FantLab ru

Аластер Рейнольдс «Дождь Забвения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
285
Моя оценка:
-

подробнее

Дождь Забвения

Century Rain

Роман, год

Аннотация:

Земляне 23 века обнаруживают копию Земли в отдаленном уголке Галактики. На планете идет 1959 год, но на ней явно под чьим-то влиянием не состоялась Вторая мировая война. В деятельность противоборствующих земных фракций землян 23 века на Земле-2 не по своей воле оказывается втянут парижский частный детектив.

Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2005 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Дождь Забвения
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Century Rain (Gollancz S.F.)
2004 г.
(английский)
Century Rain
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало очень бодрое. Две временные линии: частный детектив во Франции 1959 года и археолог 23 века, исследующая Землю, уничтоженную глобальной рукотворной катастрофой. Сначала между ними нет ничего общего, но в одном из писем, попавших к детективу, мелькнет имя человека, живущего в другом времени, а археолог окажется втянутым в шпионский боевик. И тогда события начнут ускоряться.

После такого начала ожидаешь залихватски бодрого действия, интриг и раскрытия тайн, но вместо этого повествование идет настолько слабо, что впору хвататься за голову и спрашивать: ну как так-то?

Внимание! Дальше будут спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Люди в будущем разделились на прогров и ретров в зависимости от отношения к нанотехнологиям, т.к. именно их необдуманное применение и погубило Землю. Вопрос: почему они ведут между собой холодную войну, временами перерастающую в горячую? Что им делить в космосе: ресурсы, территории, влияние? Это борьба двух идеологий? Но стороны помимо технологии отличаются едва ли не биологически. Получается, все хотят уничтожить противника просто за то, что он другой. Великолепная, рациональная, достойная 23 века причина.

В книге не раскрывают, кто создал сеть подпространственных коридоров. Допустим. Но автор игнорирует вопрос, интересовавший меня едва ли не больше основного сюжета. Кто, как и зачем сделал снимки Земли со всем населением, остановил там время и спрятал по всей галактике?

В одной из таких Земель как раз идет действие (там где альтернативный 1959 год). И там творятся странные вещи. Особо радикальные прогры хотят уничтожить жителей страшным нанотехнологичным оружием. Менее радикальные пытаются их спасти. Главная героиня между делом говорит главному герою, что он ненастоящий — всего лишь копия когда-то жившего человека. День или около того спустя она готова на все ради этого человека и остальных «скопированных». А еще день спустя они разбегаются, потому что принадлежат разным мирам и не могут быть вместе. Вы понимаете, почему так поступают все эти люди? Я — нет.

А вот развитие технологий довольно интересное. Единение человека с наномашинами, многократно увеличивающее способности, нанолекарства и нанояды, перенос сознания и управление космическими кораблями из виртуальной реальности описаны довольно здорово.

Подводя итог: первая треть книги очень классная, но дальше существенно слабее.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это ещё одна великолепная история от Аластера Рейнольдса. Этот писатель прочно входит в мой личный топ-список любимых авторов в фантастическом жанре. Не станет разочарованием и этот роман, который написан в привычном для Рейнольдса стиле, с применением сразу нескольких литературных жанров.

Это и детектив, и фантастика, и любовный роман, причём, самый настоящий, с расследованием, поиском улик, погонями и перестрелками. Особо стоит отметить, что события происходят в альтернативном варианте Парижа и Берлина в 1959 году, с некоторыми изменениями нашей истории. В этом мире не было Второй Мировой войны и пути наших миров разошлись где-то в конце 30-х годов. Главный герой представляет собой собирательный образ сыщика, но не глупого и недалёкого, а имеющего все необходимые для полноценного расследования навыки, плюс ему помогает его напарник.

В книге сразу несколько сюжетных линий. Основной будет расследование в Париже, но и параллельные линии, также вызовут неподдельный интерес у читателей. Конечно, фантастическая часть будет не только интересной, но и познавательной, причём, как автор любит. Он в каждой книге старается предостеречь читателей от чего-то страшного, постоянно касается тем экологии, бережного отношения к окружающему миру. В этом романе, наши потомки смогли сделать непригодной для жизни планету, всего лишь новыми технологиями, которые должны были облегчить жизнь всем людям. Не всегда что-то новое может стать благом, а в этом случае станет гибелью всего живого на планете.

Я думаю, что поклонники автора обязательно прочитают это произведение. Это по-настоящему яркая и необычная фантастика, с неожиданными сюжетными поворотами, логичной завязкой и что самое важное, четким и продуманным завершением. Тем, кто ещё не знаком с книгами Рейнольдса, данное произведение подойдёт отлично. Это самостоятельный роман, не требующий продолжения.

Прочитав практически все изданные романы Рейнольдса от издательства «Азбука», я бы хотел отметить невероятный уровень всех книг писателя. Очень жаль, что по какой-то странной причине эти книги не вызвали бурную реакцию у читателей, в виде книжных покупок. Хочется верить, что Аластер Рейнольдс ещё вернётся к читателям и «Азбука» продолжит радовать его поклонников.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Таакс, это уже четвертая прочитанная книга от этого автора. Прошлые меня пока не разочаровали и... и эта, к счастью, тоже. Как обычно у Рейнольдса — книга немножко оказалась затянута, финальные 100 страниц можно было бы вырезать и не мучить этой тягомотиной читателя. Но сам финал оказался неплохим, так что я ему опять все прощаю. В общем, хорошая приключенческая фантастика с весьма оригинальным сюжетом, как впрочем и все книги этого автора. Также в который раз удивляюсь претензиям некоторых людей на форуме по поводу картонных персонажей и хреновых диалогов. Да нет тут такого! Мы точно одинаковые книги читаем?

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для фантастики тут слишком много старого Парижа. Больше половины проходит без всяких интересных приколов будущего и без новых технологий. Такой миленький детективчик в антураже прошлого века получается. Но читать интересно, герои вышли живые, и хочется все-таки узнать, что же будет в конце. Лично я не совсем понимал, к чему автор все сведет. Вся фантастика начинается ближе к концу, но вперемешку с кучей объяснений всего того, что происходило раньше. Герои не столько делают, сколько обсуждают что было, что есть, и что будет.

Есть некоторые проблемы с мотивацией, не совсем понято кто, что и почему делает. Вот ввязывается героиня в совсем непонятную для нее авантюру, которая оборачивается смертельной угрозой. Зачем ей это? Зачем так мучиться и рисковать ради мира, о котором они не знала еще вчера и, ГЛАВНОЕ, в реальность которого она не верит! Одно дело экстремальный туризм и совсем другое шпионское противостояние заштатного археолога против солдат-мутантов.

Кстати о них, ну вот есть тут какие-то мутанты для военных целей, чем они круче обычных людей? По книге выходит, что ничем! Даже неподготовленная баба валит их пачками из пистолета прошлого века. Да реальные солдаты уже сейчас лучше в 100 раз! Пугали-пугали, а на деле пшык оказался.

Не очень мне понравилась и история этого мира. Надо же, какой-то компьютерный вирус уничтожил историю и всю информацию... Прям вот всю-всю-всю??? Уже сейчас это нереально. Не вся информация хранится на доступных сетевых ресурсах, да и вирусы не настолько всемогущие. И какой же выход предлагается? Нет, чтоб разобраться у себя на столе и навести порядок, давайте вообще не будем пользоваться продвинутыми технологиями!

Где моя палка-копалка?

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатляющая многослойность произведения

***

Перед нами роман Аластера Рейнольдса, написанный в привычной автору манере — космоопера с вкраплениями других жанров. «Звездный лед», например, помимо космооперы содержит элементы социальной фантастики с философским подтекстом и производственной составляющей. В нём Рейнольдс показывает всю подноготную людских желаний — низменных, псевдогуманистических в своей основе. Один из особых моментов для «Звездного льда» — это гендерная подоплека повествования. Оба главных героя были женщинами. Они же и заварили всю кашу.

«Дождь забвения» — космоопера, в которой немалую роль играет жанр детектива (вряд ли нуара, слишком мало мрачности и депрессивности, хотя они и присутствуют). Уже добавляется социальный элемент — макет будущего, где люди поделены на касты. Две самых крупных — это прогры и ретры. Уже из названий становится понятно, кто в какую сторону идет. Казалось бы, всё это уже было, причем не единожды. Киборги, мехи, ИИ и те, кто против прогресса. Ан нет. Мало того, что прогры не однородны по настроению, так они еще в состоянии холодной войны с ретрами. Снова было? Допустим. А вот цели и задачи войны — тут автор разгоняется не на шутку. Что прогры, что ретры гонятся за одним и тем же — за

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разрушенной Землей. А по сему к классификатору можно смело добавить «постапокалипсис»
.

За развитие сюжета отвечают две линии повествования. Первая — это Флойд — частный американский (французский) детектив, который еле сводит концы с концами. Вместе с ним действует его напарник Кюстин. Флойд и Кюстин отлично дополняют друг друга — агрессия и спокойствие, поверхностная, но быстрая аналитика и тонкое восприятие действительности. Конечно же, не обходится без женщины — Греты. Все вместе они расследуют дело — смерть молодой женщины. Копы закрыли дело с грифом «самоубийство». И лишь арендодателю есть дело до смерти Сьюзен Уайт. Вторая линия повествования рассказывает о Верити Ожье — археологе. Ожье получает непростое задание. Она бы и не согласилась взяться за него, да больно уж плоха альтернатива — трибунал.

Не сказать, что сюжет движется семимильными шагами. Сперва кажется, что в произведении хватает воды, однако не верьте этому впечатлению — ружья обязательно выстрелят. И ружей здесь действительно много. Текст при этом у Рейнольдса достаточно приятный и легкий. есть, конечно, хард сай-фай терминология, режущая глас, но это всё-таки космоомера с маркером «научная фантастика», что обязывает к сложным словам и понятиям.

Отдельным моментом хочется выделить стиль повествования. Книга начинается как детектив (причем в обеих линиях сюжета), но чем дальше по тексту, тем больше изменений. К концу детектив превращается в боевик\космооперу, где Рейнольдс сбрасывает козыри и идет ва-банк. И если уж вы вытерпели до финальной четверти, то в проигравших не окажетесь.

Стоит выделить и минусы. «Звёздный лед» читался сложнее — больше специфического вокабулярия, больше действующих лиц, больше сомнительных моментов (противостояние двух женщин). В этом плане «Дождь забвения» проще. Но насколько он проще читается, настолько и проще в нём посыл. И хотя автор поднимает глобальные проблемы —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
выбор пути прогресса — природная или научная революция; ценность победы; неспособность договориться перед лицом глобального конфликта; использование технологий без их точного понимания; альтернативное развитие Земли в случае технологической стагнации 40ых годов ХХ века
, эта книга всё-таки проще «Льда».

Заключение: при всех минусах «Дождь забвения» — интересный, необычный роман. В нем автор рассматривает ключевые моменты будущего людей, показывает пути, по которым идти — себе дороже. Рейнольдс ловко тасует жанры — детектив, боевик, фантастику, заставляя читателя рассматривать происходящее под разными углами. За текстом чувствуется подкованность автора в науке, его интересы и предположения о будущем. Данный роман, полагаю, можно порекомендовать не только почитателям Аластера, но и всем, кому интересна научная фантастика.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман умеренной интересности. Герои неплохие, загадка в романе есть, но чего-то не хватает. Ты вот все время ждешь, что сейчас откроются тайны, люди из параллельной реальности узнают что-то, но ничего по большому счету не происходит. В общем, не знаю. С одной стороны, не жалею, что прочитал. С другой стороны...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нашел пару отличных идей. Одна по поводу путешествия в космосе на кораблях, это когда настоящее тело в этаком защитном боксе, а по кораблю разуливает некий... аватар? И идея резервной копии целой планеты с цивилизацией, которую можно было бы продвинуть, толкнуть, но.... автор пошел своим путем, оставив меня, как читателя, с кучей неотвеченных вопросов, а саму идею, имхо, автор благополучно угробил.

Кто делал резервную копию Земли с цивилизацией? Не отвечено. Понятно, что по замыслу книги ответа на этот вопрос не найдешь, ибо песня не о том, а жаль.

Зачем делали эту самую копию? Понятно, что песня не о том, но ведь, черт побери, именно это то и заинтерерсовало. Автор пошел путем попроще, ограничившись стандартным детективом-боевиком, хотя можно было заморочиться противостоянием, мол, оставить все как есть, или восстановить копию и начать с начала, как-то так. С такой идеей такая куча возможностей и.... сорвалось. Эх.

Ну и, последнее, что озадачило — мотивы злодеев. Они непонятны. Злодейство ради злодейства? Ну, получается, что как-то так, ибо, если их мотив и был где-то прописан, лично я не уловил.

Цитата: Они прекратили войну, которая в нашем мире унесла десятки миллионов жизней. Предотвратили холокост, [b]русский фронт[/b], Хиросиму и Нагасаки.

Класс. Супер.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно любопытный (читабельный!) фантастический роман, который можно в целом отнести к к твердой НФ, хотя смесь поджанровых планов книги немного размывают эту определенность. Особенно интересно воспринимаются попытки автора максимально усилить реалистичность и достоверность происходящих событий, что приводит к некоторому «головокружению», когда пытаешься соединить привычное и непривычное в предлагаемой книжной вселенной.

Присутствует:

= смесь жанров и идей: тут и постапокалипсис, и параллельные миры, и своеобразные «попаданцы», и детектив и еще можно назвать парочку...

+ «достоверность и реалистичность» — фишка Рейнолдса, на которую он делает особый упор и это ему иногда удается очень успешно

= навеки замерзшая Земля после очередного научного эксперимента ученых

= человечество, пытающееся выжить на орбитальных станциях и на колонизированных планетах Солнечной системы

= разделение ветвей развития человечества после постапокалипсиса и вражда этих ветвей между собой (больше делить уже нечего...)

= путешествие через червоточины, «прокопанные», как всегда, когда-то и какими-то высшими инопланетянами

= злобные андроиды

= нанотехнологии в широком ассортименте

Отсутствует:

+ вялотекущий сюжет и повествовательная скука

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже становится (для меня) традицией читать Рейнольдса в новогодние каникулы. Удобно, спокойно, не надо спешить на работу, временем располагаешь в избытке, и наконец самое главное — ИНТЕРЕСНО. Таким был для меня «Дом Солнц». Потом цикл «ПО», теперь вот «Дождь».

Брался за этот роман с некоей опаской — все-таки автор слегка своеобразен, как правило у него очень все интересно и здорово в начале и даже в середине, но финальные страницы вызывают либо удивление (за что он так с нами и со своими героями?), либо раздражение (симптомы практически те же). Поэтому когда книгу дочитал, был очень приятно поражен — значит, может! Может не сливать финал и удержать интерес читателя до самого окончания произведения.

Очень густая атмосфера детектива-с модным ныне словечком «нуар», читается прекрасно, и фантастики в романе хоть отбавляй: тут вам и далекое (достаточно далекое от нашего времени) будущее с уничтожением Земли, и параллельные миры, и чревоточины, ведущие в/из туннели гиперпространства, и прыжки во временные аномалии.

В итоге — замечательная и «вкусная» фантастика с отменной атмосферой, пожалуй это лучший роман автора среди всего того, что я у него прочитал.

А так как роман одиночный и продолжений вроде как не предвидится, то его замечательно читать для ознакомления с автором. И маленькое P.S. — очень хотелось бы, чтобы Азбука продолжила нас знакомить с мирами А.Рейнольдса.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжить аналогию одного из ранее отписавшихся рецензентов хочется словами из песни В. Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул как на пятьсот — и спекся!». Бодрое начало, когда читаешь со все возрастающим интересом, постепенно скатывающееся в заунывное повествование с диалогами уровня «детский сад, штаны на лямках». Дочитывалось это все с большим трудом. В общем, книга хороша (первая треть), но рекомендовать ее я, конечно, не буду. :)

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга. Как будто собрана из нескольких частей или писалась с перерывами. Есть идея. Есть попытка прописать быт альтернативных 50-х, с нуаром и превращением французских полицейских в псевдонацистов — зачем? Это нигде по тексту не «стреляет». Есть попытка изобразить постапокалиптическую Землю на манер мультфильма «Final Fantasy: The Spirits Within» и опять не до конца — о фуриях говорят, но не показывают. Есть попытка описать систему тоннелей с АБО по всей Галактике, почти Врата — но на них почему-то все плевать. Наконец есть война между индейцами навахо и космодесантниками. А описанная пропасть между ретрами и програми (да почему прогры-то, уж скорее мехи какие-либо) еще больше.

Все эти попытки достаточно слабые. А начиная с бегства с Земли-2 — вообще полный провал: игрушечная войнушка, игрушечные прогры. И апофеоз логики:

– Ваша диагностика указывает, что топлива хватит, – осторожно сообщил Тунгуска. – Но только если вы стартуете сразу после приземления. Если задержитесь – никаких гарантий. Картина ясна?

... и ниже ...

Шаттл стоял на низком шасси, похожий в свете фонарей на хромированное яйцо; у раскаленных дюз вихрился туман. Остывая, судно пощелкивало и поскрипывало, будто старая печь... Флойд с Ожье прощались у опущенного пандуса.

Автор издевается?

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Дождь забвения» представляет из себя интересное и органичное смешение различных жанров фантастики. До этого я читал романы Рейнольдса из цикла «Пространство откровения» (одноимённый «Пространство откровения» и «Город бездны»). «Дождь забвения» в основе своей является такой же космической оперой, но включает в себя также детективный шпионский сюжет в дизельпанковском мире. (Хотя, некоторые элементы нуара можно заметить и в «Городе бездны.)

Большим плюсом «Дождя» является то, что это самостоятельный законченный роман, что в наше время редкость. Также здесь помимо приключений есть и социальная составляющая — гражданская война между двумя группами человечества в далёком будущем, фашизм в альтернативной Европе 20-го века. Интересно, что и в части, описывающей далёкое будущее также очень заметны элементы ретрофантастики, что наряду с нуарным альтернативным Парижем создаёт особый колорит. Некоторые идеи романа напомнили «Спин» Роберта Ч. Уилсона, а именно — искусственно заключённая в оболочку планета и порталы сквозь гиперпространство, кроме того главные герои обоих этих произведений являются поклонниками джазовой музыки (но в «Дожде забвения» музыка играет более важную, практически сюжетоообразующую роль). С идеями у автора всё в порядке, и он мог бы быть в литературе кем-то вроде Артура Кларка, если бы несколько сместил баланс остросюжетности и глубины. Лично меня несколько утомляли излишне подробные описания перестрелок, поединков и погонь (хотя кого-то это наоборот привлечёт).

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласна с предыдущими отзывами. Хороший НФ роман, но все-таки первая половина книги больше понравилась, чем вторая, где прорываются супер сказочные фейки. Так как этого автора читала впервые, я думаю стоит почитать другие произведения.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущими своими книгами автор наглядно доказал, что способен создать потрясающую и красивую космическую оперу. Каждая его книга изумляла своим правдоподобным описанием самых фантастических технологий, однако здесь, в «Дожде», оказалось, что Рейнольдс может написать нуарный детектив, отчасти даже атмосфернее, «вкуснее», чем привычная для него НФ.

Примечательна книга в первую очередь крайне интересным смешением жанров. Альтернативный Париж 20-го века в реальности, где не было Второй Мировой, но у которой свои националистические проблемы, и постчеловеческий мир 23-го, после глобальной катастрофы, уничтожившей Землю, но успевшей выбросить остатки человеческой расы в космос, распавшейся впоследствии на враждующие фракции.

Главные герои — детектив, расследующий убийство и археолог, ищущий артефакты на погибшей планете.

А связаны они таким затейливым и непредсказуемым образом, что это сразу же можно отнести к еще одному достоинству романа.

Впрочем, не радужно здесь не только в настроении персонажей и обоих мирах – есть нюанс в самом построении истории, и это кому-то может показаться серьезной проблемой.

Дело в не равнозначности двух сюжетных линий. От начала и до конца книги именно мир возможного прошлого является основным в связке, тщательнее проработанным и в значительной степени живым.

Мир будущего же здесь только придаток, сухой, привычно отыгранный автором на знакомом поле.

Чтобы было нагляднее, можно сравнить сюжетные ветки с музыкальными композициями. Например, нуарный Париж – джазовый «Islands Blues» от Koop — мелодичен, красив и разнообразен. Эта песня понравится даже тем, кто в принципе не слушает «иностранщину».

Двадцать третий век — пауэр-нойз «Coma» от «Converter», «механистичен», искусственен с человеческой точки зрения. И не восприимчив многими.

То же и с персонажами. Парижане, даже те, кто не имеет в тексте своего голоса, имеют образы достоверные и настоящие, а когда дело касается будущего – лишь археолог-главная героиня обладает достаточным количеством индивидуальных черт, и то, только потому, что ей предстоит долго взаимодействовать с героями другой линии – видимо, от них и набралась «жизни». Ее же соотечественники, кажется, совсем забыли, какого это, быть людьми. Они мыслят и поступают по-другому, согласно четким алгоритмам и, соответственно, интерес к собственным персонам поддерживают незначительный. Собственно, различаются они друг от друга только разными наборами аугментаций тел, да приверженностью к одной из двух имеющихся идеологий. А этого же мало.

Хотя, здесь нельзя не отметить, одна часть мрачного будущего все же удалась — совершенные убийцы в телах маленьких детей, отправленные на устранение главных героев. Действуя в старом Париже, они одним своим присутствием создают мощнейший контраст между привычным и запредельным, живым и мертвым. Их появление почти мгновенно превращает книгу в отменный хоррор, с мастерски описанной тревожной атмосферой и ощущением неизбежной смерти.

В целом же, убедившись, что именно неравномерность сюжетных линий является главной и единственной проблемой «Дождя», можно привести контраргумент – в любой реальности подобное присутствует, и это делает ее разнообразнее и интереснее. Конечно, альтернативный Париж великолепен, но и на видение будущего автором также найдутся свои любители.

Ведь атмосферность и качество текста на высоте, интрига не ослабевает, персонажи вызывают сопереживание – а значит, книга удалась.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если отсеять все «наслоения» — то это шпионский роман. Классический причем — внедренного агента убивают, есть подозрения на двойных агентов, поэтому для расследования приглашают человека со стороны, который точно никак не может быть замешан. И этот человек постепенно — вместе с читателем — разбирается в обстановке, обдумывает улики, анализирует поведение персонажей и все ближе и ближе подбирается к разгадке. Так и здесь — вначале совершенно неспешное действие с каждой страницей все убыстряется, какие-то детали, еще десяток страниц назад казавшиеся важными, теряют свое значение, но им на смену приходят другие... А когда истина проясняется, когда становится понятна вся основная интрига — действие романа срывается в штопор погони, ни минуты промедления, и так до самой развязки. Класссический сюжет шпионского романа, великолепно рассказанный.

А сверху на этот шпионский роман «надета» оболочка из ошеломляюще органично сплетенного целого ансамбля фантастических идей: тут и постапокалиптика с погибшей в техногенной катастрофе Землей, и расколовшиеся остатки человечества, воюющие между собой, и сверхцивилизации, делающие фантастические «слепки» истории разумных цивилизаций, и альтернативная история, порожденная вмешательством в избранные моменты исторических событий, и сеть кротовых нор для путешествия по всей галактике и еще целая куча всевозможных сюжетов и образов — и все это очень хорошо сплетено, смотрится единым целым, вполне логично по своей сути.

Это лучшее, что я читал у Рейнольдса и точно входит в десятку лучших НФ-романов, которые я читал за последние лет десять.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх