FantLab ru

Дэвид Брин «Бытие»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Голосов:
302
Моя оценка:
-

подробнее

Бытие

Existence

Роман, год

Аннотация:

Известный футурист Дэвид Брин возвращается к глобальной и масштабной НФ с новым романом, “Existence”

Джеральд Ливингстон убирает мусор на орбите. На протяжении сотен лет люди выбрасывали вещи в космос, и кому-то нужно заниматься уборкой. Но он обнаруживает на орбите что-то, чего он не ожидал, что-то, чего нет на старых картах. Через час после того как он подбирает эту вещь, Земля переполняется слухами о “инопланетном артефакте”.

Артефакт оказывается в центре всеобщего внимания и меняет все. Послание в бутылке; инопланетная капсула желающая общаться. Мир реагирует традиционно: со страхом и надеждой, и эгоизмом, и любовью, и жестокостью. И ненасытным любопытством.

(перевод аннотации: geralt9999)

© аннотация к печатному изданию

В произведение входит:

7.58 (89)
-
5 отз.
  • Aficionado  [= Life in the Extreme] (1998) [несколько глав о Хакере Сандере]  
7.62 (13)
-
7.50 (6)
-
  • Shoresteading (2008) [10-я и 14-я главы романа]  
7.50 (6)
-
7.50 (6)
-
7.50 (6)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2015 // Книга года (США)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2013 // Лучший НФ-роман

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Бытие
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Бытие
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Existence
2012 г.
(английский)
Existence
2012 г.
(английский)
Existence
2013 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне придется говорить с известной осторожностью.

Не вполне ясно, имеет ли место эффект, вызванный тревогой текущего дня (проще говоря, не отупела ли я к чертям на этом карантине, что вполне возможно), или нужно винить переводчика.

Книга даёт массу интересных стартовых точек размышления, некоторые попадались в других работах Брина, некоторые в принципе широко дискутируются, некоторые кажутся лично мне новыми. Но при этом мне было невыносимо скучно читать. Каждый конкретный эпизод, кроме двух или трёх, вообще не захватывал внимание. Не знай я Брина давно, бросила бы в конце первой трети. Но дочитала, в принципе довольна, подумать есть о чем, вроде бы даже какие-то моменты были интригующи... Но персонажи, как ни странно, не ожили. Конструкт остался конструктом, не задышал.

Почему я вообще подозреваю проблемы перевода.

Обращение «присоединяйтесь к нам» в русском языке ну никак нельзя спутать с личным приглашением! Переводчик проигнорировала это сюжетный ход полностью, даже не попытавшись как-то передать эту двусмысленность. Возможно, в других местах, которые показались мне недотянутыми или странно скомпонованными, мне просто не хватает знания английского, чтобы догадаться, что именно имел в виду автор.

Но, может быть, и нет. Попробую перечесть через пару лет.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По содержанию текст можно условно разделить на три части, и первая из них понравилась мне больше всего. Поначалу немного раздражало обилие сюжетных линий, создававшая ощущение мозаичности, но к этому я быстро привык. Зато потом, было настоящим наслаждением наблюдать как все эти, казалось бы, разрозненные линии собираются в единый пучок, стягиваются к единому фокусу. Я уже предвкушал, что выставлю тексту не менее восьми баллов, и вдруг на самом интересном месте... временная лакуна. Повествование внезапно прыгает в будущее сразу на пару если не больше десятилетий. При чём заполнен этот разрыв, только одним интервью. Уж дискуссию, между двумя артефактами точно показать стоило. Такое впечатление, что Брин решил, будто просто не потянет этот момент.

Очень многое осталось непонятным: например, что за анонимные «друзья» появились у писателя Хэмиша, которые помогли ему узнать, что у аристократов есть ещё один артефакт? Не показана психологическая мотивация Джеральда и компании с благородными целями временно укравших первый инопланетный зонд. Речь именно о психологическом моменте, а не цели. Она как раз ясна: устроить дискуссию артефактов, выяснить какой-же из них говорит правду. Но ведь с кондачка такие решения не принимаются, а психологический момент в тексте совершенно не показан. Даже сам факт кражи дан в восприятии лишь внешнего лица.

Но вот привыкаешь ко второму временному промежутку. Здесь временных линий куда меньше. Выясняться, что в другую галактическую эпоху, ещё до кристаллических зондов нашу систему посетило множество саморазмножающихся космических кораблей-роботов, которые вдруг принялись воевать с друг другом по непонятным причинам. Более того, некоторые из них до сих пор уцелели, хотя и сильно повреждены и наблюдают за землянами. На сигналы правда не отвечают, и вообще делают вид будто их нет. Почему молчат не понятно, но вот некоторые решили всё же вступить в контакт. Но тут самый мощный зонд принимает решение показать всем вожжажавшим контакта «кузькину мать». Зачем? Не ясно. Показал или нет, тоже непонятно ибо тут следует второй временной разрыв.

Третье часть. Лично мне решение запихать в огромное количество телескопов кучу скопированных личностей, кажется в этическом плане сомнительным. Не говоря уж о том, что их просто надули, обещав межзвёзный полёт, всё-таки личности разумных не амебы, что бы размножать их простым делением. Кстати, сами копии задаются вопросом, почему не послали роботов. Но ответ какой-то не внятный.

На основании этого только семь баллов.

P.S. А вот фраза про «минное поле бытия» понравилась, да и посыла произведения понятен.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Произведение поразило своим масштабом. Автор крупными мазками дает несколько сюжетных линий с участием разных персонажей, принадлежащих к разным социальным группам, по условиям жизни не пересекающимся между собой. В результате получается обширное футурологическое полотно: мир неуютный, некомфортный, я бы сказала, чуждый, но живой, развивающийся.

Бедняки пытаются выжить, отвоевывая у моря полуразрушенные некогда богатые постройки, вещи. Богачи плетут интриги мировой закулисы. Талантливые профессионалы зарабатывают средства и известность своим умом. В мире этом можно жить и работать без тела, в нем совершаются странные преступления, существуют странные предметы и профессии.

В первой трети книги Брин показывает нам всё многообразие бытия будущего.

Сюжетные линии сплетаются в единый узел, когда в привычное человеческое бытие вторгается бытие инопланетное — случается долгожданный контакт. Сценарий контакта необычен. Форма и цели инопланетного разума таковы, что невозможно однозначно истолковать суть происходящего. Оцифрованные пришельцы пытаются манипулировать людьми, чтобы подтолкнуть их на путь развития, оптимальный с точки зрения пришельцев. Путь этот столь же странный, как и сами гости. Он вполне способен увлечь определенные круги, располагающие материальными ресурсами, ведь речь идет о бессмертии, весьма своеобразном, не слишком похожем на жизнь в привычном ее понимании, но всё-таки именно о нём.

Пришельцы ожидали контакта очень долго и слегка «двинулись» на почве изолированного существования, к тому же их много и каждый продвигает свои идеи, называя других лжецами. При этом все они, каждый в своем мире и на своей планете, прошли практически идентичный путь развития и прибыли к землянам в одинаковой упаковке. На протяжении всего чтения меня не покидало ощущение, что инопланетные миры погибли — если они погибли, конечно — вследствие чрезмерного перерасхода ресурсов и концентрации энергий, необходимых для запуска в космос бессмертных посланцев. Сомнительное цифровое бессмертие некоторого количества особей было оплачено гибелью целых живых миров. Инопланетный проект заселения вселенной напоминает строительство пирамид в Древнем Египте. Гигантские усилия, престранный объект на выходе, и полное истощение создателей, которым уже не остается сил и ресурсов для жизни. Но пирамиды стоят, а оцифрованные объекты летят — ожидающие возрождения и псевдобессмертные неживые.

Книга заставляет еще раз поразмышлять на тему, что есть жизнь, где грань между живым и неживым, если в неживом заключено активное сознание с памятью, что такое бессмертие не только личности, но целого вида, и какую цену можно за него заплатить, а какая цена всё-таки чрезмерна, нужно ли цепляться за слабую органическую жизнь, если неорганика с цифровой начинкой гораздо надежнее и долговечнее. В связи с ситуацией контакта возникает просто огромное количество тем для размышления, вопросов, на которые не ждешь ответа, потому что определенный ответ в принципе невозможен. К чести Автора надо сказать, что он не пытается упростить ситуацию, в его книге присутствуют точки зрения, ни одной из которых не придается статус наиболее верной. Герои размышляют. Люди размышляют. Размышляет человечество в лице так называемых «умных толп» — спонтанно формирующихся виртуальных групп, генерирующих идеи и аргументы.

Из такой позиции трудно выйти к какому-либо внятному финалу. Но Брин сумел. Роман логически завершен без придания статуса правильности какой-либо одной версии событий или цели. Неизвестно, каким будет дальнейшее бытие, как долго оно продлится. Но пока люди сохраняют критичность мышления, основанную на конкуренции разумной осторожности и здорового любопытства, у них есть шанс. Прежде чем что-то предпринимать, надо посмотреть вокруг, заглянуть в ту бездну, из которой прибыли зовущие за собой пришельцы, и самим убедиться, что там есть, откуда на самом деле пришли те, кто зовет за собой...

Роман очень длинный, очень неспешный, в нем мало действия и много бытия в разных формах его проявлениях, он предлагает остроумное объяснение некоторых археологических загадок и ставит крест на межпланетных космических полетах с колонизацией других планет и галактическими империями, но оставляет место сомнению, иным возможностям, идеям и направлениям развития. Бытие не имеет конца, независимо от форм сознания, способного его воспринять и осмыслить...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-таки осилил этот кирпич. «Так хорошо все начиналось» (С)... Почему авторы толстых книг не могут выдержать ровный ритм в своих книгах? (риторический вопрос) Может они так долго его пишут, что теряют в процессе писания так сами изменяются, что меняется и видение книги... Одним словом первые две трети книги можно считать удачными и бодрыми, разбросано много задумок, которые я надеялся будут решены впоследствии, ан нет. Потом что-то сломалось, а финал оказался слитым совершенно. К сожалению, только такие впечатления остались от книги.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Берем «Рифтеров» Уоттса. Добавляем немного «Спина» Уилсона, а также хорошо выдержанного «Нейроманта» Гибсона и «Космической Одиссеи» Кларка. Смешать, но не встряхивать. Получаем новое и крайне «свежее» произведение Брина.

Ну и самая главная ошибка, которая делает всё действие совершенно бессмысленным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Настолько высокоразвитые машины в сочетании с выгруженными сознаниями могут воспроизводить себя совершенно самостоятельно и намного эффективнее, так что никакие биологические цивилизации им просто не нужны.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моё отношение к автору и его книгам ... минимум сложное. От нравится очень, до ну и зануда же ты.

В данном случае готов сказать, что зануда.

И в тоже время перед мной отличная книга настоящего Брина. С его тяжеловесным языком (вот на сто процентов уверен, что это не косяки перевода, а именно от автора). С его глубинами философствования. С его препарированием социальных аспектов жизни. С его желанием заглянуть за край. С разбором глобальных тем. Да и с многими другими бриновскими плюсами. И в том числе со всеми именно бриновскими минусами. Занудство. Огромное количество воды. Сухим и скучным текстом. С большим количеством побочных линий, начатых и брошенных. Со скачками в повествовании. С сумбуром в изложении. С непонятной и скомканной концовкой.

Сложилось впечатление, что у автора было 3-4 варианта разных книг, а он решил их все впихнуть в одну, сшив суровыми нитками грубым стежком. Как результат ни одна линия книги не доведена до конца, а грубо оборвана. Как и сама концовка.

Увы, я недоволен книгой. Можно сказать, что идея книги во много раз превосходит исполнение. Ибо исполнение больше походит на наметки/наброски к нескольким разным книгам.

И все же, читать стоит. Но, при этом советую запастись терпением, и ещё раз терпением

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласно результатам последних научных исследований предполагается, что количество землеподобных планет должно быть весьма большим. Тем актуальнее становится парадокс Ферми, в котором подчеркивается противоречие между высокой вероятностью возникновения разумной жизни и отсутствием каких-либо сигналов от иных цивилизаций. В романе «Бытие» Дэвид Брин предлагает достаточно изящный и оригинальный ответ, одновременно делая футурологический прогноз и занимаясь философскими размышлениями о будущем человеческой расы, опасностях на пути прогресса и хронических социальных проблемах.

Брин широкими штрихами набрасывает картину обозримого будущего, в котором человечество пережило ряд кризисов, сплотилось заключением Великого Договора, который узаконил сословия, погрузилось в слои виртуальной реальности и впервые приняло послание от инопланетных цивилизаций. Послание, способное открыть новые горизонты или уничтожить привычный мир. Автор скрупулезно конструирует обыденность будущего глазами космонавта, семей аристократов и мусорщиков, через умные очки журналистки и знаменитого писателя. Многослойная виртуальная реальность оказывается превосходной площадкой для вездесущих масс-медиа, которые играют важную роль и для мира, и для сюжета, и для самого Брина.

Вездесущая связь плотной сетью окутала планету, позволяя людям координировать свои действия — весьма любопытна модель «умной толпы», которая самоорганизуется, усложняется и способна решать более трудные задачи, чем одна-две личности; позволяя быть в курсе новостей и быстро обучаться. Но с другой стороны, открывается широкий простор для манипулирования общественным мнением и вредоносных воздействий на сеть, которые распространяются в мгновение ока. Отсюда вытекает следующая проблема — наступает эпоха дилетантов, поскольку базовые знания общедоступны, а чтобы превзойти энтузиастов-любителей, надо быть великолепным профи. И опять же есть обратная сторона — поверхностность знаний, рассеянность и рассредоточенность, доходящие до патологии.

Вот так красной нитью через роман проходит мысль, что человечество движется по минному полю Бытия, постоянно скользя между крайностями и едва избегая роковых ошибок. Человечество движется почти вслепую, зачастую не имея достаточных сведений, опираясь на сдерживающий чувственные порывы многовековой опыт и жажду знаний, толкающую к новым открытиям. Мимо экологических и климатических катаклизмов, избегая глобальных войн с атомным и бактериологическим оружием, без самоубийственного религиозного или политического радикализма, защищаясь от нанотехнологической катастрофы или бунта ИИ, не попадая под астероидную бомбардировку, наконец. C такой точки зрения наша цивилизация предстает крайне хрупкой и уязвимой, балансирующей на лезвии энтропии. Остановка, по мнению Брина, означает смерть, но и необдуманная спешка опасна, поэтому важно находить компромисс и прислушиваться к голосу разума.

Стремясь охватить, как можно больше социальных и философских идей, научных гипотез о развитии инопланетной жизни и будущем человечества, Брин поначалу воздвигает довольно гармоничное и сложное здание, которое сложено из фрагментов выдуманных книг, стилизованных интервью и монологов, историй многочисленных персонажей. Но затем желание поделиться мыслями играет злую шутку с автором, разваливая здание текста. Сюжетные линии рвутся на полуслове, событийные кульминации пропускаются — чтобы в следующей части дать краткое содержание случившегося за прошедшие годы. Из художественного произведения роман постепенно дрейфует к футурологическим эссе и утопическим гипотезам, что особенно ярко проявляется в последней части, где события происходят в некоем квантово-фрактальном пространстве. Любовь к манифестам свойственна умной научной фантастике и здесь скорее вредит, чем заставляет прислушаться к вопросам автора.

Итог: добротная футурологическая философско-социальная фантастика с элементами эссе.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Брин – один из моих любимых писателей современности. Очень понравившийся «Прыжком в Солнце», «Звездным приливом», меньше «Война за возвышение» и Новой трилогией Возвышения… «Почтальона» еще не читал, но фильм очень понравился, тронул…

Здесь уже вроде бы все хорошее о романе написали… Лучше у меня не получится…

Но попробую поделиться мыслями….

Если перечисленные романы написаны автором в 1980, 1983, 1985, 1987 и до 1998 года, то есть в 30-48 лет, то «Бытие» … в 62 года…

Наверное, ошибочно сужу по себе, но … в таком возрасте … приходит мудрость, болезни, усталость, у некоторых мысли о «бытие»…

Книга большая. И не только в смысле числа страниц, но и героев-персонажей, событий, мыслей… Это почти БЫТИЕ, почти то, что я давно мечтал написать….

У меня впечатление от нее двойственное… Иногда читал всего по 2 страницы в день не только потому, что засыпал, но и по причине разочарования от себя, от того, что терял связь мест, персонажей и событий… Я привык персонажей делить на «плохой-хороший», «положительный-отрицательный»… Их поступки, мысли, эмоции обычны, понятны, в значительной степени предсказуемы, вызывают эмоции…. Книги о Бытие, да еще вообще без главного героя, много сложнее…

И вот эта сложность и обуславливает такой калейдоскоп мест-участников-мыслей…

Я уже давно интересные мысли, приходящие время от времени, вынужден записывать скорее на бумажку или в компьютер, чтобы не забыть… Возраст… Память… Многократный рост информации… Так и с такой книгой пришлось сделать более 50 закладок… да и те не идеально… А здесь только десятки, если не сотни, гаджетов, технологий, особенностей, технологий будущего, не считая фабулы…

Такое впечатление, что автор в процессе написания книги… просто забыл (62 года), о чем писал первые «истории», линии… Связи между ними немного… Они хороши по отдельности, но некоторые совершенно не нужны (во всяком случае, пару) для цели, идеи, фабулы книги…. Они «не усиливают» и «не раскрывают» «основную мысль (основные мысли)» книги….хотя….

Мне кажется большая часть из основных мыслей книги изложена в выдержках из трактата «Рог изобилия Пандоры»:

- «Мириады троп энтропии» на странице 15 («Ненавидит ли нас Вселенная?...») и «Энтропия» на странице 28 («…среди триллионов звезд должны существовать бесчисленные населенные миры с разумными расами гораздо старше нашей. Каким интересным станет будущее, когда они заговорят с нами!»…». Ферми: «В таком случае разве мы не должны были бы слышать их и сейчас?... где они?»);

- «Энтропия» на странице 55 …

Не буду здесь приводить – по мне очень хороши… Все они прерывают, «нарушают» «ткань», «память» повествования… Хотя сами по себе чрезвычайно интересны…

Я условно делю книгу на 5-7 перемежающихся линий и 2 «основных»:

1. Линия Джеральда – сборщика космического мусора этаким ультрадлинным «лассо», который и «ловит» первую капсулу размером с бейсбольный мяч.

2. Линия Хакера Снайдера, сына триллионеров, членов Клуба триллионеров, относящихся к 1-му сословию, Лейси Сандер, финансирующая и участвующая в проекте создания и эксплуатации мощных телескопов, и Джейсона Сандера, уже забыл кого (да о нем сказано предельно мало), на первый взгляд баловня судьбы, шалопая, «игрока»-летчика мини-ракеты, потерпевшего крушение и затерянного в океане, оказавшегося среди модифицированных дельфинов, взросление…

3. Линия Тор Повлов – «корреспондента-интервьюера» из шоу «Повлов-версии» «Медиакоргруп»…

4. Линия Хэмиша Брукмана – писателя, режиссера до того как рухнул Голливуд, а ныне известного публициста, оратора, «консультанта-политического решалы» (> 50 лет), помощника или «исполнительного директора» Движения отреченцев от прогресса, возглавляемого пророком Тенскватавой…

5. Линия Пэня Сянбина, проживающего в безумной нищете в трущобах разрушенных домов и полузатопленных подвалов окраин Шанхая, занимающегося собирательством, в том числе нырянием на морское дно, и продажей хлама, даже …высушенной кристаллизованной мочи…, нашедшего второй артефакт-капсулу, и его жены Мейлин…

6. Линия доктора Акинобу Сато, руководителя «Центра усиления эмпатии Аткинса», создающего «людей будущего с генно-, нано-, био- и еще не понимаю каким внедрением и модификацией человеческого мозга (уже не помню и не найду с ним ли связаны, добровольные испытатели e-calculi, желудочных бактерий, которые работают как крошечные компьютеры, питаемые излишками еды)...

7. 1-я «основная» линия — «Допрос с пристрастием» обитателей капсулы.

8. Линия «Затаившихся»...13 (умнейших, я бы даже сказал «величайших») обращений к «затаившимся» представителям внеземного разума – причин нежелания вступать в контакт с Землей…

9. 2-я «основная» линия — Полет, «Панацея» для умирающих миров.

Очень может быть, что я не прав… Это лишь мое субъективное ощущение…

Приблизительно (не ранее, раз сказано про 100 лет организации СЕТИ — SETI, Search for Extra Terrestrial Intelligence) 2059 год (2024 год вспоминается), то есть близкое будущее…

Атомной войны удалось избежать, но…упоминаются:

День ужаса,

«Хватай все и беги»

Великий Договор (который, по расчетам компьютеров, способен предотвратить классовую борьбу):

… «Граждане имеет право наблюдать за наблюдателями»…

… «индивидуум с личным богатством выше среднего уровня не должен вмешиваться в дела корпоративного сословия или вмешиваться в управление компаниями с ограниченной ответственностью»…

10 миллиардов человек, надвижение океанов, строительство дамб..

Нищета и триллионы на телескопы и космические полеты…

Вир-очки, наушники переводчик, субвокальные сенсоры в воротничке, команды персональным ирам (от ИР – искусственный разум), в том числе отключения видимости рекламы, нажатием одним зубом или языком на зубы, звуковой имплантат в челюсти, вездесущие ПОВ-камеры, ботинки-глайдеры, скутеры с изгибаемой поверхностью и роликами для передвижения по суше, «преданность» умных машин и агентов-программ, 23 Интернета, пластика лица, андрогинны, умные наноботы в системах канализации и рециклирования — в крови пока нет, но вот-вот…, генная инженерия, победа и предвосхищение лечения известных болезней мозга, врожденных аномалий…, уже десять лет как бордели с роботами, роботы-носильщики у фермеров…роботы-сиделки в доме престарелых… Роботы даже стали заигрывать с людьми, желая или имитируя желание близости… Добровольные испытуемые e-calculi – желудочных бактерий, которые работают как крошечные компьютеры, питаемые излишками еды…

Гениальная фантазия о гаджетах..

Кстати гаджеты уже не поражают воображение – как-то мы к ним привыкли… «Маловато будет!»…

Апокалиптические ожидания конца света, по-прежнему угроза комет, метеоритов…

Прожигатели жизни, засоряющие планету, радикальные защитники окружающей среды, эволюционная теория, список угроз существованию человечества, составленный фондом «Спасательная шлюпка»… «Нынешний непрочный общественный договор не продержится…. Эксперимент Западного Просвещения подходит к концу… Кто-то должен руководить новой эрой…а его нет……».

10 сословий-каст, клайды…

Пророк Тенскватава…Движение…скептики прогресса… энтрописты, «отреченцы» во имя стабильности…не открывать широко «Ящик Пандоры»…

Распыление в стратосфере пыли или закачивать в глубокие соленосные слои огромного количества СО2 в целях прекращения или приостановления глобального потепления, суперколлайдер, способный создавать черные дыры, радиопослания в Галактику, распространение удобрений в «пустынных» районах океана с целью увеличения количества рыбы …

«Земной Союз» — заговорщики, пытающиеся всех подчинить мировому правительству с вдесятеро возросшим бюрократическим аппаратом (Сенатор Стронг)..

А не сожрут ли интеллектуальные роботы-ИР биосферу, победив своих создателей?…

И по каждому «чуду» предложения, абзацы, страницы описаний мест, предметов, людей, мыслей… Прерывается, долго открывается основная мысль… Бытия…

Одна только попытка всестороннего рассмотрения всего этого, пусть в рамках художественного произведения, стоит немало!...

Триллионеры жертвуют средства на создание и организацию приема-передачи сигналов в Космос… Но не ведет ли передача сигналов в космос опасности для Земли?…

И вот успех, и вот так ожидаемый первый контакт, первое странное «послание» в экзотической форме — «Присоединяйтесь к нам»…

Тысячи космических зондов, воюющих, роботов, капсул, «населенных» десятками представителями погибших миров…, конкурирующих за увековечение копированием и рассылкой по Вселенной миллионов «копий» …

Да… Но что предлагают? Разве мы этого ждали, хотели?

Мы все ждем Спасения, помощи от «братьев по разуму», а, оказывается, возможно те самые, от которых нужна другого рода помощь в виде Панацеи… «Вселенский живой телескоп»…

Грустно... Печально… Разочарование… Мы всю жизнь тянулись в Космос не только из любопытства… Мы ждали от соседей фантастических технологий, политических и социальных систем, бессмертия… Самим чудовищно плохо, а рисуется апокалиптическая перспектива, приходится выполнять роль Миротворца, Спасителя… Вот оно каково Бытие…

Читать книгу нужно помногу или вообще сразу, потому что забывается, теряется нить… Тем более повествование последовательно-парралельное..

И очень внимательно читать…

Да еще смешение стилей… То повествование, то выдержки с названием «Энтропия» из философского трактата «Рог изобилия Пандоры», то выдержки из статьи или книги «Поколение блэкджека», то «сумасбродный кэш браузера» или смесь «радиопереговоров десятков людей» вначале главок «Разновидности», выдержек из очерком «УТВЭД (Ух ты, вот это да…)», дискуссии-диспуты-ток-шоу («Сканирование»)… и прочие…

Лишняя беседа Брукмана с Бетсби по поводу «попытки отравить» сенатора Стронга…

Не нужным, непонятно сложным, хотя и «детективно интересным» путешествие Пэня с/на механической «пингвинообразной птицей-спасителем» с найденным поврежденным артефактом-капсулой… Да и вся «история» Пэня с его проблемами… очень интересна, трогательная, но не имеет никакого отношения, тем более, что окончание истории артефакта-капсулы Пэня …неизвестно..

Очень интересна робинзонада в стае генно-модифицированных «умных» дельфинов Хакера Снайдера, но какое отношение это имеет к фабуле, стОило ли этим «перегружать» роман?

Трогательное, печальное, драматическое пророчество…

Великий с точки зрения замысла, идеи, фабулы роман… Хороший, скорее очень хороший, с точки зрения реализации… Но это «многословие», раздражающее прерывание мыслей не позволяют мне оценить выше 8 баллов.

Спасибо, господин Брин!

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Казалось бы, какое отношение имеет Карл Маркс к данному произведению? На самом деле никакого, но лично для меня этот роман является одновременно и подтверждением этой фразы, и не менее ярким ее опровержением.

Как повлияет на бытие человечества знания других цивилизаций? Способно ли такое знание погрузить цивилизацию в хаос и запустить процессы саморазрушения? Или наоборот, пройдя сквозь призму человеческого разума, эта информация способна кардинальным образом изменить его бытие в лучшую сторону, становясь новым мощным стимулом для эволюции и развития?

Достаточно объемный роман на своих страницах поднимает целый пласт настоящих и будущих проблем человеческой цивилизации. После того как книга прочитана и мысли более-менее утряслись, понимаешь, что такого количества информации и идей могло бы хватить и на несколько книг. Так что как раз воды в произведении практически нет и читается она на одном дыхании.

Перед читателем разворачивается картина будущего, не сильно отличающегося от нашего настоящего. Совершенствуются информационные технологии и генная инженерия, человечество по большому счету всё так же приковано тяготением к матушке-земле. Люди, что неудивительно, вляпались в, судя по всему, локальный атомный конфликт, после чего большой вес приобрели воинствующие экологические организации. Ширится движение, призывающие к ограничению и взятию под контроль научных изысканий, как потенциально опасных для цивилизации. И вот в руки людей попадает Артефакт...

Дальше вместо спойлеров только вопросы (конечно же только часть из них), поднимаемые автором:

- нужен ли контроль над наукой? И если да, то до какой степени?

- насколько человечество готово к осознанию и, самое главное, безопасному применению новых знаний?

- насколько эти знания должны быть ограничены для общественности?

- насколько этичны генетические эксперименты и каковы могут быть их последствия для эволюции?

- могут ли разные общественные устои объединяться во имя блага человечества?

Итог: развитие цивилизации сродни хождения по минному полю. Причем в отличие от саперов распознавать цивилизационные мины никто никого научить не может. Вся надежда на человеческий разум и интеллект. Брин — очень большой оптимист, искренне верящий в то, что разум, обитающий на нашей планете, сможет не совершить фатальных ошибок. Ну и помимо всего прочего он еще и великолепный рассказчик, за что ему отдельное спасибо.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Графоманский бред, местами весьма искусно мимикрирующий под фантастику. Литературным произведением назвать это никак не получается — толком нет ни сюжета, ни персонажей (не будем же мы называть таковыми картонных и не похожих на живых людей «героев», нужных только для того, чтобы автору было в чьи уста вкладывать свои пространные рассуждения ни о чём), ни интриги (ну она-то, вроде, почти есть вначале, но потом, растянутая и так ничем и не закончившаяся просто убивает всю книгу). Последнюю треть просто домучил из принципа, чтобы понять, должно же это чем-то закончиться. Увы :-(. В общем, за литературную часть тройка, за изображение мира будущего 6 баллов (хотя я так и не могу себе представить, как можно нажимать на зуб, чтобы вызвать какое-либо меню :-), за сюжет тоже тройка, за объём — 1 балл. Итого 5 из 10. Читать только тем, у кого много лишнего времени :-)

Оценка: 5
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Бытие» Дэвида Брина. Плюсы и минусы произведения:

+ Качественная серьёзная «твёрдая» научная фантастика. Редкая и очень ценная рыба в наших водах.

+ Продуманный и реалистичный мир не очень далёкого будущего: новый «раб» человека — искусственный разум во всех проявлениях — например, очки с множеством уже привычных слоёв вирт-реальности, обеспечивающие моментальный доступ к любой информации, этакий внешний удалённый общий мозг-компьютер для каждого, «костыль», без которого на улицу стыдно выходить; добровольное объединение людей посредством компьютеров в «Умную толпу» — как буквальная трактовка терминов философии и психоанализа — коллективно-бессознательное или даже коллективно-сознательное — и применение этого во благо человечества, для быстрого решения критических задач; при этом человек в этом недалёком будущем всё ещё не способен нормально выбраться за пределы Солнечной системы, не заселяет бесполезные пустынные планеты вокруг Земли, и т.д.

+ Пара в меру крупномасштабных ярких динамичных напряжённых экшен-сцен, не выходящих явно за рамки реализма.

+/- Сценарий первого контакта с инопланетяным разумом. Описывается достаточно подробно, со всеми реалистичными человеческими осторожностями, взвешиванием «за» и «против», непонятными мотивами и целями чужаков. Но при этом сценарий первого контакта по сравнению с какой-нибудь «Ложной слепотой» Питера Уоттса — сильно оказуален, упрощён; понятный язык с пришельцами устанавливается сразу же; сами же они — небольшой спойлер — ничего особенно оригинального из себя не представляют.

+/- Множество других мелких сюжетных линий, поднимающих совсем иные немаловажные вопросы, часто более приземлённые (вплоть до загрязнения планеты людскими отходами; террористических организаций и прочих грешков); при этом часто они очень утомительны, мелочны, скучны, а ведь на них постоянно отвлекается внимание читателя с куда более важных, интересных и грандиозных событий, связанных с инопланетным разумом.

+/- Поднимается множество самых разных философских вопросов, в основном о значении человечества во Вселенной. К сожалению, большинство из них подаются слишком «в лоб», задаются буквально и прямолинейно (как вставки между главами, иногда под видом журналистских заметок, иногда прямо в диалогах или мыслях персонажей), а часто вовсе наивно: персонажам — в большинстве своём передовым учёным будущего — с запозданием приходят в голову не самые сложные банальные общеизвестные (даже сегодня) идеи и возможности, а подаётся это так, будто высказывается гениальнейшая свежая мысль. И когда одни персонажи захваливают за это других в диалогах/монологах, складывается впечатление, что автор держит читателей за дурачков и... сам себя хвалит. И не раз такое случается, что немного коробит читателя.

- Скачущий стиль подачи сюжета. Не успеваешь насытиться одним сюжетом, вжиться в обстановку, поверить героям, сопереживать им... Как линия обрывается и приходится читать про других, а к предыдущим автор может уже не вернуться НИКОГДА. Или только через много-много глав. Первую треть текста мечтаешь о том, чтобы больше говорилось о том, как общаются с инопланетянами, а не о каких-то сторонних маловажных событиях, а потом гадаешь куда делась линия про дельфинов и некоторые другие. К тому же иногда между смежными главами проходят целые годы, десятилетия, это нигде прямо не указывается и приходится догадываться. К последним частям книги от такого повествования уже начинаешь уставать.

- Действительно, много «воды». Книгу без особых потерь можно было значительно сократить. И если какой-нибудь Уоттс даже научно-фантастическую «воду» умеет подавать интересно, так, что захочешь даже из самого ненужного абзаца выдернуть одну-другую цитату на вес золота, то Брин просто пускается в перемалывание простых истин или погружается в рефлексию персонажей. Грузит множеством сторонних комментариев и мнений выдуманных персонажей, которые вместе с читателем гадают, что же, чёрт возьми, происходит. И большинство этих нитей ведут в никуда. Об этих нитях даже есть символичный момент в конце книги (во время задумчивости одного из персонажей). Кстати, в этом, возможно, выражается суть всей книги — поднять множество фундаментальных и не очень вопросов, расписать множество возможностей/опасностей/вещей, над которыми надо думать, никогда не забывать, и не важно, если почти все они останутся без ответа... Пока, по крайней мере.

- Намеренно скомканный неясный размытый чрезмерно открытый финал, запоровший главную интригу.

Пожалуй, главная цитата и основная мысль романа: «Попытка найти ясный и безопасный путь через Минное поле Бытия.»

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Бытие» – пример такой фантастики, которую мне с недавних пор тяжело переваривать. Это здоровенный талмуд, под завязку наполненный идеями, персонажами, событиями, но который, по сути, содержит в себе слишком много «воды». Даже нет, не так. В книге множество деталей, которые не важны для общего сюжета, но которые очень хорошо дополняют картину в целом, превращая ее в поистине впечатляющее полотно. Чем-то сходным грешит Стивен Кинг, увлекающийся бытовыми деталями к месту и не к месту. Брин, правда, увлекается не бытовыми деталями, а... Впрочем, для начала стоит сказать хотя бы пару слов о сюжете.

Нам представлена история Контакта с иной цивилизацией. История настолько продуманная и охватывающая так много аспектов, что диву даешься. Однако проходит какое-то время и читатель обнаруживает у истории второе дно, а затем и третье. И все это крайне реалистично и осязаемо, даже не сомневаешься, что Брин описал вполне себе жизнеспособный сценарий нашего будущего. «Что же тут не так?» — спросите вы. А вот что.

Получившийся «срез», я бы даже сказал, полноценный мысленный эксперимент, уж слишком громоздкий. Нам показано так много, что стоит больших усилий удержать в памяти все сюжетные линии. Особенно поначалу. И что самое грустное, читатель не представляет, какие линии важны, а какие нет, какие запомнить необходимо, а о каких можно забыть на время. В итоге информация поступает и поступает, а читатель в ней все вязнет и вязнет... Читать интересно (хотя язык местами суховат, да и перевод не идеален), сама идея Контакта захватывает воображение (хотя написана она очень в духе «Свидания с Рамой» А. Кларка), героям сопереживаешь (правда в основном они схематичны и выписаны так, чтобы читатель лишь различал их).

И я бы подумал, что все нормально, что такие философские исследования и должны быть объемными, если бы не читал ранее другие произведения, которые также показывали читателю срез социальных реакций на фантастическое допущение, обходясь при этом существенно меньшими объемами. Например, «День триффидов» Джона Уиндема, который очень лаконично и внятно сказал все, что только можно, об основных тенденциях бихевиоризма человечества в условиях тотальной вспышки слепоты и возникновения у людского вида естественных врагов.

Тем не менее книга, конечно, впечатляет. Если продраться через начало и терпеливо распутать клубок сюжетных линий, то уже к середине затраченное время себя окупит полученной информацией и размышлениями, на которые книга подталкивает. Книга – строго для долгого и вдумчивого чтения, ее категорически нельзя использовать в ситуациях типа «скоротаю время, пока сижу в очереди на прием к врачу».

Рекомендую ее всем любителям твердой НФ, которые любят много размышлять над прочитанным.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Реальные научные гипотезы и практики в одной обойме с космической оперой, спасением на море, конспирологией и хищной ухмылкой — поздравляю всех с успешным возвращением автора «Звездного прилива».

«Бытие» можно считать кратким НФ-справочником по общению с иным разумом, столько отсылок к законам Азимова, машинам фон Неймана, палеоконтакту, радиотелескопам СЕТИ, гипотезам о неандертальском уме и талантах аутистов. При этом, в тексте много движения и пространства, описанных так, что можно сказать «мы», «нас». «Нас» увозит от НОАК боевой робот, «мы», получая советы на гаджет, лезем по трапам дирижабля, арканим на орбите мусор и смотрим, как избранные внимают хрустальному черепу.

Помимо экстрима и наук: Диснейленд, жизнь беженцев на бывшем стадионе, «умная толпа» века, который подключили, торжество поп-культуры, сдвиги в традиционной, мысли об экономике элит и времени для звонка маме. Сверхбогачи, сервильность, радиоактивные осадки,«маленькие императоры»...

В целом, впечатления положительные. Срез и мутации социума — достойно. «Письма счастья» удачная новинка, убедительнее рецептов Винджа. Оптимизм: эндо- и экзогенные угрозы цивилизации, недоверие к всему и вся, понимание разорительности космических программ и прочий реализм сочетаются с верой в то, что по минному полю пройти возможно, если медленно и осторожно. Галактика полна хищников и паразитов? Д е р з а й з н а т ь. С умом даже из бессмертных прохвостов можно извлечь пользу. А еще, если есть наверху враги и эгоисты, то там же есть друзья и альтруисты.

Недостатки «Бытия» растут из достоинств. Темп превратил то, что требует напряжения умственных способностей в тест на память, викторину. Не читавшим «возвышение» раннего Брина линия дельфинов и обезьян без сомнений покажется приблудой. Про калории долголетия знаете? Увидели подтасовку в отрывке про ХIX век? Намек на Саберхагена? Лавкрафта? Проехали. Персонажи, как один, деловые и бодрые — с другими экшна не будет. Чувства, в основном, родительские. И, если сердце не смягчит то, что прибой загоняет сваю в грунт, а фотонный парус хуже уловителя частиц, не знаю, порадует ли Вас книга.

Почитателей твердой НФ должна бы.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слабенькая книжка, чего уж там. 80% произведения вода, полно ничем не оканчивающихся сюжетных линий. Произведение ориентировано на непритязательного обывателя.

Первая моя книга этого автора, и, думаю, последняя. Жалею потраченного времени.

После виртуального пространства камня-модуля, повторяющего формы самого камня (сужение к корме) у меня начал дергаться глаз. Описание пришельцев, которые все как один вышли будто из фантастики 40-ых годов прошлого века, которые думают и чувствуют как люди, вызывает у меня раздражение. Особенно после прочтения «Ложной слепоты» Питера Уоттса или «Фиаско» Лема.

Предположение автора, что другие разумные формы жизни настолько глупы, что за прошедшие миллионы лет (которыми так неумело вертит автор) не додумались до ответов, которые тут же пришли в голову землянам, мне кажется самонадеянным.

Резюме: жвачка.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложная книжка про первый контакт. В ней есть сам момент находки инопланетного артефакта, установление контакта с иным разумом, реакция различных групп землян на событие.

Правда, мне показалось, что уж слишком широкое поле событий дается в этом романе. Многим побочным героям и линиям уделяется чересчур много внимания, необходимости в котором, на мой взгляд, совершенно не возникает. В результате мы знаем о персонаже очень много, но после какого то момента, выполнив свою небольшую миссию, он со страниц исчезает надолго или вообще навсегда.

Некоторое сокращение книги пошло бы ей только на пользу. Как мне кажется.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх