fantlab ru

Аластер Рейнольдс «Ковчег спасения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
718
Моя оценка:
-

подробнее

Ковчег спасения

Redemption Ark

Роман, год; цикл «Пространство Откровения»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Действие романа происходит в конце XXVI века, когда человечество достигло уровня развития, достаточного для того, чтобы привлечь внимание машин, созданных цивилизацией Подавляющих (с наследием этой цивилизации читатель мог уже столкнуться в романе «Пространство Откровения»). Машин, нацеленных на обнаружение разумной жизни и её уничтожение.

Другая аннотация:

Расширяя свои владения, покоряя все новые звезды, человечество разделилось на соперничающие фракции. В двадцать шестом веке коллективисты сочленители ведут борьбу со сторонниками «демократической анархии». Когда кажется, что победа уже близка, сочленители обнаруживают в космосе приближающийся рой древних мыслящих машин, которые называют себя ингибиторами и считают своей главной задачей уничтожение любого биологического разума.

Сочленители не верят, что им удастся выдержать натиск этого нового врага, и намереваются сбежать, подставив все прочие человеческие племена под удар ингибиторов. Лишь один из них, старый воин Клавэйн, предпочитает остаться, чтобы организовать отчаянное сопротивление…


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2002 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 9-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2005 // Научная фантастика в двух томах (Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第40回 (2009) // Переводной роман

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2015 // Зарубежный роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Ковчег спасения
2014 г.
Ковчег спасения. Пропасть искупления
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Redemption Ark (Gollancz S.F.)
2002 г.
(английский)
Redemption Ark
2008 г.
(английский)
Redemption Ark
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начавшись постановкой масштабных, вселенских вопросов, история сделала почти полный круг, сведя в одной точке разных героев и подготовив ответы почти на все вопросы, которые мучили все сотни страниц с описанием Апокалипсисов, потрясающих планеты, культуры и отдельные души. Маятник качнулся от общего, общевселенского, через точку равновесия индивидуального космоса, к еще большему общему, уходящему в неизвестность не только в пространстве, но и во времени.

Вот как много слов. Общевселенское. Космическое. Неохватное. Мы уже много чего знаем к третьей части. Истории Дэна Силвеста, Капитана, Вольевой, Хоури, Небесного Хаусмана — проклятых святых, чьими благородными помыслами и неблагородными делами выстлана дорога в индивидуальный Ад. Мы знаем о жестоких машинах, Странниках, Трюкачах, Войне Утренних Зорь, Комбинированной Чуме и еще много о чем.

Было бы наивным полагать, что рассказав так много, история свернет куда-то в другое русло. Хотя в этом густом «супе» из фактов, намеков, едва уловимых нюансов, не хватало еще несколько ингредиентов. Оставалась еще масса не проясненных вопросов, и третий роман добавляет в историю новые ингредиенты в полной мере. На сцену выходят Конджойнеры, о которых два тома только слышали, но ничего о них не знали. Галеона, Фолка, Сеид и новый противоречивый герой Клавейн. Персонажи опять неоднозначные, колеблющиеся от ангельского до демонического в помыслах и деяниях.

Вот не о действии, а о героях мне хотелось бы сказать отдельно. Потому что к третьему роману проступила некое лекало, по которому развиваются истории героев. Нечто очень и очень плохое совершенное в прошлом, благородные помыслы и кровавые дела, создавшие личный Ад для каждого, и затянувшееся, бесконечное раскаяние. По этой схеме развивались истории практически всех героев. Если в первом романе новизна и загадочность Вселенной отодвигала схему на задний план, во втором положение спасала интрига с наслаивающимися воспоминаниями сразу трех ярких личностей, то в третьем романе повторяющуюся схему уже ничем не скрыть. Скажите, зачем делать всех героев закомплексованными меланхоликами, заставляя их совершать изначально глупые поступки? Многие из поступков героев показались нелогичными, вымученными и просто глупыми. Трудно мне оказалось поверить, что прожив 300-400 лет, пройдя те пути и переживая те духовные метаморфозы, которые описывают их индивидуальные истории, герои продолжат мыслить в категориях «черное-белое».

Пожалуй, именно к героям — не к сюжету, который по-прежнему масштабен, загадочен и динамичен — моя основная читательская претензия. К искусственному максимализму, истеричности решений и поступков и насильственному вышибанию жалостливой слезы у читателя, в искренность которых очень и очень трудно поверить. Поэтому название следующего романа — «Пропасть искупления» — меня просто пугает. Как настораживают почти мистические обещания воскресить духи уже похороненных героев Пространства Откровения. Может, ну их, тени ушедших. Пусть спят спокойно и не тревожат покой Пространства своими Откровениями?

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не думал, что автор сможет меня удивить сильнее, чем предыдущие книги серии. «Ковчег спасения» — один из лучших романов в жанре научной фантастики, который удивит любого читателя, даже самого искушенного.

Эта книга является прямым продолжением первой части цикла. На мой взгляд, читать книги необходимо в порядке написания их автором, так как в каждой из них есть какие-то пояснения по всему авторскому миру, касающиеся прошлого или будущего данной вселенной.

Призрачная угроза уничтожения человечества, как разумного вида, становится все более явной. Ингибиторы или волки, как их называют сочленители, проявляют интерес к одной из звездных систем, которая стала новой Родиной для сотен тысяч землян. Наконец-то автор дает хоть какую-то информацию об этих таинственных существах, живущих во мраке космоса миллиарды лет. Главный вопрос, почему они хотят погубить разум во вселенной? Судя по всему, все исчезнувшие цивилизации, остатки которых постоянно находят на разных планетах, были также уничтожены ингибиторами.

Рейнольдс прекрасно разбирается в современных познаниях о вселенной, космосе, астрономии, физике, и применяет это все в своих книгах. Скорее всего, это и делает его книги настолько притягательными, так как автор пытается донести до читателя тоже самое, что знает сам, а знает он очень много. Вместе с тем, книга не перегружена научными терминами, формулами, все подается в доступной форме, что делает её гораздо интереснее.

Данное произведение будет интересно практически каждому любителю фантастики. Приключения на разных планетах и мирах, боевые столкновения в космосе, битвы невиданных ранее масштабов, загадочное наследие исчезнувших цивилизаций, мрачные тайны прошлого, все это найдет отражение на страницах книги. На мой взгляд, эта часть получилась самой насыщенной на события, происходит масса всего и автор дает ответы на многие вопросы, которые накопились в предыдущих книгах цикла.

Достаточно внимания уделяется и человеческой цивилизации, которая успела сильно измениться за прошедшие после выхода в большой космос века. Но одного изменить нельзя, интриги и борьба за власть, остаются излюбленным занятием бывших землян. Даже угроза тотального уничтожения всего человечества не может этому помешать, война между людьми не прекращается ни на минуту.

«Ковчег спасения» — яркий и необычный роман, который затягивает с первых страниц. Аластер Рейнольдс создал очень необычный мир, который населяют невероятные существа, но главную роль играют всё-таки люди.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Космический Апокалипсис» и «Город бездны» пересекаются, в основном, только вселенной, в которой происходят действия. Попутно при этом освещаются вопросы, на которых не было ответа в первой части. Но в остальном, истории совсем разные, герои разные. А вот третья часть, «Ковчег спасения» — это уже встреча и тех, и других, и полноценное развитие истории. Что лично меня очень порадовало, потому как уж больно я люблю героев из первой части, вместе со всей их вселенной:) Кстати, случайно, пока читал третью часть, наткнулся на Рейнольдсовскую «Великую стену», оказалось, что в ней рассказывается о главном герое третьей части, как он перебежал на сторону Конджойнеров, и как стал одним из них. В общем, для целостности картины, советую эту «Стену» прочитать, она всего страниц 50 занимает, если не ошибаюсь.

Собственно, по «Ковчегу». Книга не разочаровала, понравилась больше, чем вторая часть из серии, рассказала о многом, дала по лбу некоторыми неожиданностями) Очень рад, что автор раскрыл наконец тему Конджойнеров, т.к. заинтриговали они с первой части, а рассказали нам разве что только об их двигателях. И то вскользь. Ну, мол, Конджойнеры их сделали, а как они работают — никто не знает. Ну ладно, пусть в третьей части чертежи двигателей и не прилагаются, однако ж о том, как эти компьютероголовые товарищи с костяными кулерами на головах живут, рассказано много интересного. Некоторые нюансы поможет понять уже упомянутая «Великая стена». В общем, история интересная, интригующая, затягивающая. Рад был видеть старых героев,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
даже старикашка Силвест помахал ручкой, правда, совсем издалека
. Но, как всегда, история
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
незаконченная
.

Ради справедливости, припомню всё-таки, что не у всех героев правдоподобная мотивация, и действия их, порой, не внушают доверия. Хотя всё и не так глаза режет, в отличие от «Города бездны», в котором автор немножко отдохнул на адекватности поведения персонажей. В «Ковчеге», к примеру,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кровожадная свинья как-то слишком уж быстро проникается доверием и уважением к главному герою, хотя, казалось бы, пару страниц назад у него при виде человека возникало только непреодолимое желание убивать.

В общем, рекомендую к прочтению. Ставлю немножко предвзятую 10ку, если был бы не так счастлив случайно узнать о том, что книга переведена, поставил бы 9ку за мелкие некрасивости)

П.С.: уже традиционно великое зло, по ходу истории, оказывается не совсем однозначно злым.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С «Ковчегом Спасения» произошла та страшная вещь, которая редко минует вторые части трилогий. А именно: из романа исчезла новизна. «Пространство Откровения» дарило множество любопытных и необычных идей, «Город Бездны» дарил их меньше, но старательно компенсировал это обилием действия и неожиданных поворотов, ну а «Ковчег Спасения» является просто развлекательной космооперой без особых изысков.

Действие сиквела стартует спустя шестьдесят лет после завершения оригинала. Читателю вновь предложат три сюжетных линии (Хоури, Антуанетты и Клавэйна) и дадут возможность, как познакомиться с новыми персонажами, так и проследить судьбу старых знакомых. Что касается последних, то мне особенно понравилась дальнейшая история Таннера Мирабеля, жаль, что рассказали её мимоходом. Пока что это наиболее прописанный персонаж из всего цикла. Меньше всего энтузиазма вызвала встреча с Дэн Силвестом, которого превратили в «бога из машины». Ана Хоури и Илиа Вольева весь роман наблюдают за деятельностью ингибиторов и решают проблему эвакуации Ресургема. Их линия очень масштабна и очень важна для сюжета, но также и очень перегружена деталями, не способна сохранять интерес на всём своём протяжении, и содержит очень глупую выходку. Это я про самоубийственный вылет ради возможности поглядеть на ингибиторов поближе.

Теперь давайте поговорим про новичков. Антуанетта Бакс у нас дерзкая девушка, которой в наследство достался корабль отца. И ввязалась она в эту историю только лишь потому, что всеми силами старалась выполнить последнюю просьбу своего родителя. Увы, но на фоне остальных персонажей Антуанетта как-то теряется. А вот сильно выделяется второй новичок – Клавэйн, старый генерал из сочленителей. Во-первых, благодаря ему становится понятнее расстановка сил среди людей, и нас знакомят поближе с сочленителями и демархистами. Во-вторых, Клавэйн и сам по себе яркий и харизматичный. Этакий старый вояка из рыцарских историй, женатый на войне и готовый на всё ради великой цели.

Это третий роман, изданный у Аластера Рейнольдса, и построен он по той же схеме, что и предыдущие. Процентов шестьдесят сюжета занимает повторение пройденного и знакомство с персонажами. Автор очень долго запрягает, но когда отправляется в путь, то только держись: инопланетяне разбирающие планеты также легко, как конструктор «Лего», захватывающие гонки в космосе, проблемы изучения вакуума и экзистенциональные ужасы квантовых вероятностей, сражения на запредельном для человеческих возможностей уровне и неожиданные повороты в конце. Куда уж без них. Правда, сам финальный конфликт выглядит очень надуманным и нелогичным, но очень эффектным. Этого не отнимешь.

Хорошая космоопера, которая несколько слабее предыдущих частей. Надеюсь, Рейнольдс просто взял передышку для ударного финала в «Пропасти Искупления».

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из такой классной прелюдии из 2-х романов, один из которых я вообще считаю лучшим, что можно было написать, написать такую книгу как Ковчег Спасения — это просто ПРОВАЛ.

Для тех, кто собирается ее читать:

1. Сразу пропускайте все абзацы мыслей ингибиторов — нафиг не нужно и только портит книгу;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
2. Советую пропустить урывок, где Торн с Анной летят к газовому гиганту — бред невероятный и портит реалистичность персонажа Анны как неглупого военного.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грандиозный цикл, а «Ковчег спасения» — лучшая из трех прочитаных пока книг.Автор как обычно сразу окунает нас в гущу событий. Никакой раскачки, знакомство с новыми героями и именившейся обстановкой происходит по ходу действия, поэтому первая сотня страниц усваивается с трудом. Но постепенно ситуация проясняется, сюжет все набирает ход, и оторватся от текста уже трудновато.

Есть у романа и недостатки.

Во-первых — это проект «Пролог». Оказывается, проиграв войну ингибиторам, люди не были уничтожены, а поживают себе неплохо, разрабатывают новые технологии и передают их своим предкам.То-есть, вопрос выживания человечества уже решен.

Главный же прокол автора — это причина по которой ингибиторы уничтожают разумную жизнь.Она просто смехотворна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Таким образом они готовятся к катастрофе, которая случится через три миллиярда лет!?Это будет столкновение галактик , и развитые цивилизации будут, мол, помехой в деле спасения хоть какой-то жизни.

Полнейшая чепуха.

Несмотря на эти недостатки , книга очень сильна.Читать обязательно!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приступая к чтению этой книги я уже точно знал, что Рейнольдс — это 100% мой автор, поэтому особого волнения не было. Был уверен, что роман зайдет. Так и получилось. По идеям, сюжету, персонажам Рейнольдс меня не подвел. Это прямое продолжение первой книги цикла с небольшими вкраплениями из «Города бездны», которого я, к счастью, прочитал до «Ковчега» (и это правильно).

Ингибиторы, разбуженные Силвестом, задумали истребить человеческую расу, ибо те зашли слишком далеко в космос. Старые и новые герои думают, что они могут сделать, чтобы остановить опасные машины и спасти человечество. Только есть много разных проблем — человечество ведет борьбу само с собой, разделившись на 2 враждующие фракции — сочленителей и демархистов. Воторой вопрос — чего боятся ингибиторы и чем их можно прихлопнуть всем разом. Или может не надо их «хлопать»?.. Рейнольдс щедро рассыпал кучу интересных вопросов и загадок по всей книге, поэтому очень легко, с интригой.

При этом все типичные минусы книг Рейнольдса остались — примерно с середины он резко затормозил сюжет на страниц 200 (оооочень долгая погоня с кучей диалогов с просьбами и обсуждениями дилемм), а потом вдруг все скомкал и выдал за конец. Дочитывая последние страницы в голове появилась мысль — «Эх, а ведь можно было закончить совсем по-другому, горааааздо интереснее». Вроде и дал автор ответы на некоторые вопросы, но они не так сильно тронули сердце, как хотелось бы. Так долго описывать погоню, и так быстро (буквально страниц за 10-15) обрисовать финал. Жаль, но что поделаешь.

Тем не менее Рейнольдс хорош. Читалось с удовольствием, и хочется еще.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка произведению – 9 баллов.

Рейнольдс держит марку. Очередной роман из цикла Пространства Откровения, к которому у меня почти не было замечаний.

Менее мрачная атмосфера произведения, хотя вся история происходит в предапокалиптический период.

Герои романа, как и характерно для Рейнольдса все серые, у него не бывает явно положительных ГГ. Каждый герой имеет за спиной свой список грехов, которые они стараются искупить в меру своих возможностей. Это еще одна характерная для произведений цикла черта.

В центре повествования давний бич человечества – раскол на несколько противостоящих друг другу сил. Идет многовековое противостояние фракций сочленителей против демархистов. Вдобавок у самих сочлинителей происходят свои внутренние интриги и борьба за власть. Это придает некой пикантности всему сюжету. Сможет ли человечество объединиться ради своего спасения? Этот вопрос проходит красной нитью через весь роман. Но ответа на него не дает автор в данном романе. Он лишь расставляет указатели, а читатель сам выстраивает в своем воображении как может дальше развиваться сюжет.

Особо следует выделить моменты космических сражений, которых откровенно не хватало в других романах цикла. Хотя и здесь не обошлось без моих замечаний. Очень неплохо было бы дополнить текст описанием 2 событий концовки, а именно: описание последней атаки триумвира на машину судного дня ингибиторов – вышла бы очень красивая история, и бой «Ностальгии по бесконечности» против эскадры Скади. Всю книгу Рейнольдс тщательно выстраивал сюжетные линии, а в конце как будто решил, что хватит текста, и пора заканчивать. (за это минус 1 балл к итоговой оценке).

В целом это очень достойная книга, советую читать как поклонникам творчества А.Рейнольдса так и просто любителям космической фантастики.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В третьей книге «Ковчег Спасения» Рейнольдс соединил (частично) основных персонажей из первых книг, таким образом явив «сцепление» для «Пространства Откровения» и «Города бездны». Монументально у него получается. И ведь умудрился не растерять интерес к третьей книге. Мне, по крайней мере, читать было по прежнему интересно. Есть правда несколько моментов, дающих «минус», и основной (на мой взгляд) это раскрытие мысленных алгоритмов ингибиторов. Вот не надо было этого делать, и даже совсем не надо, несмотря на пару «симбиотов» с «волками», причем не уверен на 100%, что это «волки». Ему конечно виднее, он Автор, но уж больно странно узнавать подобное про машинный разум. Им поставлена задача, они ее выполняют. Причем тут размышления на тему? Да и не может (не должно быть) у этих машин размышлений. Размышлять и без них много кому есть. Если машины начали размышлять, значит они сломались, их надо либо чинить (что вероятно невыгодно), либо уничтожить и на их место прислать новых. Но это так... размышления )). Злодеяния прошлые перекрываются новыми злодеяниями, уничтожение планет и даже звезд оказывается рукотворным, и люди неисправимы. Хотя отдельные индивидумы пытаются измениться. Возможно, ингибиторы правы. Мрак усугубляется и всю галактику ждет тлен.

Действие местами пробуксовывает (в середине романа), концовка без намеков сообщает, что надо готовится к следующей книге цикла. Так что читать дальше обязательно и необходимо. Надо выяснить, какие Откровения скрыты в Пропасти, и возможно ли Искупление.

По оценке получилось чуток пониже первых романов, 8.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге еще больше нелогичности, чем в предыдущей. Почему все герои книги стали такими благородными и сожалеющими о своих прошлых поступках? Все наивно донельзя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем Эйч послал всю команду? Что за благородство? Почему потом он исчез из сюжета? Какой смысл присоединяться Антуаннете Бакс и ее другу к этой команде? Какой смысл помогать гиперсвинье людям? Зачем Скорпиону и команде свиней с ними лететь? Особенно после описания характера Скорпиона, как он с удовольствием и жестокостью убивал людей. Почему свиньи стали такими добрыми и хорошими? Почему Ремантуар так легко переметнулся на сторону Кловейна? Что с Мадемуазелью в голове Скади? Какие у нее были мотивы? Какой бред, когда Анна с Торном полетели к газовому гиганту, Анна бывший военный, как она могла такое допустить??? Что с любовной линией Хоури и Торна? Зачем она была нужна? Зачем переживания Хоури по поводу ее мужа? Как инквизитор могла затеить все эти подкеверные игры на планете? Ведь в начале книги, автор дает понять, что власти у инквизитора не так уж и много. Где было правительство? Как вообще можно было начать эту эвакуацию? Почему правительство начало сотрудничать с Торном? Где эскадра кораблей сочлинителей? Пока шла эвакуация, они бы уже успели прилитеть. Какая-то бредовая линия про личность корабля Бакс.

Книга не понравилась своим сюжетом, многое притянуто за уши. Поступки героев непонятны. Происходящим событиям не веришь. А фантастические технологии, которые описывает автор, кажутся нереальными, автор плюет на элементарные физические законы.

Читать в общем можно, если интересно, чем все это закончится

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор стал для меня настоящим открытием в научной фантастике-пишет достаточно масштабно,с множеством описанием новых технологий и задумок,достаточно много описывает различных физических моментов с размышлениями на тему возможности изобретения.Не популяризатор но поднимает достаточно интересные вопросы в сфере физики,астрономии.Сама же вселенная нарисованна масштабная с прорисовкой большого количества фракций,государств,отдельных персонажей.Пусть персонажи кажутся не то что картинными-скорее меркнут на фоне масштабности происходящего во вселенной.Местами чересчур прямолинейными получились и упор опять таки делается на изменения вселенной.Отдельно укажу что бывает слишком уж все просто получается в истории,затягиваются линии- но все мелочи!Если любите знакомится с технологиями будущего,новыми расами,космосом то роман обязателен к прочтению!Оценка-9 баллов

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда гляжу на фотографию хитро улыбающегося Рейнольдса на обложке книги, мне кажется, будто он подсмеивается надо мной: «Ну что дурик, говорили же тебе — учи в школе физику!» И всякий раз я испытываю легкий стыд за то, что не слишком серьёзно относился к этому предмету, да и вообще к учебному процессу в целом. Троечник и лоботряс — что с меня взять. Но и совсем ставить крест тоже не спешите. С помощью интуиции и Гугла я все-таки продрался через разбросанные по тексту тут и там топи наукоемких объяснений и даже получил большое удовольствие. Да, книга хороша!

Итак. Загадочная и бездушная раса ингибиторов, поставившая себе цель, регулировать распространение разумных рас в космосе, не оставила без внимания всю ту движуху, что мы наблюдали в романе «Пространство Откровения» и решила покончить с людьми. Не просто покончить, а задумала хитромудрый, масштабный и невероятно эффектный фейерверк с полным уничтожением планет.

Могущественная человеческая фракция Сочленителей, которая в предыдущих частях казалась нам чуть ли не божественной, получает тревожный сигнал о готовившимся армагеддоне и задумывает вернуть некогда утерянное сверхоружие, которое, как мы помним находится в руках наших старых знакомых ультра: Анны Хоури и Илии Вольевой.

Но какими бы нам не казались Сочленители сверхъестественными существами они, как оказалось, всего лишь люди. И в их рядах тоже возможен раскол. Одна из ярчайших фигур в новейшей человеческой истории и ветеран многих воин, Клавейн, недоволен ближайшими планами «пауков» и потому дезертирует из их рядов. При этом у него свои соображения по поводу треклятого оружия.

Хоури и Вольева тоже без дела не сидят и пытаются по своему преодолеть кризис, связанный с ингиботрами, ведь под ударом в первую очередь должна оказаться планета Ресургем — та самая, что находится в злосчастной Дельте Павлина. И уж конечно, они не собираются делиться своими «игрушками» с кем попало.

Вот такой примерно расклад мы получаем в третьей части цикла «Пространство откровения», являющейся прямым продолжением одноименного романа.

Вместе с героями первой книги цикла к нам возвращается и его мрачная, холодная атмосфера полная обреченности и некой безысходности, которой мне так недоставало в «Городе Бездны». Повествование скачет с одной сюжетной ветки на другую, не давая заскучать, и постоянно интригуя. Автор не забывает расширять наши познания о своей вселенной: её истории, фракциях, расах и т.п. На первый план в этот раз выходят Сочленители, со своим предводителем Скади, у которой, по-видимому, свои тараканы в голове. Приоткрывая некоторую таинственную ауру вокруг Сочлинителей, они тут же теряют часть своей божественности и всемогущества. Но читать про них становится ничуть не менее увлекательно.

Клавейн — старый вояка, не смотря на то, что имеет на совести не одну человеческую жизнь, на самом деле персонаж глубоко положительный. Как бы Рейнольдс не старался сделать его немного противоречивым, похоже героическая харизма перевесила, и каждое пятнышко на репутации Клавейна делает его ещё более привлекательным.

Появляются в книге и совсем новые персонажи, которые тоже мне очень понравились. Совершенно случайно во всю эту заваруху попадает девушка по имени Антуанетта — капитан транспортника и её возлюбленный механик Ксавьер. Они очень здорово разбавляют своей какой-то бесшабашностью толпу сверхсерьёзных лиц.

Как всегда у Рейнольдса космос с одной стороны враждебный, бездушный и нелюдимый, а с другой он полон экзотических существ, гибридов и прочих проявлений жизни. Автор неуёмно фонтанирует фантастическими идеями, которые, может, и не всегда влияют на ход событий, но делают книгу насыщенней и глубже. Да, порой кажется, что его слегка заносит, когда дело доходит до россыпи технических терминов, физических величин и прочих конструкций с трудом воспринимаемых среднестатистическим троечником, но от этого роман становится ещё достовернее и убедительней.

Мне не показался роман затянутым или не ритмичным, всего здесь было в меру и как надо. Жаль только, обошлось без каких либо сюрпризов. Уж больно все логично и закономерно сложилось, а так хотелось получить какой-нибудь залихватский финт на десерт. Хотя, возможно, я просто придираюсь.

PS: Пока читал книгу, неожиданно набрёл на новое для себя определение «космопанк» и, пожалуй, соглашусь, что «Ковчегу спасения» вполне подходит подобная классификация.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот странное существо — читатель. Читает он первую часть и возмущается — как все запутанно, непонятно, кто все эти люди, почему они так поступают? Хмурится, но читает. Интересно. И вот вторая часть, в которой Рейнольдс решил сжалиться над ним и все разжевать, расставить по полочкам, собрать из воды концы, оброненные туда в первой части, а читателю вдруг становится скучно, вдруг оказывается все чересчур просто и понятно. То чужеродное безумие, которое сквозило из каждой строчки первой части, практически исчезло, превратив книгу в что-то похожее на Кори и его «Пространство» или даже Аллена в «Разбитой сфере». Хотя Автор все равно по привычке сыплет необычными явлениями, прологами, физическими концепциями, иногда даже появляется то самое безумие и таращится на тебя выпученным глазом в виде Мадемуазели или личинки, но той зубодробительной твердости первой части уже не ощущается. И вроде бы это хорошо, но как-то пусто. Наверное, какую-то роль в этом эмоциональном фоне сыграли переводы. А они у этого романа до неприличия разные. Первые 100 с лишним страниц я читал более новый перевод с «сочленителями», «буревестником» и «жонглерами образов», но затем ознакомительный фрагмент кончился и я перешел на более старый перевод с «соединившимися», «штормовой птицей» и «трюкачами». Перевод очень сырой и непродуманный, описание оружия просто ужасны, ну что это за «красно-ртутное, ядерное и пенно-фазное оружие»? Или «Ты когда-нибудь пил, сидя прямо под столом?» вместо «Тебя кто-нибудь когда-нибудь перепивал? Так, чтобы ты под столом валялся?». Ужасно. Или имя бортового компьютера в одном переводе «зверь», а в другом «тварь». Я не знаю, что там в будущем, но называть искин тварью как-то странновато. Однако ко всему привыкаешь и со временем перестаешь обращать внимание на эти странности.

Сюжет все же затягивает, хотя, как всегда у Рейнольдса, в нем много «воды». И эта «вода» по традиции связана с Ресургемом, а также с новым веянием по сравнению с первой частью — любовной линией. Честно говоря, это было сделано ужасно. Я понимаю, что любовь — чувство иррациональное, но зачем ради нее лезть в самое логово Ингибиторов, в котором они строят нечто для уничтожения человечества? Кроме как идиотизмом я это назвать не могу, также как и то, что Овод связывает Хоури и шантажирует ее во время полета, а та смотрит на него влюбленным взглядом. И это безжалостная наемная убийца, обученный боец? А затем не менее странный поступок во имя любви — это очередной обман своей закадычной подруги Вольевой. И ради кого? Ради мужика, которого она знает пару недель? Это настолько глупо, что даже бесит. Такая же история и с отношениями Ксавьера и Антуанетты. Какой смысл было врубать термоядерные двигатели и призывать Феррисвальский конвент, когда люди просто спросили, куда отправился Ремонтуа? Какая им была разница? Глупость. Слава Богу, что весь этот кошмар не получил продолжение и автор решил заняться делом.

С самого начала нам показывается фракция человечества, которая была упомянута в прошлой части вскользь — это Сочленители. И трансформации внутри этой фракции. Вообще, читая про войну демархистов с сочленителями, на ум сразу приходит аналогия с противостоянием демократов и коммунистов во времена Холодной войны. У Рейнольдса за счет коллективного мышления побеждают именно последние, хотя в лице Скади мы видим начало разложения этой утопической фракции, возникновение этаких «шестидесятников», упивающихся своей силой и где-то презирающих своих товарищей.

Что меня действительно впечатлило еще в первой книге, так это фантазии автора по поводу оружия. Тут мало торпед, ракет и лазерно-фазерных лучей. Тут что ни оружие, то разумный искривитель пространства/времени, что ни скафандр, то бешеная машина, сравнимая с звездолетом. Хотя немного бросилось в глаза откат технологий по сравнению с первым романом. После того, как саморазвивающиеся и самособирающиеся машины-вирусы штурмовали Гадес, странно читать про то, что Вольева берет сумку с инструментами и идет что-то там чинить. Изюминкой романа, которой в первой части была история о нейтронной звезде, стала теория о снижении инерции. Красиво, наукообразно, приятно читать.

Рейнольдс уже второй роман цикла вытаскивает, как Мюнхаузен сам себя за волосы, концовкой. Развязка чрезвычайно динамична, интересна, полна философского смысла. Забавно, что перед лицом экзистенциальной угрозы люди вместо того, чтобы объединиться, начинают уничтожать друг друга самыми изощренными способами, тем самым доказывая правоту Ингибиторов. Понимая общую чужеродность суждений ультра и сочленителей, свойственную мифологии этого романа, я пытался хоть как-то понять смысл и мотивацию действий Клавейна, но в конце-концов все мои симпатии перешли на сторону Илии Вольевой.

— Ты не сдаешься, верно?

— «Сдаешься»? Не подскажешь, как это будет по-русски?

И очень жаль, что все так случилось в конце. Хотя эпилог намекает, что многие герои вернуться, беда только в том, что эти кандидаты на возвращения мне не очень нравятся. Дэн Силвест, его жена, Хоури, Ремонтуа, Галиана. Не те персонажи о которых скучаешь. Единственная надежда, что Джон Бреннеган еще не сказал своего последнего слова.

В целом, сильная книга, но как всегда затянутая.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не сказать, чтобы автор меня сильно зацепил, как и этот роман. Уж очень автор любит писать много ни о чем. Из 600 с гаком страниц, можно было бы спокойно выкинуть половину, и ничего не потеря при этом. Очень уж затянуто. И необоснованно затянуто на мой взгляд. Это звучит странно, тем более для меня. Я люблю затянутости. Я Иноземье, Уильямса проглотил. Даже не поперхнулся. А тут сразу бросается в глаза, вот эта вот искусственная затянутость. Это самый большой и главный минус романа. Второй минус, заключается в том, что действие романа происходит как бы в вакууме. Ну вот смотрите. Прошел один акт действия, начался второй. Сменились декорации. И возникает ощущение, что было раньше, того и не существовало. Гармонии не хватает. Не сочетаются эти вот «акты» между собой. Вернее сочетаются, но без какой-то связи друг с другом.

Теперь о плюсах. Безусловный и огромный плюс, это то, что появляются новые виды и новые фракции человечества. Это раз. География. Вселенная становится больше. Третье. Космическая дуэль. Вот это было красиво. И читать было приятно. Едва ли не самое главное достоинство романа. А нет, пожалуй самое главное.

Читая эту книгу, я все чаще и чаще думал, что я недооценил предыдущую. (по хронологии цикла). Так как, этот роман заметно ей уступает. И поэтому, моя оценка 7/10

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, ну, можно было поставить и восемь баллов, но и на один меньше — тоже вполне неплохо для «Ковчега спасения».

Кинга на самом деле очень неплохая, ничем не хуже и не лучше «Пространства...», но вот же в чем дело — и здесь ужасная затянутость, ну абсолютно ненужная. На страниц пятьдесят можно и даже нужно было сделать меньше, но Рейнольдьс графоман, так что я уже привыкший.

Зато, как и всегда, романы «Пространства Откровения» дают нам множество новых идей, которыми богаты произведения Аластера.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кроме хроновычислительной квантовой нейтронной звезды Гадеса, уже появлявшейся, удивительных разумных рас первого романа цикла, здесь есть и разумные свиньи, способы умного уничтожения разумной жизни берсеркерами-ингибиторами, секрет их священной цели, тайны Войны Рассвета, работа двигателей «Ностальгии по бесконечности» и еще много чего вкусного, в том числе и новые путешествия во времени
. Кстати, читатель получит возможность узнать о теории, так сказать, «киноленточной Вселенной». Интересная штука, на самом деле, правда, и до Рейнольдса о ней знал.

И, опять же... Поставить можно было и снова балл повыше, но не очень мне по душе схема автора — тягомотная середина за вкусняшки-разгадки в конце.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх