fantlab ru

Роберт Маккаммон «Голос ночной птицы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
1783
Моя оценка:
-

подробнее

Голос ночной птицы

Speaks the Nightbird

Другие названия: Зов ночной птицы

Роман, год; цикл «Мэтью Корбетт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 149
Аннотация:

1699 год. В поселении Фаунт-Ройал по подозрению в колдовстве схвачена молодая вдова Рэйчел Ховарт. Для вынесения окончательного приговора в селение прибывают магистрат Вудворд и его молодой помощник Мэтью Корбетт. Магистрат почти не испытывает сомнений в виновности подсудимой, но Мэтью понимает: в этом деле определенно что-то не так. А в округе тем временем происходит какая-то чертовщина: гниют посевы, погибают люди, жителей преследуют зловещие видения, а в лесах бесчинствует страшное чудовище, прозванное Одноглазым...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2003 // Лучший роман

Похожие произведения:

 

 


Голос ночной птицы
2006 г.
Голос ночной птицы
2007 г.
Голос ночной птицы
2010 г.
Зов ночной птицы
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Мэтью Корбетт. Том 1
2010 г.

Аудиокниги:

Голос ночной птицы
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Speaks the Nightbird
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Голос ночной птицы» прозвучал спустя 10 лет творческого молчания автора. Прозвучал довольно громко, настолько громко, что был услышан и отмечен The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA) 2003 года в номинации лучший роман. Разумеется, такого именитого писателя, как Маккаммон поспешили выпустить и в России. И, спустя каких-то 3 года, увидела свет книга с «птицей» на обложке (вообще это нечто больше похоже на летучую мышь, которая работает в издательстве АСТ в должности модели: и повесть Стайна проиллюстрирует, и «Волков Кальи» Кинга изобразит, и Маккаммону подсобит). К слову, переиздания выглядят гораздо стильнее, но на этом разговор об обложках закончим и перейдем, непосредственно, к роману.

1699-й год. Магистрат Вудворт и его молодой клерк Мэтью Корбетт приезжают в маленький городок на юге Америки. В городке схватили ведьму, происходят несчастья, и горожане жаждут демонстративной казни прислужницы сил тьмы, причем чтоб все было по закону. Но точно ли девушка — ведьма, и зачем в шкафах жителей города столько скелетов? Это, и многое другое, и предстоит выяснить Мэтью Корбетту.

У меня роман оставил двойственное впечатление:

• Линейность повествования и предсказуемость событий, однако, разглядеть суть главной интриги не получается. По сути, читатель видит на несколько шагов вперед, но конец пути скрыт в тумане. По началу, я даже подумал, что это я такой умный, однако вскоре пришел к выводу, что Маккаммон позволяет читателю ощущать себя проницательным и при желании мог бы так все запутать, что каждый второй человек, открывший книгу, попадал бы в больницу с вывихом мозга. Утрирую, конечно.

• Яркие и интересные персонажи, однако почти все (кроме двух-трех) не вызывают симпатии. По сути дела мы попадаем в довольно скверную компанию, знакомство с которой, в обычных обстоятельствах, стремились бы свести к минимуму. Однако читать про развитие отношений главных героев со всеми остальными, находясь дома, в тепле и уюте, гораздо приятнее, чем переживать это самому.

• Аналогична предыдущему пункту и ситуация с атмосферой романа: она потрясающая, очень проработанная и глубокая, ее ощущаешь всей кожей, и в то же время, она довольно мрачная и неприятная.

Зная автора, как создателя хороших ужасов и триллеров, от «Голоса...» я ожидал чего-то в рамках этих жанров. Маккаммон все рамки сломал, продемонстрировав умение балансировать на лезвии ножа, где с одной стороны детектив, с другой приключения, впереди полоска мистики, позади — триллер. Читать интересно, затянутостей не ощущается, а если закрыть глаза на линейность сюжета, так и вовсе шедевр. Книгу, пожалуй, можно порекомендовать всем, хотя некоторым она придется не по душе (каждому ведь не угодишь).

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком простая и сильно надуманная сюжетная линия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пиратский клад, спрятанный в сомнительном месте — на илистом дне озера. К тому же в плетеных корзинах. Как его вообще планировали доставать? Почему нельзя было просто зарыть?

А потом рядом с источником вдруг начали возводить город. Глупое совпадение, не правда ли?

Персонажи, с одной стороны, многогранные, каждый со своей историей и скелетом в шкафу. Но с другой стороны, все они весьма шаблонны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И религиозный фанатик, думающий лишь о сексе, и врач-убийца, и невиновная девушка, осужденная на казнь.

К тому же, зная склонность автора к таким перевертышам, порой было не сложно догадаться, что за истинное лицо скрывает тот или иной герой, и его мотивы становились ясны уже с первого появления.

Некоторые сюжетные линии, как то история с кузнецом или с Лукрецией откровенно лишние. И, хотя они являются подводкой к последующим событиям, думаю, для этого можно было выбрать более короткий путь.

Детективная линия не впечатлила. Вроде бы Мэтью Корбетт весьма продуктивно занимается расследованием, но, тем не менее, ключевые моменты — а это признак плохенького детектива — главный герой узнает совершенно случайно: подслушав или подглядев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да и в итоге его дедуктивные методы так и не спасли пленницу. Он просто помог ей бежать из тюрьмы, а для этого не надо быть сыщиком.

Вообще в книге очень много таких «случайностей», которые, обязательно в последний момент, то помогают найти ключик к тайнам города, то спасают главному герою жизнь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Случайно Мэтью и магистрат сбежали из таверны Шоукомба. Случайно на столе лежала книга об истории Древнего Египта. Случайно за спиной у тюремщика оказалась миссис Неттльз. Случайно медведь оказался при смерти. Случайно Мэтью стал героем для индейцев, у которых случайно оказался тот самый пиратский клад, случайно снесенный им подземным течением.

Даже весьма интересную нравственную дилемму, когда Мэтью уезжает из города, зная, что магистрат, возможно, не перенесет этого, автор разрешил такой же случайностью, «отмазав» своего героя. Магистрату случайно стало хуже, и он умер, так и не прочитав письма.

В итоге, вместо крепко сбитого детектива мы получаем этакий голливудский приключенческий фильм, где за главного героя можно быть спокойным: с ним все будет хорошо, ведь в последний момент его обязательно спасет рояль в кустах.

Не смотря на обилие воды, читалось весьма легко. Язык у автора живой. Какой-либо морали или философии в тексте нет. Единственное, что смотрелось крайне глупо – вызывавшие улыбку сцены с сексуальном контекстом, в подобном изложении более уместные в дешевом дамском романе.

И на протяжении всей книги меня не покидало чувство, что если бы я жил в XVII веке, верил бы в ведьм, колдовство и козни дьявола, читать эту книгу мне было бы куда интересней.

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не стану расписывать много, т.к. вижу предыдущие комментарии почти все отражают мои мысли по поводу книги.

Одно могу сказать, это ОТЛИЧНЫЙ детектив, давно я не читала со времён Кристи, лихо закрученный сюжет, и шикарная развязка, которая всё «по полочкам» раскладывает.

Маккаммон отличный писатель, это не просто какой-нибудь детективишко, это отличное произведение, читаешь не отрываешься. Великолепно передана атмосфера раннего поселения Америки, захолустье, где правят предрассудки и ...проклятья. Хотя, проклятья это рук далеко не демонов, а вполне себе существ из плоти и крови, движимых самыми что ни наесть «человеческими» пороками.

10-ка. Начала читать продолжение.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное тяжело быть всего лишь вторым, всего лишь тенью Великого и Ужасного Стивена Кинга. Мрачной, манящей своей таинственностью и загадочностью, но всего лишь тенью. Может быть по этому, а может по какой-нибудь другой причине Роберт Маккаммон и написал «Голос ночной птицы» — роман, имеющий лишь отдаленную связь с мистическим жанром. Перед нами самый настоящий исторический детектив: с кучей интриг, скрупулёзным воссозданием эпохи конца семнадцатого века и множеством второстепенных персонажей, у которых есть свои скелеты в шкафу, которые лучше держать взаперти.

Итак: Новый Свет, 1699 год, когда многие считают, что новый век никогда не наступит из-за конца света, а другие утверждают, что 18 век станет веком величайших открытий, изменящих мир. В эту эпоху в небольшом, только строящемся городе, Фаунт-Рояле происходит два странных убийства, будоражащих кровь и заставивших многих граждан уехать, а остальных забиться в свои жалкие лачужки, надеясь что это спасет их от ведьмы, ставшей на службу самому Сатане. Казалось бы, что может быть проще, чем обвинить ведьму в этих убийствах, когда все улики указывают на ее виновность, однако у молодого и очень любопытного клерка Мэтью Корбетта возникают подозрения насчет того, кто действительно должен сидеть в тюрьме, ожидая смертного приговора за это страшное преступление. Что это: влюбленность юноши в женщину, которую только молва окрестила ведьмой и стремление спасти невинную душу, или Дьявол распустил свои сети, чтобы спасти своего верного слугу от священного костра?

Как ни трудно догадаться, главным героем является Мэтью – юноша двадцати лет, переживший тяжелое детство и в данный момент работающий клерком у магистрата Вудворда. Как и положено герою детектива, наш клерк способен увидеть то, на что остальные люди не обращают внимание, воспылать стремлением разгадать тайны, который таят граждане Фаунт-Рояла, не желая показывать их на свет, и, несмотря на неудачи, распутать все ниточки, сплетя из них причудливый ковер событий, происходящих в этом Богом забытом городе. Мэтью является образцово-показательным положительным героем, главным орудием автора, с помощью которого Маккаммон показывает истинные лица, не прикрытые маской лицемерия и обмана. Мэтью Корбетт является своеобразной антитезой всем грехам города, незапятнанной душой, единственным человеком, который способен увидеть правду в толще лжи. Конечно, не все жители Фаунт-Рояла идут по протоптанной дорожке в Ад, однако большинство выбрало именно этот путь как самый короткий и простой, и ради собственных благ готово переступить через что угодно и кого удобно.

Маккаммон создал потрясающе атмосферный мир. Здесь Вы вряд ли захотите жить, но обилие загадок, на которые надо найти ответ, дух первооткрывателя и таинственность происходящего заставляют перелистывать страницы одна за другой, позабыв про время за окном. Этим произведением Роберт доказал, что он ни в коей мере не второй после Кинга. Он просто другой.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что мною перевёрнута последняя страница этого романа. Сел писать отзыв под сильнейшим впечатлением. Под этим впечатлением я находился всё время почти целую неделю, пока читал книгу. Читал в любое свободное время, выкраивал любую удобную минуту. Повествование захватило меня с самого начала. Развязка была настолько далека, что я просто не думал о том, что скорее бы она наступила и невероятно сложная и запутанная история наконец завершилась. История, которая начиналась с поездки пожилого магистрата и его молодого спутника Мэтью в крохотный городок под названием Фаун-Ройял, для того, чтобы исследовать и распутать совершенно жуткое дело и разобраться в творящемся Зле, а также приговорить к сожжению на огне ведьму, виновницу всех бед этого городка, так вот эта история дала неожиданно такие ответвления, такие сюжетные ходы, такие повороты, что расставаться со всем этим совершенно не хотелось. Хотелось вжиться в полотно этого прекрасного произведения и как можно дольше не покидать его, не возвращаться в повседневность. Что благодаря таланту автора прекрасно получилось.

(Знаете как бывает? Купишь книгу, принесёшь её домой, в предвкушении, что как можно скорее обязательно начнёшь её читать, положишь её на видное место среди тех прежних покупок, которые давно уже готовятся к прочтению, а потом настаёт следующий день, меняется настроение, берётся в руки совершенно другая книга другого автора, прочтение этой откладывается на неопределённый срок и она лежит. Лежит, всё сильнее теряясь среди всё большего количества всё новых покупок. У меня такая история со многими книгами. В моей домашней библиотеке имеется много топовых книг, для которых я никак не могу найти времени и прочтение которых всё отодвигается и отодвигается. А с достаточно плотным жизненным графиком времени на чтение остаётся всё меньше и меньше. Но покупок меньше от этого не становится. И вот даже самые знаменитые на данный момент новинки всё отодвигаются, и отодвигаются всё дальше. Многие, я думаю, меня поймут). Но не буду о грустном. Как-то вот так получилось, что купив эту книгу, я в тот же самый день начал её читать. Это большая удача. И не просто удача. Начав её читать, я буквально позабыл обо всём. Я был совершенно заворожен разворачивающейся передо мной историей. И не просто историей, а настоящей драмой. Драмой жизни, которая буквально через пару десятков страниц уже совершенно не воспринималась как литературное произведение, а словно бы всё происходящее стало частью моей собственной жизни. Давно уже у меня так не обливалось кровью сердце, когда я видел страдания и мучения литературных персонажей, давно уже не сжимались так сильно кулаки, когда я видел творящуюся несправедливость, которую невозможно исправить, давно уже я так близко к сердцу не воспринимал лирические моменты на страницах произведений. И давно уже я так торжественно не поздравлял самого себя с удачной покупкой!

Давно уже я не получал такого удовольствия и такой умственной стимуляции от чтения хорошего детектива. Автор (это делает ему честь) не только плетёт ткань повествования, вводя туда всё новых действующих лиц, открывая перед участниками действа и перед читателем всё новые факты, но и даёт ему, читателю, хороший стимул подумать, поразмышлять. Тем более, если учесть, что непосредственно детективная нить перемежается часто различными бытовыми описаниями, диалогами, сценами из жизни маленького городка трёхвековой давности и размышлениями героев на разные темы (что даёт роману очень многогранные характеристики и делает его каким угодно: историческим, мистическим, детективным и так далее), то именно поразмышлять у читателя времени остаётся более, чем предостаточно. Автор показывает читателю ход мыслей Мэтью (который постепенно становится центральным персонажем) и мы вместе с ним стараемся извлечь на свет все нити этой зловещей истории, в которой была невинно обвинена и осуждена красивая женщина и распутать этот клубок. И делаем это на протяжении семи сотен страниц мелким шрифтом! И что самое главное, на всём этом протяжении у произведения не иссякают краски, не кончаются загадки, в нём не прекращается интрига. А под конец (такое бывает ох как не часто!) книгу закрываешь не с чувством выполненного долга, а с явным сожалением. Потому что знаешь, что нечто подобное (имеются в виду эмоции и впечатления) произойдёт очень не скоро. Да! Прекрасный стиль, превосходные литературные качества и очень хороший перевод. Не говоря уже о самом сюжете.

Последняя страница перевёрнута. Все загадки разгаданы, на все вопросы даны ответы, все злодеи наказаны, а все праведники вознаграждены. И пусть не всё в романе получило такое развитие, какое хотелось бы и нельзя финал назвать сходным с хэппи-эндом, но такова жизнь и её основной закон. И это наверное справедливо.

P.S. Я вот сейчас посмотрел на странице сайта, посвящённой этому произведению, количество отзывов и количество оценивших. Неимоверно мало. Три фактора: большой объём, мелкий шрифт, не такое известное имя, как скажем Стивен Кинг. И конечно же не самая маленькая издательская цена. Но этот роман действительно стоит прочтения. Рекомендую.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

1699 год. Грядет новое столетие. Кто-то считает, что то будет век чудес, но обыватели Фаунт-Рояла, маленького американского колониального городка, сомневаются, что оно вообще наступит. Ибо два зверских убийства потрясли город, штормовые ветра терзают волны местного источника, а в полях царит запустение. Не иначе происки дьявола и его проводницы – ведьмы Рэйчел. Так что в Фаунт-Роял спешит судья-магистрат Вудворд с молодым клерком Мэтью, дабы провести расследование и воздать виновному по всей строгости закона.

Сюжет сразу берет с места в карьер, не оставляя времени на пространные подводки. Мощное начало, а именно битва с безумным трактирщиком, цепко прихватывает читателя и не позволяет забросить книгу в сторону. Впрочем, вскоре драйв несколько спадает, хотя вспышки экшена перманентно попадаются и далее.

Вполне понятно, что в деле ведьмы все оказывается не так просто, и чтобы распутать его, потребуется весь интеллектуальный арсенал Вудворда и Мэтью. Детективная история весьма запутана, так как почти у каждого в Фаунт-Рояле в шкафу скелет-другой, прошлое покрыто мраком, мотивы неясны. Но к концу романа все эти тайны будут вытащены на свет божий.

Да, именно клерк взял на себя ведение следствия, так как только он сомневается в виновности Рэйчел. На этом пути ему предстоит преодолеть немало преград и проникнуть не в один хитроумный план. Впрочем, врожденная любознательность, упрямство, острый ум и чувство справедливости так или иначе приводят Мэтью к цели. Остальные персонажи составляют галерею любопытных образов: губернатор Бидвелл, доктор Шилдс, крысолов Линч, судья Вудворд, беспардонный трактирщик Шоукомб, и прочие.

Неоспоримое достоинство «Голоса» — антураж и место действия. Колониальная Америка рубежа XVII-XVIII веков – весьма оригинально для мистического детектива. Маккамон достаточно подробно описывает жизнь и бытоустройство маленького городка времен освоения Америки. Фаунт-Роял зажат между болотами и океаном, где-то рядом индейцы, бывают в этих местах и пираты… Интересно посмотреть, «из какого сора» произросли нынешние Штаты! Какой только сброд не отправлялся покорять новый материк, и в романе хорошо показаны сложные ветра судеб различных людей, оказавшихся в Фаунт-Рояле. У каждого – своя история, вскрываемая по ходу сюжета. Также автором мастерски передана атмосфера богобоязненного городка, готового обвинить в сговоре с дьяволом почти любую белую ворону.

Помимо очевидного, в книге присутствует пафос противостояния цивилизации и дикарства. Причем с самого начала: джентльмены судья и клерк подвергаются атаке варварской шайки Шоукомба. И далее этот мотив только развивается: суеверные жители Фаунт-Рояла не хотят допускать даже мысли о невиновности ведьмы и том, что в городе орудует не дьявол, но человек. Одинокий Мэтью как светоч цивилизации сражается с этим царством предрассудков. Вместе с тем, в «Голосе» положительно представлены индейцы. Вроде и дикари, но оказываются поприятнее многих мерзавцев.

Хотя книгу нельзя назвать ужастиком, автор щедро присыпал повествование разными гранями жуткого и просто малоаппетитного. Но при этом находится место ироничности и сентиментальности, так что никаких перекосов нет. Мрачная ирония многих ситуаций вызывает ухмылку, вроде явления «попрошаек» Бидвеллу или пространных словоизлияний Иерусалима. И в целом, Маккамон умело создает нужное настроение, особенно удался светлый финал книги.

Нашлось место и недостаткам. Во-первых, кое-где в сюжете имеются шероховатости. То Мэтью мгновенно, словно машина, приходит к нужному выводу, то не может дойти до очевидного. Да и конец книги все же чуть менее реалистичен по сравнению со всем остальным. Второй минус для меня – нехватка психологичности. Можно было увеличить роман на 50 страниц, но добавить побольше размышлений, пояснений, эмоций главных героев. Иногда я даже сам дописывал за автором «недостающие» психологичные моменты. Раздумий Мэтью вроде бы много, но в основном они напрямую касаются расследования, а не помешало бы добавить и расцветить страхи, душевные метания и прочее. К примеру, опять-таки битва с Шоукомбом, после подобного у того же Кинга персонаж бы ещё долго в ужасе просыпался по ночам, а перед глазами всплывал бы безумный образ банды злодеев.

Ещё стоит отметить явный недостаток редактуры в имеющемся переводе. Читать можно, но глаз цепляется за отдельные неровности.

Но в итоге, прочитать «Голос ночной птицы» стоит. Интересный детективный сюжет в антураже Америки трехсотлетней давности с рельефными персонажами, и все это подается с безусловным мастерством автора.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

1699 год. На рубеже столетий и эпох. Человечество семимильными шагами движется к Прогрессу, но следом за ним, точно привязанный веревкой, раздувшийся до угрожающих размеров зловонный труп тащится Суеверие. Люди верят в Дьявола больше, чем в Бога, ибо Дьявол куда ближе...

Первая книга о Мэтью Корбете может даже вызвать отвращение у неподготовленного читателя. У меня, например, вызвала, но я и подумать не мог о том, чтобы забросить чтение, настолько захватил меня роман. Порой кажется что книга о грязи. Грязи настоящей — и человеческой, которая куда гаже. Служители закона — Вудворд и Мэтью — по долгу службы вынуждены рыться в ней в поисках ответов, могущих спасти невинно осужденную. Вудворд — хороший человек, но заблуждающийся — он инстинктивно избегает грязи, но именно поэтому начинает в ней тонуть. Мэтью же отважно лезет в самую топь, разгребать свинцовую мерзость в поисках ОТВЕТОВ, необходимых для торжества справедливости, он шарит буквально вслепую — грязь залепляет глаза, не дает дышать... Нужно найти нить, ведущую к разгадке, но как же много этих нитей, ведущих по ложному следу. На конце каждой нити — преступление, скелет в шкафу, грязный секрет. Но где же ответ на главную загадку? Снова — рыться в грязи, искать, искать ответы...

О, грязь описана во всех своих проявлениях! Бессмысленная злоба, зависть, ненависть, трусость, невежество, алчность, похоть, чванство, фанатизм. Маккаммон как всегда силен в описании второстепенных персонажей. Из-за массы пороков, терзающих добропорядочных обывателей, расследование раз за разом идет по ложному пути.

Да, такова неприглядная правда: чтобы стать детективом, нужно не бояться грязи. Все ''чистые'' аналитические способности могут помочь раскрыть одно преступление, два, три... Но чтобы найти самый важный ответ, придется все перебрать и просеять. Таким образом, детективная интрига словно бы иллюстрирует главную идею романа.

Наградой же станет очищение и перерождение. Не дав грязи поглотить себя, Мэтью из мальчика превратится в мужчину. Финал романа пронизан светлой и чистой печалью. И мы, прошедшие вместе с героем этот тяжелый путь, поймем, что все было не зря. Мы оставили болото позади, и теперь вместе с героем можем свободно идти дальше.

Так что роман не о грязи. Роман о том, что даже в грязи можно сохранить чистоту... если не испугаться.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо.

Местами тонко, местами очень жестко и жестоко, грубо, но, на удивление — очень органично грубо. Непривычно, конечно, взращенному на книгах о Америкке 17-18 века совсем другого плана (благородные дамы, джентельмены, все прилизано до ниточки) встречать откровенные сцены, относящиеся к тому времени, однако, повторюсь — все очень органично.

Отмечу целостность книги. «Все веревочки развязаны», нет ни одного лишнего персонажа, чья судьба осталась невыясненной, эпизода, который завел в тупик — все становится на свои места со временем — паззл складывается, лишних элементов на столе не остается.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосферный, жуткий, но просто феерически затянутый детектив.

Начинается все с того, что Мэтью (главный герой) вместе с судьей Вудвордом держит путь в маленький городок Фаунт-Роял, лежащий меж лесов и болот в некотором отдалении от цивилизации. Там им предстоит расследовать дело женщины по имени Рейчел, обвиненной в колдовстве. Немного не доехав до самого города они видят придорожный трактир и решают там остановиться, чтобы переждать непогоду, и вот тут-то и начинаются их приключения-несчастья, потому что трактирщик и его компания не так просты, как кажется на первый взгляд. А когда они наконец-то добираются до самого города, вместо облегчения их ожидает еще больше открытий и загадок.

Начнем с хорошего. В этой книге нет ненужных персонажей и нераскрытых линий сюжета. Каждая сцена, даже самая, на первый взгляд, поверхностная и бесполезная, в конечном итоге оказывается значимой для истории или, как минимум, для атмосферы и глубины погружения в историю. Сами персонажи живые и объемные, со своими характерами, взглядами на жизнь и мотивами. И со своими скелетами в шкафах и тараканами в голове, куда ж без них.

Также книга очень помогает развеять «романтичный ореол» вокруг жизни в прошлые века. Ведь часто, то тут, то там можно услышать «ой, не в том веке я родился/родилась, вот в средние века/в викторианской Англии/еще когда-то там, были джентельмены/леди/динозавры/что угодно». Так вот, после этой книги хочется с облегчением вздохнуть с мыслью о том, что ну нахрен, хорошо, что я живу сейчас, в эпоху лекарств почти на все случаи жизни, компьютеров и минимума религиозной шизы (не везде, естественно, но по большей части). Потому что книга во всей красе демонстрирует нам глупость, неотесанность и повальную религиозность людей, царившую повсеместно какие-то несколько веков назад. В своем страхе и невежестве люди готовы верить в любую чушь и вытворять вещи, потрясающие своей жестокостью. А те, кто поумнее и обладают хоть каким-нибудь даром убеждения, могут в полной мере пользоваться этим для собственных целей, запудривая мозги и плетя изумительные интриги (хотя вот тут уже очень похоже и на наши дни тоже хD).

Теперь перейдем к тому, что не дало мне поставить более высокую оценку:

- Это нельзя даже назвать минусом, но мне пару раз попадалось именно когда я ела, а потому оставило свой отпечаток. Огромное количество детально описанных мерзостей, от разлагающихся трупов и всякой живности в них, до болячек и зоофилии. Если вы человек брезгливый, готовьтесь к обилию крайне неприятных сцен и подробностей.

- Затянутость. Вот тут странная вещь, на самом деле, потому что книга действительно интересная, но в какой-то момент начинаешь уставать от этой грязи, глупости некоторых персонажей, и в целом от городка Фаунт-Роял. Хочется уже поскорее узнать развязку, а история все тянется и тянется, и в какие-то моменты кажется, что так будет до бесконечности.

- Местами нелогичность происходящего и несколько притянутые за уши факты и выводы. Не в критичных количествах, но все же

В конечном итоге, впечатления остались какие-то смешанные. Вроде как понравилось, но...чего-то не хватило

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возвращаться всегда сложно. Как сделать что-то качественное после неудач, как преодолеть себя и как справиться с мыслью, о том, что ты не на что не способен, что эта новая попытка будет снова провальной, не стоит даже и начинать, как побороть страх, смотря в бездну отчаяния?

Не знаю, мучили ли эти демоны Роберта Маккаммона во время работы над «Голосом ночной птицы», написанным после «тайм-аута», последовавшего после не самого удачного романа «На пути к югу» и затянувшегося практически на десяток лет. Кто знает, какие мысли посещают писателя, начинающего все словно с чистого листа, какие сомнения точат его душу день за днем, проходящими без успокающего стука клавиш. Идет ли такой долгий перерыв писателю, привыкшему стабильно выдавать роман-другой в несколько лет? Возвращаться всегда сложно, да, все так, но Макккамону «отпуск» пошел на пользу.

Кто следит за моими отзывами (сам удивляюсь, но такие есть), отлично знают мое мнение об этом американском писателе. Чего скрывать – Маккамон мне не нравился. У этого автора (или у «тех, кто его переводил» ©) мне не то что не нравилось, меня раздражало практически все. Я сказал «не нравился», в прошедшем времени, и верно – «Голос ночной птицы» меня тронул, уже окончательно изменив мое отношение к автору.

Меня всегда привлекали «декорации» Америки времен колоний — дикая земля «созданная Богом и тронутая Дьяволом», где человек беззащитен и слаб перед лицом своих страхов, так и готовых прорваться через те самые «границы света от костра». Достаточно более-менее сильного порыва ветра, грозящего загасить огонь цивилизованного разума, и вот уже массовая истерия неминуема – во всем видны происки Сатаны и его слуг. В только зарождающемся городке Фаунт-Рояле дуют просто ураганные ветра, раздувающие людские суеверия – ведьма поставила своей целью уничтожить поселение вместе со всеми жителями. Зверски убито уже несколько человек и в душах простых людей проростают зерна страха. Разобраться в в этом деле поручено магистрату Айзеку Вудворту, который прибывает в Фаун-Ройял в сопровождении клерка Мэтью. На месте выясняется, что все не так просто, как кажется с первого взгляда. Вызваны ли беды злополучного поселения происками Сатаны или же… виной всему человек? Вудворт, обученный праву еще по Средневековым трудам, не может допустить такого, что Зло не приходит извне, что Зло творят не сверхестественные силы, а люди. Айзек считается ученым человеком, но даже в нем слишком крепки предрассудки и суеверия – то, что ведьма не может произнести молитву, служит для него фактом, доказывающим ее вину, тогда как другие факты, рациональные факты, свидетельствующие в пользу невиновности, просто не берутся им во внимание. Суд превращается в фарс, все настроены против Рэйчел Ховарт и все ее слова и поступки выворачиваются наизнанку, с одной целью – ведьма должна быть сожжена. Справедливого суда не будет, и Рэйчел просто не на что надеяться…

Но тут на сцену выходит Мэтью, один из немногих принимающий правду – нет и не было никаких ведьм. Он один верит в невиновность молодой женщины и только он один может ее спасти от костра. Вместе с Мэтью нам предстоит узнать тайны города и его жителей и найти истину, которая, конечно же, как и всегда, не дается легко. Мэтью абсолютно полярен по отношению ко всем остальным персонажам, он человек «новой мысли», «нового времени», которое еще не успело прийти в эту уединенную глушь. Он взял на себя непомерно большой груз и огромную ответственность, пообещав Рэйчел освободить ее, и эта трудная миссия изменит его – на страницах романа мы видим становление этого персонажа, превращение любознательного юноши, каким он предстает на первых страницах, в мудрого мужчину. Немалую роль в этом сыграет и Рэйчел – «ночная птица» Мэтью.

Прочие персонажи здесь просто не достойны называться «второстепенными», каждый из них играет важную роль, все они являются своеобразными архитипами, показывающими корни нынешних американцев.

Маккаммон создал ту атмосферу таинственности, которую я все ждал в «Участи Эшеров», в «Голосе» автору удалось не только поддерживать, но и продолжать повышать ее до самого конца. Нет провисания, все практически идеально.

Я не читал всех романов автора, но, из всех мной прочтенных, «Голос ночной птицы» — самый глубокий, самый осмысленный. Есть все, на любой вкус: доля философии, исторический антураж, динамичные моменты, где нужно взрывающие сюжет, превосходная детективная интрига и щепотка острого хоррора, лишь щепотка, как пикантная приправа к изысканному блюду.

Неудивительна популярность этого романа у довольно разнородного круга читателей, Маккаммон смог угодить если не всем, то большинству, что ни в коем случае не сказалось на качестве текста. Недавно на русском языке вышла долгожданная новая книга о Мэтью Корбетте – «Королева Бедлама», точно будет еще один роман и, в случае коммерческого успеха, еще несколько томов… Не знаю, хорошая ли это идея, сможет ли стать Мэтью современным аналогом Шерлока Холмса, нужны ли такие герои современным читателям? Покажет время…

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представляю вашему вниманию прекрасную детективную историю, действие которой разворачивается в Новой Англии в 1699 году от Рождества Христова. Если вы надеетесь, что это книга о индейцах в стиле Купера или же романтическая история про пиратов Стивенсона или Сабатини, — смело бросайте читать эти строки и ставьте в вашем списке на прочтение жирный крест напротив романа Маккаммона. Хоть в нем есть индейцы и упоминаются пираты — книга вовсе не о них. Я бы охарактеризовал роман как исторический детектив с легким привкусом мистики.

Итак. Новая Англия, конец XVII века. Привезенный колонистами в Новую Англию религиозный фольклор, нашел здесь благодатную почву и благодарную аудиторию. Предания, поверья и легенды о колдунах и ведьмах, о душах, проданных дьяволу и погибших, обреченных на вечные муки, переживали второй рассвет. Стоит ли удивляться, что вскоре началась охота на ведьм с точкой апогея в виде процесса в Салеме, в результате которого, по обвинению в колдовстве, были публично казнены несколько десятков человек и еще около двух сотен арестованы. В общем, колонистам того времени были присущи, по нашим меркам, такие черты как шовинизм, суеверие, нетерпимость, беспощадность к инакомыслящим. Зародившаяся своеобразная культура Новой Англии была лишена широты, внешнего лоска и изящества, но она была по-своему убедительной и почти пугающе мощной. На фоне этих социальных настроений и происходит действие романа Роберта Маккаммона “Голос ночной птицы”.

Автор предлагает нам посетить маленький, затерянный в колониальной глуши, городок. В нем происходят убийства, жителей посещают кошмарные сны, чахнут плодовые деревья, пропадают посевы. Конечно же, по мнению местных жителей, виновны темные силы и тут же находят козла отпущения — красивую молодую женщину с примесью португальской крови, незамедлительно объявленную ведьмой и брошенной в тюрьму. Однако же, чтобы соблюсти диктуемые законом правила, они вызвали судью из соседнего города, дабы судить виновницу их бед. Несмотря на все улики и свидетельства очевидцев, юный помощник судьи уверен в ее невиновности. На свой страх и риск он начинает собственное расследование. Что руководит им? Жажда справедливости или любознательность и желание найти правильный ответ? А может он стал орудием в руках дьявола?

Вот чем сразу подкупает роман, так это своей основательностью, вниманием к деталям. Автор демонстрирует прекрасную осведомленность о той эпохе, что, несомненно, помогает читателю глубже погрузиться в описываемые события. Текст изобилует подробностями быта и описанием окружающих предметов, немало внимания уделено воссозданию юридических и медицинских процедур. Но он несколько подпорчен не слишком удачным переводом. Особенно режут слух некоторые, явно неуместные, неологизмы.

Удушающая и пугающая атмосфера городка, умирающего с каждым погибшим или уехавшим жителем, укутывает читателя, словно пеленой страха. С самой первой строки и до самой развязки невозможно понять, а замешаны ли в происходящем потусторонние силы, или все это — деяния изощренного человеческого интеллекта. Детективная интрига закручена умело и изящно. Хоть и приходится читателю раз за разом строить новые догадки, поскольку старые теории, рожденные пытливым умом главного героя, обращаются в прах в свете новых находок и обстоятельств. Читатель, словно слепец в лабиринте тайн, ударяется о стену в тупике, трет ушибленный лоб и снова бредет далее. От обилия интриг и тайн в этом захолустном городке голова идет кругом, словно от кружки старого рома. Практически у каждого жителя есть свои секреты, но не волнуйтесь, — все скелеты из шкафов будут вытянуты на свет божий и тщательно протерты от пыли. Смесь из детектива, исторического романа и капли мистики делают книгу очень даже интересной и не скучной. Несмотря на немалые размеры, история ничуть не кажется затянутой.

Честно говоря, я не особенный поклонник детективов. Но Маккаммон проявил истинно кроссжанровое мастерство, написав интересную историю о приключениях детектива-самоучки конца XVII века. Если вы любите строить догадки, разгадывать тайны или вообще любите детективы, как таковые, — этот роман, несомненно, для вас. Также можно его рекомендовать тем, кто интересуется вышеупомянутой эпохой и историями о ведьмах.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман.

Во-первых, это настоящий детектив, со всеми атрибутами жанра: круг подозреваемых, следствие с оригинальным подходом, колоритные персонажи и торжество справедливости.

Во-вторых, это блестящая романтическая история: неверотная история любви Мэтью Корбета, однонзначно, трогает сердце.

В-третьих, это и мистический триллер: на каком-то этапе ведьмовство и гипноз давлеют над остальными пластами этого многослойного произведения.

В-четвертых стоит отметить психологизм, внутренние переживания героев и сублимирование их поступков, вне сомнений, прибавляет книге достоверности. Благодаря раскрытию характеров и психотипов героев книга становится интересней.

В-пятых, это завораживающий исторический роман, демонстрирующий всю картину Северной Америки в период противоборства Англии и Испании за новые территории.

Уверен, что этот роман станет той самой«ночной птицей» (кто читал, тот поймет аллегорию)), в хорошем смысле, для читателей.

А вот продолжение, увы, не выдержало заданого дебютной книгой темпа.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Он шел на голос ночной птицы…

«Я хочу хоть немного времени побыть просто отцом!» — с такими словами в 1992-м году, после шквала критики на его произведение «На пути к югу» он хлопнул дверью и покинул мир литературы.

Казалось бы, писателем быть – не то что актером или музыкантом, сиди себе дома и пиши… Но нет. Есть контракты, есть сроки. Это те вещи, в которые невозможно вписать искусство. В них, порой, невозможно вписать и семью. Начав писать то, что нужно вместо того, что хочешь, в те сроки, в которые нужно, вместо тех которые хотелось бы, Роберт «Рик» МакКаммон понял, что больше не получает удовольствие от своей писанины, и распрощавшись с литературой, а главное с контрактами и сроками, ушел на покой…

Но не на долго. Голос внутри то и дело заставлял Рика садиться за печатную машинку, и страница за страницей, не торопясь, писать, доводя свои романы до совершенства. Так за пять лет появилась «Деревня», роман о войне, который был отправлен Риком в топку… печальная новость была воспринята как финальная точка в карьере одного из самых продаваемых писателей восьмидесятых… Но желание писать у автора не пропадает, и когда уже никто не ждал, еще аж через пять лет, на полках появляется «Голос ночной птицы»…

Сюжет. 1699-й год. Новое столетие, новая эпоха уже совсем совсем близко… Но, несмотря на сумасшедший прогресс, люди все еще те же…

В маленькое поселение, Фаунт Роял, прибывает магистрат Вудворт со своим клерком Мэтью Корбеттом, чтоб провести суд над ведьмой… Но молодой клерк не верит в ее виновность, считая что за несчастьями и убийствами в городе стоит кто-то другой, и начинает копаться в этом деле, по ходу находя все новые и новые скелеты в шкафах местных жителей…

В «Голосе ночной птицы» МакКаммон, известный в первую очередь как мастер ужасов, уходит в непривычный для себя жанр детектива, но делает это настолько умело, что большинство писателей в этом жанре могут позавидовать. Конечно, немалый опыт в мистическом амплуа помогает выстроить на страницах небывалую, жуткую атмосферу, наполненную грязью, кровью, похотью, завистью и злостью. Мир, в котором человек человеку волк, получается настолько реальным и продуманным, что в какой-то момент перестаешь видеть тонкую грань между книгой и реальностью, погружаясь в события с головой.

Сама же история развивается по-маккаммонски медленно и неспешно, то и дело ведя Мэтью Корбетта по неверному пути и заставляя читателя чувствовать себя будто топчущимся на пороге, и жадно заглядывающим в замочную скважину.

Ближе к середине книги, когда большинство линий были обрублены, выбор «кто же злодей?» остается не столь и велик. Но, что удивительно, в отличии от большинства детективов, книга от этого становится еще интереснее. Все больше и больше узнавая жителей Фаунт Рояля, сам того не замечая, «съедаешь» страницу за страницей. И пусть имя злодея в конце не удивляет, его мотивы до последних страниц остаются непонятными.

Персонажи в книге прописаны отменно. Каждый, подчеркну, каждый персонаж имеет если не историю, то свой характер, свои особенности (да, это то, чего будет очень не хватать продолжениям серии — «Королеве Бедлама» и «Мистеру Слотеру»), даже дочь Шоукомба, описание которой поместилось в пару страниц.

В одном из моментов книги Вудворт рассказывает Мэтью историю с очень печальным концом, о ночной птице, которая ночь за ночью манит за собой… только теперь ведьма и есть ночная птица, ее крик – это одержимость доказать всем, что они не правы, ради спасения ее жизни… и чтоб доказать всему миру что он, Мэтью Корбетт, чего-то стоит!

Посмотрев на историю написания «Голоса ночной птицы», становится предельно ясно, что писательство и было тем самым голосом одержимости, который несмотря на неудачи, не давал МакКаммону покончить с писательством навсегда.

По итогу, «Голос ночной птицы» — это, по моему скромному мнению, лучшая книга Роберта МакКаммона, который играет всеми возможными жанрами, как кубиками, выстраивая непревзойденное по напряжению и атмосфере произведение, рекомендованное к прочтению не только фанам автора, но и любителям детектива, мистики или просто качественной прозы.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я получил от этого романа ровно то, что и ожидал: историю про американскую глушь в стиле «Сонной лощины» с маккамонским точным описанием всего того, чем жила Америка в 1600-е годы прошлого тысячелетия. Плюс отлично закрученный сюжет. Поставил девятку лишь потому, что развязка была настолько непредсказуема, что полностью вывалилась из сюжета книги. С таким же успехом главным злодеем можно было бы назначить негра, который прошел мимо ГГ на 224 странице!И не очень мне понравилась сцена с индейскими пытками — слишком жестоко. Когда Маккамон описывает всю «житейскую грязь» жителей нового света это понятно и даже интересно и познавательно, но эта сцена была ради самой сцены, ради натурализма, чтобы все поняли, что автор тут не шутки шутит, что он как-никак второй после Кинга король ужасов, хоть в этот раз и пишет всего-навсего мистический детектив. Это как в хоррорах: страшно оттого, что жутко и тревожно, а бывает страшно от того, что мерзко и противно.

В остальном — очень сильная книга, надеюсь продолжение будет адекватно.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохой роман, одним из достоинств которого можно назвать нарисованную картину быта американцев в эпоху становления колоний. Автор дает очень точный портрет американцев того времени — авантюристы, бизнесмены, ссыльные, воры, бандиты. Алчные, жестокие, набожные, грубые, бескультурные. Сразу становится ясно почему современные американцы такие, какие они есть. Кроме достоверного описания истории до самых мелочей, у романа есть и множество других плюсов — сюжет его постоянно держит в интриге и полностью предугадать его невозможно до самого конца.

Но кроме и плюсов есть и небольшие минусы.

Во-первых, меня несколько отталкивает повествование в стиле Стивена Кинга — жесткое, грубое, натуралистичное с обилием грязных ругательств.

Во-вторых, я считаю, что роману слегка не хватает готичности (если бы роман еще больше походил бы на Сонную Лощину, мне бы он понравился намного больше) и мистики (все таки современный читатель не верит в ведьм и колдовство)

В-третьих, все таки в сюжете есть небольшие нестыковки. нелогичность и шероховатость.

Но в целом роман очень неплох. Рекомендуется к прочтению всем любителям исторических романов (а так же тем, кто желает ознакомиться с бытом колониальной америки), детективов (хотя, людям неискушенным в этом жанре роман тоже придется по нраву), да и вообще всем любителям хороших книг.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх