FantLab ru

Дж. К. Роулинг «Случайная вакансия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Голосов:
317
Моя оценка:
-

подробнее

Случайная вакансия

The Casual Vacancy

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Действие книги происходит в городе Пэгфорд и в соседних с ним Полях.. Здесь нет фраков, Джеймса Бонда и королевы, а есть случай, предоставивший освободившуюся вакансию.

Чувствовать свою власть любят многие, а начинается всё с малого — с семьи. Размышления детской писательницы Дж. К. Роулинг на эту тему переросли в роман о непростых отношениях детей и родителей на фоне политической борьбы за место в городском совете. Акцент поставлен на то, что заносчивые родители в ряде случаев могут зависеть от поступков своих ошибочно недооценённых детей.

Новая книга Роулинг — пособие об искушении и терпеливости — предлагает проверить читателю самого себя.

Примечание:

Издательство Little, Brown & Co., выпускающее книгу, объявило, что роман выйдет 27 сентября 2012 года в бумажном и электронном форматах по всему миру.


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2012 // Художественная литература (11 525 голосов)


Случайная вакансия
2013 г.
Случайная вакансия. Ёфицированное издание
2013 г.
Случайная вакансия
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Una vacante imprevista
2012 г.
(испанский)
The Casual Vacancy
2012 г.
(английский)
The Casual Vacancy
2013 г.
(английский)
Несподівана вакансія
2013 г.
(украинский)
The Casual Vacancy
2015 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом городе люди явно с головой не дружат

Помню, когда стало известно, что Роулинг выпустит очередную книгу, правда не про волшебный мир, а про реальный – мнения разделились. Почему-то большинство считает, что автор должен работать лишь в одном жанре, но это не так. Слишком противоречивые взгляды. Самое главное перед началом романа «Случайная вакансия» — НЕ ЧИТАТЬ ЧУЖИХ РЕЦЕНЗИЙ И ПОЛНОСТЬЮ АБСТРАГИРОВАТЬСЯ ОТ ГП! А теперь перейду к самой книге.

«Случайная вакансия» — потрясающая книга! От меня это не часто можно услышать, особенно если учесть, что не люблю, когда слишком много действующих лиц, но здесь явно все иначе! Маленький, замкнутый английский городок, где обитают самые обычные жители. С виду они милые, приветливые и т.п., но заглянув в их дома, можно увидеть семейный ад. Здесь милые люди – ограниченные существа, а те, кто считается отбросами общества – самые живые и реальные. А все началось со смерти Барри Фейрбразера. Про него мы можем судить, лишь по воспоминаниям героев, но даже эти воспоминания дают Читателю понять, что он был за человек.

Можно столько всего написать, столько выплеснуть негатива на персонажей, но тогда это будет полное описание и слив всего сюжета. Нет. Я лишь заострю внимание на двух, самых нормальных, героях: Кристал Уидон и Кей Боден.

Кристал Уидон – дочь наркоманки Терри. Есть брат Робби. Не смотря на среду, где обитает, пытается хоть как-то заботиться о брате. Единственный человек, который в нее верил – Барри Фейрбразер. Он обращался к ней, как и ко всем. Это упорно отказывались делать другие. Да, она выросла и живет в неблагополучной среде, но это не значит, что с ней можно обращаться, как с мусором. Кристал единственная, кто побежал звать взрослых, когда Эндрю Прайсу дали спрятанный, не помню во что, арахис, на который у него аллергия. Она не смотрела, как все остальные, а побежала за помощью. Разве это не говорит о ее лучшей стороне? Разве этот поступок не ставит ее на ступень выше? Нет, увы, окружающие смотрят на нее косо. Единственный человек, который видел ее такой, какой она есть – Барри. К сожалению его не стало, и все, что он делал для таких семей, как Уидон, все снесли.

Судьба Кристал – это вам не хеппи энд. Здесь нет месту доброте, здесь чертова реальность. Ее жизнь никогда бы не была нормальной, и то, что сделала Роулинг в конце – спасибо. Вот искреннее спасибо ей за это. Это был лучший выход, хоть и жестокий. Теперь-то она найдет свое счастье там.

Кей Боден – социальный работник. Второстепенный персонаж. На нее можно было бы не обращать внимание, но среди всего скопившегося Пэгфордского сброда, она – светлый лучик. У нее тоже тяжелая судьба. Она интуитивно чувствует, что ее «роман» с Гэвином обречен, но всячески пытается исправить ситуацию. Меня просто потрясло, как она отстаивала свою точку зрения на ужине семьи Моллисонов. Готова была аплодировать стоя за ее мужество и твердость характера. И ее попытки помочь семье Уидонов – не каждый на такое пойдет. Кей – женская версия Барри. Пэгфорду нужен такой человек, как Кей. Сильная, решительная и понимающая.

Наверно еще стоит сказать пару слов о Стюарте (Пупс), Эндрю (Арф) и Сухвиндер. Эта троица, по отдельности, разместили на сайте от лица Призрака Барри Фейрбразера, компрометирующую информацию о жителях города. Можно бы было списать на подростковый бунт против взрослых, но в этих поступках видна личность. Они восстают против сложившихся позиций и дают отпор. Она меня поразила. А какой она стала в конце!

Почему же я не говорила об остальных? Все просто, они — прогнили насквозь. Все. Элитная верхушка думает только об избавлении больницы для наркоманов, ведь это портит престиж города. Остальные же ничем не лучше. Каждый из них ужасен, но в тоже время, осознаешь, что некоторых понимаешь.

Что-то я больно разошлась. Пора закругляться. Давно меня так не задевали за живое. Я аж проронила слезу в конце. Книга сильная. Стоящая. Реальная. Герои прописаны от и до. Первые 100 страниц шли тяжело, но дальше – не оторвать!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все кто читал последнего Гарри Поттера наверняка задумывались о том, что Роулинг пора переходить во взрослую литературу. Роулинг и перешла. Её дебютный взрослый роман «Случайная вакансия» вышел в 2012 году, а до России добрался в 2013. Чтобы понять, какой фурор произвела книга, можно просто ввести её название в поисковик и обомлеть от количества хвалебных отзывов, наград и восторженных откликов прессы.

Как часто бывает, за всей этой бурей торжества может скрываться довольно посредственный роман (миссис Джеймс вам расскажет). Но какого же было удивление автора этих строк, когда «Случайная вакансия» оказалась более чем достойна лестных отзывов.

«Случайная вакансия» начинается со смерти и отношений. Барри Фейрбразер готовиться к очередной годовщине свадьбы, а его жена Мэри попутно перемывает ему косточки. Ей не нравится, что муж уделяет внимание политике, трудным подросткам и другими недостойными для любящего мужа вещам. Но Мэри уже на третьей странице приходиться примерить наряд вдовы. Барри умирает от кровоизлияния в мозг.

Казалось бы, что из этого может извлечь Роулинг. Многое. Барри был одним из советников в городском совете Пэгфорда и ратовал за сохранение в Пэгфорде довольно не благополучного района Филдс. Барри верил, что люди, выросшие там, могут стать не только наркоманами и ворами. Ведь Барри сам там вырос и являлся тому прямым доказательством.

Со смертью Барри в совете стала некому выступать против коренных пэгфордцев, которые хотели отдать Филдс районному центру Ярвилу, тем самым они могли добиться переезда наркологической лечебницы и освободиться еще от одного бремени и использовать деньги по своему усмотрения. Сторонники Барри пытаются помешать этому, но без Барри это сделать почти невозможно, тем более с его смертью в совете освободилось свободное место и за него началась грызня между сторонниками Барри и его противниками

Но это совсем не главное в книге. Главное то, как смерть Барри повлияла на множество пэгфердцев. «Случайная вакансия» книга об отношениях между людьми. Здесь огромное количество персонажей и читать об их отношениях просто невообразимо интересно. Здесь представленные все сословия, типы личностей и поколения. И все это переплетено так тесно, что диву даешься, как Роулинг в этом не запуталась.

Истории разных людей читать, конечно, интересно, но основной сюжет почти не прослеживается. По началу. Зато в конце читателя ждет такой шок, от которого сложно будет отойти довольно долгое время. Где-то в первой трети книги, два подростка куря травку говорят, что секс и смерть это самое классное что есть в жизни и ради этого стоит жить. Кто же знал, что эти слова окажется пророческими.

В «Свободной вакансии» просто куча персонажей. И, что просто удивительно, все они просто потрясающе проработаны. У каждого свой характер, своя история, свои проблемы, свое понимание жизни и смерти.

Чтобы было легче понять все многообразие персонажей, пройдемся сразу по семьям. Первой идет семья, по которой смерть ударила сильней всех. Семьей это назвать, правда, сложно, да и ударила она лишь по одному человеку. Человек этот трудный, мягко говоря, подросток Кристалл Уидон. В школе появляется редко, говорит без мата по праздникам, читать толком не умеет, курит, пьет, знает о сексе не понаслышке. Но Барри Фейрбразер увидел в ней способности к гребле, и она стала капитаном сборной школы по гребле и принесла ей победу в региональных соревнований. Со смертью Барри из Филдса ей уже не выбраться. Потому что мать её Тери наркоманка, двоих детей уже забрали органы опеки, заберут и третьего, трёхлетнего мальчика Робби (который до сих пор ходит в подгузниках, отстает в развитие и если бы не Кристалл уже давно бы умер), если она не слезет с иглы.

За Уидонами наблюдает Кэй Бодэн, социальный работник из Лондона, переехавшая в Пэгфорд из-за нового мужчины в её жизни. Довольно привлекательная, но в выборе мужчин вечно ошибается, к тому же плохо разбирается в реалиях Пэгфорда, что послужит паре неловких ситуаций. Парнем, из-за которого она переехала, является некий Гэвин. При первой же встречи с ним у читателя возникнет вопрос, что Кэй нашла в этом бесхребетном человеке. Вечно бежит от всех проблем, ничего не может решить самостоятельно. Отвратительный человек. Таким его и считает дочь Кэй Гайа. Она никак не может простить матери переезд из Лондона (да кто бы такое простил). В школе ведет себя отрешено, чтобы не заводить никаких прочных знакомств. Поэтому лучшей подругой Гайи оказывается забитой девочкой из индийской семьи Джаванда Сухвиндер.

Мать Сухвиндер, Парминдер Джаванда, городской врач, но многие её пациенты не любят доктора из-за того, что та не даёт им те лекарства, которые они хотят. Она состоит в городском совете и была близкой соратницей Барри, но теперь ей чуть ли не в одиночку придется нести его знамя. Уже упомянутая дочь Парминдер, Сухвиндер (прямо стихи), является типичным забитым ребенком. Её сверстники и родители только критикуют её.

Одним из главных насмешников над Сухвиндер является Пупс Уолл, знаменитость местной школы, который страдает особо опасной формой юношеского максимализма. Он философствует о жизни, старается быть аутентичным человеком (по его понятиям, разумеется) и презирает своих слабохарактерных неаунтетичных родителей, Колина и Тесу Уоллов, которые и работают в пэгфордской школе.

Лучший друг Пупса (его, кстати, зовут Стюарт, а Пупс это прозвище) Эндрю «Арф» Прайс. Такой типичный подросток, в котором многие мужчины увидят себя в школьные годы. Его донимает тиран отец Саймон, чьим самым весомым аргументом в руководстве семьи является кулак.

Ну а главным семейством в Пэгфорде является семья Моллисонов. Возглавляет её почетный гражданин города, также и входящий в его совет, Говард Моллисон, мечтающий поставить на место покинувшего этот мир Барри своего сына Майлза Моллисона. Простоватого, добродушного мужчины, достоинства которого попросту не замечает или не хочет замечать его жена Саманта.

И это не все герои произведения. Роулинг проделала просто титаническую работу. Создала целый город со своими жителями. Всех героев воспринимаешь, как реальных людей. Их можно ненавидеть, их можно любить, можно им сочувствовать, можно им желать зла. А таких женских персонажей вообще редко в какой книге встретишь. Роулинг, вопреки обычаю многих своих коллег-писательниц, передала всё многообразие женской сущности.

Подача сюжета и персонажей еще более повышает интерес к книге. Основной сюжет развивается медленно, но как только вы начинаете расслабляться и понимать, что в плане сюжета здесь ничего интересного нет, как Роулинг просто парой строкой вырывает вашу душу из тела и отправляет её в кругосветное путешествие по шокирующей реальности.

Персонажей Роулинг подает тоже интересно. Обычно Роулинг начинает с одного героя, а потом как он видит, допустим, в окне проезжающего мимо другого персонажа автор сразу переключается на него, словно персонажи передают друг другу эстафетную палочку. Иногда эстафета прерывается на рассказ какой-нибудь истории из прошлого Пэгфорда или какого-нибудь героя.

Диалоги выполнены также на высоте. Слова героев подчеркивают их социальный статус и возраст и придают глубину характеру. А уж мысли некоторых особ женского пола иногда бросают в дрожь. К слову, перевод выполнен на высоком уровне (кстати, издание с буквой «ё» вообще ни чем не отличается от обычного, букву «ё» вообще не замечаешь, но когда, конечно, про неё вспомнишь, так она сразу начинает лезть в глаза). Даже мат передан на удивление хорошо. Особо посмешили бесконечные «епта» у подростков

Пэгфорд построен Роулинг с любовью и заботой. У городка оказалась богатая на половину вымышленная и на половину реальная история. Типичный провинциальный английский городок, где люди бывают в восторге от лондонского произношения.

А проблема Филдса, которая является ключевой в романе, довольно актуально. Тем более автор не стал выбирать чью-либо сторону в этом вопросе, а предоставил это сделать самому читателю. Главное для Роулинг это отношение и отношения. Что она и показывает на протяжении всей книги, предупреждая тех, кто забудет о них, жестоким и закономерным финалом, который венчает и без того довольно мрачную, но жизненную историю.

Мелкие детали города только подчеркивают точку зрению тех или иных героев. Пэгфорд, с помощью Роулинг, отражает личности всех своих жителей.

Кроме всего прочего Роулинг наделило свое творение и потрясающей атмосферой. Причем, у каждой семьи своя атмосфера, что только подчеркивает многообразие героев и города, в котором они живут.

У Прайсов вечное напряжение в семье, из-за тирана отца. У Моллисонов, благодаря их статусу, в семье царит атмосфера нездорового оптимизма, которая аукнится многим из них. У Уидонов вместо атмосферы шприц, разбитые надежды и загубленные жизни. Уоллов тяготит вражда двух поколений, которая выльется в страшную историю.

Автор показывает читателю то одну семью, то другую. Между ними видна разница не вооруженным взглядом. Но какая-то часть атмосферы каждой семьи просачивается в город, и наполняет Пэгфорд атмосферой жестокости и скорби, и лишь некоторые из героев в финале смогут уловить в этой мрачной атмосфере лучики любви и надежды.

Глупо сравнивать роман «Случайная вакансия» и серию о Гарри Потере. Роулинг писала эту книгу не для фанатов знаменитого волшебника. «Случайная вакансия» сильная, атмосферная и где-то шокирующая вещь. Её определенно не могла написать Дж. К. Роулинг. Ей написала Джоанна Роулинг.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга прочитана 7 февраля 2014 года; отзыв основан на моей же рецензии, опубликованной на LiveLib.

Книгу я закрывала с удовлетворением от того, что все получили по заслугам. Сколько же неприятных или жалких личностей на один квадратный сантиметр текста. Самый приятный человек из всех умер на первых страницах. Мне сложно поверить, что где-то в мире так может быть. Такие гадости. Наверное, отнятые у книги два балла это мой протест против них. Мне нравится верить в хорошее.

Было достаточно сложно не искать сходства с предыдущими книгами Роулинг, и я рада, что нашла их не так много. Ни общих типажей, ни похожих развязок. Это лишний раз доказывает, что она хороший писатель, было бы печально, если бы её запомнили только как автора «Гарри Поттера»...

Пожалуй, была только пара сцен, по которым я точно могла бы сказать, что у двух произведений один автор. Да ещё все эти мелкие детальки — ружья, развешанные по стенам. Вот только у Дж. К. Роулинг в финале стреляют не только ружья, но и завалявшиеся по углам рогатки! Ну кто бы мог подумать, что свою роль сыграет даже сброшенный с моста в начале книги компьютер =D

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала слишком много героев, со слишком сложными взаимоотношениями. Поэтому первую половину книгу прибываешь в постоянном напряжении – не перепутать бы, кто есть кто, кто кому друг или враг, кто за что выступает. Но, ближе к середине книги разобравшись, начинает нравится. То давление сюжета, ощущение нависающей грозы. То, как Роллинг смогла показать одни и те же вещи с разных точек зрения, ужас от того, как люди не желают понять друг друга, лишь приближая трагедию, которую можно было бы избежать, просто поговорив. И то, как разряжается атмосфера, когда доходит до пика, когда трагедия происходит. Одни сближаются, другие – расходятся, что бы больше никогда друг друга не мучить. Ужасно, что для этого так необходимо довести ситуацию до пика – до трагедии.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Создается впечатление, что Роулинг преследовала цель написать роман, максимально непохожий на «Гарри Поттера». Ну, или еще проще – банально шокировать читателя. Дескать, «а я еще и на машинке могу», как говорил всем известный Матроскин.

Цель достигнута – романы диаметрально противоположны. Добрая сказка и суровая реальность с присущими ей гнусностями, жестокостями, мерзостями и людскими пороками всех мастей. На грязные физиологические подробности, коими роман изобилует, Роулинг не поскупилась.

Сперва не было особого желания продолжать чтение. Может быть кому-то нужна подобная демонстрация «изнанки жизни», чтобы «жиром не заплывать», но однозначно не мне. Отношу себя к людям, которые и так смотрят на жизнь реалистично с изрядной долей скепсиса. А просто смаковать жесть ради жести – точно не мое.

И все же, «Случайная вакансия» — не пустышка, дает пищу для размышлений. Например, о том, что у каждого свои «скелеты в шкафу» и где они страшнее – в неблагополучных семьях или в тех, которые прикрываются ширмой благопристойности и добропорядочности, — еще большой вопрос.

Или о том, что, когда случается трагедия, все спешат быстренько выбрать виновного и повесить на него всех собак. Каждый сам себя убеждает: я здесь ни при чем, ну подумаешь, равнодушно мимо прошел, не вмешался – и что? Не мое дело. Моя совесть чиста.

В финале книги приходишь к выводу, что несчастье может иногда стать отправной точкой. Кого-то подтолкнет изменить что-то в своей жизни, кого-то – по-другому взглянуть на своих близких да и на себя самого тоже, иначе расставить приоритеты.

В общем, мое мнение – книга в принципе достойная, а если вчитаться, то и что называется «заходит» очень даже неплохо.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь — мой отзыв больше похож на развернутую аннотацию или предисловие, и рассчитан скорее на тех, кто книгу не читал и хочет узнать о ней побольше, прежде чем штурмовать этот труд на 600 с лишним страниц мелким шрифтом. Собственно, этой цели отзыв подчинен практически полностью, хотя я не исключаю, что он может быть интересен и тем, кто хочет сравнить свои мысли и впечатления от прочтения романа с чужими. Спойлеров не будет.

Думаю, что если бы Роулинг написала «Случайную вакансию» лет 30 назад, то в советском литературоведении прочно завоевала бы репутацию «прогрессивной писательницы». «Вакансия» наполнена изобличением пороков буржуазного общества в самом плохом значении этих слов. В структуре романа четко прослеживается разделение героев на три «лагеря», которые условно можно назвать «аристократией», «социалистами» и «неблагополучными». Повторюсь — названия сугубо условные. Каждый персонаж совершенно четко принадлежит к одному из трех лагерей и по ходу повествования никто не перемещается в другой стан. Сюжет основывается на противостоянии «аристократов» и «социалистов» вокруг «неблагополучных», а именно вопроса о том, стоит ли Пэгфорду отделаться от района, где «неблагополучные» проживают, или продолжать помогать им (за счет более успешных горожан, разумеется). Параллельно автор дает множество психологических зарисовок из жизни героев. Здесь есть все: и подростковые проблемы, и семейные дела, и отношения родителей и детей, и личная жизнь героев. В итоге получается мощный срез английской жизни, чем-то напоминающий атмосферу романов Диккенса (его влияние в «Вакансии» вообще очень заметно), но гораздо жестче и горше.

Симпатии Роулинг явно на стороне «социалистов» и, частично, «неблагополучных». Это не удивительно — еще в «Гарри Поттере» автор совершено явственно выразила свою нелюбовь к старой английской аристократии (на сей раз без кавычек), высмеяв и унизив ее в лице Малфоев. Однако «Вакансия» написана гораздо сложнее, как таковых отрицательных героев в ней очень мало. Я даже готов предположить, что кто-то может воспринять того же Говарда не как высокомерного эгоиста, а как энергичного политика и будет по-своему прав. Вместе с тем, Роулинг совершенно четко дает понять, на чьей стороне она лично. Причем сделано это довольно изящно, во всяком случае автор сумела обойтись без пришивания «нелюбимым» персонажам искусственно-неприятных черт. В Пэгфорде свои скелеты в шкафу есть у каждого, любой в чем-то плох, в чем-то хорош.

В целом, роман очень мрачный и впечатления по прочтении оставляет довольно гнетущие. Возникает ощущение, что автор — разочаровавшийся в жизни оптимист. Роулинг с большим сочувствием описывает жизнь «неблагополучных». Хорошо видно, что она глубоко верит в этих людей, в то, что они оказались в таком бедственном положении не по своей вине, а больше по воле обстоятельств, что они могут быть другими, если им помочь и, самое главное, что для многих из них еще не все потеряно. Но вместе с тем, автор полна пессимизма относительно того, готово ли «благополучное» общество помогать своим менее удачливым собратьям.

Мне было довольно странно читать упреки других лаборантов к языку романа. Лично я прочитал книгу очень легко и с большим интересом, возможно потому, что «Вакансия» представляет собой примерно то произведение, какое я ожидал увидеть. К стилю и языку лично у меня претензий нет, перевод также вполне приличный.

Несколько удивило большое количество отрицательных отзывов. Авторам некоторых из них, тем кто ждал от книги «детектива» или даже «экшена», я бы посоветовал внимательнее читать жанровый классификатор. Однако есть еще и такой момент. Сейчас с моде консерватизм. Правые идеи активно внедряют в массовое сознание, образы чопорных аристократов и высокомерных воротил бизнеса, а то и откровенных мещан, уже давно лишились в массовой культуре того комедийно-мерзкого колорита, который прочно закрепился за ними в советское время. Более того, подобные образы теперь романтизируются и даже выставляются как положительные.

На мой взгляд, это не более чем довольно низкая попытка поэксплуатировать низменный инстинкт человека ассоциировать себя с «успешными» членами общества и насладиться возвышением над «серой массой». Как бы то ни было, с массовым сознанием ведется работа и она медленно, но верно приносит свои плоды. Видимо, именно поэтому многие читатели восприняли идеи «Вакансии» в штыки — они не укладываются в современные тенденции массовой культуры.

Резюмируя, скажу, что «Случайная вакансия» — это серьезное и психологичное произведение, удачно сочетающее в себе глубину идей и легкость изложения. Признаюсь, что даже будучи поклонником Роулинг, я не ожидал от автора, прославившегося на ниве фентези (пускай и очень хорошего) такого мощного социального романа. Очень рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Над Роулинг еще долго будет довлеть ярлык «автора Гарри Поттера». Это её награда и её проклятье. Её крест.

Первый разрыв шаблона читатели испытывают, увидев от мамы Гарри Поттера роман для взрослых со всеми вытекающими. Второй «пинок» роман получает за скучный сюжет со множеством героев и минимумом активных действий. С одной стороны это оправдано, а с другой...А с другой стороны, люди просто повелись на обертку, ожидали легкого чтива и не захотели вникнуть в суть, копнуть поглубже, так сказать.

Признаться, я бы и сам поленился копаться, а забросил роман, если бы автором не была Роулинг.

Во-первых, как и в Гари Поттере, Роулинг прекрасно описала множество непохожих персонажей. Они у неё не просто картонные декорации. Это люди,со своими мыслями,чувствами, порывами и (разбитыми несбывшимися) мечтами.

Во-вторых, Роулинг истинно английская писательница, наследница таких классиков как Агата Кристи и, не побоюсь этого сказать, Свифта. В потере я искренне любил детективные линии, а в «Случайной вакансии» открывается тонкий чисто английский юмор.

Нет, ну право, разве вам не показался утрированно абсурдным сам предмет спора между соседними городками? Вам это не напомнило конфликт лилипутов по поводу того, с какой стороны разбивать яйца? А как описаны кандидаты в члены городского совета? С какой колкостью.

И при этом поднимаются актуальные проблемы современной Англии. Из-за политкоретности кое-что приходится читать между строк — например упоминание соцработницы о том, что наркоманы в трущобах Лондона и пригородов отличаются по цвету кожи.

Ну конечно бывшая учительница снова здорово описала подростков, только на этот раз сконцентрировалась на подростках трудных и не стеснялась в средствах описания.И неплохо покопалась в причинах такого поведения как в богатых семьях, как и неблагополучных.

Что в итоге. «Случайная вакансия» — роман скучный и слабый на первый взгляд, на самом деле является многослойным пирогом с глубоким психологизмом и социальным подтекстом. При этом чувствуется, что руку Роулинг в этом жаре не набила.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весть о том, что автор книг про Гарри Поттера пишет свою первую книгу для взрослых, в своё время всколыхнула весь читающий мир. Но, когда книга вышла в свет, оказалось, что можно было расслабиться и не колыхаться.

«Случайная вакансия» – роман о нескольких семьях, живущих в маленьком английском городке Пэгфорде. Один из членов местного самоуправления внезапно умирает от аневризмы, и за «случайную вакансию» разворачивается настоящая битва – смерть члена совета подогрела холодную войну между жителями городка до состояния «горячей». Но это неудивительно, ведь «Случайная вакансия» полна конфликтов – конфликт общества и индивидуума, конфликт отцов и детей, конфликт богатых и бедных, конфликт города и пригорода, конфликт коренного населения и мигрантов...

Впрочем, всё это мы видели. Стивен Кинг не раз признавался в любви к книгам Роулинг про малолетнего волшебника, и, возможно, поэтому Роулинг решила сыграть на его поле. Место действия, персонажи и отношения между ними настолько стивенкинговские, что при прочтении ожидаешь: вот-вот из канализации послышится голос мерзкого клоуна или отставная медсестра схватится за топор, и грянет... Но ничего такого не происходит. «Случайная вакансия» не гремит, ведь для того, чтобы писать как Стивен Кинг, в первую очередь надо быть Стивеном Кингом.

События, описываемые Роулинг, неторопливо развиваются почти четыреста страниц, напряжение нарастает, кажется, вот-вот случится нечто грандиозное и ужасное, то, ради чего мы все здесь собрались и вникали в жизненные перипетии трех десятков персонажей... но развязка оказывается пшиком. Конечно, в рамках маленького вымышленного городка финальные события романа могут иметь резонанс, но разве стоило для этого громоздить пятьсот страниц плотного текста? А то получается, как писал классик: «Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он чижика съел!». Социальный пафос и политические рассуждения Роулинг вторичны, а юмор и ирония, проскальзывающие в «детском» «Гарри Поттере» со страниц «Случайной вакансии» выжжены калёным железом.

Зато заветные «18+», обозначенные на обложке, Роулинг отрабатывает с лихвой – в романе будто специально для получения этого рейтинга собраны такие радости жизни как семейное насилие, подростковый секс, наркомания, супружеская измена, педофилия, изнасилование, и несерьёзные на этом фоне табакокурение, алкоголизм и обжорство.

Отдельно стоит сказать о переводе книги, который запредельно чудовищен, особенно в первой трети. Некоторые фразы построены так коряво, что кажется, лучший перевод на русский язык получился бы у самой Роулинг.

Итого: необязательное чтиво, непонятно кому адресованное. Фанаты «Гарри Поттера» не оценят, любители классической английской литературы не поймут, а случайный читатель запутается в хитросплетении родственных и социальных связей главных героев романа...

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман в любом случае будет носить ярлык «Книга автора Гарри Поттера». И многие будут ожидать чего-то, что у них ассоиицируется с Хогвартсом и прочим. Я призывая вас абстрагироваться от данной установки. Отныне Роулинг — это не писатель одного цикла. Теперь всё иначе.

Итак, Роулинг выбрала местом действия вымышленный городок. Пожалуй, это важнейший момент — именно из-за малого количества жителей один эпизод переворачивает наизнанку жизни многих людей.

Казалось бы, это всего лишь смерть. Да, горе, да потеря кормильца... Однако для жителей Пэгфорда это событие является скорее прелюдией к вопросу о том, что теперь делать с этим. И вот вокруг «что теперь делать с этим» и крутится «Случайная вакансия». Да как крутится!

Действующих героев целая прорва. Тут даже не просто семьи-друзья, а раширенные семьи и друзья друзей. Условно повествование можно поделить на Берновскую триаду — ребенок, взрослый и родителей. А именно — в центре действий есть ученики школы, их родители, родители их родителей. Завершать список выпало людям, у которых (условно) нет детей и родителей. Они — просто взрослые.

Пожалуй, для удобства стоит упомянуть такие фильмы, как «Столкновение» и «на кукле». Они очень похожи на «Случайную вакансию». Причём и формой, и содержанием (в общем!). Общее для всех этих фильмов и книги — острая социальная составляющая. Взаимоотношения возведены в куб и находятся в постоянном описании.

Что касается героев «Вакансии», то особо никого выделить не могу. Конечно, они не чисто черные, не чисто белые. Они — и плюс, и минус. Те, кто с виду хорош, несут в себе кучу плохого, что отталкивает. Те, кто «на тёмной стороне» имеют в себе свет, но его очень и очень мало. Правда, Роулинг очень чётко и грамотно обрисовала в общих чертах, что послужило толчком к такой жизни.

Итог: хорошая, добротная книга. В неё необходимо вдумываться, к ней надо готовиться. И она стоит, чтобы на нее обратили внимание.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Случайная вакансия» — то лучшая книга Джоан Роулинг, на мой взгляд. Это книга о жизни и о смерти, как о ее части. О равнодушии к тем, кто рядом, которое часто ранит сильнее любого оружия. О том, как предательство рождает предательство, зло умножает зло, а редкие ростки доброты всегда дают всходы.

Выдуманные герои здесь настолько реалистичны, что порой до тошноты противны своим скудоумием и косностью, но все же не могут не вызывать и сочувствия. Книга, как редкостная мозаика, разделяется на сотни подсюжетов, собственных историй и судеб, заставляя прочувствовать и пофилософствовать над каждым, и вместе с тем образует единое, яркое до боли полотно.

«Случайная вакансия» — это не та книга, с которой можно просто приятно скоротать вечерок, а потом забыть. Это умная, глубокая история, написанная в духе классической английской литературы, рождающая мощный отклик в душе читателя, затягивающая и приводящая к невероятному катарсису в конце.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решила и я ознакомиться с творением матушки Роулинг. Нет, я конечно, не ожидала тут эльфов-домовиков, мальчиков со шрамами, почтовых сов и волшебных палочек. То, что я увидела, поразило меня своей неприкрытой реалистичностью, если не жестокостью. Роулиннг описывает пороки общества без всякой попытки их скрасить или прикрыть золотистой мишурой. Это самый реалистичный роман из тех, что я прочитала за последнее время. «Вакансия» — это остро социальный и злободневный роман, показывающий изнанку общества.

Множество персонажей, судеб, жизней сплелись в картину английского городка. Они суетсятся словно муравьи, пытаются что-то сделать со своими жизнями, не погрязнуть в рутине, вырваться из болота и повседневности, но жестокий факт в том, что удается это очень немногим. И проблем в этом романе поставлено много, а решений не дается.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взялся читать, как и многие, думается, не с какой-то конкретной целью, а просто из праздного интереса — чем не очень добрая тетенька Роулинг решила удивить свою паству. Оказалось, что много чем и даже более того — во главу угла писательницей было поставлено именно стремление поразить читателя, заставить его почувствовать себя не в своей тарелке, если короче — развести на эмоции по-быстрому. Отсюда и место действия — маленький городок, где у каждого свой скелет в шкафу с еще свисающими ошметками плоти, и множество параллельных линий повествования — каждый читатель не без стыда в ком-то найдет себя, и некая схожесть стиля письма с оным товарища Стива Кинга, разница лишь в жанре, а метода все та же. Весомое отличие — главный злодей в произведении это все же не мрачноватый с некоторых ракурсов городок Пэгфорд, а старый добрый человек и его болезненная привычка следовать не совсем каноничному завету «ударили по одной щеке — врежь ближнему своему». Симбиоз последней с общей нездоровой атмосферой проявляется ярче всего в юноше по имени Стюарт Уолл, в быту Пупсе, нашедшего успокоение в полном отказе от канонов, навязываемых обществом. На первый взгляд такое решение не лишено смысла, но лишь на первый — с течением времени становится понятно, что прожить жизнь, смотря лишь в самого себя, и остаться при этом человеком просто невозможно.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, я ждала хорошего британского детектива — неторопливого, внушительного и жутко таинственного. Спасибо товарищам маркетологам. Социальный роман — не самый любимый мною жанр. Наверное, поэтому после прочтения ста страниц я отложила книгу и не возвращалась к ней почти полгода. А потом вдруг открыла и проглотила за пару вечеров.

Я, как и многие рецензенты, не берусь давать категоричных оценок. Не годятся тут слова «хорошая-плохая», «удачная-не удачная». Она очень сильная и правдивая. Это факт. Она описывает невероятно реалистичные и вместе с тем оригинальные характеры. Она излагает ситуацию, которая могла случиться на самом деле...

И знаете что, она как никакая другая книга доказывает, что успех Роулинг — не случайность, а результат работы очень одаренного человека... Это надо же так невероятно убедительно описать мир волшебников и мир маглов...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перво-наперво, стоит сказать, что книгу стоит оценивать не как «новую книжку от тети написавшей Гарри Поттера», а как совершенно самостоятельную историю, ничего не продолжающую, и ничего не объясняющую. Дама, посвятившая несколько лет своей жизни написанию сказки о юном волшебнике, абсолютно ничего никому не должна. Даже если сказка совершенно исключительная.

«Случайная вакансия» -- книга о том, как бывает в настоящей жизни. Пускай абстрактных людей абстрактного провинциального городка. А бывает -- жизнь, где нет особо выраженой морали, где не бывает хороших и плохих, где все абсолютно относительно. На самом деле не бывает героев, кроящих реальность по своему желанию. Не бывает абсолютной шкалы, по которой можно оценить и рассудить чужие или свои поступки. И пусть кажется, что так жить нельзя, что эта история -- недоразумение непонятного жанра, но... в реальной жизни именно так все и происходит. Автор смогла показать эту реальную жизнь, кажущуюся многим серой и пресной, красочной, объемной, противоречивой. Не заманчивой, нет, но настоящей, со всей ее мелочностью, маленькими радостями, способными «сделать день», и маленькими ужасами, способными ввергнуть в хроническую депрессию.

Эта книга ничего не превозносит, никого не судит и ничего не доказывает. Но привлекает и захватывает.

Моя оценка после прочтения

10 из 10

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Место действия — провинциальный городок Пэгфорд, затерянный в английской глубинке. Время действия — наши дни. Герои, коих множество, — жители Пэгфорда и окрестностей. Основная интрига крутится вокруг так называемой «случайной вакансии» — месте в городском совете, неожиданно освободившемся в связи со смертью Барри Фэйрбразера, прежде занимавшего должность. Попутно всплывает множество других тем. Одним из важных конфликтов в романе является конфликт отцов и детей. Он получает весьма неожиданное воплощение, и это небезынтересный сюжетный ход. Показательно здесь то, что дурной пример заразителен, и подростки подвластны этому.

Это в первую очередь социальный роман, а уж потом психологический, семейный, флософский. Роулинг подняла множество важных и злободневных вопросов, на которые общество привычно закрывает глаза, стыдливо не обращает внимания, — это проблемы наркомании, насилия, жесткого обращения с детьми. Я редко плачу, когда читаю книги, но в этот раз я плакала, когда читала историю семьи Уидон и маленького Робби, до которого никому не было дела. Как мать я не могу этого понять, не могу принять, не могу и не хочу верить, что такое возможно, но до тех пор, пока общество будет отрицать подобные вещи, ничего не изменится. Нужно менять систему в целом. Об этом роман Роулинг. О несовершенстве системы ценностей, системы управления, о несовершенстве общества, погрязшего в политических интригах.

В романе показаны два мира: мир респектабельного Пэгфорда и мир бедного грязного Филдса. Но на поверку выходит, что Пэгфорд гораздо грязнее: здесь никому ни до кого нет дела, дети пишут анонимные гадости на родителей, родители погрязли в своих проблемах и не обращают внимания на детей, мужья и жены изменяют друг другу, все врут и лицемерят, думая лишь о собственном благе. Врут даже себе, не желая замечать очевидного. За всеми этими кружевными занавесками и идеально подстриженными лужайками скрываются неприглядные тайны.

Множество персонажей, множество событий, множество ответвлений от основного события — смерти Барри Фэйбразера и образовавшейся вакансии в городском совете Пэгфорда. Калейдоскоп лиц и зарисовок частной жизни из разных слоев общества. Весьма реалистичное бытописание. Я бы сказала, что слишком много мрачности при изображении жизни и нравов предместья Филдс, где живут так называемые отбросы общества. Возможно, это сделано, чтобы подчеркнуть контраст с благочестивым Пэгфордом, где в окнах домов стоят красивые безделушки, а у дверей — вазоны с цветами, тогда как «украшением» Филдся являются горы отбросов и повсеместная грязь. А возможно, это авторское понимание реализма как такового. В книге довольно много неприглядных, порой даже шокирующих подробностей. Что это: нравы современной Англии или шарж на нынешнее общество в целом?

Возможно, эта излишняя прямолинейность и даже натуралистичность — своеобразная попытка автора отойти от образа «мамы Гарри Поттера» и показать, что она может писать другую литературу, более серьезную, «взрослую»? Что ж, попытка заслуживает внимания. Если опустить местами ненужные и неважные описания, пустые диалоги и вычленить основную идею произведения, то на выходе мы получим неплохой роман вполне в духе традиций реализма, некоторой их части. Я долго не знала, как относиться к этой книге, она всколыхнула во мне что-то, заставила задуматься, посмотреть на наше общество. Поначалу читать было скучно, но по мере развития событий сюжет затянул и потряс. Потряс своей прямолинейностью, своей шокирующей правдивостью.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх