fantlab ru

Нил Гейман «История с кладбищем»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Оценок:
2569
Моя оценка:
-

подробнее

История с кладбищем

The Graveyard Book

Другие названия: Книга кладбищ

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 223
Аннотация:

Человек по имени Джек должен убить всех членов одной английской семьи. Мать, отец и старшая дочь не доставили ему никаких проблем, а вот маленький ребенок успел сбежать на находящееся неподалёку кладбище. Среди мертвых он нашел новую семью и свой новый дом...

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


8.00 (526)
-
13 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Смена № 9, 2009», 2009 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2008 // Фэнтези и научная фантастика для младшего и среднего школьного возраста

лауреат
Локус / Locus Award, 2009 // Подростковый роман

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2009 // Роман

лауреат
Медаль Джона Ньюбери / The John Newbery Medal, 2009 // Most Distinguished Contribution

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшая зарубежная мистика, триллер, городское фэнтези

лауреат
Премия журнала SFX / SFX Awards, 2010 // Роман

лауреат
Sky Awards, 2010 // Самое популярное переводное произведение - Крупная форма (Великобритания/США)

лауреат
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 2010

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2008 // Фэнтези или хоррор (Великобритания/США)

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 5-е место

номинант
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2008

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2009 // Мифопоэтическая премия за произведение для детей и подростков

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2009 // Роман

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2009 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Портал, 2010 // Переводная книга

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 // Роман для подростков

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2011 // Переводная книга фэнтези

FantLab рекомендует:

Нил Гейман «История с кладбищем»


Похожие произведения:

 

 


История с кладбищем
2009 г.
История с кладбищем
2010 г.
История с кладбищем
2014 г.
История с кладбищем
2015 г.
История с кладбищем
2016 г.
История с кладбищем
2018 г.
История с кладбищем
2019 г.
История с кладбищем
2023 г.

Периодика:

Смена № 9 \сентябрь\ 2009
2009 г.

Аудиокниги:

The Graveyard Book
2008 г.
(английский)
История с кладбищем
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Graveyard Book
2008 г.
(английский)
The Graveyard Book
2009 г.
(английский)
Stardust
2009 г.
(английский)
The Graveyard Book
2010 г.
(английский)
Книга кладовища
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова Гейман смог поразить читателя своей неординарностью, своим талантом и умением сделать из книги для детей увлекательное чтение не только для малышей, но и для взрослых.

Восемь удивительных историй из жизни обычного мальчика проживающего на обычном… кладбище. В этих рассказах автор доказывает, что можно воспитать ЧЕЛОВЕКА и на кладбище, под присмотром привидений дав ему все необходимое: пропитание, одежду, знания, любовь и другие важные человеческие качества.

Я думаю, что писать об увлекательном сюжете, хорошо прописанных героях и прочем не нужно, так как такие вещи всегда можно найти в книгах Геймана. Скажу только, что книга захватывает читателя в свои сети с первых строк, и не отпускает, даже когда переворачиваешь последнюю страницу.

Казалось бы, что в книге с таким названием не может быть ничего хорошего, а только плохое, но это не так – здесь столько светлого, доброго, интересного и чудесного, что хочется самому стать героем произведения.

Еще одним плюсом книги есть прекрасный перевод Е. Мартинкевич с объяснениями некоторых моментов в произведении. И хотя издательское название немного портит общую картину от романа, но думаю, что настоящих фанатов Геймана это не должно отпугивать и останавливать от прочтения книжки.

Я с чистой совестью могу поставить произведению его заслуженный 10 баллов, и я точно знаю, что «Книга кладбища» стала одной из моих самых любимых книг, которые хочется перечитывать и перечитывать.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мальчик пошел купаться, утонул и его воспитали водолазы.» (Детский анекдот)

Автор не скрывает, а скорее проводит параллель Маугли. Тем не менее, это самостоятельная, очень интересная и очень английская история. Думаю, знатоки английского языка получат удовольствие от чтения в оригинале. В тоже время перевод Е.Мартинкевич заслуживает высокой оценки. Любители формата аудиокниг получат удовольствие от исполнения И.Князева. И, конечно, эта книга просто обязана быть экранизирована Тимом Бартоном. Разрывом привычного шаблона является совмещение темы кладбища, мертвецов и загробного мира с трогательной историей становления ГГ, сделать вампира и смерть положительными героями. Пожалуй, единственный недостаток (свойственный, кстати, почти всей западной литературе начиная от Толкиена) — слабая проработка мотивации отрицательных персонажей — Корпорации Джеков. Непонятно, что ими движет и почему они «плохие парни», а то что они пытаются защитить свои интересы вполне понятно.

Лично мне эта книга понравилась больше, чем «Американские боги» (8) и даже больше, чем «Благие знамения» (9).

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

К добру или нет — а я твердо убежден, что к добру — миссис Оуэнс с супругом взяли этого ребенка под свою опеку. Однако, чтобы вырастить его, двух душ недостаточно. Нужна помощь всего кладбища.

Многие завзятые любители книг (и я не исключение) заразились этим прекрасным увлечением ещё в раннем детстве, когда сами даже не умели читать и, раскрыв рты, лишь слушали те истории, что им читали родители. В подавляющем своём большинстве это были сказки. Сказки были разные — были и коротенькие простейшие «Курочка Ряба», «Теремок» и «Колобок», и более серьезные и длинные «Красная Шапочка», «Огниво» и «Дюймовочка», и полноценные романы для детей «Буратино», «Чиполлино» и «Волшебник Изумрудного города». Сказки населяли добрые волшебники и злые колдуны, прекрасные постоянно спасаемые принцессы и не менее прекрасные постоянно спасающие всех и вся (и принцесс само-собой) принцы, зайцы-лисы-волки-медведи-собаки-сороки и прочая говорящая и в меру разумная живность, глупые и довольно умные цари и разной степени благородства короли, бесчисленные говорящие и не особо разговорчивые предметы наподобие печей с пирожками, яблонь с яблоками, ковров-самолетов, гусель-самогудов, сапог-скороходов и самого желанного всеми детьми сказочного девайса — волшебной палочки. Всё это и многое-многое другое при неоднократном прослушивании, а затем и при не менее неоднократном самостоятельном прочтении навсегда впечатывалось в нежный юный мозг и смешивалось там детской фантазией в невообразимых пропорциях. Но растущее вместе с владельцем воображение требовало всё новых и новых впечатлений и детская душа, уже неизлечимо больная сказками, но переросшая их, начинала тянуться к сказкам для взрослых — фантастике. И всё шло по новому кругу: звездные принцессы и космические принцы, бластеры-ракеты-роботы, неведомые берега и загадочные планеты, опять же колдуны и волшебники (только уже фэнтезийные). И далее, и далее, и далее... Вот только где-то там, в глубине, периодически начинало возникать ностальгическое чувство о тех чудесных временах, когда та же «Курочка Ряба» захватывала не меньше, чем теперь «Дюна» — опять хотелось сказки. Нил Гейман как раз оказался одним из тех немногих писателей, что смогли утолить ту жажду сказок, сказок для взрослых. Не фэнтезийных приключений, а именно сказок. Он сумел бережно сохранить сказочный дух и умело дополнить им талантливо сочиненную историю.

Человек зачастую проходит свой жизненный путь по весьма запутанным тропкам, и, нередко, видя начало пути, ни за что не возьмется предсказать, что же будет ждать его в финале. Вот такая запутанная тропка и легла под пухленькие, едва-едва научившиеся ходить, ножки одному маленькому мальчику по имени... Хотя, то как его назвали при рождении мама и папа, не играет никакой роли, гораздо важнее то, как его звали потом и кто его так нарек. Беззаботное его существование на радость родителям и старшей сестре однажды было бесцеремонно прервано непрошенным гостем, посетиващим туманной ночью дом малыша. Гость этот не был ни соседом, ни просто прохожим, он не служил в полиции и не работал курьером или разносчиком телеграмм. Зато он очень любил свой нож, с помощью которого убил и маму, и папу, и старшую сестренку. Но до самого младшего из членов семьи добраться ему не удалось — судьба распорядилась так, что малыш, разбуженный шумом, успел выбраться из кроватки и, воспользовавшись открытой входной дверью (которую убийца опрометчиво забыл закрыть), вышел на улицу. Что именно сподвигло его на ночной вояж к находившемуся неподалеку старому кладбищу навеки останется тайной, но именно это решение и сыграло ключевую роль для всей его дальнейшей судьбы.

Когда начинаешь знакомиться с этим романом, первым, что бросается в глаза, становится его явное идейное сходство с историей о Маугли Редьярда Киплинга. Как признается сам автор, сочиняя «Историю с кладбищем» или, если перевести правильнее «Книгу кладбища», он черпал вдохновение именно в этой истории о мальчике, воспитанном волками и даже название для своей книги подобрал созвучное киплинговской «Книге джунглей». Классический рассказ о взрослении ребенка в обществе диких животных подтолкнул Геймана на создание подобной истории, вот только бремя ответственности по воспитанию несмышленого дитя он решил возложить не на волков, обезьян и даже не на каких-нибудь марсиан, а на кладбищенскх призраков:

«Миссис Оуэнс сверкнула глазами.

- Я позабочусь о нём не хуже его собственной матери! Она отдала его мне. Смотрите: я его касаюсь, видите — я его держу».

Причем, несмотря на такой вроде бы мрачно-готический антураж, ему удалось создать не просто увлекательное и жизнеутверждающее произведение, а настоящую сказку. Современная постмодернистская традиция позволяет весьма вольно обращаться с традиционными сюжетами и персонажами, чем и не переменул воспользоваться автор. В его изложении это получился рассказ об уже давно умерших людях, которые воспитывают только недавно начавшего жить человечка, оберегают и в меру сил наставляют на его необычном жизненном пути. При этом им приходится вспоминать казалось бы давным-давно забытое — как это, быть живыми? Мир кладбища и покойников, показаный читателю через призму восприятия главного героя, оказывается более «живым», чем находящийся за оградой мир живых. И уж точно более безопасным — достаточно выполнять некоторые правила и не лезть куда не следует и с тобой ничего не случится. Правда, запреты ведь созданы, чтобы их нарушать... Кладбищенское сообщество признает найденыша своим полноправным членом, что наделяет его некоторыми сверхспособностями, и нарекает его новым именем:

«Пока все обитатели кладбища не начали сравнивать младенца с давно забытыми друзьями и родными, миссис Оуэнс твердо вмешалась:

- Никто на него не похож. Никто!

- Так давайте так его и назовем, — сказал Сайлес. — Никто Оуэн».

Книга состоит из восьми небольших историй из жизни Никта, каждая из которых освещает какой-либо важный эпизод и знакомит читателя с тем или иным аспектом существования посмертного кладбищенского сообщества. Следуя за автором от главы к главе, читатель становится свидетелем постепенного взросления юного Никта Оуэнса, набивает вместе с ним шишки и одерживает большие и малые победы. Но вся эта история «кладбищенского Маугли» лишь приподнимает за уголок завесу над полным загадок и тайн потусторонним миром, знакомя читателя с измерением упырей, работой Псов Господних и Почетной гвардии Сайлеса, орденом Джеков-на-все-руки. Основное же прячется в тумане недосказанности и позволяет читательской фантазии заработать на полную мощность и попытаться домыслить обойденное авторским вниманием. Гейману, как никому другому, удается искусно балансировать между удивительным и страшным, чудесным и жестоким, и умело вплетать в сказочную форму «суровую правду жизни». Набив руку (если уместно так сказать) на «Коралине» и «Звездной пыли», он смог создать по-настоящему сказочную добрую и светлую историю о двух мирах, которая будет одинаково интересна и ребенку и взрослому читателю. Всю мрачность и серьезность заявленной темы ему удалось разбавить иронией и мягким юмором именно в той пропорции, когда эта тема всё ещё остается основополагающей, но уже не довлеет над сюжетом и превращается в четко продуманный и логически непротиворечивый антураж, на фоне которого разворачивается во всю ширь полная мудрости и крайне атмосферная история взросления главного героя: «Ты живой, Никт. Это значит, твой потенциал бесконечен. Ты сможешь достичь чего угодно, сделать любое открытие, найти что-то новое. Если ты захочешь изменить мир, он изменится».

Итог: несомненная удача автора, удивительный текст, в который окунаешься с головой и с которым не хочешь прощаться. Недаром книга взяла Locus и Hugo за 2009 год. Гейман в очередной раз не разочаровал и не утратил одного из высших мест в моей личной иерархии читательских предпочтений. Однозначно и с немалым удовольствием рекомендую.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый раз, переворачивая последнюю страницу нового романа этого чудаковатого британца с яркой искрой веселья в глазах, я задаюсь вопросом: «Как ему удается?».

Какие такие потайные дорожки Гейман знает к сердцам и мыслям читателей? Почему раз за разом его странные, порой пугающие фантазии, словно вирус, надолго захватывают воображение, а потом проникают глубоко в подсознание? Как у него получается сочетать в своих романах и рассказах нежность и крайнюю жестокость, предельную откровенность и призрачную сеть тонких намеков и аллюзий, легкий юмор и глубокие идеи, и при этом не сфальшивить ни в одном из этих моментов?

В «Истории с кладбищем» есть все то, за что я люблю книги Геймана: небанальный сюжет, яркие персонажи, пробирающие до дрожи моменты волнения и даже страха, притягательная атмосфера мистики. Но в этот раз есть еще кое-что.

Признаюсь честно, я знаком с «Книгой джунглей» Редьярда Киплинга только по одноименному советскому мультфильму (а диснеевскую пародию я бы предпочел вообще забыть) и оригинал, к сожалению, никогда не читал. Но и такого поверхностного знакомства достаточно, чтобы проследить весьма очевидные параллели. Маугли, Шерхан, волчья стая, Багира, бандерлоги – все они легко узнаваемы в обитателях старого тихого кладбища провинциального городка. И в этом, пожалуй, кроется основное достоинство книги – в приятном ощущении знакомого, будто ты вернулся в детство и, сидя перед экраном, возможно даже черно-белым, переживаешь каждый момент взросления мальчика-волка.

Впрочем, здесь же кроется и главная проблема, ведь столько явное сходство очень легко спутать с плагиатом. Но это не так. Гейман умело балансирует на грани, когда творческое переосмысление превращается в прямое заимствование. Он не просто пересказывает старую историю на новый лад, он играет с читателем, предлагая разгадать множество тайн, найти разбросанные им по тексту цитаты и отсылки, и, самое главное, дорассказать историю Никта Оуэнса, заполнить пробелы в его жизни. И когда приходит осознание того, что Никто, на самом деле, может стать Кем Угодно, на душе становится очень тепло.

«История с кладбищем» – для меня стала ярчайшей книгой уходящего года, настоящим подарком на праздник. За столь трогательное приключение – 10 баллов.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

''КЛАДБИЩЕ... ЭТО МЕСТО, ГДЕ ГОВОРЯТ МЕРТВЕЦЫ''.

Стивен Кинг. ''Кладбище домашних животных''.

Думаю, трудно подобрать лучший эпиграф к удивительной книге удивительного автора Нила Геймана. В ней мертвецы и говорят, и думают, и проявляют чувства лучше иных людей. Да и почему бы нет? Это ведь те же люди, только отжившие, можно сказать, они даже мудрее живых: они уже окончательно сформировали свои убеждения и принципы, и ничто не заставляет их сменить. Им чужды жадность, корысть, трусость — смерть объединила, уравняла богача с бедняком, аристократа с простолюдином. Кладбище у Геймана — символ накопленных знаний и идеал равноправного общества — ибо таковое возможно лишь в смерти (любителям утопий придется с этим смириться...)

Ничего удивительного в том, что лучшие уроки жизни осиротевшему мальчику дают именно мертвые. Около каждого с детства собирается довольно узкий круг людей, близких ему по социальному статусу и образу мышления, в результате человек как бы ''консервируется'' в своей среде, отторгая все отличное от нее. А Никт рос в обществе самом разнообразном, соединенном воедино самой Смертью (мальчишка-подмастерье соседствует там с римским легионером), и это сделало его многогранной личностью.

При том, автор вовсе не преклоняется перед смертью, отрицая жизнь. Просто кладбище — это место, где говорят мертвецы и, если живые к ним прислушаются, то смогут больше узнать о жизни.

Говоря короче, перед нами простенький роман со сложнейшим глубинным смыслом; прекрасная философская сказка, каковых в мире осталось совсем немного. Большинство великих сказочников сами уже мертвы, но их уроки усвоил Нил Гейман, подобно своему герою Никто выучившийся у мертвецов. Ведь истинное величие — в умении слушать и понимать...

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзывов уважаемых лаборантов не читал. Поэтому заранее извиняюсь за возможные повторы.

Российское издание нового романа Нила Геймана является ярчайшим примером несоответствия формы и содержания. Это всё равно как шоколад высшего сорта завернуть в использованную туалетную бумагу и продавать в таком виде. Какая-то общая тетрадь, а не книга. И где иллюстрации за которые автор благодарит художников? Издатели могли бы и повежливее отнестись к писателю... Уважение, конечно, несколько прослеживается... В ценнике.

Ну про форму и всё. Теперь о содержании. Вот тут уж ничего не скажешь — литература высшей пробы. Не 583-ей, даже не 999-ой, а тысячной (к сожалению такой нет). Не знаю какое впечатление производит эта «страшная сказка» на детей (сам-то я достаточно давно вышел из детского, отроческого и даже юношеского возраста), но я прямо-таки заболел этой книгой. Не мог оторваться, пока не прочитал (5 часов, считая перерывы на приём пищи). Лёгкий язык — одно из главных достоинств романа. Он же и большой минус — не удаётся растянуть удовольствие на несколько дней.

Сюжет не нов. И сам Гейман это признаёт, указывая киплинговскую «Книгу джунглей», как источник вдохновения. Много Маугли уже народилось в фантастике — и Тарзан Берроуза, и Джон Старк Брэккет , и Майкл Валлентайн Смит Хайнлайна. Но эти предшественники Никта Оуэнса воспитаны или разумными инопланетянами, или вполне реальными земными зверями... А тут в роли воспитателей и опекунов выступают разумные, но нереальные существа, которых мы привыкли считать символами злого начала. Покойники такие же люди, как и читатели — со своими слабостями, со своими пунктиками, но только неосязаемые и не всеми видимые. Автор как бы иллюстрирует своей сказкой известную поговорку «Бояться нужно не мёртвых, а живых». И на самом деле — немногие человеческие персонажи, в отличие от обитателей кладбища, — средоточие зла. И в портретах одноклассников Никта, и в образах мастеров-на-все-руки нет ничего притягательного. Неудивительно, что только взросление принудило молодого Оуэнса покинуть добрый и тёплый дом, которым стало для него кладбище, и отправиться в человеческий мир. А вот всякая нечисть (ну может быть за исключением упырей-бандерлогов) вызывает симпатию, добрую усмешку и даже желание подружиться.

Добавлю, что за последние года три мне не попадалось ничего столь же душевного, захватывающего и очень доброго, как эта «странная история». С большим сожалением расставался с героями... Но я ещё вернусь к этой сказке «для взрослых, которые были детьми и для детей, которые станут взрослыми».

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О, как давно меня так не затягивал сюжет, не пронзал на сквозь всё моё существо, как давно я не замечал, как минуют страницы и взрослеет герой. Давно конец книги не был столь не желаемым. Хотелось читать всё дальше и дальше, переживая вместе с Никтом его приключения.

Но столь нежелаемый конец был не минуем. Как и взросление. Хотелось мне этого или нет, я отлично понимал, что так надо. Нельзя живому прожить среди мертвых всю свою жизнь. Нельзя всегда оставаться ребенком. Все мы родом из детства, но каждый, рано или поздно, из него выходит. Потому что так надо.

«Книга кладбища» теперь занимает видное место на моей книжной полке. Такое место, от куда я смогу её достать в любой момент, чтобы вновь погрузится в этот живой мир мертвых. Несомненно, благодаря Гейману я по-новому взглянул на знакомые с детства джунгли Килинга. Кроме того, для меня эта книга помогла по-новому взглянуть на жизнь и смерть. Как человеку, по долгу своей учебы регулярно встречающий смерть и трупы, эта книга показалась мне отличным руководством, эдаким подспорьем для собственного психологического кокона, который я подсознательно построил для защиты себя.

Эта книга, которую я буду читать своим детям. Кто-то скажет, что это не правильно, что такие вещи нельзя давать детям. Я возрожу. Смерть, как явление, неизбежна и скрыть его нельзя, Но не нужно делать акцент на смерти, нет. Ведь смерть не главное, главное Жизнь!

Хочу сказать спасибо «Истории с кладбищем» за прекрасно проведенную ночь. Для меня это лучшая книга, которую я прочел за последнюю пару лет.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из тех книг, которую следует читать в подростковом возрасте, когда воспринимаешь происходящее в книге не задавая себе лишних вопросов. Мой внутренний ребёнок в восторге, а мой внутренний взрослый скептически хмыкает.

«Ребенку» понравился необычная ситуация и мир мертвых. Особенно завораживает и пугает путешествие через «упырью дверь». И безусловно интересно наблюдать взаимодействие Никта с внешним миром, как он взрослеет, как меняются его интересы.

По поводу того, что в некоторых отзывах спрашивают зачем учить Никта сверхъестественным умениям, если повзрослев, он станет обычным человеком.

А по моему это очень символично... У детей более открытым разум, они более иррациональны чем взрослые, они верят в чудеса, и у них открытая душа... А взрослые рациональны и отягощены грузом знаний, им трудно поверить и принять необычное. Поэтому повзрослев Никт и теряет свои способности. Момент этой утраты символичен, он характеризует конец детства...

А вот здесь вступает мой внутренний взрослый». И начинается приземленный разбор полетов. Насколько НИкт приспособлен к реальной жизни? Знает ли он что делать, куда идти? Понимает ли он что надо выбирать будущее дело, учиться работать? И вообще насколько легко ему придется во взрослой жизни? Насколько его смогли подготовить к реалиям мертвые хотя в плане самообслуживания и социально-бытовых навыков? И что-то мне подсказывает, что Никту будет очень нелегко за порогом кладбища, и его путь будет труден и тернист. А если ему удастся с честью пройти через все жизненные неурядицы и не сломаться, то значит у Никта действительно сильный характер.

А напоследок хочется сказать герою «Ты повзрослел Никто Оуэнс! И тебя впереди ждет долгая и неповторимая жизнь! Но твой путь не будет выстлан розами. Теперь ты сам по себе и тебе придется самому прокладывать свой жизненный путь!»

Какой-то у меня очень приземленный взгляд на книгу, но очень хочется подольше оставаться в душе ребенком и просто получать удовольсвие от подобных книг, а не смотреть на них критическим взглядом взрослого.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маугли, которого воспитали кладбищенские призраки — это, как минимум, стильное допущение. Еще более стильно ввести с первых страниц вампира и до конца книги ни разу не упомянуть слово «вампир» или его синонимы. В сумме — отличная книга весьма специфического свойства, почти хрестоматийный образчик того, что на загнивающем западе называют «kidult fiction» — литературой и для детей, и для взрослых. То есть, чтиво подразумевает и наивную интерпретацию (сказка с поучительными идеями, элементами острой сюжетики, признаками романа воспитания), и целиком серьезную (отсылки к мифлогии, европейской демонологии, к классике — помимо Киплинга еще стоит вспомнить Гомера, Стокера, братьев Гримм, аллюзии и сатирические намеки). Такая двойственность досадно проседает только в развязке истории человека по имени Джек — очень уж там все исключительно детское.

Отдельно хотелось бы отметить композицию. Гейман сумел создать увлекательную киплинговскую повесть в новеллах, где каждая глава-новелла самодостаточна, каждая имеет свое настроение, и каждая располагает своим этическим зарядом. Романтическая belle morte, танцующая «ужасный танец» с живыми, лавкрафтовское (в духе «Сомнабулического поиска...») путешествие в город гулей, школьная история об ученике-невидимке — они самодостаточны, несмотря на очевидные параллели с «Книгой джунглей».

Общее впечатление осталось крайне приятное. История о том, как человек вырастает из смерти — ну не восхитительно ли?

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга-сказка, но не для детей. Я бы не стал читать ее перед сном своему ребенку. Она скорее подходит для самостоятельного прочтения. В ней автор затрагивает вопросы, ответы на которые, каждый должен найти сам.

Очень сбалансированное произведение, все главы интересны и увлекательны в равной степени. Сюжет захватывает тебя с первых строк и не отпускает до последней страницы. Нил Гейман дает свою трактовку таких понятий и явлений, как вампир, оборотень и др. И его вариант куда интереснее и приятнее, чем те привычные штаммы из голливудских фильмов. Я надеюсь, что эту книгу не станут экранизировать никогда, потому что не верю, что достоверно передать ее кто-либо сможет. Есть книги которые нельзя отобразить в кино, и «История с кладбищем» одна из них.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гейман волшебник. Настоящий волшебник. У всех его книг есть одна общая черта. Это полное погружение в мир придуманный писателем. «История с кладбищем» исключением не стала. Сказка для взрослых, сказка для детей, и сказка для взрослых детей. Браво Нил!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Истории бывают разные, но не во все хочется верить, не зависимо от того как они написаны. Но «История с кладбищем» сразу притягивает к себе своей простотой и необычностью. В ней есть свои упыри и ведьмы, псы господни и, самое главное, призраки, которых не воспринимаешь как призраков, а как людей той эпохи, в которой они жили. А самое главное — это атмосфера кладбища, где с виду всегда тихо и спокойно, но порой что-то да происходит, оставаясь незамеченным живыми.

Кладбище выступает всего лишь образом, декорацией, на фоне которой пишется история ребенка, оставшегося без родных, но в то же время окруженного заботой и любовью призрачных жителей этого старого кладбища. Каждая глава-рассказ как в калейдоскопе показывает моменты из жизни ребенка, становящегося взрослей с каждой новой историей. И у обычных, рядовых, призраков получается не только воспитывать, но и оберегать ребенка от всего необычного и опасного.

Истории, не смотря на всю мрачность места действия и необычность персонажей, оставляет после прочтения что-то светлое в душе, наталкивая на мысль, что бы не происходило, всегда найдутся добрые души (путь даже и в буквальном смысле), готовые прийти на помощь.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед прочтением этой книги с некоторым скепсисом прочитала «Звёздную Пыль», — фильм-то был великолепный. И на его фоне, как и ожидала, роман (в моём восприятии) несколько померк. Стала читать «История с кладбищем»... Несколько лет не читала ничего такого ...просто гениального. Это щемящее чувство гордого одиночества, настоящего смирения, — до которого далеко священникам... Эта беззащитность человека перед миром людей и полная отверженность — были переданы не раз и не два в историях о сиротах, начиная с Чарльза Диккенса и заканчивая Гансом Христианом Андерсеном. Но так сбросить все покровы с этого чувства, с такой силой и искренностью поставить человеческую Душу на ответ перед Правдой — не смог до Нила Геймана ни один художник, по-моему. Мёртвые спасают от гибели невинное дитя, отвергнутое всем миром настолько, что только души умерших, тоже отвергнутых миром живых, и могут ему сострадать и помочь. И спасая его, и вскармливая, учить добру и любви к жизни — вспомните последнее стихотворение-напутствие. Тому Добру и той Радости Жизни, которым не нашлось места в мире живых, и вот именно это-то и делает такой потрясающей эту невероятную книгу.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не считая комиксов, это первая прочитанная мною книга Нила Геймана.

Основное впечатление – давно я не читал такой хорошей и доброй сказки. Пусть не смутит жуткое начало – на фоне современных фантастики и фэнтези это мелочи. Хотя это и неудивительно – ведь «История с кладбищем» в первую очередь адресована детям.

Концепция романа понятна из авторского предисловия – готическая версия «Книги джунглей» (в оригинале, на английском, книга так и называлась – «Книга Кладбища», The Graveyard Book). История о мальчике, воспитанном призраками и теми, кого люди без разбору привыкли называть «нечистой силой». Почему бы и нет? По крайней мере, привидения и вампиры лучше понимают людей, чем дикие звери.

Да и вообще замысел книги только поначалу кажется слишком смелым. Ведь пугающее и сверхъестественное всегда манит детей. Взрослые люди по большей части или не верят в потусторонние силы, или относятся к ним с опасением и избегают возможного контакта. Дети же всегда относятся к подобным вещам с интересом – с одной стороны, это помогает им самоутвердиться, почувствовать себя более храбрыми, а с другой – у них еще нет четкой культурной установки, что по ту сторону бытия – только зло и чудовища. Ведь в сказках часто те, кто страшен с виду – не так уж злы и опасны.

«История с кладбищем» — книга жутковатая и веселая, грустная и хулиганская; легкая, но между строк скрыты сложнейшие философские вопросы. Кажется, Толкиен говорил о том какой должна быть книга – чтобы ее было интересно читать взрослому, и не стыдно было дать почитать ребенку. «История с кладбищем» отвечает этим критериям на 100%.

Эта одна из тех книг, что ярко передает детское восприятие мира, когда реальность и фантазии сплетаются до неразличимости. Ту самую сверкающую разноцветную вечность, где все по-настоящему, где за смертью следует новая жизнь и нет окончательной гибели, где все впервые и навсегда, откуда ничто не уходит; где раскрываются двери в иные миры, где злые упыри и добрые оборотни, говорящие нетопыри и все видящие кошки, бессильная злоба людей и вечная любовь призраков; где ничто не уйдет безвозвратно и единственная надпись на могильном камне открывает дорогу в глубину времени, потому что этот вечный и юный мир ничего не забывает; и ты в этом мире Никто – его созерцатель, его творец, несуществующий и несущественный, поскольку этого мира нет без тебя, он только сейчас и только с тобой – и от большинства он уходит с годами, никуда не исчезая и оставаясь сам в себе. Лишь немногие могут оставить на всю жизнь нечто большее, чем воспоминания об этом мире – и только такой человек мог написать эту книгу.

Достоинства произведения:

очень оригинальная и смелая концепция;

продуманная композиция, являющейся отсылкой к литературной традиции (от «Книги джунглей» до «Вина из одуванчиков»);

интересный мир;

потрясающая атмосфера;

яркие, запоминающиеся персонажи;

увлекательный сюжет.

Недостатки:

очень малый объем – с такой книгой жалко быстро расставаться.

Итог: одна из самых лучших книг, прочитанных мною в этом году. Заслуженные 10 баллов. Любителям сказок о привидениях и желающим подружиться с вампирами и оборотнями – рекомендую однозначно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления после прочтения самые положительные. Понравилось абсолютно все. Особенно удалась атмосфера не классической кладбищенской, в моем представлении, жизни, а именно эфемерного существования умерших. Коммуна, приютившая главного героя, оказалась неисчерпаемым источником простецкой мудрости. Читаешь вот такую книгу — и будто-бы по волшебству на губах появляется полуулыбка. Персонажи раскрыты несколькими намеками так хорошо, что всю соль понимаешь только после прочтения. Одним словом — это было замечательно. А в двух словах — хочется ещё!:shuffle:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх