fantlab ru

Неизвестный составитель «Лето с капитаном Грантом»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Лето с капитаном Грантом

Антология, год

Аннотация:

В сборник входят три повести: «Июнь, июль, август» С.Иванова, «Лето с капитаном Грантом» С.Александровича, «Длинные дни короткого лета» Н.Хмелик. В каждой из них рассказывается о приключениях ребят во время летних каникул. События происходят в пионерском лагере, в туристском походе.

Для среднего школьного возраста.


В произведение входит:


8.58 (12)
-
2 отз.
8.57 (7)
-
1 отз.
8.00 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Лето с капитаном Грантом
1990 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лето, которое меняет тебя.

Очень красивый сборник, чуть неравномерный, но все же красивый своим души порывом. Читать его и легко, и сложно, потому что надо думать, думать, думать, оценивать и оценивать, примерять на себя и примерять. Это не просто летние события, это путешествие по тебе, как по человеку.

Удивительно, что составитель этого сборника довольно глупый человек. Вера Шабельникова в своем предисловии заявляет, что не любит книг с поучениями, чуть ли не презирает таких авторов, которые поучают и выбрала для сборника три повести, в которых как раз поучают, каждой строчкой, каждой ситуацией, каждым выводом из ситуации, тут не дают возможности представить себе какой-то другой выход, не дают свободы самовыражения, о нет, тут каждый раз тыкают носом в кто такие хорошие и, кто такие плохие дети или с изъяном. И тут невольно задаешься вопросом, ну вот как Вера Шабельникова вообще книжки читает, если, прочитав все три повести, она все еще задирает нос и фыркает на то, что ей нравится... Но хорошо, что это ей не помешало собрать хороший сборник повестей.

Июнь, июль, август. Самая сильная повесть в этом сборнике. Она переливается всеми гранями чистого алмаза, забираясь в каждую душу и показывая все что там припасено. Как красиво автор показывает возможность избавиться от дурости, от того, что не нужно на самом деле, от того, что мешает нам как раз быть самими собой. Что мало того, что это не страшно, а что именно это и делает нас сильнее и даже индивидуальнее и при этом не мешает нам идти в ногу под барабан со всеми, да потому что ты ведь идешь рядом с такими же как ты, светлыми, чистыми, сильными, нужными и важными, удивительно разными, только объединенными одной идеей — дружить со всем миром. Как всегда, печально и грустно смотреть на тех, кто не понимает этого, кто считает, что он лишь тогда личность, когда против всех, сам по себе один. И ведь даже во взрослом возрасте до некоторых не доходит идиотизм подобного мышления.

Но не будем тыкать пальцем, поговорим о прекрасном. Поговорим о прекрасном лагере «Маяк», где нет идеальных детей, где все очень разные, где всем что-то в себе приходится преодолевать, где приходится учиться думать не только о себе, и даже не только о своем звене, но и обо всем лагере, учитывать тех, кто рядом. Читать про то, как это доходит до людей удивительно красиво. Читать про то, как ребята расстаются с ненужным, с тем что им мешает дружить, быть со всеми — это очень красиво.

Сергей Иванов удивительно хорош, он показал нам множество героев, множество проблем, показал, как каждый выглядит со стороны, как в уверенном мальчишке может прятаться страх, как в «гордой» девчонке тоже прячется страх. Он показал, как легко можно добираться до своих проблем, главное не врать, самому себе не врать и хотеть избавиться от глупости. Он нам и про дружбу рассказал и про любовь. Про работу, заботу, про жизнь дальше, ведь ты не всегда будешь в сейчас, ведь ты по линии времени двигаться будешь вперед и сейчас нужно решить, что будет там с тобой дальше, каким ты хочешь быть, неужели никому не нужным, никем не любимый, но зато гоооордый?)

Автор не дает выбора, он честно заявляет, если ты не исправишься, то ты не будешь лебедем. У него нет прощения людям, это только из-за стиля повествования кажется, что он может принять тебя «такого как есть», нет, он тебя таким не примет, он поймет почему ты так «свободно» поступаешь, но не примет, ему такие не нужны и это легко считывается из его повести, просто надо читать не поверхностно, не отворачивая взгляд, не промаргиваясь, как это делал составитель сборника.

«На свете бывают разные люди. У одних душа большая, у других маленькая. Это зависит от воспитания, от любимой учительницы, от друзей, от самого человека. В конце концов, от родителей —с какими ты задатками на свет появился. Ну и прочее, это сейчас не важно. Главное, что души действительно бывают разные. И Женькина маленькая душа перепугалась огромной души бородача.»

Красиво Сергей Иванов написал про душу и, казалось бы, ну ведь понимает же человек все, вот только о бородаче он написал много, написал с любовью, написал так, что ты в него влюбляешься, а Женьку он из книги выбросил, оставил ее такой, малодушной там, за пределами книги, за пределами этого большого человека. И ты точно знаешь, что к Бородачу, к этому невероятному, сильному красивому и доброму придет другая большая душа, которая тоже будет уметь именно любить. И ей не нужны будут ухаживания, все эти игрушки из детсада, ей будет нужна любовь, потому что она будет взрослой.

Невероятно красивая повесть «Июнь, июль, август». За три месяца нельзя вырастить большого человека, но можно помочь стать этим гадким утятам лебедями, выбор за них сделать нельзя, но помочь выбрать можно. А дальше, а дальше или вместе под барабан и в ногу или же забыть о них, потому что думать надо вот об этих, встающих на крыло, ты им нужнее, они тебе нужнее.

Лето с капитаном Грантом. Стать человеком, конечно же не просто. Научиться понимать людей тоже не просто. Себя самого-то не так просто понять. Вот Сергей Александрович и рассказывает, как хотя бы начать думать.

Тут мы уже в туристическом лагере, тут уже нельзя отстраниться от отряда, к которому тебя прикрепили, тут надо думать быстро, решать быстро. Нет трех месяцев, нет всей жизни, есть вот прям сейчас, или ты с людьми или ты со своими «свободами» обнимешься. Тут ярко показана как выглядит враждебность человека, когда ты с палкой на пришедшего или с добротой. Что ты как раз и сильнее, и умнее, и больше можешь сделать, если ты не враждебен.

Повесть не то чтобы распахивает перед тобой весь мир, нет, скорее она показывает, как ты сам для себя его можешь распахнуть, если научишься смотреть и думать. Как прочитав надпись на памятнике ты можешь понять историю маленькой деревни.

«Борька слушал песню и смотрел на памятник. Даже не на сам памятник, а на пьедестал. Его поразила вдруг цифра. Сто четырнадцать! Сто четырнадцать имен на пьедестале! А домов в этой Сосновке если наберется штук восемьдесят, то хорошо. Так что же, из каждого дома кто-то ушел и не вернулся? Даже больше, чем из каждого. Или когда-то давно Сосновка была большой деревней, где было много домов, но во многие из них некому было возвращаться, и они так и остались пустыми, а потом исчезли во времени?»

Как ты можешь подружиться с любым человеком, узнать от него что-то невероятное для себя и этим самым себя сделать лучше, потому что ты распахнул дверь в мир. И повесть эта тоже злая, в том плане, что отбрасывает от себя тех, кто со своим «личным пространством». Тут ты тоже должен шагать в ногу со всеми, не делить на свое и чужое. Обидно кому-то будет, но вывод автор делает однозначный — или ты со всеми или ты один. Тут покажут путь, попробуют направить, но никто тебя не будет уговаривать и объяснять, ты должен сделать выводы сам, но выводы эти автор прописывает однозначные, их нельзя интерпретировать иначе, как не в ногу со всеми.

«Что там говорить, море —это море. Только билет на Одессу все равно нужно будет сдать. Потому что на вторую смену лагерь капитана Гранта отправляется в поход на Северный Кавказ, в Баксанское ущелье.

Туда,Где снега тропинки заметают,

Где лавины грозные шумят...

И Борька просто не может не пойти.»

Длинные дни короткого лета. Тут книга не про пионерский или туристический лагерь, тут книга захватывает и лето, и зиму, да еще и несколько лет героя, когда он растет, впитывает в себя происходящее и видно во что он вырос. Эта книга как раз про цитату из первой повести про то, как душа становится большой. Как на этот рост влияют люди. Как тебе нужно уметь оценивать, уметь не просто следовать, а понимать зачем ты это делаешь, не просто помогать как все, а понимать зачем помогать. Ведь понимание дает силы, позволяет смотреть в глаза.

Книга и хороша как раз тем, что рассказывает именно о росте человека, о том, как он использует знания, которые ему дали. Показывает, как можно любить и походы, и математику. Как можно успевать и с детьми возиться, и взрослым оставаться, именно взрослым, а не прикидываться, что ты именно такой. Тут немного песни Высоцкого «Песня о друге», только вместо гор другая связка — река и обустройство. И вдруг оказывается, что человека можно проверить и в самом простом, в том, как он помогает мыть посуду и чистить картошку. Как вдруг легко понимается мама и отец, когда ты наконец-то наблюдаешь за ними. И вдруг оказывается, что важно не где ты, а с кем. Это очень красиво. И, как и писатели выше, Наталья Хмелик однозначно говорит, кто является человеком, какие поступки делают тебя человеком, она тоже не предоставляет выбора, ты либо делаешь, либо нет. И даже, если сейчас ты попал в стаю, каким-то образом сказал я лебедь, лебедь, то в следующий раз такое уже не пройдет, такое не проходит уже в самый первый момент, когда ты проявил свою суть, расслабил ягодички и тебя сразу отделяют от стаи. Ну нельзя шагать в ногу со всеми, если ты на самом деле этого делать не хочешь, ты вывалишься из этого строя, не мучай (ж) попу.

И сделаю еще ремарку по всем повестям. Удивительно как авторы пользуются культурным слоем: книгами, стихами, песнями. У Сергей Иванов книжный пласт. Ты читаешь и, например, услышав, что мальчик как островитянин сразу думаешь о Дефо и его Робинзоне и герой через несколько абзацев думает так же, и ты радуешься, потому что у вас один пласт книг, один пласт знаний, вы находитесь в одном миропонимании. И дальше, когда возникает тема с Саломеей, ты понимаешь, что девочка она уже из-за того, что балерина, знает какие-то вещи отличные от среднего школьника. И тебе рисуются эти мальчишки и девчонки, ты знаешь их, ты понимаешь из по прочитанным ими книгам, потому что они встраивают их в свою жизнь, в объяснение своих поступков, книга оживает, характеры дорисовываются. Тут нет брошенных просто так цитат или названий.

У Сергея Александровича начинают появляться стихи и песни. Поэзии много, и она вся подается как то, что ты не можешь не знать, а то что не знаешь, про это рассказывается и опять ты представляешь себе человека, в котором есть поэзия, или цитата из Арманда. Представляешь, потому что знаешь эти стихи, знаешь кто такой Арманд и опять благодаря этому автор дорисовывает образ своего героя. Ты понимаешь в какой среде он варится, если знает эти книги и строки.

Наталья Хмелик, может потому что девочка, делает упор на песнях, но это тоже пласт. Это определенное время, определенное настроение. Ты понимаешь, что профессор старше родителей главного героя, потому что он знает романсы, поет даже Вертинского. Ты понимаешь, что родители героя, они скорее всего поют свой вальс, принесенный из юности, другое время, другие песни. Потому что герой оперирует эстрадными песнями, популярными в конце семидесятых, ближе к восьмидесятым. И вот перед тобой возраст, люди, их пристрастия, культура страны. И опять ничего не надо добавлять, и описывать автору, ты и так все понял, просто прочитав цитату. Тебе даже не надо говорить, что «все могут короли» это отсылка к песне Пугачевой. Такие маленькие штрихи, кажется даже не значимые, но несут в себе море информации обо всем в книге и главное о героях. Надо просто суметь понять откуда ты что-то понял) Мне вот такая глубина в книгах очень нравится, кажется все так просто, но на самом деле не в каждой книге такое встретишь.

Нужен ли итог? Ведь и так понятно, что я могу только советовать такое читать. Особенно Июнь, июль, август, там очень много примеров человеческого поведения.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх