FantLab ru

Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.49
Оценок:
965
Моя оценка:
-

подробнее

Жизнь мальчишки

Boy's Life

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

Эта история о небольшом, но незабываемом периоде жизни 12-ти летнего мальчика — Кори Маккенсона, рассказанная им самим. Кори живет в небольшом провинциальном городке на юге Америки – Зефире. Жизнь Кори проста и незатейлива: встать пораньше, помочь отцу-молочнику, потом пойти в школу, вечером погулять с друзьями, но однажды ранним мартовским утром Кори и его отец случайно становятся свидетелями ужасного преступления...

Пытаясь разгадать, кто же этот таинственный преступник, Кори проходит множество испытаний и сталкивается со множеством препятствий, зачастую связанных с риском для жизни.

Сумеет ли Кори найти преступника и распутать весь клубок загадочных случаев, опутавших Зефир?

Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1991 // Роман

лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1992 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1994 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Хоррор - Роман (США)

номинант
Мраморный фавн, 2001 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Жизнь мальчишки. Том 1
2001 г.
Жизнь мальчишки. Том 2
2001 г.
Жизнь мальчишки
2005 г.
Жизнь мальчишки. Книга 1. Темная бездна
2011 г.
Жизнь мальчишки. Книга 2. Люди и призраки
2011 г.
Жизнь мальчишки
2021 г.
Жизнь мальчишки
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Boy's Life
1991 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  45  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно в год я читаю 15-20 книг. Это не то, чтобы много, но и не так уж мало. Как правило, среди них попадаются две-три откровенно слабые, несколько хороших, чуть меньше отличных и одна-две (если очень повезет) таких, какие я не могу отнести в какую-либо категорию или выставить им какие-либо баллы, поскольку они вызывают целую бурю эмоций, которые делают процесс оценки невозможным. В них сложно выискивать недостатки или пытаться объективно оценить стиль, атмосферу, сюжет или персонажей. Они настолько сильно влияют на меня, что перестаешь думать и придираться, и просто отдаешься во власть эмоций. В прошлом году мне посчастливилось прочесть две таких книги: невыразимо трогательного «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери и чарующую «Историю с кладбищем» Нила Геймана. А новый 2011 год начался для меня с «Жизни мальчишки» Роберта Маккамона.

Признаюсь честно, я несколько раз пытался написать отзыв на эту книгу, но у меня ничего не получалось. Я печатал первые слова и сразу же понимал, что они пусты и совершенно не выражают то, что я ощущаю. Даже сейчас мне сложно объяснить, чем меня так зацепила эта книга. В ней нет лихого закрученного сюжета или каких-либо языковых изысков, нет обещанного на обложке непреодолимой силы саспенса или отточенных до последней детали, искрометных диалогов. Все, что в ней есть – это описание одного года из жизни обычного мальчика из обычной семьи обычного, маленького городка. Его зовут Кори Мэкинсон, ему 12 лет, он ходит в общеобразовательную школу, с трудом успевает по математике, у него три лучших друга и старый, разваливающийся на ходу велосипед, он любит фильмы, особенно про чудовищ и монстров. И он обожает придумывать всякие истории и порой задумывается о карьере писателя.

Как и любой мальчишка его возраста, Кори постоянно ввязывается в приключения. Некоторые из них приятные (поход с ночевкой в лес, конкурс на лучший рассказ, посещение ярмарки, игры с друзьями), а некоторые нет (драки с «быками», стихийные бедствия, блуждания в злополучном темном лесу, погони, перестрелки и многое другое). Довольно часто с ним происходят необычные вещи, и он становится участником странных, а порой и опасных событий, которые оставляют неизгладимый след в его жизни, памяти, сердце. Но большую часть времени он просто живет.

Маккамон очень удачно выбрал возраст главного героя. Двенадцать лет – это как раз тот период в жизни, когда человек находится на смежной территории между детством и взрослой жизнью. Кори Мэкинсон еще ребенок, но на протяжении книги мы видим, как его собственный маленький мирок начинает меняться, как в нем появляются новые возможности и новые проблемы, как что-то уходит безвозвратно, а на его место приходит новое и неизведанное. Он впервые сталкивается с проблемами мира взрослых: несправедливостью, болью, утратами, и, преодолевая их, он становится другим.

И при этом каждое событие из жизни Кори Мэкинсона, за исключением тех, которые автор намеренно включил в историю для создания интриги и напряжения, переживаются так, словно это происходило с тобой. Каждая страница – это маленькая замочная скважина на запертой навсегда двери в прошлое, заглянув в которую, можно увидеть то, что уже успело забыться, если вам больше двадцати. Вы помните ту искреннюю радость, когда вам дарили первый собственный велосипед, еще пахнущий краской, и то удивление, когда обнаруживалось, что у этого велосипеда имеется собственный характер, с которым придется считаться? Вы помните свою первую коллекцию? Даже если это была коллекция фантиков или крышек от бутылок с лимонадом, каждая вещь в ней имела свою неповторимую историю и была настоящим сокровищем, не правда ли? И так во всем.

Мы слишком быстро забываем, что значит быть маленьким. Жизнь Кори Мэкинсона, за исключением редких вкраплений мистики и остросюжетного детектива – это универсальная история, путеводитель по детским воспоминаниям любого мальчишки. В этом ее сила, и именно поэтому ее так сложно и грустно читать.

Так уж сложилось по счастливому стечению обстоятельств, что я начал «Жизнь мальчишки» сразу же после «Истории с кладбищем» Нила Геймана. В отзыве на эту книгу я писал, что очень приятно осознавать, что, взрослея, человек открывает для себя новый мир, полный безграничных возможностей, мир, в котором он может стать кем угодно. «Жизнь мальчишки» дополняет эту идею, указывая на то, что, взрослея, человек многое теряет и ему уже никогда не будет суждено стать двенадцатилетним ребенком, умеющим летать.

«Жизнь мальчишки» – трогательная, проникновенная история, которую я наверняка перечитаю еще не раз.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здесь будет много вырезок и фрагментов романа, но я не могу по-другому подкрепить восторги от рассматриваемых ниже элементов.

«Жизнь мальчишки» — это произведение для тех, кто любит и ценит детство и его таинство со всеми впечатлениями, волшебством, магией лета и ужасом городских легенд.

«Жизнь мальчишки» — это, как пишет сам автор в предисловии, книга, которую наравне с Верном, Твеном, Стейнбеком и Воннегутом учителя советуют прочитать, чтобы мир не стал хуже.

«Жизнь мальчишки» — это роман для вечных мальчишек, плечами упирающихся в шестерни механизма времени. Это дань памяти и увековечивание одного из прекрасных периодов практически любого человека.

«Жизнь мальчишки» — это мистический триллер про сонный американский городишко. Обожаю эту эстетику. У нас здесь классический каноничный городок: тут есть шериф, чудак, разгуливающий голым, братья, обитающие где-то в лесу и наводящие ужас за счет своих бандитских и криминальных повадок. И есть озеро, у которого, со слов местных, нет дна. Вот с этого озера и начинается история. История про мальчика по имени Кори, рассказанная им же в виде мемуаров, записанных воспоминаний, о том, как однажды ранним будничным утром Кори со своим отцом, развозя молоко, стали свидетелем смерти одного человека. Точнее — не смерти, а убийства, если взять в расчет то обстоятельство, что мужчина слетел на автомобиле с утеса и упал в озеро, не знающее дна. Нюанс один: мужчина за рулём был уже мертвым.

С этого момента завязывается история о разгадывании этого убийства: кого убили, почему убили, кто убил? Что за силуэт видел Кори вдали? И прочие загадочные вещи, как то: отец Кори терзается кошмарами, не находит себе места, каждую ночь к нему во снах приходит утопленник и зовет к себе на дно; самому Кори тоже снятся всякие сны, которые вроде бы символичны, но не явные ни разу. И вот эта линия — не то чтобы детективная, но, скорее, разгадочная, будет потихонечку идти через все 660 страниц «Жизни мальчишки». Будут версии, будут диалоги, будут расследования, ложные обвинения, озарения и прочие вспышки-догадки, присущие юному и пылкому уму двенадцатилетнего паренька.

Но нужно заметить: тайна убийства не будет маячить на каждой странице. Иногда про этот инцидент будут забывать, и тогда перед нами начнет представать классный, по-настоящему яркий и сверхатмосферный рассказ о… Да, жизни мальчишки. Самого обычного, в меру мечтательного. Такой, знаете, родственник героев Рэя Брэдбери. Сравнивать со Стивеном Кингом не хочется, хотя критики параллели проводят частенько. Скорее уж хочется вспомнить про «Лето ночи» Дэна Симмонса, но здесь нет такого обилия мистики и потустороннего. И это очень хорошо.

Триллерная линия тут, скорее, как стебель, на котором роль цветов выполняют эпизоды из жизни Кори, его семьи и друзей; его рутина, досуг и учеба. Да, иногда автор вспоминает, что дело не завершено, не раскрыто, плюс не дает забыть об этом ни нам, ни Кори благодаря отцу, который не находит себе покоя, но всё это очень условно и теряется. И знаете что? Ну и пусть. Не страшно. Книга прекрасна сама по себе в качестве сборника самостоятельных записей из какого-нибудь винтажного блога.

Поскольку история с убийством и расследованием показана поэтапно, эпизодически, с резкими кусками развития, мне не хочется на ней останавливаться, поскольку это, по сути своей, стандартная по своей структуре линия сюжета. Мне больше хочется пройтись по вкуснейшим моментам этого романа. По тому, что запало в душу и не отпускало в процессе чтения, даруя самые приятные эмоции. Я выявил 8 главных достоинств «Жизни мальчишки»:

1. Сам городок. Зефир. Посмотрите, чем он стал для Кори. Посмотрите, как этот городишко, как будто бы дворик в твоем районе, сказался на ламповости воспоминаний и впечатлениях о. И, конечно, обратите внимание, как поданы воспоминания — со вкусом, умеренно, но богато, с должной интригой. Показано так, что просто по-белому завидуешь:

Но все же Зефир был волшебным местом. Там при свете луны по улицам прогуливались духи. Они выходили из могил на заросшем травой кладбище, стояли на холме и разговаривали о старых временах, когда кока-кола имела свой подлинный вкус, когда можно было запросто отличить демократа от республиканца. Я знаю это. Я сам их слышал. Легкий бриз дул вдоль улиц, проникая сквозь противомоскитные сетки на окнах, и приносил с собой в дома легкий аромат жимолости и пробуждающейся любви, а зазубренные синеватые молнии разбивались о землю и будили ненависть. У нас случались ураганы и засухи, а речка, которая протекала рядом с нашим городом, имела дурную привычку разливаться. В мою пятую весну наводнение принесло на улицы змей. Потом сотни ястребов, словно черный смерч, спустились на землю и унесли змей в своих смертоносных клювах, а река незаметно вернулась в свои берега, как побитая собака. Потом показалось солнце, словно над городом прозвучал трубный глас, и над ржавыми, будто запятнанными кровью крышами моего родного городка заклубился пар.

У нас была своя чернокожая королева, которой было сто шесть лет. У нас был свой меткий стрелок, спасший жизнь Уайатту Эрпу у кораля О Кей. У нас было чудовище, которое жило в реке, и тайна, связанная с озером. У нас было привидение, которое витало над дорогой, преследуя черный гоночный автомобиль с языками пламени на капоте. У нас были свои Гавриил и Люцифер, а также мятежник конфедерат, восставший из мертвых. У нас были иноземный завоеватель, мальчик с совершенной рукой, и, наконец, динозавр, преспокойно прогуливающийся по Мерчантс стрит.

Это было волшебное место.

2. Описания атмосферы, смены времен года и умение одним абзацем погрузить в очередную веху (причем, не только сезонную, но и настроенческую). Здесь можно копировать почти каждую страницу, но будет избыточно.

3. Владение словом. Оно позволяет автору выдергивать нас из реальности и буквально принуждать жить в его мире. И скажу честно: противиться этому не хочется ни на миг. Я думаю, богатство тексту придает сам Кори, прототип автора, который обладает очень живым умом и бойкой фантазией. Он пытлив, но при этом смотрит на мир через призму волшебства. Волшебства желаемого, которого не хватает, которое так нужно, поскольку по мере взросления оно ускользает, и основная задача — вцепиться в него как можно крепче, потому что без него будет НЕ ТАК. Да, фантазия Кори изобилует, она плотно интегрирована в реальность, и, на мой взгляд, именно этим и обусловлены те мистическая и даже фэнтезийная составляющие романа, которые тоненьким слоем намазаны на некоторые эпизоды. Легенды, слухи и пересказ каких-то событий полны детских таинств, которые умело поддерживались детским разумом и коллективным подыгрышем.

Например, ритуал встречи лета — когда заканчивается учебный год, Кори с друзьями бегут на холмы вместе со своими псами и… Начинают летать! Само собой, не составляет труда догадаться о метафоричности данного действа, но как легко, как душевно подано ощущения полета и счастья, бурлящие в подростковом нутре. Вот вы читаете и... Чувствуете, как сами вот-вот взлетите? Что это, если не умение писать? Вызвать в душе трепет, такой, какой бывает при резком спуске — это ощущение стоит дорогого. Сразу вспоминаешь обложку, которая очень круто рифмуется с этим эпизодом, где встретилась тонкая грань между явью и фантазией. Но если брать тему полетов, внимательный читатель на одной из страничек дальше увидит фразу Кори: «Сейчас я жалел, как никогда, что не умею летать».

Также был эпизод, связанный с мальчиком, который приехал с семьей в город. Он был новеньким, щуплым, но потрясающе бросал мячи. И в одну из встреч он запустил мяч в небо и ушел. А Кори с компанией так и остались стоять с задранными головами. Стояли-стояли, ждали, но мяч так и не приземлился. Впоследствии это будет описано так, что только Кори поверил в волшебство, в то время как остальные пытались найти рациональное объяснение случившемуся.

Что в который раз демонстрирует открытую и тяготеющую к волшебству натуру. Мне нравится, как Кори временами воспринимает мир — по-детски наивно, видя в его масштабах и таинственности что-то волшебное. Классно, когда мир окутан некоей магией, и даже велосипед как будто бы может вильнуть в сторону, предупреждая тебя, что впереди хулиганы, с которыми лучше не встречаться.

Готовясь к отзыву, я удалил несколько выписанных фрагментов из текста, иначе рецензия вышла бы просто километровой. Лучше прочтите сами и испытайте восторг без предварительной подготовки.

4. Персонажи и, в частности, главный герой — четвертый элемент моего восторга. Он настолько сверхвыпуклый, что остальные герои волей-неволей раздавливаются о его фактуру и выглядят не такими объемными, однако со своими чертами и характером. Не запутаешься.

Например, впечатления Кори от одной красивой девушки — что это, если не проявление первой любви?

Или эпизод с перемалыванием старого велосипеда местным старьевщиком. Факт сей был для Кори сюрпризом, и человек, который этот велосипед уничтожил, проникся гримасой ужаса и горечи Кори, чувством потери, и выдал потрясающую по своей человечности речь про то, что велосипеду было не больно.

Тот момент, когда небольшая речь наглядно показывает не только того, кто говорит, но и того, к кому обращаются. Такие фразы от взрослого человека следует ценить и помнить, тем более если тебе 12 лет.

Главный герой удался еще и тем, что благодаря ему книга воспитывает, культивирует и взращивает правильные качества, учит, каким надо быть — благородным, сочувствующим, честным и чутким. Например, подарить самой неприятной девочке из класса открытку с днем рождения, подписать, что она от всего класса, а потом промолчать, когда один из одноклассников припишет этот подвиг себе. Кори не врет ни себе, ни нам, и признается, что он в компании не заводила, не смельчак, а при волнении не может говорить, но тем ярче это выглядит как причина, по которой он начал писать.

Продолжая тему персонажей, очень жизненно показан психотип мамы Кори — ну типичная мама со своей заботливой «шизой»:

Беспокойство было образом жизни моей матери. Она беспокоилась о погоде, ценах на бакалейные товары, из за поломки стиральной машины, загрязнения русла Текумсе бумажным заводом в Адамс Вэлли, о ценах на новую одежду – обо всем, что происходит вокруг. Мир представлялся маме огромным, почти безразмерным стеганым одеялом, швы которого постоянно расползаются. Ее беспокойство исполняло роль иголки, которой можно было залатать эти опасные швы. Если ей удавалось вообразить наихудший, трагический вариант развития события, то она, казалось, обретала некий контроль над ними.

5. Детализация. Тут миллион крутейших описаний всяких мелочей — от природы до огромной игрушечной железной дороги, от описания велосипеда до швыряния мяча в бейсбольном матче. Пересказ фильма и впечатления о нем, описания стены и постеров на ней — от этого совершенно не устаешь.

6. Чувства. Помимо затронутых эйфории или страха неизведанного, ожидания чего-то магического, в романе полно трогательных моментов: с псом (кто знает, тот знает), с динозавром во время ярмарки, с соседями семьи главного героя, которые каждый день как будто приходили в гости, но брали с собой кто выпечку, кто соленья, чтобы угостить семью, поскольку отец, главный кормилец, лишился работы из-за открывшегося неподалеку супермаркета.

Один раз у меня полились слёзы. Прямо в метро. И мне было так тяжело, что я вынужден был прервать чтение на несколько часов.

А вышеупомянутому супермаркету, кстати говоря, крепко досталось от отца Кори — водителя в фермерском хозяйстве, который, проживая в 1964-м году, столкнулся с наступлением новой эры: супермаркеты, вытеснение частных хозяйств, дешевые цены, пластик, реклама, обезличивание людей, фальшивые улыбки. Думаю, автору небезразлично засилье всей этой капиталистической гадости, посему этому уделен довольно мощный монолог.

7. Развитие. Здесь всё не стоит на месте: в городок с фермерством вторгается суровая и массовая торговля, в пасторальные зарисовки вклиниваются криминальные разборки, второстепенные персонажи ругаются, расстаются, деградируют, спорят и проявляют себя самым разным образом. Не забыты и главные герои, в особенности, что не удивительно, Кори, который и «делает» весь роман. Он взрослеет каждую секунду, сталкивается всё с новыми и новыми трудностями и периодами, под конец отец уже начинает беседовать с ним едва ли не как с равным. Да и сам Кори приходит к очень зрелым умозаключениям — о смерти, о боге и так далее.

Еще в книге затрагивается момент расовой сегрегации, чему Кори тоже уделил несколько мыслей: если бассейны разделены на те, которые могут посещать черные, и те, которые могут посещать только белые, то как обстоят дела в раю — общий ли он или для каждого свой? И если небеса таки общие, и там может встретиться черный и белый, то почему бы им вместе не позавтракать в кафе?

8. Названия глав. Они внушительные, захватывающие и подогревают интерес. Есть в них то же таинство и величие. Гляньте последние страницы в ознакомительном отрывке — там есть перечень.

У романа неизбежно грустноватая концовка, но оно и понятно — если взрослый человек рассказывает историю своего детства, в конце он, скорее всего, подведет итоги, расскажет о дальнейших судьбах знакомых лиц, и судьбы эти не обязательно будут радостными, наведается в места детства, повспоминает, погрустит. Но это нормально.

Подводя итог: это, конечно же, безоговорочная десятка. Совершенно прекрасный и сбалансированный роман, не дающий скучать ни секунды. Мне очень понравилось, что повествование ведется от первого лица, без дополнительных POV’ов. Так честнее и больше подходит под исследовательский взгляд мальчишки, впутавшегося в детективную историю со множеством неизвестных. Благодаря этому все события воспринимаются лучше, поскольку за счет одной пары глаз концентрация выше.

Я не затронул и десятой доли всего интересного. Оставлю это вам.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой американский городок Зефир, шестидесятые годы, ранее утро. Весь город еще спит, лишь некоторые уже во всю приступили к своей работе. Вот и двенадцатилетний Кори Д. Маккенсон со своим отцом Томом, что работает молочником, едут по спящему Зефиру и развозят молочные продукты жителям города. На повороте они неожиданно чуть не врезаются в машину, которая едет им навстречу. Через мгновение машина, с водителем внутри, падают с обрыва в озеро. Отец Кори не задумываясь бросается на помощь водителю, ведь то, что попадает в глубокие воды озера Саксон, больше не сможет вернуться на берег. Мужчина пытается спасти водителя, но вдруг видит, что тот уже мертв. Его лицо страшно изуродовано, голова почти отсечена от туловища струной, а сам убитый пристегнут к рулю наручниками.

Начало может вас запутать и может показаться, что книга имеет детективный жанр, но это ошибочно. С убийства книга начинается, но дальше вас ждут воспоминания взрослого мужчины, который рассказывает о кусочке своего детства. Вместе с мальчиком вы проживете год жизни в маленьком, внешне мирном, городке, в котором не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Познакомитесь с его семьей поближе, столкнётесь со старыми друзьями и обзаведетесь новыми знакомствами; вместе с Кори сходите в церковь послушать проповедника, сходите в поход с друзьями или наведаетесь на ярмарку; станете свидетелями многих мистических событий, а может вам это только покажется… в общем вас ждет удивительное и увлекательное приключение длиной почти в семьсот страниц, или длиной в год жизни мальчишки по имени Кори. С книгой проживаешь кучу эмоций от смеха над бредовой ситуацией, до слез от потери близкого тебе существа. От количества происходящего на страницах я даже слегка подустала и в какой-то момент поняла, что мне нужен перерыв, но не смогла надолго расстаться с Кори.

Я весьма скептично отнеслась к фразе, что книга «в лучших традициях Рэя Брэдбери и Стивена Кинга», но это действительно так. И если Брэдбери мне не нравится и его «Вино из одуванчиков», которым явно веет в этой книге, во мне не откликнулось, то «Жизнь мальчишки» оставила весьма положительные и теплые впечатления. В нескольких сценах явно считывается вдохновение Кингом: что-то напомнило из прошлого клуба неудачников «Оно», где-то мелькнул хвостом кот из КлаТбища, а где-то зазвенел звонком Сильвер.

Неустанно буду петь дифирамбы перу автора и переводчикам из-за потрясающе плавного красивого текста. Как же приятно читать было книгу. Спасибо всем, кто работал с ней – не заметила никаких ошибок по тексту или опечаток. А в обложку я просто влюблена с первого взгляда. Книга объемная и насыщенная, но отлично читается. Она может кого-то отпугнуть объемом, но уверена, вы не пожалеете ни об одной минуте, проведенной с книгой.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моё знакомство с творчеством Маккаммона началось с книги «Корабль ночи», и тогда я решил, что нашёл того самого «своего» автора, который пишет хоррор так, как мне нравится, и любая его книга будет мне интересна. Время показало, что это так, но не совсем, потому что в скором времени я прочёл роман «Жизнь мальчишки», который назвать хоррором никак не получается. Да и вообще отнести к какому-либо жанру по классификации, созданной в моей голове, не могу. Эти два тома – просто собрание всего, что только хочется найти в книге.

Из названия книги понятно, что речь пойдёт о трудностях и радостях обычного мальчишки, о приключениях и быте, школьных буднях, каникулах, дружбе и множестве всех тех вещей, о которых мы уже читали ранее в книгах Кинга и Брэдбери – часто можно встретить в отзывах о «Жизни мальчишки» упоминания и сравнение с романами «Тело», «Оно» и «Вино из одуванчиков» – но всё-таки поставить их в один ряд я не могу, и не потому, что что-то нравится больше, нет. Просто Маккаммон написал другую книгу. Да, возникают часто схожие ощущения и описываемые картины чем-то похожи: период времени, игры и увлечения, мальчишеские затеи и дружба. Но всё равно этот роман другой.

Итак, главный герой, Кори Маккенсон, 12-летний мальчишка, как всегда по утрам, помогал отцу с развозкой молока по Зефиру (городок, в котором они живут), и всё было, как всегда, но обычный ход дел нарушило страшное происшествие: внезапно им навстречу выехала совершенно не управляемая машина и через несколько мгновений упала в озеро, по слухам, не имеющее дна. Данное событие легло в основу сюжета, и эта линия протянута до самого конца, но всё же мы время от времени будем отходить от неё, переживая и другие моменты жизни Кори и его друзей – нас ждёт множество приключений!

То, как написана эта книга – просто волшебство. Причём сложив, казалось бы, не очень примечательные события, будь то обычные велосипедные «покатушки» или приезд бродячего цирка, с мальчишеской впечатлительностью и бурной фантазией главного героя, автор создал отдельный мир со своей неповторимой атмосферой, причём во время чтения иногда ловишь себя на том, что понимаешь: скорее всего, вот тут Кори нафантазировал и всё происходящее нереально, но всё-таки веришь описываемому.

Выше я уже писал, что для себя не могу отнести ни к какому жанру эту книгу – это потому, что здесь есть и детективная, и мистическая, и ироническая, и фэнтезийная, и приключенческая составляющие (и ещё что-то, наверное, забыл упомянуть), и всё это вызывает некую добрую грусть и ностальгию, которую почувствовал даже я, хотя моё детство прошло в маленьком городке в 90-е годы на территории бывшего СССР, а не в США 60-х.

Ещё хотелось бы добавить много хорошего, но не получается сформулировать. Конечно, оценка моя субъективна, но «Жизнь мальчишки» я ещё не раз перечитаю в будущем – настолько книга полюбилась.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Жизнь мальчишки» – мистический роман Роберта Маккамона. Лично мне он напомнил «Оно» Стивена Кинга и «Лето ночи» Дэна Симмонса, хотя эти два произведения намного мрачнее. Роман Маккамона я читал летом, и это время года как нельзя лучше подходит для столь волшебного произведения. «Жизнь мальчишки» зацепила меня своей атмосферой беззаботного детства. Вместе с героями романа мы окунемся в мир городских легенд, приключений и настоящей дружбы. Однако не стоит думать, что роман предназначен для детей – он подойдет в первую очередь тем взрослым, кто хочет заново погрузиться в детство, где волшебство поджидает на каждом углу.

Действие романа происходит в небольшом американском городке Зефире. Здесь все друг друга знают, а на улицах можно повстречать множество необычных и интересных людей. Как часто бывает, есть тут хулиганы, терроризирующие других детей; есть бандиты, скрывающиеся от закона в лесу и творящие свои темные делишки, есть шериф, бессильный им помешать; есть места, о которых идёт дурная слава. С городскими легендами тут тоже все весьма интересно: в реке обитает чудовище, чернокожая королева владеет магией Вуду, по городку временами бродят призраки, даже имеется самый настоящий динозавр. Несмотря на некоторую пасторальность, жизнь в городке не стоит на месте. На смену частным магазинчикам приходят обезличенные супермаркеты. Покой Зефира сотрясают криминальные разборки. Будет даже серьезный катаклизм в виде наводнения. Всё это создаёт образ постоянного изменения и развития, будто сам город – живое существо.

Главный герой – двенадцатилетний мальчик Кори, а сам роман представляет собой его мемуары. Завязкой романа служит одно ужасное событие: Кори с отцом становятся свидетелями смерти человека. Точнее не совсем смерти, а убийства. Главный герой хочет разобраться в этом деле. Однако не стоит заблуждаться по поводу жанра – детективная история тут далеко не на первом месте. Дело в том, что неизвестный мужчина съехал на машине в озеро, не имеющее дна, но к тому времени он был уже мертв, а Кори видел на опушке леса загадочный силуэт. После этого события отца Кори начинают мучить кошмары, в которых погибший взывает к нему. У Кори не укладывается в голове, как в его тихом городке может произойти столь чудовищное преступление. Эта сюжетная линия будет проходить через весь роман, но чаще оставаться на заднем плане, ведь в жизни Кори ещё столько всего интересного. По ходу прочтения мы будем узнавать истории о его учебе, развлечениях и обычном быте. Вот это и есть та самая изюминка романа. Да, периодически мы будем возвращаться к основному расследованию, но и побочные истории не менее занимательны.

Хотелось бы отметить потрясающий язык автора, неким магическим образом погружающий нас в свой мир фантазий. Помогает этому и Кори, являющийся прототипом самого автора. Мальчик пытлив и любознателен, хотя и смотрит на мир через призму волшебства. Он пишет рассказы и даже побеждает в местном литературном конкурсе. Мистику в романе можно списать на неуёмную детскую фантазию, но делать этого совсем не хочется. Гораздо приятнее вместе с героями наслаждаться этой волшебной атмосферой. Кори с некой мальчишеской наивностью видит волшебство повсюду. Даже его велосипед представляется живым существом со своим характером и желаниями. Кори будто бы показывает нам пример человечности. Например, есть эпизод, где он тайно дарит открытку самой неприятной девочке в школе и подписывает её от имени всего класса. И правда, каждому человеку нужны друзья и их поддержка.

Второстепенные персонажи получились не менее яркими, чем сам Кори. У каждого из них свои черты личности и характер, поэтому перепутать их весьма затруднительно. В своей компании Кори не является лидером, скорее её совестью и душой. Родители главного героя живут небогато, но в этой семье мы можем увидеть настоящую теплоту. Отец делает всё, чтобы обеспечить семью, а мама окружает заботой, хоть порой и кажущейся чрезмерной. Также мне запомнился образ тщедушного мальчика Немо, недавно переехавшего в Зефир. Его мать так опекает, что буквально мешает ему жить. У Немо настоящий талант к бейсболу, но мать запрещает ему любую физическую активность, считая слабым и никчёмным. Такие родители сами придумывают своим детям проблемы и заставляют в это свято верить. Понравилась мне и история незадачливого писателя, продавшего свои идеалы ради издания. После этого его жизнь уже не стала прежней.

В книге много трогательных моментов, вызывающих сильные чувства. При этом видно, что автор не ставит цели выжать из читателя слезу – он просто рассказывает свою историю. Очень сильными мне показались эпизоды с собакой главного героя и с одним из его близких друзей. Или, например, тот момент когда соседи сообща поддерживали семью Кори, оказавшуюся в сложном финансовом положении.

В романе поднимается проблема расизма. Америка того времени ещё не до конца оправилась от этой болезни. Хотя по закону все люди и равны, но повсюду мы видим ущемление прав чернокожих. Для них есть отдельные магазины, места отдыха и бассейны. Кори задается вопросом, есть ли отдельный Рай для чёрных, а если нет, то какое имеем право мы, люди, решать, кто лучше, а кто хуже. При этом в книге нет места и современным трендам, где меньшинствам выделяется особая роль. На мой взгляд, автор очень удачно показывает идею равенства.

Концовка романа имеет грустное послевкусие, но это именно светлая грусть. Да, детство уходит, однако это не закрывает для нас дверь в этот волшебный мир. В сердце каждого человека должен оставаться уголок, в котором он хранит тёплые воспоминания о том времени.

Итог: «Жизнь мальчишки» – отличный роман о детстве. Он прекрасно сбалансирован и не даёт заскучать ни на минуту. Главный герой сталкивается с мистикой, но постепенно приходит к выводу, что реальность может быть гораздо более сурова, чем ночные монстры. Однозначно рекомендую роман к прочтению.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Попрощавшись с прошедшим днем, обязательно забери с собой его кусочек, спрячь в самый дальний уголок памяти и храни там как драгоценное сокровище. Потому что твоя память и есть главное сокровище на свете. Память — это дверь в твое прошлое.»

Уже с первых страниц роман «Жизнь мальчишки» дарил мне надежду на знакомство с великим литературным творением. Его события разворачивались в 1960-е годы на территории маленького городка под название Зефир, расположенного в южном регионе США. Этот захолустный уголок Земли, казалось, находился под защитой магического заклинания от всех несчастий мира и от неумолимого течения времени. До тех пор, пока здесь не произошло жуткое убийство, неожиданными свидетелями которого оказались двенадцатилетний мальчик по имени Кори и его отец — водитель-развозчик молока. Пожалуй, вступительная часть данной книги — одна из самых лучших, которые я когда-либо читала. Да и кто бы остался равнодушным после увиденного там?! Голый мертвец, привязанный наручниками к рулевому колесу; медная струна от фортепиано, затянутая вокруг шеи; таинственная татуировка на мертвецки белом плече трупа; и ревущий стон машины, поглощаемой водами озера, глубокого как первородный грех. Кто из мирного народа Зефира способен на такое? Кем является этот незнакомец, случайно оказавшийся жертвой и как будто появившийся из ниоткуда? Меня завлекла эта история с самой первой главы. Окрыленная сумасшедшей динамикой, детективной интригой и потрясающими описаниями, я в восторге взлетела ввысь. Забегая вперед, скажу, что с каждой главой я медленно, но верно теряла высоту...

«Странная вещь воображение! Оно выдумывает паутину, где нет пауков, создает темноту там, где сияет яркий свет.»

Продолжу свой отзыв о романе с неотъемлемых его достоинств. Маккаммон — настоящий мастер слова, сравнений и метафор. Образы в этой книге просто ошеломляли своей плотностью и изобретательностью. Редко какому роману удавалось так полно задействовать чувства и эмоции героев, поддерживая их в сюжете до конца повествования. Описания сводили с ума цветами, запахами, звуками, болью и детскими восторгами. Чтобы понять это, достаточно вернуться в самое начало книги, где выдернутый из темной пещеры сна мальчишка, начинает погружать читателей в жизнь окружающих его людей. Вместе с ним мы буквально видим, как за окном холодный пронизывающий ветер треплет кроны деревьев; и чувствуем мартовскую непогодь через холод окна, просто положив руку на стекло. Боже, какой автор не мечтал бы так красиво писать! Однако на фоне всех этих прелестей слога я постоянно задавалась вопросами: «Что же со мной не так? Почему мне так ужасно скучно это читать?»

«Мне кажется, что мир и покой для себя можно завоевать только своими руками. За мир и покой нужно сражаться, хочешь ты этого или нет.»

Возможно, моя проблема с историей мальчишки заключалась в завышенных ожиданиях, вызванных потрясающим началом. Я настолько влюбилась в детективную линию, что любые отступления от нее казались слишком большими, отвлекали меня от сюжета и уменьшали мою привязанность к главным героям. А отступлений было великое множество. Переворачивая финальную страницу книги, мне даже хотелось назвать прочитанное не романом, а сборником рассказов, объединенных под одной обложкой персонажами и несколькими сюжетными линиями. У этой истории не было определенного направления. Автор, похоже, не имел ни малейшего понятия, какую из затронутых тем он больше всего пытался развить. Надо ли говорить о том, какое разочарование я испытывала каждый раз, когда автор уводил нить сюжета в новое русло? С каждой главой это становилось все более и более непонятным. То, что началось так чудесно, быстро обернулось нудной мешаниной из происшествий жизни маленького городка.

«Есть вещи похуже, чем фильмы о чудовищах. Это когда ужасы сходят с экрана или со страниц книг и являются к тебе в дом, все переворачивая вверх дном, искажая злобной гримасой лицо любимого человека.»

Между этими страницами было спрятано много крупиц мудрости. Роман был пропитан ностальгическими нотками, которые почти вызывали слезы. И все же ментальность автора и моя практически не совпали. Я не могу не думать о том, как бы это читалось, если бы он решил написать свою книгу по-другому. Не рассказывать другую историю, а компоновать ее по-другому, делать иные акценты. Мир Зефира содержал богатый материал, который можно было бы связать воедино. Была школа с изрядной долей хулиганства и учителей-антиутопистов. Были интересные друзья со своими личными драмами. В этом маленьком южном городке царила расовая ненависть и экономические перевороты, вуду магия и древние речные чудовища, маниакальные служители церкви и звери из забытого мира. Эта книга — кладезь замечательных вещей, которые в конечном итоге превратились для читателя в нечто вроде путаницы. Даже необычная мистика, навеянная особенностью тонкой психики ребенка и детскими фантазиями, иногда казалась неуместной.

«К счастью, нет такой ошибки, которую нельзя исправить. Все, что для этого нужно, — наше желание.»

И все же, Маккаммон преуспел в том, что намеревался сделать... по крайней мере частично. Он прекрасно уловил суть атмосферы 1960-х годов и сумел отлично передать время перемен, которое для многих людей почти образовало стену между «тогда» и «сейчас». Несмотря на некое разочарование в романе, я не могу сказать, что проведенное на его страницах время, я потратила впустую. Но сам финал, даже в части детективной линии, был предсказуемым. На протяжении заключительных 200 страниц я постоянно надеялась, что автор обязательно меня удивит. Увы, мои надежды оказались тщетными. Поэтому, закрывая книгу, я ощущала то неприятное чувство, которое несет в себе привкус горькой неудовлетворенности. Возможно, просто потому, что я ожидала совершенное произведение, а оно таковым не оказалось. Я бы рекомендовал его читателям, мечтая, что они будут спорить со мной: «перед нами — совершенство». И это один из тех случаев, когда я с готовностью признаю, что они могут быть правы.

«Отдать то, что тебе дороже всего на свете, и чувствовать себя от этого счастливым — вот, что такое милость.»

Однако даже с пресловутой позиции литературного романтизма глубина произведения была крайне скудной. Настоящие романы дышат человеческой драмой, а «Жизнь мальчишки» больше походил на бусинки поверхностных историй, которые довольно тесно были связаны друг с другом, но при этом постоянно стремились сохранить определенную степень независимости. Возможно, в этом и был личный замысел автора. Я знаю, что многим людям нравится эта книга. В какой-то момент я тоже была загипнотизирована мастерством автора в описании давно забытых мной моментов детства. Послевкусие от прочтения как раз и зиждется на всем этом. Полеты свободы в преддверии каникул, страшные существа в углах темноты, гипертрофированное чувство героизма и кромешное любопытство ко всем взрослым делам. Меня переполняла меланхолия, когда я читала о детстве — призраке своего прошлого. Детстве — давно утраченном времени бесконечных возможностей, сузившимся жизнью до существующей вокруг меня реальности...

»...невозможно понять, куда ты идешь, пока не осознаешь, где ты был прежде.»

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написано после прочтения 1-го тома романа.

Начинается книга весьма внушительным авторским предисловием. Предисловие это Маккаммон начинает признанием в том, что, порой, легче написать книгу, чем написать о книге, которую ты написал. Такие откровенность и искренность сразу расположили меня к автору, и я с удовольствием принялся за чтение.

Кроме всего прочего, в предисловии автор доверительно нам поведал, что эта книга – одна из его лучших книг. Он (автор) неоднократно ее читал и перечитывал и уверен в том, что, доведись ему (автору) еще раз ее переписать, он оставил нетронутыми бы 90% текста – ибо круто, здорово, честно.

И вот, наконец, после длинных излияний и благодарностей благодарным читателям, уже прочитавшим книгу, мы приступаем непосредственно к самой книге.

Начало весьма обнадеживающее. В книге речь ведется от лица 12-летнего американского мальчишки, живущего в маленьком городке Зефир со своими мамой и папой. Семья их не очень богата. Папа – развозчик молока. Но и не бедствует – всегда сыты, и у них есть крыша над головой. Велик, правда, у мальчика старый и ржавый – семья не может позволить себе новый. Ну так что ж такого? Я и большинство моих друзей в 12 лет жили не намного богаче.

Буквально на первых страницах мальчик (его зовут Кори), становится свидетелем странного и загадочного случая.

- Ух ты! – с восторгом выдохнул я, предвкушая интереснейшую «раскрутку» интриги на страницах книги, и счастливо улыбнулся.

Но не тут-то было. Совершенно неожиданно сюжет начал буксовать. Автор, пытаясь вытащить из трясины словоблудия стремительно дряхлеющий пикапчик сюжета, подбрасывал под его колеса доски новых странностей и ужасов. Но доски те, на поверку, оказывались гнилыми. И, думаю, виновники этой гнили – недостаточное мастерство и аккуратность автора.

Вот несколько примеров.

Оно было покрыто чешуей, формой напоминавшей бриллианты, а цветом — осеннюю листву бледно-коричневого, ярко-пурпурного, густо-золотого и темно-желтого оттенков.

Это автор описывает страшное и загадочное животное, повстречавшееся мальчишке. Одно предложение, а в нем, минимум – два ляпа.

Ляп первый. Откуда, ну откуда 12-летний мальчишка из бедной семьи, из маленького городка, в 1964-м году мог знать, какую форму имеют бриллианты?!! Как такое сравнение вообще могло прийти ему в голову?!!

Ляп второй, еще более существенный. Это животное, которое он описывает достаточно подробно, он видел всего несколько минут, причем – в кромешной (!!!) темноте! Ночь, льет ливень (соответственно – о луне и звездах не может быть и речи), мальчик – в доме. Лампа – погасла. Максимум, что в такой обстановке можно разглядеть – неясные тени… А тут… будто мультик смотрит.

А как вам это:

Гэвин плакал, издавая звуки вроде хнык-хнык-хнык.

Согласитесь, было бы странно, если бы он плакал и издавал звуки вроде «ха-ха-ха».

Ну а это:

Его заметно уменьшившееся левое ухо было забинтовано.

Как, ну как сторонний наблюдатель мог понять, что ухо наблюдаемого заметно уменьшилось, если оно было забинтовано?

Короче, вопросов к данному роману у меня гораздо больше, чем ответов. Да вопросы все какие-то не такие выходят, все больше придирчивые. Вот, например, прочел:

Я повозил вилкой в тарелке с овсянкой, обдумывая услышанное.

Отчего это мальчишка есть овсянку вилкой? Так у них в Америке принято, что ли? Или его мама очень любит сказку «Лиса и журавль»?

Не оказалось в книге ответа и на главный вопрос, ответа на который я искал на протяжении всех его долгих страниц: что же за странное преступление, свидетелем которому стал мальчишка на первых страницах романа?

Видимо, для этого автор предлагает нам прочесть том номер 2 «Жизни мальчишки». Но я, пожалуй, от чтения воздержусь.

Оценка: 5
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги которые оставляют глубокий, неровный след в душе человека. Такие книги я запомнил, и буду помнить всегда как бы там не было. Они меня трогали, заставляли переживать жизнь героев, жить с ними, любить, страдать и иногда ненавидеть. Я их помню наизусть, запомнил и наверное не забуду, они вызвали гамму чувств. Их названия так иногда и звучат в ушах: «Герой должен быть один», «Тирмен», «Хозяин Колодцев», «Кладбище домашних животных», «Террор» и это еще не все. Теперь в этот список можно добавить и «Жизнь мальчишки».

Кори Мэкинсон ввязывается в необычайные приключения, сюжет раскрывать не буду, но скажу что основа детективно-мистическая. Автор сумел столько впихнуть в книгу что диву даешься, его задумкам, но главным хитом стала эмоциональность книги. Она настолько пропитывает труд Маккамона, что местами труд просто мегаэмоционален. Мы словно проживаем год по соседству с Кори, знакомимся с его друзьями, жителями городка, вступаем в разгадку таинственного преступления, деремся с хулиганами и знакомимся с Немо Кюрлисом. Очень много эмоциональных моментов, трогательных и щепетильных, но кое-где Маккаммон остался верен себе. Местами есть саспенс и элементы хоррора, присутствуют элементы триллера и криминальной драмы. Но это все жирные плюсы книги, она разнообразна, в ней много насыщенных событий.

На протяжение всей книги, я был мучим жаждой: а что дальше? Не спал, хотелось прочесть и раскрыть все загадки. И по закрытию последней страницы я был поражен. Насколько книга возвращает в детство, к их проблемам, невзгодам, решениям и чисто мальчишечьему задору. Главная интрига сильная и мощная, но даже она поспевает за бытовыми мелочами романа, типа — жизни мальчика и её особенностей. А как иногда хочется вернуться в детство, правда же? А если бы каждый полюбивший эту книгу смог бы сам пережить историю Кори Мэкинсона, хотел бы вернуться в детство еще сильнее.

Маккаммон смог удивить: сюжетом, который снова как и в «Голос ночной птицы», ни капли не предсказуем, Герои — высших всяких похвал, четкие и проработанные, атмосфера Зефира на высоте, бытописание довольно-таки сильная сторона. Вот и удивляешься книге. Как лихо и четко автор свел столько моментов и частей.

Итог: шикарная, очень эмоциональная история, способная задеть любого человека, который был ребенком.

Браво, Маккаммон!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какие тут могут быть слова? Никаких слов, лишь эмоции и восторг, которые захлестывали меня с первой и до последней страницы. Маккаммона совершенно заслуженно называют гением и одним из лучших рассказчиков современности. «Жизнь мальчишки» уже третья прочитанная книга автора и уже третье точное попадание в «яблочко». Роман, который заставляет смеяться, грустить, сопереживать и даже плакать (есть эпизоды, от которых на глаз наворачивались слёзы), ценить то, что есть и помнить то, что уже ушло и никогда более не вернется, останется в памяти, пока жива душа магии, которая крепче камня.

Я с удовольствием и еще не раз вернусь в уютный городок Зефир, где живут совершенно очаровательные персонажи, живые и яркие, созданные огромным талантом Робер-та Маккаммона, и проживу вместе с ними нападение ос в церкви, наводнение, нападки братьев Брэнлин (отличная парочка получилась, настоящие злобные тролли, а не дети) и пакости сбежавшей обезьянки по кличке «Люцифер», проживу с ними их жизни столько раз, сколько будет жива душа магии, а она, как я уже сказал, крепче камня.

Итог: 10 из 10

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно именно этот отзыв стал для меня особенно тяжелым. Я просто не знал (да и сейчас, печатая эти буквы, не знаю), что именно и как можно сказать по поводу «Жизни мальчишки». Мыслей много, но, появляясь на экране монитора, они как будто блекнут, уменьшаются и становятся слишком мелкими. Ладно, попробую рассказать обо всем по порядку, а там уже как пойдет.

«Жизнь мальчишки» – роман из той когорты произведений о детстве, в которых авторы смогли поймать дух времени и детства, в которых содержится концентрированный вкус тех неповторимых ощущений ребенка. В свое время это отлично удалось Р. Брэдбери в «Вине из одуванчиков» и «Надвигается беда», затем что-то похожее, но со своими привкусами, приготовили Д. Симмонс («Лето ночи») и С. Кинг («Оно», «Сердца в Атлантиде» и «Тело»), и это далеко не все примеры, так что роман Маккаммона пришел вслед за более известными и популярными предшественниками и смог занять достойное место среди них.

Итак, сюжет. Он тут не занимает центрального места, однако какой же отзыв обходится без пары слов о нем? Перед нами один год из жизни Кори Мэкинсона. Первое же, что случается с Кори – он становится свидетелем аварии: неизвестная машина срывается в «бездонное» озеро Саксон. Отец мальчика, попытавшийся спасти пассажиров из воды, обнаружил, что авария была подстроена для того, чтобы избавиться от изуродованного трупа и скрыть следы преступления. Так начинается детективная линия, которая пройдет через весь роман и которая вместе с тем не является важной, она лишь фон. Так что можете даже и не искать в книге чего-то особенно «триллерного», однако временами кровь точно будет застывать в жилах. Особенность главного героя в том, как он воспринимает окружающий мир. Обладая живым умом и ярким воображением, Кори не только видит происходящее вокруг, но и способен описать это так, будто самая мелкая деталь повседневности важна, словно все, что мы видим, имеет смысл уже потому, что этот момент больше не повторится. Никогда. И это мне особенно близко, т.к. еще учась в университете я все время рассказывал друзьям обо всем, что стоило быть рассказанным. Потом надо мной правда подшучивали, что сначала кажется, будто я очень интересно живу, но затем, послушав меня пару недель, понимаешь, что я зачем-то рассказываю то, что происходит с каждым. Ну кому придет в голову пересказывать поездку на автобусе? Или поход по магазинам? Мне приходило. И неизменно, всегда, в каждом своем дне я находил что-то необычное, интересное или просто забавное (и слава Богу, что мне не довелось расследовать дело об убийстве или увидеть живого трицератопса, хотя...). Также и Кори: он рассказывает о вещах, важных для него, однако рассказывает так, что читатель вспоминает о своем детстве и о своих тогдашних сокровищах и увлечениях.

Отдельно необходимо упомянуть о персонажах. Маккаммон сохранил тот баланс, который позволяет видеть события глазами ребенка, при этом анализируя их глазами взрослого. И потому друзья не возводятся в абсолют, враги не «плохие, и точка», а взрослые неидеальны и знают далеко не всё. Взрослый мир врывается в жизнь главного героя не в один миг, однако уже в свои 12 Кори способен на очень взрослые и мужественные поступки. Кстати, совсем забыл сказать, по большей части книга все-таки приключенческая. Сверхъестественного тут немного, детектива тоже, а вот столкновения с математикой, хулиганами, даже динозавром, озерным чудовищем и обезьяной присутствуют, и в немалом количестве. Про атмосферу провинциальной Америки 60-х годов я просто промолчу, т.к. она пропитывает всю книгу, так же как детство любого мальчишки пропитывает дух времени этого детства.

По времени написания «Жизнь мальчишки» располагается где-то между «Участью Эшеров» и «Голосом ночной птицы» этого же автора, и, читая о приключениях Кори Мэкинсона, я не мог отделаться от ощущения своеобразного родства книги с этими романами. От «Участи Эшеров» пришло обилие событий (пусть сюжетная линия здесь лишь одна, книга разделена на 4 части по временам года, которые в свою очередь делятся на главы, каждая из которых посвящена конкретному событию и вполне может восприниматься как рассказ), ну а «Голос...», конечно же, не более чем силуэт, просто несколько идей и образов найдут свое место в приключениях Мэтью Корбетта. Кроме того, стоит отметить большое количество аллюзий и реверансов (невооруженным взглядом видны намеки на творчество А. Конан Дойля, Кинга и др.), Маккаммон даже намекает на себя самого, введя в действие слегка сумасшедшего писателя (к слову, на сам роман намеки так же присутствуют).

Роман рекомендую прочесть всем любителям умной и качественной иностранной прозы. Единственное, что испортило мне удовольствие от чтения — это перевод. Но, как говорится: «на безрыбье и рак рыба», так что, за неимением под рукой альтернативы, вполне сгодится и этот.

P.S. Песня, которая так понравилась Кори и которую так невзлюбил местный проповедник, называется «I Get Around», группа The Beach Boys. Наверняка вы ее уже слышали, но песня неплоха и заслуживает повторного прослушивания.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какие, однако, насыщенные годы у простого мальчика из американской глубинки. :)

На мой вкус, это наиболее сильное произведение Маккаммона, из прочитанных мной.

Сюжетная интрига немного напомнила Мэтью Корбетта, однако драматическая линия здесь сильнее на порядок. В романе присутствуют и отчётливые авантюрные линии – детектив, триллер, мистика, фантастика, хоррор, в конце концов. Однако, до самой последней главы, когда события ускоряются к финалу, автору гораздо важнее не зловещие убийства и приблудные динозавры, а ностальгическая атмосфера глубинки штата Алабама, Америки 60-х. Школа, лес, детская дружба, провинциальный быт, пьянство, трудолюбивая нищета, мелкопоместная преступность, бессильный, продажный шериф. Непростые отношения с цветными. Всё это складывается в ностальгическую картину ушедшей эпохе, явно дорогой автору.

Литературные качества романа, как обычно у Маккаммона, выше всяких похвал. Сцены увлекательные, диалоги яркие, антураж убедительный. Каждый персонаж глубоко продуман и оформлен.

Роман, не смотря на впечатляющий объём, прочёлся на одном дыхании, доставил большое удовольствие.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я никогда не боялся своих чудовищ. Они всецело находились в моей власти.

Вот иногда читаешь книгу, тебе вроде бы все нравится, но по завершению не можешь ничего путного сказать. Я когда-то давно читала «Жизнь мальчишки», но память благополучно стерла все, так что начинала с чистого листа. Сейчас, что безумно радует, стали перевыпускать книги Роберта, но должна признать, что если бы сначала прочитала «Жизнь мальчишки», то сделала бы небольшой перерыв. Все же «Участь Эшеров» гораздо ближе моему вкусу, чем Мальчишка.

Жизнь мальчишки — это реально просто история жизни 12-ти летнего мальчика — Кори Маккенсона. Кори живет в небольшом провинциальном городке на юге Америки – Зефире. Обычная жизнь мальчишки, где надо просыпаться пораньше, помочь отцу-молочнику, а потом пойти в школу, вечером погулять с друзьями. Все стандартно и без сюрпризов, но однажды ранним мартовским утром Кори и его отец случайно становятся свидетелями ужасного преступления...

И вот тут уже раскатала губу, ожидая мистико-детективную историю, но не тут-то было. Порой казалось, что Маккаммон далеко уходит от основной темы, а когда стала подбираться к концовке, то челюсть-то отвисла. Как бы я совсем не ждала такой развязки и казалось, что автор просто не знает как подвести роман к логическому концу. Ну такое ¯\_(ツ)_/¯

Скорее всего сыграли злую шутку изначально завышенные ожидания. В целом-то история прекрасная и вполне понимаю хвалебные отзывы друзей и знакомых. Я же более мрачная, мне подавай таинственный Эшерленд и Страшилу из леса)))

К творчеству Маккаммона еще вернусь, ведь жанровый разброс просто не может не впечатлить. Особенно радует читать в большой компании — проходим все острые углы, подгоняем и подбадриваем друг друга — это воодушевляет)))

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Жизнь мальчишки» — это своего рода литературный памятник тому прекрасному времени человека- детству! Этот роман, как напоминание нам взрослым, о том прекрасном и волшебном времени!

«Жизнь мальчишки» — это мистический триллер, про сонный американский городишко. Здесь есть братья Блейлоки, наводящие беспорядок в городке, шериф, священник, чудак, разгуливающий голым, загадочная Леди. И есть глубокое озеро, по словам жителей, не имеющий дна, но хранящий множество тайн на своём дне!

С этого озера и начинается повествование. История жизни 12-летнего Корри Макеннсона, записанная и рассказанная им же самим, в виде мемуаров и воспоминаний о том, дне, когда Кори с отцом развозили молоко, и стали свидетелями страшного убийства! Машина, слетев с обрыва, забрала с собой на дно озера Саксон, странного водителя, а вернее его труп, пристёгнутый наручниками к рулевому колесу! Так что, спастись не было ни единого шанса!

И вот эта линия повествования, будет основной на протяжении всего романа: Кто убил, кого убили и за что! Можно сказать главная интрига романа!

Но она будет вплетена постепенно, не отвлекая читателя, ни от описаний городка Зефира, ни от колоритных героев, встретившихся на пути Корри! Совсем нет, триллерная ветвь, здесь является скорее опорой, неким каркасом для создания атмосферы и антуража! Некоторые моменты в книге откровенно заставляют читателя пустить слезу, так, например случай, произошедший с Дэви Реем! Атмосфера, созданная Робертом Маккамманом в романе, сильно напоминает роман Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»! Кто читал оба этих произведения, думаю должны понять, что я имею ввиду!

Главный герой, Корри показан правильно воспитанным мальчишкой, с добрым, открытым сердцем! Нет, он не является лидером, или заводилой, но при этом оставаясь на своих ролях, совершает правильные поступки- так, например подписать открытку на День Рождения одноклассницы, которую никто не поздравил, а потом выставить это таким образом, будто это поздравление от всего класса! По-моему, это замечательно!

Отдельно стоит рассказать о родителях Корри. Ребекка и Том Макеннсоны. Мама Кори — ну типичная мама со своей заботливой «шизой»:

Беспокойство было образом жизни моей матери. Она беспокоилась о погоде, ценах на бакалейные товары, из-за поломки стиральной машины, загрязнения русла Текумсе бумажным заводом в Адамс Вэлли, о ценах на новую одежду – обо всем, что происходит вокруг. Мир представлялся маме огромным, почти безразмерным стеганым одеялом, швы которого постоянно расползаются. Ее беспокойство исполняло роль иголки, которой можно было залатать эти опасные швы. Если ей удавалось вообразить наихудший, трагический вариант развития события, то она, казалось, обретала некий контроль над ними.

Отец Корри — водитель в фермерском хозяйстве, который, проживая в 1964-м году, столкнулся с наступлением новой эры: супермаркеты, вытеснение частных хозяйств, дешевые цены, пластик, реклама, обезличивание людей, фальшивые улыбки. Думаю, автору небезразлично засилье всей этой капиталистической гадости, посему этому уделен довольно мощный монолог.

Отношения соседей семьи к главному герою показаны очень ярко и позитивно, которые каждый день как будто приходили в гости, но брали с собой кто выпечку, кто соленья, чтобы угостить семью, поскольку отец, главный кормилец, лишился работы из-за открывшегося неподалеку супермаркета.

Развитие. Здесь всё не стоит на месте: в городок с фермерством вторгается суровая и массовая торговля, в пасторальные зарисовки вклиниваются криминальные разборки, второстепенные персонажи ругаются, расстаются, деградируют, спорят и проявляют себя самым разным образом. Корри уже к середине романа, не просто 12-летний пацан, а удивительно рассудительный молодой человек, который взрослеет не по дням, а по часам! И уже отец общается с сыном на равных!

Чего только стоят рассуждения Корри о массовой сегрегации: «Если бассейны разделены на те, которые могут посещать черные, и те, которые могут посещать только белые, то как обстоят дела в раю — общий ли он или для каждого свой? И если небеса таки общие, и там может встретиться черный и белый, то почему бы им вместе не позавтракать в кафе?»

Способность так думать и рассуждать присуща больше взрослому человеку, нежели подростку!

В конце концов подбираясь к завершению романа, перед нами предстаёт уже повзрослевший Корри Макеннсон со своей семьёй, вернувшийся в горячо любимый, но до боли изменившийся городок Зефир!!! Со своими воспоминаниями о хороших и плохих событиях своей жизни, встречая лишь тени прошлого вокруг! Открывая нам тайны судеб своих одноклассников и друзей!

«Я поднял голову и взглянул в яркую синеву неба. Мне показалось, что я вижу там четыре маленькие фигурки с крыльями за спиной, летящие в сопровождении крылатых собак; они устремляются вниз и снова взмывают в потоках солнечного света.

Они навсегда останутся там, по крайней мере до тех пор, пока будет жива магия.

А у магии здоровое, сильное сердце.»

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Маленькие американские городки. В маленьких американских, будем честными — в любых маленьких городках, есть что-то манящее и таинственное. Очень часто маленькие городки – это такой рай на земле, где все всех знают, соседи ходят друг к другу в гости, дети гоняют на велосипедах по улицах, а входные двери не закрывают даже на ночь.

Но у таких городков всегда есть обратная, темная, сторона. Такой ли ваш молочник дружелюбный, или просто хорошо играет свою роль? Действительно ли ваши новые соседи переехали по работе, или может они от чего-то скрываются? У каждого могут быть свои скелеты в шкафу. У кого-то больше, у кого-то меньше.

Зефир, штат Алабама, яркий пример такого «маленького городка».

Одного весеннего утра Кори Маккенсон и его отец Том увидели машину, которая катилась прямиком в озеро. В машине присутствовал водитель, но он никак не реагировал на происходящее. Том прыгнул в озеро – спасти нерадивого шофера, но увидел лишь обезображенный труп, прикованный наручниками к рулю, с рояльной струной на шее. С этого все и началось. С трупа. А раз есть труп, то есть и убийца, который искусно прячется за маской добродетели. Волк в овечьей шкуре.

Скажу сразу – это не детектив. Тут есть детективные элементы, но это история о годе из жизни двенадцатилетнего мальчика, о том, как его жизнь изменится за этот год. Кори ждут обретения и потери, проверки его силы духа и хитрости.

Вместе с Кори автор проведет читателя по самых интересных уголках города, приоткроет завесу тайны над жизнью многих местных жителей. Сражение с полулегендарным Старым Мозесом, похищение местным бандитом, самый странный ужин в жизни, и самая прекрасная девушка в мире – Чили Уиллоу. Мы узнаем, что старый завсегдатай парикмахерской – меткий стрелок времен дикого запада, местный сумасшедший, всего лишь ребенок, чью мечту разрушил отец и большие деньги, что мальчик с идеальной, для бейсбола, подачей так и не найдет друзей из-за материнской гиперопеки, а хулиганам можно дать отпор, если хорошо постараться.

За этот год не обойдется без потерь, больших и малых. Каждая приближает Кори к взрослой жизни.

Также свою долю атмосферы привносят мистические элементы. И вот тут кроется самое интересное – происходят ли эти вещи на самом деле, или это детское воображение разыгралось. А вместе с Кори читатель увидит много странного – начиная с призрака молодого лихача и заканчивая самым настоящим трицератопсом – грозы всех автомобилей. Смог ли Кори на самом деле удержать своего пса на этой стороне? Превратила ли старая негритянка патроны к ружью в змей? Существует ли на самом деле мифический белый олень – Первоснег? Решать только читателю.

«Жизнь мальчишки» — один из тех романов, которые, на первый взгляд, не представляют собой ничего особенного. Ну маленький городок в глубинке, ну убийство, ну жизнь мальчика. И что? Плавали, знаем. А потом ты начинаешь читать и все – тебя поглотил Зефир, а вместе с ним – жизнь Кори Маккенсона. И уже невозможно оторваться, пока не доберешься до конца, пока не узнаешь чем это все закончиться. Да и прощаться с Зефиром очень и очень грустно, потому что этот городок стал и тебе родным, пусть на короткий миг.

Я бы поставил «Жизнь мальчишки» на одну полку с «Убить пересмешника», «Над пропастью во ржи», «Оно» и «Лужок черного лебедя». Каждая из этих книг описывает не всегда прекрасное, но очень манящее, детство, когда деревья были выше, небо синее, кола вкуснее, а любимый велосипед мог унести в такую далекую, и вместе с тем, в такую близкую страну воображения.

Оценка: 9
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что делает хорошую книгу шедевром? Интересный сюжет? Живые, яркие персонажи? Красивый слог автора? Иногда бывает так, что даже этого не достаточно. Иногда хорошей книге не хватает совсем малого – ей не хватает души. В далеком 1957-ом году Рэймонд Дуглас Брэдбери вложил частичку собственной души, свои собственные страхи и переживания, радости и невзгоды, открытия и потери, которые он испытывал будучи десятилетним мальчиком, в автобиографическую книгу «Вино из одуванчиков». «Жизнь мальчишки» в каком-то роде изящный поклон Мастеру, тот редкий случай, когда ученик смог создать произведение, за которое не было бы стыдно и учителю. Однако при этом Маккаммон создал свой собственный мир, сумев найти узкую тропку, по которой тридцать четыре года до него прошел вечный мальчишка Рэй Брэдбери, он прошагал по ней на собственный манер, но сумел сохранить самое важное – магию детства.

Маккаммон создал машину времени, переносящую читателя именно в его детство, время, когда не надо ни о чем беспокоиться, когда о тебе заботятся родители, а каждый день не похож на предыдущий. Это время, когда у каждого ребенка вырастают между лопаток великолепные белые крылья, несущие своего хозяина сквозь бурный поток, называемый жизнью. Поначалу глава, в которой главный герой вместе со своими друзьями летает над маленьким городком Зефир, меня озадачила. «Как же так, что это еще за крылья? Это же книга о жизни, а в реальности дети не летают» — кричало мое внутреннее «я» кипя от негодования. Но потом я вспомнил свое собственное детство и все понял. То было время, когда все умели летать, и в этом не было ничего необычного. Когда тебе двенадцать, ты можешь поверить во все что угодно. В то, что где-то в лесу живет последний в мире гость из затерянного мира, а в речке – огромное чудовище исполинских размеров.

По своей сути «Жизнь мальчишки» — роман в рассказах. Здесь каждая глава – отдельная самобытная история, которая не обязательно влияет на основной сюжет, но при этом является неотъемлемой частью книги. Убери одну такую незначительную историю – и роман потеряет толику своего обаяния, оставшись навечно хромым. Потому что «Жизнь мальчишки» — непрерывный калейдоскоп событий, сменяющих друг друга с ураганной частотой. Здесь есть и забавные истории, и печальные, страшные и веселые, драки и разбитые коленки, страх за своих родственников и глупая ненависть к ним, нахождение новых друзей и потеря старых, удивительные и страшные истории о людях, с которыми прожил всю жизнь, тайны и загадки, ответы на которые можно искать вечно, но так и не найти, призраки и дивные события, в которые не верят даже твои друзья, как ты их не уговаривай.

«Жизнь мальчишки» по праву считается лучшим произведением Маккаммона. Напишет ли он что-либо лучше еще? Поживем – увидим. Однако даже если и не напишет – Роберт Рик Маккаммон все равно войдет в историю литературы как автор, поборовший время. Как тот человек, который поймал детство и запечатлел его в своем восхитительном романе, подарив миллионам людей ту удивительную магию свободы, которую уже многие забыли.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх