FantLab ru

Ричард Адамс «Обитатели холмов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
821
Моя оценка:
-

подробнее

Обитатели холмов

Watership Down

Другие названия: Великое путешествие кроликов; Корабельный холм; Удивительные приключения кроликов; Уотершип-даун

Роман, год; цикл «Обитатели холмов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 115
Аннотация:

Эпический роман об удивительном путешествии кроликов, которые вынуждены покинуть свой город из-за развернувшегося строительства и отправиться в долгое и опасное странствие в поисках нового дома. Сложен путь Ореха, Пятика и его товарищей, пока они, наконец, не обретают желаемое на Уотершипском холме.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман издавался в журнале «Школьная роман-газета» № 9/1998 под названием «Удивительные приключения кроликов».


В произведение входит:

8.51 (133)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Англия 3/1975 (55)», 1975 г.


Награды и премии:


лауреат
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 1972

лауреат
Премия Гардиан / Guardian Award, 1973 // Лучшая детская книга

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1975 // Мифопоэтическая премия фэнтези

FantLab рекомендует:

Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down»


Экранизации:

«Обитатели холмов» / «Watership Down» 1978, Великобритания, реж: Мартин Розен

«Обитатели холмов» / «Watership Down» 1999, Канада, Великобритания, реж: Трой Салливан, Стефан Лебланк

«Обитатели холмов» / «Watership Down» 2018, Ирландия, Великобритания, США, реж: Ноам Мурро, Питер Додд, Шеймус Мэлоун, Алан Шорт



Похожие произведения:

 

 


Удивительные приключения кроликов
1988 г.
Обитатели холмов
1996 г.
Великое путешествие кроликов
2001 г.
Корабельный холм
2004 г.
Обитатели холмов
2011 г.
Обитатели холмов
2016 г.
Обитатели холмов
2017 г.

Периодика:

Англия 3/1975 (55)
1975 г.
Школьная роман-газета, 6/1998
1998 г.

Издания на иностранных языках:

Watership Down
1972 г.
(английский)
Watership Down
1974 г.
(английский)
Небезпечні мандри
1990 г.
(украинский)
Небезпечні мандри
2017 г.
(украинский)
Небезпечні мандри
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

***Кроли и короли***

«Обитатели холмов» Ричарда Адамса уже на этапе выбора книги завораживают не меньше, чем «Хоббит…» и «Властелин Колец» Джона Толкина, вместе взятые. Что это за существа такие: природные духи, призраки прошлого, древние кельты? Оригинальное Watership Down способно ввести в ступор не только переводчиков восьмидесятых-девяностых годов прошлого века, но и современных читателей. Кто же знал, что во всём виноват реальный холм из детства писателя!

Казалось бы, что может быть интересного в кроликах – для фэнтези есть рыцари, маги и варвары – но от чтения буквально за уши не оттащишь. Автор, конечно, сравнивает уровень их развития то с людьми каменного века, то с маленькими детьми, но постоянно напоминает читателю, что это именно кролики. Причём не какие-то особенные, сказочные или дочеловеческих времён, а самые обыкновенные, живущие бок о бок с нами в эпоху автомобилей, ружей и железных дорог.

В чём секрет притягательности истории основания новой кроличьей колонии, одной из многих? Такое случается часто, ведь плодятся вредители садов и огородов быстро. Первое, что приходит на ум, это искусно, на манер профессора Толкина, введённые в сюжет сказания кроликов – от мифов сотворения мира до легенд о лохматых королях и феях. Животные, которые садятся кружком и рассказывают друг другу сказки, внезапно перестают быть животными. После веришь уже во всё.

Пускай персонажи щиплют травку и оставляют кучки помёта, встают столбиком, барабанят лапками и нюхают воздух – у них уже не отнять личность, осознание себя и окружающей действительности. Да, их убивают все, не только лисы и человек, но такова судьба всех кроликов от прародителя. При этом никакого фатализма: жизнь воспринимается как увлекательные салочки со смертью, один против тысячи врагов. Прятаться, убегать, плодиться – ведь они не люди в ушастых масках, как у Брайана Джексона в «Рэдволл».

Не скрываясь, Р. Адамс в кроличьих сказаниях объединил фольклор Британских островов и «Сказки дядюшки Римуса», а после адаптировал материал сообразно детскому сознанию вымышленных носителей и реальных реципиентов. Обошёлся без сюсюканья и решился прямо говорить о смерти и рождении как о естественных аспектах бытия. Его герои гибнут, получают увечья и кровавые раны, не могут жить без крольчих и даже подумывают затащить в норы кошку.

Главных героев четверо, они ядро нового поселения и сюжета. Пятик – провидец, столь милый легендам Туманного Альбиона. Орех – истинный предводитель, способный взять на себя ответственность, вести других личным примером и готовый жизнь отдать за племя. Шишак – могучий воин и весёлый малый. Традиционную троицу жреца, вождя и охотника дополняет современный типаж изобретателя – раскрывшийся позднее прочих и не столь полно Черничка, чью функцию мог бы поглотить, как Мерлин, Пятик.

До обретения истинного дома на холме четвёрка героев проходит также четыре его подобия. Родительский дом, который суждено покинуть всем. Обитель мира, спокойствия и культуры, за жизнь в которой всегда приходится платить страшную цену. Сытую клетку, в которой не нужно и лучше вообще не думать ни о чём. Наконец, Место Силы, обернувшейся страхом и принуждением. Орех, Пятик, Черничка и Шишак последовательно проходят в них инициацию, а дети, читая, становятся чуточку старше.

Примечательно, что в эпилоге романа описывается смерть Ореха. Учитывая почти шестилетнюю военную службу автора, вместе с путешествием Эль-Ахрайраха в будущее, где тот общается с поколением, ничего не знающем о войне и презирающем её, получается весьма занимательный диптих. Этот момент, как и некоторые другие по тексту, не позволяет причислить «Обитателей холмов» к исключительно детскому произведению и переводит его в разряд семейных и даже иносказательных.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В долгой битве между оценками «7» и «8» все ж победила первая, хоть и не без труда.

Скажу сразу — книга на самом деле восхитительная. Сделать кроликов человечными и понятными, но не похожими на людей — это надо обладать неплохим воображением. Но чтоб придумать им мифологию и сказки, наделить каждого характером, сделать приключением в меру остросюжетным, но при этом очень добродушным и уютным — тут надо обладать подлинным талантом.

Но мне не очень понятно, для кого эта книга. Взрослому это всё буйство, позитив и притчевая манера покажется слишком примитивной, очевидной и прямолинейной, особенно в середине, где кролики просто бегут, едят, болтают и какают.

Дети просто не вывезут объёма в 500+ страниц, да и вряд ли они тоже будут сильно увлечены.

И вот вроде бы изумительное произведение, но я читал местами с заметной зевотой, которая одолевала бы меня в любом возрасте.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В одной фразе: «Это невероятно вдохновляющая книга, которая заставляет взглянуть на жизнь под другим углом»

Бралась с плохим предчувствием, услышав плохие комментарии о мультике, плюс не особо верила сравнению с цветами для Элджернона и маленьким принцем. Но книга настолько тёплая, настолько погружает тебя в свой мир, что ты не замечаешь ничего вокруг. 

Казалось бы — «сказка про кроликов». Нет. Какой талант надо иметь чтобы заставить тебя чувствовать себя кроликом, чувствовать его переживания, я чуть от страха не умерла и не впала в тарн от ночи в лесу, я каждый миг переживала за каждого кролика, сколько нервов у меня потратила эта книга!)

Но не стоит думать что она гнетущая и тяжелая. Да, по сути своей, это не весёлая и смешная история, но, как я уже сказала, она невероятно теплая, за ночью следует день и переживая ты не чувствуешь тяжести в груди, а чувствуешь себя маленьким кроликом, со своими проблемами и понимаешь что просто это такая жизнь, не настолько страшная, как казалось в начале книги, а просто такая, где всё вокруг тебя большое и другое нежели для человека и ты просто должен жить и наслаждаться этой жизнью.

P.S. Порадовало, то чего я как раз боялась, что не было бессмысленных смертей и книга не превратилась в выдавливании жалости и слёз у читателя.

Отдельное восхищение за красивейшие описания природы в книге, которые не хочется пропускать и пролистывать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

(перевод — Е. Догель)

В детстве книгу эту (https://fantlab.ru/edition12180) порекомендовала мама друга-соседа. Я взглянул на неё с сомнением и скепсисом, но всё же взял почитать. Но с первых же страниц сомнения мои улетучились. Книга полностью захватила меня, наполнив томительными переживаниями за судьбу её главных героев. Прочитал её на одном дыхании, приобретя массу волнительных впечатлений.

Сейчас, спустя годы, когда встал вопрос, какую очередную книгу почитать ребёнку перед сном, вспомнилось вдруг слово «хрудудиль» и с ним вся та масса приятных воспоминаний о приключениях кроликов.

Итак, приступаем. И уже через пару глав меня одолевают сомнения – а то ли я читаю? – настолько книга показалась пресной и неинтересной. И мне, и сыну. Да нет, обложку помню прекрасно, книга та же. А вот впечатлений тех, что были в детстве с первых же страниц – как не бывало.

Вот такое вот разочарование родом из моего детства. Одну из причин этого вижу в том, что тогда, на фоне известного дефицита в нашей стране хороших книг, произведение Адамса оказало на меня такое чарующее воздействие.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это каким же недюжинным талантом надо обладать, чтобы написать целую книгу о приключениях кроликов? Причем написать так, что даже взрослый читатель будет переживать за пушистых персонажей, проникаться их конфликтами, восхищаться проработкой характеров и удивляться масштабам военных действий. Видимо, талантом Ричарда Адамса.

«Обитатели холмов» — дебютный роман Адамса. По сути, это обычная сказка, которую автор рассказывал дочерям во время длительной поездки, импровизируя на ходу. Сказка, которую отказывались публиковать тринадцать раз. Сказка, в которой маленький кролик Пятик предчувствует, что случится что-то плохое и уговаривает своего брата Ореха покинуть родные края и отправиться на поиски нового места для жизни. Вместе они убеждают присоединиться к походу еще несколько кроликов, после чего устремляются на встречу неизведанному.

Берясь за книгу, на обложке которой изображены кролики, я даже не ожидал, насколько меня очарует эта история. Сначала внимание приковывает авторский стиль, который очень живой и образный, и главы буквально «проглатываются», одна за другой. Затем начинают прорисовываться характеры, обозначаться конфликты героев, как внутренние, так и внешние, и вот мне уже постоянно приходится напоминать себе, что эта восхитительная история про кроликов! Что я переживаю за ушастых симпатяг, которых часто можно увидеть в зоомагазинах! А во второй половине еще и разворачивается полноценная военная компания со шпионажем и схватками на смерть, и все это сдобрено трогательными моментами. Более того, много внимания уделяется проработке мифологии кроликов, их особого языка и образа мышления. То есть перед нами люди, на которых примерили образы животных, а животные, которые мыслят как люди, но остаются при этом животными. При всем при этом в сюжете книги не нашлось места магии, все волшебство сосредоточено в самом тексте и словах, что подобрал автор.

В общем, для меня «Обитатели холмов» стали одной из лучших книг, прочитанных в этом году. Прошу прощения за сумбурность в отзыве, только-только перевернул последнюю страницу и, находясь под впечатлением, поспешил поделиться ощущениями от прочитанного.

Рекомендую книгу всем взрослым читателям, которые сохранили в себе частичку ребенка, а также всем тем, кто любит добрые и отлично выписанные истории.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во время прослушивания романа не покидала ассоциация с «Моби Диком». Сходств у произведений минимум, и откуда такое навязчивое сравнение взялось — загадка. Может, дело в эпичности, что незримо присутствуют и в «Моби Дике», и в истории об исходе кроликов. Эпичности роману добавляют сказки об Эль-Ахрайрахе. Пусть они и приостанавливают динамику повествования, но позволяют отвлечься, перезагрузиться читателю перед новыми событиями и, конечно же, лучше узнать лучше мир глазами самих кроликов.

Очень сложно определить целевую аудиторию романа. Насколько известно, «Обитатели холмов» создавались для детей автора. Однако подробные и местами дотошные описания и размышления свидетельствуют об обратном. Детям такое масштабное произведение осилить сложно. Даже школьникам средних классов. К тому же «Обитатели холмов» — специфическая книга: редко встретишь произведение с главными героями зверями, которые и наделены речью, мышлением, но всё-таки остаются зверями без антропоморфизации. Понимаю, что этого достичь автору было сложно. Честь и хвала ему за это.

Приключения кроликов, ищущих новый дом и борющихся за своё будущее, интересны в меру. Длительные диалоги очень тормозят сюжет, хотя позволяют лучше узнать героев и кроличье племя в целом. Хватает и напряжённых, и интересных моментов. Но на любителя. Кому-то препятствия, которые сопровождают кроликов в пути, покажутся захватывающими, но меня они не захватили в полной мере.

Наиболее любопытным отрезком романа оказались страницы об Эфрафии. Такая себе кроличья диктатура, что контрастирует со свободными нравами других кроличьих городков. Можно здесь найти и политический подтекст, но, кажется, автор имел другую цель, чем развенчание какого-то определённого тоталитаризма. Скорее всего, он воспевал свободу как таковую.

Роман написан с любовью, со знанием дела, с явным моральным посылом, ибо учит верности, честности, взаимовыручке, альтруизму. Но несмотря на массу положительных моментов, читал (слушал) без восторга, периодически даже скучал. Вероятно, не моё произведение. Не зацепило настолько, чтобы поставить оценку выше семёрки.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великая книга, гениальная книга. Книга настолько хороша, что в одном отзыве невозможно отразить все её достоинства. Не буду даже пытаться.

Мне повезло: я прочитал «Обитателей холмов» в возрасте 19 или 20 лет и до того не видел ни одной экранизации. Так что впечатления от книги не окрашены оттенками ностальгии, и страх разочарования не мешает время от времени её перечитывать.

До «Обитателей холмов» существовало три основных вида художественной литературы о животных: народная сказка (иногда довольно мрачная), сказка для детей (от рассказа до романа) и аллегория, она же сатира (например, «Скотный двор» Оруэлла). Ричард Адамс объединил все три традиции, чтобы создать нечто новое. Впервые в истории литературы животные стали носителями собственной культуры, отличной от человеческой, для них был придуман свой фольклор, истории об Эль-Ахрайрахе и не только. Писателю удалось удержаться на тонкой грани: наделить персонажей сознанием и вполне человеческими чертами характера и не скатиться в тотальный антропоморфизм.

Часто говорят, что «Обитатели холмов» — это «Одиссея» кроликов. Но уместнее было бы вспомнить об «Энеиде»: перед нами история не возвращения домой, но обретения нового дома. Представьте, что некоторые жители Трои поверили предсказанию Кассандры и успели покинуть город до его гибели…

Написать отзыв на одну из любимых книг решился после того, как посмотрел новый мини-сериал от БиБиСи. Экранизация оказалась на удивление точная. Конечно, одна из первых вещей, которую сделает любой режиссёр, взявшись за экранизацию романа, — сократит число второстепенных персонажей и перераспределит их роли между остальными. Но, главное, в мини-сериале сохранены все значимые для сюжета события и дух оригинала. Но прежде, чем смотреть сериал или классический мультфильм 1978 года, прочитайте лучше книгу.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки нужно сначала читать аннотации, а потом браться за романы, чтобы не получилось, как с этим текстом. Открывая его, я, собственно, не подозревала, что это будет ЦЕЛЫЙ ЗДОРОВЫЙ РОМАН ПРО КРОЛИКОВ! Можно ли придумать что-то более захватывающее? *издевательски*

Моя позиция по кроликам в основном заключается в том, что в них много мелких костей, а курица на вкус лучше. Нет, они не кажутся мне какими-то супер-няшными. К тому же, будем честны, кролики тупые. В кролике примерно четверть от собачьего сознания в лучшем случае. Кто видел скучно сидящих кроликов в контактном зоопарке, тот вряд ли проникнется этим текстом.

Я так и не поняла, на какой возраст рассчитаны «Обитатели холмов». По объему текста и количеству скучных описаний природы (привет Бианки) — на 40+. По уровню происходящего (ути-пути миленький кроличек!) — лет на 6. Вот кролички покинули родной кроличий городок и пошли себе куда глаза глядят, вот у них приключения с птицей, а вот переправа речки...

Мне было очень скучно от первого до последнего слова. И дело даже не в том, что скучно написано — читается, кстати, очень легко, правда, можно так же легко читать по диагонали, ничего не потеряешь. Дело в том, что приключения кроликов сами по себе очень скучны содержательно. В них нечему захватывать. Я живо представляю себе эти ленивые меховые комочки, которые сидят кучкой и жуют травку. И все. И это при том, что сюжет развивается — вначале кролики даже не могут сообразить, как уходить из родной норы, и по ним очень видно, что интеллект у них ниже плинтуса. А по ходу приключений они внезапно обнаруживают тоталитарное государство, то есть кроличий городок, другой стайки. С полицейским режимом и всеми делами. И все это очень сильно не вяжется с тем, как начиналась история — не только сюжетно, не вяжется в первую очередь с т.зр. уровня кроличьего сознания, слишком уж он получается разный. Не говоря уж о том, что живут кролики всего несколько лет, так что создать тоталитарное государство силами одного кроличьего правителя должно быть довольно сложно.

Можно, конечно, говорить, что это роман не про кроликов, а про людей. Но тогда смысл тем более теряется. «Скотный двор» уже есть, и он гораздо круче. Чисто «кроличьего» характера приключения, связанные с тупостью и неорганизованностью этих животных, тоже оказываются неуместны при такой трактовке. В общем, эти нестыковки в сюжетной части не позволяют составить от книги какое-то связное впечатление: то ли кроличье сознание развивается по ходу действия сюжета, то ли автор просто сам устал от однообразия того, что могут делать и думать кролики, если уж честно на это посмотреть. На это похоже больше всего — к примеру, в начале книги говорится, что наши кролики практически ничего не знали о людях, т.к. жили всегда далеко от них. А где-то на этапе борьбы с «фашистскими кроликами» кто-то из «наших кроликов» произносит речь о том, что «животные всегда помогают друг другу, а не как люди». Нуну. Еще только из романов о жизни кроликов не торчат нравоучения, сколько ж можно!

Немного развлекают истории про пра-кролика, имя которого я не запомнила, но опять же, такая сложная мифология мало вяжется с таким низким уровнем сознания кроликов в целом, какое видится по тексту.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу можно рекомендовать абсолютно любым читателям; не важно, дети это или люди преклонного возраста, любят они фантастику или нет.

Это сказка о приключениях диких кроликов. Но сказочное в ней только то, что кролики могут разговаривать друг с другом и с другими животными, и у них есть даже свой фольклор. В остальном герои романа ведут себя в соответствии с повадками обычных кроликов и живут в обычной для них природной среде. В своих странствиях они переживают много интересных и опасных событий; встречают врагов, среди которых оказываются и другие кролики; встречают друзей, среди которых не только кролики.

Помимо того, что роман «Обитатели холмов» учит добру тех, кто ещё способен этому научиться, его смело можно отнести и к книгам экологической тематики, учащим любить природу, и просто к хорошей классике, которая прививает любовь к чтению.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уникальная в своем роде книга — о цивилизации диких кроликов. Существующей рядом с человеческой, время действия — вторая половина 20 века. У этой цивилизации своя структура общественных отношений — есть вожди, есть боевые дружины, есть свои парии и альфа самцы. Свои предания и передача накопленных знаний, а также свои экстрасенсы, обладающие даром предвидеть будущее. Как рассказывает автор, он тщательно изучил научную литературу, то есть для него кролики — это не только ценный мех и три килограмма легкоусвояемого мяса, но прежде всего — интересный социум. Варианты таких социумов очень разные — в путешествии главных героев — молодняка кроличьей стаи, убегающего от чего то страшного, представлены очень хорошо. Есть четкая диктатура с милитаристским духом, есть сытое общество, полностью аналогичное обществу элоев Уэллса, есть и встреча с домашними кроликами, обитающими в клетках на ферме.

И безусловно, путешествие кроликов наполнено риском встреч с естественными врагами — людьми и хищными животными, проблемами переправ через водные преграды и дорожные полосы, конфликтами с кроликами — владельцами территорий и прочими остросюжетными приключениями.

При этом кролики отнюдь не помирают от страха, они ценят шутки и приколы в духе легенд о Принце кроликов, всегда умудрявшемся вывернуться из любой ситуации, и сами ведут себя не хуже.

В общем, это уже мировая классика, причем не для младшего школьного возраста — произведение вполне серьезное и интересное для взрослого человека.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смотря на то, что автор в предисловии говорит, что писал просто интересную историю, без каких-либо скрытых подтекстов, этот роман волне можно считать притчей, по моему мнению. Хотя истории о животных чаще всего относят к детской литературе, я считаю, что «Обитатели холмов» — книга для любого возраста и пола. На самом деле, мне эта история чем то напомнила приключения Одиссея и Энеиду — путешествия, множественные злоключения и неожиданные повороты судьбы на пути к своему желанному дому...

Главные герои — это дикие кроли. Не антропоморфные звери,а именно дикие животные с присущими им привычками, поведением и проблемами. Однако же автор наделил их свои языком, слова из которого придают тексту определенного колорита. И особенно понравились вставки из сказок кроличьего народа — они с одной стороны были просто сами по себе интересны,а с другой — позволяли больше понять самих кроликов, какими их хотел изобразить автор.

Так или иначе — книга оставила очень приятное послевкусье и понравилась как легкостью языка, так и проработкой сюжета.

Хотя тут еще следует добавить, что давно хотел ее прочитать — ведь в детстве одноименный мультик 1978 года выпуска чертовски сильно нравился, хоть и казался жутковатым и страшноватым немного)

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал, что сказку о кроликах, настоящих, а не антропоморфных, как например в мультике «Зверополис» можно превратить в настоящий эпик. И даже с включением социалки-антиутопии. (Конечно я о двух кроличьих городках, куда по ходу повествования попадают герои. Вопросы отнюдь не праздые: на что можно пойти ради безопасности (Эльфара), и на что ради сытой жизни (город барабанчика). Причём кролик-генерал Дурман не настолько уж и однозначен, как кажется по началу. Знай он чувство меры, то безусловно был великим вождём без ковычек.

А вставные-новеллы предания, которые рассказывают друг другу кролики это словно изюмины в кексе. В общем однозначно рекомендую.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать книгу я начинала с опаской. Были сомнения на счет того, что такая литература мне понравится. И, как и ожидалось, книга вызвала у меня какие-то противоречивые чувства. По-моему мнению, роман разбит на три условные части. В первой — красной нитью через все повествование идет лозунг «Кролики — не такие как люди, они лучше людей». Я настроилась читать про идеальных кроликов, однако все что они делали — это бежали, ели, оставляли кучки помета и постоянно тряслись от страха. Читать про них было жутко скучно, это, наверное, понял и сам автор.

Во второй части романа Адамс проводит своих героев через сообщества кроликов (конкретно их было два). В одном, кроликов выращивали на корм, другое что-то вроде тоталитарного режима. Причем автор пытался кроликов при этом снова оставить только кроликами, не наделив их человеческими качествами. Вот здесь я честно пересиливала себя, заставляя читать дальше. Если еще и принять во внимание, что занимались эти кролики поисками себе крольчих, причем, чем больше, тем лучше.

Спасла книгу концовка. Здесь кролики защищают свой дом. Здесь появляются отвага, взаимопомощь и готовность к самопожертвованию. Но это все человеческие качества. И именно, благодаря им, появилось чувство сопереживания героям. Итог. Ни о какой философии, как пишут во многих отзывах, здесь даже и речи нет. Нет даже единой концепции произведения. Честно говоря, я сомневаюсь, что автор сделал это намеренно. Скорее всего, он действительно рассказывал сказку своим детям, придумывая на ходу какое-то событие, а потом его развивал.

Из достоинств надо отметить очень хороший язык. Много слов, хорошие описания, перевод тоже неплохой. В этом плане читалось легко.

На мой взгляд много лишних героев, при упоминании которых, не можешь даже вспомнить, кто это. Отдельно надо сказать про сказки. Опять-таки не согласна с отзывами, где пишут, что автор придумал религию и мифологию. Это просто какой-то кроличий фольклор. Сказки про хитрого братца Кролика. Причем их очень много и вставляются они не всегда к месту.

Читать это произведение я посоветовала бы тем людям, которые хотя познакомится с творчеством Адамса, или тем, кто любит такое фэнтези. Всем остальным, при современном обилии книг, лучше почитать что-то другое. Детям читать бы не стала. Слишком много там незнакомых слов, которые, наверное, им и не к чему. Опять-таки, если хотите почитать детям про природу — много других очень хороших авторов и книг.

Затрудняюсь в постановке оценки. Но больше 5 не поставлю.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман близок к Толкиену, Льюису, Ле Гуин тем образом, что он активно дополнен философией, мифологией, религией и чем-то таким прочим, чуть более «высоким» чем сказки для не-до-повзрослевших дядь.

Герои — зайцы, отправляющиеся в новые края за новым домом. Адамс сделал несколько вещей необычными. Во-первых, он постарался оставить зайцев зайцами. Это не «люди» которые внезапно с большими ушами, мощными задними лапами и мехом. Вот прям зайцы — кучки делают, морковку любят, а мир понимают ограниченно, по-заячьи. И это не ирония. Там где обычный писатель решил бы заячью ограниченность как аналог бюргерства, здесь всё как-то иначе — ограниченность здесь это невозможность думать по-человечьи, понимать вещи по-человечьи: например, недоступность искусства, неспособность понять, что такое море. При том местами Адамс заставляет своих зайцев проявлять над-заячью догадливость и у зайцев есть свой мистицизм.

Как-то на этом фоне уже не возникает ощущение неуместности от фэнтези, когда это те же люди, но почему-то глупо в мехе. Эти срут и не стестняются ;-). Много биологии: Адамс описывает стиль заячьей жизни, их страхи, опасности, заячью воинственность и плодовитость, их парадоксальный ступор. Довольно детально продумана заячья психология.

Во-вторых, у зайцев есть развитая мифология. При том искусство они только только начинают создавать и не все понимают что это такое. При этом роман наполнен множественными цитатами греческих мифов и в романе есть базовые мифологические сюжеты: есть Кассандра, есть остров Сирен из Илиады, есть трикстер. Сами зайцы уходят на несколько миль, но звучит это как на другой край земли, масштаб Илиадический. Заканчивается всё Троянской войной c осадой, в некотором смысле также из-за женщин, но без троянского коня. Бог-создатель-мира (по-видимому, всё-таки не Авраамический, а только намечающийся) и Аид там тоже присутствуют.

В романе так же продуманы продуманы нити «становление руководителя», «создание содружества», «обретение дома». Довольно хорошие сказки-мифологемы. Тут целые главы посвящены кроличьим сказкам и они хорошо придуманы.

Чтиво не совсем детское, всё-таки кровь, драки, смерть и даже холокост есть. Я бы подумал прежде читать это ребёнку, хотя может быть и решился бы. Роман довольно бодро написан по сюжету, даже мифологические главы как-то проглатываются, а свежака выше крыши. По-началу кажется, что это что-то глупое, какой-то «Дед Мазай». А потом вроде как становится интересно и необычно, потому как помесь морковки с Илиадой и написано хорошо.

...у Адамса довольно толстые романы. Внезапно, в этот раз это ХОРОШО.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все мы растём на мифах и сказках. Об отважном Добрыне Никитиче. О герое Ахиллесе. Об Энее, который основал Альба Лонгу, провозвестницу Рима. В реальности их подвиги наверняка не произвели бы на нас должного впечатления.

Всё дело в масштабе. И взгляде на мир. Они жалки и ничтожны только с точки зрения нас, жителей сытой современности. А если спуститься с наших фальшивых высот, и посмотреть на жизнь «меньших» братьев?

Они живут собственной жизнью. У них свой взгляд на мир — совершенно другой. Но они также, как и люди, радуются и грустят, испытывают злость и привязанность. Мы так мало знаем о том, что у них в головах, фиксируя только внешние проявления. А так — кто знает, каков их внутренний мир...

Взгляд человека никогда бы не заметил эпохальных событий нескольких месяцев, произошедших в сельской английской глубинке, когда было основано поселение на Уотершипском холме. А для его жителей? За несколько лет они стали легендой. Частью мифа... чего? Кроликов? Какие мифы могут быть у кроликов?

Ричард Адамс попытался вникнуть в эти события изнутри. И животные, обычные ушастые полевые кролики, ожили под его пером. Они не стали людьми. Они остались собой. Пушистыми животными, которые не размышляют о высоких материях, о всяких этических благоглупостях. Существами, борющимися за выживание.

Вначале Адамс показывает общество кроликов, которое, по его мнению, чем-то напоминает первобытное. Социальная организация (которая у кроликов действительно такая) «стайного» типа, сравнительно простая мифология всего с несколькими персонажами, включая «культурного героя», быт, связанный с кормёжкой и выживанием... Но далее Адамс разворачивает полотно Жизни. Кролики — живые души, и среди них тоже есть подлость, злоба и предательство. Есть даже тирания. Совсем недалеко от стен человеческих жилищ кипят такие страсти, которые сделали бы честь любому человеческому эпосу. Мы видим антиутопичную Эфрафу, во главе с сильнейшим и жесточайшим представителем племени — Дурманом. Мы видим племя Барабанчика — тех, кто вяло ждёт смерти, положившись на судьбу и свою подлость.

Но кролики Уотершипского холма — Орех, Пятик, Шишак, и многие другие — выживают в этом жестоком мире, где против них даже собственные сородичи. Потому что они — Род. Племя. Они всегда вместе противостоят бедам, и один дополняет другого. И всегда побеждают.

Книга вышла не очень детской. И не особо наивной. Местами даже жестокой, как и должна быть дикая жизнь. И ты даже сопереживаешь этим пушистым героям, ни на минуту не забывая, что они — не люди. Они — другие. Дети природы, что и привлекает наш взор. Захватывающая, короткая, бурная жизнь — но чистая.

Они живут вместе, а умирают поодиночке. А мы?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх