FantLab ru

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Голосов:
2079
Моя оценка:
-

подробнее

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей

Slaughterhouse Five or, The Children's Crusade

Другие названия: Бойня №5

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 163
Аннотация:

Хотите представить себя на месте Билли Пилигрима, который ложится спать пожилым вдовцом, а просыпается в день свадьбы; входит в дверь в 1955 году, а выходит из нее в 1941-м; возвращается через ту же дверь и оказывается в 1963 году; много раз видел и свое рождение, и свою смерть и то и дело попадает в уже прожитые им события своей жизни между рождением и смертью? Нет ничего проще: нужно только научиться у тральфамадорцев, изредка посещающих Землю на своих летающих блюдцах, видеть в четырех (а не в трех, как человеки разумные) измерениях, и тогда вы поймете, что моменты времени не следуют один за другим, как бусы на нитке, а существовали и будут существовать вместе в одном и том же месте. Один вам совет: блуждая во времени, выбирайте двери, чтобы случайно не оказаться на бойне номер пять!

Примечание:

в журнале «Новый мир» за 1970 год: Курт Воннегут. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Роман. Перевела с английского Р. Райт-Ковалева. Послесловие Р. Орловой. III—78; IV—148.


Входит в:

— антологию «Джером Д. Сэлинджер, Курт Воннегут», 1983 г.

— сборник «Novels & Stories 1963-1973», 2011 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1970 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1969 // Роман

номинант
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1970 // Художественная литература

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Переиздание года (США)

Экранизации:

«Бойня номер пять» / «Slaughterhouse-Five» 1972, США, реж: Джордж Рой Хилл



Похожие произведения:

 

 


Бойня номер пять, или крестовый поход детей. Колыбель для кошки. Завтрак для чемпионов...
1978 г.
Колыбель для кошки
1981 г.
Джером Д. Сэлинджер, Курт Воннегут
1983 г.
Сирены Титана. Колыбель для кошки. Бойня номер пять
1989 г.
Курт Воннегут. Том 3
1992 г.
Сирены Титана
1993 г.
Бойня номер пять
1999 г.
Колыбель для кошки
1999 г.
Курт Воннегут. Избранное
1999 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2000 г.
Бойня номер пять
2001 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2001 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2001 г.
Курт Воннегут. Избранное
2001 г.
Мать Тьма
2001 г.
Хроники Тральфамадора
2001 г.
Хроники Тральфамадора
2001 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2003 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2003 г.
Колыбель для кошки. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Рецидивист. Галапагосы
2003 г.
Колыбель для кошки. Мать Тьма. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Сирены Титана
2004 г.
Сирены Титана
2004 г.
Бойня номер пять
2008 г.
Бойня номер пять
2008 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2008 г.
Бойня номер пять
2010 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2010 г.
Колыбель для кошки. Бойня номер пять. Рецидивист. Галапагосы
2010 г.
Колыбель для кошки. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2010 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2010 г.
Бойня №5
2014 г.
Колыбель для кошки. Бойня номер пять
2014 г.
Бойня № 5
2017 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2017 г.
Бойня номер пять. Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер!
2017 г.
Бойня номер пять. Дай Вам Бог здоровья, мистер Розуотер
2019 г.

Аудиокниги:

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2004 г.
Бойня номер пять, или Крестовый поход детей
2012 г.
Бойня номер пять
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Rzeźnia numer pięć
1972 г.
(польский)
Bitúnok č. 5
1973 г.
(словацкий)
Бойня номер п’ять
1976 г.
(украинский)
Slaughterhouse-Five or the Children's Crusade
2004 г.
(английский)
Slaughterhouse-Five or the Children's Crusade
2004 г.
(английский)
Бойня № 5, або Крыжовы паход дзетак
2010 г.
(белорусский)
Novels & Stories 1963-1973
2011 г.
(английский)
Бойня номер п'ять
2014 г.
(украинский)
Бойня № 5, або Крыжовы паход дзетак
2019 г.
(белорусский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласна с одним из отзывов- бред сивой кобылы с несколькими интересными мыслями. Единственно на что обратила внимание — это содержание в плену англичан — своеобразный курорт. А так — мечется по времени человек, Билли Пилигрим, ему скучно жить. Ни что его не радует.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое классное, что может случиться с книгами, это когда тебе внезапно хочется прочесть какую-то конкретную, и ты, блин, берешь и читаешь. Еще круче, когда это уже знакомая книга, читанная ранее, и ты уверен, что всё будет офигенно. Пожалуй, именно так и познается культовость и мощь произведений — когда тебя тянет вернуться к тому или иному творению. Сегодняшний случай такой.

Роман этот я читал около 10 или 11 лет назад, и тогда он очень меня впечатлил необычным стилем написания и дикой нелинейностью.

Собственно, он даже начинается максимально нестандартно (особенно по меркам времен, когда это было написано):

«Послушайте:

Билли Пилигрим отключился от времени.

Билли лег спать пожилым вдовцом, а проснулся в день свадьбы. Он вошел в дверь в 1955 году, а вышел из другой двери в 1941-м. Потом вернулся через ту же дверь и очутился в 1964 году. Он говорит, что много раз видел и свое рождение, и свою смерть и то и дело попадал в разные другие события своей жизни между рождением и смертью.

Так говорил Билли.».

Это история о человеке, который знает, где, когда и во сколько он умрет. И ему вполне себе норм. Об этом способе видения времени главному герою — Билли Пилигриму — рассказывают похитившие его пришельцы с планеты Тральфамадор. Для них время не поток, как видят его люди, а череда самостоятельно существующих событий, и в то время как мы видим сиюсекундный миг, тральфамадорцы способны охватывать всю жизнь целиком и проживать самые кайфовые и радостные моменты.

"«Самое важное, что я узнал на Тральфамадоре, — это то, что, когда человек умирает, нам это только кажется. Он все еще жив в прошлом, так что очень глупо плакать на его похоронах. Все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Тральфамадорцы умеют видеть разные моменты совершенно так же, как мы можем видеть всю цепь Скалистых гор. Они видят, насколько все эти моменты постоянны, и могут рассматривать тот момент, который их сейчас интересует. Только у нас, на Земле, существует иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке, и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно.

Когда тральфамадорец видит мертвое тело, он думает, что этот человек в данный момент просто в плохом виде, но он же вполне благополучен во многие другие моменты. Теперь, когда я слышу, что кто-то умер, я только пожимаю плечами и говорю, как сами тральфамадорцы говорят о покойниках: „Такие дела“».».

То есть, книга уже учит нас жить хорошими эмоциями и наслаждаться приятностями. А еще эта книга антивоенная, хоть в названии и присутствуют «бойня» и «крестовый поход», а в самом начале автор сообщает, что книга будет про то, как разбомбили Дрездена. Вот что передает нам автор через роман:

«Я по вечерам проходил по тюрьме со свечкой, сделанной из жира человеческих существ, убитых отцами и братьями тех сожженных заживо школьниц. Наверно, вся Вселенная с ужасом смотрит на землян! И если другим планетам Земля пока еще не угрожает, то скоро эта угроза может появиться. Так что откройте мне вашу тайну, и я отнесу ее на Землю и спасу нас всех. Как планета может жить в мире?»

Так главный герой видит нашу планету и преподносит ее инопланетянам как очаг вечной воинственности и жестокости.

А еще был эпизод, как Билли Пилигрим смотрел фильм про войну, но задом наперед.

Казалось бы, просто описание эпизода про фильм задом-наперед, но ведь углядеть смысл и зов к миру и демилитаризации — вот он, перед нами!

Наверное, есть что-то символичное в том, что автор позиционирует книгу как роман о важном военном событии, которое коренным образом влияет на и без того чудного героя, но самой войны и ее ужасов прямо не касается. После нападения на Пёрл-Харбор Воннегут сам записался добровольцем в войска и был направлен в Дрезден, где и пережил описываемые в книге события, и тогда понял всю бессмысленность и дебильность войны. И ее жуть. Пожалуй, оттого мы и не увидели дотошных описаний тех кошмаров.

Немалый шарм произведению придает главный герой и его манера общения — Воннегут сообщает, что роман написан в «телеграфически-шизофреническом стиле», и именно благодаря нему язык произведения очень уместно инфантильный, исполненный наивности и будто бы легкого слабоумия в восприятии мира в самом хорошем смысле этого слова (насколько возможно). Текст очень такой, ну, милый, детский. Вот один пример:

«Пальто, которое получил Билли, и без того совсем короткое, так съежилось и обледенело, что походило на огромную черную треуголку. Оно все было в клейких пятнах цвета ржавчины или скисшего клубничного варенья. К пальто примерзло что-то вроде дохлого мохнатого зверька. На самом деле это был меховой воротничок.»

И есть там совершенно очаровательный разговор между матерью Билли и его товарища по больнице (ровно в середине романа). Его даже цитировать бессмысленно — надо читать и улыбаться.

В общем, если вы любите нетипичную структуру повествования и манеры написания, если любите людей с чудинкой и отрицаете насилие — читайте роман, вам, думаю, понравится. Билли Пилигрим напоминает Аури из цикла произведений Патрика Ротфусса. И, может, немного Чарли из «Цветов для Элджернона» Киза.

А я поставил роману 8 баллов. А стояло 10. Такие дела.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я начал читать роман в возрасте 15-16 лет, когда перечитал всю школьную литературу до 9 класса. Я стал скачивать разные книги из списков по типу «Топ 100 книг…», среди коих оказался роман Воннегута. Я не смог тогда его прочитать до конца из-за стилистики написания «Бойни»: текст был для меня трудным для восприятия из-за нелинейности сюжета и шизофренического повествования автора. Представьте себе сюжет, в котором будет описана жизнь вашего главного героя. Распишите его на бумаге, а затем вырвите страницы и смешайте их в кучу: получите роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

Позже я вернулся к прочтению романа в 2019 году когда работал в книжном. Восприятие текста для меня было всё также трудноватым, плюс иногда градус безумия и фантазии в тексте переходит всякие рамки, которые можно себе вообразить (я даже не говорю про большое количество иронии и чёрного юмора в книге). Но всё же я считаю «Бойню №5» лучшим романом Воннегута как писателя широкого формата без каких-либо жанровых ограничений — ставлю 8 серебряных пар сапог Золушки из 10. Это автобиографическая вещь, куда писатель выплеснул всю свою горечь и ужас от пережитой однажды бомбежки Дрездена в период Второй мировой. Будучи призванным в армию США, Воннегут попал в плен и работал на нацистов на скотобойне №5, и когда американская авиация «высыпала» на мирный немецкий город свои бомбы, под раздачу попали все

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень непростая книга. С самого начала нам преподносят всю историю. И дальше мы лишь более подробно изучаем её, разделенную на эпизоды, которые странным образом перемешаны и показывают нам различные моменты жизни главного героя, акцентируя внимание на нескольких линиях его жизни. Ключевой линией является участие во Второй мировой войне и в особенности бомбардировка Дрездена союзной авиацией, что является одной из наибольших трагедий той войны. При этом как раз эта часть автобиографична, так как автор сам был участником тех событий, будучи пленным американцем в Дрездене в момент бомбежки.

Таким образом мы видим смесь реальных событий, прообразом которых была судьба самого Воннегута, фантастики, связанной с Тральфамадором, и эпизодов жизни главного героя — Билли Пилигрима. Здесь есть и гротеск и сатира, негативное отношение автора к войне, своеобразная философия поданная в виде идей, полученных главным героем от Тральфамадорцев. Постоянные перемещения во времени и пространстве — и это как основа и сюжета и этой философии. Линейна ли жизнь? Или может быть всё существует одновременно и всегда? Этот взгляд тоже весьма интересен.

Несмотря на необычайность подачи и рваность ритма повествования, книга читается легко и интересно. Шедевром бы я её не назвал, но это безусловно хорошая книга, котрую стоит прочитать.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучший роман Курта Воннегута как писателя широкого формата без жанровых ограничений. Автобиографическая вещь, куда писатель выплеснул всю свою горечь и ужас от пережитой однажды бомбежки Дрездена в период Второй мировой войны. Будучи призванным в армию США, Воннегут попал в плен и работал на нацистов на скотобойне номер пять, и когда американская авиация высыпала на мирный немецкий город пачку бомб, попал под раздачу вместе с такими же бедолагами.

Лучшие новые сюжеты придумывает жизнь, и книга Воннегута наверно самый яркий тому пример. Ярко выраженное антимилитаристское произведение, где осуждается не просто нацизм, но и все ужасы войны в принципе. Получив очень эффективную прививку от бряцания оружием, писатель твердо понял, что такое ужасы войны – смерть, смерть и еще раз смерть, холодное дыхание которой мог ощутить на себе каждый из ни в чем не повинных граждан города Дрездена.

Детей бросили на скотобойню, это действительно был крестовый поход, но совершенно непонятно против кого. Иногда градус безумия и фантазии в тексте переходит все мыслимые границы и в такие моменты роман читается как безумное откровение жреца технотронного века, вооруженного иронией по самое «не хочу».

Альтер эго писателя – Билли Пилигрим, инфантильный, апатичный паренек, от лица которого ведется повествование, ставшее рупором пацифистской литературы второй половины двадцатого века в Америке и занесенное даже в список запрещенных книжек.

Воннегут вводит в романе и фантастический элемент. Так, у него существует планета Тральфамадор, обитатели которой воспринимают время как пространственную координату, то есть для них оно раз и навсегда дано в едином виде, и нет разницы между прошлым, настоящим и будущим. Фантастическая идея еще больше усиливает основную тему произведения, в контексте чего война со всеми ее ужасами оказывается объективным фактом и частью человеческой природы.

А вот это очень грустно. Потому что, как ни крути, человечество не может существовать без насилия. Но главная трагедия заключается в том, что начинают войны одни, а расхлебывать ее последствия приходится совсем другим людям, почти детям, вынужденным отправляться в неведомые крестовые походы за собственной смертью или просвещенным безумием.

Причудливая фантазия, реальные факты и тонны иронии сочетаются в прозе Воннегута дремучим коктейлем первоклассной умной литературы.

Рекомендуется к прочтению для всех категорий читателей.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К «Бойне номер пять» я подступался трижды и только на третий раз смог ее одолеть. Дело в том, что сама книга не является легким чтивом и подходить к ней нужно в особом настроении.

Билли Пилигрим повстречал на своем жизненном пути инопланетян с планеты Тральфамадор и понял, что нет никакого «жизненного пути», потому что время представляет собой совершенно не то, что о нем думают люди. Тральфамадорцы научили Билли видеть в четырех измерениях сразу, из-за чего Пилигрим хаотично перемещается между различными эпизодами своей жизни, тем самым несколько сбивая с толку читателя.

В центре сюжета выжженной точкой зияет бомбардировка Дрездена, которую Пилигрим пережил в подвале скотобойни, той самой «Бойни номер пять», что дала название роману. Самое необычное, что большую часть времени автор концентрируется на внутреннем состоянии своего героя до и после бомбардировки, а само событие старается обходить стороной. «Бойня номер пять» — во многом автобиографичное произведение, так что нет ничего удивительно, что Воннегут, словно избегает говорить о самом травмирующем опыте. Очень тяжело найти правильные слова для подобного.

Роман стал одним из главных антивоенных произведений прошлого столетия, и его сложно назвать полностью фантастическим. Все-таки инопланетяне и передвижение во времени можно объяснить психическим состоянием главного героя, которое и в детстве не отличалось крепостью, а уж с добавлением посттравматического синдрома и вовсе пошатнулось.

Тяжелая книга. Тяжелая для восприятия (хаотичное повествование), тяжелое по тематике (последствия войны), тяжелая по настроению (бессмысленность войны и философское отношение к жизни). Советовать книгу никому не буду: до таких романов надо дорасти самому.

Такие дела.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно во время прочтения или по окончанию я могу четко сказать, понравилась мне книга данного автор или нет. Здесь же после прочтения у меня было ощущение какой то растерянности и непонимания. Как будто я почувствовал каково это, быть Билли Пилигримом , который мне ощущался как человек «потерянный» в этой жизни и потерянный во времени.

Стиль у автора по началу показался мне довольно примитивным, но потом появилось ощущение как будто автор зазывает вас сыграть с ним в игру, правила которой предстоит понять вам самим.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ни одна аннотация не дает представления о чем роман. Много читал об этом произведении отзывов и абсолютно книга не о том, о чем я думал. Я ждал больше антивоенного, больше драматизма, более подробного описания событий войны и жизни Билли... А тут оказалось собрание зарисовок, шаржей, в чем-то даже карикатур на пережитые автором события Второй мировой... Разочарован. ОЧЕНЬ! Не впечатлило, читать было трудновато, много лишнего и не нужного. И в то же время нет ничего фундаментального и объемного. Повесь... Очерки...

Я бы отнес эту книгу к жанру «попаданцев», который не люблю... Трагедия Войны слишком глубоко и обыденно спряталась за фантастической чушью.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот так сходу трудно сказать о чем все же книга. Об авторе, о Билле Пиллигримме, о путешествиях во времени, о бомбардировки Дрездена, о войне, о мирной жизни, о сумасшествии и фатализме, о философском взгляде на жизнь... Книга обо всем и ни о чем. Она полна деталей, образна, хаотична, оставляет странное послевкусие, но не добавляет понимания, о чем же ты прочел.

Своей рваностью и хаотичностью повествования книга напомнила Уловку-22 Джозефа Хеллера, только у Хеллера минисюжеты были разорваны по времени, но связаны людьми эскадрильи, их переплетением жизней, а здесь связью является вся жизнь Билли Пиллигримма, по временной линии которой мечется его сознание, возвращаясь то в детство, то на войну, то в послевоенное время. Напомнила также переданным ощущением бессмысленности, неоправданной жестокости войны и одновременной ее беспощадности к простым людям.

В книге нет сильного акцента на чудовищность событий, пережитых автором, а бомбардировку Дрездена (по разным источникам погибло от 25 тыс. до 130 тыс. населения) по другому как чудовищным событием назвать нельзя, есть только образность описания. Короткими емкими предложениями автор передает мысли Билли и описывает окружающую его действительность, временами жуткую. Сам Билли, да и я его глазами смотрел на войну, окружающих его людей как будто сквозь стеклянную стену, отрезающую от действительности. И чудовищность происходящего понимается косвенно, через переданные образы. Наверное по-другому никто и не сможет воспринять столь трагичные события, слишком далеко от нас они происходили и в во времени и в пространстве.

Воннегут? придумал странную,увлекательную и пугающую идею оторванности сознания от реальной твоей жизни. Как будто ты многократно смотришь фильм и уже знаешь все наперед, знаешь чем все кончится, на какой минуте какое событие произойдет и ты можешь в любой момент перематывать и пересматривать любимые моменты фильма. А теперь представьте, что этот фильм ваша жизнь, она предопределена, вы ее уже прожили и все что вы можете путешествовать по своей памяти, как главный герой и проживать отдельные моменты своей жизни повторно. Из книги сосем неясно, то ли Билли тронулся после чудовищных событий в своей жизни и таким способом уходит от реальности, то ли его действительно похитили тральфамадорцы и научили путешествовать сознанием по своей жизни.

Пишу отзыв, мысленно пробегаюсь по прочитанному, лучше понимая свои ощущения и возможно желания автора, попытавшегося таким образом передать читателю, что он был непосредственным участником войны, попал в плен и выжил Дрезденской бомбардировке. Наверное не стоит искать в книге смысл, а просто стоит вместе с Билли и автором посмотреть фильм о его жизни. Наладится прекрасными моментами, ужаснутся чудовищным и понять, что часть книги не вымысел, а горькая правда. Это было и прошло, и никто в мире не может изменить уже случившуюся историю. Печально, но войны как были, так и есть на планете, и рядовой житель повлиять на это никак не может. Есть времена и моменты которые просто нужно пережить.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложный для меня автор, никак не могу я войти с ним в резонанс. Книга представляет собой переплетение автобиографии (Курт был в числе семи американцев, которые выжили в Дрездене, после его американской же бомбардировки), фантастики, пародии, гротеска, арт-хауса и т.д. Не могу сказать, что вот произведение совсем не интересное, но шло сложно, увы.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бред сивой кобылы. Есть интересные мысли, удачные метафоры, оригинальные сравнения.

А в целом ни сюжет, ни стиль автора мен не зацепили. Что читал, что не читал. Литература, как и любое другое искусство, призвана вызывать у людей эмоции, заставлять о чем-нибудь задумываться, обсуждать идеи с другими людьми, вдохновляться на что-то. Тут ничего из этого не было. Герои серые, поверхностные, просто никакие. И намешано все подряд без какой либо логики.

Оценка: 2
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понятна высокая оценка сообществом данного произведения. Мне кажется что читатели ставят высокие оценки из принципа — «так надо». Эт же типа классика, стихи Пшкина, проза Толстого, музыка Чайковского, Курт Воннегут- даже если не нравится поставить высокую оценку. Ерунда разбавленная вкраплениям юмора и сарказма. Большой плюс это небольшой размер произведения, иначе бы и не дочитал. Не рекомендую.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Краткое описание этой книги обычно звучит так: автобиографический роман американского писателя Курта Воннегута о бомбардировке Дрездена во время Второй мировой войны.

На самом деле, хотя весь роман шел к этому моменту, к бомбардировке Дрездена, он совсем не об этом. О чем? Тут у меня нет однозначного ответа.

Но не зря второе название: «Крестовый поход детей».

Если сказать очень коротко: сколько-то несимпатичных людей в качестве американских военнопленных прибывают в Дрезден за несколько дней до бомбежки, уничтожившей город. В пути с этими несимпатичными людьми все время происходят разные беды и неприглядности, и весь физиологизм описан очень подробно. К главной катастрофе, ради рассказа о которой, по словам самого автора, и затевался этот труд, я, как читатель, пришла уже со «срезанными» эмоциями. Человеку трудно пропускать через себя этот самый физиологизм в подробностях, он прячется в ракушку и... мне кажется, читателей в итоге гораздо больше трогают злоключения Билли Пилигрима, чем итоговая катастрофа. В этом и смысл, видимо: человеку всегда ближе собственная шкура, не правда ли?

Хотя, как я уже сказала, роман все-таки не о Дрездене. Хотя и о нем тоже.

Может быть, он о Билли Пилигриме, добропорядочном обывателе, который сам толком не понимая, как и зачем, оказался в ужасной ситуации и плывет по течению через все эти неприглядности и физиологизмы, уже мало обращая внимание на творящийся вокруг ужас и утешая себя фантазиями о путешествии во времени?

Нет, этот роман все-таки не о Билли. Хотя и о нем тоже.

Кому хочется романтики, героизма — вам не сюда, «потому что во всех таких книгах есть элемент героизации войны — циничная ложь, поддерживающая новые войны».

Так вот: здесь не будет ничего красивого и ничего героического.

И, может быть, книга именно об этом.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это редкое произведение о войне. Где люди погибают не трагически, не героически, не пафосно-надрывно, а просто глупо и бессмысленно. Немцы на грани поражения, вокруг них рвутся бомбы, но они успевают расстрелять человека за то, что он взял чайник. Просто по инерции, вопреки всякой логике. Это было бы смешно, если бы не было так печально. Помимо людей, что погибли сражаясь или став жертвами победителей, были и те, кто погиб просто так. Без смысла, без героизма, без почестей. Без вселенской трагедии. За чайник и прочую ерунду. Просто потому были самыми обычными людьми и оказались не в то время не в том месте. О них мало кто пишет, мало кто вспоминает. Потому что писать про обыденность и глупость смерти не особо интересно. А про жестокость и бессмысленность войны бесполезно. Потому что ничего не изменится. Автор даже сам иронизирует по этому поводу в начале.

Фантастика здесь скорее как довесок, чтобы усилить всю абсурдность происходящего. А если предположить, что герой попросту свихнулся от всего пережитого и ему стало мерещиться всякое, то ее нет и вовсе.

Я не буду советовать это произведение всем и каждому. В плане сюжета и его подачи книга весьма на любителя. Но если в вашей жизни были потери, и вы после них несколько очерствели, то вполне можете оказаться с автором на одной шизойдной волне. А можете не оказаться. Ведь каждый реагирует на трагедию по-своему.

Я бы сказал, что что книга весьма ситуативна. Для людей с определенным складом ума и жизненным опытом. Не самым приятным жизненным опытом. Для тех, кто может когда-то остро на все реагировал, а теперь заслышав о чьей-то смерти, не говорит «Какой ужас!», а равнодушно отвечает «Такие дела...».

P.S. Будете в Дрездене, смело проходите мимо этой самой бойни. Смотреть там нечего, а денег возьмут дай Боже. Что одним повод прикоснуться к вечности, то другим просто способ подзаработать не напрягаясь. Такие дела.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слишком постмодернистское произведение. Очень на любителя. Местами интересно, местами откровенно скучно. Наиболее привлекательные страницы посвящены событиям времён войны. При этом хочется отметить, что солдаты описаны без пафоса и героизма, а как обычные люди, наверное, даже чересчур обыкновенные, с тараканами и скелетами в шкафах. Впрочем, и остальные герои тоже довольно посредственные личности.

Не совсем понятен инопланетный пласт романа, разве что главный герой — наивный ребёнок что во время войны, что в послевоенное время — страдает прогрессирующей шизофренией, связанной с пережитым ужасом бомбёжки Дрездена. Особенно отчётливо понимаешь это в самом конце произведения.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх