Курт Воннегут «Механическое пианино»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Самый значительный человек в своем городе доктор Пол Протеус живет в то время, когда автоматизация зашла настолько далеко, что сделала ненужными профессии множества людей. Но несмотря на высокое положение в обществе, Пол не чувствует себя счастливым. После некоторых раздумий Протеус решает сменить свое окружение, но удастся ли ему выйти из системы и открыть глаза многим другим людям или его примут за предателя и посадят в тюрьму?..
Входит в:
— антологию «О дивный новый мир», 2006 г.
— сборник «Novels & Stories 1950-1962», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1953 // Художественная проза |
- /языки:
- русский (20), английский (1), французский (1)
- /тип:
- книги (20), самиздат (2)
- /перевод:
- М.А. Брухнов (20), И. Рикардс (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dummy, 12 февраля 2007 г.
Книга произвела на меня очень сильное впечатление. Раньше читала другие вещи Воннегута – все они по-своему интересны, поэтому я бы не стала их делить на сильные и слабые. В «Утопии» автор гениально уловил тенденцию развития современной цивилизации, и в своей манере, лишь слегка утрируя современный порядок вещей, показал ее бессмысленность и одновременно тщетность усилий что-либо изменить. Но его нельзя назвать пессимистом. Его произведения пропитаны грустью, но хотя и не наступает какого-то подсознательно ожидаемого хэппи энда – почти всегда в конце ощущаешь легкость.
Смешно, что иногда начинаю себя ловить на сходстве с женой главного героя со своим стремлением все упорядочить (хотя, конечно, хотелось бы быть на другой стороне баррикад :smile:).
ozor, 28 апреля 2006 г.
Пророческие описания современных офисов с работой «выше крыши». Воннегут учит — надо уметь читать между строк. Молодёжь отдыхает.
Цефтриаксон, 11 января 2010 г.
Не соглашусь с некоторыми высказавшимися. Воннегут предвосхитил не машинную утопию ,а скорее маразм и абсурд корпоративной культуры.
Лужок — совпадает с некоторыми «корпоративами» дословно. Даже не как допущение, а как цитата.
kastor, 23 ноября 2006 г.
Когда-то «Утопия 14», опубликованная в красном томе, который первый на этой странице, произвела сильнейшее впечатление. Все напечатанное и прочитаное позже казалось уже не столь интересным. Видимо, Воннегут «не мой» писатель. Уверен, что ему на это наплевать.
AlisterOrm, 21 мая 2013 г.
Курт Воннегут — это ещё одно культовое имя, которое я пропустил. И пропустил, кстати, не зря. Прочитай я «Механическое пианино» хотя бы три года назад, я бы плюнул от скуки и нафиг выкинул книжку. А сейчас — уже нет. «Социалист» Воннегут написал на самом деле весьма неплохую гуманитарную фантастику, которую было бы нелишне прочитать всем пророкам «плановой экономики».
В центре всего — новая социально-экономическая модель, развивающаяся по неумолимой логике прогресса. Постепенное совершенствование технологий приводит к автоматизации производства, а следовательно — к резкому сокращению спроса на рабочую силу простого человека. В связи с этим контроль над средствами производства переходит непосредственно к узкой группе «белых воротничков», наиболее квалифицированных инженеров, которые становятся новой аристократией, а затем происходит огосударствление экономики — контроль над этой сферой (и многими другими) переходит в объединённое министерство. Итак, в нашей дорогой США торжествует самый настоящий социализм советского типа, где все достижения цивилизации определяются количеством выпущенных телевизоров, вертолётов, корабликов и самолётиков. И все произведения искусства, кстати, делаются исключительно в жанре «соцреализма». Конечно, главное этой системы от советской — чудовищный разрыв в качестве жизни верховных инженеров и простых людей («такару», по определению индусского шаха). Однако, если присмотреться, даже это различие стирается. Инженеры, заработавшие богатство своим потом, кровью и мозгами, в любой момент могут лишиться своих привилегий, данных с широкого барского плеча государства. Вот и всё. Чем не советское чиновничество?
Однако среди верховных инженеров нашлись пламенные революционеры, которые просто не могли видеть эту систему действующей. Большая часть людей оказывалась просто не у дел в этом автоматизированном будущем. Казалось бы, и живут вроде бы неплохо, даже если учесть уравнительный характер их благосостояния. Но вот люди этого времени хотят работать! В нашей стране такому по большей части были бы рады! Ан нет. Руки жителей мира Воннегута простаивать не любят, и они решают сыграть в лоллордство, и сокрушить мешающие их дивному новому миру машины...
А что, весьма любопытное произведение, написанное американским социалистом. Конечно, конец нас несколько расстраивает — завершив свою революцию, ребятушки «из низов» с большим удовольствием начинают ремонтировать и реконструировать только что ими разрушенное — ведь не особо хочется человеку на самом деле ходить пешком и готовить еду на костре? Нет. И всё пошло по кругу... Молодец Воннегут, качественная социальная фантастика — это сложный жанр, а он в своё дебютном романе с нею справился.
Ladynelly, 11 ноября 2008 г.
Долго вчитывалась, поначало было скучно... Весь ужас нарисованного автором мира поняла лишь, когда ГГ оказался на Лужке. Вот уж воистину говорящее название — там люди стали стадом баранов пасушися и развлекающихся. И лишь после эжтого до меня стал доходить весь ужас нарисованного автором мира, мира сытых довольных всем владык, и тоже сытых, но ощущающих свою ничтожность рабов.
А ведь медленно и неуклонно все идет к этому... Вот два ярких примера: АСКП в московском транспорте, автоматы по продаже газет, сока, кофе....
Ох не зря иногда говорю: компьютер не должен быть умнее человека!
Saneshka, 3 июля 2007 г.
Прочитала и несколько дней потом просто не могла работать — сидела, смотрела на на эти долбаные закорючки на мониторе, и с ужасом понимала, что кто-то (не я, конечно же) однажды такое сделает. И будем мы все счастлииивыеее! И ненужные.
Orand, 14 августа 2018 г.
Воннегут -автор , которого стоит читать всенепременно. И дебютный его роман — в частности. Почему так? Потому, что обычно дебютные романы авторов в дальнейшем и определяют стиль и последующее движение в литературном мире. И «Механическое пианино» в целом предопределило Воннегута, как автора , которого мы сейчас знаем.
И здесь можно выделить одну простую мысль. Если у автора возникает какая-то либо идея или проблема — он старается выразить ее именно в дебютном романе. Но Воннегут был человеком,который обращал внимание на урбанизацию, как на естественное неизбежное явление ,которое его огорчало. И эта мысль просвечивается практически в каждом его произведении.
«Механическое пианино» наверное один из примеров того , как пишется антиутопия , и один из примеров жанра , в который вплелась и философия и фантастика. Причем , фантастика — конца 50-х г.
Книга интересная и в то же время тяжелая и драматичная.
Angvat, 12 сентября 2017 г.
Знаете, меня еще в детстве немного напрягал гимн авиаторов. Тот самый, где ребятам некий Разум даровал стальные руки и мотор вместо сердца, а взамен они торжественно клялись сделать сказку не то былью, не то пылью (спасибо старенькому радиоприемнику и нездоровой фантазии). Как оказалось, вера в светлое будущее под сенью науки напрягала не меня одного.
О чем книга? О далеко не новом (по крайне мере, на Западе, у нас долгое время все больше было про пламенные моторы) и местами спорном воззрении, что технический прогресс и засилье науки не всегда есть благо и могут завести человека куда-то не туда. Ну и о так называемом противостоянии «физиков и лириков», где физики вроде как победили, но лирики продолжают вести безнадежную борьбу. В последствии страх и неприятие технологий еще расцветет в фантастике буйным цветом, от киберпанка с его «high tech – low live» до Mage: the Ascension с «наука иллюзия, технократы тайно правят миром». Ну а это так, ранняя проба пера великого и ужасного Воннегута в данном направлении, даже еще не слишком отягощенная его любимой саркастически-абсурдной манерой повествования. И да, если что, то сердцем я на стороне лириков, потому что физику еще со школы не любил, хотя головой и понимаю, как много она нам дала.
VictoRR, 11 января 2007 г.
Долго вчитывался, но в итоге «Пианино» все-таки произвело сильное впечатление. Азиатский шах, путешествующий по США — отличный прием, в смысле «взгляда со стороны»... а «изнутри» — это уже главные герои.
Жутковатый сценарий будущего, нечего сказать.
SeverianX, 25 апреля 2021 г.
Перед нами дебютный роман, написанный в далеком 1952 году. Название романа довольно ёмко отражает суть проблемы, которая раскрывается при прочтении.
В центре сюжета социальный конфликт между представителями технократии, инженерами, управляющими, учеными и простыми работягами, оставшимися за бортом в новых условиях. По мере стремительного развития технологий из-за войны, а так же по причине автоматизации производства, простые рабочие оказались вытеснены со своих рабочих мест автоматами. Таким образом, большая часть людей оказалась никому не нужной в социальной среде, жизнь просто потеряла смысл. Стремление государства к практичному, экономически выгодному, совершенному мироустройству привело к объединению государства и бизнеса. Под этой эгидой были построены огромные города-заводы, производящие великое множество разнообразных вещей. Формально контролируют это всё инженеры, составляющие элиту общества и обладающие высокими показателями интеллекта (ПИ). Причем этот ПИ определяют также машины, впрочем, как и наклонности с предрасположенностями. По сути, от человека уже ничего не зависит – его возможное будущее предопределено с детства.
Главный герой романа, Пол Протеус, является типичным представителем новой элиты. Он управляет заводом Иллиум, а это достаточно высокопоставленная должность. Он умен, молод, перспективен, пользуется привилегиями, доступными лишь для элиты, имеет еще более влиятельных покровителей. Его отец был одним из лидеров новой технической революции и пользовался большим почетом. Казалось бы в жизни Пола всё прекрасно, но душу терзает вопрос, правильно ли устроен мир? Ради того, чтобы разобраться, он готов пожертвовать многим.
С рациональной точки зрения автоматизация производства чрезвычайно выгодна: меньше затраты, выше производительность, ниже цена конечного продукта. Машинам не нужны больничные листы, социальные гарантии и страховки, они не будут допускать брак из-за невнимательности или переживаний. Да, все так, но куда тогда деваться человеку? Чтобы избежать недовольства правительство создает новые рабочие места: рабочие для Корпуса Ремонта и Реставрации (КРР) и солдаты для армии. Работая там, человек получает небольшие деньги, но их вполне хватает на обеспечение собственных нужд. В новом мире люди стали жить в бытовом плане гораздо лучше, но это не решает основной проблемы – нужности человека. А ведь именно это и есть основа самоуважения. Машины могут быть совершенными, но они бездушны и действует по алгоритму, в отличие от живых людей.
В книге много ярких запоминающихся персонажей. Например, жена Пола – Анита. Она больше всего на свете заботиться о карьере своего мужа, о чем напоминает при каждом удобном случае. И это, в принципе, логично, ведь сама она нигде не работает и если бы не доктор Протеус, ей была бы уготована участь людей из низов. Именно поэтому она люто ненавидит простых рабочих. Также есть близкий друг Пола – Финнерти. Построив еще лучшую карьеру, он бросает всё, чтобы противопоставить себя несправедливой системе. Бад, один из инженеров завода Иллиум, создает очень удачный автоматы. Его беда заключается в том, что машины ранее определили его неспособным к такой работе, и в итоге он оказывается на улице, вытесненный с должности собственными изобретениями.
Итог: А так ли всё это несбыточно? Роман написан почти 70 лет назад, но прогнозы сбываются. О подобных тенденциях Юваль Ной Харрари говорит в своей книге «21 урок для XXI века». В скором времени алгоритмы и нейросети будут даже выбирать за нас. Какое же место в этом мире уготовано нам? Время покажет…
Veyo, 25 декабря 2019 г.
Наплохой рассказ, но до уровня Оруэлла в плане антиутопии не дотягивает. «Механическое пианино» само по себе читается гораздо лучше, чем «Колыбель кошки», да и структурировано получше. Несколько удивляет, что многие усмотрели проблему развития общества именно в развитии технологий, хотя проблема развития проистекала далеко не из них, а из образа мышления и самосознания этого общества. Альтернативные и гораздо более реалистичные варианты технологического развития можно усмотреть у Паоло Бачигалупи в рассказе «Помпа номер шесть», а также в ранобэ Юити Судзумото «Planetarian».
К сожалению, работа содержит ряд противоречий и сюжетных нестыковок, но детальный разбор деталей требует их раскрытия, поэтому дальнейший комментарий будет помещён под спойлер.
Пытаясь инициализировать мой любимый сюжетный троп «Crapsaccharine world» (Сладкая помойка/ложная утопия), автор изначально указывает положительные стороны получившегося сценария будущего:
«Раз и навсегда после кровавой военной бойни мир, наконец, избавился от своих неестественных страхов — массового голода, массового лишения свободы, массового издевательства и массового убийства. Говоря объективно, сведущие люди и законы мирового развития, наконец, получили свой долгожданный шанс превратить землю в приятную и приемлемую для всех обитель».
То есть объективно решены проблема голода, массового ограничения свободы (то есть преступности нет, либо борьба с ней проводится по-иному, что противоречит сказанному Финнерти в разговоре с Полом и Кронером про массовую наркоманию), насилия в некотором смысле. Замечательно. Но это не коммунизм.
Структура общества включает в себя управленцев, механиков, военных/полиции, предпринимателей и безработных. Деньги по-прежнему присутствуют. Как подчёркивает Холъярд «У нас государство не владеет машинами» (считаем, средствами производства), тут, ради справедливости, следует заметить, что когда государство владеет машинами — это не коммунизм, а ... (внезапно) государственный капитализм. При этом, функционирует утопия по странным экономическим принципам: добыча сырья и его переработка производится механизмами, поэтому себестоимость товаров минимальна, даже с учётом амортизации, но их цена, при этом, значительна, что вытекает из условий жизни персонажей. Куда же уходит прибавочная стоимость? Владельцам машин и государству. Разумно предположить, что налоги, собираемые государством с предприятий значительные, они уходят грубо на обеспечение социальной помощи безработным, поддержание военных/полиции, обслуживающего персонала и госаппарата. Ввиду постоянного увеличения капитала возникает противоречие: все эти пункты не могут поглощать весь прибавочный продукт, поэтому на лицо несоответствие. Рассмотрим предпринимательство, которое координируется частными лицами — «комитетом руководителей частной промышленности, а не политиками», то есть на лицо узаконенный картель, являющийся естественным монополистом. Тем не менее, картель власти практически не имеет, что странно. Но, если предположение, что налоги слишком велики и регулируют цены по предельному принципу верно, ещё жизнеспособно. И даже в этом случае расслоение по имущественному положению должно быть на лицо, но в тексте противопоставляются только управленцы (УП) с высоким показателем интеллекта (ПИ) и все остальные. На что уходят сверхдоходы УП? На импортируемую роскошь? Почему они сами её не производят с такими возможностями? Почему уровень сознания людей с высоким ПИ остался на мещанском собственническом уровне? На эти вопросы в тексте ответов нет. Из явных минусов системы — недоразвитая система образования и ранжирование по коэффициентам ПИ, это вопиющая проблема, подчёркиваемая автором на примере Финнерти и Беррингера. Почему коэффициенты рассчитываются только один раз, а не каждый год? Никто не развивается и, наоборот, не впадает в маразм? Нет кружков и клубов по интересам, абстрактные численные показатели используются вместо системы накопленного портфолио специалиста. Главый герой Пол отмечает, что система несовершенна в её собственной системе правил: «имя и деньги всегда одержат верх над системой». Несмотря на частичное сочувствие: «Пол с огорчением подумал, что люди, разрушающие какую-либо систему, всегда вызывают восхищение у тех, кто покорно следует этой системе», он лицемерно начинает этим самым разрушением и заниматься.
В произведении используется противопоставление робота и человека в шашечном матче, но сделано это очень безыдейно и примитивно. При этом, в современных реалиях, когда шашки 8х8 полностью решены, а в шахматы а/б алгоритмы и нейросети играют лучше людей, почему-то не мешает нам наслаждаться матчами людей против людей. Немного напомнило рассказ «Начинают и выигрывают» авторства М. Кривича и О. Ольгина.
Далее в диалоге бывшего священнослужителя начинают выдвигаться идеи: «Поколениями их приучали обожествлять соревнование и рынок, производительность и экономическую ценность и завидовать своим товарищам, а тут — трах! — и все это выдернуто у них из-под ног. Они больше не участники, они больше не могут быть полезны. Вся их культура провалилась в тартарары».
Во-первых, это подтверждает внутреннюю пустоту и неполноценность исходных установок, во-вторых, утверждение спорное по своей второй половине. Они могут быть полезны, просто никто не предложил альтернатив. Высвободившееся рабочее время должно не было потрачено ни на что полезное (читать классику надо, товарищи: «О сокращении рабочего времени для участия трудящихся в управлении государством»). Пирамида потребностей у безработных также проявляется странно, роста культурного и творческого развития также не наблюдается. Они тратят своё время только на отдых (от чего?) и просмотр телевизора.
Высказывается мысль: «Я думаю, что первое, что придет в голову революционерам, — это перебить всех, у кого ПИ выше, скажем, 110». Браво, вот тут в точку. Это мы наблюдали на примере из реальной жизни в Демократической Кампучии, когда человек с псевдонимом Пол Пот (забавное совпадение, ведь гг зовут Пол ПрОТеус) физически уничтожил всех, кто был умнее его, разрушил промышленность и инфраструктуру. На лицо извращение положений людьми, которые не поняли объективных законов развития общественных отношений. Трагедия в том, что это ретроградство и примитивизм отдельными представителями экстраполируются как интересы большинства, как у профессора из рассказа А. Азимова «Раб корректуры». Кто-то берет больше ответственности, чем способен использовать: «Он сознавал всем сердцем что человечество зашло в жуткий тупик, но это был настолько логически обоснованный тупик, и его завели в него настолько умно». Да, сам себя не похвалишь — никто не похвалит, но дыр в логике, к сожалению, хватает. Хочется поработать руками? Выезжай на заработки в другую страну. И польза, и удовольствие!
Диалог суда наглядно демонстрирует тупость подхода:
— Ага! Значит, этого вы еще не определили, не так ли?
— Первым делом следовало бы убедить американцев в необходимости ограничения сферы деятельности машин.
Ох, Пол, думать надо сначала, а действовать потом.
«Машины, организация труда и стремление к более высокой производительности, точно грабители, лишили американский народ свободы и стремления к счастью.» Как пафосно и как бессмысленно.
«Главная задача человечества состоит в том, чтобы делать человеческое существование приятным и полезным, — сказал Пол, — а не превращать людей в придатки машин, учреждений или систем». Да, поэтому надо эти машины ограничить и продолжить заниматься эксплуатацией. Надеюсь, это сделано специально а не по аналогии с фотографией, где видны уши. Более красиво и кратко раскрыл вопрос Биленкин в рассказе «Точка зрения».
В заключение можно отметить, что проблема именно в людях, потому что степень бездушности или бесчеловечности систем, или механизмов проистекает из бездушности или бесчеловечности людей их проектирующих.
Yazewa, 3 января 2013 г.
В целом эта вещь показалась мне скучновато-назидательной. Понравился только эпизод с Лужком, — уж настолько абсурдно, что похоже на правду... Да, есть точные психологические моменты и занятные предвидения, но все равно читалось без интереса.
Stalk-74, 9 февраля 2024 г.
В принципе, роман не о борьбе человека с машинами, а о вечной людской неудовлетворенностью жизнью. Вот позволь любому осуществить свои жизненные стремления — он сразу будет хотеть чего-то большего, о чем даже на предыдущем этапе и не задумывался. Вечная сказка о рыбаке и рыбке.
Вот рабочий, пахавший сменами на заводе, хотел ненапряжной работы, удовлетворения всех элементарных хотелок (кров, сытость, удобства, хобби). Нате! Увы, мы оказались ненужными, нас заменили машинами, беда-печаль, устроим майдан.
И ладно, электорат. Зависть к более обеспеченным никто не отменял. Так и патриции мечутся. Ах, надоели миллионы, хочу на ферму к коровьему навозу и природе. Правда, когда богачу жизнь всё это предоставляет, то он, оказывается, не приспособлен к натуральному хозяйству и рвется назад, к микроволновкам и полу с подогревом.
Хорошо это или плохо, в романе Воннегута ответа нет — это более высокий, философский уровень. Здесь посыл попроще — материальный достаток ниже моральных стремлений. Но пищу для размышлений произведение предоставляет в достаточном количестве.