fantlab ru

Джим Томпсон «Побег»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Побег

The Getaway

Роман, год


Издания: ВСЕ (2)

Побег
2000 г.

Издания на иностранных языках:

The Getaway
1958 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю ознакомление с творчеством Джима Томпсона, легендарного классика американского нуара. Ранее были прочитаны «Убийца во мне» и «Дикая ночь». Романы у него почти все короткие, печатались изначально в тех самых 50-центовых мягких обложках. Да к тому же и весьма увлекательные, но при этом на удивление психологичные для казалось бы низкого жанра. Не в пример какому-нибудь Спиллейну, который, при всем к нему уважении, писал довольно простецкие «крутые детективы» с примесью приключений. Томпсон не такой – у него, при всем обилии действия, очень много уделено мыслям, эмоциям и прочему внутреннему миру персонажей, которых он подчас умудряется ярко охарактеризовать, затратив на это минимум слов.

Роман «Побег» (имеется в виду, если что, не побег из тюрьмы, а отход с места преступления с отрывом от возможной погони – как правило на автомобиле, см.также специальный термин getaway car) был экранизирован, подобно многим другим произведениям автора. Причем аж дважды, в 1972 году, и в 1994. Оба фильма я смотрел до прочтения книги, и должен заметить, что отстоят от первоисточника они достаточно далеко. Хотя общая фабула сохранена: матерый бандюга Док Маккой благодаря помощи своей жены Кэрол досрочно выходит из тюряги и должен провернуть крупное дело по ограблению банка на четверть миллиона долларов, чтобы рассчитаться за услуги с влиятельными людьми. Операция проходит не совсем по плану, образуются незапланированные трупы, да и подельник Руди оказывается ненадежным психопатом. В результате, супруги Маккой вынуждены пуститься в бегство, став самыми разыскиваемыми преступниками в стране, да вдобавок их еще и преследует недобитый отморозок Руди, жаждущий мести.

При этом в обеих кинокартинах выкинута большая часть предыстории, удалено множество второстепенных персонажей, полностью и тотально изменен финал, зато добавлена большая сюжетная линия о ТРЕТЬЕЙ погоне за главными героями, помимо полиции и бывшего подельника, что способствовало куче дополнительных сцен экшена.

Большая часть действа – дорожная история, т.к. герои должны постоянно находиться в движении, чтобы скрываться от погони. В отличие от фильмов, много внимания уделено психологическому аспекту, размышлениям героев (на короткую книжку у нас аж три POV-персонажа: Док, Кэрол и Руди). Меланхоличные сцены путешествий «кораблем, поездом, автомобилем» периодически прерываются взрывными вспышками ультра-насилия, где под раздачу попадают в т.ч. и ни в чем не повинные мимокрокодилы.

Особенно сильной мне показалась последняя глава про «курорт» для беглых преступников в Мексике и царящие там обычаи. На самом деле, история столь самодостаточная, что могла бы быть отдельным рассказом (возможно, и задумывалась автором именно так изначально). Душная и липкая, почти сюрреалистическая атмосфера кошмарного сна наяву, из которого невозможно вырваться потому что именно к «вот этому вот всему» ты и стремился. Не нравится? Ваши ожидания – ваши проблемы. Финальный диалог Дока и Кэрол тоже блестяще написан.

Читал на русском, издание 2000 года – перевод неоднозначный, местами со странными, кривыми и старомодными оборотами, но вроде без совсем явных косяков. Для дешевого русского издания доинтернетной эпохи даже и неплохой, может быть.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх