FantLab ru

Стивен Кинг «Нужные вещи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
2247
Моя оценка:
-

подробнее

Нужные вещи

Needful Things

Другие названия: Самое необходимое; Необходимые вещи

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 138
Аннотация:

В городке Касл-Рок появился новый магазин — «Нужные вещи». И, надо сказать, заведение вполне соответствует своему названию: каждый житель городка находит здесь то, о чем прежде мог только мечтать, что дорого только ему. Хозяин магазина — загадочный мистер Гонт — готов расстаться с ценными товарами за незначительную цену: чтобы осуществить мечту, покупателю нужно просто сделать для продавца маленькое одолжение.

Входит в:

— условный цикл «Гейтс Фоллз»

— условный цикл «Касл-Рок»

— условный цикл «Дерри»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга


Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1991 // Роман

Экранизации:

«Нужные вещи» / «Needful Things» 1993, США, реж: Фрейзер Кларк Хестон



Похожие произведения:

 

 


Необходимые вещи
1993 г.
Нужные вещи
1993 г.
Необходимые вещи
1995 г.
Необходимые вещи
1996 г.
Самое необходимое
1997 г.
Нужные вещи
2002 г.
Нужные вещи
2003 г.
Нужные вещи
2007 г.
Нужные вещи
2010 г.
Нужные вещи
2010 г.
Нужные вещи
2015 г.
Нужные вещи
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Needful Things
1991 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор весьма занимательно описал на сколь многое готовы идти люди ради своих потаенных желаний. Но ещё более красочно вышло описание ухищрений, на которые эти личности способны в целях сокрытия постыдных поступков. И тут нет границ, нет черты, которую они не способны преступить. Жаль, но такова ситуация и с нашим обществом — недозволенное переходит в сферу обыденного, бессовестность и отсутствие приличий — новая религия.

Выбор городка, сделанный Гонтом, на мой взгляд очевиден — в мегаполисах люди искушенней, а акулы, кружащие вокруг них, сожрут этого «демона» и не поморщатся. Он был вытеснен из многомиллионных центров прогрессом, его товар будет лишен там возможности произвести революцию, очернить что-то благое в сердцах обывателей. Да, в этом так же прослеживается недостаток нашего общества, повидавшего на своем веку величайшие и наихудшие вещи... мы перестали удивляться...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман сей прост по идее, но шикарен по исполнению. В очередной маленький американский городок заезжает сам враг рода человеческого, неупоминаемый вслух нечистый дух и начинает соблазнять людей разными ненужными безделушками.

Но цену, подлец, просит вполне высокую и не в долларах, причем не откровенно — тупо: «Отдай мне свою душу». Нет все чуть-чуть похитрее. Хотя сообразить, что к чему, смог бы и ученик первого класса церковной школы.

Но вот американцы, они такие американцы — здесь автор великолепно изобразил не только их поведенческую, но и внутреннюю сущность.

Однако сам автор тоже американец, поэтому допустил наличие праведника, без которого не стоит и американское село.

Правда, праведником автор выбрал представителя профессии, перед которой «поздний» Кинг в отличие от раннего испытывает пиетет. Это конечно ДОБЛЕСТНЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ПОЛИСМЕН! И которого, в отличие от креста, нечисть весьма побаивается.

В общем отлично написанный бытовой роман с мистической основой и с правильным осуждением культа потребления.

Ps. Я читал книгу в переводе Курляндской, издательство Тимур. 1993 год. Очень и очень литературно сделан, рекомендую.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где то я читал, мол, Нужные вещи первый роман, который Кинг написал избавившись от зависимости к различным порошочкам(нет ребят, не стиральным) и жидкостям. И, чесслово, лучше бы он от неё не избавлялся, но обо всем по порядку.

Что мы имеем: занюханный городок в глубинке, где у каждого свои грязные секретики, главный, ну условно главный, герой-шериф переживший трагедию-потерю родных(привет билли(дэнбро)), таинственный новый магазинчик, который открыло нехорошее создание, жаждущее забрать вашу душу(хорошо что не кровь).

И тут «постоянный» читатель усомнится: хммм, где то я подобное уже видел. Да Кинг здесь не решает бросаться в эксперименты, но использует отработанную формулу, отработанную много, много, действительно много раз. И ты такой думаешь — ну дядька Кинг уже наловчился в этих штучках, авось, чего выдающееся выкинет. Хотелось бы...

Концепция, точнее идея, прослеживающаяся на протяжении всего романа хороша, тут старик не подкачал. Бессмысленная жажда накопления, и его привязанность к (не)нужным вещам, общество потребления до добра не доведет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как это и случилось с жителями того мухосранска(пардоньте, не припоминаю как он звался), которые по отдавали свои бессмертные душеньки за всякий хлам
Так же забавно было наблюдать за разборками местных религиозных фанатиков, даром что все христиани, которые, по моему, из без руки диавола начали бы друг другу глотки грызть.

Так же, как всегда у «мастера» хорошо прописаны бытовушные моменты, все эти отношение между персонажами(коих великое множество) будь то любоф али ненависть, все они весьма правдоподобны, как и сами персонажи.

Вот ещё хорошее изречение от седа вспомнилось«призрак этот не мертвый, который не может упокоиться, но тот кто не может оставить прошлое и живет только им» это приблизительно, читал уже давненько.

Помимо этого радует наростание конфликта, где простая неприязнь жителей друг к дружке превращается в желание убить, и приводит к геноциду, что ли, городка. В этом Стиву, конечно, не откажешь, вот уж где он мастер.

На этом все хорошее в принципе заканчивается, все прочее(в частности диавол) вызывает недоумение, возмущение и усмешку.

Расскажу подробнее: после того как я дочитал книгу, я с просил себя — что это было?!... и право не смог сформулировать ответа.

Антагонисты, вот эти парни с того света-той стороны добра и зла -луны-чего бы то ни было-ещё у Кинга не всегда хорошо получались, признаемся честно, так же как и финальное столкновение двух лагерей, и если, скажем, сюрреалистическая битва неудачников с оно, в Оно(хехе), с лихвой оправдывалась буквально всем остальным, здесь же этого нет и оправдать произошедшее здесь нечему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
просто какой то коп сказа — диавол изыди!!!, и полохнул его благодатным!! огнём из руки, и отжал у него чемодан с душами!!!!! после чего черт вспрыгнул на летающую повозку(сказав — я вам это припомню), запряжённую лошадьми!!! и скрылся в ночи, полетев в другой город.! Чувствуете липкость этого бреду?

Всё же прочее, все эти историйки надломленных людей, слишком муторны и, право же, не особо заслуживают внимания, так же как и вся книга.

Вот Кинг мог лучше, я и ожидал лучшего, но есть что есть... Не буду рекомендовать это никому, лучше почитайте Бесов)

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чёрная комедия об американском обществе потребления, в обычном провинциальном городке, где у каждого могут быть свои скелеты в шкафу — великолепно! Сюжет развивается поначалу неспешно, при этом читается легко, но к середине раскручивается в захватывающий круговорот событий. Правда смазанная концовка немного расстроила.

Особенно радует оригинальный образ главного антагониста, который манипулирует людьми их тайными желаниями. Всё описано очень кинематографично и эпично. А некоторые моменты ещё и комичны, например дуэль на ножах или встречающиеся пули. С каждым разом убеждаюсь, что мне нравиться чёрный юмор Кинга.

На мой взгляд, это один лучших романов Писателя.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочется ругаться матом. Опять эта концовка. ОПЯТЬ ЭТА КОНЦ...

Ладно, по порядку.

Увлекло сразу. Понравилось. Очень кинематографичный роман. Типажи, в общем, стандартные, и я выудил из памяти полюбившиеся образы героев с экранов (например, шериф и Полли — из «Очень странных дел»). После чего читать стало еще интереснее. Но потом

(ЧЕРТОВА КОНЦОВКА КИНГ ЗАЧЕМ СКАЖИ МНЕ ЗАЧЕМ)

я осознал еще раз и закрепился в мысли, что Кинг пишет слишком

(надоедливо)

одинаково. Однообразно. Типично. Ничего нового.

Герои вышли немного туповатыми и КОНКРЕТНЫМИ в своих подозрениях. Поцарапали тачку? Значит, тот-то. Истоптали клумбу? О, это сделала та! Очень нарочитые, в общем, персонажи. Хотя можно списать всё на деяния Гонта, ибо шериф Алан остался же нормальным. При этом

(АААААА ЭТА ЖУТКАЯ КОНЦОВКА!!!11)

некоторые сюжетные линии удивили исходом. Как, например, случай с Брайаном Раском.

Вообще, Гонт напомнил Хлестакова из «Ревизора». Такой же махинатор. Это читалось бы еще интереснее, задействуй Кинг побольше психологии. И психологии потоньше.

Не понял, зачем нужно было разносить город. Вообще, моя главная претензия — убийство какого-никакого реализма. Вот как мистическая составляющая была лишней в «Терроре» Симмонса, так она кажется лишней и здесь. А фишка со снами и голосами в голове уже набила оскомину.

Теперь по концовке: один вопрос — ЗАЧЕМ? Какие змеи, какие цветы, какие снопы света? Это вот все зачем? Где предпосылки к такому повороту событий? Ружья, крючки? Как такое пришло в голову к шерифу? Как он допетрил до того, чтобы перенести фокусы на борьбу со злом? Ой, не могу, как же меня это взбесило.

Нет, роман-то отличный. Если б не последние 30 страниц. Так все лихо закрутить, так сжать пружину развязки, устроить такое месиво! Тут вам и массовые побоища, и убийство за убийством, и врезавшиеся друг в друга пули, и уничтожение города (вспомнил последние главы «Ста лет одиночества» Маркеса). И чего только нет. И так тупо взять, достать боженьку из машины и убить все то, что так тщательно было взведено...

Тем не менее, читал с интересом и очень ждал, чем же все закончится.

Да, кстати, об эпилоге — и что дальше? Смысл борьбы, если Гонт смотался в новый город? Что будет дальше? Планомерные локальные апокалипсисы? На мой взгляд, последняя схватка прописана очень невнятно и абстрактно, сумбурно. Какие, нафиг, кареты? Почему Алан был так спокоен? Ведь беда, как и «Оно», может вернуться.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю произведения Кинга, но этот роман почему то меня разочаровал. Вначале сюжета был очень заинтригован, а затем всё скатилось к однообразию, всё как-то наивно и очевидно, нет загадки! И в конце конечно же полицейский спасает мир, ну реально уже 100500 таких сюжетов было и в книгах и в фильмах! Какие-то сверхспособности у простого человека в конце, вообще ересь какая-то. Тема дьявола невольно на протяжении всего романа наводила мысли на «Мастера и Маргариту», после чего становилось как-то грустно, от «пустоты», «простоты» дьявола Кинга. Тема не раскрыта:) Всё слишком поверхностно, по-голливудски что-ли...

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Танец злобного гения

На страницах произведения —

Это игра, без сомнения,

Обреченных ждать поражение!»

Фаустовский роман «Нужные вещи» органично вписывается в условный цикл Кинга под названием «Касл Рок». Здесь вас ждет информация о том, что стало с Тадом Бомонтом из «Тёмной половины», с Аланом Пэнгборном оттуда же. Так же вы прочитаете немного о Куджо и папаше Мерилле из «Солнечного пса». Здесь же Туз из «Тела». Связи эти зримые, какие-то достаточно важные (Алан Пэнгборн), какие-то почти незримые и незначительные. Как ни крути, а «Нужные вещи» стоит читать после обозначенных книг, чтобы творчество Стивена Кинга выстраивалось в одну большую картину.

В плане сюжета данный роман приятно удивляет. В небольшом городишке происходит рядовое событие — открывается магазин со странным названием «Нужные вещи». Однако жители относятся к этому отнюдь не по рядовому. Вокруг открытия магазина крутится настоящая магия — кто зайдет первым, что купит, что узнает о владельце магазина. Наверное, всё это специфично для маленьких городков, нам, жителям крупных остается лишь читать и представлять это. Владелец магазина сразу же кажется каким-то необычным, таинственным. Однако, его влияние настолько велико, что жители Рока не сразу это понимают. Для них это болезненный, тяжелый процесс. Нам же, читателям, открывается картина постепенно через события, которые происходят с горожанами. В итоге «Нужные вещи» — огромный паззл, состоящий из сотен и тысяч деталей. Кинг уже прибегал к подобным методам повествования («Противостояние» и «Оно», например), но именно «Нужные вещи» можно смело назвать удавшимся образцом.

Герои тут тоже подстать сюжету — колоритные, интересные, сильные. Алан Пэнгборн — добрый коп, которого терзает прошлое, но и настоящее у него складывается не лучшим образом. Полли — чувственная женщина, мучимая артритом. Её жизнь покидала из огня да в полымя, но это не заставляет Полли стать жесткой и злобной. Тем интереснее дама по Вильма Ержик. Вот от кого жуть берет! До чего же она вредная и отвратительная. А вот Нэтти Кобб словно вышла со страниц «Розы Марена». Но и она тут к месту. Лилэнд Гонт — это ещё один образец, до которого не дотягивает всеми восхваляемый Рэндалл Флэгг. Этот самый Гонт так орудет, так врачует людскими душами, что становится по-настоящему жутко. Лиленд настолько силен и мрачен, его игра с людьми, словно с марионетками... Он тот же игрок и интриган. Да-а-а. Умеет Кинг создавать образы. Именно поэтому в качестве эпиграфа к отзыву я использовал слова группы «Король и Шут» к песне «Танец злобного гения». Редко позволяю себе подобное, но здесь без них не обойтись.

Язык у Стивена как всегда хорош. В этот раз в романе не так уж много ссылок (камень в огород «Оно»), что радует. Главы не слишком длинные (снова привет «Оно»). Сам же объем книги в самый раз (около 1400 электронных страниц, в «Противостоянии» же их под 2900, в «Оно» — 2400). И если вам покажется, что сюжет вялотекущий… Что ж, желаю вам дочитать хотя бы до половины, вот там начнется тот драйв, от которого уже не оторваться.

Заключение: роман о пороках, роман глубокий и интересный, сперва он кажется несколько непонятным и сумбурным, но ближе к середине приходит понимание, приходит действие и хочется читать дальше и дальше. Одно из самых лучших крупных произведений Кинга. Для меня «Нужные вещи» становятся в ряд с «Дьюма-Ки», «Возрождением»,

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка — за язык и стиль, очень ложится мне писатель Кинг на душу. А вот если оценивать идею и отвечать на вопрос «о чем?» , то это как раз недостающие два балла. Но может и не было у автора намерения сразить читателя новизной в раскрытии пороков человеческих? А вот поразить своим умением писать об этом, может и было. Если попытаться пересказать прочитанное, то не так много времени и слов для этого нужно, а написано немало и читается это захватывающе!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом магазине вам предложат саму нужную вещь, а вот ощущения вы сами себе создадите. Дьявол играет на ваших слабостях свою песню и не обманывает вроде, а вот плата похоже будет взята не деньгами, а душой. Масштаб уничтожения населения городка в США и количество людей умерших поражает. Главным героем будет полицейский, хотя и остальные персонажам не статисты, а проблемы у всех разные.

Роман захватыва т странно не спёртых строк, но потом события набирают силу. Почему мы такие ужасные и не верим окружающим, наверное человечество всегда будет падко на такую халяву и где вновь появится человек бродячий торговец с уникальным товаром для всех.

Качественный роман, как и многие работы автора. Не является коротким, разделено на три части. Завязка, кульминация и развязка. Стиль приятный и есть иллюстрации в виде писем одних жителям другим. Читала в электронном виде, а могу вам его рекомендовать.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«У каждого человека есть свои слабости и часто это самое интересное в нем» (с).

Вот именно на этих слабостях и построена вся наша жизнь и тому, кто умеет ими пользоваться, как говорится – и карты в руки. Сюжет романа по сути своей прост – в маленьком городке открывается новый магазинчик, где торгует разными вещичками, приезжий незнакомец. Но как торгует! Вы обязательно найдете то, что вам нужно, внесете символическую плату, а остальной платой будет, со слов продавца – маленькая невинная шалость…

И тут когда покупателей с каждым днем всё больше, все эти невинные шалости превращаются в ужасные вещи. Люди раскрывают себя со всех сторон, в них просыпаются их низменные инстинкты. И начинается вакханалия…

Это далеко не первое прочитанное произведение у С.Кинга, я знаю, какой он мастер человеческих душ. И этот роман не стал исключением, все персонажи прописаны очень добротно. Поступок каждого ясен и понятен, так как показан мотив, который к нему привел. Подобно пружине сюжет плотно закручивается, а потом беспощадно выстреливает.

Было уже много хвалебных и объемных отзывов, присоединяюсь к тем, кому роман пришелся по вкусу. Значит, в нас еще не всё потеряно и есть надежда, что в ответственный момент мы устоим перед искушением от Лиланда Гонта.

После прочтения книги пересмотрела фильм «Нужные вещи», освежила так сказать в памяти. Если рассматривать фильм не как экранизацию, а отдельно, то получилось неплохо. А если учесть все отклонения от книги, то, как я уже и говорила – читайте оригинал.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга -оружие! От и до разложена нехорошая человеческая сущность: алчность,жадность,зависть,ненависть и т.д. Наверняка каждый читающий х

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оть на минуту представлял себя на месте покупателя в том самом магазине,и думал о том чтобы мистер Гонт предложил именно ему.
Это же просто руководство для интриганов и провокаторов,или предостережение?А был ли вообще Мистер Гонт? Может он просто сидит в каждом из нас и ждет своего часа,чтобы когда нибудь зажечь неоновую вывеску с надписью«Необходимые вещи»? Неожиданно глубокий психологизм и драма замещают мистику и хоррор,-это интересно.Фильм категорически не смотреть до прочтения книги!
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман поначалу кажется скучным. Я читал его сразу после шедевров Кинга в стиле ужасы. А тут начинается бытописание жителей маленького американского городка. Скучно. Но, чем дальше , тем сюжет затягивает тебя все сильнее и сильнее. И понимаешь, что вот эти самые мелочи и бесконечные подробности и составляют ту прекрасную и неповторимую атмосферу романов Кинга. Люди получаются живые! Со своими проблемами, фобиями, мечтаниями и чувствами.

И книга на глазах оживает! Действия, происходящие в ней- реальность!

Начинаешь сопереживать героям, любить и ненавидеть их. Кинг- мастер описания человеческих душ и переживаний. Поэтому, он великолепно уловил и описал жизнь всего городка. И интрига получилась замечательная. Как из-за каких-то мелочей, добрососедские отношения превратились во вражду и ненависть. Снаружи все улыбаются и предлагают помощь, ва внутри- «человек человеку-волк». Как мало нужно сделать, чтобы стравить между собой добрых соседей.

Отличная книга.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чуть ли не самый мрачный и человеконенавистнический роман Кинга. Нигде больше род человеческий не предстаёт таким жалким, ничтожным и позорным, чем здесь. Если только без споров принять одну-единственную царствующую в «Нужных вещах» условность — люди не хотят и не будут разговаривать друг с другом с целью решения проблем. Они скорей выстрелят в обидчика из дробовика или выпустят ему кишки, чем хотя бы постараются высказать ему претензии и решить проблему не в радикальной форме. Это главная, да и единственная серьёзная претензия к книге. В наше время, с массовым распространением мобильной связи, подавляющего большинства из описанных здесь трагедий попросту не произошло бы. Но в целом паутина интриг и подлых замыслов пугает не на шутку, да и в наше время злобный трикстер нашёл бы способ вывернуться и испортить людям жизнь.

А во всём остальном — прекрасен ужасный образ Чёрта-Сатаны, приятна встреча со старым знакомым по «Тёмной половине» шерифом Касл-Рока, завораживает картина кучи бедствий, захлестнувших город и так далее. Хроника фактической гибели Касл-Рока удалась на отлично. Кинг похоронил свой любимый литературный город громко и с помпой.

P.S. Ни в коем случае не вздумайте читать эту книгу ДО «Куджо».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, конечно, шикарный.

В очередной раз восхищаешься, как не ленится Мастер рисовать даже проходных персонажей — как живых людей, с биографией и душой — какая бы она не была.

Как даже самый мерзкий персонаж в каких-то отблесках — Человек, которым мог бы стать, если бы не.

Но — читать очень тяжело. Не потому что скучно — по строчкам летишь легко и быстро, а потому что, когда понимаешь, с какую сторону движется действие — не хочется этого читать. Как всегда у Кинга — люди, из которых поперло наружу все самое мерзкое (а Большое зло не создает эту мерзость, а лишь прокладывает путь для выхода наружу) могут быть страшнее любых монстров.

Основная концепция — здорово напоминает «Жребий Салема». Хотя вроде бы никаких вампиров.

Очень хорошо показана внутренняя борьба персонажей — оставшегося здорового — с нарастающим больным.

В общем, отличная книга — но теперь нужно срочно почитать что-нибудь позитивное. Например, «Теофила Норта» Торнтона Уайлдера. Или того же Кинга, но попозднее — например, Джойлэнд.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох... Как же тяжело говорить об этом романе, не впадая в банальные «Это шедевр!» или «Это лучшее, что прочитал за последнее время!».. Как же не хочется через эти смутные и чересчур эмоциональные восклицания хоть как-то малейшим образом затмить или опошлить всю мощь, силу и значимость романа... Постараюсь взять на себя сложную миссию и хладнокровно, основательно охарактеризовать данное произведение.

Прочитав пролог, я сразу понял, что книга будет восхитительна. Сперва автор перечисляет множество персонажей, жителей уже знакомого нам городка Касл-Рок, причем перечисляет парой штрихов, парой проблем о том, кто на кого в обиде, кто кого не любит, у кого с кем какие-то счёты. Стивен Кинг понимает, что всё равно мы всех не запомним, но кое-что останется в памяти, а потом прорастёт и приживётся как сами собой разумеющиеся оттенки характеров жителей этого маленького городка. Так и произошло. И то напряжение, которым сквозит окончание пролога, то опасение, связанное со скорым открытием нового магазина, заставляет прочувствовать, что произойдет что-то очень и очень страшное...

Отвлекусь и скажу немного не об идейной стороне романа. Начав читать, я был поражен, насколько интересно ВСЁ, что в нём происходит. Интересны все персонажи, здесь нет героев, с которыми придётся скучать. Их секреты и тайные желания раскрываются нам постепенно, неуклонно следуя общей сюжетной...(даже не линии)...магистрали! И действительно, когда один персонаж сменяется другим, то это происходит в режиме реального времени + нередко в непосредственной близости этих сменяющих друг друга героев (примером может служить смена героя с алкоголика Хью Приста на мальчика Брайана Раска, когда Хью ехал по дороге и чуть не сбил какого-то придурковатого мальчугана, а через полстраницы мы перемещаемся в глаза Брайана, который думает, что тот старик Хью Прист его чуть не задавил). Этот пример может показаться мелочью, но те, кто прочитали «Нужные вещи», знают, что в мелочах, случайностях и деталях кроется Великая сила. В данном случае такой ход повествования заставляет представлять весь город Касл-Рок как единый живой организм. Также упомяну, что обычно в конце книг Стивена Кинга имеется /лютый экшен/рубилово/апокалипсис/что-то выходящее за все рамки/ — в любом случае то, что заставляет проглатывать страницу за страницей как можно скорее, теряя чувство реальности, сдавливая грудь и заставляя глубже и тревожнее дышать. Должен справедливо заметить, что в этом романе подобное чувство возникает страниц эдак за 250 до самого финала, в то время как в других произведениях автора эта часть обычно занимает последние страниц 100. Но что самое главное? То, что до этого «экшена» вся книга читается так же на одном дыхании, мы влезаем в шкуру каждого жителя городка, живём его грёзами и препятствиями, мешающими наслаждаться этими самыми грёзами.

А теперь давайте поговорим о ВЕЩАХ. Нет, о НУЖНЫХ ВЕЩАХ.

Первая мысль, которую, кажется, хотел донести Кинг, звучит так: Мы вкладываем в значение вещей больше, чем они представляют на самом деле.

Удочка помощника шерифа Норриса напоминала ему о лучших временах детства, счастливых днях рыбалки маленького Норриса со своим отцом; и он хотел вернуть по сути те необратимые мгновения, с которыми связал значение удочки. Карточка Брайана Раска представляла собой великий вклад в коллекционную серию отца, который не смог в своё время найти только эту карточку; Брайану кажется, что он тем самым продолжает важное дело, не законченное отцом, и чувствует гордость от этого. Лисий хвост Хью Приста тоже напоминал ему о старых временах, но еще он знаменовал собой Надежду. Надежду на то, что он пойдет в общество анонимных алкоголиков и перестанет пить, надежду на то, что в его уже совсем не молодом возрасте ещё всё можно исправить и начать жизнь с нового листа. Вера в то, что теперь всё изменится. Вера и надежда, которых так не хватало Хью Присту для понимания вообще значения своей жизни.

Вторая мысль до жути банальна, но здесь показана во всей красе: За всё нужно платить.

Те, кто надеялись на халяву, крепко ошибались, да только было уже поздно... Конечно, мистическая составляющая присутствует (гипноз Лиланда Гонта), но сами подумайте — если бы вам предложили то, о чём вы всегда мечтали, вы бы не сказали, что заплатите любую цену и сделаете всё что угодно? Уверен, не каждый сейчас подумает, что отдаст всё за свою мечту, за своё тайное желание. Но я вам, к сожалению, не поверю... Скелеты в шкафах стоят у каждого и манят к себе. А сознание человека, всё больше убеждаюсь в этом, — весьма хрупкая и тонкая вещица. И при должном и своевременном нажиме мы заплатим любую цену.

Третья мысль, думаю, звучит примерно так: Те вещи, ради которых нам пришлось многое сделать, имеют для нас ещё бо́льшую ценность.

Вспоминаются моменты завершения исполнения своей злой шутки каждым покупателем... Что они делали сразу после? Они хватались за свою любимую /карточку/очки/вазу/куклу/настольную игру/лисий хвост/удочку/ацку/ как за самое драгоценное сокровище. Потому что они заплатили за эту вещь. Заплатили даже больше, чем предполагали. В голове мы всё равно думаем: «Ну, эта вещь мне очень дорога, я же за ней лазал на крышу, рисковал жизнью, и прочее, прочее, прочее.» Мы умножаем цену этой вещи, когда на что-то идём ради неё.

Четвёртая мысль напрямую связана с первой: Мы обманываем себя, выдавая желаемое за действительное.

Я был просто как громом пораженный, когда в середине романа вещи жителей городка начали замечать другие жители, не их собственники. Оказалось, что лисий хвост ни новый, ни пушистый, ни мягкий, ни блестящий, а всего лишь гниющий, оборванный и грязный. Оказалось, что бейсбольная карточка не демонстрирует лицо лучшего бейсболиста, нет на ней подписи «моему другу Брайану», да и обшарпанная она, и нарисован на ней непонятно какой игрок. Оказалось, вместо превосходной, прочной и качественной удочки «Базун» Норрис всё время восхищался обыкновенной бамбуковой палкой с прикрученным к ней детским удилищем «Зебко». И ведь правда, когда мы покупаем какую-то новую вещь, нам кажется, что она идеальна, мы находим в ней всё больше и больше достоинств, а потом, спустя время, мы обнаруживаем, что купленная нами вещь — всего лишь набор обыкновенных деталей, которые тупо должны выполнять свою функцию, и всё.

Пятую, и последнюю о нужных вещах, мысль можно определить двумя словами: Подмена ценностей...

Кора Раск, кувыркающаяся в своих мечтах с Элвисом, наплевавшая на сообщение о самоубийстве её сына, тупо ждущая, когда свалят копы и она сможет вернуться в кровать. Дэнфорд Китон, вечно орущий на свою жену, унижающий её, и боготворящий и лелеющий настольную игру с лошадками, скачущими по ипподрому. Да даже не эти примеры... Все жители Касл-Рока, согласные «подшутить» над незнакомым человеком, наплевав, к чему это приведёт, наплевав, что находится в конверте, или зачем делать то-то, на всё наплевав, лишь бы заполучить и владеть объектом своих грёз.

И что же в итоге?

В итоге запущен дьявольски, безупречно слаженный механизм самоликвидации города. Города безумно человеческого, погрязшего в своих грехах, скрытого от стороннего наблюдателя за своими скелетами в шкафах. Города наивного, как и любой человек, падкого на легкомыслие и небеспокойство о ближнем, живущего лишь собственными мечтами и интересами, кричащего как марионетка «Это моё! Это моё!» Города, в итоге теряющего свою душу, променяв её на минутные радости и призраки прошлого...

Важно вспомнить, что на фоне всех этих мрачных и печальных мыслей автор дарит свет в конце тоннеля (вернее, в руках Алана Пангборна), веря, что человек не безнадёжен, что когда-нибудь он сможет стать независимым от преходящих и фальшивых ценностей. Нам дан второй шанс...

Прекрасный, напряженный, мудрый роман о вещах, которые мы так часто забываем. Не о Нужных, а о ГЛАВНЫХ ВЕЩАХ.

P.S. Очень зацепила драма, развернувшаяся между Аланом Пангборном и Полли Чалмерз. Переживал за них на протяжении книги всем сердцем.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх