FantLab ru

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Оценок:
8676
Моя оценка:
-

подробнее

Гарри Поттер и философский камень

Harry Potter and the Philosopher's Stone

Другие названия: Harry Potter and the Sorcerer's Stone; Гарри Поттер и волшебный камень

Роман, год; цикл «Гарри Поттер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 325
Аннотация:

Жизнь в чулане под лестницей, донашивание одежды за братом, отсутствие родительской заботы — может закончится хорошо. Наградой станут необычная школа и преданные друзья. А ещё — целый мир, где есть волшебное зеркало и философский камень. Но он доступен только бескорыстному человеку. Чтобы узнать, таков ли главный герой книги, необходимо дочитать её до конца.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 1998 // Детская книга года

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2020 // Лучшая книга за 30 лет

Номинации на премии:


номинант
Премия Гардиан / Guardian Award, 1998 // Лучшая детская книга

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1999 // Мифопоэтическая премия за произведение для детей и подростков

номинант
Мраморный фавн, 2000 // Переводная книга

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2000 // Роман для подростков

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Фэнтези (Великобритания)

Экранизации:

«Гарри Поттер и философский камень» / «Harry Potter and the Sorcerer's Stone» 2001, США, Великобритания, реж: Крис Коламбус



Похожие произведения:

 

 


Гарри Поттер и философский камень
2000 г.
Гарри Поттер и философский камень
2000 г.
Гарри Поттер и философский камень
2003 г.
Гарри Поттер и философский камень
2004 г.
Гарри Поттер и Философский камень
2008 г.
Гарри Поттер и философский камень
2014 г.
Гарри Поттер и философский камень
2016 г.
Гарри Поттер и философский камень
2017 г.
Гарри Поттер и философский камень
2017 г.
Гарри Поттер и философский камень
2017 г.
Гарри Поттер и философский камень
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Гарри Поттер. Том 1
2015 г.
Гарри Поттер и философский камень
2016 г.

Аудиокниги:

Гарри Поттер и философский камень (аудиокнига: полная версия на 12 CD)
2001 г.
Гарри Поттер и философский камень (аудиокнига)
2002 г.
Гарри Поттер и философский камень
2006 г.
Гарри Поттер и философский камень
2008 г.

Электронные издания:

Гарри Поттер и философский камень
1997 г.
Һарри Поттер hәм фәлсәфәче ташы
2017 г.
(татарский)

Издания на иностранных языках:

Harry Potter and the Philosopher's Stone
1997 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
1999 г.
(английский)
Harry Potter und der Stein der Weisen
2000 г.
(немецкий)
Harry Potter and the Sorcerer's Stone
2001 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2004 г.
(английский)
ΑΡΕΙΟΣ ΠΟΤΗΡ - και ή του ΦιλοσόΦου λίθοs
2004 г.
(древнегреческий)
Harry Potter and the Sorcerer's Stone
2008 г.
(английский)
Harry Potter And The Sorcerer's Stone
2008 г.
(английский)
هاري بوتر وحجر الفيلسوف
2008 г.
(арабский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2010 г.
(английский)
Harry Potter: Y La Piedra Filosofal
2011 г.
(испанский)
Гаррі Поттер і філософський камінь
2011 г.
(украинский)
Harry Potter ja viisasten kivi
2012 г.
(финский)
Harry Potter & the Philosopher's Stone
2013 г.
(английский)
Harry Potter and the Sorcerer's Stone
2013 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2014 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2014 г.
(английский)
Harry Potter & the Philosopher's Stone
2015 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2015 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2015 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2015 г.
(английский)
Гаррі Поттер і філософський камінь
2016 г.
(украинский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2017 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2017 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2017 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2017 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2017 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2017 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2017 г.
(английский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2018 г.
(английский)
Гары Потэр і філасофскі камень
2019 г.
(белорусский)
Harry Potter and the Philosopher's Stone
2020 г.
(английский)
Harry Potter and the Sorcerer's Stone
2020 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзывы на такие книги, как ГП, требуют абстракции. Прежде всего — от собственных эмоциональных впечатлений, во вторую очередь — от общественного мнения, разделившегося на лагеря фанатов и хейтеров.

Если мысленно удалиться как от этого, так и от контекста всего цикла, то в остатке видим следующее: очень яркий мир, очень яркие персонажи и сюжет, производящий ложное впечатление простоты и алогичности до самого финала, где раскрываются все карты.

Роулинг пишет лаконично и сохраняя высокий темп повествования, несколькими штрихами создаёт в воображении читателя объёмную и красочную картину. За достоверную атмосферу чуда и тайны (кстати, в выпущенных после основного цикла «Фантастических зверях и...» прямо упоминается НИИЧаВо Стругацких) — однозначный плюс.

Впечатления, которые создают персонажи, трудно передать словами. Дети — реальные, нефальшивые. Взрослые волшебники — яркие и колоритные. Даже маглы ухитряются проявлять конформизм как-то очень творчески.

При этом текст из тех, что не обязывают и не претендуют. Здравый смысл? Его, заодно с дверью в убежище Дурслей, начисто сшибает с петель Хагрид, который в это убежище «эээ... прилетел». Письма носят совы, портреты разговаривают, мотоцикл летает, коридор справа на третьем этаже закрыт для всех, кто не хочет умереть мучительной смертью, а первокурсник дерётся со злым властелином и побеждает его. Ну, сказка это, что хотите, не нравится — читайте «Войну и мир». При этом нам прямо говорят, что Поттер не знает всего, и что то, что мы видели — только верхушка айсберга, заставляя мучиться над вопросами вроде «зачем главгаду было убивать его и его семью?» и «что, что, во имя Мерлина, видел Дамблдор в том зеркале?» — кому надо, тот не пройдёт мимо них. Да и не важно, на самом деле, в какой там школе волшебников троица героев подружилась и выступила против гада, не надеясь на победу. Детская история — в том смысле, что её поймут даже дети, — о недетских вещах, простая, красивая и добрая. Ничего, что может увлечь с головой, никаких претензий на то, чтобы быть шедевром и жемчужиной мировой литературы.

Так ФК выглядит, если его рассматривать в отрыве от остального цикла, но, к счастью, рассмотреть его так возможно только умозрительно. Перечитывая цикл, очень хорошо осознаёшь, что видишь происходящее глазами протагониста, а он пока обращает внимание только на верхний, «праздничный» слой волшебного мира, тот, где играют в квиддич и едят дражже Берти-Ботс (да, они действительно самого разного вкуса, и вкусы несъедобных вещей тоже включены). Но крыса Рона — не крыса, и еда в Большом Зале не создаётся магически, а у Дамблдора были резоны организовать защиту философского камня именно так, чтобы её могли пройти первокурсники. В этом же ярком, весёлом мире водятся дементоры и стоит жуткая арка в Отделе Тайн... но сейчас это не важно. Сейчас важно только чувство искренней, бесконечной радости от встречи с миром волшебников, сияющим тысячей свечей в Большом Зале Хогвратса.

ФК — экспозиция, демонстрирующая реалии мира и в сжатой форме указывающая на то, что будет дальше. Как экспозиция, он не блистает и не стягивает на себя всё внимание, да и не должен. Его задача — быть началом цикла, и он её полностью выполняет.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги, прочитав которые однажды, знаешь, что никогда в жизни их уже больше не откроешь. А есть книги — они как добрые друзья, всегда сопровождают тебя в жизни и обращаешься к ним за это время неоднократно. «Гарри Поттер и философский камень» всего лишь волшебная сказка для детей и взрослых, но относится она, несомненно, ко второй категории. Почему же?

Слишком много счастливо сошлось в этом романе — здесь и тяга современного читателя к чудесному, волшебному, и выигрышная тема об обучении в школе (а кто с удовольствием ещё раз не вспомнит о своих школьных годах), и складный, увлекательный сюжет, и яркие, симпатичные ( и не очень :)), чаще всего отлично узнаваемые по своим школьным годам герои. Ну и, конечно, писательский талант Джоан Роулинг. Но главное, что автору удалось написать книгу уютную, добрую. Зло в ней присутствует, но с самого начала понятно, что добро, правда и справедливость обязательно восторжествуют. И, что очень приятно, главные герои у Роулинг получились действительно живыми и похожими на обыкновенных подростков их возраста со всеми характерными для них достоинствами и недостатками.

Конечно нельзя сказать, что книга лишена слабостей, просто их за многими достоинствами не очень видно. Вот, например, защита философского камня — на самом деле она явно неправдоподобна. Ну скажите на милость, зачем надо было составлять её из ряда вполне решаемых задачек, да ещё и с подсказками. Для пущей увлекательности это хорошо, а вот для реальной сохранности камня — не очень:). И такого рода нюансов по тексту можно выискать немало. Только зачем? Книга хороша и давайте уже не в первый раз наслаждаться ею, а не заниматься ерундой.

И ещё о книге и о фильме. Надо отдать должное режиссёру — он очень бережно отнёсся к тексту романа. Но всё равно впечатление от фильма получается несколько более глянцевым — книга выглядит более уютной, честной, какой-то более правдоподобной, если так можно сказать про волшебную сказку:).

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга про учебу в волшебной школе, взросление и обретение друзей. Классные герои, дружба и взаимовыручка, загадка, которая разгадывается только совместными усилиями, злобные учителя, которым надо противостоять. Первые победы и первые неудачи.

Перечитал книгу через двадцать лет после первого прочтения. Книга ничуть не потеряла своего очарования и интереса

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мальчик, который выжил…

***

Сложно отрицать феномен Гарри Поттера. Это настолько знаковый, настолько культовый роман (и франшиза), что практически сразу можно было сказать, что эти книги (фильмы, мерч) будут востребованы даже не годами, не десятками лет (идет третий десяток, если что). Скорее всего, речь о сотнях лет. Роулинг буквально ворвалась в конец XX века со своим смелым, вневозврастным романом «Гарри Поттер и философский камень». Рекорды продаж, восторженные отзывы читателей и критиков, перевод на многие языки. Всё это – сопутствующий фактор. Но как же так получилось?

…1991 год, лето в сонном городке Англии. Мальчик, которому скоро будет 11 лет, получает письмо из школы чародейства и волшебства «Хогварст». Как же так, какая магия, какое волшебство? Да еще и говорят, что он – знаменитость. Всё это – дождь посреди ясного неба. Мальчик по имени Гарри Поттер оказывается уже не в приемной семье, а в школьной семье, где находит друзей, заводит новые знакомства, открывает в себе невероятные таланты. Наконец, встречает недругов и даже врагов. Пересказывать сюжет ГП#1 нет смысла. Уже все его читали\смотрели или хотя бы слышали краем уха. В конце концов, роман не сводится чисто к сюжетной составляющей. Давайте лучше заострим внимание на другом.

Персонажи. Они – изумительные. Гарри – сирота, он привык довольствоваться малым, но ощущается, что где-то внутри себя он в меру амбициозен, силен и справедлив. Нельзя сказать, что Роулинг делает из него чрезмерно положительного героя. Гарри может назвать кузена жирным, Гарри может вслух пожелать чего-то плохого своему недругу. Иными словами, Поттер – это вам не Иисус Христов с «терпением 105.5 из 100» ©. Рон – самый младший юноша в семье Уизли. Это семейство привыкло жить на грани, у них действительно нет обилия денег или власти. При этом все они – добрые, душевные. И Рон не является исключением. Гермиона…это вообще уникум. Она умная, целеустремленная. Она из семьи маглов, но талант у нее немереный. И, скорее всего, талант этот – трудолюбие и упорство. Это тот человек, который споткнется, отступит на шаг назад, но потом сделает 15 шагов вперед. Вот – тройка главных героев. Помимо них есть множество других, не менее важных, пусть и второстепенных. Братья Фред и Джордж заставляют постоянно улыбаться, Нэвилл вызывает улыбку своим простодушием, зато Снегг может заморозить вас даже в самый знойный день. Дамблдор – немного сумасшедший гений, Харгрид – добряк из добряков. МакГонагалл – жесткая, но справедливая, истинный фанат своего дела. Неудивительно, что многие увидят в ней Железную Леди. Про персонажей можно говорить нереально долго. Роулинг вложилась в них. И это в первом-то романе!

Мир. Многие критикуют мир Гарри Поттера за узколобость и непродуманность. И критики в чем-то правы. Посудите сами – школа Хогварст существует…где? В Англии. Это не параллельный мир. Но маглы не видят школу. Как не видят поезд. Но поезд отходит от вокзала в Лондоне. Человеческого вокзала… А как вам такое – Рон говорит, что палочка ему досталась от брата. А ведь Оливандер сказал, что это палочка выбирает волшебника, а не он её. Ну или другое. В одном из эпизодов становится известно, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
некто пытался совершить ограбление «Гринготса». Это Квиррел. Причем за несколько часов до этого Гарри видел его и держался за руку. В конце же романа, когда ГП и Квиррел соприкасались, то оба ощущали боль. Предположим, что тогда Волан-де-Морт тогда его не сидел на затылке Квиррела. То есть в тот момент ВдМ был развоплощен. Но зачем тогда ему философский камень…? Нелогично
. Наконец, Хагрид говорит, что колдовать ему нельзя. Но он колдует. Со сломанной-то палочкой. И если вы читали второй роман, то знаете, что со сломанной палочкой можно наколдовать себе слизней изо рта. И предупреждение от Министерства Магии. Придирки, их можно сделать множество. Но давайте сделаем скидку на то, что это дебют. Роулинг достраивала мир на ходу. Кто-то скажет, что это плохо. Но уровень и качество текста с каждой книгой будет только расти. Если вы читали, то вы поймете, о чем речь.

Перевод. Есть два лагеря. РОСМЭН и Спивак. Первые вечно хейтят вторых, вторые – первых. Истина где-то посередине. Если начать вдаваться в детали, то оба перевода – хромые. Начиная с Тисовой улицы (Бирючинной, если что), продолжая Волан-де-Мортом\Вольдемортом Не забудем про названия факультетов (Спивак тут более права). Не забудем про Снегга\Злея. Примеров много. Где-то РОСМЭН более удачлив, но и Спивак не так плоха, как ее малюют. Просто а) люди привыкли к РОСМЭНу; б) люди привыкли к тому, как в фильме. А там так, как в РОСМЭНе.

Заключение: «Гарри Поттер и философский камень» — волшебная сказка, которую можно и нужно читать в любом возрасте. Глупо причислять роман к детским\подростковым. Во взрослом возрасте романы про мальчика, который выжил, читаются так же легко и приятно. Произведение не лишено смысла. Здесь вам и сиротство, и создание ситуаций успеха, и противостояние известности, и дружба, долг, честь, и сила любви. В общем, Роулинг хороша и в смысловом плане.

10 Поттеров из 10. Истинный шедевр.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В начале своего дебютного романа «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг устами профессора МакГонагалл предрекла своему творению светлое будущее. Гарри Поттера знают полмира. И в России он тоже безумно популярен, от творения Роулинг не отвернулись даже из-за ужасного перевода. Поэтому, кстати, рецензия написана на оригинальный роман.

Влияние Гарри Поттера на мировую детскую литературу огромно. Роулинг дала дорогу многим современным детским авторам. Это факт. Но так ли велик вклад Роулинг в саму литературу? Сейчас мы с вами это и узнаем.

Повествование начинается не спеша. Роулинг начинает из далека, рассказывая читателю историю о великой победе над Волдемортом (а не Волан-де-Мортом) и о весомом вкладе Поттера в ней. Хотя Поттер был тогда еще младенцем. За победу над злым волшебником Поттеру пришлось платить смертью своих родителей.

В результате таких великих, и таких печальных событий Гарри оставили на попечение родной тёте, которая терпеть не может Поттеров и прочих волшебников. Потому что она магл, так волшебники называют обычных людей без магических способностей.

Бедного Поттера совсем не уважают, двоюродный брат его постоянно бьет, дядя и тётя оскорбляют. Только чудо. И оно происходит. Поттеру приходит письмо из Хогвартса, школы магических искусств. И там-то и начинается все веселье.

Вообще сюжет довольно не плох. По началу, роман немного наскучивают, до школы Поттер добирается шесть не очень веселых глав. Зато потом новые краски в повествование вносят Рон Уизли (этот персонаж намного интересней, чем его собрат из фильма) и сам Хогвартс. Там мы узнаем о главном сюжете книги и за одно знакомимся с сюжетными тропинками в следующие романы серии.

Стоит отметить, что в детском романе есть неожиданный сюжетный поворот, что вмиг его возносит над своими собратьями. Но не высоко.

Читать Поттера в оригинале легко. Стиль Роулинг очень прост, к тому же приправлен толикой британского юмора, который понятен ребенку и может порадовать взрослого. С построением сюжета есть небольшие проблемы, небольшая затянутость в начале тому пример.

Диалоги на высоте. Они не мешают, а дополняют портреты персонажей, что, разумеется, идет произведению только на пользу. По началу, конечно, сложновато воспринимать речь Хагрида, но потом привыкаешь (в переводе про акцент Хагрида вообще забыли).

К минусам можно отнести не любовь Роулинг к деталям, которые помогли бы автору избежать многих недочетов при построении мира своего произведения.

В персонажах кроется большой успех произведений Роулинг. Её персонажам можно верить, а для детской книги это очень и очень хорошо. Гарри обычный мальчишка, не герой и не супермен. Может он и превосходный ловец, но других подобных талантов у него пока нет.

Гермиона горделивая и заносчивая девчонка, но её яркий ум позволяет ей видеть свои ошибки и чужие, и не терять голову в трудной ситуации, в отличии от Гарри и Рона. Что касается Рона, то это вечно скептически настроенный ребенок, который является именно той ножкой табурета, которая не даёт ему упасть. Ужасное сравнение, но суть ясна.

Остальные персонажи тоже хороши. Чаще всех мелькает Хагрид. Он обычный добродушный и слегка глуповатый великан. Отдельных слов достоин профессор Снейп (а у нас в переводе Снегг). Этот мрачный тип отлично играет свою роль злого, но по своему благородного учителя.

А вот мир, выстроенный Роулинг, трещит по швам. Самая большая проблема мира это, как ни странно, магия. Магия в мире Гарри Поттера существует ради магии. Хогвартс выпускает уйму магов, а вот куда им податься Роулинг не объясняет. По крайней мере такому количеству магов.

Проблемы адаптации юных магов в обычном мире тоже не раскрыты. Обучение только в начальной школе вряд ли пойдет на пользу маленьким магам, особенно в наше время. Поэтому Роулинг следовало намного лучше расписать сам Хогвартс, чем ученики там занимаются, какие предметы еще изучают.

Об оригинальности произведения можно спорить сколько угодно, но большинство обвинений все-таки обоснованно. Но создания такой игры, как Квидитч многое искупает. Но не все.

«Гарри Поттер и философский камень» знаковая книга. В ней есть и недостатки, но все же, это неплохой роман. За хороший сюжет и превосходных персонажей ей можно многое простить.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое главное при чтении данной книги — отключить критическое восприятие. Тогда и мир, и приключения протагониста захватят и унесут в чудесную страну фантазий. А лучше даже не читать, а слушать. Когда на вопросы не остаётся времени, потому что чтец не остановится, не даст передышку, а сюжет всё летит и летит с немыслимой быстротой к удивительному финалу!

Но если задуматься...

Почему магический поезд отправляется с обычного вокзала? Ведь приходится маскировать не только платформу, но и сам поезд на всём пути. И рельсы, вероятно. Так не проще ли сделать отдельный вокзал?

Почему письма-приглашения на учёбу стали дублироваться, а под конец стали поступать сотнями? Это копии одного письма (кто снимал копии?) или оригиналы? Если бы Гарри взял несколько писем, то он бы получил сразу несколько мест в Хогвартсе?

Почему в Хогвартсе зимой сквозняки, а занятия проходят с нарушением температурного режима? И это величайшая школа магии? Где не могут детям обеспечить комфортные условия учёбы?

И подобные вопросы возникают на каждой странице.

Но лучше их не задавать. Лучше отключить здравый смысл и тогда книга пойдёт на ура!

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редкостный примитив. Крайняя поверхностность и полное отсутствие мыслей. Язык убогий. Имеются некие элементы социальной сатиры — но совершенно неуместные.

Скидки на то, что это детская фантастика, делать не стоит — в хороших детских книгах имеются и мысли, и хороший язык, и глубина. Достаточно сравнить с книгами Носова («Фантазеры», «Незнайка» и т.д.), Эдуарда Успенского («Крокодил Гена», «Дядя Федор»), Кирилла Булычева («Девочка, с которой ничего не случится» и др.), Драгунского («Денискины рассказы»), Астрид Лингрен («Карлсон»), Сельмы Лагерлеф («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»), и множеством других замечательных произведений. Я был очень плохого мнения об одноименном фильме, но, прочитав книгу, понял, что фильм на её фоне — просто шедевр.

Ну, а популярность данной книги — полагаю, дело сугубо временное. Сколько их было, «кумиров на час».

P.S. Читателям, ставящим минусы за отзыв: постарайтесь уважать мнение, отличное от вашего, и не совершать подлости.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не знаю сколько раз перечитывал всю серию, но всякий раз это было великолепное погружение в волшебный мир. Браво, Роулинг, честное слово...ни одна книга, прочитанная мной после серии ГП не смогла хотя бы приблизиться к такому же эффекту

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга и история, давно ставшая классикой. Моя первая осознанная книга в лет шесть была именно Гарри Поттер и философский камень. Лично я имею коллекцию Гарри Поттера в переводе Росмэн и Махаон. Первую книгу я считаю одной из самых лучших в серии. Ведь именно с первой книги (что логично, впрочем) мы начинаем знакомство с Мальчиком, которой выжил и волшебным миром, куда попадает читатель вместе с самим Гарри. Что может быть лучше, чем из скучной жизни в первом классе погрузиться в чтение столь волшебного произведения? Именно с первой книги мы вдаемся в волшебство, которое нам с большей вероятностью понравится и западет в наше сердце на долгое время. На первый взгляд, книга кажется детской, но после после прочтения, я стал понимать, что книга наполнена очень важными социальными проблемами. Это, например, отсутствие семьи, друзей, плохие отношения с преподавателями. Многим кажется, что главное в книге именно магия, но это далеко не так, важнее всего здесь это взаимоотношения между друзьями, семьями и просто людьми. Мы росли вместе с героями, влюблялись, переживали и ждали того момента, когда добро победит зло, когда история Гарри Поттера и Волан-де-Морта придёт к своей развязке. В книге больше мелочей, тех моментов, которых нет в фильме, но и есть конечно такие моменты, которые в фильме сделаны по-другому и ты сидишь и возмущаешься про себя, тогда не было бы так интересно открывать для себя книжную историю, и проживать её немного иначе))) первая часть очень светлая, она у меня ассоциациируется с моим детством.

Что хочется сказать. История о мальчике, который выжил, стала культовой, она будет жить ещё долгие и долгие годы. Но я очень рада, что не проходит желание и все больше и больше хочется пересматривать и перечитывать эту сказку)))

Спасибо тебе Джоан Роулинг, ты подарила нам бессмертную и такую красивую историю. Историю о смелости, упорстве, добре, дружбе и преданности. О Гарри Поттере говорят все в мире волшебников, а о книгах Роулинг говорит весь мир. Это любовь на всю жизнь! Детям и взрослым всегда хочется верить в чудо, и эта книга помогает с головой окунуться в волшебство и в добрые чувства. Историю о необычном мальчике и школе волшебства полюбила еще с детства, а потом «помогла» полюбить и своему племяннику, параллельно перечитывая с ним, и, уже во взрослом возрасте поняла, что ничего в ней для меня не поменялось, я все так же люблю это Величайшее произведение всех времен и народов. Это именно то произведение, которое я бесспорно буду перечитывать сама ни один раз, читать своим детям и внукам. Книга несет в себе очень правильный посыл о доброте, которая всегда во что бы то не стало победит зло, о верности, о любви и дружбе, к тому же в ней много юмора.

Проживаешь все эмоции вместе с героями. Необычно и, что сюжет грандиозно расскрывается в последней части, что заставляет пересмотреть свои взгляды на некоторых персонажей.

Хоть сама часть не насыщена огромными событиями, она все равно привлекает своей загадочностью и увлекательностью. Поэтому я считаю книгу одной из лучших в серии и сборник книг о Гарри Поттере будет отличным подарком без возрастных ограничений.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К моему огромному сожалению, первая книга оказалась абсолютно детской, возраст примерно на +10. И дело даже не том, что это история о детях и их обучении в магической школе, это касается всего, так или иначе связанного с сюжетом и действиями всех участников событий.

Честно говоря, я так до конца и не понял, в чём рецепт успеха книг о Гарри Поттере. По крайней мере, что такого необычного в книгах находят взрослые читатели? По сути, перед нами банальная интерпретация сказки о Золушке, только более расширенная и дополненная. Ещё стоит отметить, что если пытаться как-то логически всё увязать, то это станет большой проблемой, так как некоторые моменты не объясняются с позиции здравого смысла.

Например, почему друзья семьи Поттеров настолько наплевательски отнеслись к судьбе маленького Гарри? Неужели жизнь в семье, которая ненавидит ребёнка и всячески унижает, оскорбляет, издевается, это какая-то необходимость? Помимо этого, почему дети идут в школу в 11 лет? То есть, целых 10 лет судьба сына, геройски погибших родителей за весь мир, никого не волновала?

Я даже не представляю, что испытывал ребёнок живя в подобных условиях, как Гарри. Как ни крути, но в детском возрасте формируется характер, личность, отношение к другим людям, умение общаться с другими детьми. Что могли дать Гарри его, так называемые приёмные родители и двоюродный брат? И это при наличии целого волшебного мира рядом, в котором Гарри вполне обеспеченный ребёнок, в котором есть друзья его родителей и просто порядочные волшебники.

Хватит, наверное, о плохом. Теперь хотелось бы отметить, что хорошего в первой книге цикла. В первую очередь, это сама школа волшебства Хогвартс. Преподаватели-волшебники, которые помогают простым мальчишкам и девчонкам стать настоящими магами. Магические уроки, связанные с самыми разными волшебными предметами. Спортивная игра, которая есть только в Хогвартсе и придумана исключительно автором, не имеющая аналогов в литературе до этого.

Также, не стоит забывать о самих детях. Крепкая дружба, соперничество, первые отношения, неприязнь и даже открытая вражда, всё это станет неотъемлемой частью их новой жизни. Героев много, автор старается их делать непохожими друг на друга, с какими-то собственными чертами и характера, и взглядами на жизнь.

Конечно, это детская книга. Читать любую литературу необходимо в определённом возрасте, когда проблемы героев хоть немного совпадают с читательскими. Ни в коем случае не хочу сказать, что книга плохая. Просто она создана для детей и взрослому читателю будет чересчур сложно отключить логику при чтении.

Оценка: 8
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всем нам, любителям фантастики, знакомо странное ощущение — ощущение того, что где-то совсем рядом, среди обыденной жизни, скрывается настоящее чудо, что стоит только найти волшебную дверцу и за ней обязательно окажется целый мир, прекрасный и удивительный. Отнюдь не всегда он окажется добрым и простым, но ярким и красочным — обязательно.

Могу только позавидовать английским ребятишкам. У каждого их поколения есть свой путь в волшебную страну. У одних это была дверь в стене Уэллса, у других — платяной шкаф Льюиса. А вот у нынешнего поколения — платформа 9 и три четверти.

Да, «Гарри Поттер и философский камень» — книга, несомненно детская, написанная простым и понятным для ровесников главного героя языком, во многом наивная. И, поскольку я читал ее уже совсем взрослым, она не стала для меня такой близкой и родной, как книги Милна или Линдгрен.

Да, в произведении есть довольно заметные натяжки. Мир магов слишком тесно переплетен с обычным миром и поразительная слепота обычных граждан, не замечающих происходящих у них под носом событий, удивляет.

Но, тем не менее, не могу обойти стороной мастерство автора. Джоан Роулинг сумела создать главное для детского автора — волшебный мир, в котором хочется жить, героев, которым хочется подражать и дружить с ними, в конце концов, школу, в которой хочется учиться, и Учителей с большой буквы. Особенно хороши Дамблдор и Хагрид.

В книге есть множество интересных эпизодов — и Косой переулок, и первые волшебные уроки, и знаменитый квиддич и очень эффектная и неожиданная развязка. Но самое главное происходит еще в начале книги. Гарри Поттер делает свой выбор, поступив в Гриффиндор, и этот выбор меняет всю его судьбу и судьбу всего мира.

Пожалуй, эта книга действительно может научить детей многим важным и правильным вещам.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно хотел закрыть этот гештальт дабы понять, на чем зиждется популярность серии про Гарри Поттера, да все никак руки не доходили. И вот, наконец, дошли. И вывод оказался прост – это идеально выстроенная детско-юнешеская книга взросления. А ведь о чем мечтают дети? Правильно, стать взрослыми.

Ну а теперь по пунктам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Главному герою волею судеб плохо живется в приемной семье, однако, вскоре он узнает, что отличается от обычных людей – казалось бы самый банальный сюжетный ход, но он бьет точно в цель, ведь каждый ребенок когда-то задумывается о том, что он особенный. С этого момента маленькому читателю всенепременно захочется почувствовать себя главным героем книги.

2. Будучи среди таких же магов, как он, главный герой также чувствует себя особенным, ведь он победил главного Злодея. Пускай и не помнит, каким образом.

3. Четкое разделение на добрых и злых персонажей. Конечно же ГГ дружит с добрыми , борется со злыми и непременно их побеждает.

4. Интриги и загадки, пускай не слишком запутанные, но присутствуют.

5. Магическая спортивная игра с дурацкими правилами, в которой наш ГГ играет лучше всех с детства. Неважно, что он только что взял в руки помело – он крут по-умолчанию.

6. Финальная битва со Злодеем, в которой ценой титанических усилий наш ГГ побеждает и подтверждает свой статус легендарного мага.

В итоге получается сладко-приторная фэнтези с кучей банальностей и штампов. Однако ж, именно это и нужно подрастающему поколению, которое еще не вкусило фэнтезятины по полной. Вкупе с тем, что книга написана простым и понятным языком, становится ясна ее популярность. И я бы сказал, это очень хорошо, что есть такие книги. Простые, понятные и увлекательные. Ведь школьной программой трудно привлечь подрастающего оболтуса к чтению, а вот такой книгой вполне может получиться.

А лично для меня книга оказалась проходной – не плохой, но и не хорошей. Все-таки она не для взрослых людей. Но, если мои детки когда-нибудь спросят меня: «Папа, а чтобы мне почитать такого интересного и не скучного?», я непременно посоветую им Гарри Поттера.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё уже сказано много раз, отзывов в интернете тысячи, но все же, просто отдельные мысли.

Северус Снейп — сволочь та еще, очень мерзкий тип, даже несмотря на то, что все знают, чем все закончится. Отыгрываться на ребенке за издевательства его уже погибшего отца, к тому же в итоге спасшего его жизнь, — это просто по-детски. Он до того ненавистен главным героям, что ему никто и не думает доверять хоть в чем-то, что ставит жизнь детей в опасность. При этом обожает Малфоя, хотя даже идиоту понятно, что тот идиот, а потакая его идиотизму, он делает его еще большим идиотом с завышенным самомнением, который вообще не понятно, как сдает экзамены у остальных учителей.

Остальные учителя вообще никакие, и как только родители отдают в эту школу своих детей? Макгонагалл тоже всех зашугала, стоило ей быть более доверительной, доверились бы и ей, а не постоянно бы размышляли в духе «она нам все равно не поверит». То же касается и Дамблдора, любителя секретиков. Макгонагалл так вообще ко всему прочему наказала Гарри за то, что Малфой рассказал ей о драконе, и она решила, что Гарри это придумал, чтобы спровоцировать Малфоя на нарушение правил (sic!), просто вдумайтесь.

Как вообще принимают на должность учителя? Квиррелл трусливый заика (на вид), но преподает защиту от темных искусств, его даже никто не проверил, а всего-то следовало снять тюрбан или спросить у его однокашников, он же намеренно заикался, во время учебы же подобного не было; при этом сам Снейп его подозревал, но почему-то дальше болтовни дело не пошло. Аргус Филч так вообще садист больной, его бы в Азкабан на недельку для профилактики. Учитывая, что ученики проводят в школе большую часть года, стоило бы организовать всё немного получше, усилить безопасность, например (философский камень был спрятан за кучей ловушкой и загадок, одна из них — дверь, которую нельзя открыть алохоморой, так почему бы также не заколдовать дверь к Пушку, и чтобы ключ всегда находился у Дамблдора? Камень из зеркала может достать только тот, кто не желает его для себя, а почему Дамблдор не заколдовал его так, чтобы камень мог взять только он сам?)

Отправить детей в Запретный лес — это вообще верх идиотизма, особенно с Хагридом, которому вроде как колдовать запрещено, а остальные тупо не знают боевых заклинаний, а ведь в лесу бродит неизвестный, убивающий единорогов! Сразу бы сражаться с драконам их отправили, чего уж мелочиться.

Совершенно мне непонятно остается абсолютная неосведомленность будущих учеников о том, что их ждет. Они понятия не имели о Распределяющей шляпе, никто вообще не знал ни одного заклинания или хотя бы название, учитывая, что у того же Рона четыре старших брата там учились/учатся (хотя они шутили об испытании, но у него ведь и родители есть), а Гермиона перечитала кучи книг. Вообще никакой подготовки до 11 лет? Серьезно? Они хоть о существовании магии знали до этого?

Гарри сам по себе очень мэрисьюшный: мальчик, который выжил; Волдеморт не может к нему прикоснуться; талант к полету на метле (как итог, самый молодой ловец в истории); у него мантия-невидимка (которую он как-то забыл на крыши, наверное, и бузинную палочку забыл бы) и крутая метла; неплохой счет в банке.

Итого: 9/10. Пусть много огрехов и явно детский сюжет, всё по большей части довольно выверено и атмосферно, мир не то чтобы особо оригинальный, как и персонажи, но их взаимодействие друг с другом выглядит органично, дополняя общую конструкцию произведения. Некая наивность иногда сбивает с толку, как и волшебный мир, в котором полно проблем, по большей части, как кажется, из-за неорганизованности и несерьезности отдельных людей, выглядящих несколько карикатурно, мультяшно, что, в общем, не удивительно, учитывая возрастную направленность. Зато персонажи довольно легко запоминаются, у каждого есть выделяющая его особенность, положительная или отрицательная. Дальнейшая история почти всем довольно известна, но вот именно эта книга как некая проба пера, броский и яркий набросок с множеством деталей, которые при этом все еще нечетко обозначены, и раскрыться им только предстоит в дальнейшем.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Серия о Гарри Поттере — удивительное явление. С появлением этой серии я влюбилась в ее персонажей и стала фанаткой вселенной, будучи одногодкой с главными героями. Конечно же моей фавориткой была зубрилка Гермиона, и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, как вместе с ней я углублялась в учебники, желая узнать всё отовсюду во всех подробностях. Но, в отличие от вымышленной героини, мне не чужды были чисто интуитивные и экстатические вещи помимо сухого рассудка, я могла верить и в гороскопы, и в предсказания, как в рациональные системы. Только в магию — не очень, даже если принять условие о существовании специального министерства, которое только тем и занимается, чтобы никто магию из обычных людей не замечал. А только вот никто из нас письмо из Хогвартса не получал, хотя и очень хотел.

Спустя двадцать лет моё мировоззрение резко сменилось. Никакие гороскопы и экстрасенсорика не могут замусорить моё сознание наравне с желанием скрупулезного рассеяния по всем предметам сразу. Теперь я знаю, что магия существует и что её в упор никто не видит, хотя никакого министерства и впомине не существует. Звучит этот взгляд довольно бредово для мира, побежденного материализмом, на котором хочет удержаться вся современная научная мысль. Но скажу я совершенно удивительную вещь: аннотация к первым изданиям так и звучала: «Магия существует». И Джоанн Роулинг создала мир, в который погружаешься и веришь, не желая покидать стены Хогвартса вместе Гарри Поттером, чтобы вернуться к его родственникам, которые просто маглы из маглов — те самые обычные люди из среднего класса, интересы которых фокусируются вокруг материальной обеспеченности, еды, сериалов, путешествий и чередования рабочих будний с выходными, в которые отсутствует религиозная жизнь.

И тут-то и скрыта важнейшая правда. Мир материалистов настолько стал иллюзорным, что и сам почти что магия, атеистическая такая и технически обусловленная. А хотелось бы всего этого сверхъестественным путем, и желание чуда очень сильно. Так вот то, что описывает Роулинг как магию — действительно она и есть, и, возможно, именно поэтому люди чувствуют, что этот мир и существует, просто не прилетела сова с конвертом. И я скажу вот что: чтобы увидеть все так, как есть, придется быть религиозным человеком и вспомнить вовсе не про инквизицию и ее отношение к ведьмам, а то, что Церковь всегда считала магией — договор с нечистой силой.

Первая книга о Гарри Поттере как раз об этом и повествует, и заключение договора этого поставлено на конвейер очень умным, практически индустриально-фрейдистски, обоснованными методами. Начинается все с того, как маленький Гарри становится сиротой, и его воспитывают его тетя и дядя. Тетушка приходится родной сестрой погибшей матери Гарри, только вот она в детстве, в отличие от сестры, письмо в школу колдовства не получила, поэтому родители по-особенному относились не к ней, а к юной волшебнице, растущей в доме. Зависть породила особое отношение к отпрыску сестры, вернее к собственному отпрыску-одногодку. Тот стал получать все чудеса этого мира по материальным законам, так что стал не в меру избалован и закормлен. Гарри же пришлось жить в чулане и довольствоваться обносками двоюродного брата. Ясное дело о волшебстве он ничего не знал и, как и любой магл, узнает о школе колдовства только когда получает письмо.

Эпизод раскрытия мира волшебников предлагается в виде фееричного шоу о том, как круто быть волшебником, как удачно — получить письмо и какая это завидная судьба (подыграла тетушка с комплексом своей зависти). Договор почти заключен. Остается ещё кое-что — особое указание на избранность. Маглы выделены тем, что не должны иметь способностей к магии вообще, дети из семей волшебников — подтверждают этим чистоту крови, а Гарри Поттер избирается звездой в мир магии. Отказаться оказывается невозможно. Обман разыгрывается в поколениях: в одних через безбожие и отсутствие чудесного в жизни напрочь, в других — через кабалу магических правил. Отыгрыш дарований совершенно честно происходит в особом эмоциональном состоянии — агрессивном поведении, злости и страхе. Что-то «чудесное» при этом происходит неосознанно, а значит, вообще и не та магия, которую нужно выучить и натренировать. Всё очень сильно совпадает с действием тех самых, не упоминаемых бесовских сил, которым не чуждо хулиганство и которые вызывают жуткий страх или агрессивность, а также особые состояния уныния.

Раскрытие волшебного мира всё это подтверждает: волшебника выбирает палочка, а не он палочку; более успешный и сильный волшебник — тот, который наиболее сумасшедший в своем дурачестве (Дамблдор), либо тот, кто наиболее злобен (Волдеморт). Поездка в школу сопровождается нагнетанием жуткой атмосферы, а сама школа — это среда хоррора с обещанием травм и встреч с неведомыми чудовищами. Первоклашки проезжают на лодочках сквозь темные туннели, выходящие в подземелья замка всего один раз за школьную жизнь, то же можно сказать о приключениях с монстрами, удобно распределенными по разным курсам вместе с основным жутким приключением года. В первый год Гарри Поттеру предстоит встреча с Волдемортом в виде Квирина. Так зовут и учителя, и одновременно античного бога войны (Марс ведь был невероятно красный), сопутствующего своими атрибутами двуликому Янусу, который очень в тему бог начал. Да, очень интересна связь как с античной мифологией, так и с европейскими традициями праздников в Британии, но на этот раз я не рассеивалась на исторические экскурсы в историю гностики с ее астрологией и алхимией, в мифы и культурный фон, а смотрела с педагогической стороны.

И он таков, что главные герои тем больше маги, чем больше они хулиганы, нарушающие правила, призванные устрашать школьников погибелью. Гарри Поттер, вызываясь в конце на финальную встречу с величайшим злодеем современности, произносит совершенно истерическую речь с вымыслом о том, что Волдеморт уничтожит и саму школу, из которой постоянно устрашают исключить нарушителей. Как будто это так плохо. В противостоянии этой угрозе добродетелями героев книги становится вранье во имя нарушения правил (а не дружбы, как может показаться), обращение к мечтательности или желанию возмездия за прошлое, победы над врагом в виде провокационного вызова. Даже остальные факультеты хотят не выиграть кубок школы, а чтобы его не выиграл победитель — это такая же бредятина, как и «волшебный потолок», показывающий небо таким, какое оно снаружи. Не волшебник ли страны Оз этот потолок «наколдовал»? Не та же ли лажа связана с тем, что колдовать за стенами школы запрещено? Может потому, что территория Хогвартса — логово бесов, играющих свои роли по захвату детей?

Знаю, это звучит так, как в «Детях против волшебников» — по-церковному патриотично. Но у вымышленного греко-российского автора был явный стёб и не раскрыто, что под воздействие попадают не только новоиспеченные волшебники, но и маглы их семей. И тот факт, что семьи эти — семьи материалистов не случаен. Они тоже в результате вожделею не здорово пищи, а неимоверного количества сладостей, не реальных благ и настоящей жизни, а образа жизни и формальностей, богатства в виде преходящих ценностей. И даже здесь мир магии предлагает как будто что-то настоящее — древнюю систему денег, курс монет из ценных металлов которых явно основан на весах и соответствии цен на металлы. Но за это настоящее богатство предлагается покупать атрибутику для игры с дьяволом. И никому невдомек, что воля человека и его знание не производят ни одного чуда — мир духов остается невидимым, и только «полтергейст» Пивз честно напоминает о нём читателю, демонстрируя эталонного беса. Но маги тем и волшебны, что абсолютно слепы к этому и нереально надменны в своём героизме и пафосе атрибутов.

Я даже не знаю, считать эту книгу отвратительно вредной или удивительно правдивой. Без понимания духовной жизни она вредна, с пониманием — бесполезна и бессмысленна, как и любое развлекательное чтиво. Она хороша по структуре сюжета, по продуманности образов, даже по психологичности и прекрасным диалогам детей. В ней продуманы и вселенная, и взаимосвязи персонажей, интересны ссылки на явления реальной истории и мифологии. Но... Вспоминая собственную одержимость волшебством, я бы не рекомендовала эту книгу никому, особенно детям.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень не люблю писать рецензии на книги, о которых уже сказано, казалось бы, все, что только можно (и нельзя) сказать, которые обсуждались и обсуждались тысячи раз самыми разными людьми с самых разных точек зрения. Но написать хочется. Не про сюжет, не по героев, а просто про мое отношение к книге.

Я тот самый человек, который может сказать, что «Гарри Поттер» — это его детство (потом и юность, и вот уже взрослая жизнь). Чуть ли не пол жизни я ждала то новую книгу, то новый фильм. Герои, места и события волшебного мира стали неотъемлемой частью веселой жизни. Не удивлюсь, если всякие имена, заклинания, определения и даты я знаю уже лучше, чем сами герои книг — они-то не перечитывали одно и то же десятки раз С:

А с первой книгой любовь к произведению только-только начиналась. Совершенно новые и незнакомые герои, удивительные места и невероятные события. Все так логично вписывалось в наш реальный мир, что к своему одиннадцатилетию я реально ждала сову. Но она не прилетела :С Пришлось довольствоваться чужими приключениями.

Помню, что тогда, после первого знакомства мне очень понравились и чудаковатый Дамблдор, и строгая МакГонагалл, и вся троица Гарри-Рон-Гермиона — они были таким милыми и такими неидеальными, такими живыми и особенными. И, конечно же, многие загадки так и остались загадками на тот момент. Почему выжил Волан-де-Морт? Почему Снейп так ненавидит Джеймса Поттера? И почему Дамблдор не смотря ни на что так верит Снейпу?

Что ж, окунемся и дальше в мир волшебства и приключений? С:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх