fantlab ru

Аллен Стил «Смерть капитана Фьючера»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
175
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть капитана Фьючера

The Death of Captain Future

Повесть, год; цикл «Near-Space Series»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

Повесть развенчивает эпоху космоопер. Эпоха романтики в космосе, эпоха ожидания счастья и чудес в вакууме звездного пространства сменилась эпохой бизнеса и зарабатывания денег, космос оказался реальным, холодным и безразличным, а не игрушечным, теплым и комфортным. Неисправимые романтики не способны прижиться в новом мире. Знаменитый защитник правопорядка Капитан Фьючер — на самом деле свихнувшийся неудачник, который слоняется по солнечной системе на ржавой посудине без дела и без цели...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1996 // Повесть

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第29回 (1998) // Переводной рассказ

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1996 // Повесть. 2-е место

номинант
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1996 // Повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1996 // Повесть

Похожие произведения:

 

 


Итерации Иерихона
1997 г.
Новая космическая опера
2009 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 1996
1996 г.

Самиздат и фэнзины:

Вне закона на Луне
2017 г.
Вне закона на Луне
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Thirteenth Annual Collection
1996 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Thirteenth Annual Collection
1996 г.
(английский)
The Best New SF 9
1996 г.
(английский)
The Best Alternate History Stories of the 20th Century
2001 г.
(английский)
The Space Opera Renaissance
2006 г.
(английский)
Sex and Violence in Zero-G: The Complete
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лауреат Хьюго 1996 года, Премии Сэйун 1998 года, номинант Небьюла 1996 года.

В наши дни цикл «Near-Space Series» с разрешения наследников Э. Гамильтона цикл продолжает Аллен Стил.

Ироническое завершение эпопеи капитана Фьючера. Интересные приключения с участием- как получается по сюжету- наследников собственности капитана. А как с наследством героизма и самопожертвования? Автор оставляет нам надеяться на такое продолжение.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

При одном взгляде на название повести, я сразу же решил, что это какая-то пародия или по крайней мере стилизация. Я ошибся. Постмодернистский элемент здесь безусловно присутствует, но это самостоятельное произведение, не связанное напрямую с творчеством Э. Гамильтона, хотя вполне заслуживающее эпитета «посвящение». Повесть относится к авторскому циклу о Ближнем космосе из которого на русском пока доступны ещё лишь пара рассказов. В свое время автор получил за эту свою работу статуэтку «Хьюго» и номинацию на «Небьюлу», а также был отмечен и рядом других известных наград. По сути здесь мы имеем попытку перекинуть мостик от старой космической оперы к современной, художественными средствами автор анализирует достоинства и недостатки жанровых основ, пытается ответить на вопрос о дальнейших перспективах космооперы.

Итак, на дворе 2076 от Р.Х., т.е. человечество активно колонизирует планеты Солнечной системы, но ещё не вышло за её пределы. Романтика освоения новых рубежей отходит на второй план, космические бродяги обеспокоены в первую очередь выживанием в условиях монополии Трансгалактической Ассоциации, единственная надежда на профсоюзы, но правда жизни в том, что достойной работы всё равно на всех не хватит, а удел неудачников — до гробовой доски прозябать на внутренних рейсах, курсируя между Луной и Землей. К числу простых тружеников космоса относится Рор Фурланд, от лица которого ведется повествование. Получив единственный в жизни шанс — место на корабле, занимающемся грузоперевозками на Юпитер, он должен точно в срок прибыть в пояс астероидов, проблема в том, что никто не горит желанием доставить Рора в пункт назначения.

Чтобы добраться на искомый астероид вовремя Рор готов принять любую помощь, даже занять пост второго помощника на «Комете», принадлежащей Бо Маккиннону — худшему капитану ТГА, называющему себя капитаном Фьючером — в честь известного литературного героя. Владелец «Кометы» — настоящий космический Дон Кихот, живущий в мире собственных фантазий. В его лице автор высмеивает тех фанатов космической оперы, кто бесповоротно застыл в прошлом. Маккиннону важнее форма, нежели содержание — его кают-компания украшена постерами обложек старых палп-журналов, бережно помещенных в рамку и под стекло, бортовой компьютер носит прозвище Мозг по аналогии со свои собратом из цикла Э. Гамильтона, а за каждым встречным астероидом новоявленной инкарнации Фьючера мерещатся базы космических пиратов и заговоры тёмных властелинов.

В противовес своему капитану Рор Фурланд являет собой тип героя современного — деятельного, смекалистого, смелого, но делового, готового если надо на риск, но напрочь лишенного нелепого выспреннего пафоса, которым пропитан образ Маккиннона. Основной квест произведения специально создан из жанрового штампа, чтобы дать нам возможность наблюдать в сравнении реакции на сюжетные повороты героев старого и нового типа. Попутно автор затрагивает и злободневную тему ксенофобии — разделения человечества на Лучших и Прежних в результате генетических экспериментов. Первая помощница капитана относится к расе Лучших и выполняет роль своеобразного переходящего знамени, по умолчанию её симпатии на стороне Фьючера, но постепенно она начинает проявлять интерес и к Фурланду, т.е. Джери — это одушевленный индикатор изменений.

Условные главы повести отделяются друг от друга цитатами из произведений Э. Гамильтона, причем каждая цитата подобрана именно так, чтобы соответствовать сюжету. Любить что либо всем сердцем — не означает пытаться удержать это любой ценой, но уметь вовремя отпустить — это справедливо в т.ч. и для литературных, телевизионных сериалов, кинофраншиз. Бесценный опыт и жанровые основы, заложенные тем же Э. Гамильтоном, нельзя забывать ни в коем случае, но постепенно подобные работы становятся достоянием истории, обителью теплой ностальгии. Помнить о прошлом, но постоянно двигаться вперед — к этому призывает автор. Герои уходят, но остаются в памяти читателей, становятся легендой. При этом А. Стил подводит черту своим размышлениям о нынешнем состоянии жанра: «Король умер? Да здравствует король» — и с этим вряд ли поспоришь.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть. Качественная и интересная. Читается за один раз, но вот ожидал я от нее немного не этого. Я не увидел в книге того конфликта между романтизмом и жестокой реальностью, который предполагался, а увидел лишь конфликт глупого человека с умным. Непонятно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зачем Стил сделал капитана таким идиотом,
ведь из-за этого весь смысл книги исчез, оставив лишь какой-то недоделанный каркас. Но это сугубо мое мнение, а книгу прочитать все равно советую.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своем роде постмодернизм в фантастике. Рассказ о никчемном капитане космического транспортника, начитавшимся фантастических романов Э.Гамильтона и возомнившем себя капитаном Фьючером… Рассказ очень не плох — в меру ироничен, в меру трагичен, читается на одном дыхании, хотя где-то к середине и догадываешься, чем все дело кончится. Да, и написан рассказ очень профессионально, цитаты перед каждой главой из реальных романов Гамильтона, очень уместны и даже умиляют. Думаю что для Стила, Гамильтон – писатель из детства, впрочем, как и для меня, и хотя я понимаю что если перечитаю я сейчас «Звездных королей», скорей всего, или буду плеваться, или смеяться над самим собой с мыслью – «что ж мне там так в детстве нравилось», но, тем не менее – к Гамельтону отношусь как к частичке детства, думаю, и А. Стила вдохновили на написание этого рассказ схожие чувства.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпиграфом могли бы послужить слова из замечательного вестерна «Человек, который убил Либерти Вэланса»: «Когда жизнь противоречит легенде, мы выбираем легенду».

Это не пародия на супергероя Эдмунда Гамильтона, а просто показ человека, одержимого этим самым героем, и желающего стать с ним вровень.

Окружающим трудно уживаться с подобным героизмом, о чем, собственно, и расскажет прлизведение

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прав автор, это не пародия на гамильтоновского капитана Фьючера, а попытка автора представить, каким мог бы стать капитан Фьючер в современной реальности. Ведь на самом деле романтики в космосе также мало, как и на Земле, все в руках могущественных корпораций, и обыкновенных людей больше заботят не мифические пираты, а реальные проблемы: безработица, голод, неизлечимые болезни, чтобы выжить, людям приходится браться за любую работу, в том числе идти на панель.

Капитан Фьючер-романтик, который живет не в своем мире и времени, и пусть он читает старые комиксы, покупает ракеты для обороны/нападения от пиратов, помогает своей помощнице, но на самом деле ему тут не место. И вполне логична в этом ракурсе его смерть, глупая, лишенная романтики, вполне обыденная смерть. Именно так закончился золотой век фантастики, на смену ему пришел реальный мир со всеми его проблемами и недостатками, именно так закончилась и эпоха капитана Фьючера.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная повесть. Финальный акт. Последняя нота. Время изменилось: на смену жизнерадостным, полным энергии, оптимизма и ожидания историям о ковбоях космоса — космооперам, — пришла новая реальность: экономические и социальные проблемы, безработица, информатизация и средства коммуникации. Миром правят корпорации, а не герои-одиночки. Люди заняты выживанием, они погружены в быт и случайности жизни, а не в глупые поиски любви, счастья и справедливости. Главный конфликт повести: конфликт времен. Новое время подминает под себя и перечеркивает — мечты, стремления, надежды прошлых поколений.

Капитан Фьючер не способен приспособиться к новому времени: нет деловой хватки и пронырливости, нет умения находить выгоду, слишком много пафоса и главное — окружающий мир-Космос, — совсем не тот, в котором пытается жить герой. Смерть Мечты. Смерть капитана Фьючера. Дети взрослеют, и все ребячества, все прежние игры в суперменов и героев — должны стать Сказками, даже если для этого что-то должно погибнуть...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх