FantLab ru

Ганс Фаллада «Каждый умирает в одиночку»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.78
Голосов:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Каждый умирает в одиночку

Jeder stirbt für sich allein

Другие названия: Один в Берлине. Каждый умирает в одиночку

Роман, год

Аннотация:

В основу романа положена история берлинского рабочего Отто Квангеля и его жены, казненных гестапо в 1942 году. В тяжелейших условиях фашистского рейха эти никому не известные борцы немецкого Сопротивления долгое время на свои страх и риск писали и распространяли открытки с антифашистскими призывами.


Каждый умирает в одиночку
1971 г.
Каждый умирает в одиночку
1973 г.
Каждый умирает в одиночку
1988 г.
Каждый умирает в одиночку (Том 4, книга 1)
2001 г.
Каждый умирает в одиночку. Том 1
2008 г.
Каждый умирает в одиночку. Том 2
2008 г.
Один в Берлине. Каждый умирает в одиночку
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ханс Фаллада оставался в Германии весь период правления нацистов. Многие немецкие писатели уехали за океан ещё до победы Гитлера, вернулись, когда всё уже давно закончилось. на этом основании объявили себя антифашистами и осудили всех остальных сограждан. Фаллада оставался со своим народом и при этом ни разу за 12 лет не высказался в поддержку режима. Хотя его убеждали весьма настойчиво. Его свидетельство — свидетельство очевидца. Ему веришь, даже когда поверить трудно.

Основное впечатление от романа — физическое ощущение страха. Война только началась, похоронок приходит немного, бомбы на Германию падают очень редко, и даже машина террора не до конца ещё отлажена. И, тем не менее, очень страшно. Даже тем, кто воспринимал переворот 1933 как революцию, как торжество национальной идеи, как устранение старой политической элиты, провалившей всё, что от неё зависело. Теперь, спустя семь лет, страшно всем. Не только выступить против режима. Страшно запоздать с официально утверждённым приветствием. Страшно помочь или просто пообщаться с людьми, которые могут оказаться под подозрением. Страшно не донести на них — за недонесение теперь тоже можно получить смертный приговор. Донести тоже страшно — могут поднять твоё досье и превратить из свидетеля в подозреваемого. Даже тот, кто честно служит власти, ни от чего не застрахован. Хорошая работа, конечно, ценится, но место в тылу может потребоваться тому, кто умеет демонстрировать лояльность режиму — демонстрировать напористо, в правильной форме, в нужное время и в нужном месте.

Жуткая атмосфера на страницах книги достигается не нагромождением ужасов, а достоверным психологическим рисунком каждого из героев. Великие реалисты середины века это умели. Только в отношении особо нелюбимых персонажей эмоции начинают подменять объективную картину. Но главное для автора — не осудить, а понять, как нация смогла дойти до такой жизни. И как жить дальше.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень впечатлила . Истории главных героев очень интересны и заставляют соопереживать ,а потом и восхищаться их силой духа и убеждениями .Атмосфера очень мрачная и осторожная ,никаких разговоров по душам .Человек человеку — волк .

Автор без сомнения очень любил свою страну и ее людей ,достаточно подробно описывает как нация дошла до такого состояния , как пала духом ,как произошли подмены понятий .

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Антифашисткий роман немецкого писателя, написанный в 1947 году, в основу которого легла реальная история сопротивления обычного немецкого рабочего и его жены.

При словосочетании «немецкий антифашисткий роман», нам на ум приходят в первую очередь Ремарк и Грасс. Поэтому этот роман не настолько известен как должен.

Реальная история Отто Квангеля и его жены, немолодой пары из Берлина, которые на свой страх и риск занимались антифашистской агитацией, подбрасывая в подъездах соответствующего содержания открытки.

Автор постепенно раскрывает атмосферу ужаса и страха, царящих в немецком обществе. На фоне мужественного Квангеля , Фаллада показывает нам и антигероев — шпика Боркхаузена, ради лишней марки готового отправить в концлагерь своего дружка; гестаповца Эшериха, самовлюбленного карьериста; подлого развратника Клуге, плевавшего на женщин, которых он обманывает.

Эффектом бабочки в романе происходит последовательность событий, одно влечет другое. Каждому воздается по заслугам. Автор заканчивает роман на доброй надежде, на вере в светлое будущее Германии, на вере в излечение нации.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безумству храбрых поем мы песню...

Роман написан довольно оригинальным литературным стилем — как будто читаешь книгу начинающего литератора, но может быть даже не литератора-писателя, а очеркиста или кого-ещё, более близкого к журналистике, нежели к писательству. Скорее всего это ощущение исходит из некоторой газетно-очерковой стилистики повествования, когда автор в силу ограниченности отведённого ему места в газетной полосе старается изложить материал максимально точно и скупо, без литературных завитушек и разводов.

Однако это вполне полноценный художественный роман, основанный на фактических данных и документах нацистской Германии. Скорее всего эту книгу правильнее будет считать романом-реконструкцией, потому что если фактическую сторону Фаллада мог взять из сохранившихся архивных документов, то внутренний мир героев и персонажей книги ему, вероятнее всего, пришлось и додумывать, и предполагать, и догадываться, и фантазировать — все это с безусловной опорой на факты. И вот это реконструирование внутренней жизни персонажей позволило полудокументальной книге приобрести черты художественного произведения.

Не уверен, что у Фаллады получилось широкомасштабно изобразить черты общественной жизни Германии конца 30-х — начала 40-х годов. Но скорее всего автор и не стремился сделать это — думаю, что догадаться о многом недоговоренном читатель может и сам, опираясь на те детали и нюансы, которые в романе есть.

Антифашистская и антигитлеровская направленность книги очевидна, однако в ней нет ни антисоветскости, ни прозападности (равно как нет просоветскости и антизападности) — перед нами просто попытка описать по горячим следам отношение к режиму части обычных рядовых германских граждан (при этом части явно количественно незначительной). Однако в романе великолепно отражена атмосфера всеобщей подозрительности, страха, мнительности и доносительства, смирения и покорности всех и вся перед режимом.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх