fantlab ru

Чарльз Стросс «Железный рассвет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
212
Моя оценка:
-

подробнее

Железный рассвет

Iron Sunrise

Роман, год; цикл «Эсхатон»

Аннотация:

Мир после наступления технологической сингулярности. На одних планетах цивилизации развились в постсингулярное общество, на других — откатились назад в результате войн. Сверхразум, называющий себя Эсхатоном, присматривает за человечеством и его развитием, попутно запрещая людям разрабатывать излишне опасное оружие.

Эсхатон бдительно смотрит за тем, чтобы не появилась сила, которая сможет угрожать его существованию. Но кто-то с помощью оружия, нарушающего принцип причинности, уничтожает звёздную систему Новой Москвы. Флот возмездия Новой Москвы направляется к Новому Дрездену для ответного удара. Почему Эсхатон не предотвратил катастрофы? Кто стоит за назревающим конфликтом?..

Входит в:

— цикл «Эсхатон»


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2005 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2005 // Роман НФ

Похожие произведения:

 

 


Железный рассвет
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Номинант Хьюго 2005 года, Локус 2005 года. Второй роман из цикл «Эсхатон».

Необычный стиль повествования — и твердая фантастика, и регулятор развития общества Эсхатон, и военные действия, и Разум кибернетизированный, и любовь( ну как без неё). Просто удивлен автором, его всеядностью. Стругацкие писали о подобном еще в 1974 году — Регуляторе развития науки как вмешательстве внеземного Разума. Беспардонного вмешательства. Так там было гуманное вмешательство по сравнению с вмешательством Эсхатона. Иное время, иные красные черты, иные ставки на жизнь. Это самая сильная сторона романа. В этом романе упор сделан на сильно незначительных событиях -по сравнению с первым романом. Менее глобально — описывается локальное событие -предотвращение ядерного удара по планете. Но закручено сильно. Впечатляет. Сильный роман. Философски сильный.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дни минувшего будущего

Если искать типичный «мак'»-мир, то Москва могла претендовать на звание такового. «Мак'»-миры, так мы называем их, — мягкие и вежливые наследники западных исторических традиций. Иными словами — там тоска смертная.

Но тут имело место исключение: какой-то засранец уничтожил их.

Чарльз Стросс пишет посткиберпанк, ценителям и знатокам стоит об этом помнить, не пытаясь рассматривать его книг с позиций киберпанка. Разница не критическая: в обоих случаях твердая НФ, где действие происходит в мирах, идущих по технологическому пути развития, однако посткибер-, в отличие от киберпанка, не так мрачен, оставляет надежду на то, что мир не рухнет в тартарары и все как-нибудь уладится.

Меньше ориентирован на описание научных достижений, которые не играют существенной роли в повествовании и воспринимаются само собой разумеющимся. Сатиричен, ироничен, иногда откровенно забавен, в отличие от сурового, тяготеющего к трагическому мировосприятию, предшественника. Видит в грядущем не только железную пяту мегакорпораций, которая всех нас растопчет, но и множество возможностей противостоять тоталитаризму посредством нового типа социальных связей, даруемого интернетом и сетями на его основе.

Не радостный идиотизм Marvel, но и не гибсоновы или нью-кробюзоновые мьевилевы мраки на хромой собаке. Такой сдержанно оптимистичный взгляд в будущее, где с нами Аллах и три пулемета, а не одни только оковы экзоскелета, кроме которых нечего терять. «Железный рассвет» второй, после «Неба сингулярности» роман цикла Эсхатона, так и оставшегося незавершенным, однако в две тыщи пятом, когда номинировался и попал в шорты самых престижных наград в мире фантастики, предполагалось продолжение, возможно даже не одно.

Во всяком случае, принцип серии со сквозными героями, хотя бы даже не играющими основной роли в новой серии, соблюден. Рашель Мансур и Мартин Спрингфилд из «Неба...», на сей раз в статусе молодоженов, чем медовый месяц совпадает с досадной необходимостью в очередной раз спасать мир от нарушения каузальности, снова в деле. Они не основные, как я уже сказала, главная здесь девочка-подросток Виктория по прозвищу Среда.

Да, салют «Алмазному веку...», «Букварь для благородных девиц» не случайно вспомнила, часть Среды, кажется случайно или намеренно списанной у Стивенсона и это не идет книге на пользу, тем более, что образец на порядок лучше. Сюжетно роман тоже, как мне кажется, уступает «Небу сингулярности» с его хаотичностью и сумбуром, но и хлещущей через край витальностью. Там было совмещение фантастики и фэнтези, в двух независимых линиях, смутившее многих читателей (к чему эти говорящие звери?). Здесь благонамеренная твердая НФ и сюжет, не без изящества скользит в постоянно расширяющейся воронке заговоров, сложносочиненных интриг, реваншистских ультрафашистских коалиций ре-мастированных, противостоящих Эсхатону.

Собственно, они, со своим культом Нового бога, и есть основной двигатель действия. Белокурые бестии, истинные арийцы и унтерменши постсингулярного мира, убеждены в собственном превосходстве и рассматривают головы остальных как ступени на пути к цели. Им ничего не стоит взорвать целую звездную систему, уничтожая миллионы жизней, а спасенных обрекая на нищенское бесправие беженцев. Высочайший уровень технической продвинутости сочетается с ветхозаветностью идеологии и коррупционных схем, и вот это в романе хорошо, на самом деле. Зло тупо, хотя тщится доказать обратное.

Резюмируя: продолжение умное, обаятельное и куда более читабельное, чем первая книга. Но ему не хватает яркости, красочности, фейерверка впечатлений «Неба сингулярности»

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: роман — номинант одновременно на Хьюго и Локус в 2005-м году. Вторая часть дилогии «Эсхатон»; первую часть читал, но очень давно

В итоге: редкий случай — на русский переведены все пять номинантов на Хьюго-2005. У «Железного рассвета» очень были сильные конкуренты: викторианское фэнтези «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»; киберпанк на индийском материале «Река богов» Макдональда; третий роман из нью-кробюзонского цикла «Железный совет» Мьевиля и интеллектуальная космическая фантастика «Алгебраист» Бэнкса. Я на данный момент прочитал всех номинантов, кроме «Железного совета».

Были ли у Стросса шансы? Давайте разберёмся.

Мир. Будущее. Человечество рассеяно по сотням планет искусственным интеллектом Эсхатоном, самозародившимся в компьютерных сетях Земли в конце двадцать первого и теперь наблюдающим за человечеством из будущего. Колонии Эсхатон снабдил универсальными фабрикаторами, а дальше выживайте, как хотите — можете ядерные бомбы построить, а можете ядерный реактор. Спустя сотни лет колонии изобрели сверхсветовой двигатель и начали потихоньку налаживать контакты, ну или конфликты.

Заявлена сингулярность, но, кроме фабрикаторов и некоторых генных модификаций общества будущего остались такими же. Постчеловечества нет, ООН — больше коммерческая, чем политическая организация, а все колонии отыгрывают какой-нибудь политический строй из истории Земли. Деньги по прежнему в ходу, в наличии нищета и некоторое соцрасслоение. Резюмируя — мир интересный, но вряд ли превосходит мир Бхараты с экзотическими ии-богами на основе индуистской мифологии или удивительный рассказ про медленную расу насельников у Бэнкса или «странный» мир Нью-Кробюзона у Мьевиля. Об атмосфере «Джонатана Стренджа» и говорить нечего.

«Научность». Один из самых мощных моментов в начале книги — сложное, по-игановски научно-головоломное описание уничтожения звезды и превращения её в Железный Рассвет, расширяющеюся сферу излучения, смертельную даже на расстоянии пары десятков светолет.

Герои.

Девушка Среда с реальным невидимым другом, беженец от Железного Рассвета.

Дипломат-шпионка-переговорщица Рошель, героиня «Неба сингулярности» со своим уже мужем Мартином, агентом Эсхатона.

Фрэнк, военблогер. Пьющий мизантроп.

Сюжет скачет от одного героя к другому, отвлекаясь на пространные, на десятки страниц, флэшбеки.

У романа проблемы с жанром: то ли это панорама будущего, то ли триллер про подростка, то ли жёсткая фантастика, с политикой, спецслужбами и сексом.

Но это не главная проблема романа.

Главная проблема — перевод. У книги заявлено три переводчика. Не работал, похоже, ни один. Бог с ними, с нерасшифрованными каламбурами и незнанием научных терминов. Но когда целые страницы диалогов не несут в переводе никакого смысла — это просто беда. Такое ощущение, что читаешь текст на малознакомом славянском языке, то ли чешском, то ли болгарском. Слова знакомые, а смысл отсутствует.

На четверти прочитанного всё таки полез в оригинал и совсем расстроился. Такой отсебятины я никак не ожидал.

До этого пальму первенства среди худших переводов держал первый перевод «Сломанных ангелов», но «Железный рассвет» с лёгкостью его переплюнул.

На протяжении целых глав не было ни одного не перевранного предложения.

Я мог бы привести сотни примеров, но мне откровенно лень. Sleepy это, по мнению переводчиков «слезливый». Второй класс английского.

Десять процентов текста я добросовестно пытался продраться. Но мозг обмануть сложно. Отвлекался на всё: составил таблицу номинантов на Хьюго/Небьюлу/Локус в 21 веке; провёл сравнительный анализ количества рецензий на двух любимых ресурсах на русскоязычные романы из списка к прочтению; скачал и прочитал половину «Вокруг света за восемьдесят дней» Жюля Верна.

На 35%, когда окончательно отбил себе лоб бесконечными фейспалмами, я решил остановить эту пытку, да простит меня Стросс.

Роман с большим потенциалом, жестоко «убитый» антилитературным переводом. Таких переводчиков надо гнать «вон из профессии».

Я считаю, что «заслуга» перевода в том, что русский читатель так мало знаком с творчеством Стросса. Плохо перевели -> мало купили. Мало купили -> не стали закупать права на дальнейшие вещи автора.

Хотел почитать у Стросса дилогию «Принцы торговли», но погуглил — переводчик у романов тот же, и в отзывах есть жалобы на перевод. Забил.

Более того, хотел в ближайшее время ознакомится с «Гримусом», дебютной вещью Салмана Рушди, но из-за господина Колесникова и этот роман под вопросом.

Роману оценки нет, а переводу кол.

И даже оценить, были ли у книги шансы на Хьюго, я до конца не смог. Но судя по трети тома, вряд ли. Остальные претенденты были явно сильней.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые впечатления при прочтение данного романа — очень сложный язык повествования, порой в голове не укладывались некоторые повороты и фразы, читать очень трудно. Но... порой сюжет интересен. Однако особого удовольствия не принес.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал эту книгу сразу после первой. Такое ощущение, что это похоже на очередной сериал. В первой части, завязка, знакомство с главными героями, атмосферой. Вторая же книжка уже имеет собственный сюжет, зависимостей (кроме перечисленных) с первой почти нет. Очень удивился, что нет 3-ей и последующих книжек.

В книге немного приоткрывается принцип действия Эсхатона (Германа) – вездесущ, везде свои агенты, но не более. Кто же он на самом деле, так и остается вопросом.

Тема с вселенским терактом сразу становится очевидной, и дальше понятно, чем будут заниматься «старые» главные герои. Но предсказуемости сюжета мешает девочка Среда. Для чего она нужна Герману, какую роль она сыграет? Очень хороший сюжетный ход.

Жутко не понравилась сцена обезоруживания террориста главной героиней, и ее последующее общение со своим любимым. Эти две вещи у меня не уложились.

Понравилась идея с тем, что в случае глобальной опасности ракеты сразу же вылетают, а потом уже происходит их отзыв. Т.е. получается не «если вы сделаете – мы пальнем», а «мы пальнем в любом случае, а потом, если что, передумаем». Угроза заменяется неизбежностью. Хочешь выжить – сохрани своего потенциального противника. Интересный принцип, который в книжке используется в итоге против всех.

Книга понравилась. Будущее в нем не такое радужное, в нем есть и свои террористы, и глобальные катастрофы, и любовь, и всё остальное. Только технологии другие.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Рассвет» посвящен работе знакомых нам по «Небу сингулярности» Рашель и Мартина на ООН и Эсхатона, но он другой. Настолько, что должен бы считаться самостоятельным.

НФ-боевик. С уничтожением планет, ядерным чемоданчиком в руках голого безумца, не по годам способной юной девой, немецким языком врагов и «военблогером». Палубы космолетов класса люкс как место времяпровождения забавны, пост-исходная Земля с ее причудливыми законами тоже... но складывается ощущение, что в начальную схему книги вложено больше мысли, чем в детали — при ее осуществлении. На что же ушли силы?

На сюжет. Стросс положил в его основу стратегию «ядерного сдерживания» холодной войны, сделав ее еще более гнусной и ненадежной с помощью стеганографии и релятивистских эффектов. Использовал заимствованную из тех же времен теорию заговоров и провокаций для захвата планет. Соответственно, на конфликт культур, которые даже понять друг друга не способны, не рассчитывайте! Это мир секретных агентов (Виктория, она же Среда, Строуджер выглядит настолько же знакомо, насколько предсказуема судьба ее родителей), бюрократов, дипломатов, наемных убийц и т.п. и т.д. Естественно, эти люди могут действовать только в однородной среде. Некоторые надежды подавал рассказ про школу на Септагоне, но прочие миры в «Железном рассвете» подобны городам американского Среднего Запада. Новый Дрезден, Новая Москва... а внутри одно и тоже. Фрэнк Джонсон — типаж хемингуэевских военных корреспондентов (а не современных стервятников), вносит собой в повествование еще несколько ностальгических ноток.

Поговорил бы о нем и прочих участниках, да только книга беззащитна перед спойлерами. Стоит раскрыть значение всего двух персон — и будет не интересно.

Подробности. Взрыв звезды описан с упоением. Астрофизика в себе Стросс не убил. Киберпсы МИДа вызывают улыбку своей нарочитой, почти паропанковской зловещностью. После «фокусированных» Винджа описание технологии «марионеток» — шаг назад. Финал демонстративно открытый.

Типография посредственная для АСТ и убогая в любом другом случае. Перевод временами запинается на образах вроде «кресторезьбового винта». Несуразные примечания.

Книга, в целом, хорошая. Крепкий НФ-триллер про космос. Лучше Р.Моргана, лучше Вебера. Читать можно. Ждал большего.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение «Неба сингулярности». Главные герои первой части — Мартин и Рашель, здесь появляются только эпизодически. Основной персонаж второй части — девушка по имени Среда (Wednesday). Сам стиль книги тоже несколько иной — меньше юмора и ближе к классическому киберпанку. Но в целом продолжение понравилось мне несколько больше «Неба». Не буду раскрывать интриги (многое выясняется в самом конце), то местами книга по-киберпанковски мрачная: тут и Железный Восход (превращение обычного жёлтого карлика в нетипичную сверхновую, что приводит к гибели 200 миллионов в течение нескольких минут), и мрачные Преображённые (ReMastered), любящие выгружать всех подряд и ведущие непонятную деятельность, своеобразный Септагон с его свободой, летящие релятивистские бомбы (оружие возмездия Новой Москвы), вездесущий Герман, которому не нравится оружие, нарушающее принцип причинности (хотя сам Эсхатон активно использует нарушение этого принципа для своих внутренних нужд). Всё это наблюдает Среда и ей не доставляет никакой радости участие во всех этих событиях. Кончается всё почти хорошо (убили не всех :wink: ).

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх