, а действие первой половины книги очень тягучее. Затуманивает и без того запоздалый сюжет нудная политическая демагогия без острот и малейшей карикатурности. Плюс ко всему в романе нет положительных персонажей, что прибавляет безысходности событиям книги.

Вся мораль сводится к тому, что заносчивые родители в ряде случаев зависят от поступков детей и всему виной их недооценённость. Наверняка, Роулинг вкладывала в роман больше смысла, но он выпал из книги где-то по дороге.

Читать или нет — решать вам, но только не обманывайтесь привлекательной обложкой. Критерии оценки: минус 5 баллов из 10 за пресную первую половину, минус 1 балл за отсутствие фирменного стиля, минус 1 балл за расплывчатую мораль. В остатке 3 балла за сюжет второй половины проходного романа писательницы с мировым именем.

Оценка: 3
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думал: «Ух ты, Роулинг новую книжку написала, да ещё и 18+! Надо брать.» Взял. Первая мысль: «Это, блин, что такое вообще?» Куча незапоминающихся героев, нудное повествование, слабые попытки показать «жесть» и «реальную жизнь»... Да ещё и «Нужными вещами» веет в некоторых моментах. Но читать не бросил, надеясь, что, может быть, дальше веселей будет. И почти угадал.

Вообще, весь роман можно условно разделить на 3 части.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1 — от начала до похорон Барри.

2 — от похорон до юбилея Говарда.

3 — от юбилея и до конца.

Первая часть — скука. Роулинг пытается познакомить читателя с героями, обрисовать в общих чертах ситуацию с городом и семейными проблемами. Всё это дело занимает аж 202 страницы.

Вторая часть неравномерна. Встречаются и интересности, какие-то кульминации, но персонажи заняты в основном двумя делами: они либо ругаются, либо ходят в гости, общаются и посылают друг другу лучики ненависти. Но именно в этом части появляется хоть какой-то «экшн», развитие сюжета. И да, всё это дело занимает 272 страницы.

(Вам интересно, зачем я пишу здесь эти странички? Просто так. Чтоб хоть примерно было видно, сколько придётся дочитать до «вкусноты»).

И, наконец, третья часть: последние 98 страниц. Это именно то, ради чего не стоит бросать чтение этой книги на полпути. Неочевидный апогей. Кульминация. Локальный «апокалипсис». Говорить ничего не буду, сами прочтёте, если захотите. Из-за этих страниц я даже добавил 1 балл к общей оценке романа.

__________________________________________________

Каковы мои общие впечатления? Не знаю. Книга вполне читабельна, но если Роулинг считает, что «взрослость» романа характеризуется наличием секса, мата и наркотиков — я её разочарую. Совсем не этим.

Удалось ли Роулинг показать подковёрную политическую борьбу? И да, и нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вся борьба здесь вылилась в выкладывании СТРАШНЫХ ТАЙН конкурентов на сайт. Просто «скандалы, интриги, расследования» какие-то.

Купил бы я эту книгу, если бы её автором была не Роулинг, а какой-то менее известный автор? Нет.

Куплю ли я следующий «взрослый» роман Роулинг? Не знаю. Как минимум, сперва спиратю: если понравится — куплю.

Посоветую ли я «Случайную вакансию» кому-либо? Нет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все кто читал последнего Гарри Поттера наверняка задумывались о том, что Роулинг пора переходить во взрослую литературу. Роулинг и перешла. Её дебютный взрослый роман «Случайная вакансия» вышел в 2012 году, а до России добрался в 2013. Чтобы понять, какой фурор произвела книга, можно просто ввести её название в поисковик и обомлеть от количества хвалебных отзывов, наград и восторженных откликов прессы.

Как часто бывает, за всей этой бурей торжества может скрываться довольно посредственный роман (миссис Джеймс вам расскажет). Но какого же было удивление автора этих строк, когда «Случайная вакансия» оказалась более чем достойна лестных отзывов.

«Случайная вакансия» начинается со смерти и отношений. Барри Фейрбразер готовиться к очередной годовщине свадьбы, а его жена Мэри попутно перемывает ему косточки. Ей не нравится, что муж уделяет внимание политике, трудным подросткам и другими недостойными для любящего мужа вещам. Но Мэри уже на третьей странице приходиться примерить наряд вдовы. Барри умирает от кровоизлияния в мозг.

Казалось бы, что из этого может извлечь Роулинг. Многое. Барри был одним из советников в городском совете Пэгфорда и ратовал за сохранение в Пэгфорде довольно не благополучного района Филдс. Барри верил, что люди, выросшие там, могут стать не только наркоманами и ворами. Ведь Барри сам там вырос и являлся тому прямым доказательством.

Со смертью Барри в совете стала некому выступать против коренных пэгфордцев, которые хотели отдать Филдс районному центру Ярвилу, тем самым они могли добиться переезда наркологической лечебницы и освободиться еще от одного бремени и использовать деньги по своему усмотрения. Сторонники Барри пытаются помешать этому, но без Барри это сделать почти невозможно, тем более с его смертью в совете освободилось свободное место и за него началась грызня между сторонниками Барри и его противниками

Но это совсем не главное в книге. Главное то, как смерть Барри повлияла на множество пэгфердцев. «Случайная вакансия» книга об отношениях между людьми. Здесь огромное количество персонажей и читать об их отношениях просто невообразимо интересно. Здесь представленные все сословия, типы личностей и поколения. И все это переплетено так тесно, что диву даешься, как Роулинг в этом не запуталась.

Истории разных людей читать, конечно, интересно, но основной сюжет почти не прослеживается. По началу. Зато в конце читателя ждет такой шок, от которого сложно будет отойти довольно долгое время. Где-то в первой трети книги, два подростка куря травку говорят, что секс и смерть это самое классное что есть в жизни и ради этого стоит жить. Кто же знал, что эти слова окажется пророческими.

В «Свободной вакансии» просто куча персонажей. И, что просто удивительно, все они просто потрясающе проработаны. У каждого свой характер, своя история, свои проблемы, свое понимание жизни и смерти.

Чтобы было легче понять все многообразие персонажей, пройдемся сразу по семьям. Первой идет семья, по которой смерть ударила сильней всех. Семьей это назвать, правда, сложно, да и ударила она лишь по одному человеку. Человек этот трудный, мягко говоря, подросток Кристалл Уидон. В школе появляется редко, говорит без мата по праздникам, читать толком не умеет, курит, пьет, знает о сексе не понаслышке. Но Барри Фейрбразер увидел в ней способности к гребле, и она стала капитаном сборной школы по гребле и принесла ей победу в региональных соревнований. Со смертью Барри из Филдса ей уже не выбраться. Потому что мать её Тери наркоманка, двоих детей уже забрали органы опеки, заберут и третьего, трёхлетнего мальчика Робби (который до сих пор ходит в подгузниках, отстает в развитие и если бы не Кристалл уже давно бы умер), если она не слезет с иглы.

За Уидонами наблюдает Кэй Бодэн, социальный работник из Лондона, переехавшая в Пэгфорд из-за нового мужчины в её жизни. Довольно привлекательная, но в выборе мужчин вечно ошибается, к тому же плохо разбирается в реалиях Пэгфорда, что послужит паре неловких ситуаций. Парнем, из-за которого она переехала, является некий Гэвин. При первой же встречи с ним у читателя возникнет вопрос, что Кэй нашла в этом бесхребетном человеке. Вечно бежит от всех проблем, ничего не может решить самостоятельно. Отвратительный человек. Таким его и считает дочь Кэй Гайа. Она никак не может простить матери переезд из Лондона (да кто бы такое простил). В школе ведет себя отрешено, чтобы не заводить никаких прочных знакомств. Поэтому лучшей подругой Гайи оказывается забитой девочкой из индийской семьи Джаванда Сухвиндер.

Мать Сухвиндер, Парминдер Джаванда, городской врач, но многие её пациенты не любят доктора из-за того, что та не даёт им те лекарства, которые они хотят. Она состоит в городском совете и была близкой соратницей Барри, но теперь ей чуть ли не в одиночку придется нести его знамя. Уже упомянутая дочь Парминдер, Сухвиндер (прямо стихи), является типичным забитым ребенком. Её сверстники и родители только критикуют её.

Одним из главных насмешников над Сухвиндер является Пупс Уолл, знаменитость местной школы, который страдает особо опасной формой юношеского максимализма. Он философствует о жизни, старается быть аутентичным человеком (по его понятиям, разумеется) и презирает своих слабохарактерных неаунтетичных родителей, Колина и Тесу Уоллов, которые и работают в пэгфордской школе.

Лучший друг Пупса (его, кстати, зовут Стюарт, а Пупс это прозвище) Эндрю «Арф» Прайс. Такой типичный подросток, в котором многие мужчины увидят себя в школьные годы. Его донимает тиран отец Саймон, чьим самым весомым аргументом в руководстве семьи является кулак.

Ну а главным семейством в Пэгфорде является семья Моллисонов. Возглавляет её почетный гражданин города, также и входящий в его совет, Говард Моллисон, мечтающий поставить на место покинувшего этот мир Барри своего сына Майлза Моллисона. Простоватого, добродушного мужчины, достоинства которого попросту не замечает или не хочет замечать его жена Саманта.

И это не все герои произведения. Роулинг проделала просто титаническую работу. Создала целый город со своими жителями. Всех героев воспринимаешь, как реальных людей. Их можно ненавидеть, их можно любить, можно им сочувствовать, можно им желать зла. А таких женских персонажей вообще редко в какой книге встретишь. Роулинг, вопреки обычаю многих своих коллег-писательниц, передала всё многообразие женской сущности.

Подача сюжета и персонажей еще более повышает интерес к книге. Основной сюжет развивается медленно, но как только вы начинаете расслабляться и понимать, что в плане сюжета здесь ничего интересного нет, как Роулинг просто парой строкой вырывает вашу душу из тела и отправляет её в кругосветное путешествие по шокирующей реальности.

Персонажей Роулинг подает тоже интересно. Обычно Роулинг начинает с одного героя, а потом как он видит, допустим, в окне проезжающего мимо другого персонажа автор сразу переключается на него, словно персонажи передают друг другу эстафетную палочку. Иногда эстафета прерывается на рассказ какой-нибудь истории из прошлого Пэгфорда или какого-нибудь героя.

Диалоги выполнены также на высоте. Слова героев подчеркивают их социальный статус и возраст и придают глубину характеру. А уж мысли некоторых особ женского пола иногда бросают в дрожь. К слову, перевод выполнен на высоком уровне (кстати, издание с буквой «ё» вообще ни чем не отличается от обычного, букву «ё» вообще не замечаешь, но когда, конечно, про неё вспомнишь, так она сразу начинает лезть в глаза). Даже мат передан на удивление хорошо. Особо посмешили бесконечные «епта» у подростков

Пэгфорд построен Роулинг с любовью и заботой. У городка оказалась богатая на половину вымышленная и на половину реальная история. Типичный провинциальный английский городок, где люди бывают в восторге от лондонского произношения.

А проблема Филдса, которая является ключевой в романе, довольно актуально. Тем более автор не стал выбирать чью-либо сторону в этом вопросе, а предоставил это сделать самому читателю. Главное для Роулинг это отношение и отношения. Что она и показывает на протяжении всей книги, предупреждая тех, кто забудет о них, жестоким и закономерным финалом, который венчает и без того довольно мрачную, но жизненную историю.

Мелкие детали города только подчеркивают точку зрению тех или иных героев. Пэгфорд, с помощью Роулинг, отражает личности всех своих жителей.

Кроме всего прочего Роулинг наделило свое творение и потрясающей атмосферой. Причем, у каждой семьи своя атмосфера, что только подчеркивает многообразие героев и города, в котором они живут.

У Прайсов вечное напряжение в семье, из-за тирана отца. У Моллисонов, благодаря их статусу, в семье царит атмосфера нездорового оптимизма, которая аукнится многим из них. У Уидонов вместо атмосферы шприц, разбитые надежды и загубленные жизни. Уоллов тяготит вражда двух поколений, которая выльется в страшную историю.

Автор показывает читателю то одну семью, то другую. Между ними видна разница не вооруженным взглядом. Но какая-то часть атмосферы каждой семьи просачивается в город, и наполняет Пэгфорд атмосферой жестокости и скорби, и лишь некоторые из героев в финале смогут уловить в этой мрачной атмосфере лучики любви и надежды.

Глупо сравнивать роман «Случайная вакансия» и серию о Гарри Потере. Роулинг писала эту книгу не для фанатов знаменитого волшебника. «Случайная вакансия» сильная, атмосферная и где-то шокирующая вещь. Её определенно не могла написать Дж. К. Роулинг. Ей написала Джоанна Роулинг.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

От не совсем детской сказки к совсем недетской социалке. Именно такой переход совершила Роулинг, забыв про мальчика со шрамом и сконцентрировавшись на проблемах целого города, где гнусность и отторжение видны во всех жителях. Раздумывая над прочитанным, я пришел к мысли о том, что мне несказанно повезло: в свое время я фактически рос вместе с Гарри Поттером — первую книгу прочитал в начальной школе, последняя вышла классе в десятом. В итоге получилось так, что повышающийся возрастной уровень книг Роулинг был для меня почти незаметен, а вот мне, школьнику даже из 5-го класса, который читал бы все книги вместе, они могли показаться достаточно жестокими: все-таки убийств и смертей многовато.

Почему я заговорил о Гарри Поттере? Да потому что у меня возникло ощущение, что в «Случайную вакансию» Роулинг смогла впихнуть все то, что у нее осталось недосказанным после той самой сказки: тут есть смерти и домашние избиения, изнасилования и подростковый секс (в том числе и на кладбище на могиле), наркотики и дурь, алкоголь и драки, жирные чиновники и их готовые на все почитатели — здесь есть почти вся чернота нашей жизни, почти без радости и света. Вернее, поговаривают, что частичка света была: Барри Фейрбразер, который и бедным семьям помогал, и гребную команду тренировал, и больницу для наркоманов защищал. Все бы неплохо, вот только умер он в первой же главе.

Книга читается поначалу очень тяжело, к тому же постоянно путаешься и теряешься в именах и фамилиях: нам представляют почти разом около тридцати героев, среди которых есть, к примеру, Тесса Уолл и Терри Уидон. И книга, честно признаюсь, на всем протяжении не нравится и не привлекает, но в какой-то момент она так затягивает, что даже несмотря на достаточную степень неприязни ко всему написанному, оторваться достаточно тяжело. Автор переплетает в каждой главе огромное количество людей, постоянно перемешивая повествование и добавляя воспоминая из прошлого, и к подобной манере привыкнуть нелегко. Однако, в какой-то момент получается втянуться, и тогда чтение начинает приносить удивительное по своей сути удовольствие: удовольствие от стиля, но не от сюжета.

Во всей созданной картине присутствуют какие-то шероховатости, которые не позволяют относиться всерьез к происходящему в Пэгфорде. Например, политические выборы, которые вслед за смертью Барри стали катализатором многих событий, в итоге были больше похожи на профанацию: предвыборная борьба не описана, закулисья нет абсолютно, да и все выборы показались смешными из-за каких-то глупых сообщений на форуме, которые взрослые, адекватные люди воспринимали всерьез и реагировали каким-то невероятным образом. Именно поэтому все действующие лица не получились живыми, хоть изначальная прорисовка была на высоком уровне — мелкие детали убивали созданный образ целиком. Да и в целом, несмотря на обилие разнообразной « чернухи», у меня не получилось как-то сопереживать героям. Зачастую, писатели пытаются добавить что-то эдакое, способное практически выбить из читателя слезу, но в данном романе такого нет и близко. Даже в самые неприятные эпизоды (приход Кей в дом Уидонов) у меня не закололо сердце.

Как итог, получился абсолютно проходной с сюжетной точки зрения роман, прочитанный без какого-то интереса, но с абсолютно удивительной манерой повествования, которая сначала вызывает отторжения, а потом заманивает раскрытием нехитрых тайн. Фанатам Гарри Поттера читать противопоказано, остальным – на свой страх и риск.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом городе люди явно с головой не дружат

Помню, когда стало известно, что Роулинг выпустит очередную книгу, правда не про волшебный мир, а про реальный – мнения разделились. Почему-то большинство считает, что автор должен работать лишь в одном жанре, но это не так. Слишком противоречивые взгляды. Самое главное перед началом романа «Случайная вакансия» — НЕ ЧИТАТЬ ЧУЖИХ РЕЦЕНЗИЙ И ПОЛНОСТЬЮ АБСТРАГИРОВАТЬСЯ ОТ ГП! А теперь перейду к самой книге.

«Случайная вакансия» — потрясающая книга! От меня это не часто можно услышать, особенно если учесть, что не люблю, когда слишком много действующих лиц, но здесь явно все иначе! Маленький, замкнутый английский городок, где обитают самые обычные жители. С виду они милые, приветливые и т.п., но заглянув в их дома, можно увидеть семейный ад. Здесь милые люди – ограниченные существа, а те, кто считается отбросами общества – самые живые и реальные. А все началось со смерти Барри Фейрбразера. Про него мы можем судить, лишь по воспоминаниям героев, но даже эти воспоминания дают Читателю понять, что он был за человек.

Можно столько всего написать, столько выплеснуть негатива на персонажей, но тогда это будет полное описание и слив всего сюжета. Нет. Я лишь заострю внимание на двух, самых нормальных, героях: Кристал Уидон и Кей Боден.

Кристал Уидон – дочь наркоманки Терри. Есть брат Робби. Не смотря на среду, где обитает, пытается хоть как-то заботиться о брате. Единственный человек, который в нее верил – Барри Фейрбразер. Он обращался к ней, как и ко всем. Это упорно отказывались делать другие. Да, она выросла и живет в неблагополучной среде, но это не значит, что с ней можно обращаться, как с мусором. Кристал единственная, кто побежал звать взрослых, когда Эндрю Прайсу дали спрятанный, не помню во что, арахис, на который у него аллергия. Она не смотрела, как все остальные, а побежала за помощью. Разве это не говорит о ее лучшей стороне? Разве этот поступок не ставит ее на ступень выше? Нет, увы, окружающие смотрят на нее косо. Единственный человек, который видел ее такой, какой она есть – Барри. К сожалению его не стало, и все, что он делал для таких семей, как Уидон, все снесли.

Судьба Кристал – это вам не хеппи энд. Здесь нет месту доброте, здесь чертова реальность. Ее жизнь никогда бы не была нормальной, и то, что сделала Роулинг в конце – спасибо. Вот искреннее спасибо ей за это. Это был лучший выход, хоть и жестокий. Теперь-то она найдет свое счастье там.

Кей Боден – социальный работник. Второстепенный персонаж. На нее можно было бы не обращать внимание, но среди всего скопившегося Пэгфордского сброда, она – светлый лучик. У нее тоже тяжелая судьба. Она интуитивно чувствует, что ее «роман» с Гэвином обречен, но всячески пытается исправить ситуацию. Меня просто потрясло, как она отстаивала свою точку зрения на ужине семьи Моллисонов. Готова была аплодировать стоя за ее мужество и твердость характера. И ее попытки помочь семье Уидонов – не каждый на такое пойдет. Кей – женская версия Барри. Пэгфорду нужен такой человек, как Кей. Сильная, решительная и понимающая.

Наверно еще стоит сказать пару слов о Стюарте (Пупс), Эндрю (Арф) и Сухвиндер. Эта троица, по отдельности, разместили на сайте от лица Призрака Барри Фейрбразера, компрометирующую информацию о жителях города. Можно бы было списать на подростковый бунт против взрослых, но в этих поступках видна личность. Они восстают против сложившихся позиций и дают отпор. Она меня поразила. А какой она стала в конце!

Почему же я не говорила об остальных? Все просто, они — прогнили насквозь. Все. Элитная верхушка думает только об избавлении больницы для наркоманов, ведь это портит престиж города. Остальные же ничем не лучше. Каждый из них ужасен, но в тоже время, осознаешь, что некоторых понимаешь.

Что-то я больно разошлась. Пора закругляться. Давно меня так не задевали за живое. Я аж проронила слезу в конце. Книга сильная. Стоящая. Реальная. Герои прописаны от и до. Первые 100 страниц шли тяжело, но дальше – не оторвать!

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь — мой отзыв больше похож на развернутую аннотацию или предисловие, и рассчитан скорее на тех, кто книгу не читал и хочет узнать о ней побольше, прежде чем штурмовать этот труд на 600 с лишним страниц мелким шрифтом. Собственно, этой цели отзыв подчинен практически полностью, хотя я не исключаю, что он может быть интересен и тем, кто хочет сравнить свои мысли и впечатления от прочтения романа с чужими. Спойлеров не будет.

Думаю, что если бы Роулинг написала «Случайную вакансию» лет 30 назад, то в советском литературоведении прочно завоевала бы репутацию «прогрессивной писательницы». «Вакансия» наполнена изобличением пороков буржуазного общества в самом плохом значении этих слов. В структуре романа четко прослеживается разделение героев на три «лагеря», которые условно можно назвать «аристократией», «социалистами» и «неблагополучными». Повторюсь — названия сугубо условные. Каждый персонаж совершенно четко принадлежит к одному из трех лагерей и по ходу повествования никто не перемещается в другой стан. Сюжет основывается на противостоянии «аристократов» и «социалистов» вокруг «неблагополучных», а именно вопроса о том, стоит ли Пэгфорду отделаться от района, где «неблагополучные» проживают, или продолжать помогать им (за счет более успешных горожан, разумеется). Параллельно автор дает множество психологических зарисовок из жизни героев. Здесь есть все: и подростковые проблемы, и семейные дела, и отношения родителей и детей, и личная жизнь героев. В итоге получается мощный срез английской жизни, чем-то напоминающий атмосферу романов Диккенса (его влияние в «Вакансии» вообще очень заметно), но гораздо жестче и горше.

Симпатии Роулинг явно на стороне «социалистов» и, частично, «неблагополучных». Это не удивительно — еще в «Гарри Поттере» автор совершено явственно выразила свою нелюбовь к старой английской аристократии (на сей раз без кавычек), высмеяв и унизив ее в лице Малфоев. Однако «Вакансия» написана гораздо сложнее, как таковых отрицательных героев в ней очень мало. Я даже готов предположить, что кто-то может воспринять того же Говарда не как высокомерного эгоиста, а как энергичного политика и будет по-своему прав. Вместе с тем, Роулинг совершенно четко дает понять, на чьей стороне она лично. Причем сделано это довольно изящно, во всяком случае автор сумела обойтись без пришивания «нелюбимым» персонажам искусственно-неприятных черт. В Пэгфорде свои скелеты в шкафу есть у каждого, любой в чем-то плох, в чем-то хорош.

В целом, роман очень мрачный и впечатления по прочтении оставляет довольно гнетущие. Возникает ощущение, что автор — разочаровавшийся в жизни оптимист. Роулинг с большим сочувствием описывает жизнь «неблагополучных». Хорошо видно, что она глубоко верит в этих людей, в то, что они оказались в таком бедственном положении не по своей вине, а больше по воле обстоятельств, что они могут быть другими, если им помочь и, самое главное, что для многих из них еще не все потеряно. Но вместе с тем, автор полна пессимизма относительно того, готово ли «благополучное» общество помогать своим менее удачливым собратьям.

Мне было довольно странно читать упреки других лаборантов к языку романа. Лично я прочитал книгу очень легко и с большим интересом, возможно потому, что «Вакансия» представляет собой примерно то произведение, какое я ожидал увидеть. К стилю и языку лично у меня претензий нет, перевод также вполне приличный.

Несколько удивило большое количество отрицательных отзывов. Авторам некоторых из них, тем кто ждал от книги «детектива» или даже «экшена», я бы посоветовал внимательнее читать жанровый классификатор. Однако есть еще и такой момент. Сейчас с моде консерватизм. Правые идеи активно внедряют в массовое сознание, образы чопорных аристократов и высокомерных воротил бизнеса, а то и откровенных мещан, уже давно лишились в массовой культуре того комедийно-мерзкого колорита, который прочно закрепился за ними в советское время. Более того, подобные образы теперь романтизируются и даже выставляются как положительные.

На мой взгляд, это не более чем довольно низкая попытка поэксплуатировать низменный инстинкт человека ассоциировать себя с «успешными» членами общества и насладиться возвышением над «серой массой». Как бы то ни было, с массовым сознанием ведется работа и она медленно, но верно приносит свои плоды. Видимо, именно поэтому многие читатели восприняли идеи «Вакансии» в штыки — они не укладываются в современные тенденции массовой культуры.

Резюмируя, скажу, что «Случайная вакансия» — это серьезное и психологичное произведение, удачно сочетающее в себе глубину идей и легкость изложения. Признаюсь, что даже будучи поклонником Роулинг, я не ожидал от автора, прославившегося на ниве фентези (пускай и очень хорошего) такого мощного социального романа. Очень рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Место действия — провинциальный городок Пэгфорд, затерянный в английской глубинке. Время действия — наши дни. Герои, коих множество, — жители Пэгфорда и окрестностей. Основная интрига крутится вокруг так называемой «случайной вакансии» — месте в городском совете, неожиданно освободившемся в связи со смертью Барри Фэйрбразера, прежде занимавшего должность. Попутно всплывает множество других тем. Одним из важных конфликтов в романе является конфликт отцов и детей. Он получает весьма неожиданное воплощение, и это небезынтересный сюжетный ход. Показательно здесь то, что дурной пример заразителен, и подростки подвластны этому.

Это в первую очередь социальный роман, а уж потом психологический, семейный, флософский. Роулинг подняла множество важных и злободневных вопросов, на которые общество привычно закрывает глаза, стыдливо не обращает внимания, — это проблемы наркомании, насилия, жесткого обращения с детьми. Я редко плачу, когда читаю книги, но в этот раз я плакала, когда читала историю семьи Уидон и маленького Робби, до которого никому не было дела. Как мать я не могу этого понять, не могу принять, не могу и не хочу верить, что такое возможно, но до тех пор, пока общество будет отрицать подобные вещи, ничего не изменится. Нужно менять систему в целом. Об этом роман Роулинг. О несовершенстве системы ценностей, системы управления, о несовершенстве общества, погрязшего в политических интригах.

В романе показаны два мира: мир респектабельного Пэгфорда и мир бедного грязного Филдса. Но на поверку выходит, что Пэгфорд гораздо грязнее: здесь никому ни до кого нет дела, дети пишут анонимные гадости на родителей, родители погрязли в своих проблемах и не обращают внимания на детей, мужья и жены изменяют друг другу, все врут и лицемерят, думая лишь о собственном благе. Врут даже себе, не желая замечать очевидного. За всеми этими кружевными занавесками и идеально подстриженными лужайками скрываются неприглядные тайны.

Множество персонажей, множество событий, множество ответвлений от основного события — смерти Барри Фэйбразера и образовавшейся вакансии в городском совете Пэгфорда. Калейдоскоп лиц и зарисовок частной жизни из разных слоев общества. Весьма реалистичное бытописание. Я бы сказала, что слишком много мрачности при изображении жизни и нравов предместья Филдс, где живут так называемые отбросы общества. Возможно, это сделано, чтобы подчеркнуть контраст с благочестивым Пэгфордом, где в окнах домов стоят красивые безделушки, а у дверей — вазоны с цветами, тогда как «украшением» Филдся являются горы отбросов и повсеместная грязь. А возможно, это авторское понимание реализма как такового. В книге довольно много неприглядных, порой даже шокирующих подробностей. Что это: нравы современной Англии или шарж на нынешнее общество в целом?

Возможно, эта излишняя прямолинейность и даже натуралистичность — своеобразная попытка автора отойти от образа «мамы Гарри Поттера» и показать, что она может писать другую литературу, более серьезную, «взрослую»? Что ж, попытка заслуживает внимания. Если опустить местами ненужные и неважные описания, пустые диалоги и вычленить основную идею произведения, то на выходе мы получим неплохой роман вполне в духе традиций реализма, некоторой их части. Я долго не знала, как относиться к этой книге, она всколыхнула во мне что-то, заставила задуматься, посмотреть на наше общество. Поначалу читать было скучно, но по мере развития событий сюжет затянул и потряс. Потряс своей прямолинейностью, своей шокирующей правдивостью.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Создается впечатление, что Роулинг преследовала цель написать роман, максимально непохожий на «Гарри Поттера». Ну, или еще проще – банально шокировать читателя. Дескать, «а я еще и на машинке могу», как говорил всем известный Матроскин.

Цель достигнута – романы диаметрально противоположны. Добрая сказка и суровая реальность с присущими ей гнусностями, жестокостями, мерзостями и людскими пороками всех мастей. На грязные физиологические подробности, коими роман изобилует, Роулинг не поскупилась.

Сперва не было особого желания продолжать чтение. Может быть кому-то нужна подобная демонстрация «изнанки жизни», чтобы «жиром не заплывать», но однозначно не мне. Отношу себя к людям, которые и так смотрят на жизнь реалистично с изрядной долей скепсиса. А просто смаковать жесть ради жести – точно не мое.

И все же, «Случайная вакансия» — не пустышка, дает пищу для размышлений. Например, о том, что у каждого свои «скелеты в шкафу» и где они страшнее – в неблагополучных семьях или в тех, которые прикрываются ширмой благопристойности и добропорядочности, — еще большой вопрос.

Или о том, что, когда случается трагедия, все спешат быстренько выбрать виновного и повесить на него всех собак. Каждый сам себя убеждает: я здесь ни при чем, ну подумаешь, равнодушно мимо прошел, не вмешался – и что? Не мое дело. Моя совесть чиста.

В финале книги приходишь к выводу, что несчастье может иногда стать отправной точкой. Кого-то подтолкнет изменить что-то в своей жизни, кого-то – по-другому взглянуть на своих близких да и на себя самого тоже, иначе расставить приоритеты.

В общем, мое мнение – книга в принципе достойная, а если вчитаться, то и что называется «заходит» очень даже неплохо.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Англия, маленький тихий городок Пэгфорд. С виду всё благополучно, жители заняты своими привычными ежедневными делами. И это видимое благополучие было разрушено безвременной кончиной одного из членов городского совета Барри Фейрбразер. И понеслось-завертелось. Дело даже не в том, что после нежданной смерти все вдруг стали ненавидеть всех. Ненависть присутствовала всегда — дети не всегда слушались учителей и родителей; не всегда и не у всех супругов было взаимопонимание; богатые не то, чтоб всегда думали о своей ненависти к бедным, но упорно старались не видеть бедноту и по возможности с ней бороться с помощью отделения бедного пригорода от вполне благополучного городка. Просто всё это обострилось, стало заметно и обсуждаемо. Да и просто рассказывать о жизни в городке немного скучно, нужно не просто обозначить проблему, но и рассказать о ней в наилучшем свете. Как раз таким наилучшим светом и является неожиданность в виде смерти одного, не самого последнего, человека в городе. Одного героя выделять — бесполезное занятие. Героем, скорее, можно назвать весь город и его жителей, ведь не об одном конкретном человеке история. Немного выглядит перегруженной история — слишком уж переплелись судьбы всех персонажей. Любое действие, любое слово одного сказывалось на другом.

Не могу назвать книгу ни плохой, ни хорошей. Она такая, какая есть. Роулинг просто рассказала про жизнь в маленьком городке, причем рассказала её без прикрас, показав несколько сторон, несколько взглядов на происходящее. Политика, социально неблагополучные семьи, трудные подростки, немного мигрантов, немного наркотиков. Смешать, но не взбалтывать. Главное, что тема важная. А способы разрешения возникших проблем — на усмотрение населения.

Интересно, если бы не было до «Случайной вакансии» книг о мальчике-волшебнике, а Роулинг сразу начала бы писать со взрослой книги, как бы отнеслись читатели к этому взрослому роману? Были бы хоть какие-то споры о целесообразности написания «Вакансии»? Хорошо задавать такие вопросы, на которые не может быть ответа. При всем желании невозможно вернуться назад во времени и провести эксперимент в отношении произведений одного отдельно взятого писателя. Одно точно сказать можно — невозможно сравнивать волшебную сказку с обычным романом хотя бы из-за того, что Гарри Поттер и «Случайная вакансия» находятся в разных плоскостях. Не представляю, что ожидали увидеть, вернее прочитать, у Роулинг фанаты книг о Поттере, так как сама никогда не являлась любительницей сказки и до сих пор не прочитала ни одной книги из цикла. Точно не «Случайную вакансию». Собственно и не любую другую книгу на абсолютно любую другую тематику. Что бы не написала Роулинг, всё было бы не то. Не хочется говорить, что ей надо было остановится на одном цикле и больше вообще ничего не писать. Если есть, что рассказать, надо рассказывать и не смотреть на озлобленную критику. В данном конкретном случае Роулинг нашла тему, на которую хотела бы высказаться. Хорошим или плохим получилось высказывание? Пусть время решает. Или коллективное бессознательное. Как кому угодно. Потом ясно будет.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала слишком много героев, со слишком сложными взаимоотношениями. Поэтому первую половину книгу прибываешь в постоянном напряжении – не перепутать бы, кто есть кто, кто кому друг или враг, кто за что выступает. Но, ближе к середине книги разобравшись, начинает нравиться. То давление сюжета, ощущение нависающей грозы. То, как Роллинг смогла показать одни и те же вещи с разных точек зрения, ужас от того, как люди не желают понять друг друга, лишь приближая трагедию, которую можно было бы избежать, просто поговорив. И то, как разряжается атмосфера, когда доходит до пика, когда трагедия происходит. Одни сближаются, другие – расходятся, чтобы больше никогда друг друга не мучить. Ужасно, что для этого так необходимо довести ситуацию до пика – до трагедии.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх