fantlab ru

Глен Кук «Чёрный Отряд»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
3601
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный Отряд

The Black Company

Другие названия: Десять поверженных

Роман, год; цикл «Хроники Чёрного Отряда»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 220
Аннотация:

Давным-давно, в самом начале эпохи Владычества, за столетия до основания империи Госпожи, Властелин победил своих самых опасных соперников и заставил их служить себе. Так у него появились десять злодеев, прозванных вскоре Десятью Взятыми. Белая Роза подняла народ против жестокого правления Властелина и Взятые были погребены вместе с ним в Курганье. Но уничтожить их она не смогла...

Минули мирные столетия и притупилась людская бдительность. Триста семьдесят лет понадобилось воскресителям, чтобы открыть Курганье. Один любопытный колдун попытался войти с Госпожой в контакт. Госпожа использовала его, чтобы вырваться на волю, и Десять Взятых восстали из могил вместе с ней, однако Властелин остался в оковах. Древняя Империя вновь восстанет из праха после почти четырехсот лет забвения, а тень Властелина вновь нависнет над миром. В течение жизни одного поколения они создали новую империю тьмы. И с этой империей сражались вот уже два поколения повстанцев, чьи бесчисленные пророки твердили, будто власть Госпожи падет, когда в небе будет видна комета. Но самые опасные их пророчества говорили о ребенке, который станет реинкарнацией Белой Розы. Поныне мятежники тратят немало энергии на поиски этого ребенка, которая должна скоро родится вновь, в другом воплощении, и приведет их к окончательной победе.

Война – дело жестокое, и участвуют в ней жестокие мужчины. Боги знают, что Черный Отряд – не херувимы. Это компания духовных изгнанников. У каждого есть свое прошлое, окутанное плотным туманом. Но всему есть пределы. Они, солдаты Отряда, лезут в драку без особого энтузиазма. Никто не споет песню в память о них. Они последние из Свободных Отрядов Хатовара. Их традиции и воспоминания живут только в Анналах. Скорбеть о них могут только они сами.

С одной стороны – Отряд, с другой – весь мир. Так это было, так оно и останется.

В их войне с повстанцами они служат стороне, которая считалась темной. Они видели, что приверженцы Белой Розы творят гораздо больше зла, нежели те, кто служит Госпоже. Явные злодеи по крайней мере не лицемерны. Они несут с собой тьму, и это не их вина. Они Черный Отряд. Добро и зло – категории, не имеющие к ним отношения. Они просто солдаты, которые продают свой меч.

А тем временем Госпожа — полубогиня зла, воплощение тьмы, ожившая тень, как паучиха, сидит в центре черной паутины. Что могло произойти настолько важное, что она стала обращать внимание на чувства таких, как он? А где же их место в этой схеме? Как им вырваться из этой схемы?


В произведение входит:


8.32 (235)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Десять поверженных
1993 г.
Черный Отряд
1997 г.
Черный Отряд. Тени сгущаются
2000 г.
Черный Отряд
2008 г.
Черный отряд
2008 г.
Черный Отряд. Тени сгущаются
2008 г.
Черный отряд. Тени сгущаются
2008 г.
Черный Отряд
2013 г.
Хроники Черного Отряда
2018 г.

Аудиокниги:

Чёрный Отряд
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Black Company
1984 г.
(английский)
Annals of the Black Company
1986 г.
(английский)
The Black Company
1989 г.
(английский)
The Black Company
1992 г.
(английский)
The Black Company
1997 г.
(английский)
Im Dienst der Seelenfänger
1999 г.
(немецкий)
Chronicles of the Black Company
2007 г.
(английский)
Chronicles of the Black Company
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  47  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полное разочарование. Начал читать, ориентируясь на рекомендации Фантлаба, хвалебные рецензии и звание классики «темного фэнтези». В итоге дочитал, с огромным трудом. Имхо — типичный образчик развлекательно-фэнтезийной макулатуры.

Если коротко:

1) Персонажи. Их нет. Не знаю, где другие читатели увидели яркие характеры. Все поминают Костоправа. А что мы узнали о нем благодаря первой книге цикла? Его внешность, прошлое, черты характера — все это у Кука осталось за кадром. Про десяток других, «именных» персонажей и говорить нечего — болванчики без внешности. Остальные тысячи членов Черной гвардии не удостоились даже имени.

2) Мир. С миром все также. Названия пустых городов, и только. Нам неизвестно ни социальное устройство, ни народы, этот мир населяющие, ни религиозные культы, которые исповедуют жители севера. Ничего нет в мире, кроме Леди и поверженных и повстанцев.

3) Сюжет. Толпа мужиков ходит туда-сюда, сражается, играет в «тонк». То бишь, по пустому миру бродит толпа персонажей без внешности, совершая поступки, описываемые автором одним-двумя предложениями в десяток слов.

4) Язык. Он ужасен. Может виноват переводчик, но по-моему, у произведения с хорошим, литературным языком такого паршивого перевода быть просто не может.

Про отсутствие логики повествования, идиотское поведение героев (типа демаскирующих заклинаний, применяемых во время разведки на виду у противника) и т.д., пожалуй умолчу. Как и про армию в 250 тысяч человек, непонятно чем кормящуюся в разоренной гражданской войной стране.

В общем, знакомство с циклом для меня совершенно точно закончится на «Черном отряде». Есть правда сомнения, что после этого руки дойдут до приключений Гаррета.

Оценка: 5
– [  46  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, смог дойти только до момента, где Загребущий (главнокомандующий армией повстанцев во время войны) несколько недель (!!! это во время войны-то), приходил и приходил (по ночам) на площадь некоего города (так и не понял либо нейтрального к нему, либо, скорее всего, оккупированного его противником), чтобы посмотреть на нечто, выставленное на площади. А его враг — один из самых могущественнейших злых магов, который до этого мчался, не теряя ни секунды через пургу дабы заполучить Загребущего, наблюдал (несколько недель!!!) за происходящим из окна. Терпение мое иссякло. Чаша абсурда переполнилась. Дальше это читать не могу!

Как я понимаю, Глен Кук взял эпатажем. А что? Позаимствовать у Толкиена десятерых кольценосцев, воскресших вместе с... (нет-нет, учтем, гендерную политику и пол читательниц), но описать не с точки зрения сил добра, а, как бы наоборот, с точки зрения сил зла. Хорошая идея! Свежая, главное! Созвучная бунтарству молодежи. Но будут ли читать? Значит не совсем с точки зрения зла, а может быть и совсем не зла, а с точки зрения бывалых наемников, которые служат злым силам, вырезают спящих и прочее (типа без соплей), хотя где-то в глубине души сохраняют понятные (и близкие) нам человеческие чувства. Например, самый крутой из них роняет скупую слезу при виде несправедливости. Изо всех сил стремятся выполнять свой контракт. Ну а чтобы создать атмосферу — процентов 5-10 всего текста, с которым я познакомился, посвящен тому, как наемники играют в карты.

Извините за сарказм (кстати, по Глену Куку сарказм очень свойственен многим наемникам, так, уже в первых двух главах об этом говорится прямо: «когда ты произнесешь что-либо без сарказма, Костоправ, я лягу и помру на месте, – пообещал Ильмо» или «Поддатый, у которого сарказм в крови»),

но достало... не проработанностью деталей, нелогичностью поступков, несостыковками и предсказуемостью.

Это далеко не Толкиен... Увы.

Оценка: 5
– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно скучная книга. Заставила задуматься «почему же все её так любят?». Читая, не мог избавиться от мысли, что передо мною литературный шлак. Больше половины объёма книги текст автора состоит из бесконечных «Мы пошли на север. Прошли тридцать метров. Пришли на юг. Я повернул голову направо. Там играли в карты. Я тоже сыграл. Одноглазый напился и побуянил. Затем поднялся бунт. За десять минут мы его подавили. Вздохнув, пошли дальше на север. Через полчаса пришли». Причем буквально — предложения настолько короткие, что диву даёшься — и вот это «произведение» так превозносят? Смысла нет, тайн нет, сюжета нет. Одни суровые неинтересные будни, описанные скупым языком.

В первый раз интересно становится при пленении Шёпот. Второй раз — и уже до конца — примерно во второй половине предпоследней главы, про осаду Башни. То есть, считай, самый конец книжки. Появляется интрига, тайны, появляется сюжет и его повороты. Вот так вот внезапно, становится читать интересно. Дам всей серии шанс. Порылся в местных рецензиях, нашёл немного похожих на мой отзывов, с улучшенными мнениями о последующих книгах. Что ж, понадеюсь на последующие. А читать 10 книг о «Мы пошли направо. Постояли. Мы пошли налево» я не вынесу.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж вышло, что последние два-три года выдались для меня весьма скудными в плане чтения, с начала 2021-го года и до этого дня я прочитал 14 полноценных романа, что, конечно, очень мало, но что ещё страшнее, так это то, что в последний раз я брался за большой цикл книг в жанре фэнтези (да и вообще в любом жанре) и дочитал этот цикл до конца аж в 2014 году. Уж не знаю почему, но большие талмуды стали мной упорно игнорироваться, видимо из-за нехватки времени, где-то мнимой, где-то реальной. Однако весь цикл о Чёрном Отряде изданный в серии «Звёзды новой фэнтези» от «Азбуки» был мною успешно собран и благополучно заброшен на книжной полке, ведь, как многие знают, купить книгу частенько легче, чем её прочесть. Но вот час пробил, и рука всё-таки удосужилась вытянуть этот увесистый кирпич из шкафа.

И после выше описанного «Чёрный Отряд» был просто обречён мне понравится, ведь ничего подобного я давно не читал, а большие фэнтези-циклы, такие как «Гарри Поттер», «Ведьмак» или «Песнь Льда и Огня» и так становились одними из любимых моих произведений. О каких-то минусах книги я узнал уже после прочтения отзывов в сети, самого меня книга так увлекла, что я ничего плохого почти не замечал, к тому же наиболее частые претензии к этой книге, явно дело вкуса. Но давайте будем отталкиваться именно от них.

Первое, что часто упоминают, книга скучная, мир не прописан, язык сухой. Но цикл не зря называется «Хроники Чёрного Отряда», повествование ведётся от первого лица главного героя, который является летописцем Отряда и читаем мы именно его летопись. Записывает же он важные для Отряда события, которые происходят именно в его исторический период. Какие-то моменты он опускает, подмечает, то что интересно ему самому. Важные события описывает более подробно, но не во всём он может принимать личное участие, что-то приходится записывать в перерыве между битвами или во время осады. К тому же главный герой — Костоправ, ещё и врач, операциям и прочему он тоже должен уделять время. И, по-моему, манера повествования автора хорошо передаёт, что это именно хроники.

Мог ли Костоправ более подробно описать мир, в котором живёт? Может и мог бы, однако не стоит забывать, что Хроникам уже минимум сотни лет. Для Костоправа это привычный мир, наверняка уже описанный множество раз до него. Легче ли от этого читателю, жаждущему подробного описания мира? Думаю, нет, но лично меня это не смутило. Само повествование увлекло меня достаточно, чтобы книга легко читалась и тем интереснее было собирать в голове ту информацию о мире, что попадалась по ходу книги. Здесь же следует помянуть, что автор не описывает, как выглядят и во что одеты персонажи. Опять же это можно объяснить тем, что Костоправ не считает, что это важно для истории, либо что он уже описал основных членов отряда, до начала сюжета, ведь он тоже стал летописцем ещё до начала повествования и вряд ли он задаётся вопросом — «во что это наш Капитан сегодня нарядился?». К тому же невозможно описать всех членов братства, ведь в моменте их может быть тысячи человек. Для меня описания одежды или внешности героев и так обычно дело второе, поэтому отсутствие таких подробностей плохо на мне точно не сказалось. Возможно это даже придаёт большей динамики книге.

Второе, что обычно ставят в упрёк, постоянные марши Отряда из города в город, битвы, вылазки, подавления мятежей и затем безделье, почти всегда сопровождаемое игрой в карты. И так раз за разом. Проще говоря — рутинность происходящего. С этим трудно спорить, структура романа действительно такая, много быта жизни наёмного отряда, много пеших маршей, но опять же мне это понравилось и здесь дело вкуса. Утверждать, что здесь нет центрального сюжета я бы не стал, он может и простой, но он есть.

По сюжету Чёрный Отряд – это древний отряд наёмников, славящийся тем, что всегда верно выполняет заключённый контракт. Отряд можно сказать элитный, но в своей истории они видели далеко не только одни победы, это не книга о бравых бойцах, которые всегда и везде побеждают. В начале книги мы застаём их в неком упадке, нужда заставляет их вступить на службу тёмной Госпоже, которая некогда правила империей вместе со своим мужем — Властелином, но они были побеждены и погребены на долгие столетия в результате мятежа против их деспотичного правления. Но они не погибли и Госпожу сумели вернуть вместе с Десятью Взятыми – могущественными колдунами, порабощёнными Властелином. Госпожа построила новую империю, но против этого поднялся новый мятеж. Именно против мятежников придётся воевать Отряду, который служит тем, кто ему платит в независимости от того силы это зла или добра. Но мир книги не делится на привычные добро и зло, обе стороны могут оставить после себя гору трупов и разруху.

Некоторые считают, что сам Отряд в этой истории слишком благороден и является явной светлой стороной. В какой-то мере это действительно так, главный герой и некоторые другие могут сомневаться той ли они стороне служат, однако дело своё они делают. Костоправ к тому же признаётся, что нелицеприятные деяния Отряда, такие как грабежи и насилие в захваченных поселениях, он старается не записывать, дабы не порочить честь Отряда. Но всё-таки эти деяния есть, хоть и с оговоркой, что таким обычно занимаются недавно поступившие на службу братья, ветеранам же, то есть главным героям истории, это уже не так интересно. Но, конечно, хотелось бы чтобы такие важные детали поменьше умалчивались нашим летописцем.

Про персонажей в отзывах пишут обычно два противоположных мнения. Первый вариант — персонажи пустые, не прописанные. Второй – автор сумел лёгкими мазками оживить всех своих героев, сделав их живыми и правдоподобными. Истина здесь, наверно, где-то посередине. У меня и самого возникает ощущение, что сперва появляется прозвище героя, а потом он выполняет функции согласно своему имени. Костоправ – лечит, Молчун – молчит, Капитан – командует, Лейтенант – помогает Капитану, в Отряде появился таинственный человек – ну значит это Ворон. Однако к этим героям быстро привыкаешь и как-то проникаешься. Кроме разве что Одноглазого и Гоблина – двум колдунам, вечно устраивающим словесные перепалки и магические подлянки друг другу, которые иногда перерастают в магические же сражения. И ладно бы это было один, два раза за книгу, но когда это происходит в момент, где герои скрываются от врагов, а сражение колдунов заметить не трудно, и враг их таки замечает… В общем балаганистое поведение этих персонажей действительно может утомить.

«Чёрный Отряд» был написан уже давно и стоял на истоках Тёмного фэнтези. И наверняка, есть книги в этом жанре куда более мрачные и тёмные, вышедшие уже позднее. Не скажу, что здесь атмосфера прямо тёмная-претёмная, однако весёленьким этот мир явно не назовёшь. Мир «Чёрного Отряда» — это мир постоянных войн, войска обеих сторон наступают и отступают, оставляя после себя разруху и смерть. Герои не идут побеждать силы Тьмы, они им служат за деньги. Да и силы Тьмы здесь достаточно приземлённые, тех же Взятые вполне себе смертные и не лишены человеческих пороков, амбиций и желаний. Есть во всём происходящем атмосфера безысходности, невозможности победить, ведь нет однозначной хорошей стороны. И в итоге тебя, как читателя, прибивает к Отряду, здесь есть атмосфера братства и семьи, есть свои законы и кодексы и главное для них – не быть перемолотыми в жерновах войны.

Итог: «Чёрный Отряд» классическое тёмное фэнтези, атмосферное, но в чём-то возможно простое и устаревшее в глазах современного читателя. Зная это, я специально начал знакомство с жанром именно с Глена Кука, а не к примеру, с Аберкромби. Для искушённого читателя книга действительно может быть простоватой, но то что для одного человека будет минусом этой книги для другого вполне может быть плюсом и наоборот. Ознакомиться однозначно стоит, читается книга легко, но для этого нужно погрузиться в этот мир. А впереди ещё много произведений, поэтому думаю лор ещё раскроется в дальнейшем.

Оценка: 10/10. Здесь отмечу, что всё познаётся в сравнении и свои оценки я не отливаю в граните. Оценка может и немного поменяться, например, если другие части того же цикла окажутся заметно лучше и нужно будет как-то тогда разграничить их между собой. Но общее впечатление всё равно останется положительным и Глен Кук однозначно мой автор.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чёрный отряд, по заверениям некоторых, просто эталон тёмного фэнтези. Серо-чёрная мораль, магия, поголовные страдания, всё в комплекте. Я сразу приготовился к худшему, чтоб сильно не разочароваться, всё-таки Кук, как мне говорили, то ли на заводе, то ли в автомастерской работал. А рабочий с завода не кажется мне способным сразу создать в литературе нечто достойное.

Так и получилось.

Сюжет вертится вокруг Чёрной Гвардии: не отягощённых моралью наёмников-головорезов на службе у ЗЛА. Что из себя представляет это ЗЛО? Чем оно отличается от противостоящих ему и Гвардии повстанцев?

Практически ничем. Только некоторые из командования ЗЛА не очень красивы, а потому носят маски, ЗЛО же должно быть безликим. Ведь они буквально вылезли из могил и никого не хотят пугать своим очень злым лицом. Какая забота!

В остальном противоборствующие стороны походят друг на друга как две капли воды.

Тут не покажут ужасных ужасов войны, не покажут в красках идущие вслед за войной голод и болезни, лишь за кадром новобранцы Гвардии кого-то насилуют -- то есть занимаются тем, что делает любой порядочный солдат после захвата вражеского города -- да вскользь упоминается наличие у хрониста сновидений про маленьких девочек, строчки на четыре. Понятно, что людское мировоззрение меняется, меняется и отношение человека к разнообразным мерзостям, потому когда Кук написал первую книгу, то даже такие короткие сцены могли кого-то шокировать, но чёрт побери, мне эти наймиты кажутся едва ли не паладинами, только в чорном-пречорном и хмурятся, чтоб читателю точно было видно всю их чорную натуру

Сама Чёрная Гвардия описывается эдакой «семьёй» в тысячу человек. 990 гвардейцев представляют собой мебель, в смысле, что они есть и на этом их свойства заканчиваются. Эта мебель достойная, честная. Якобы никогда не отступающая с поля боя, о чём прямо говорит автор. При этом всё что они делают на протяжении целой книги это сливают войну и отступают. Убили командира повстанцев и отступили где-то за кадром, ведь их почему-то теснят. Вырезали лагерь неприятеля? Отступили ещё раз, снова их теснят. Командование ЗЛА в это время с удовольствием убивает и подставляет друг друга.

Есть в Гвардии и «прописанные» персонажи, например, Гоблин и Одноглазый, они на протяжении всей книги устраивали шуточные, не несущие никакой смысловой нагрузки магические дуэли. Раз устроили, ага. Два устроили, ну ладно. В один момент читать про отношения этой сладкой парочки мне надоело и остальные вставки с ними я просто пролистывал, чтоб осталось место в памяти для других бессмысленных сцен.

Стиль изложения донельзя сухой, предложения состоят из пяти-шести слов. Персонажи либо блеклое нечто с неясно какой внешностью, либо упоминающиеся вскользь безымянные болваны. Мир пустой и не прописанный, недостаточно назвать город Розы или Берилл и на этом закончить мироописание.

Баталии формата: «мы пошли налево, убили врагов. Сыграли в карты. Пошли направо и потом отступили» быстро приедаются, но ближе к концу автор начинает очень щедро одаривать читателя «чернухой»: «мы пошли направо. Убили 200 тысяч человек. Сыграли в карты. Потом отступили и пошли налево».

Сюжет просто никакой и без интриги. Ну, могло было и хуже, и на том спасибо.

Ну да ладно, это же стиль такой! Это ведь оправдывает автора?

Говорят, что у Кука получилось только на четвёртой книге, но не уверен, смогу ли я выдержать ещё две части подобного «стиля».

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман любого фантастического цикла всегда показателен. После его прочтения чешешь голову и принимаешься решать главную проблему: читать дальше или не читать? Время — деньги, а непрочитанного в списках много. Вот и думаешь, размышляешь...

«Чёрный отряд» — это яркий пример весьма неодназначного отношения к прочитанному с моей стороны. Почему только с моей? Количество отзывов на ФантЛабе заняло 11 страничек сайта, а числом превысило 160! это ли не показатель!? Разброс оценок от 1 до 10. Так что прочитать первую историю этого цикла стоит хотя бы ради того, чтобы выяснить суть таких противоречивых оценок и отзывов со стороны читателей.

Перед нами ряд эпизодов из истории отряда наёмников, который существует уже четыре столетия, соблюдая букву заключённых контрактов. И «чёрным» отряд называется не потому, что он творит «чёрные дела»,хотя он их , безусловно, творит, а потому что первый состав этой разношёрстной компании воинов и колдунов, состоял из чернокожих людей, по нашему — негров.

Излагает события в форме нестандартной хроники штатный лекарь отряда по прозвищу Костоправ, по-совместительству ставший летописцем. Так что, все происходящие события мы видим его глазами, через призму его взглядов, оценок, симпатий и антипатий, что, конечно же, накладывает отпечаток на всё имеющее место быть действо романа.

Ведь он по факту необъективен. У него (он сам в этом признаётся) не хватает смелости писать всю правду о своём отряде мерзавцев. Да «они злобны, жестоки и невежественны», но они его братья, его единственная семья. Костоправ пишет:«... а в детстве меня научили не говорить скверно о родственниках. Старые уроки забываются труднее всего.»

"– Мы не герои, – продолжил Капитан. – Мы сильны. Мы упрямы. Мы стараемся соблюдать условия контракта. Но мы не умираем за проигравших.» Эта фраза командира отряда под лаконичным «именем» Капитан могла бы стать эпиграфом к тексту, так как очень хорошо отражает суть большинства героев романа.

У них нет бэкграунда, их прошлое мертво и полно тайн. Остались лишь короткие прозвища: просто Капитан, просто Лейтенант, просто Костоправ (читай просто Лекарь, просто Доктор, просто Врач), просто Гоблин, просто Молчун, просто Одноглазый, Косоглазый, Кудрявый, Рассол и так далее, и тому подобное. Такой суровый минимализм должен подчеркнуть мрачную, жестокую атмосферу борьбы Зла большего со Злом меньшим, где всем вообще «поровну» как тебя зовут. Ты — инструмент в чьих-то руках. А вот где, как и какое «зло» тебя использует, часто непонятно. На стороне какого «зла» добро?! Ха! Знает только Ктулху Всеведущий! Не уверен, что сам Кук это понимал, отдавшись на волю развивающегося сюжета. Поэтому не случайно мы видим как вожди мятежников становятся слугами империи Госпожи (и здесь минимализм дефиниций строго соблюдается, перед нами просто Госпожа), а Взятые плетут интриги против неё. Они, кстати, тоже прозваны очень сжато: Душелов, Хромой, Крадущийся и прочие. Одни из них выписаны автором весьма контурно, другие влоть до жутких подробностей внешности. Вспоминаю эпизод, когда Костоправ чуть не обмочился после улыбки Хромого.

Автор весьма скуп в описании сеттинга. Да, никаких особых подробностей жизни и быта Отряда мы не наблюдаем: оживляют повествование лишь игры-споры-приколы колдунов и бесконечные карточные игры на деньги, тоже являющиеся основой для многочисленных шуточек-прибауточек персонажей в адрес друг друга. Вызывает недоумение бесконечная особенность Костоправа оказываться в центре любого мало-мальски важного для развития сюжета действия. Да, и огромное количество роялей, которые таскают за собой и на себе герои, особенно вышеупомянутый доктор-летописец ничего кроме постоянного раздражения не вызывает.

Много «копирайта», много аллюзий — от концепции Взятых до битвы при Чарах, с известными авторами, но они не вызывают впечатления откровенной вторичности.

Но, блин,читается интересно. За героями, их трансформациями и приключениями следить интересно. Событий много, крови достаточно. Есть магия, сражения, интриги и предательства. А что ещё нужно, мятущейся душе любителя фэнтезийного чтения?

Где-то, конечно, тексту Кука не хватает развития, где-то завершённости. Хромает логика, сбоит и рвётся ритм, но в общем и целом «Чёрный отряд» — это книга достойная прочтения всеми кто по-настоящему интересуется фантастической литературой дарк — направления, сорри за не совсем точное определение. Не буду ещё раз напоминать всем о роли, которую роман сыграл в развитии жанра. По мне, так «по-честнее» многих современных произведений было написано.

Создано почти 40 лет назад. Думаю уже можно и нужно отнести к классике жанра. А классику необходимо знать.

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разные отзывы я слышала и читала про «Чёрный отряд», но у самой руки до него долго не доходили. И вот по счастливой случайности я приобрела два первых тома в бумаге и решила уже прочесть.

Давненько у меня не было такого, чтобы я так мучительно читала книгу. Бывают случаи с плохим изложением, но хорошим сюжетом или наоборот. В этой книге и язык и сюжет для меня оставляли желать лучшего. Было просто скучно. Персонажи совсем без внутреннего мира, действия их по ходу повествования крайне странные. Да я понимаю, что описание ведется от лица одного из героев — он летописец отряда, а значит по сути дела мы читаем дневник. Но нам со стороны рассказывают о захватах городов, сражениях, магии, а всё это выглядит так сухо и неинтересно.

К примеру, про сражения:

«Мы только что завершили наше первое значительное сражение, разгромив отряд мятежников, вдвое превосходящий нас по численности. Это не составило труда – против нас сражались зеленые новобранцы, к тому же нам помогали колдуны. Мало кому из противников удалось бежать.»

И это всё… Хоть бы одну сцену боя можно было описать для правдоподобия.

К примеру, про магию:

«Четыре наших колдуна совместно сотворили нечто магическое и защитное, и теперь это нечто с потрескиванием двигалось впереди. Сам воздух выбрасывал голубые искры. Впереди шли солдаты с алебардами, их прикрывали арбалетчики. Еще десяток солдат, в том числе и мы, вошли следом за ними в штаб синдика.»

Как и на что их магия действует, не понимает даже сам летописец, что уже говорить про читателя.

Возможно в следующих книгах нам раскроют все тайны, характеры, и мир станет более объёмным, но на данный момент, желания читать дальше у меня нет.

Ругать конечно легче чем хвалить, но увы у меня с началом данного цикла пока отношения не сложились.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий или четвертый раз я пытался осилить этот роман. Предыдущий опыт его чтения (лет 7-8 назад) я таки довел до конца — но с такими паузами между главами, что к развязке уже мало что понимал. Пару дней назад взялся прочесть нормально, чтобы таки составить какое-то внятное мнение, но... Это невозможно читать. Глотнуть никакущую книгу только чтобы «закрыть гештальт» — жаль потраченного времени.

А книга действительно никакая. Повествование строится исключительно на том, кто что сказал и как круто при этом выглядел. Мельком при этом автор замечает, что, вот, мол, пришли сюда, убили тех, других, поблистали цинизмом и остроумием, приняли эпичную позу, скрылись. Все. Никакого ландшафта, никаких декораций, с миром мы едва знакомы по названиям городов и тому, что в нем все очень враждебные и кровожадные. Если речь идет о горе, то автор вам скажет, что это «нелюдимое место», если о полуострове — что он «на песчаной косе», о трактире — что он, скажем, «занюханный» или «довольно приличный». Ни звуков, ни запахов (кроме сочно подаваемого факта: «воняет!»), ни пространственных явлений нет в помине. При этом как герои перемещаются по миру тоже описано настолько скупо, что читаешь как бы черновик к роману, а не сам роман.

Более подробного отзыва/анализа это произведение не стоит. Напоминает графоманию.

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чёрный отряд, последний из вольных отрядов Хатовара — как много в этой фразе для поклонника цикла. Цикл, в который входит классическая трилогия «Книги Севера», дилогия «Книги Юга» и тетралогия «Сверкающий камень», является классическим образчиком тёмного/чёрного фэнтези. Сюжет первой книги знакомит читателя с Чёрным отрядом, в состав которого входят вояки со всех краёв света, прибившиеся к нему по тем или иным причинам, и колдуны. Чёрный отряд — отряд наёмников, он верен договору и за золото идёт до конца. И эта верность порой выходит ему боком.

Эта книга, как и всё творчество Г. Кука в целом, не идеальна. Мир набросан схематично, язык сухой, все события крутятся вокруг военных походов, что многим может показаться скучным. Однако не стоит забывать главное, что оправдывает не все, но многие претензии: это — летопись, причём, летопись, которая ведётся одним конкретным человеком. Уж не знаю, сыграло ли мастерство автора, или его собственный стиль так удачно лёг на выбранную им идею, но создать атмосферу хроник, записываемых то в мучительно долгой осаде, то в перерывах между стремительно развивающимися событиями, у него получилось. В непонимании читателями идеи хроник от лица одного конкретного человека и кроется большинство претензий. Как это — не описан принцип действия магии? Так герой-то — ВРАЧ. Он понятия не имеет, как работает магия. Нет описания большого количества сражений? Те, что, по мнению героя, важны для истории, он описывает. Он рассказывает то, что его, как человека, интересует, это и делает живым и его, и большую часть второстепенных персонажей.

Из минусов, помимо уже упомянутой суховатости языка, могу выделить историческое несоответствие: главный герой невероятно просвещён для тех времён, упоминаются слова, которых в условное средневековье попросту не существовало, но тут, конечно, спорный момент. Если копать этимологию каждого используемого слова, лексикон любого автора, пишущего про средневековье, сократится вполовину, если не больше. Тут, главное, не использовать слова, совсем уж выбивающиеся из контекста. В одной из книг отечественного фэнтези рыцарь сравнивал доспехи с консервными банками. После такого книгу можно только выбросить. Язык «Чёрного отряда» в целом выдаёт некоторый налёт современности (тот же «Ведьмак» этим грешит), но это, скорее, особенность, а не серьёзный недостаток. Можно было ответственней отнестись к редактуре и выкинуть выбивающиеся из стилистики слова и сделать лучше. Но не сделали.

Ещё автор частенько подыгрывает главному герою, подкладывая под него события, хотя он — просто врач, ничего больше.

Плюсы — это всё остальное. Герои, многие из которых по-своему хорошие люди, но деньги есть деньги, уговор есть уговор, и если зло предложило работу — почему бы не согласиться? Сюжет; те, кто пишут, что сюжета нет, читали, видимо, затылком. Непростые моральные выборы, один из которых ставится в самом начале: чтить ли договор до конца, даже ценой гибели всего отряда с его богатой историей, или воспользоваться ситуацией, избавиться от нанимателя и освободить себя от обязательств. Суровая реальность; страждущим, например, здесь помогают не все встречные, а только те персонажи, моральный компас которых подразумевает подобный выбор. Атмосфера — не беспросветно депрессивная, но мрачная, усталая, циничная. Такую и ожидаешь от книги о наёмных солдатах. Мир, представленный в книге (именно в первой книге) абсолютно не примечателен, Чёрный отряд легко вписался бы в любой другой сеттинг. Ну так и произведение именно о нём. Может, поэтому автор и не стал перегружать деталями и лором первую книгу цикла.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кук всегда обходил меня стороной. Видимо не зря... У меня стоят на полках несколько его циклов, но Черного отряда не было и решил я этот пробел закрыть, а заодно наконец ознакомиться с этим признанным мастером темного фэнтези. Тем более подъехало очень добротное издание.

Я себе представлял, что мне расскажут о группе наемников, о всех «особенностях» солдатской жизни, о темном мире со своими законами и порядками. На интриги, предательство и богатый лор я слабо надеялся, и в целом был к подобному готов. В голове у меня витали явные ассоциации с «Герои» Аберкромби. На деле я получил — ковры самолеты, безумную магию из фантазий десятилетнего мальчишки, чертей и тупых солдат насилующих детей, сражения от которых тянет в сон и прочие признаки графомании.

Я понимаю, что в свое время, эта книга могла произвести впечатление, но читать ее сейчас, когда за бортом плескаются Мартин, Сандерсон, тот же Аберкромби, просто лютая боль. Непередаваемая боль. Эти убогие бездушные диалоги, беднейший мир, отсутствие внятного сюжета, персонажи как дерево с мыслями как у камня, попытки уйти в юмор уровня КВН и магия... ох уж эта магия, просто невероятный треш. Я даже не знаю с чем ее сравнить, на ум приходит только Пратчетт, но у него магия тонко вплетена в мир, она его дополняет своим безумием, сатирой и иронией. У Кука магия это просто нагромождение несвязанной фантазии.

Скучная, однообразная, глупая и бессмысленная книга. Вроде дальше Кук разгоняется и его чтиво становится более адекватным, но после первой книги, как Костоправу, мне хочется этого автора глубоко запихнуть в анналы сознания.

Может со мной что-то не так или я просто вырос из подобных произведений, мы с книгой почти ровесники. Или я пресытился современными авторами, которые не просто записывают свои мысли на бумагу, а создают целые миры, населяют их живыми персонажами и придумывают интересные сюжеты. Видимо такой высокий рейтинг Кука связан исключительно с синдромом ностальгии.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Н-да, уж. Сколько много восхищенных читателей пишут о Куке, столь же безразмерной показалось мне падение в яму бессмысленного чтива. Какое то нанизывание слов, короткие несвязанные предложения... Смысл прыгает с первого на десятое. По мне так автор совсем не обладает сколько нибудь талантом изложения связанной речи. Я боялся что одинок в своей оценке, но прочитав один из комментариев нашёл собрата. Да именно так — персонажи абсолютно никакие, безликие, какие то тени, про которые трудно что то сказать и описать их нельзя потому что они не наполнены ничем, пустота скрывается под именами. Сюжет... Действительно сюжет напоминает обрывочное изложение каких то кусков и несвязанных сюжетов.Это напомнило мне как прыгает мысль, когда сознание в отключке... Безсознательные метания...

Книги выходят изумительно красивые, но мне не понятно как может нравиться то что в них написано... ? Многие пишут что легко читается.... я спотыкаюсь на каждом абзаце. Попробую дочитать до середины, но чувствую что это будет сложно. Разочарование полное. Куда катится мир...

«Мои нервы не стоили ни гроша.» — в этом весь Кук, который для меня кончился как писатель на этом произведении.

Оценка: 1
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна моя попытка ознакомится со старообрядческим фентези. И снова мимо. Бывает книга нравится, бывает не нравиться, а бывает, что после нее в голове остается лишь пустота. Прочел ее лишь пару недель назад, а ни одного героя по имени уже не вспомнишь. Вот это как раз тот случай. Какое-то мрачное фентезийное королевство, какие-то мужики куда-то идут, кого-то рубят… Такое ощущение, будто читал прохождение какой-то стратегии. Даже ругать эту книгу не хочется. Ведь для этого придется изрядно напрячь память и попытаться вспомнить, что там вообще происходило.

В общем и целом, для меня «Черный отряд» отправляется на пыльную полочку под названием «Я уже слишком стар для этого». Время, когда можно было его читать и получать от этого удовольствие, безвозвратно ушло.

А если кто считает, что автор прям основал «темное фентези», то оно в том или ином виде существовало задооолго до него. Взять хоть греческие мифы, если вы знакомы с их не зацензуренными для детских изданий версиями…

Оценка: 4
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинал читать этот роман три раза. И все три раза бросал, последний раз далеко за половину. Вообще-то, стараюсь по возможности не бросать чтиво, даже если оно не нравится, но эти 200 страниц стали для меня мукой. Львиная доля текста о том, как кучка непонятно кого (по заявлению автора — солдат) слоняется по свету, который описан парой слов, играет в карты, ссорится друг с другом, и вообще Бог знает что делает, только не свою работу. Это жизнь солдат? Судя по прочитанному, я понял, что дисциплина в Черной гвардии скрипит и шатается, а ведь это элитное подразделение. Впрочем, без какой-либо идеи. Из прочитанного я не смог даже обрисовать себе внешность большинства героев, они попросту не описаны в романе. Как выглядят Костоправ, Элмо, Лейтенант — для меня загадка. Более-менее описаны братья-колдуны, да Ловец Душ — вот и все. Сюжет напоминает скорее какой-нибудь квест в «Mount & Blade»: безликий отряд слоняется по не менее безликому миру от крепости к крепости и захватывает их. Впечатляет, не правда ли? И это, оказывается, классика фэнтези! Плюс ко всему абсолютно нечитабельный перевод. Я полагал, что только у «Колеса Времени» плохой перевод, но ошибался.

Итог: читать, если Вам уж совсем читать нечего. Но я бы не стал открывать данный опус даже на необитаемом острове, снедаемый скукой. В этой книге этой скуки куда больше.

Оценка: 1
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторое время назад я (на совсем другом, тематическом сайте) написал рецензию на дебютный альбом Black Sabbath, одной из ведущих мыслей которой было то, что хоть звучит он через 50 лет и старомодно, но все равно на голову выше последователей, потому что без «Black Sabbath» следующие поколения музыкантов просто не знали бы, что так вообще можно играть.

То же и книга Кука. Для «темного фэнтези» «Черный отряд» это все равно, что «Master of Reality» для тяжелого рока. «Тяжелее», «громче» и технически изощреннее с тех пор писать научились, а вот выразительнее — нет.

Перед читателями разворачивается суровая, мрачная история злоключений Черного Отряда, побитых жизнью наемников, которые поступают на службу «стороне Зла» в вековечном конфликте, раздирающем Север местного мира.

«Силы зла» — древняя волшебница Госпожа, некогда создавшая зловещую Империю, и присные ее («взятые», то есть лишенные свободы воли волшебники) намерены вернуть себе власть над континентом. А Черному Отряду все равно за кого сражаться, лишь бы платили. Хотя уже способ, которым маг Душелов завербовал отряд на службу, должен бы заставить насторожиться...

Отряд пересекает море и погружается в круговерть войны. Будут сражения, осады, потери, утомительные марши, грабежи, взаимные предательства и проч. и проч.

Откровенного говоря, мир, описанный довольно схематично, ничего особенного собой не представляет, типичное фэнтези до моды на сугубый «историзм» и сводим к декорациям «трактир-хижина-Башня Зла». Хотя пейзажи у Кука выразительные. Так же ничего сверхъестественного (для читателя!) не являют собой и местные нравы, культура, обычаи и остальное. Опять условное «западное средневековье за десять лет до появления пороха».

Есть в «Черном Отряде» классический, сейчас таких уже не носят, Темный Властелин (он здесь, так сказать, един в двух лицах)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и это согласно поговорке муж и жена — одна Сатана
с Приспешниками, условно «хорошие» маги ему противостоящие. Даже романтическая линия, довольно
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(платоническая, на расстоянии влюбленность в колдунью-императрицу, почти богиню на наши деньги)
напыщенная, присутствует.

Магия в книге играет большую роль, но отношение к ней и автора и у персонажей, магией владеющих, сугубо инструментальное. Быстрая связь на огромные расстояния, полеты, оружие массового поражения — в нашем мире с этим справляются спутники, самолеты и атомные бомбы, а тут — соответствующие заклинания.

Есть даже местный вариант Избранного, инкарнация древнего героя, однажды уже спасшего мир от Госпожи и ее колдунов.

В общем, фэнтези как фэнтези.

И тем не менее, фэнтезийный канон Кук поломал, и поломал невосстановимо.

Сделал он это простым приемом — свой фэнтезийный, (весьма штампованный) мир, автор населил обычными людьми. Не сказочными персонажами, к которым на живую нитку пришивается «психологический реализм», ничего подобного. Просто люди как люди. «Черный отряд» — не только не рыцари в сияющих латах, но и не подонистые подонки, а скорее потертые и побитые жизнью солдаты не первой молодости. Которые действуют, говорят и мыслят как нормальные военные. Заботятся о снабжении, норовят держаться поближе к кухне, пафосных разговоров о чести и славе не любят, но корпоративная солидарность для них свята. «Свой» это свой, и его надо вытаскивать. Приказ есть приказ, но есть и предел за которым он превращается в преступный.

Можно сказать, что персонажи обозначены пунктирно, а язык изложения суховат и лишь немного оживлен тихим, усталым сарказмом. Но это отлично укладывается в жанр «дневники участника войны».

ГГ, он же рассказчик, ветеран «Черного Отряда» Костоправ, усталый вояка, сам уже не помнящий, что заставило его ступить на этот путь. То, как тщательно он носится с остатками своего идеализма (надежно укрытого привычной циничной гримасой), не может не внушать уважения.

У Кука даже Зловещие Темные Лорды не говорят кровожадными афоризмами, не рассуждают в стиле «я буду десять тысяч лет купаться в крови муа-ха-ха-ха». Циничные, жестокие, но на уровне реальных политиков. Цель оправдывает средства. А в частной жизни даже по душам могут поговорить (что выглядит довольно жутко в исполнении человека с прозвищем Душелов).

Правда есть соображение, что Госпожа просто не законченная злодейка по натуре своей, скорее рациональный, расчетливый тиран, который массовые казни совмещает с работающими почтами, строящимися дорогами, функционирующим госаппаратом и тп. А вот спящий под Курганьем древний Властелин, тот именно психопат из разряда «всех убью один останусь!!!».

Но пока Госпожа сама выступает в роли завоевателя, повергающего к своим ногам город за городом. «Черный отряд» очень скоро становится чем-то вроде ее личного спецназа.

Страдают же в круговерти войны больше всего мирные обыватели, которым прилетает и от «имперцев», и от «борцов за свободу».

Кук вообще не склонен лить воду, текст динамичный и плотный, событий и персонажей масса, никаких психологических портретов в три главы или особенностей местной кухни на сорока страницах. Нет, тут в одной главе порой происходит событий больше, чем у другого автора в трилогии. Но ощущения торопливости нет, за счет стиля рассказчика.

Читатели новейшей волны grim dark скорее всего, будут разочарованы отсутствием нарочитого гуро, («кровь-кишки-разметало по ветвям»), столь же нарочитого цинизма («циничный нагибатор циничного нагибатора цинично нагибает») и натурализма («про сортиры»).

Но Кук не про то.

Кук про то, что иногда нет ничего, кроме чувства локтя, что «свой» это свой, что иногда, надо держаться просто потому, что надо.

Ну и еще про массовые сражения с участием людей, магов, нечисти, странных мистических сил.

Сухая, пыльная, угрюмая, ГЕРОИКА.

Рекомендую, в частности, поклонникам Дэвида Геммела.

Оценка: 8
– [  39  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глен Кук для меня человек, который подарил миру цикл о Гаррете. Настоящий, живой и веселый. И есть у Кука другой цикл — Черный Отряд. Мрачный, суровый. И знаете страшно ведь пробовать, что-то мрачное, если тебе понравилась светлая сторона творчества автора. Я рискнул…

Первое, что ощутил сразу это атмосфера. Тягучая, мрачная и приятная. Потом, что ощущаешь, что она не натянутая, она живая. Захватывающая. Эту книгу можно любить даже только за ее атмосферу. Давно я не чувствовал такого погружения в мир книги. В общем тут только восхищение. Описать это тяжело, надо попросту попробовать.

Второе — герои. Многие говорят, что их не увидели. Вот не знаю. Конечно на первом плане Костоправ, но и остальные очень живые. Кук имеет редкий дар — оживлять персонажа всего парой строчек. К примеру, Тамтам. Сколько его было? А запомнился хорошо. Очень сильно понравился Костоправ. Романтик и наемник. Историк отряда. Костоправ. И он не положительный персонаж. Тут их нет. Хотя нет, есть Душечка. В общем и Ворон и Капитан, и Молчун и Одноглазый все живые и я в них верю.

Третье язык. Хм. Конечно, я не знаю, есть шероховатости, но мне язык текста понравился. Рваный и помогает еще сильнее ощутить книгу.

А еще юмор. Прекрасный черный юмор. И тонкая темная ирония.

Сюжет — он не сверх мощный, но интересен и были неожиданные моменты. Но это как мне кажется в ЧО не самое главное.

Вообще все построение ЧО мне показалось таким — Кук просто бросает капли краски, смотря на них с близкого расстоянии ничего сверх крутого не видишь. Но стоит отойти и перед тобой предстает поразительное полотно.(хочу сказать, что в данном случаи еще и мазки шедевреальны)

В общем шедевр. Персонажи, атмосфера, мир все на 11. Читать. Читать. Читать. =)

Итог 10

PS Часто слышал, что ПЛиО хуже ЧО. Как мне кажется это глупо их сравнивать. Обе вещи шедевры и все. Но могу сказать, что они из одной семьи.

PSS Прошу простить за сумбур. Впечатлен сильно. =)

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх