fantlab ru

Ричард Адамс «Шардик»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
131
Моя оценка:
-

подробнее

Шардик

Shardik

Роман, год; цикл «Бекланская империя»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Книга о Боге-Медведе и о Его пророке.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1975 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Шардик
2016 г.
Шардик
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Shardik
1974 г.
(английский)
Shardik
1976 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

есть очень редкая категория книг, которые после прочтения оставляют больше вопросов, чем ответов.

а еще есть книги настолько тяжелые для чтения, что, не настроившись на них, можно завязнуть на месяцы.

«шардик» объединяет в себе две эти черты.

автор летящей сказки «обитатели холмов» в этот раз себя видимо не стеснял.

текст максимально вязкий, тяжелый и многословный, с абзацами сравнений и описаний, с десятками ответвлений от темы и минимумом активного действия. единственный шанс читать роман хотя бы не засыпая — это настроиться на волну (читатели со стажем конечно поймут о чем я). и тогда все это многословие, все сравнения и ответвления обретают смысл. при чем не всегда однозначный и понимаемый сразу. за каждой строкой внезапно можно найти двойное и даже тройное дно. и в этот момент я начал понимать, что несмотря на практически полное отсутствие действия, на монолитную тяжесть написанного, читать «шардик» невероятно интересно.

что такое религия, жизнь, любовь, путь к себе и прощение? как замшелый фанатизм отличить от истинной веры? какие мысли приводят к великим и низким поступкам? тонкий психологический расчет или вспышка случайности может поменять мир?

это малая часть вопросов, заданных адамсом.

и как же замечательно, что мы не получаем на них прямых ответов. каждый читающий может сделать это сам и совершенно очевидно, что не всегда ответ будет однозначным. а значит — к роману нужно будет вернуться. позже, лет через 10, с новым опытом и багажом ошибок, это нужно сделать обязательно.

10/10

для терпеливых и направленных внутрь.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воистину эпическое (по объему) произведение о сути богов и людей, о вере и поиске истины, о власти и свободе, а также о цене, которую за всё это приходится платить. На примере жизни островного охотника Кельдерека Автор показал нам путь человека к самому себе через лицезрение воплощения божественной сущности, веру и предательство, подчинение чужой воле, творение зла ради иллюзорного достижения добрых целей, разрушение и воссоздание собственной личности.

Зло или благо несет в себе явление божественной сущности в мир человеческий? Шардик — воплощающий Силу Божью медведь — принес скорее зло. Однако, зло это творили люди по собственному разумению и собственными руками. Веру и смелость следовать воле божества имели немногие, и эти немногие в мире человеческом были слабы. Поэтому воля божественная была заменена волей человека, жаждущего победы над противником любой ценой, и эта человеческая воля потянула за собой слабых духом. Когда духом слаб жрец земного божества, это страшно прежде всего для самого божественного посланца. Несмотря на всю свою звериную мощь и мистический ореол, носитель Силы Божьей оказался заложником силы человеческой.

Огромный зверь, явление которого людям стало причиной многих бед, сам пострадал более всего. Именуемый Силой Божьей, он прожил жизнь пленника, и даже внезапно обретенная свобода уже не могла принести ему радости.

И тем не менее, именно порыв измученного зверя к свободе позволил герою освободиться от чужих влияний и оков официального статуса, пройти путем очищения и покаяния и сердцем понять истину, которую он безуспешно пытался постигнуть умом. Истина оказалась простой, как охотничий лук или кинжал, и столь же функциональной: слушай свое сердце, «ведь сердце всегда точно угадывает, где искать подлинную радость, как бы ум ни старался увести от нее».

В начале романа простой деревенский парень Кельдерек очень хорошо умел слышать свое сердце и жить по его велению. Потом заблудился, поддался чуждым влияниям, перестал слышать голос сердца, но так и не научился жить потребностями ума. Потребовалась очень долгое путешествие, по возвращении из которого герой снова научился слышать. Но он вернулся, его путешествие состоялось.

В начале романа мы видим Кельдерека играющим с детьми. Ему это нравилось гораздо больше, чем традиционные мужские препровождения свободного времени. И в финале (промежуточном, поскольку герои романа молоды), он снова приходит к детям. Он возвратился домой, и сыновья его родились не в изгнании.

«Возьми мою жизнь, владыка Шардик!» — восклицает герой на протяжении всего романа. И эта фраза отмечает этапы его пути. В начале в ней звучит потребность служения внезапно осознанной высшей силе, затем просьба измученного человека о смерти и, наконец, спокойное признание нашедшего свое место человека, для которого отдать жизнь Богу означает не кинуться в реку следом за ним, а посвятить себя делу, простому, понятному и достойному Силы Божьей применительно к людям.

Почти все герои романа прошли аналогичное преображение в той или иной степени — от суетности и ложных целей к простой и радостной жизни, согласной с велением сердца и требующей приложения ума, а также и рук, растущих из нужного места. Поскольку ничего в мире нашем (и Бекланском тоже) не делается просто так, но только руками и разумением человеческим. Этому научил людей Шардик — медведь, которого приняли за Бога и замучили ради власти. А на поверку оказалось, что не во власти счастье, ибо насильственно захваченному господству неизбежно сопутствуют дурные деяния и чувство вины, а в простой жизни с любимыми людьми и при любимом же деле, то есть в радости и пользе не для одного себя.

Это очень умный, мудрый, глубокий роман, в нем скрыто множество смыслов, которые раскрываются постепенно и будут раскрываться при каждом новом прочтении, но при этом вряд ли его когда-нибудь захочется перечитать, ибо скучен он в той же мере, в какой и глубок. Подозреваю, что это проблема языковая. Не в том смысле, что перевод плохой — нет, перевод хорош, а в том смысле, что для живущего в русскоязычной среде и соответствующим образом мыслящего читателя проблематика романа и нравственные искания героя давным давно знакомы по русской классике, которая, конечно же, ближе и понятнее русскому сердцу и уму.

Легенда о Великом Инквизиторе занимает всего лишь несколько страниц, и написана она в 1879 году, но заключает в себе всю историю Шардика. Конечно, ракурс подачи другой, сюжетная составляющая иная, но идея раскрыта и многократно рассмотрена с разных сторон во множестве других произведений, написанных, а стало быть, и прочитанных гораздо раньше.

Как я уже сказала выше, «Шардик» — умная и глубокая книга, она неплоха и с литературной точки зрения, но я от нее ужасно устала и была рада, что роман, наконец-то, дочитан. Всё хорошо в этой книге, но очень длинно, очень медленно и в итоге ничего нового...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Превед Медвед

«Те, кому истина явилась, не питают никаких сомнений. Однако всегда найдутся другие, точно знающие, что ничего необычного не произошло.»

Если вы кингоман, то с Шардиком знакомы уже давно, независимо от того, читали книгу Ричарда Адамса или вообще ничего о ней не слышали. Огромный медведь появляется на страницах «Бесплодных земель» Кинга оммажем одноименному роману. Безумный и злобный, как большинство носителей силы в сдвинувшемся мире «Темной башни».

О его литературном прототипе можно сказать почти то же. Не вполне зверь. Или вовсе не зверь? Смертельно опасен. Безумен? Ну, близкое знакомство с самыми злобными тварями вселенной явно не способствует его душевному здоровью. Однако по порядку. Вторую книгу Адамса, любимого читателями за роман о кроликах, тоже можно отнести к анималистическому фэнтези. С известной долей условности — как «Обитатели холмов» скорее социально-философская проза, чем анималистика, так «Шардик» в большей степени исследование феномена религии в ее созидательной, охранительной и разрушительной ипостасях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если вы боитесь спойлеров, пропустите три следующих абзаца. Охотник Кельдерек случайно натыкается на израненного и обожженного медведя. Огромный, в три человеческих роста, зверь прыгнул в реку, спасаясь от лесного пожара, доплыл до острова Ортельга и теперь умирает от ран. Дело однако в том, что медведь тотемное животное и символ веры ортельганцев, которые издавна чтут Владыку Шардика,. По их верованиям, божественный медведь ушел из мира, но в трудную минуту явится и поможет своему народу вернуть былую славу.

Трудные времена наступили достаточно давно, прежде ортельганцы правили страной, теперь они полудикари, влачащие жалкое существование на окраине Бекланской империи. Находка Кельдерека меняет все. Культ Шардика возрождается, его жрицы, несмотря на опасность быть убитыми или покалеченными, выхаживают зверя, старый осторожный барон Бель-Ка Тразит погибает, его преемник пылает неоправданно реваншистскими настроениями. Против ожиданий, вмешательство Шардика приносит победу, король-жрец Кельдерек становится новым правителем империи.

Возрождая отмененную в Бекле, работорговлю, деньги от которой поступают в бюджет для ведения войн с мятежными баронами. Глава оппозиции перед казнью успевает поджечь солому в помещении, где находится Шардик, зверь в панике разносит решетки вместе со зданием ратуши, вырывается на свободу и уходит. Кельдерек бросается за ним, в долгих странствиях утрачивая внешний лоск. достоинство, веру и наконец свободу — становится одним из рабов в группе невольников. которых гонят на продажу. жестоко истязая. В минуту полного отчаяния Шардик вновь появляется, спасая детей, а Кельдерек становится губернатором области, где всякий сирота находит приют и дело по душе.

«Шардик» может показаться прямой противоположностью народно-любимым «Обитателям холмов». Там борьба за жизнь и свободу, обаятельные антропоморфные герои, узнаваемые общественные формации и понятные паттерны поведения. Здесь тяжелые темные материи религиозного фанатизма и страшный зверь, который большую часть времени ведет себя как дикое животное, но иногда совершает поступки, заставляющие усомниться в его звериной сущности.

Неказистый неуклюжий туповатый Кельдерек никак не тянет на героя с большой буквы. Фэнтезийная вселенная без магии разочаровывает поклонников жанровой литературы. Тягучее повествование кажется не семисотстраничной книгой, но растянутой, как минимум, на тысячу. А главное, неопределенность, когда не знаешь, оценивать происходящее как действия безумцев-фанатиков, которые терзают животинку и людей не щадят или все-таки как результат работы Божьих мельниц, что мелют медленно, но мука отменно тонка и бела бывает . Все это не способствует читательскому комфорту.

Но может быть неважно, был Шардик божественной сущностью или просто очень крупным мишкой, важнее другое. Совершенно четко прописанная в книге мысль: политики, которые принимают судьбоносные решения, должны испытать их тяжесть наравне с самыми бесправными из своих подданных. Легализуешь рабство — побреди, избиваемый и голодающий в цепи рабов. Развязываешь войну — проведи зиму в окопах, среди крыс, вшей и говна. А дальше можешь править. Обогащенный этим бесценным опытом.

Мощная книга, хотя сильно не для всех.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы хотели приключений? Их у нас таки есть...

КВЕСТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ, ХОДИЛКА-БРОДИЛКА

Причём квест не только для нашего ГГ Кельдерека, но и практически для всех остальных героев и персонажей романа, включая того самого гиперсуперпупермедведя Шардика (сразу предположу, что в основу внешнего вида легли мифы и легенды о гигантском медведе типа кадьяк). Потому что все эти люди, существа и сущности активно перемещаются по городам и весям Бекланской империи (см. карту), претерпевая в процессе этих своих перемещений многочисленные лишения и тяготы и постепенно изменяясь и внешне, и внутренне.

КВЕСТ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ

И снова мы можем утверждать, что вот этому движению вверх по лестнице нравственно-духовного созревания подчинены буквально все действующие лица романа. Перерождается и вызревает Кельдерек, перерождаются и возвышаются жрицы культа Шардика Силы Божьей, перерождаются бывшие смертельные враги и соперники (или умирают и погибают), и казалось безнадёжно испорченный рабством подросток Горлан обретает человеческую духовно-нравственную силу и мощь. И даже Шардик, этот дикий необузданный зверь, возвышенно поднимается на самый верх этой лестницы трансформаций, по сути повторяя подвиг Христа, принося себя в жертву ради спасения группы брошенных всеми на погибель детей и подростков.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

И вот эта тема религиозного повторения земного пути Иисуса Христа столь явно просвечивает сквозь приключенческое содержание романа, что особой расшифровки не требует — имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит.

АЙ, МОЛОДЦА!

По чести говоря, почти до самого конца книга читалась с интересом средней степени выраженности, однако тот финал, который придумал для группы детей, для Кельдерека и всех прочих Адамс, сразу прибавил оценке романа целый балл. Ожидалось, что детей попытаются разбросать по приёмным семьям или организуют для них детские специализированные учреждения, однако создание вот этой «республики», основным населением которой стали в том числе и бывшие дети-рабы, стало венцом авторской фантазии.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Шардик» из тех романов, первые сто страниц которого читаешь несколько месяцев, а все остальные лихорадочно проглатываешь (пытаешься проглотить) за несколько вечеров. Не самое простое чтение, не столько даже требовательное к читателю (о читателе здесь волнуются вообще в последнюю очередь), а лишь обладающее бескомпромиссной самодостаточностью дикого зверя, случайно застигнутого в непроходимой чаще — он просто стоит перед тобой и поделать ты можешь с этим чуть менее, чем ничего.

Роман не стремится развлечь или понравиться, сам не допускает упрощений и не стерпит поверхностного чтения. Адамс пишет так, что важна не просто каждая фраза, а ее мельчайший оттенок. Нет случайных персонажей, событий или диалогов, все имеет значение и четко установленное место в структуре сюжета. Продвигаясь вперед сквозь плотные наслоения из описаний полудикого мира, замысловатых географических названий и сложносочиненных имен собственных, придется постоянно возвращаться назад, чтобы перечитать упущенный важный момент, важность которого была совершенно неочевидна. Роман в буквальном смысле читается в двух направлениях одновременно.

«Шардика» с одинаковым успехом можно проходить на курсе литературоведения, как образец большого романа, сделанного с соблюдением всех налагаемых формальных требований, или рассматривать, как учебник по культурологии и истории развития общества. Жанровая принадлежность здесь — условность. Попытки классифицировать роман по внешним признакам выглядят смехотворно: приписать «Шардика» к фэнтези примерно то же, что уравнять школьный реферат и серьезное исследование. Адамса вообще с огромным трудом можно идентифицировать, как современника — он тяготеет к античному эпосу, не меньше, но делает это искусно, естественно и всецело непринужденно — это вовсе не постмодернистская «игра в классиков» и не дешевая стилизация.

История о поиске Бога и святости в мире, где нет ни первого, ни второго, и об обретении их в самом себе через боль и страдания. Все переплетено и, кажется, предопределено — непримечательный охотник Келдерек обнаруживает в лесу гигантского медведя, который воспринимается им и его соплеменниками, как земное воплощение легендарного божества Шардика. Адамс детально воспроизводит медвежий культ, последовательно выстраивая через него некую обобщенную модель, описывающую абсолютно любое религиозное сознание (не исключая, впрочем, и противоположное ему атеистическое).

Шардик — метафора, символ, идея. Но, к несчастью, он еще и живое существо в бренном теле. Кельдерек занимает в романе место главного героя, не обладая ровным счетом никакими характеристиками этого самого «главного героя», оставаясь песчинкой, случайно попавшей в огромный сложноустроенный механизм и перемалывающейся им. Истинный и подлинный герой этой книги — именно Шардик. Медведь и человек проходят сквозь череду жестоких испытаний, получая незаслуженных страданий примерно поровну, оказываются одинаково несвободны и этой несвободой накрепко связаны. Прежде чем искать других, нужно найти себя, а этот поиск — самый трудный. Жизнь Кельдерека несколько раз круто перевернется, чтобы прийти в ту же самую отправную точку, но в совершенно ином качестве. Это не мы проводим время — скорее время проводит нас.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

О творчестве Ричарда Адамса я узнал еще в детстве, в девяностые – тогда вышел перевод его анималистического фэнтази про кроликов «Обитатели холмов». Не так давно, этот роман был переиздан с новым переводом и мною прочитан. Адамсу удалось написать эпическое полотно про, казалось бы, совсем неэпических созданий. При этом он еще мастерски передал психологию кроликов, придумал для них религию и мифологию, своеобразный язык. После «Обитателей холмов» Адамс стал для меня Писатель с большой буквы.

Упоминание романа «Шардик» я впервые встретил, как ни парадоксально, в книге Стивена Кинга «Бесплодные земли». Там Шардиком называли огромного киборга-медведя и один из персонажей говорит, что это имя он получил в честь героя книги Ричарда Адамса. Поэтому, когда объявили об издании данной книги на русском языке, я был несказанно рад. Вообще, на Западе, Адамс считается классиком, а «Шардик» — одним из столпов фэнтази, наравне с «Властелином Колец» и «Волшебником Земноморья».

Шардик – фэнтази нетипичное, историческое и, как сейчас говорят, «под Джорджа Мартина» — здесь практически отсутствует магия, нет никаких волшебных рас, типа гномов с эльфами и сюжет подчинен жестокой логике средневекового общества. Вот только написан «Шардик» в 1977 году, когда никакой «Песни льда и пламени» еще в помине не было.

Сюжет. Спасаясь от лесного пожара, огромный медведь (судя по всему urus spelaeus, называемый также пещерным медведем) оказывается на отдаленном острове, где замкнуто проживает племя ортельгийцев. Медведя находит молодой охотник Кельдерек, слывущий у односельчан дурачком. Кельдерек принимает медведя за посланника бога, материальное воплощение божественной силы – Шардика. По местной легенде, когда-то ортельгийцы правили всей империей Бекла и всегда божественный медведь был на их стороне. Затем, народ лишился божьего пкровительства и был изгнан на отдаленный остров. И найденный медведь становится той искрой, из которой разгорается пламя мятежа – благодаря быстрой мобилизации и ряду случайных обстоятельств ортельгийцам удается за очень короткий срок захватить столицу и установить свою власть в империи. И это не спойлер, а практически начало книги. Ведь удержать власть куда сложнее, чем ее получить. И Кельдереку предстоит пройти путь от царя до ничтожного раба, осознать и искупить все свои прегрешения и медведь-Шардик сыграет в этом не последнюю роль.

Шардик – это не роман про эпические сражения и героическую удаль, а роман об искуплении, о тяжкой ноше Избранного (которая ложится на плечи простого и слабого человека), о религии и о власти символов. Много внимания уделено работорговле – автор с большим осуждением относится к этой отвратительнейшей практике.

Мы так до конца и не узнаем, являлся ли Шардик посланником Бога, или был всего лишь напуганным животным. Любое его действие можно трактовать с обеих позиций. И это, одна из сильнейших сторон книги – и верующий человек, и атеист найдут в ней что-то свое.

Мир, в котором происходят события, с одной стороны, похож на типичное псевдо- средневековье, но Бекла больше похожа на Византию или Персию (основа экономики – работорговля), да и климатические условия соответствуют, скорее, субтропическому климату, с его джунглями и саваннами. Лошадей в империи нет – все воюют в пешем строю как, например, инки или ацтеки. Магией обладают только жрицы острова Квизо, да и то неясно, настоящая ли это магия или массовый гипноз и наваждение. Писатель без стеснения описывает всю грязь и мерзость человеческого общества, не опускаясь, однако, до чернухи, что придает книге дополнительную реалистичность и правдивость.

Вообще роман очень пронзительный и, местами, тяжелый. Но, поле прочтения, испытываешь вместе с главным героем сильнейшее чувство катарсиса – очищения. Одна из сильнейших книг, которые я прочитал за последние годы. Теперь на очереди роман «Майя», который рассказывает о событиях, предшествующих ортельгийскому восстанию. 10/10

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шардик — очень цельная продуманная книга про медведя и охотника, чьи судьбы идут, что называется, рука об руку, тесно переплетаясь в ключевых точках. В книге нет ничего лишнего, несмотря на её объем, всё толково связано меж собой, большинство характеров действующих лиц не однозначны и не плоски. Это личности, развивающиеся по течению повествования, что-то для себя понимающие и осознающие. Большинство поворотов, даже те, что отдают предсказуемостью, логичны и не создают диссонанса.

Короче, неплохая весьма книга, но мне вот не зашла никак. Ну просто не легла в нужное русло. Вините мою температуру под 39 и Новый Год. Кстати, читать под температурой недурно, я вам скажу, мне потом такое эпическое продолжение приснилось! Жаль, не запомнила.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с Шардиком произошло еще лет пятнадцать назад, причём очень опосредованно. Гигантский медведь мелькнул в «Бесплодных землях» С. Кинга, но оказался настолько впечатляющим, что жил в моей памяти до сих пор. Следующий шаг к полноценному знакомству с Шардиком я сделал, когда прочитал «Обитателей холмов» того же Ричарда Адамса. Помню, что история эпического путешествия кроликов меня настолько впечатлила, что «Шардик» был приобретён без тени сомнения.

Но в отличие от «Обитателей холмов», которые были «проглочены» за несколько дней», чтение истории о медведе-исполине растянулось на месяцы. Книга требует от своего читателя глубокого погружения в историю и неспешного следования сюжету, с наскока ее не одолеешь. При этом, возвращаясь к «Шардику» изо дня в день на главу-две, я получал большое удовольствие от атмосферы произведения и его настроения.

Это история Кельдерека, простого охотника из Ортельги, которому посчастливилось встретить своего Бога. В то же время, это история Шардика, необычайно крупного медведя, которого лесной пожар выгнал в окрестности Ортельги. А еще это истории множества людей, которые неожиданно для себя столкнулись со своими верованиями, и избрали очень разные пути дальнейшей жизни. Кто-то решил следовать за медведем повсюду, а кто-то бежал от своей веры. Одни вознамерились уничтожить медведя как опасное животное, другие попытались использовать его символизм для достижения собственных целей. И в центре всего этого возвышается фигура Шардика.

Ричард Адамс поднимает множество непростых вопросов о вере, предназначении, совести, и мне было интересно наблюдать, как персонажи находят ответы внутри себя. Читая историю Шардика, я временами вспоминал «Террор» Дэна Симмонса, в котором также есть огромный медведь, только белый, и вокруг него также сплетается ткань повествования. А ещё, всему мистическому и сверхъестественному в «Терроре», также как в «Шардике» можно найти рациональное объяснение. Но нужно ли это? Каждый решит для себя сам.

Хорошая книга. Когда-нибудь обязательно к ней вернусь.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от «Кроликов», книга не зацепила. Тут нет ни одного персонажа, за которого бы я переживал. Главный герой, охотник Кельдерек, волею судьбы вознесенный на самый социальный верх и старательно на этом верху удерживающийся, используя любые методы и старательно закрывая глаза на все — абсолютно не тронула меня его судьба и повороты этой судьбы, и все его последующие мытарства.

И не могу сказать, о чем эта книга. О том, что люди под влиянием жизненных невзгод меняются? Что некоторые получают второй ганс и могут даже этим шансом воспользоваться? Что принятое вроде бы для пользы дела аморальное решение приводит к чудовищным последствиям? Или это просто история человеческой жизни, с ошибками и достижениями?

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Политическая власть через призму культа. Формирование религиозных предпосылок и выводов. Самоидентификация и рефлексии верховного жреца, носителя власти. Рок, судьба, божья воля или толкование, кофейная гуща, хиромантия. Все это в ненавязчивой фэнтезийной обертке. Это есть в первой половине книги (50 начальных страниц можно пролистать), это рассмотрено, это проработано, это местами занимательно.

Первобытное общество, суровый вождь, аутичный мальчонка, куча островных девственниц, огромный медведь, нелепая война, раннекапиталистические отношения, архитектура эпохи ренессанса, властный жрец, поиск себя, раскаяние, бездорожье, бандиты, воссоединения. Это есть в первых 2/3 книги, это тривиально, это не очень качественно, это скорее декорация к первому блоку.

Последняя 1/3 книги совсем грусть. Этот вселенский гуманизм, эти рахитичные дети, эти безапелляционно вредные герои, это торжество справедливости над всеми трудностями описано в каждом втором произведение Урсулы Легуин, только намного более качественно (хотя тоже история на любителя). Я раньше думал, что так только женщины могут писать, оказалось нет, мужчина тоже способен.

В Шардике есть все. Чутка идей, чутка религии, чутка погони, чутка войны, чутка власти, чутка интриг, чутка раскаяния, чутка любви, чутка мудрецов, чутка смерти, чутка гор и лесов, чутка огня и воды. Только вот все это чутка слабо. Автор сел писать социально-психологическое фэнтези с явно обозначенным кругом проблема, а закончил типично голливудским хэппи-эндом, что в сочетании с отсутствием блестящих писательских способностей несколько разочаровывает (меня по крайней мере).

Шардик, по сути, представляет собой две повести. Одна интересная, вторая делает книгу романом .

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно качественный, глубокий и реалистичный фэнтези-роман, написанный в эпоху повального подражательства Толкину и артуровским мифам.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не дочитал.

С самого начала книга навевала только негативные печальные мысли. А когда речь пошла об издевательствах Геншеда над детьми и детской работорговле, я не выдержал.

вывод: не читать впечатлительным и чувствительным.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детские книги автора в своё время прочёл без особого интереса, однако, несмотря на это, «Шардика» ждал и по факту получения не стал откладывать прочтение. отнести данный роман к жанру «фэнтези» можно, хотя и весьма условно. Как таковой, магической или сказочной составляющей в произведении фактически нет.

Жанр произведения можно охарактеризовать как мистический первобытный роман, ведь фактически никто из персонажей не колдует, напрямую нигде не говорится о совершении каких то чудес. Всё мистическое воспринимаешь как часть восприятия героями романа окружающей действительности.

В целом, книга оставила достаточно неоднозначное впечатление. Местами не мог оторваться, местами буквально заставлял себя читать страницу за страницей. Всё таки описание быта общества, находящегося на стадии родо — племенного строя, с примесью тотемизма и работорговли мне не совсем интересно.

Любителям британской литературы ознакомиться можно и нужно, тем более, что перевод очень качественный. Само издание тоже на высоком уровне. да, кстати, в моём экземпляре написано, что тираж 8 000 экземпляров. Думаю, что хватит на всех желающих.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, незаурядное фэнтези — стоит особняком в фэнтезийном потоке. Идея книги, как мне кажется, состоит в следующим:

как люди творят богов и к чему это приводит, для каждого человека по отдельности, кто-то творит зло, кто-то добро... В общем,

«не сотвори себе кумира». Читается увлекательно, да и полезно для общего развития. Если есть время, рекомендую.

Еще, автор — человек много чего повидавший в жизни, что явно отражается в книге.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сообщение о переводе романа подтолкнуло меня его перечитать, впервые после школы. Я помнила, что книга — сильная и страшная, что в ней ставятся философские и этические вопросы, но я почти забыла за эти годы ее сюжет, например, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кельдерек стал царем-жрецом, и царем, пытающемся править лично, а не просто марионеткой полководцев в пышных одеждах жреца. Кстати, из последней главы так и не ясно, кто стал царем в Бекле. Гед-ла-Дан?

Многих аналогий, при новом прочтении для меня очевидных, я тогда не заметила.

Например, я не сравнивала

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
завоевания Беклы с завоеваниями арабов после проповеди Мухаммеда и с покорением Ханаана израильтянами под водительством Иисуса Навина, «что Солнца бег остановлял» (с. Державин). В обоих случаях завоеватели, которых до этого считали ничтожными дикарями, не опасными для цивилизованных держав, считали, что ведет их Сила Божья.

Бог-Медведь — странная идея для жителей современной, весьма гуманной цивилизации. Жители крупных городов, видевшие живых медведей только в зоопарке и игравшие в детстве с плюшевыми мишками, часто забывают, что медведь — это ЗВЕРЬ, зверь хищный, опасный для человека, умный и поэтому непредсказуемый. Шардик в романе — именно зверь, в начале и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в конце романа — измученный, раненный, истощенный, в середине — сильный, опасный и плохо поддающийся дрессировке. Что ж, Бог Ветхого завета тоже силен, не слишком добр и непредсказуем. Я уж не говорю о богах у Гомера.

Но если

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Навин в Библии остается победителем, Кельдерек во второй половине романа несет кару от судьбы за то, что способствовал жестокой войне, а потом поощрял работорговлю. Он становится бродягой, а потом пленником, голодает, терпит истязания, почти сходит с ума от мучений. Думает он и об убийстве Шардика, а Навину богоборческие мысли вряд ли приходили в голову. Зато в последней главе он награжден — любящей семьей и должностью, позволяющей делать добро. Город уголовного отребья, город, в который стекались, буквально как «на дно», подонки общества, становится важным торговым центром. Город сирот и брошенных детей в последней главе — картина очень наивная, но очень добрая. Кельдерек становится Макаренко этого мира.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх